Типы характера
1 Типология социальных характеров Фромма
2 Неплодотворные ориентации характера:2.1 • Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера)
2.2 • Эксплуататорская ориентация
2.3 • Стяжательская ориентация
2.4 • Рыночная ориентация
3 Плодотворная ориентация характера
4 Виды межличностных отношений4.1 Похожие темы:
Типология социальных характеров Фромма
«В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».
«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм).
Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. «Если структура личности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества».
Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, т. е. к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.
Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.
От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.
Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:
Неплодотворные ориентации характера:
• Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера)
— человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозны, они ждут всего от Бога и ничего от собственной активности.
Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Люди рецептивного типа стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем переедания и выпивки. Они верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее, они в основном оптимистичны и дружелюбны, но приходят в смятение и панику, если им грозит потеря «источника питания и заботы». У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположения людей.
• Эксплуататорская ориентация
— люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в форме парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать. Их девиз «Краденый плод самый сладкий». Их установка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность.
• Стяжательская ориентация
— люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниакальная чистоплотность — выражение его потребности отстраниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как «опасные и нечистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем — вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, а твое есть твое».
• Рыночная ориентация
развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формирует образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа.
Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм). Заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «Я — то, чего изволите!»
Престиж человека, его успех, положение, известность становятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, так и оценивается. Индивидуальность, то, что в человеке оригинально и уникально, лишается ценности. Если индивидуальным «Я» пренебрегают, отношения между людьми по необходимости становятся поверхностными, потому что в отношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады».
Мышление человека с рыночной ориентацией берет на себя функции быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы иметь возможность успешно ими манипулировать, а для манипуляции достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не требуется проникать в суть, искать истину. У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчивость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое достоинство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыночная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.
Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую группу. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь». Советская культура формировала преимущественно рецептивную ориентацию характера. Необходимость приспосабливаться и угождать сочетается у людей с такой ориентацией с ожиданием, что в каждой области деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо действовать, — в результате они считают, что все, что от них требуется, — это слушаться эксперта и довериться его идеям.
Эксплуататорская ориентация с девизом: «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща нашим предкам, пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России в период формирования свободного рынка. Рыночная ориентация преобладает в современных западных обществах.
Плодотворная ориентация характера
Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития. Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляется как человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать. Понятия «плодотворный» и «активный» не совпадают, так, человек может быть активным в состоянии гипноза, но это не плодотворность, поскольку он не творец своей активности и к активности его побуждают силы, неподвластные ему. Также нет никакой плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета и делает то, что хочет этот авторитет. Человек в этом случае чувствует и делает то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.
Плодотворность предполагает, что человек является здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.
«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума». Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно — значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Нельзя уважать человека, не зная его. В процессе плодотворного мышления человек проявляет интерес к объекту, взаимодействует с ним, проявляя о нем заботу, объективно, уважительно относясь к объекту, т.е. способен видеть объект таким, каков он есть, а не таким, каким хотелось бы думающему.
Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой.
Виды межличностных отношений
Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотический союз, отстраненность — деструктивность, любовь.
В симбиотическом союзе человек соединен с другими, но утрачивает свою независимость; он убегает от одиночества, становясь частью другого человека, «поглощаясь» этим человеком или «поглощая» его сам. Тенденция «поглощаться» другими — это попытка человека избавиться от индивидуальности, убежать от свободы и обрести безопасность, привязывая себя к другому человеку (посредством долга, любви, жертвы). Стремление поглотить других, активная форма симбиотического союза, — своеобразное проявление садизма, направленное на приобретение полного господства над другим человеком. Даже благосклонное господство над другим человеком под маской любви и заботы — это тоже проявление садизма.
Фромм отмечает, что чувство индивидуального бессилия может быть преодолено посредством отстраненности от других людей, воспринимаемых как угроза. Эмоциональный эквивалент отстраненности — чувство безразличия к другим, часто в сочетании с огромным самомнением. Отстраненность и безразличие не всегда проявляются открыто, осознанно в условиях европейской культуры, они часто скрываются за поверхностным интересом и общительностью. Деструктивностъ — активная форма отстраненности, когда энергия направляется на разрушение жизни, импульс к разрушению других проистекает из страха быть разрушенным ими.
Рыночная ориентация также основывается на отдаленности от людей, но отдаленность обычно принимает не деструктивную форму, а относительно дружественную, поскольку предполагается легкость контактов, поверхностность связей, а отдаленность от других достигается в основном в более глубокой эмоциональной сфере.
Любовь является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Фромм систематизировал описываемые типы социальных характеров следующим образом:
I. Неплодотворные ориентации
а) рецептивная — мазохистская
(берущая) (преданность)
б) эксплуататорская — садистская СИМБИОЗ
(овладевающая) (авторитет)
в) стяжательская — деструктивная ОТСТРАНЕННОСТЬ
(сберегающая) (настойчивость)
г) рыночная — безразличная
(обменивающая) — (честность)
II. Плодотворная ориентация
деятельная любящая разумная
Нет человека, чья ориентация полностью плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности.
Определенные качества неплодотворных ориентации имеют место и в характере, где доминирует плодотворная ориентация. Неплодотворные ориентации соединяются в различные комбинации, в зависимости от удельного веса каждой из них; каждая из них качественно изменяется соответственно уровню наличествующей плодотворности, различные ориентации могут действовать с разной силой в материальной, эмоциональной или интеллектуальной сферах деятельности
Тест — Тип вашего характера
Автор Аноним. Тип теста: Тест Личности. Категория: Психологические.
Тип вашего характера
С помощью этого теста вы сможете узнать тип вашего характера, и узнать его характеристику. А благодаря таблице совместимости вы сможете сопоставить свой тип характера с дугими типами и узнать как вы будете взаимодействовать друг с другом.
Начало теста:
- <
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- 36
- 37
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Нет
- Да
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Варианты ответов:
- Да
- Нет
Идет подсчет результатов
11
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение 504 718 просмотров Количество прохождений 277 778- 132
- 149
Вставить на сайт:
HTML-код
Популярные тесты
Насколько хорошо вы знаете географию России?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 344 474 548 501 просмотров — 28 января 2019 Пройти тестЦветовой тест на возраст
HTML-код Андрей Количество прохождений: 411 449 665 217 просмотров — 27 августа 2018 Пройти тестА насколько хорошо натренирован ваш мозг?
HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 336 712 607 121 просмотров — 01 апреля 2017 Пройти тестЕсли ответите на все вопросы нашего теста без ошибок, то можете считать себя уникумом с высоким IQ
HTML-код Андрей Количество прохождений: 440 612 721 042 просмотров — 25 февраля 2019 Пройти тестНа какое животное вы похожи, когда злитесь?
HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 703 538 1 126 594 просмотров — 22 декабря 2016 Пройти тестПростейший тест на IQ из нескольких вопросов
HTML-код Администратор Количество прохождений: 386 617 823 961 просмотров — 09 декабря 2016 Пройти тестТолько те, кто росли в СССР, смогут без труда ответить на все вопросы нашего теста
HTML-код Андрей Количество прохождений: 321 866 513 519 просмотров — 23 ноября 2018 Пройти тестВы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
HTML-код Анна Количество прохождений: 543 368 842 757 просмотров — 24 февраля 2020 Пройти тестЕсли вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10
HTML-код Андрей Количество прохождений: 581 767 860 169 просмотров — 08 февраля 2019 Пройти тестЕсли закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР
HTML-код Андрей Количество прохождений: 340 279 538 589 просмотров — 13 марта 2019 Пройти тестТест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 483 619 742 354 просмотров — 15 января 2019 Пройти тестТест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
HTML-код Андрей Количество прохождений: 325 741 539 975 просмотров — 27 февраля 2019 Пройти тестКакой из 7 смертных грехов ваш?
HTML-код Андрей Количество прохождений: 326 830 512 737 просмотров — 19 августа 2018 Пройти тестНасколько уникальна ваша личность?
HTML-код Никитин Константин Количество прохождений: 459 451 713 019 просмотров — 26 декабря 2016 Пройти тестНикто не может ответить больше чем на 7 из 10 вопросов в этом тесте на IQ
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
HTML-код Владлена Количество прохождений: 474 473 747 080 просмотров — 31 марта 2020 Пройти тестВаш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
HTML-код Анна Количество прохождений: 762 876 1 424 129 просмотров — 09 апреля 2020 Пройти тестБлесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно
HTML-код Андрей Количество прохождений: 567 135 1 513 942 просмотров — 26 февраля 2019 Пройти тестТест на общие знания, который по зубам не каждому
HTML-код Андрей Количество прохождений: 481 350 788 625 просмотров — 22 февраля 2019 Пройти тестТест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего
HTML-код Андрей Количество прохождений: 392 458 707 872 просмотров — 17 июля 2019 Пройти тест
Ещё популярные тесты
типов персонажей по качеству
Женевьева
Теперь, когда мы лучше понимаем, что такое арка персонажа и почему она важна, давайте поговорим о различных типах персонажей.
Как и в случае с типами сцен, мы можем говорить о типах персонажей по-разному. На самом деле, мы можем говорить о персонажах тремя разными способами: по качеству, по роли и по архетипу.
В этом посте мы поговорим о персонажах по качеству, которое касается того, как персонаж меняется (или не меняется) по ходу истории.
Динамический
Динамичный персонаж — это тот, кто меняется по ходу истории. Таким образом, динамические персонажи, как правило, являются наиболее важными персонажами в истории: главные герои и второстепенные персонажи часто динамичны. Изменения, через которые проходит динамичный персонаж, могут быть положительными или отрицательными, они могут быть большими или маленькими, но персонаж должен измениться. Часто изменения динамического персонажа связаны с разрешением общего сюжетного конфликта.
Статический
Статичный персонаж (иногда называемый плоским персонажем) — это тот, кто не меняется на протяжении истории. Статические символы имеют тенденцию быть третичными символами. Они играют небольшую, но важную роль. Несколько статических персонажей в истории — это хорошо, но если их слишком много, это может негативно сказаться на вашей истории.
Круглые
Круглые символы похожи на динамические символы. У них сложный характер и способность меняться. В отличие от динамических персонажей, круглые персонажи с самого начала демонстрируют свою способность меняться. Круглые персонажи меньше зависят от их изменения, связанного с сюжетным конфликтом.
Stock
Стандартные персонажи — это знакомые персонажи, которые снова и снова появляются в историях. В этом они похожи на архетипы персонажей. Из-за повторяющегося появления в рассказах стандартные персонажи могут легко стать обычными или стереотипными. Стандартные персонажи, как правило, имеют фиксированный набор личностных черт, и их можно назвать наставником, другом-гиком, шутником и т. д.
Символический
Символический персонаж представляет собой нечто большее, чем они сами. Часто то, что они представляют, связано с более широкими темами повествования, и их существование служит руководством для других персонажей (и, возможно, даже для читателя). При использовании символического символа необходима тонкость, чтобы символизм не был слишком очевидным.
Понимание типов персонажей по их качествам важно независимо от жанра рассказа, который вы пишете. В большинстве романов есть по крайней мере три или четыре таких типа персонажей.
Какой тип персонажа вы пишете очень хорошо или с трудом? Дай мне знать в комментариях.
Подпишитесь на нас и поставьте лайк:
Об авторе
Женевьева
Женевьева Кловис, владелица Clovis Editorial, профессиональный редактор и инструктор по писательскому мастерству. Она специализируется на работе с начинающими авторами фантастического жанра, особенно фэнтези и научной фантастики.
Смотрите сообщения автора
Опубликовано в: Написание Рубрики: Развитие персонажа, Элементы истории, Процесс написанияТипы развития характера в литературе
Опубликовано в литературе | Автор: Кристи РобинсБез персонажей не было бы сюжета и конфликтов. Читатели должны обратить внимание на авторские методы развития персонажей, черты и действия персонажей, а также то, как персонажи меняются (или не меняются) по ходу истории.
Прямая и косвенная характеристика
Развитие характера — это вопрос показа и рассказа. Сценаристы могут напрямую рассказать аудитории о чертах характера, используя прямую характеристику, или показать аудитории, на что похож персонаж, используя косвенную характеристику.
Прямая характеристика
Прямая характеристика имеет место, когда рассказчик романа или рассказа непосредственно описывает черты или личность персонажа. Например, в известном рассказе «Открытое окно» Саки описывает одну из главных героинь, Веру, как «очень выдержанную пятнадцатилетнюю девушку». При прямой характеристике зрители рассказывают о персонаже прямолинейно, что не требует от аудитории догадок.
Косвенная характеристика
Косвенная характеристика требует, чтобы читатели делали выводы о персонаже на основе его или ее поведения, а также его или ее взаимодействия с другими персонажами. Анализируя косвенную характеристику, читатель должен обратить особое внимание на:
● что делает персонаж
● что персонаж говорит и/или думает
● как другие персонажи относятся к персонажу, которого вы анализируете
● что говорят или думают другие персонажи персонаж, которого вы анализируете
Например, в «Убить пересмешника » Харпер Ли использует косвенную характеристику, чтобы подчеркнуть сварливость миссис Дюбоуз по отношению к детям Финчей. По словам детского рассказчика Скаута, «мы ничем не могли ей угодить. Если бы я сказал так весело, как только мог: «Привет, миссис Дюбоз», я бы получил в ответ: «Не говори мне «привет», уродливая девчонка! Добрый день, миссис Дюбоуз!» Зрители могут интерпретировать этот обмен репликами, чтобы определить, что миссис Дюбоуз — сварливая женщина, которая, похоже, не любит детей.
Плоские и круглые символы
Другой способ классификации символов связан с глубиной их описания.
Плоские символы
Плоские символы довольно предсказуемы и лишены сложности. Большинство плоских персонажей демонстрируют только одну или две основные черты личности и часто служат цели развития сюжета.
Например, в романе Ф. Скотта Фицджеральда « Великий Гэтсби » персонаж Дейзи Бьюкенен можно назвать плоским. В романе подчеркивается, что ее главная мотивация в жизни — стремление к материальному благополучию. Когда Дейзи задается вопросом, стоит ли ей выйти замуж за Тома, она получает от него экстравагантное жемчужное ожерелье. Дорогой подарок меняет ее решение, и она решает выйти замуж из-за роскошного образа жизни, который Том может обеспечить для нее.
Круглые персонажи
Круглые персонажи, с другой стороны, детализированы и сложны, больше похожи на реальных людей. Их глубина и достоверность вносят свой вклад в сюжет и усиливают чувство вовлеченности зрителей.
Аттикус Финч, отец Скаута в «Убить пересмешника », — хороший пример круглого персонажа. По ходу романа читатель узнает, что Аттикус — любящий и нежный отец и борец за социальную справедливость, который не боится встать на защиту чернокожего в расистском обществе. Аттикус — многогранный персонаж, который решил отойти от семейной традиции выращивания хлопка в пользу карьеры юриста. В главе 11, когда бешеная собака на свободе, Аттикус удивляет своих детей, демонстрируя свои навыки отличного стрелка и убивая собаку одним выстрелом. Аттикус — круглый персонаж, потому что его характер сложен и четко определен.
Статические и динамические персонажи
Еще один метод классификации персонажей включает изучение того, как персонаж меняется (или не меняется) по мере развития истории.
Статические персонажи
Статические персонажи не сильно меняются на протяжении истории или романа. Их характеристики остаются в основном одинаковыми от начала до конца литературного произведения. Аттикус Финч, хотя и круглый персонаж со многими хорошо развитыми чертами, также является статичным персонажем. Его сильное чувство морали и любовь к своим детям и сообществу не изменились, несмотря на невзгоды, с которыми он и его семья сталкиваются в течение 9 лет.0068 Убить пересмешника .
Динамические персонажи
Динамические персонажи определяются изменениями или эволюцией, которым они подвергаются на протяжении истории. Эти изменения обычно вызваны переживаниями динамичного персонажа, когда он или она реагирует на конфликты. Хотя Аттикус остается в основном неизменным после событий, разворачивающихся в Мейкомбе, его дочь Скаут растет и меняется, узнавая больше о человеческой природе и несправедливости, с которой сталкиваются чернокожие в ее сообществе. В финальной сцене, когда она ведет своего таинственного соседа домой, зрители понимают, что способность Скаута к сочувствию значительно расширилась с начала книги. Она выросла в зрелую девушку с гораздо большим пониманием мира и людей вокруг нее.
Обучение развитию персонажа
Обучение развитию персонажа не должно быть сложным процессом. Вы можете начать с того, что ваши ученики выберут несколько персонажей, представленных в первых главах романа. Учащиеся могут использовать графический органайзер, аналогичный приведенному ниже, чтобы записать свои первоначальные впечатления о персонажах, записывая черты характера, выявленные как в прямой, так и в косвенной характеристике.
По мере того, как роман переходит к средним главам, ваши ученики могут продолжать отслеживать персонажей и начинать анализировать, имеют ли персонажи признаки круглых или плоских персонажей. Хороший способ сделать это — взять несколько цитат, сказанных персонажем или о персонаже. Затем учащиеся могут изучить цитаты, чтобы увидеть, изображают ли они детализированный и многогранный характер или они снова и снова раскрывают одни и те же черты характера. Если одну и ту же книгу читают несколько учеников, вы можете предложить им выбрать разных персонажей, а затем обсудить их наблюдения и анализ.
В последних главах ваши ученики смогут определить, являются ли персонажи статичными или динамичными, тщательно интерпретируя их слова и действия по мере разрешения финальных конфликтов. Этот тип анализа хорошо работает для эссе в конце романа.
Если вы ищете беспроблемный учебный план по литературе для домашнего обучения, обратите внимание на Essentials in Literature. Уделяя особое внимание изучению и анализу литературных элементов с помощью коротких рассказов, коротких научно-популярных произведений, романов и стихов, «Основы литературы» содержат увлекательные видеоуроки и содержательные аналитические задания, представленные небольшими фрагментами, которые обеспечивают низкий уровень стресса для обоих. ученик и учитель домашнего обучения.
Кристи Робинс
Кристи Робинс — преподаватель ресурсов в Essentials in Writing.