Каковы ценности человеческой жизни обществознание: Конспект 24. «Ценности жизни человека»

Содержание

определение понятия, смысл, цель, специфические особенности

В теории все люди признают ценность человеческой жизни, однако когда дело доходит до практических вещей, то у людей появляются сомнения. Вот Гитлер заслуживал того, чтобы ему сохранили жизнь, если бы была такая возможность? А маньяк-педофил должен жить или умереть? Эти вопросы затрагивают главные нравственные ценности человеческой жизни и представления о том, является ли она важнейшей ценностью. Расскажем о том, что такое ценности, как они связаны со смыслом жизни и как понимается ее ценность в психологии, философии и обыденном сознании.

Понятие ценности

В философии есть раздел, называемый аксиологией, он полностью посвящен изучению ценностей. Начиная с ранних этапов своей жизни человечество пытается ответить на вопрос о том, что такое ценность, что более или менее ценно. За тысячелетия сложились общие представления по этому вопросу. Обыденное сознание под ценностью понимает такую характеристику явления, как ее особую значимость для отдельного человека, для общества или для всей цивилизации в целом.

Изучение проблемы ценностей прошло долгую эволюцию, и сегодня философия считает, что есть разные их виды и характеристики. Единой точки зрения на то, какова природа ценностей и могут ли они быть объективными или всегда являются субъективными, не существует. Мыслители не могут дать однозначную дефиницию этого понятия. В самом общем виде философы считают, что ценность – совокупность духовных и материальных объектов, удовлетворяющих потребности человека. При этом понятие ценностей носит социальный характер. Общество формирует комплекс важных объектов, которые способствуют развитию общества и людей в нем. Ценностная ориентация является важнейшим компонентом в структуре личности. Через них человек выходит на определение смысла и ценности человеческой жизни в целом.

Жизнь как ценность

На пути своего становления человечество не всегда считало, что жизнь человека имеет какую-то особую значимость. И только гуманизм как социальное явление стал рассматривать человеческую жизнь как высшую ценность. Однако и после этого осталось множество противоречий. Так как нередко она может быть принесена в жертву во имя других ценностей. Да и сами люди не всегда помнят о том, что обладают таким сокровищем. На практике ценность человеческой жизни расшифровывается в нескольких базовых принципах. Во-первых, если считать, что это самая значимая и важная вещь в мире, то тогда нужно признавать право любого человека на ее сохранение. И здесь вновь возникает вопрос о злодеях и их праве продолжать жить, отняв жизнь у других людей. Второй принцип – бережливое отношение к любым ее проявлениям. Это значит, что нужно беречь и собственную, и чужую жизнь. А люди могут вредить себе: курить, принимать вредные вещества и т. д. Еще важной является необходимость оказывать содействие жизни в любых ее формах и разновидностях. Тут появляется много непреодолимых трудностей, например, с мясоедением, ведь это тоже уничтожение живого. Если считать жизнь главной ценностью, то необходимо как-то особенно достойно ее проживать, иначе она тратится впустую. Отсюда вытекает необходимость выработки осмысленной позиции и строительство своей жизни на основах осознанности и значимости. Если рассматривать существование в таком ракурсе, то оказывается, что люди, декларируя мысль о том, что это самое дорогое, что имеет человек, на самом деле не существуют в соответствии с этим постулатом.


Какими бывают виды ценностей. Понятие и виды человеческих…

Ценность — это значимость, важность, полезность и польза чего-либо. Внешне она выступает как одно…

Ценность человеческой жизни в философии

На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди задаются вопросом о том, что является важнейшей вещью в мире. Обыденное сознание, вековая мудрость быстро отвечают на него: жизнь человека. Но философы, привыкшие во всем сомневаться, говорят о том, что нет объективных характеристик, по которым существование на земле в любом случае являлось бы ценностью. Только религиозная философия считает, что ценность человеческой жизни определяется ее божественным происхождением. Люди получают ее от Бога и не вправе ею распоряжаться. А светские направления философии и этики всерьез размышляют о том, что у человека должно быть право распоряжаться своей жизнью.


Вечные духовные ценности человека

Что такое ценности человека, и следуем ли мы им в жизни? Когда обращаемся к мудрейшей книге о…

Сегодня эти проблемы вновь бурно обсуждаются и осмысляются с попытками узаконить эвтаназию в некоторых странах. В свое время Н. Бердяев писал, что человек – есть высшая ценность и именно эта глобальная ценность позволяет обществу интегрироваться нечто цельное. Обычно вопрос о ценности жизни в философии сводится к вопросу о ее осмысленности. Если человек существует с пониманием того, зачем он это делает, если он ставит перед собой какие-то духовные цели, то его жизнь ценна, а если смысл отсутствует, то и существование на земле обесценивается.

Что говорят по этому поводу психологи

В отличие от философов, психологи иначе подходят к данной проблеме. Они говорят о том, что люди все разные и не может быть единого универсального измерения ценности их существования на Земле. В своей оценке люди обычно исходят не из объективных характеристик, а из субъективных. И тогда получается, что жизнь Гитлера никакой ценности не имеет, а вот таковая любимого человека – очень важна. Психологи исходят из того, что основные ценности человеческой жизни – это база для развития личности. Они влияют на направленность личности, на его деятельность, социальную позицию, на отношение к себе, другому, обществу. Исходя из своих ценностей человек ранжирует потребности, выстраивает мотивацию. Они обусловливают интересы, мировоззрение и установки личности. Признавая жизнь самой главной ценностью, личность выбирает цели и формулирует смысл своего существования. Без этого невозможно продуктивно жить, развиваться, взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, психологи признают высокую значимость аксиологии. Только осознавая, что жизнь есть главная ценность, человек может сформироваться как цельная и продуктивная личность.

Смысл

Так или иначе, и философы, и психологи, и обычные люди увязывают два понятия: смысл и ценность человеческой жизни. Еще с античных времен философы начали размышлять над вопросом о том, зачем живет человек. Многовековые размышления не внесли окончательной ясности в этот вопрос. Признается, что смысл есть суть всех вещей и явлений, соответственно, идея наличия смысла жизни в основном ни у кого не вызывает сомнений. Однако есть вероятность того, что человек не способен его постичь. Его познавательный горизонт довольно узок, и в условиях информационного дефицита (а человек далеко не все знает о жизни) постичь смысл с абсолютной точностью невозможно. В целом большинство философов и обыденное сознание сошлись на том, что смысл жизни заключается в самой жизни. Нужно жить для того, чтобы жить. Также признается вариант смысла как поиска пути. Человек должен заглянуть в себя и ответить на вопросы о том, что для него наиболее важно.

Философ и психолог с удивительной судьбой Виктор Франкл говорит, что поиски и обретение смысла делают человека психически здоровее и состоятельнее. При этом он видит три пути осмысления жизни: повседневный труд, осознание ценности отношений с другими людьми и своих переживаний, связанных с другим человеком и рефлексия по поводу ситуаций, которые приносят страдания. Таким образом, для обретения смысла человек должен заполнить свое время работой и заботами о других людях, а также необходимо осознавать опыт и извлекать из него уроки.

Цель

Осознание смысла жизни и собственных базовых ценностей помогает человеку ставить перед собой жизненные цели. Психика людей устроена таким образом, что мотивацией к деятельности могут быть только актуальные цели. Поэтому каждый человек на собственном уровне, но отвечает себе на вопрос о том, зачем он живет. И обычно этот ответ увязывается с общечеловеческими ценностями. Если спросить обывателя, что в его жизни самое главное и зачем он живет, то, скорее всего, он ответит, что главное – семья и близкие, а он живет для их благополучия и счастья. Таким образом, цели и ценность человеческой жизни тесно взаимодействуют друг с другом. Самой частой целью бывает создание семьи и продолжение своего рода. Эта цель диктуется биологией и социумом. Не для каждого человека эта цель является действительно актуальной, именно поэтому нередко люди разводятся, порой оставляют детей, которых, казалось бы, так сильно когда-то хотели. Иногда человек ставит перед собой цель, а при ее достижении испытывает разочарование и ему кажется, что жизнь утратила смысл. Такое часто бывает с пожилыми людьми, которые достигали социально-одобряемых целей: образование, карьера, семья, но не прислушивались к своим истинным желаниям. Поэтому смысл нашего пребывания в этом мире именно в том, чтобы понять, что нужно и ценно именно для тебя и как достигать реально важных целей.


Вечные духовные ценности человека

Что такое ценности человека, и следуем ли мы им в жизни? Когда обращаемся к мудрейшей книге о…

Ценности

Как мы уже поняли, смысл жизни человека увязывается с его целями, а они, в свою очередь, коррелируются с ценностями. Важные объекты являются ориентирующими на жизненном пути маяками. Главные ценности человеческой жизни помогают человеку избрать вектор жизненного движения. Они являются неким стержнем сознания и мировосприятия личности. При этом общество стремится выработать у людей некие универсальные ценности, которые необходимы социуму для эффективного функционирования и самосохранения. Каждая эпоха вырабатывает свой набор социально-значимых ценностей, однако остаются некие универсальные, общечеловеческие ценности: свобода, мир, равенство. Но каждый человек, кроме этого, формирует и собственный пакет важных объектов, именно их наличие свидетельствует о зрелости личности. Они называются индивидуальными ценностями, и они в первую очередь влияют на повседневные поступки человека. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Выделяют разные виды ценностей, классифицируя их по разным основаниям:

— По степени универсальности. В этом случае говорят об универсальных, групповых и личных ценностях.

— По формам культуры. По этому основанию выделяют материальные и духовные ценности.

— По видам деятельности. В такой классификации выделяют множество видов, в том числе эстетические, религиозные, моральные, экзистенциальные, политические, правовые, научные.

Духовные и материальные ценности

Самой привычно является классификация ценностей по форме культуры. И традиционно все ценности делят на материальные и духовные. Среди последних выделяются моральные и эстетические. Какие ценности человеческой жизни являются наиболее важными? Здесь мнения обычно разделяются, одни считают, что без материальных ценностей человек не способен думать о духовном. Материалисты считают, что бытие определяет сознание. А идеалисты думают ровно наоборот и считают, что главное – это духовность, а от материальных благ человек может и отказаться во имя высоких целей. Также психологи говорят о существовании духовных материалистов, которые считают, что в жизни человека все должно быть в балансе. К материальным ценностям каждый человек относит что-то свое, но в целом сюда включают благосостояние, наличие недвижимости и другой собственности. Их особенность заключается в так называемой отчуждаемости, т. е. их можно потерять, растратить. А вот духовные ценности являются неотчуждаемыми.

Базовые духовные ценности

Сформированный комплекс духовных ценностей свидетельствует о зрелости личности. Этот набор позволяет человеку вырваться из телесной ограниченности, обрести свободу и принять ответственность за свою жизнь, ее цели, и ее смысл. В школе многие писали сочинение «В чем ценность человеческой жизни?», но в этом возрасте человек может только начинать задумываться о векторе своего развития, а порой даже и не начинает. Сформированное мировоззрение, по наблюдениям психологов, обычно появляется к 20-30 годам, хотя у кого-то и значительно позже. Признание духовных ценностей определяющими в жизни является предпосылкой к обретению свободы. К данному виду ценностей обычно относят нравственные и эстетические, как самые важные. Кроме того, универсальными духовными ценностями называют свободу, любовь, мир, жизнь, справедливость,

Нравственные ценности

В человеческой жизни чрезвычайно важна мораль, именно она делает из индивидуума личность со свободным выбором и ответственным выбором. Нравственные ценности помогают человеку регулировать отношения с другими людьми и социумом. Мерой данных отношений выступают добро и зло, и человек для себя принимает решение, что он лично считает благом, а что нет. Для каждого человека комплекс моральных заповедей может отличаться, но есть базовые постулаты, которые едины для всех людей. Они сформулированы еще в религиозных кодексах и за тысячелетия претерпели немного изменений. Однако данные ценности могут изменяться в зависимости от групповой или профессиональной принадлежности человека. Например, набор ценностей человеческой жизни в биомедицинской этике будет трактоваться в первую очередь с точки зрения взаимоотношений врача и пациента. Универсальными моральными ценностями являются патриотизм, долг, трудолюбие, честь, добросовестность, человеколюбие.

Эстетические ценности

Если мораль связана с оценкой жизни и ее явлений с точки зрения Добра и Зла, то эстетические ценности – это рассмотрение мира через призму Прекрасного и Безобразного. Цели и ценность человеческой жизни нередко связаны с выявлением, переживанием и созданием красоты. Всем известна фраза Ф. Достоевского о том, что красота спасет мир. И люди действительно нередко стремятся сделать мир вокруг прекраснее, гармоничнее и видят в этом свои цели и задачи. Философы выделяют следующие ценности в данной подгруппе: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. А их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетические ценности связаны со способностью и стремлением человека переживать глубокие и ярким эмоции, умением ощущать гармонию мира, возможностью воспринимать оттенки чувств и настроений других людей и их творений.

Здоровье как ценность

Человек, ответственно относящийся к себе, понимающий, что жизнь – это важная ценность, и он обязан ее сберегать, задумывается о своем здоровье. Но не только сами люди, но и общество заинтересовано в том, чтобы люди не болели. В аксиологии принято выделять три вида здоровья: нравственное, физическое и психическое. Сбережение каждого из них является частью осмысленного существования личности. Здоровье как главная ценность человеческой жизни изучается специальным разделом философии – биоэтикой. В его рамках здоровье осмысляется как абсолютная жизненная ценность. Целью человека является сохранение здоровья, так как он является условием достижения всех прочих ценностей. Не напрасно в русском языке есть фраза: «было бы здоровье – остальное купим».

Любовь как ценность

В философии любовь понимается как специфическое нравственно-эстетическое чувство, которое выражается в бескорыстном стремлении к избранному объекту, в готовности к самоотдаче, в ответственности по отношению к этому объекту. Это многогранное и разнообразное чувство, его можно испытывать к Родине, людям, животным, к каким-то видам деятельности, к природе. Любовь относится к главным ценностям человеческой жизни, так как она связана с нравственными и эстетическими переживаниями. Она может являться целью существования.

Проблемы ценностей в современном мире

Социологи отмечают, что сегодня наблюдается процесс девальвации общечеловеческих ценностей. Происходит размытие представлений о том, что важно, а что нет. Ощущается и проблема ценности человеческой жизни, которая связана с ростом конфликтов, в результате которых гибнут люди. Европейское общество стремится распространить свои ценности на все мировые культуры и это приводит к межкультурному конфликту. Сегодня в Европе достигает апогея процесс демократизации, индивидуальные ценности начинают преобладать над социальными и это расшатывает систему, складывающуюся веками.

Загадка человека — презентация онлайн

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

1. Загадка человека

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс
Загадка
человека

2.

Цель урока:Формирование целостных
представлений учащихся
зачем человек рождается,
для чего живет,
в чем отличие человека от
животных,
каковы ценности
человеческой жизни.

3. Актуализация знаний

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВО
ЗНАНИЯ

4. Какие знания нам дает обществознание

Знания о
взаимоотношениях
с другими людьми,
обществом
Знания о человеке
знания
об обществе
Знания о
взаимоотношениях
с природой
Знания о
взаимоотношениях
с государством

5. Эпиграф урока:

• «Только тогда
станешь человеком,
Когда научишься
видеть человека в
другом».
(А. Н. Радищев)

6. Мотивация урока

• Попробуйте дать ответ на вопрос
«Что такое человек?»

7. Мотивация урока

• Ребята, а чего о человеке вы еще не
знаете, но хотели бы узнать?

8. Учебная цель урока

в чем отличие человека
от животного;
зачем человек
рождается;
каковы ценности
человеческой жизни.

9. Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»

10. Чем человек отличается от других живых существ

Способен к
творчеству
Владеет речью
Имеет
хорошо
развитый
головной
мозг
Способен
к
прямохождению
Способен к
действиям по
плану
Умеет
производить
орудия труда
Обладает
фантазией
Осознаёт
самого себя

11. Заполни пропуски в тексте:

речью
Человек в отличие от животных обладает ________,
прямохождению может действовать
способен к ___________________,
по плану имеет хорошо развитый
___________,
головной мозг создаёт ____________________.
орудия труда
_________________,

12. Зачем человек рождается?

• Одни считают, что человек создан для счастья,
благополучной и сытой жизни.

13. Появление человека на Земле

Социальный
Биологически
й этап
2,5 млн. лет
этап
40 тыс. лет
Становлени
е человека

14.

Этапы становления человекаБиологический
(от греческого bios — жизнь, logos —
учение) — природный; связанный с
живой природой
Социальный
(от латинского socialis) —
общественный; связанный с
обществом.

15. Социальное и биологическое в человеке

• Во время
биологического этапа
сформировались
основные признаки,
которые и сегодня
отличают человека от
других живых существ:
прямохождение,
развитый мозг,
способность мыслить,
членораздельная речь,
сознание, овладение
орудиями труда и
огнём.
• Появление речи
позволило человеку
накапливать знания об
окружающем мире и
передавать их из
поколения в поколение,
дало возможность
общаться с другими
людьми. В
коллективной трудовой
деятельности человек
развился как существо
социальное,
общественное.

16. Человек

Труд
Мозг
Физическая
сила
Органы
чувств
Как
биологическ
ое существо
Общение
Обычаи
Как
социальное
существо

17.

Социальное и биологическое в человекеКак вы понимаете выражение «человек —
биологическое и социальное существо»? При ответе
используйте схему.

19. Зачем человек рождается?

• Другие
видят назначение
человека
в
служении Родине, в совершении добрых
поступков, в гуманном отношении к людям.

20. Зачем человек рождается

• В народе говорят, что за свою жизнь человек
обязательно должен построить дом, посадить
дерево и вырастить ребёнка.
Зачем человек рождается?

22. Работа с карточками:

Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
воспитываться в обществе, чтобы
_______________

23. Работа с карточками:

Задание 2.
Закончите предложение.
Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
общаться с ровесниками для того, чтобы
___________
Страница 11

25. Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»

• Кому двенадцать лет,
• Обсудите стихотворение в
тот в детский сад
паре и опровергните (или
Ходил тысячелетия
согласитесь) мнение о том,
назад.
что детство – это «в
Об этом самом
геройской
биографии
детстве золотом
пятно».
Он вспоминает чуть • Можно ли утверждать, что
мир
детства

это
не со стыдом.
волшебный мир, а детские
Забыть его скорее!
годы — это одна из
Ведь оно –
ценностей
человеческой
• В геройской
жизни»?
биографии пятно.
• Почему?

26. Важнейшие ценности для человека ?

• Ценности – признанные в обществе
или большей его частью представления
о том, к каким целям должен
стремиться человек

27. Важнейшие ценности для человека ?

• Составить дома кластер
• «Ценности для человека»
ЦЕННОСТИ

28. Закрепляем знания

Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и
развивался?
Воспитываться с
рождения среди
людей, чтобы …
Слушать и понимать
человеческую речь,
общаться со
взрослыми, чтобы…
Заниматься разнообразной
деятельностью самостоятельно и со
сверстниками (трудиться, играть,
гулять), чтобы…
Зачем человек рождается?
Что сказал поэт?
в, даже, детстве, имеет, не,
неправедных,
поступков, права, совершать,
человек.
Александр Блок

30. Что такое наследственность Уч-к, стр.11-13

• Сформулируйте определение
наследственности.
• В чем проявляется наследственность у
животных?
• В чем проявляется биологическая
сущность человека?
• Можно ли говорить, что ребенок
рождается как «чистый лист»?

31. Наследственность – это получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков

(свойств).

32. Наследственность у животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определенных действиях (поведении), уже имеющихся при

рождении
Например:
• Различать врагов
• Охотиться
• Защищаться
• Строить жилища
• Запасать на зиму
корм
• Впадать в спячку
• Ухаживать за
потомством
• и мн. др.

33. Наследственность – биологическая сущность человека

• Инстинкты (пить, есть, спать,
передвигаться…)
• Способность воспринимать окружающий
мир, мыслить, говорить…
• Внешние черты (цвет волос, глаз, голос…)
• Внутренние характеристики (темперамент,
эмоции, склонности к какому-либо делу…)
Человек – существо
биологическое,
а значит, часть природы

34.

Можно ли влиять на наследственность? Уч-к, стр. 13-14

35. Проверь себя

1. Что такое наследственность? Какие
биологические признаки наследует
человек?
2. Докажи, что человек не только
биологическое, но и социальное существо.
3. Известны ли тебе случаи, когда
человеческого детеныша воспитывали
звери? Что из этого получилось?
4. Можно ли влиять на наследственность?
Домашнее задание: §1,
РТ 1/4,7,9

36. Источники:

• Вешникова Е. В., Методическая разработка
урока обществознания, 5 класс.
http://kladraz.ru/blogs/elena-valerevnaveshnikova/konspekt-urokaobschestvoznanija.html
• Буйволова И.Ю. Обществознание. 5 класс:
программа и технологические карты
уроков по учебнику под ред. Л.Н.
Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Волгоград:
Учитель, 2015.

English     Русский Правила

Ценность человека

Стиг Хескестад, финн Эгиль Тоннессен

Смотреть все статьи

Стиг Хескестад

Стиг Хескестад (1950 г.

р.) — специалист в области психиатрии и старший консультант районной психиатрической больницы Йерен НКС.

Автор заполнил форму ICMJE и заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Электронная почта: [email protected]

Районная психиатрическая больница Jæren

Bryne, Норвегия

Посмотреть все статьи

Финн Эгил Тённессен

Финн Эгил Тённессен (1952 г.р.) — доктор философии. психологии, маг.арт. философии и канд. теол. Он профессор Университета Ставангера.

Автор заполнил форму ICMJE и заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Факультет гуманитарных наук

Университет Ставангера, Норвегия

Статья

Ценности составляют имплицитную основу личной встречи между пациентом и врачом. Равная ценность всех людей, независимо от их характеристик и достижений, не может считаться само собой разумеющейся. Это также не может быть доказано логически.

Сотворение Адама. С потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Написано Микеланджело в период с 1508  по  12 г. Фото © Mikkel Østergaard/Samfoto/Scanpix.

В Декларации прав человека ООН основные ценности рассматриваются как интуитивно понятные и самоочевидные. Другие считают, что ценности усваиваются и передаются через культуру и религию (1). На Западе христианское учение о творении оказало решающее влияние на взгляды на человеческую жизнь. Первоначальное обоснование этой точки зрения содержится в Книге Бытия (2). Лаконично и величественно изложено повествование о сотворении всего сущего. В то же время передается впечатление порядка, неизменности и божественного замысла. Генезис завершается сотворением человека, а завершается Творцом, созерцающим его дело и видящим, что оно хорошо. На протяжении тысячелетий этот компактный нарратив был основой христианской антропологии, изучения человека.

Во-первых, утверждается, что Человек и все остальное творение возникли не случайно, а в результате преднамеренного действия божественного творца. Человек — часть творения, как и все живое, созданное из той же материи и часть большей экосистемы. К этому биологическому телу были добавлены душа и духовное измерение. Реляционные или социальные аспекты составляют четвертое измерение библейской антропологии.

Ценность человека

Ценность человека

Человеку отводится особая роль в творении, и ему присуждается возвышенное положение. Человек будет править остальным творением, и, что еще более важно, утверждается, что человек создан по образу Божьему. Это ясно означает, что у человека есть божественные черты, а у Бога — человеческие черты. Человек имеет божественную подпись и особое положение, делающее всю человеческую жизнь священной и неприкосновенной. Таким образом, все люди имеют равную ценность.

Представление о том, что все люди имеют одинаковую ценность, было новой идеей в первую христианскую эру. И эллинская, и римская империи были разделены на классы, и к слабым и несовершенным относились с презрением. Для современников высказывание Павла в Послании к Галатам, что «нет ни Иудея, ни Еллина, ни раба, ни свободного, нет ни мужчины, ни женщины» (2), было радикальным выражением равноценности. Во время введения христианства в Норвегии тысячу лет спустя идея ценности личности представляла собой отклонение от старых взглядов и норм.

Свобода и падение

Свобода и падение

Бог предоставил творение в распоряжение Человека и дал Человеку независимость и свободу делать индивидуальный выбор, а не быть послушной марионеткой. Из свободы следует ответственность. Человек — единственное существо, которое несет ответственность за свои действия.

Согласно библейскому повествованию, человек поддался соблазну противника Бога. Это событие, грехопадение человека, изображается как наследство, которое впоследствии перешло ко всем людям (2). Поэтому людей нельзя разделить ни на хороших, ни на плохих. Из нас можно вырастить компанейских и общительных людей, но мы всегда будем сохранять оттенок зла в наших душах и умах, независимо от того, называем мы себя верующими или нет. Это согласуется со всем человеческим опытом — как писал Генрик Ибсен: «Жить — значит сражаться с демонами / как в сердце, так и в мозгу».

Антропология Павла

Антропология Павла

Павел, хорошо образованный еврей, выросший на греческой культуре и языке, пишет проницательно и самокритично о человеческой природе. По отношению к телу он использует два греческих термина: soma и sarx . Духовная природа людей описывается либо как pneuma , либо как psyche , а интеллект или разум называется nous .

Термин ноус можно заново открыть в слове «параноик», что означает «вне разума». Sarx можно перевести как плоть, но имеет более широкое значение человеческой слабости. По словам Павла, каждый человек живет внутренней борьбой между добром и злом. Хотя человек разрывается между добром и злом, его ценность неизменна, как и банкнота будет иметь одинаковую ценность, независимо от того, вышла ли она прямо из типографии или помялась и потерлась.

Агапе

Агапе

В классическом греческом языке для обозначения любви используются два слова: philos и eros . Филос используется для дружбы, эрос для сексуальной любви. Оба они возникают из желаний субъекта, эго. Агапе встречается как неологизм в Новом Завете и используется в общей сложности 106 раз в различных интонациях. Этот термин возникает из желаний в объекте, «ты». В своем описании агапе Павел делает знакомое утверждение:

«И ныне пребывают вера, надежда, милосердие, эти три; но величайшее из них — милосердие». (2). Агапе в первую очередь не ассоциируется с эмоциями или настроением. Оно ориентировано на действие, направлено на других и имеет своим источником и идеалом любовь Бога к Человеку.

Практика любви

Практика любви

Агапе проявляется в жизни и работе Иисуса. Евангелист Лука, врач гиппократовской традиции, описывает эмоциональную реакцию Иисуса, увидевшего похоронную процессию единственного сына вдовы, как splanchniste (англ.: искреннее сочувствие, сильное сочувствие) (Луки 10). Это описывает эмоциональную реакцию, которая захватывает самое сокровенное.

Другим радикальным элементом работы Иисуса был вопрос о том, кто должен быть объектом этой любви. Кто должен быть моей заботой? Иисус отвечает на этот вопрос притчей о добром самаритянине. Здесь он расширяет понятие «ближний», включая всех людей, независимо от возраста, пола, расы, статуса и веры.

Исторически здоровье и уход занимали ключевое место в вере и практике церкви. Строительство больниц последовало за распространением христианства, особенно с основанием монастырей, а в последующие века — через христианские миссии в Азии и Африке. Diakoneo — это греческое слово, обозначающее служение, которое для греков было недостойным. Дьяконство было отдельным добровольным служением в собраниях ранней церкви, состоящим из снабжения нуждающихся едой и заботой. Остатки этого все еще можно найти в нашей системе здравоохранения, в частных, некоммерческих учреждениях, которые мы называем диаконическими.

Ценности на практике

Ценности на практике

Вряд ли какая-либо другая профессия так часто сталкивается с проблемами, основанными на ценностях, как медицинские работники, и для многих выбор медицинской карьеры представляет собой осознанный выбор, основанный на ценностях. Ценности составляют имплицитную основу каждой личной встречи между пациентом и врачом.

Редукционизм

Редукционизм

Различные формы редукционизма часто трудно разглядеть. Редукционизм уменьшает человеческие сложности и делает людей меньше, чем они есть (3).

  • Биологический редукционизм: Человек сводится к чисто биологическому существу, продукту физиологии и химии. Вы — ваши гены. Ты то, что ты ешь. Это заблуждение академической медицины.

  • Духовный редукционизм: Человек трансцендентен. Человек есть энергия и находится под влиянием энергий. Вы можете управлять своей жизнью, используя свой разум. Это заблуждение альтернативного движения.

  • Относительный редукционизм: Человек — независимый индивидуалист, свободный и освобожденный — или, наоборот, связанный властями или массами.

Работники здравоохранения должны противостоять этому, отвергая все формы редукционизма и балансируя человека как единое целое: биологическое, психологическое, духовное и социальное существо.

Ценности и выбор

Ценности и выбор

В нашем обществе существует широкий консенсус в отношении того, что медицинское обслуживание должно быть одинакового качества и одинаково доступным для всех, независимо от денег, положения и власти. Однако, чтобы применить это мышление также в глобальном контексте, требуется большая натяжка воображения.

В последние годы идеи и подходы производственной отрасли проникли в систему здравоохранения. Пациенты превращаются в товар, услуги выставляются на конкурсные торги, методы лечения оцениваются на основе их стоимости и оценивается социальное бремя болезней. Такое мышление может привести к притупленному взгляду на человеческую жизнь и представлять угрозу основным ценностям (4).

Врачи древности управляли жизнью и смертью, поэтому к ним относились с подозрением (5). Гиппократ, а в более позднюю эпоху христианское учение оторвались от этого и ввели строгое разграничение: обязанность врача — лечить, утешать и утешать — никогда не отнимать жизнь. Сегодня идеалам абсолютной человеческой ценности бросают вызов на обоих концах жизни. Настоящим испытанием человеческой ценности является не то, как долго службы здравоохранения способны поддерживать человеку жизнь, а то достоинство, с которым к каждому человеку относятся.

Для начинающих врачей осознание того, что человеческая природа является ареной борьбы между добром и злом, является важным способом понимания себя и своих пациентов. Различие не в том, что хорошо и благородно, с одной стороны, и безнадежно и невыносимо, с другой. Оба аспекта присутствуют в каждом человеке.

Когда люди страдают от несчастья или болезни, они страдают биологически, психологически и в отношениях. Пер Фугелли очень метко описывает свой опыт перелома лодыжки: «Внезапно ты лежишь без задач и иллюзий, которые загораживают экзистенциальную драму. Внезапно вы оказываетесь в своего рода лаборатории истины, где проверяются ценности и образ жизни. Болезнь превращается в экзистенциальный процесс кристаллизации, где отпадает все преходящее, вещи и украшения. Остается ядро ​​существования, то, во что ты веришь, и люди, которых ты любишь» (6).

Медицинские работники ежедневно сталкиваются с потоком людей, больных душой и телом. Немногим профессиям приходится так часто знакомиться с темными сторонами жизни, как врачу: иррациональным поступкам, насилию, конфликтам, трагедиям, саморазрушению и лжи. Наше обучение едва подготовило нас к этой сложной повседневной ситуации. Ограничения во времени оставляют мало места для размышлений и размышлений. Некоторые предпочитают откладывать свои ценности и сомнения на полку и выполнять свою повседневную работу целенаправленно и упорно. Другие считают, что важнее всего оставаться в рамках законов и правил и удовлетворять установленные властями нормы приемлемости.

Подведение итогов

Подведение итогов

Необходимо построить мост между этическими вызовами, связанными с медицинской практикой, и ценностями, переданными нам через нашу культуру и веру. Таким образом, врач может сохранить личную неприкосновенность и защитить пациентов от жестокого обращения. Основные христианские ценности, прошедшие проверку временем, составляют основу для решения будущих задач. Повышение осведомленности путем достижения консенсуса и доказательства их значимости необходимо для того, чтобы сделать ценности чем-то большим, чем просто громкими словами.

Литература
  1. 1.

    Коплстон ФК. История философии. д. л 7, часть II. Нью-Йорк: Image Books, 1963.

  2. 2.

    Бибелен. Осло: Bibelselskapet, 2011.

  3. 3.

    Вятт Дж. Вопросы жизни и смерти. Человеческие дилеммы в свете христианской веры. Лондон: Inter-Varsity Press, 2009.

  4. 4.

    Ветлесен А.Дж. Эмпати под прессом. Sykepleien 2010: 98, №. 3: 60 – 3,

  5. 5.

    Эриксен Т.Б. Helse i hver dråpe. Innspill om etikk, kunnskap og omsorg. Осло: Universitetsforlaget, 1995.

  6. 6.

    Fugelli P. Brev fra den andre siden. Tidsskr Nor Lægeforen 1998; 118: 3994 – 5.

Сколько стоит человеческая жизнь?

Брайан Фишер

Название «Человеческая коалиция» было выбрано, чтобы отразить нашу основную веру в то, что каждый человек создан по образу и подобию Бога. Каждый человек имеет бесценную ценность и неограниченный потенциал, независимо от обстоятельств его зачатия.

Слово человек обозначает нечто настолько уникальное и настолько ценное, что оно предназначено только для одного вида: homo sapiens. В сотворенном порядке люди стоят особняком как венчающее выражение нашего Творца.

Человечество начинается не в тот момент, когда мы рождаемся или когда делаем первый вдох. Человечество начинается с момента зачатия, когда сперматозоид и яйцеклетка объединяются, образуя зиготу, которая, согласно Британской энциклопедии, представляет собой «оплодотворенную яйцеклетку, возникающую в результате союза женской гаметы (яйцеклетки или яйцеклетки)». с мужской гаметой (сперматозоидом). В эмбриональном развитии человека и других животных стадия зиготы короткая, за ней следует дробление, когда отдельная клетка подразделяется на более мелкие клетки ».

Согласно

Развитие человека: продолжительность жизни , « В ту долю секунды, когда хромосомы образуют пары, будет определен пол нового ребенка, будут установлены наследственные признаки, полученные от каждого родителя, и новая жизнь начнется ».

Несмотря на все научные данные, подтверждающие то, что мы знаем о жизни в утробе матери, сторонники абортов продолжают обесценивать недоношенных — от стадии зиготы до первых месяцев внутриутробного развития и, во многих случаях, даже до рождается человек. А в некоторых случаях пренебрежение к человеческой жизни продолжается и после рождения, поскольку некоторые люди поддерживают узаконенное детоубийство. Наше общество обесценило жизнь в утробе матери до такой степени, что каждый день в Америке посредством абортов убивают около 3000 недоношенных людей. В самом деле, ни один другой сегмент общества не был лишен своих данных Богом прав в такой степени, как это было у нерожденных. Нерожденные дети — самая дискриминируемая группа в истории Америки.

Когда мы позволяем бессмысленное, безудержное убийство недоношенных, мы нападаем на единственное место, которое Бог создал для защиты жизни на ее наиболее уязвимом этапе — матку. Недавно я прочитал статью, написанную пастором Марком Джонсом, старшим служителем пресвитерианской церкви Веры Ванкувера и автором книги «Познание Христа ». Его понимание того, насколько Бог ценит матку, невероятно:

Бог также создал матку как место, из которого Он будет приводить людей в мир для Своего Сына (Колоссянам 1:16). Когда убивают нерожденного ребенка, это не только грех против Бога, но и грех против славы Христа. Почему? Потому что у этой вечной души никогда не будет возможности прославить Христа в этом мире.  

Каждый аборт потенциально лишает Христа воплощённого, живого поклонника — того, кого Бог стремится прославить как Себя, так и Своего Сына.

Аборт настолько неправилен, потому что он лишает Бога Его высшей прерогативы в этом мире: создания, созданного по образу Христа, которое поклоняется Богу Духом.

Если и есть что-то, что должно нас огорчать в связи с абортами — а их много, — так это то, что Христос был лишен своей славы.  

Мы хотим, чтобы у детей была жизнь. Но более того, мы хотим, чтобы у детей была жизнь во Христе — жизнь, которую Он пришел предложить, войдя в этот мир в утробе девы .

Это центральный факт для христианина, выступающего за жизнь. Мы люди с момента зачатия, как и Христос был человеком с момента зачатия. Бог ясно показал, что жизнь во чреве бесценна, потому что Он Сам пришел на землю через чрево.

Это, безусловно, тревожная и навязчивая истина, что убийство недоношенных детей, по словам пастора Джонса, «равносильно входу в безопасную зону, созданную Богом, и разграблению того, что он любит больше всего».

По иронии судьбы лидеры нашей страны приняли такие законы, как Закон о нерожденных жертвах насилия от 2004 года. убита в 2002 году мужем Лачи, Скоттом.) Этот спорный закон квалифицирует как преступление причинение вреда плоду во время нападения на беременную женщину. И тем не менее, каждый день от рук аборта погибает около 3000 зародышей.

Из одних и тех же уст мы восхваляем неограниченный доступ женщин к аборту и приветствуем Закон о нерожденных жертвах насилия, согласно которому убийство или причинение вреда нерожденному ребенку во время нападения на мать является отдельным преступлением.

Эта культурная двоедушие фатальна и бессмысленна. И это одна из многих причин, по которой Human Coalition занимается не только спасением детей и служением семьям, но и просвещением общественности о том, что значит быть человеком.

Позднее в этом месяце я поделюсь третьей частью многостраничного блога о Четырех Доказательствах Жизни, обсуждая ценность жизни с философской точки зрения. Здесь вы можете найти две мои предыдущие статьи в блоге, в которых подробно рассматриваются библейские и научные доказательства существования жизни, которые легли в основу нового названия нашей организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *