Прикладные и фундаментальные науки
Содержание статьи
1. Особенности прикладных и фундаментальных наук
2. Взаимоотношения прикладных и фундаментальных наук
Особенности прикладных и фундаментальных наук
Проблема единства теоретического и практического в исследовании природных явлений особенно интересна в современной науке.
Разделение фундаментальных и прикладных наук является относительным. Как правило, считается, что фундаментальные науки являются базисом, который существенно пополняет либо изменяет знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а также мышления. Прикладные науки считаются науками, которые открывают способы и пути исследования научных идей на практике.
Замечание 1
То есть, фундаментальные науки питают идеями науку, а прикладные – технику, производство и развивают техническую мысль общества. Фундаментальные науки развивают научную мысль вглубь, а прикладные – вширь, позволяя человеку осваивать разные области природы.
Однако, следует отметить следующие моменты:
- идеями науку питают не только фундаментальные, но и прикладные исследования
- в свою очередь, производство и технику питают идеями не только прикладные науки, но и фундаментальные
- фундаментальные науки, так же, как и прикладные, развивают техническую мысль
- и фундаментальные, и прикладные науки питают все сферы общественной деятельности, не только производство и технику
- фундаментальными являются не все исследования, которые не выходят на практику, и наоборот, фундаментальный характер носят не все исследования, которые осуществляются фундаментальной наукой
- прикладные исследования могут иметь фундаментальные значения, так же, как фундаментальные исследования могут иметь прикладное значение.
Взаимоотношения прикладных и фундаментальных наук
Диалектика взаимоотношения прикладных и фундаментальных наук является подвижной, сложной и противоречивой. Прикладные науки без фундаментальных исследований теряют способность воздействия на практику, затухают и опустошаются. В то же время, фундаментальные исследования способны развиваться без разработок прикладного характера. Прикладные исследования питают фундаментальную науку экспериментальными данными, конкретизируют и определяют средства внедрения фундаментальных разработок в практику. Другими словами, прикладные науки являются основой от созерцания к абстрактному мышлению, а фундаментальные – движением от абстрактного мышления к практике через прикладные исследования.
Относительность разделения фундаментальных наук и прикладных выражается категориями сущности и существования, целого и части, многообразия и единства, действительности и возможности, средства и цели и т.д. Эти категории органически связаны между собой, они взаимодействуют и проникают друг в друга. Например, фундаментальная наука определяет сущность развития объектов познания, прикладная наука определяет условия существования каждого из них. Фундаментальная наука изучает объект в целом, а прикладная – особенность каждой отдельной части. Фундаментальная наука выявляет единство однотипных объектов познания, прикладная обнаруживает многообразие их проявления. Задачей фундаментальной науки является поиск возможностей использования исследуемых объектов, задачей прикладной науки является поиск пути реализации таких возможностей. Фундаментальная наука определяет цель изучения объекта, прикладная определяет средства достижения этой цели и т.д.
По вышеуказанным категориям диалектики можно вывести и обратную зависимость между фундаментальными науками и прикладными. Из анализа этой зависимости понятно, что фундаментальная наука играет первостепенную роль в развитии прикладной науки, является базисом. Поэтому пренебрежение фундаментальными исследованиями ради узкого практицизма приводит к неблагоприятным последствиям, которые выражаются в прекращении развития и фундаментальной, и прикладной науки.
Принцип объективного развития науки заключается в том, что прикладные науки могут успешно развиваться, углубляться и множиться исключительно на основе фундаментальных исследований. Этот объективный принцип не могут поколебать такие суждения о фундаментальных исследованиях, как недостаточность практической отдачи, оторванность о практике и малая практическая эффективность. При этом следует заметить, что связь науки и практики может носить как непосредственный характер, так и опосредованный. Эта связь может быть как прямой, так и посредством промежуточных звеньев, быть как описательной, так и обобщающей. Однако эти связи существуют, выступая при этом иногда явно, а в ряде случаев – завуалировано, скрытно. В случае, если такие связи отсутствуют, то нет и науки.
Отсюда вытекает необходимость развития фундаментальных исследований и интегрирования их с соответствующими разработками прикладного характера. Фундаментальные исследования, являясь абстрактным выражением реальности, восходят к конкретным явлениям через разработки прикладных наук, реализуются в них и преобразуют эти явления.
Таким образом, в единстве теоретических исследований и практических изысканий заложен огромный потенциал научного познания, знания и научной деятельности.
В современной науке существует два подхода к рассмотрению фундаментальных и прикладных наук.
С одной стороны, существует мнение, что прикладная наука является более полезной, чем фундаментальная. Однако базовое знание необходимо для практических разработок. Таким образом, прикладная наука опирается на теоретические исследования.
Другая точка зрения предполагает, что необходимо перейти от теории к практике вместо поиска решения для актуальных проблем.
Замечание 2
В обоих подходах есть доля истины. Существуют проблемы, для решения которых необходимо немедленное практическое вмешательство. Однако, основная часть решений находится только при помощи использования результатов фундаментальных исследований.
Ярким примером взаимодействия фундаментальных и прикладных наук для решения практической проблемы является проект геном человека. этот проект опирался на фундаментальные исследования простых организмов. В результате этого были использованы данные прикладных исследований для поиска способов ранней диагностики и лечения заболеваний, обусловленных генетически.
Наука фундаментальная — что это? Отвечаем на вопрос. Прикладные исследования в науке
Фундаментальные прикладные исследования в науке с каждым годом приобретают все большее значение. В связи с этим актуальным является вопрос определения места прикладных исследований и фундаментальных наук.
Роль прикладных и фундаментальных исследований в науке очевидна не только в теоретическом, но и социально-экономическом плане.
Страницы истории
По мере проведения научно-технической революции происходит возрастание доли инженерных разработок и прикладных исследований. Но поскольку наука фундаментальная — это совокупность нескольких отраслей знаний, без существенных и систематических исследований сложно вести речь о поисковых исследованиях фундаментального плана.
Только в случае правильного соотношения разработок и приложений для прикладных наук можно вести речь о развитии данного направления. Академия фундаментальных наук систематизирует отдельные разработки и исследования, отвечает за организацию нормальной работы всех прикладных отраслей.
Проблемы
Так как наука фундаментальная — это совокупность разнообразных видов исследований, возникают проблемы, связанные с подбором методологии исследований. Например, трудно выделить фундаментальные, поисковые направления, которые не связаны с современной практикой, но способны позитивно воздействовать на перестройку в сфере технологичного производства. Например, физика — фундаментальная наука, на основе которой разрабатываются инновационные механизмы и производства.
Факторы, оказывающие влияние на проведение исследований
Какова роль прикладных и фундаментальных исследований науки в современном обществе? Данный вопрос изучается социологами на протяжении длительного временного промежутка. Удалось установить взаимосвязь между направлениями, выбираемыми для проведения научной работы и внешними экономическими, социальными, культурными признаками.
Даже в случае умелой стратегии руководителя эксперимента, при полноценном планировании, прогнозировании исследования часто появляется масса проблем, которые тормозят получение результатов. Так как наука фундаментальная — это системный подход к проведению разнообразных экспериментов и исследований, любое промедление часто приводит к необходимости серии повторных опытов.
При одностороннем стимулировании прикладных отраслей науки либо при проведении только теоретических исследований трудно рассчитывать на положительный результат, создание материалов, способствующих развитию науки. В таком случае роль фундаментальной науки для социального общества будет минимальной, ни о каком прогрессе речи не идет.
В настоящее время в отечественной фундаментальной и прикладной науке наметились позитивные тенденции на преобразование и развитие. Со стороны государственной власти предпринимаются определенные меры, направленные на усиление значимости прикладных исследований.
Различие между прикладными и фундаментальными исследованиями
Наука фундаментальная — это те исследования, которые направлены на анализ новых явлений, процессов, эффектов, открытие законов, которые бы объясняли процессы, управляли ими.
При проведении прикладных исследований применяют фундаментальные исследования в интересах социального общества. Представители фундаментальной школы часто не задумываются о том, какую пользу принесут для практической деятельности открытые законы и явления. Например, химия — это фундаментальная наука о природе, которая характеризует взаимодействия химических веществ, анализирует механизмы протекания превращений.
Для того чтобы использовать эти знания, у данной науки существует множество прикладных направлений. Именно они отвечают за практическое внедрение открытых фундаментальных правил и законов, принципов и результатов, прочитывание той экономической прибыли, которая при этом возможна.
Взаимосвязь прикладных и фундаментальных исследований
На протяжении длительного промежутка времени фундаментальные и прикладные исследования противопоставлялись друг другу, в результате чего возникла огромная пропасть между наукой и практикой, негативно отразившаяся на экономическом развитии страны. Прагматический и утилитарный подход к научным исследованиям, предполагающий сосредоточение внимания на мгновенных практических результатах, так же как и вариант, предполагающий получение чистых знаний, неактуален и неприемлем для полноценного существования и развития науки.
Идеальной считается ситуация, в которой фундаментальные знания дополняются и подтверждаются прикладными исследованиями и экспериментами.
Фундаментальные законы объективного мира являются основой для использования в практической деятельности, они составляют базу для проведения научно-технического прогресса. Исследования в разнообразных прикладных сферах позволяют выдвигать фундаментальные проблемы, совершать важные фундаментальные открытия на основе исследований. Правильнее вести речь о прикладном и фундаментальном характере в рамках одной научной дисциплины.
Почему биология — фундаментальная наука? Данный вопрос имеет особую важность с учетом направлений, анализируемых в этой науке. Имея представление об особенностях строения и функционирования живых организмов, можно выявлять проблемы, искать способы их устранения. Благодаря существованию фундаментальной биологии, развивается фармацевтическая и химическая промышленности, осуществляются инновации в медицине.
В зависимости от специфики науки, между ее теоретическими и практическими результатами существует разная связь с социальной жизнью, реальным производством. Подразделение проводимых исследований на прикладные и фундаментальные было вызвано увеличением масштабности научной работы, также увеличением применения в практике ее результатов.
Значимость научных исследований
Наука в качестве специфической формы общественного института и сознания появляется и формируется как вид познания законов природного мира, способствует целенаправленному овладению ими, подчинению природных стихий во благо человечества. Безусловно, еще до открытия различных законов люди пользовались силами природы.
Но масштабы такого взаимодействия были весьма ограниченными, в основном они сводились к наблюдениям, обобщениям, передаче рецептов и традиций от поколения к поколению. После возникновения наук о природе (географии, биологии, химии, физики) практическая деятельность прибрела рациональный путь развития. Для практического внедрения стали применять не эмпирию, а объективные законы живой природы.
Отделение теории от практики
Сразу после появления фундаментальной науки действие и познание, практика и теория стали дополнять друг друга, вместе решать определенные задачи, позволяющие существенно повысить уровень социального развития.
В процессе прогресса науки появляется неизбежная специализация и разделение труда в области исследовательской деятельности. Даже в теоретической сфере происходит отделение экспериментов от фундаментальной базы.
Промышленная значимость
Экспериментальная база в химии, физике, биологии в настоящее время связана с промышленным производством. Например, современные установки для осуществления термоядерных превращений представлены в полном соответствии с заводскими реакторами. Основной целью прикладной отрасли в настоящее время считается проверка определенных гипотез и теорий, поиск рациональных путей внедрения результатов в конкретное производство.
Космические исследования
После разделения прикладной и теоретической деятельности в естествознании появились новые виды прикладных дисциплин: техническая физика, прикладная химия. Среди интересных направлений технического знания особое значение имеет радиотехника, атомная энергетика, космическая отрасль.
Многие результаты основополагающих технических дисциплин, например, сопротивление материалов, прикладную механику, радиоэлектронику, электротехнику непосредственно на практике не применяют, но на их основе функционируют разнообразные промышленные производства, без которых невозможно создать ни один современный электронный гаджет.
В настоящее время уже никто не рассматривает технические дисциплины в качестве отдельных направлений, их внедряют практически во все отрасли естествознания и производства.
Новые тенденции
Для решения комплексных и сложных технических проблем перед прикладными направлениями ставят новые задачи и цели, создаются отдельные лаборатории, в которых осуществляются не только фундаментальные, но и прикладные исследования.
Например, кибернетика, а также смежные с ней дисциплины способствуют моделированию процессов, происходящих в природе, живых организмах, помогают изучать особенности происходящих процессов, искать способы решения выявляемых проблем.
Это является подтверждением взаимосвязи между прикладными и фундаментальными научными исследованиями.
Заключение
Не только социологи по результатам проводимых исследований говорят о необходимости поиска тесной взаимосвязи между прикладными экспериментами и научными фундаментальными законами. Сами ученые понимают актуальность проблемы, ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Академик П. Л. Капица неоднократно признавал искусственность подразделения науки на прикладную и базисную часть. Он всегда подчеркивал трудность поиска той тонкой грани, которая бы стала границей между практикой теорией.
А. Ю. Ишлинский говорил о том, что именно «отвлеченные науки» способны вносить максимальный вклад в формирование общества, его развитие и становление.
Но при этом существует и обратная связь, предполагающая применение практических результатов исследований для объяснения научных фактов и законов природы.
Все эксперименты прикладного характера, которые не являются по своему характеру фундаментальными, направлены именно на получение конкретного результата, то есть предполагают внедрение получаемых результатов в реальное производство. Именно поэтому высока актуальность поиска взаимосвязи между научной и практической сферами при проведении работы в исследовательских научных центрах и специализированных лабораториях.
Какая наука самая фундаментальная?
Какая из наук самая основная? Физику можно считать самой фундаментальной из всех наук, поскольку все остальные вытекают из основных принципов сил, движения, электромагнетизма и термодинамики. И все же физические законы — это математические модели мира; однако сама математика абстрактна, вытекает из теоретических построений философии. Но философия возникает из теорий разума или психологии. Сам разум зависит от биологии мозга… которая представляет собой не что иное, как химические реакции молекул, таких как нейротрансмиттеры и белки. И, конечно же, химия зависит от поведения атомов и сил, которое ограничено физикой. Вам понравится мой рифф на YouTube о вечном цикле.
На самом деле, философия, логика и «разум» — это более свободные версии того же безумия, которым страдают математики… на самом деле верящие, что можно доказать что угодно словами или символами, набросанными на бумаге. Прагматическая (англо-шотландско-американско-идишская) ветвь Просвещения (в отличие от франко-германско-итальянского крыла) подчеркивает господство объективной реальности над субъективной реальностью. Подчеркну, что я верен прагматическому крылу. Потому что это единственная система, которая когда-либо кричала «ВСЕ ЗАКЛИНАНИЯ НА 90+% ЯВЛЯЮТСЯ ЗАБЛУЖДЕНИЕМ!»
Да, даже (особенно!) платоновский так называемый «разум». Заблуждение — величайший талант человечества, источник нашего великого искусства, источник большей части нашей любви! Но также и почти все наши преступления. Его всегда удерживали от причинения вреда только методами просветления.
И тем не менее… мы были бы никем без нашего искусства заклинания. (Что такое научная фантастика? 😉 И разум, на своем месте, служит важным партнером науки. Вместе математика, логика и рассуждения составляют великое СИСТЕМА ГЕНЕРАЦИИ ГИПОТЕЗ. Гипотезы, которые затем может проверить настоящая наука.
Конечно, сказав это, позвольте мне повторить, что все их практикующие — все те, кто действительно верит в их метафоры, или в то, что вы можете доказать что-то на бумаге, или что «левое против правого» имеет какое-то реальное значение — они… ну… совершенно сумасшедшие. Почти так же безумны, как и авторы научной фантастики! (За исключением того, что мы честны в этом). Мы — и как понять, когда им не доверять. Фундаментальная ошибка, приведенная здесь, основана на старой шутке: однажды ночью полицейский находит пьяницу, ползающего под уличным фонарем. — Что ты там делаешь? — спрашивает офицер. Мужчина объясняет, что потерял кошелек — через улицу. — Тогда почему ты смотришь сюда? — спрашивает офицер. «Потому что здесь светлее», — отвечает мужчина. Точно так же у ученых может быть тенденция проводить свои исследования там, где свет лучше, — подсчитывать и измерять то, что они могут, на доступных предметах, на проектах, которые могут быть профинансированы. Фридман берет на себя неточность экономических прогнозов, постоянно меняющееся здоровье и медицинские исследования.
Может ли «культурная война» иметь биологическую причину?
«Toxoplasma gondii, паразит кошек, способный размножаться только в кишечнике кошки. Нужно найти кота. Обычно это происходит путем обнаружения того, что едят кошки, например крыс. Внутри крыс он проникает в мозг, где крыс привлекает запах кошачьей мочи, которого они обычно избегают (а кто нет). Крыса, которая следует за кошачьей мочой, попадает в кишечник кошки, где Toxoplasma gondii может, наконец, спариваться. Но T. gondii также попадает в организм человека (именно из-за этого паразита беременным женщинам настоятельно рекомендуется избегать кошачьего туалета). На самом деле, по оценкам, шестьдесят миллионов американцев могут быть инфицированы в любой момент». Влияет ли T. gondii на поведение человека? Предварительные исследования показывают, что да. Ученые обнаружили, что это вызывает высвобождение химических веществ в нашем мозгу, которые делают нас более склонными к тревоге, сокращают время нашей реакции и повышают вероятность попадания в опасные ситуации. Самцы и самки реагируют по-разному.
Что заставляет меня задуматься… Может ли чума, подобная этой (или еще неизвестной), быть частично ответственной за всплеск иррациональности, наблюдаемый сегодня в Америке?
«Пик нефти» — это миф?
В Австралии есть то, что кажется дубликатом месторождения Баккен с текущими оценками в 5-11 миллиардов баррелей извлекаемой нефти на основе современных технологий.
Парижский бассейн может иметь больше извлекаемой нефти, чем нефтяное месторождение Баккен. (Да, это Париж, Франция, вплоть до Бельгии.
Добыча нефти в Ираке сейчас превышает 2,7 миллиона баррелей в день. За последние две недели он увеличился примерно на 350 000 баррелей в сутки. Ирак планирует добывать 12 миллионов баррелей в день примерно через десять лет. Некоторые думают, что через десять лет они смогут достичь 6 миллионов баррелей в день.
Похоже, предки тварей были очень-очень заняты превращением в углеводороды. Вопрос в том, позволят ли нынешние нефтяные цари подорвать свою нынешнюю власть? А что нам делать с углеродом?
Краткий обзор докторских программ
Потрясающие статистические данные исследовательского центра Pew Research Center: только 6 % ученых в США являются республиканцами, 55 % утверждают, что они демократы, 32 % — независимые, а 7 % — свободные. По мере того, как американская политика становится все более поляризованной, наука должна быть золотой серединой разума и рациональности. И все же — Конгресс Гингрича стер и запретил все научные консультативные группы на Капитолийском холме. Культурная война — это не противостояние левых и правых. Речь идет о разжигании популистской, невежественной ярости против всех людей в обществе, которые действительно что-то знают. Все люди, которые могут бросить вызов возвращению к феодализму.
Кто сейчас получает докторскую степень? Для получения большого количества данных о докторских степенях см. это исследование NSF: Науки о жизни занимают наибольшую долю (23%) докторов наук. Впервые (2009 г.) больше женщин, чем мужчин, получили докторские степени. Женщины получают 67% докторских степеней в области образования, 58% в области социальных наук, 31% в области инженерии. В целом женщины получили 42% докторских степеней в области естественных и технических наук по сравнению с 29% в 1989 году. Не граждане США получают 31% докторских степеней, причем большинство из них получают студенты из Китая и Индии. Меньшинства по-прежнему недостаточно представлены: чернокожие 7%, латиноамериканцы 6% докторских степеней.
И тем не менее только 57 % докторантов завершают работу над докторской диссертацией в течение десяти лет после начала работы – из-за отсутствия финансирования, плохого контроля или общей усталости. Даже у тех, кто финиширует, перспективы плохие. Предложение превышает спрос: 100 000 человек получили докторские степени в Америке в период с 2005 по 2009 год, в то время как для новых профессоров было открыто всего 16 000 вакансий.
Новости космоса
Ученые находят доказательства существования нескольких вселенных. Четыре круговых узора в космическом микроволновом фоновом излучении могут указывать на множественные волны Большого взрыва.
Президент Обама призывает НАСА придумать менее дорогой способ запуска: в ответ инженеры НАСА предлагают объединить рельсовую пушку с ГПВРД — требуется две мили пути, самолет, который может летать со скоростью 10 Маха.
Вояджер-1 , запущенный в 1977 году, достиг края нашей Солнечной системы и больше не получает толчок от солнечного ветра. После грандиозного путешествия мимо Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна «Вояджер-1» движется со скоростью 58 000 миль в час, покидает солнечную гелиосферу и направляется в межзвездное пространство, куда еще не ступала нога зонда. В-гер? (В «Звездном пути» Ви-гер на самом деле был «Вояджером-6»). «Вояджер» предоставляет свежие данные о природе солнечного ветра.
Разбейте астероид или комету о Землю на своем компьютере и рассчитайте нанесенный ущерб. Воздействие: Земля! — это интерактивный веб-сайт, используемый НАСА и Министерством внутренней безопасности. Введите диаметр, плотность и скорость приближающегося объекта, его угол входа и цель на Земле — и бац! Каждый день Земля подвергается бомбардировке более чем 100 тоннами внеземного мусора, причем крупные события происходят каждые сто лет или около того.
И наконец… грядущее десятилетие…
Пусть это будет честолюбие, взрослость, переговоры, наука, любопытство, приключения, свобода и прагматичное решение проблем.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Влияние фундаментальной науки на исследователей и общество
Неудивительно, что после Нобелевской премии по химии в 2016 г. одними из наиболее часто задаваемых вопросов были: «Что мы можем использовать ваше исследование? и «Есть ли у него какое-либо применение?». Эти вопросы могут иметь различное происхождение: во-первых, неспециалистам очень трудно понять исследование, удостоенное этой премии, потому что оно очень абстрактно. Таким образом, наличие (псевдо)приложения или визуализации исследования может быть эффективным. Неудивительно, что «наноавтомобиль» получил такое широкое признание. Человеческий разум склонен искать какой-то конкретный пример, который поможет ему понять абстрактные понятия. Во-вторых, общество считает, что любое исследование должно иметь хоть какую-то ответственность перед его спонсорами, которыми часто является общественность. В-третьих, в мире, где мы сталкиваемся со многими проблемами, может быть трудно — если не невозможно — увидеть, как такие исследования способствуют решению повседневных проблем вокруг нас (будь то голод, война, энергия, изменение климата, здоровье и т. д.). Это «недостающее звено» может привести к разочарованию и спровоцировать желание увидеть немедленную пользу и продукты, улучшающие повседневную жизнь. Сегодня все большее число аспектов жизни подвергается пристальному вниманию с точки зрения инноваций, производительности и экономических мер. Таким образом, становится все труднее и труднее оправдать исследования, которые не приносят непосредственной выгоды. Фундаментальные исследования как таковые, похоже, застряли в борьбе за финансирование, за профессорские должности, а иногда даже за свое существование.
Термин «фундаментальная наука» или «исследование» в отличие от «прикладного исследования» используется здесь для описания исследования без непосредственной очевидной ценности, применения или продукта, часто также называемого фундаментальным исследованием. Часто он призван ответить на конкретный (набор) вопрос (ов). Для такого рода исследований важны следующие критерии: (1) его результат часто неизвестен, (2) исследователь работает на переднем крае знаний (никто ранее не делал ничего подобного) и (3) исследование расширяет существующие знания. . Исследовательские усилия, за которые в этом году была присуждена Нобелевская премия, а также открытие редактирования генов и эксперименты, проведенные в ЦЕРНе, являются прекрасными примерами такого рода исследований.
Участник #LiNo17 Михаэль Лерх в настоящее время проводит свои докторские исследования в лаборатории Бена Феринги в Гронингенском университете. Фото/Предоставлено: Душан Коларски
Во времена ужесточения бюджетов на исследования и растущей экономии университетов и результатов исследований в связи с увеличением числа студентов фундаментальные исследования подвергались тщательному анализу и подвергались критике. Это не обязательно плохо, поскольку такое тщательное изучение и нехватка ресурсов, возможно, могут повысить качество исследований. Однако в рамках этих дискуссий, как правило, забываются некоторые полезные аспекты и эффекты фундаментальной науки. Поэтому я хотел бы подчеркнуть, как фундаментальная наука формирует своих практиков и влияет на общество. Фундаментальные исследования — это школа жизни, и они играют важную роль в развитии критического мышления и творчества. Фундаментальная наука также приносит пользу обществу, например, генерируя знания, обеспечивая неожиданное долгосрочное применение, формируя независимых и критически настроенных граждан, а иногда поддерживая лидерство и обучение. Чтобы фундаментальные исследования были эффективными, такие аспекты, как достоверность в постфактумном мире, имеют первостепенное значение. Также очень важно, чтобы исследователи и общественность, которая готова слушать, были равноправными партнерами в диалоге. Для обеспечения такого диалога важное значение приобретает социальная компетентность исследователей. Ответственность исследователя заключается в том, чтобы активно выходить и рассказывать публике, почему ученые делают то, что они делают, каковы преимущества и почему фундаментальные исследования так важны. Собрания лауреатов Нобелевской премии в Линдау уже несколько десятилетий играют в этом важную роль. Кроме того, Нобелевские лауреаты часто являются провидцами своего времени и вдохновляющими образцами для подражания как для успешных подходов в исследованиях, так и для экспертов в области социальных компетенций и коммуникации, столь важных для диалога с широкой общественностью.
Воздействие на студентов
Фундаментальная наука в том виде, в каком она сложилась с появлением университетов, является прежде всего образовательным опытом для студента. Защитил докторскую диссертацию. часто является преобразующим процессом и оказывает огромное влияние на личностное развитие. Этот преобразующий опыт напрямую связан с природой фундаментальных исследований. В этом контексте стоит выделить три аспекта: (1) социальный инструментарий/формирование характера, (2) критическое и аналитическое мышление и (3) креативность.
Характер можно формировать с помощью различных инструментов и подходов. Хотя желаемые черты характера со временем меняются и являются предметом публичных дебатов, есть определенные черты, которые связаны с успехом в жизни: стойкость, терпимость к разочарованиям, знание собственных ограничений, стойкость, честность и надежность. Научные исследования сложны и могут быть очень разочаровывающими. Как только человек начинает изучать основные инструменты и навыки, необходимые для успешного исследователя, он сразу же сталкивается со своими собственными ограничениями, границами личных, но также и общих знаний. Многие студенты, хотя и привыкли писать небольшие научные работы, никогда раньше не занимались самостоятельной интеллектуальной работой. Сделать это очень сложно и тем более неприятно. Помимо повышенной тревожности и чувства неадекватности, многие студенты чувствуют себя недовольными выбранной ими работой, поскольку они не готовы к стрессу и разочарованию, которые сопутствуют ей. Преодоление ежедневных проблем, связанных с исследованиями, требует тяжелой работы, стойкости, самоотверженности и настойчивости и способствует воспитанию ответственных, независимых граждан мира.
Кроме того, в основе науки лежит очень высокий стандарт и кодекс поведения. Это учит студентов честности и надежности. Соответствующий контроль и коучинг могут иметь первостепенное значение для успеха ученика. Если говорить об успешном кандидате наук. студенты, у которых было много свободы во время учебы в докторантуре, они часто говорят, что первый год был для них потерянным годом: «Я понятия не имел, как проводить исследования», «Я был настолько неэффективен в начале» или « Я не знал, почему и как я должен проводить исследования». Если говорить дальше, часто становится очевидным, что, хотя с научной точки зрения этот начальный период времени может показаться «непродуктивным», на самом деле он был периодом фундаментальной трансформации мышления человека и предоставил ему или ей инструментарий, необходимый для исследования. И именно этот аспект, на мой взгляд, делает фундаментальные исследования ценными как образовательный эксперимент, выходящий далеко за рамки самих исследований.
Докторант разрабатывает молекулярные фотопереключатели, которые могут управлять биологическими функциями. Фото/Предоставлено: Душан Коларски
Однако настойчивость, стойкость и трудолюбие не помогут вам полностью. Умственные способности, такие как дисциплина ума, а также критическое и аналитическое мышление, также имеют решающее значение. Таким образом, то, чему учат в университете, необходимо для дальнейшего успеха в исследованиях. Подход к фундаментальным исследованиям определяет разницу между продуктивностью и потерей из виду цели и задачи. Этот подход вместе с умственными, социальными и интеллектуальными инструментами, которые с ним связаны, — это то, чему необходимо обучать младших школьников и исследователей. Возьмите на себя ответственность, будьте активны, выбирайте то, ради чего вы работаете, знайте, почему вы выбрали это, и будьте в состоянии и готовы защищать это перед другими. Это не только научное образование, но во многом и политическое: научиться не просто принимать факты как таковые, а как можно лучше их проверять, осознавать важность настойчивости и того, что ничего действительно важного не дается без усилий, и развивать устойчивость. Это не означает, что при правильном подходе к исследованиям делать их ежедневно становится легко — это далеко не так. Но наличие структуры, позволяющей понять, почему человек что-то делает и к чему это может привести, может помочь повысить устойчивость, необходимую для достижения успеха не только в науке, но и в жизни. Кроме того, фундаментальные научные исследования слишком разочаровывают, если у вас нет умственного и научного инструментария, чтобы хотя бы достичь «мини-побед», достигнув промежуточных этапов, которые можно опубликовать и которые позволяют вам чувствовать себя продуктивно определенным образом. Это также причина, по которой обычно рекомендуется учиться у лучших практиков в этой области.
Наконец, творчество необходимо. В физических науках, где большинство экспериментов терпят неудачу, творчество поддерживает исследования, помогает нам каждый раз видеть проблемы, с которыми мы сталкиваемся, под другим углом, позволяет нам выдвигать новые идеи и смотреть на изучаемый предмет так, как никто никогда. смотрел раньше.
Воздействие на общество
Преобразование образования, достигнутое посредством описанных выше исследований, важно не только для исследователя, но и для общества. Большинство подготовленных специалистов перейдут из научных кругов в другие области работы, включая промышленность, консультирование и услуги. Здесь важны передаваемые навыки. Помимо часто упоминаемых навыков, таких как презентация, супервизия и тайм-менеджмент, знакомство с фундаментальными исследованиями в гораздо большей степени является фундаментальной тренировкой мышления и поведения, что приносит пользу обществу. К сожалению, эти аспекты часто упускают из виду, потому что очень трудно заставить неученых понять, что на самом деле означает проведение фундаментальных исследований.
Наши рабочие места постоянно меняются. Технологические достижения меняют нашу среду и то, как мы работаем и живем. Индустрия 4.0 и достижения в области автоматизации и искусственного интеллекта сделают работников умственного труда более важными. Инструменты и навыки, полученные в результате исследований, позволяют нам ориентироваться в такой среде. Чисто с экономической точки зрения полученные знания и навыки делают исследователей полезными на самых разных должностях и дают им возможность быть продуктивными и независимыми работниками, которые делают новые открытия. Вдобавок, помимо непосредственно полезного с философской точки зрения знания, ответы, найденные в результате фундаментальных исследований, часто позже извлекаются в совершенно не связанном с этим контексте и могут привести к впечатляющим применениям: ЖК-дисплеям, фотодинамической терапии и зеленому флуоресцентному белку, и это лишь некоторые из них. .
Академический мир интернационален, многие исследователи учатся за границей, посещают и знакомятся с различными культурами и регионами мира. С усилением регионализма и ростом значения национальных государств важное значение имеют культурное взаимопонимание и глобальные связи. Кроме того, открытость к новым вещам и способность работать в мультикультурных и международных командах делают исследователей очень ценными дополнениями для работодателей.
Майкл в лаборатории Feringa в Университете Гронингена. Фото/Источник: Душан Коларски,
Заключение
Важно регулярно размышлять о роли ученых в обществе и о подготовке, которую получают студенты. Борясь за важность и актуальность фундаментальных научных исследований, исследователи должны сосредоточиться на обсуждаемых аспектах и разъяснить неспециалистам, что фундаментальная наука может изменить ситуацию. Им также необходимо объяснить, что исследования не только имеют цель per se , но также и то, что, если все сделано правильно, они могут иметь огромные дополнительные полезные эффекты, которые распространяются на наше общество и влияют на наше будущее.
Тем не менее, фундаментальная наука также сталкивается с проблемами изнутри: исследователи должны быть более реалистичными и прозрачными при доведении целей и методов до широкой аудитории. Для понимающей и слушающей аудитории нужно доверие. Это доверие, однако, трудно построить, особенно если научные данные становятся мнением. Чрезмерное обещание здесь точно не поможет. Исследователи должны тщательно оценивать, когда и каким образом они продвигают свою работу и науку в целом. Для той части общества, которая понимает научный метод, необходимо и эффективно говорить о процессе исследования и о том, почему исследователи это делают, а не просто говорить о воздействии и применении. Однако для других слоев общества, не имеющих такого понимания, эффективнее будет бороться за науку, не объясняя, что и зачем делать, а это бросает вызов фундаментальной науке: она всегда будет в определенной степени зависеть от источников финансирования, которые нуждаются быть удовлетворены. Ученые должны знать об этом и развивать необходимые аргументы и социальный такт для продвижения своей работы.