Типы личности по К.Г.Юнгу. Как с этим работает коуч? :: Европейская школа Коучинга
Добрый день, сегодня в этой статье рассмотрим типологию личности по К.Г.Юнгу.
Есть некая ведущая функция у каждого человека, и где эта ведущая функция, там у нас в 100 раз выше проводимость нейронов, в 100 раз меньше сопротивление. Если человек понимает свою ведущую функцию и живёт на ней, работает, опираясь на неё, тогда он в 100 раз буквально быстрее обрабатывает информацию. Что это значит? Это значит, что тогда человек более успешен в обучении, в работе, в отношениях и т д. Почему так? Потому что всё, что мы делаем- мы обрабатываем информацию. Это не только про обучение, это и про принятие любого решения, про понимание, что происходит на самом деле в наших отношениях. Чем больше мы видим информации, тем шире мы видим, тем более чётко мы можем понять, где нам нормально, а где нет. Мы постоянно обрабатываем информацию, анализируем, структурируем, раскладываем по полочкам и на основании этого принимаем решения.
- определить свой психотип и весь свой узор(есть всего 8 функций). То есть, надо знать ещё и как расположен весь узор.
- мы можем это диагностировать и определять в других людях. Это знание помогает нам в любых коммуникациях. Понимание различий, как люди понимают, обрабатывают информацию, даёт КЛЮЧ к пониманию другого человека. Очень много конфликтов происходят на почве того, что просто люди по-разному воспринимают информацию, по-разному перерабатывают.
Как появилось это учение? Автор теории психотипов К.Г.Юнг, он швейцарский психиатр. В 1921 году появилась его книга «Психологические типы».
Описаннная в этой книге система является основой для всех систем диагностики, которые сейчас определяют типы личности(соционика и т д). Они все базируются на разработки Юнга. То есть, это некая базовая модель. Это глубинное понимание. Это не один тест. У тестов есть системная ошибка, тест показывает то, что мы итак о себе думаем. А нам надо понять то, что мы о себе не знаем. Потому что так мы можем по-настоящему понять свою ведущую функцию. Главный вопрос, который исследуется в книге, это то, как мы осознаем, как происходит этот процесс? Глубинная психология изучает очень много бессознательное, но в психологических типах Юнг пошел в другую сторону, он задал себе вопрос:- А как функционирует «орган», который изучает бессознательне? Каким образом функционирует эта система, которую мы называем сознанием? Каким образом человек воспринимает, обрабатывает, структурирует информацию, которую он получает как с внешних так и с внутренних источников? То есть, как человек мыслит?
Есть 4 способа мышления, познания мира(это открыл Юнг и сейчас это подтверждают многие исследования). Таким образом мы друг от друга различаемся. Юнг считал, что задача жизни любого человека- это индивидуация. В психологических типах он развивает эту идею и говорит об индивидуации сознания. Индивидуация- это путь максимального расскрытия человеком своих истинных способностей, всего того, что в нем заложено. Юнг пишет о том, что сознательная жизнь- это наша форма индивидуации. Растение, которое должно расцвести, не будет индивидуированно, если не расцветет, так и человек, если у него сознание не развивается, то он не индивидуализировался, потому что сознание- это его цветок, в нём его жизнь.
И когда эта книга Юнга вышла впервый раз, у нее было название: «Психология индивидуации». То есть, Юнг эти понятия ставил очень близко. То есть, через развитие сознания мы можем прийти к индивидуации, к этому цветку, можно сказать, «распуститься».
Сознание Юнг ассоциирует с Архетипом Героя. Это та часть, которая идёт в мир, завоевывает, покоряет, преодолевает какие-то препятствия и получает в награду полцарства и т д. Можно так сказать метафорично. Это про это. Это про некий путь, которым идёт человек. То, что мы исследуем в этой статье, это тоже очень много про Путь Героя(во многом), про понимание того, как человек СО-ЗНАЕТ и следом СО-СДАЕТ свой мир. То есть, это очень похожие процессы. То, как мы сознаем окружающий внешний мир, так мы его и создаем и соответственно, понимая, наш личный, индивидуальный механизм сознания, мы понимаем, как мы создаём свою реальность. А значит, мы, в какой-то степени, можем корректировать эти моменты.
Как доктор Юнг пришел к открытию психотипов? Первым камнем в этой теории было открытие 2-х основных установок сознания:
- экстраверсии и
- интроверсии
Эти термины сейчас у всех на слуху. Их открыл и назвал Карл Густав Юнг. И он считает, что это установки сознания. Он писал, что из-за того, что он беспокоился о своих неладах с Фрейдом, он стал тщательно изучать Адлера, чтобы понять, какие у него доводы против Фрейда. И сразу он был поражен различием типов. Оба обращались к неврозу и истерии, но для одного они выглядят так, а для другого совсем иначе. Он не мог найти решение, а потом до него дошло, что, возможно, он имеет дело с 2-мя различными типами. Которые к одним и тем же фактам подходят совершенно с разных сторон. И он стал видеть среди своих пациентов тех, кто подходит под теорию Адлера и тех, кто подходит под теорию Фрейда. И так он сформулировал теорию экстраверсии и интроверсии.
То есть, Юнг, на примере Адлера и Фрейда, увидел, как мыслит сознание с экстравертной установкой и как мыслит сознание с интровертной установкой. То есть, это была такая точка отчета, после чего он начал развивать это наблюдение, эту теорию.
Для Юнга экстраверсия и интроверсия- это способ познания, способ обработки информации.
Далее Юнг выделил 4 функции сознания:
- мышление
- чувства
- ощущения
- интуиция
Мышление и чувства- это оценивающая или рациональная функция. Они определяют одну ось сознания.
А ощущения и интуиция- это воспринимающие или иррациональные функции.
Каждая функция может быть как:
- экстравертной, так и
- интровертной
То есть, получается всего 8 типов, 8 способов осознования, 8 психотипов:
- мышление (экстравертное или интровертное)
- чувства (экстравертное или интровертное)
- ощущения (экстравертное или интровертное)
- интуиция (экстравертное или интровертное)
То есть, всего существует 8 типов мышления, 8 типов осознования. И один из них у каждого из нас ведущий!!!!
- Ощущения, например, нам говорят, что нечто есть(например, мы берем в руки ручку).
- Мышление говорит то, что это( я думаю, это ручка)
- Чувство говорит, хорошо это или нет. Принять или отвергнуть. Как я отношусь к этой ручке.
- Интуиция говорит, во что это можно развить. Например, я могу этой ручкой подписывать сертификаты и т д.
Это без экстравертной и интроверной установок, чтобы в первом приближении стало понятно.
Почему именно 4 функции? У Юнга была хорошая интуиция, в плане получения информации из бессознательного. Сначала он разложил свою теорию на 4 функции сознания, а потом он нашел этому подтверждение в мифологии, коллективной культуре и т д. Очень много где мы встречаем такую структуру, где есть 3+1. Юнг считал, что любая система, где есть 4-ка, 4-ри элемента- это про целостность. 4-ка- это число Самости. И вот эту структуру, где есть 3+1, мы много где можем встретить. Про функции сознания он говорит, что есть одна ведущая и 3- вспомогательных. И точно также мы видим во многих мифах. То же христиантво(есть триада и дьявол, как 4-й элемент). Во многих мифах это повторяется(3+1). И сознание Юнг таким образом смоделировал. Сегодня этому есть уже научные подтверждения. Что у нас есть:
- 1 ведущая функция и 1 подчинненная, и
- 2 вспомогательные
Наша задача:
- понимать свою ведущую функцию
- понимать, в каких ситуациях мы можем включать свои вспомогательные функции
То есть, когда мы говорим про развитие сознания, то это способность пробуждать к действию разные функции в нужное время нужным образом. Все функции имеют своё применение и нам важно понимать самую ведущую функцию и остальные где расположены и в каких ситуациях мы можем ими воспользоваться и это будет самый лучший выбор, который мы можем сделать в этой ситуации. И тогда мы получаем максимально развитое сознание, где есть место всем функциям, просто всему своё время.
Сейчас рассмотрим структуру сознания(как некий крест, символически)
Что здесь важно понимать?
Ведущая функция у нас самая дифиринцированная, то есть, самая развитая. Этой функцией мы можем осознавать, получать информацию очень точно. Метафорой, это как самый точный микроскоп. Эта ведущая функция очень быстрая, мы через неё схватываем много ньансов, оттенков и т д. То есть, это такая функция и её задача Героическая. То есть, почему Архетип Героя?-Потому что ее задача идти в мир! На этой функции мы должны создавать свою карьеру, бизнес, отношения с людьми и т д. Опираясь именно на эту функцию, мы можем идти в мир. То, что Юнг говорит, идти к индивидуации, максимально себя расскрыть и максимально из семечки вырастать и это надо делать на ведущей функции. Потому что это в 100 раз легче. И когда мы опираемся на эту функцию, мы понятны для других людей.
Вспомогательная функция. Это некая правая рука. Почему архетип: Мать, Отец? Потому что они выполняют внутри нашего сознания ту же функцию, которую и родители. Это функция поддержки. Когда Герой устал, есть поддержка в виде вспомогательной функции. Поэтому первым делом надо определить свою ведущую функцию и потом вспомогательную. То есть, это некий голос, который внутри нас подсказывает, направляет, утешает и т д. Это тоже происходит определенным образом.
Третичная функция. Это Архетип Ребенка(вечный мальчик или вечная девочка). Эта функция очень полезна, когда нам надо включить энергию, оживить себя и т д. Но если мы начинаем работать на этой функции как основной, тут могут быть неприятные моменты. То есть, эта функция не для Героя, не для путешествия в мир, а для домашнего использования.
Перенос, контреперенос ощущается всегда через подчиненную функцию (то есть, это всё, что мы берём от другого человека на бессознательном уровне). Мария-Луиза фон Франц пишет о том, что подчиненная функция- это дверь в бессознательное. То есть, через неё входит как содержание из нашего личного бессознательного, так и содержание из коллективного поля, в том числе то, что у нас происходит в отношении с другими людьми. Понимая, как работает наша подчиненная функция, мы получаем КЛЮЧИК к пониманию своих переносных, контрпереносных реакций.
Психологу, коучу также важно знать типологию, если мы не знаем типологию, мы можем многое принять за сопротивление клиента. А на самом деле это не сопротивление, а это проявление его функции. И мы тем самым можем сделать некую ретравму, забивая опять же его ведущую функция в «подвал», условно.
Сейчас немного затронем тему: фальсифицированной личности, как мы вынуждены своего героя похоронить внутри и как его вернуть. Где у нас часто возникают конфликты? Нам сложнее всего понять человека, у которого ведущая функция такая же как у нас, но с другой установкой. То есть, если у нас мышление экстравертное, то нам трудно понять человека с мышлением интровертным. Это те люди, между которыми «искрит». Точно также, нам тяжелее понять себя, когда мы используем вот эту функцию. Нам сложно. Возникает Теневая Личность. Это про то, что нас раздражает, мы думаем, что это вообще не наше. Теория типов важна для практики, это даёт нам понимание других людей.
В теневой личности все функции с противоположными установками.
Антигерой- это всё наше сопротивление, апатия, пассивная агрессия и т д. Архетип ведьмы- это например, голос, который говорит, это не для тебя. Демоническая личность- это та часть, которая разрушает себя и других(своё дело, отношения и т д). Здесь надо быть очень осторожными. Когда мы знаем свою демоническую личность, мы можем ее идентифицировать, пронаблюдать и вовремя остановить. Наша задача определить все свои функции. Таким образом мы начинаем лучше ориентироваться в своем внутреннем мире, в тех голосах, которые нам внутри что-то говорят, в тех чувствах, которые приходят, мыслях и т д. И значит, мы понимаем, где надо послушать, а где надо отсоединиться и за этим не идти. Это даёт хорошие возможности к лучшему управлению своей жизнью, а также возможности понимать других людей.
У каждого человека есть все 8 функций.
Эго-синтонные комплексы. Это то, что мы о себе знаем, это то, что Эго принимает как своё.
Теневая личность- это Эго-дистонные комплексы. Которые мы ощущаем как не Я, это не мое, как будто бы что-то из вне. Мы проецируем это на других людей.
Бывает так, что проявление ведущей функции, с которой ребенок пришёл, не приветствуется в семье. Тогда ребенок понимает, что этому не рады, а рады чему-то другому. И тогда ребенок начинает проявлять другую функцию. Может быть впомогательную, третичную или даже низшую. Как правило, чем раньше происходит травмирующее событие, негативная реакция со стороны окружающих, тем более вероятно, что ребенок перейдет на низшую функцию. И тогда, по-сути, бесполезно другое лечение, пока человек не начнет опираться на свою ведущую функцию.
Физиология типов.
Множество научных исследований показали, что за каждую функцию сознания по Юнгу отвечает определенная зона коры головного мозга. Это про то, как функции сознания видны в нашем мозге:
- Левая лобная доля является «домом» для функции мышления
- правая лобная- интуиция
- Левая теменная доля- ощущение
- правая теменная доля-чувства
По диагонали нейронных связей нет! Значит нет обмена информацией. То есть, если ведущая функция мышление, то внизу-чувства. И значит, здесь не передается информация. То есть, ведущая функция обменивается информацией с вспомогательной функцией, с третичной. То есть, это ещё раз подтверждает то, что надо развивать сильную сторону, а не слабую.
Доктор Армина Тейлор в течение 11 лет работала с пациентами, страдающими от симптомов депрессии и очевидного посттравматического синдрома. Она сделала вывод, что эти люди страдали скорее от фальсифицированного типа. Свое открытие она назвала СПАС(синдром пролонгированной адаптиции к стрессу). Данный синдром СПАС подобен посттравматическому стрессу, но не имеет вирусного аспекта и основной причины по типу сексуального нападения и т д. Из-за того, что был фальсифицирован тип, усилился стресс, мозг работал всё тяжелее и тяжелее и организм истощался. И это в какой-то момент приводило к депрессии, к такому же переживанию, как, например, посттравматический стресс.
ПРИЗНАКИ СПАСа:
- усталость,
- сверхбдительность,
- бессоница,
- подавление иммунной системы,
- ухудшение памяти, уныние,
- депрессия,
- проблемы с чувством собственного достоинства
Подумайте про себя, про своих близких, где Вы можете это наблюдать? И попробовать посмотреть на это не как на следствие травмы, а как на следствие того, что у человека фальсифицирован тип ведущей функции.
Когда мы начинаем жить на ведущей функции, мы получаем много энергии:
- меньше хочется спать
- больше успеваем за день
- регулируется аппетит
- уменьшается потребность во вредных привычках
- улучшается концентрация и одновременно повышается уровень расслабления
- увеличивается позитивный уровень экстраверсии(это про связи с другими людьми)
- усиливается иммунитет
- улучшается память
- увеличивается скорость обучения
- мы способны делать верные выборы
- улучшается работа репродуктивной системы
- появляется адекватная самооценка, чувство собственного достоинства
Что еще психолог, коуч может часто наблюдать у своих клиентов? Это «фальшивая» интроверсия. У человека просто зашкаливает уровень тревоги и от этого человек становится интровертом, хотя на самом деле он экстраверт).
Понимание своего психотипа сильно помогает облегчить жизнь, успевать больше, ощущать больше энергии, получать лучше результаты и т д. И очень хорошо это работает для понимания других людей. Те вещи, которые раньше могли восприниматься, как будто бы человек делает что-то «назло» уходят, то есть, там, где раньше могли возникать обиды или конфликты, это уходит. Мы просто понимаем, что у человека так работает мозг. И это выравнивает многие отношения.
С уважением, психолог Евгения Порошина.
Желаю получить пользу от этой информации! И кому интересно, жду на личных консультациях по скайпу, либо в Москве.
И также в школе коучинга. Программа профподготовки- здесь.
Другие короткие видео:
- 8 психотипов по Юнгу
- Синдром пролонгированной адаптации к стрессу
Трансляции в перископе:
- первая
- вторая
Сайт Школы Психологии Кристины Кудрявцевой- здесь. Заходите, смотрите. Рекомендую также обучение у Кристины.
Сама по многим программам у нее прошла обучение. В своей школе коучинга, в обучающей программе, именно лекции по психологии использую лекции Кристины.
Кристина, благодарю за профессионализм!
Карл Густав Юнг: психологические типы
Самая известная классификация в психологии — типология Карла Юнга. В ее основе находится эмпирический материал. Во время врачебной практики психолог наблюдал за пациентами и оценивал их поведение. Помимо классификации в зависимости от индивидуальных особенностей характера, он разделил людей на два типа — интровертов и экстравертов.
Критерии классификации
Типология Юнга подразумевает психологическую установку, согласно которой люди бывают двух типов — экстраверты, интроверты. По этому учению, преобладающими психическими функциями являются интуиция, мышление, ощущения, чувства.
Впервые эта типология была представлена в работе «Психологические типы», которую написал психиатр из Швейцарии Карл Гюстав Юнг в 1921 году. Цель разработанной им классификации была не в банальном разделении людей на отдельные группы по каким-либо психологическим признакам. Он хотел создать особый инструмент для практического психолога, с помощью которого он может упорядочить накапливающиеся психологические знания, изучать людей, сокращать количество ошибок при исследованиях.
Разделение функций
Чтобы конкретизировать описания человеческой психики, швейцарских психолог ввел два новых термина — дополнительная и вспомогательная функция. Он сделал разделение, по которому выделил две группы:
- рациональная — мышление, чувства;
- иррациональная — интуиция, ощущения.
Если какая-либо из функция начинает доминировать, она будет подавлять остальные. При дальнейшем развитии доминирующих функций, к ним присоединяются дополнительные, которые начинают их сопровождать, помогая основе укрепляться.
Экстраверты или активные личности
Экстравертный тип личности относится к людям, которые любят активные действия, власть, всеобщее уважение, стараются показать себя. Они стараются занимать руководящие должности, чаще появляться на публике. Проблем с общением у экстравертов нет. Они любят новые знакомства, большие компании.
Существует несколько типичных черт характера, по которым можно определить экстраверта:
- адаптация к любому коллективу;
- желание получать похвалу за хорошие поступки;
- потребность в постоянном внимании окружающих;
- интенсивная жестикуляция при разговоре;
- отсутствие страха перед сложностями;
- постоянный поиск новых дел, занятий;
- неусидчивость.
Нельзя говорить о том, что экстраверты постоянно ведут себя неугомонно, неусидчиво, агрессивно. Они могут смущаться, проявлять жалость, быть спокойными, рассудительными.
Юнг утверждал, что не существует на 100% экстравертов или интровертов. Чаще люди сочетают разные черты от двух типов, комбинируя их воедино
Установки сознания экстравертов и интровертов
Общая установка сознания у интровертов и экстравертов различается. Для первого типа людей характерно изучение собственного внутреннего мира и это преобладает над общением с социумом. Второй тип людей наоборот старается уделять больше внимания объективной реальности.
Тип личности, который напоминает экстравертов, сильнее укрепился в обществе. Из-за этого интровертов воспринимают неправильно, называют эгоистами, но это ошибочное суждение. Никто не может понимать мир идеально объективно — ни общество, ни отдельная личность.
Из-за давления социума на интровертов, их отличия от большинства, такие люди часто живут ощущая тяжесть вины на себе, что плохо сказывается на их психологическом развитии, состоянии
Значение бессознательного
В психологии, бессознательное — набор психических явлений, процессов, которые не попадают под сферу сознания субъекта. Это обозначение явлений, которые невозможно контролировать.
Когда начинает доминировать какая-либо из функций по Юнгу, она компенсируется влиянием бессознательного. Подавленные функции вытесняются в область бессознательного.
Мыслительные экстраверты
Это правящие субъекты, которые часто принимают важные решения, затрагивающие окружающих. Они создают собственные схемы объективной реальности, которыми руководствуются при принятии решения. Одновременно с этим они требуют от окружающих принятия их мировоззрения. Когда такие люди начинают создавать схемы на основе глубокого анализа сознания, для других они становятся новаторами.
Особенности этого типа личностей:
- Лозунг — цель оправдывает средства.
- Постоянное служение идеалу.
- Дружба не представляет ценности.
Они редко интересуются искусством, не проявляют сочувствия.
Чувствующие экстраверты
Этот тип личности имеет общие черты с интровертами. Субъект начинает испытывать чувства к творческим начинаниям, пытается найти гармонию. Он может восхвалять что-либо, если это нравится общественности, а не только ему. Простой пример — если картина висит в лучшем из музеев мира, значит такая личность признает ее совершенной. Мышление данного типа считается подавленным общественностью.
Ощущающие экстраверты
Такая личность воспринимают окружающий мир с помощью чувств. Эти люди имеют одну выделяющуюся особенность — они замечают каждую мелочь, но при общении с ними возникает ощущение, что это бездушный тип личности. Простая ситуация — разговор со столяром, который поглощён нюансами своей работы, говорит только о ней, с неохотой общается на другие темы.
Такие люди относятся подозрительно ко всему, что не возможно ощутить, потрогать, понюхать, увидеть. Иногда они становятся грубыми искателями удовольствия, которые не признают духовной составляющей человека.
Интуитивные экстраверты
Интуиция — своеобразная функция, через которую люди постигают свои возможности. Экстраверты интуитивного типа умеют просчитывать любые ситуации наперед. Они могут сказать какие события должны произойти в ближайшее время, дать прогнозы, которые будут близки к правде. Чаще такие субъекты встречаются среди бизнесменов, журналистов, биржевых брокеров.
К данному типу личности можно отнести творческих людей, которые стараются развивать то или иное направление искусства. Без творческих индивидов цивилизация обречена на гибель.
Интроверты
Это скромные люди, которые не любят шумных компаний, предпочитают находиться наедине со своими мыслями, переживаниями. У этого типа личностей выделяется несколько характерных особенностей, которые выделяют их среди экстравертов:
- целеустремленность, терпеливость;
- высокий уровень развития фантазии;
- контроль над эмоциями;
- продумывание действий наперед;
- склонность к творческому развитию.
Обидеть интроверта легко. Свои неудачи они переживают очень долго, возвращаясь к ним мыслями даже спустя длительный промежуток времени. Огромное влияние на интровертов оказывает воспитание в детстве. Любая грубость со стороны родителей, наставников может привести к развитию сложных психологических отклонений.
Если говорить о работе, такие личности длительное время не могут найти свою профессию. Когда находят, становятся трудоголиками, всецело посвящают себя любимому делу. Находясь в должности руководителя, они жестки с подчиненными, требуют того, на что сами способны.
Типология, созданная Карлом Юнгом, не является обычным разделением людей на отдельные группы. Психолог хотел сделать инструмент для других исследователей, с помощью которого можно было бы систематизировать данные, успешнее проводить исследования.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете подробнее о классификации типов личности по Юнгу.
Что такое коллективное бессознательное?
В психологии нет более спорной темы, чем коллективное бессознательное Карла Юнга. Эта идея предполагает, что все люди имеют общую психическую сферу, где хранятся инстинкты и воспоминания. Для многих эта концепция не более чем лженаука; другим она дает убедительное объяснение того, как люди думают и ведут себя. Так что же правда о коллективном бессознательном? И какое значение это имеет для нашего понимания человеческого поведения?
Большинство людей знакомы с понятием бессознательного — части разума, содержащей все мысли, воспоминания и импульсы, о которых мы не знаем. Однако мало кто знаком с коллективным бессознательным — концепцией, предложенной знаменитым психологом Карлом Юнгом.
Коллективное бессознательное якобы передается через структуры мозга и является самым глубоким слоем психики. Этот загадочный психологический феномен выражается через определенные архетипы — модели поведения, которые включаются в ответ на возникающие конкретные ситуации. В глубинном слое коллективного бессознательного находятся не только дремлющие архаичные формы человеческого существования, но и отложения функционирования наших животных предков.
Юнг считал, что коллективное бессознательное является источником всех мифов и легенд. Он думал, что эти истории были не просто плодом нашего воображения, а выражением коллективного бессознательного.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейКоллективное бессознательное похоже на гигантский бассейн знаний, к которому у всех нас есть доступ. Юнг считал, что все мы связаны с этим пулом и можем черпать из него всякий раз, когда это необходимо. Тем не менее, некоторые люди более созвучны коллективному бессознательному, чем другие. Этих людей называют «психически одаренными» и «творческими гениями». Они могут подключаться к коллективному бессознательному и использовать его силу для достижения великих целей.
Происхождение коллективного бессознательного
Автором концепции коллективного бессознательного является швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг, самый известный и неоднозначный ученик Зигмунда Фрейда. Этот термин был впервые использован в 1916 году в опубликованном Юнгом эссе «Структура бессознательного», где он подчеркивал, что Фрейд, анализируя сновидения пациентов, был первым, кто обнаружил элементы, которые были не из индивидуального бессознательного, а подчеркивали архаичный, коллективный характер. природа.
Юнг интересовался изучением мифологии и религии. Он заметил, что многие истории и легенды поразительно похожи, несмотря на то, что они возникли в разных культурах. Это привело его к предположению, что в игре было нечто большее, чем простое совпадение — он считал, что эти мифы были выражением единого коллективного бессознательного. Юнг считал, что коллективное бессознательное — это часть разума, разделяемая всеми людьми.
Согласно Юнгу, коллективное бессознательное — это обширное духовное наследие, воскресшее в каждой отдельной структуре мозга. Сознание, напротив, явление эфемерное, осуществляющее сиюминутные приспособления и ориентировки, поэтому его работу можно сравнить с ориентированием в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а формы или категории, регулирующие все это, являются архетипами.
Юнг соотносит архетип с платоновскими идеальными формами — это как бы матрица, некая готовность, наша предрасположенность мыслить и чувствовать определенным образом. И архетипы относятся не только к нашим формам познания, но и к нашим формам чувствования, реагирования и поведения, охватывая все наши ментальные способы жизни, начиная от телесных, от инстинктивных основ, и заканчивая духовными проявлениями.
Внешние психологические условия, такие как опасные ситуации, вызывают эмоции и аффективные фантазии. Поскольку такие ситуации распространены, они формируют архетипы, которые находят отражение в мифах и искусстве. Кроме того, обычные и постоянно повторяющиеся реалии человеческой жизни создают мощные архетипические фигуры: Мать, Отец, Герой и так далее.
Итак, архетип – это совокупность установок и сценариев, определяющих принцип мышления и поведения человека в определенных условиях.
Четыре основных юнгианских архетипа
Архетипы отвечают за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира определенным образом через базовые идеи, одинаковые в разных культурах, но часто не связанные причинно. В результате люди одинаково реагируют на определенные ситуации. Например, это касается отношений между отцом и матерью, ребенка, концепции смерти и других вездесущих человеческих переживаний.
Количество архетипов в общем случае должно быть равно количеству типичных ситуаций в нашей жизни, поэтому оно неограниченно. Однако Юнг выделил ряд наиболее важных из них: Персона, Анима или Анимус, Тень и Самость.
Персона — это та часть нашего сознания, через которую происходят взаимодействия с обществом. Юнг считал, что этот архетип является маской, и для каждой социальной ситуации у каждого человека есть уникальная маска. Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также скрывать то, что мы есть на самом деле.
Анима и Анимус — два архетипа, связанные с образами Отца и Матери, мужского и женского пола. Для мужчины Анима – это идеальный образ, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской природы, а также представления об идеальной женщине, которые в немалой степени влияют на поиск партнер. Для женщины Анимус — это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также подавленная мужская часть ее личности.
Тень представляет наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые по разным причинам не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны подавлять его естественные проявления. Однако сам Юнг считал Тень двойственной по своей сути. С одной стороны, это создает очевидные проблемы для личности. Но с другой стороны, это мощный источник вселенской энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить в творческое русло.
Непроявленный в нормальных условиях архетип Самости становится центром всей структуры личности после особого акта, который Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация личности происходит, когда все ее внутренние структуры, в норме антагонистические, приходят в равновесие и объединяются в одну целостную гармонию.
Юнг считал, что самоактуализация архетипа Самости — очень редкое явление; тем не менее, это главная цель человеческого существования. По Юнгу, Самость является воплощением нашей природной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.
Теория Юнга о коллективном бессознательном подвергалась критике по нескольким направлениям. Однако главной проблемой теории Юнга является использование биологических, а иногда и мистических объяснений человеческого существования.
Религия и мифы всегда представлялись Юнгу чем-то тесно связанным с психикой человека, частью коллективного бессознательного. Возможно, по этой причине теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не более чем попытка оправдать антиобщественное поведение. Никакие эксперименты не доказали существование коллективного бессознательного, и все аргументы Юнга основаны на субъективных наблюдениях.
Кроме того, многие ученые считают представление о коллективном бессознательном слишком расплывчатым и противоречивым. Например, если содержимое коллективного бессознательного передается по наследству, то почему мы видим такое большое разнообразие религиозных верований и мифов по всему миру?
Критики также утверждают, что теория слишком детерминирована. Согласно Юнгу, наше поведение и мысли предопределены архетипами коллективного бессознательного, что сильно ограничивает нашу свободу выбора.
Есть ли доказательства того, что коллективное бессознательное существует?
Нет никаких научных доказательств существования коллективного бессознательного. Однако несколько наблюдений и теорий подтверждают идею его существования.
Например, некоторые ученые считают, что люди склонны вести себя определенным образом из-за влияния коллективного бессознательного. Исследования показали, что люди склонны подчиняться социальным нормам и вести себя в соответствии с ожиданиями других. Это соответствие можно объяснить тем, что мы пытаемся вписаться в коллективное бессознательное, чтобы чувствовать себя принятыми и принадлежащими.
Кроме того, некоторые исследования показывают, что дети рождаются с определенными знаниями и навыками, которые их жизненный опыт не может объяснить. Это врожденное знание можно интерпретировать как свидетельство существования коллективного бессознательного.
Несмотря на отсутствие научных доказательств, теория коллективного бессознательного до сих пор остается популярной концепцией в психологии и продолжает изучаться исследователями.
Хотя существование коллективного бессознательного до сих пор является предметом споров, существует несколько способов его использования для улучшения нашей жизни.
Например, понимание концепции коллективного бессознательного может помочь нам лучше понять собственное поведение и поведение других. Это также может помочь нам преодолеть конформизм и стать более независимыми мыслителями.
Теория коллективного бессознательного также может быть использована для объяснения некоторых явлений, происходящих в нашей жизни, таких как переживания дежавю, интуиция и творческое вдохновение.
В реальной жизни что-то подобное коллективному бессознательному проявляется в двух типах ситуаций:
- Объединение людей. Благодаря одному и тому же эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа может стать единым целым. Такая ситуация бывает, например, на митингах или религиозных собраниях.
- Травматическое разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет вас паниковать и создавать хаос. Когда люди находятся в состоянии сильного стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, чего они хотят, — это выжить, и для этого они полагаются на свои самые основные инстинкты.
Вероятно, вы испытали оба этих проявления коллективного бессознательного в своей жизни.
Действительно ли существует коллективное бессознательное?
Карл Юнг высказал идею о том, что в структуре нашей личности существует глубоко скрытый слой: коллективное бессознательное. Это хранилище завуалированных следов человеческого существования, нечто похожее на отголоски памяти наших предшественников. В коллективном бессознательном отражаются мысли, чувства, черты поведения, присущие людям. Все это вместе составляет наше общее, коллективное эмоциональное прошлое.
Психика человека очень многогранна. Долгое время ученые делили его на несколько составляющих, одной из которых является коллективное бессознательное. Понятие несколько устарело сейчас, и трудно сказать, действительно ли оно влияет на наше поведение и жизнь в целом. Несомненно только одно – опыт человечества, так или иначе, отражается в сознании каждого из нас.
Карл Густав Юнг — Оксфордский справочник
Оксфордские основные цитаты (4-е изд.)
Отредактировано: Сьюзан Рэтклифф
- Издатель:
- Издательство Оксфордского университета
- Опубликовано онлайн:
- 2016
- Текущая онлайн-версия:
- 2016
- eISBN:
- 9780191826719
Подробнее
Выделите поисковый запросВойти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Показать сводную информацию
- Публикация информации
- Как использовать эту работу
- Обувь, которая подходит одному человеку, сжимает другого; универсального рецепта жизни не существует.
«Цели психотерапии» (1931) в Практика психотерапии (1966)
- Содержанием личного бессознательного являются, главным образом, чувственно-тонированные комплексы… Содержанием коллективного бессознательного, с другой стороны, являются известны как архетипы.
Eranos Jahrbuch (1934)
- Человек, не прошедший через ад своих страстей, никогда не преодолеет их.
Воспоминания, сны, размышления (1962) гл. 9
- Насколько мы можем судить, единственная цель человеческого существования — зажечь свет во тьме простого бытия.
Воспоминания, сны, размышления (1962) гл. 11
- Любая форма зависимости плоха, независимо от того, является ли наркотик алкоголем, морфином или идеализмом.
Воспоминания, сны, размышления (1962) гл. 12
- Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть какая-то реакция, то оба преображаются.
Современный человек в поисках души (1933)
- Полдень человеческой жизни тоже должен иметь свое значение и не может быть просто жалким придатком к утру жизни.
Этапы жизни (1930)
- Человеку нужны трудности; они необходимы для здоровья.
«Трансцендентная функция» (1916), пар. 143, in The Structure and Dynamics of the Psyche (1960)
- Если есть что-то, что мы хотим изменить в ребенке, мы должны сначала изучить это и посмотреть, не лучше ли это изменить в нас самих. .
«Vom Werden der Persönlichkeit» (1932)
- Море похоже на музыку. Он имеет в себе все мечты души и озвучивает их. Письмо
Эмме Юнг от 22 сентября 1909 г.
- Познание собственной тьмы — лучший способ справиться с тьмой других людей. письмо
Кендигу Б. Калли от 25 сентября 1931 г.; Письма том. 1 (1973)
- Здоровый человек не мучает других — обычно именно замученные превращаются в мучителей.
в Ду Май 1941
- Не верю… знаю.
Л. ван дер Пост Юнг и история нашего времени (1976)
- Ничто так не влияет на их детей, как непрожитая жизнь их родителей.