№ п/п | Название раздела | № зап. | Тема учебных занятий | Кол-во часов |
1 |
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ | 1 | Мир самопознания | 1 |
2 | Найти себя | 1 | ||
3-4 | Мир моих чувств | 2 | ||
5 | От мечты к открытию | 1 | ||
6-7 | Характер человека | 2 | ||
8 | Единство слов и поступков | 1 | ||
2 |
УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ | 9-10 | Мир человеческих взаимоотношений | 2 |
11 | Учимся понимать других | 1 | ||
12 | Дружба мальчиков и девочек | 1 | ||
13 | Улыбка — радуга души | 1 | ||
14 | Уважая других, уважаем себя | 1 | ||
15 | Вежливость и тактичность | 1 | ||
16 | Мир и согласие между людьми | 1 | ||
3 |
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ | 17 | Любовь — основа жизни | 1 |
18 | Мир семьи | 1 | ||
19 | О доверии | 1 | ||
20 | Доброта и отзывчивость | 1 | ||
21 | Быть трудолюбивым | 1 | ||
22 | Красота души человека | 1 | ||
23-24 | Честь и совесть | 2 | ||
4 |
КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР! | 25-26 | Природа — источник вдохновения | 2 |
27-28 | Учимся понимать красоту природы | 2 | ||
29-30 | Учимся слушать музыку природы | 2 | ||
31-32 | Радость творчества | 2 | ||
Всего часов: | 32 |
tak-to-ent.net
Календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) на тему: «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 5-е классы
Программа
Психолого-педагогического сопровождения
внеурочной деятельности 5-х классов
с учетом введения ФГОС ООО
«Познай себя»
(основы психологических знаний)
педагога-психолога
Палагиной М.Н.
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития пятиклассников становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для учащегося остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи программы:
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя-достаточно полно и правильно.
3. Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.
4.Формирование нравственных личностных качеств.
5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
6. Создание условий для снижения тревожности.
Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 10 – 12 лет.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 12-15 человек.
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.
Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
I. | «Кто я и мои друзья» (введение в психологию). |
1. | Открой самого себя (ярмарка достоинств) | 2 |
2. | Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн). | 2 |
3. | Что такое жизнь и как она возникла? | 1 |
4. | Адаптационное занятие «Планета моего класса» | 3 |
5. | Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) | 2 |
6. | Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). | 2 |
7. | Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). | 1 |
8. | Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся). | 1 |
II. | «Самые оригинальные» (творчество) |
1. | Психология творчества (творческое отношение к действительности) | 1 |
2. | Креативность (диагностика) | 1 |
3 | «Мы фантазируем» (элементы арттерапии) | 2 |
III. | «Какой я умный» (развитие познавательных способностей) |
1. | Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») | 1 |
2 | Интеллект ( Тест Амтхауэра) | 2 |
3 | Способности, как они проявляются. | 1 |
4 | Мыслительные способности (методика «Исключение слов»). | 1 |
5 | Что такое общение? | 1 |
6 | Язык жестов. Можно ли общаться без слов? | 1 |
7 | Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. | 1 |
8 | Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) | 2 |
11 | Сосредоточенность и внимание. | 1 |
12 | Восприятие и его свойства. | 1 |
IV. | Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития. |
Подготовка и защита творческих проектов | 2 |
Содержание занятий:
I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).
- Открой самого себя (ярмарка достоинств) — 2 часа
Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к самопознанию.
Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя. Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства информационных технологий. Дать обратную связь. Разработать программу саморазвития в отношении самого себя.
- Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн) – 2 час.
Систематизировать и обобщить знания о самих себе. Учащиеся должны научиться представлять систематизированные знания о себе в виде презентации, выполненной средствами Microsoft Power Point, отражать обобщенный материал в виде истории, сказки, метафоры. Методика Дембо_- Рубинштейн.
3.Что такое жизнь и как она возникла? – 1 час.
Знания о существующих гипотезах возникновения жизни. Взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.
4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» — 3 часа.
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) – 2 часа.
Формирование представления о том, что такое страх, о плюсах и минусах страхов. Овладение приемами коррекции страхов и умение применять их на практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). -2 час.
Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.
7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). – 1 час.
Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций.
8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся) – 1 час.
Повышение поддержки от окружающих, повышение самооценки.
II раздел: «Самые оригинальные» (творчество)
- Психология творчества (творческое отношение к действительности) – 1 час.
- «Мы фантазируем» (элементы арттерапии) – 1 час.
- Креативность (диагностика) – 2 часа.
III радел: «какой я умный» (развитие познавательных способностей)
- Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») – 1 час.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Диагностическая процедура: методика «10 слов».
- Интеллект ( Тест Амтхауэра) – 2 часа.
Психологическая характеристика интеллектуальной деятельности. Притча «Сообразительны и глупый ученик». Тест Амтхауэра.
- Способности, как они проявляются – 1 час.
Понятие способности. Задатки, способности и деятельность. Как развиваются способности.
- Мыслительные способности (методика «Исключение слов») – 1 час.
Понятие мышление. Роль образов в процессе переработки информации. Методика «Кубики» Амтхауэра.
- Что такое общение? – 1 час.
Расширить у учащихся понятие «Общение». Показать роль общения в жизни людей. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
- Язык жестов. Можно ли общаться без слов?- 1 час.
Понятие невербальные средства общения. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания. Помочь учащимся преодолеть замкнутость, скованность (развитие двигательного раскрепощения).
- Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. – 1 час
Что такое характер? Как проявляются черты характера. Черты характера и способности.
- Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) – 2 часа
Темперамент и характер. Психологические характеристикитемпераментов. Что такое темперамент? Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента.
- Воображение – 1 час.
Понятие воображение. Виды воображения.
- Сосредоточенность и внимание – 1 час.
Что такое внимание. Виды внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
- Восприятие и его свойства – 1 час.
Понятие термина восприятие. Способы восприятия.
- Ощущение – 1 час
Что такое ощущение. Виды ощущений. Развитие ощущений.
IV раздел: Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.
- Подготовка и защита творческих проетов – 2 часа.
Библиографический список.
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
2.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.
4.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. — СПб., 1994.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
6.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.
7.Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
8.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1985..
9.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 131-137.
10 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.
12.Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
13.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
14.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
15.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
16.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у
подростков.— М., 1977.
17.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //
Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
18.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на
деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас
тапов. — СПб.. 2001. — С. 143-156.
19.Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи… — М., 1996..
20.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 1999.
21.Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
22.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.
23.Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1995.
nsportal.ru
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | День знаний. Кл.час «Знакомство» | Определение уровня воспитанности учащихся Выбор старосты класса. | Игра-викторина «Юные натуралисты – отвечайте!» (на классном часе) | |||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Оформление классного уголка. | Подготовка к проведению празднования Дня учителя | ||||||||
Патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности. | «Символика Рузского района» | Прослушивание гимна России. | ||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | День здоровья (школьный поход) Игры, развлечения на свежем воздухе. Проведение инструктажа по ПДД и ТБ. | Кл час «Права и обязанности школьника» | ||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Классный час «Наш класс. Законы жизни» | |||||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. | Организация дежурства в классе. | Генеральная уборка класса. | ||||||||
Работа с родителями ОКТЯБРЬ | Родительское собрание на тему: «Адаптация учащихся в старшем звене» | |||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | Конкурс работ из природного материала. | Кл. час «Итоги четверти. Успехи и неудачи: анализ причин» | ||||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Поздравление учителей, работающих в классе с Днем учителя. | Тест диагностика «Мое состояние» | Посещение библиотеки. Беседа «Кто много читает, тот много знает» | |||||||
Патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности. | День пожилого человека | Кл. час «Что такое совесть» | ||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Кл. час «Здоровый образ жизни» | |||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Индивидуальные беседы с родителями учащимися. | Индивидуальные беседы с учащимися. | Посещение семей трудных детей. | |||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. | Уборка кабинета. Уход за комнатными растениями. | |||||||||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы | Родительское собрание «Итоги первой четверти» | ||||||||
НОЯБРЬ | ||||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | Каникулы на тему «Я познаю мир» | Кл.час. «Начало четверти. Организация рабочего времени дома. Подготовка уроков. Как нужно вести себя на уроке» | ||||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. |
| Выставка рисунков «Моя мама лучше всех». | ||||||||
Патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, воспитание гражданственности. | Беседа «Что такое конституция» | |||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Проведение инструктажа по ТБ. «Веселые старты» | |||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Кл. час «Один за всех и все за одного» | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» (профилактика простудных заболеваний, закаливание) | ||||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа. | Уборка кабинета. Уход за комнатными растениями. | |||||||||
Работа с родителями ДЕКАБРЬ | Индивидуальные беседы | |||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | «Начало зимы» Беседа «Покормите птиц зимой» | Подготовка к новогоднему празднику. | Кл.час: «Подведение итогов II четверти и полугодия. Успехи и неудачи». | |||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Праздник у Новогодней елки. | |||||||||
Патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности. | Урок Конституции, посвященный дню конституции РФ. | |||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Лыжная эстафета | Беседа «Школа без наркотиков». | Лыжная прогулка. | |||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Кл. час «Этикет и мы! Проблема разговорной речи» | Кл. час «Как учишься таким и получишься» | ||||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. | Беседа «Помоги родителям по дому» | Уборка кабинета. Уход за комнатными растениями. | Дорожные знаки | |||||||
Работа с родителями ЯНВАРЬ | Родительское собрание «Роль домашнего задания в самообразовании школьника» | |||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | Игра-викторина «Юные натуралисты – отвечайте!» | Участие в конкурсе «Инфознайка» | Контроль уровня воспитанности учащихся. | |||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Каникулы на тему Рождественские праздники. | Конкурс рисунков «Волшебница зима» | ||||||||
Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, философско-мировозренческая подготовка, воспитание гражданственности. | Поездка на тему «Музеи нашего района» | |||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Беседа «Как не заразиться гриппом» | День здоровья. | ||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Операция «Занятость» | Беседа «Что такое совесть» | Кл. час «Твои права и обязанности» | Беседа « Твоя ответственность за общие дела» | ||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа. | Уборка кабинета. Уход за комнатными растениями. | |||||||||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы | |||||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | Организация и проведение месячника оборонно-массовой работы. | Конкурс рисунков «Защитник отечества» | Конкурс «А ну-ка мальчишки» | |||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Изучение военных песен на уроках музыки. День Святого Валентина. | Сочинение «Я горжусь своим отцом» | ||||||||
Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, философско-мировозренческая подготовка, воспитание гражданственности. | Кл. час «Благодарная память народа ваши хранит имена». | Празднование Дня защитника Отечества. | ||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Просмотр тематических видеофильмов на здоровье сберегающие темы. | Эстафета «Папа, мама и я — спортивная семья» | День здоровья. | |||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Кл. час о нормативно-правовой базе, регламентирующей поведение учащихся. | Кл. час по экологическому воспитанию. | Классный час «Вежливое отношение в семье» | Совместная работа с родителями: «Сделай кормушку для птиц» | ||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа. | Уборка кабинета. Уход за комнатными растениями. | |||||||||
Работа с родителями | Индивидуальные беседы | |||||||||
МАРТ | ||||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | Беседа «С кого можно брать пример» | Итоговая линейка для учащихся по окончанию 3 четверти. | ||||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Праздник «Женский день – 8 Марта». | Кл. час «Посмотри, весна наступает» | Конкурс стихотворений о весне. | |||||||
Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, философско-мировозренческая подготовка, воспитание гражданственности. | «Масленица широкая» | |||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | «Веселые старты» | День здоровья. Проведение инструктажа по ПДД и ТБ. | ||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Кл. час о нормативно-правовой базе, регламентирующей поведение учащихся. | Игра-викторина «Юные натуралисты – отвечайте!» | Родительское собрание «Итоги 3 четверти» | |||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа. | Подготовленные рассказы детей о профессиях. | Уборка кабинета. Уход за комнатными растениями. | ||||||||
Работа с родителями | Семейный капустник «Ода маме» | |||||||||
АПРЕЛЬ | ||||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | 1 апреля – «День смеха» Кл. час «Откуда ты и я?» | Конкурс рисунков «Там на другой планете» | Кл. час ко Дню космонавтики. | |||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Классный час «Посмотри на прилетевших птиц» | |||||||||
Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры, философско-мировозренческая подготовка, воспитание гражданственности. | Экскурсия | Встреча с ветеранами войн. | ||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Кл. час, посвященный профилактике правил пожарной безопасности. | День здоровья. | ||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Классный час «Мой дом – моя крепость» | |||||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. Профориентационная работа. | Субботники по уборке школьной территории. Участие в озеленении села. | Кл. час «В мире профессий». | Субботники по уборке школьной территории. | |||||||
Работа с родителями | Родительское собрание на тему «Итоги 3 четверти» «Положительные эмоции и их значение в жизни человека» | |||||||||
МАЙ | ||||||||||
Направление деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||||
Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию. | Беседа по противопожарной безопасности. | Контроль уровня воспитанности учащихся. | Составление плана занятости на лето. | Линейка для учащихся посвященная окончанию учебного года. Подведение итогов. | ||||||
Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Праздник «До свидания школа, здравствуй летняя пора» | |||||||||
Военно-патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности. | Кл. час «Вспоминаем День войны». Декада памяти ко Дню Победы. | |||||||||
Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей. | Весенний поход | День здоровья. Поход на футб.поле Проведение инструктажа по ПДД и ТБ. | ||||||||
Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности. Формирование экологической культуры. | Кл. час «Проблемы экологии» | Классный час «Впереди летние каникулы» | ||||||||
Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. | Субботники по уборке школьной территории. | Уборка кабинета. Уход за цветами. | Субботники по уборке школьной территории. | |||||||
Работа с родителями | Совместный поход |
nsportal.ru
№ п/п | Название раздела | № зап. | Тема учебных занятий
| Кол-во часов | Дата | Коррекция |
1 |
РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
| 1 | Мир самопознания | 1 |
|
|
2 | Мир самопознания | 1 |
|
| ||
3 | Мир моих чувств | 1 |
|
| ||
4 | Мир моих чувств | 1 |
|
| ||
5 | От мечты к открытию | 1 |
|
| ||
6 | От мечты к открытию | 1 |
|
| ||
7 | Характер человека | 1 |
|
| ||
8 | Характер человека | 1 |
|
| ||
2 |
УЧИМСЯ
ОБЩЕНИЮ | 9 | Мир человеческих взаимоотношений | 1 |
|
|
10 | Мир человеческих взаимоотношений | 1 |
|
| ||
11 | Дружба мальчиков и девочек | 1 |
|
| ||
12 | Дружба мальчиков и девочек | 1 |
|
| ||
13 | Человек в коллективе | 1 |
|
| ||
14 | Человек в коллективе | 1 |
|
| ||
15 | Мир и согласие между людьми | 1 |
|
| ||
16 | Мир и согласие между людьми | 1 |
|
| ||
3 |
БЫТЬ
ЧЕЛОВЕКОМ | 17 | Мир семьи | 1 |
|
|
18 | Мир семьи | 1 |
|
| ||
19 | О доверии | 1 |
|
| ||
20 | О доверии | 1 |
|
| ||
21 | Быть трудолюбивым | 1 |
|
| ||
22 | Быть трудолюбивым | 1 |
|
| ||
23 | Красота души человека | 1 |
|
| ||
24 | Красота души человека | 1 |
|
| ||
tak-to-ent.net
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | |
ЗДОРОВЬЕ | 1. День здоровья. Классный час «Оказание первой медицинской помощи». 2. Классный час «Береги здоровье смолоду!» 3. Беседа «Режим дня пятиклассника» 4. Классный час «Секреты здорового питания». | 1. Конкурс агитбригад «Прививка от вредных привычек». 2. Беседа «Одежда по погоде» — дождливая осень, первые заморозки. 3. Беседа «Простые правила здоровья» | 1. Подготовка и выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни» — для мл. классов. 2. Беседа “Твое здоровье” 3. Беседа «Кариес. Уход за полостью рта». |
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА | 1. Единый день профилактики травматизма. 2. Классные часы « Правила дорожные-знать каждому положено». Инструктажи по ТО и ТБ, встречи с инспектором, ведение журналов по ТБ, просмотр видеоматериалов, уроки безопасности. | 1. Викторина «Светофор» по ПДД 2. Занятие «Умей слушать и слышать» 3. Беседа «Причины детского травматизма». 4. Цикл бесед о правилах поведения во время уроков, на переменах, во внеурочное время. | 1. Выступление агитбригады «Дружина юных пожарников» 2. Беседа «Внимание — терроризм!» 3. Инструктажи по ТБ в каникулярное время (ПДД, ППБ, Ситуации во дворе и пр.). 4. Занятие «Развиваем наблюдательность» |
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И НАРКОМАНИИ | 1. Беседа по профилактике правонарушений, встречи со школьным инспектором, индивидуальная работа с учащимися группы риска прошлого года. 2. Лекция «Табакокурение» | 1. Беседа « Правила поведения в общественных местах, в школе» 2. Классный час «Нет наркотикам!» + презентация. 3. Конкурс рисунков «Мы против наркотиков». 4. Лекция «Последствия курения» | 1. Беседа «Твоё свободное время»- организация отдыха. 2. Встречи с инспектором ОДН ОВД. Беседа «Опасные ситуации во дворе». 3. Тренинг «Психология привычки» (профилактика курения) |
ИНТЕЛЛЕКТ ОБЩЕНИЕ | 1. Посещение библиотеки, набор в предметные кружки, оформление игровых комнат. 2. Беседа «Иоанн Златоуст» 3. Диагностика «Готовность пятиклассника к обучению в среднем звене» 4. Беседа «Как правильно выполнять домашнее задание» | 1. Социометрия, тест тревожности Филипса 2. Беседа «Покров Пресвятой Богородицы» 3. Беседа «Как научиться учиться?» — организация самоподготовки, обучение заучиванию стихотворений, правил, пересказа. | 1. Конкурс чтецов 2. Групповой тренинг «Качество ума» 3. Беседа «Бог — Творец мира» 4. Тренинг «Коммуникативная культура». 5. Классный час «День мамы». |
ГРАЖДАНИН ПАТРИОТ | 1. Урок «Волоколамск- город воинской славы» 2. Экскурсии по городу 3. Викторина «Знатоки города», циклы классных часов «Грамматика нравственности», планирование работы с ОВД ОДН | 1. Классный час «Ты — гражданин России!» 2. Классный час «День рождения Московской области». 3. Занятие-практикум «Границы дозволенного». 4. Экскурсия «Волоколамский кремль – история». | 1. Классный час « Забота о родителях — долг совести и чести каждого» 2. Экскурсии по городу и району. |
ТВОРЧЕСКОЕ | 1. Запись в кружки и спортивные секции, подготовка к празднованию Дня Учителя. 2. «Ярмарка» — худ. оформление выставки, конкурс рисунка «Работай, не ленись — урожаем гордись»; кукольный спектакль. | 1. Праздничный концерт. Конкурс плакатов «С Днём Учителя!» 2. «Розы из кленовых листьев» и «Фисташковое дерево» — поделки из природного материала. | 1. Подготовка агитбригад по противопожарной тематике и по ПДД. 2. Конкурс кормушек «Каждой пичужке по кормушке». |
СЕМЬЯ | 1. Изучение вновь прибывших детей, разработка тематики родительских собраний. Родительское собрание «Особенности адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене» | 1. Проведение общешкольного родительского всеобуча «Качество образования: задачи семьи и школы» 2. Составление соц. паспорта класса, семьи, посещение семей, состоящих на учёте в КДН, ОВД | 1. Индивидуальная работа с родителями неуспевающих учеников, прогульщиков. Беседа с инспектором ОДН ОВД |
САМОУПРАВЛЕНИЕ | 1. Старт акции «Милосердие». 2. Выборы на ответственные посты, распределение обязанностей в группе (Актив класса). 3. Организация дежурства по школе. 4. Оформление стендов «Здоровье», «Уголок безопасности». | 1. Проведение шефской работы, помощь воспитателям мл. звена. 2. Оформление стендов «Пятиклассник, 5», «Символика России». 3. «Трудовой десант», генеральные уборки, утепление помещения. | 1. Проведение шефской работы, помощь воспитателям мл.звена. 2. Кукольное представление «Репка» — сказка на новый лад. 3. Беседа-практикум «Самопознание: мои достоинства, мои недостатки». |
nsportal.ru
Начало урока | Создание положительного эмоционального настрояЗдравствуй, год учебный, школьный! В добрый путь, ученики! Перезвоном колокольным Пусть звенят, звенят звонки! Окружает вас, ребята, Мир невиданных чудес, Изучить все в школе надо! Поторопимся скорей! — Посмотрите в окно: какой замечательный солнечный день сегодня! Повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему, пожелайте удачи на уроке. Вводное задание Вопросы: Актуализация знаний «Мозговой штурм». (5 минут). Метод «Толстые и тонкие вопросы» (для начала беседы по изучаемой теме). Постановка таких вопросов даёт возможность выйти на разговор о значимости речевых и коммуникативных навыков. Что такое природа? Что обозначает термин «Познание»? Прием «Разговор в паре». Разговорная пятиминутка. (Демонстрируют свои знания.) Проблемный вопрос: — Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Тема нашего сегодняшнего урока: «Единство мысли, слова и дела в жизни и учении Аль-Фараби» ФО: «Три хлопка». Дескрипторы: обсуждает и отвечает на вопросы.
| До начала урока учитель прикрепляет в разных местах класса бумажные следы с буквамиП, Р, И, Р,О, Д, А
Доска
Карточки со словами ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
| Середина урока
| Актуализация знаний Стратегия «ЗХУ»Учитель предлагает составить таблицу и заполнить первые 2 столбца
Ø (Абу Насыр ибн Мухамед Тархан ибн Узлаг Аль-Фараби родился в 870 году в г. Отраре (Фараб) в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. С детства Абу Насыр увлекся науками, к его счастью, в Отраре была богатейшая библиотека. Первоначально он получил образование у себя на родине на кыпчакском языке. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Достигнув совершеннолетия, он отправляется в ведущие культурные центры, чтобы продолжить образование. Побывал Шаше (Ташкенте), Самарканде, Исфахане,Хамадане и других городах. Долгое время он провел в Багдаде — столице Халифата, центре развития науки и культуры того времени. Здесь он основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и довольно быстро занимает среди них ведущее место. Однако это вызвало зависть ученых-богословов в неприязнь к нему и его научным взглядам, что заставило Аль-Фараби покинуть Багдад, переехать в Хорасан. Последние годы жизни он провел в Аллепо и Дамаске. Аль-Фараби был ученым-энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Его перу принадлежит более 150 трудов по философии, логике, математике, медицине, астрономии, социологии, юриспруденции, физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, Аль-Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). Именно на работах Аль-Фараби формировалась арабская средневековая наука. Концентрация на горы.Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее — раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким., свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему городу, свет свей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в класс. А сейчас потихоньку открываем глаза. Вопросы для обсуждения: Удалось ли вам увидеть картину текста? Как вы себя при этом чувствовали?
Тема нашего урока: Мир самопознания Цитата урока: Счастлив тот, кто открывает в себе внутреннее богатство А.Шопенгауер Задание: вопросы по тексту домашнего задания «Сказка о ноте» Для чего нота отправилась путешествовать? Как изменилась жизнь ноты? Можно ли назвать жизнь человека Мелодией? Творческая деятельность: сделать иллюстрацию к девизу «Для меня счастье-это….» Презентации работ Групповое пение: «Этот мир» «Его величество слово» 3. Позитивное высказывание (цитата). Физминутка «Веселые ребята».(2 мин.) 1. Стратегия «Трехминутное эссе» на тему: «Единство мысли, слова и дела в жизни и учении Аль-Фараби. 2. Стратегия «Авторский стул». Дескрипторы: пишет и презентует свою работу, используя эмоционально-окрашенные слова и прилагательные согласуя слова в роде, числе и падеже. (6 минут). ФО: «Аплодисменты». Дескрипторы: составляет диалог, демонстрирует речевые и коммуникативные навыки. ФО: «Три хлопка»
| Несколько видов мячей Карточки с примерами основных функций науки. Ресурс об основных функциях науки: http://science_philosophy.academic.ru
Сайт на рус. языке «Мир идей» http://miridei.com/interesnye-idei/izobreteniya/ | Конец урока | Итог урока. Рефлексия — Итак, исследователи, какие открытия вы сделали на уроке? Где они могут пригодиться вам в жизни? — Расскажите, что вы узнали об этих словах: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, НАБЛЮДЕНИЕ — Какими качествами должен обладать настоящий учёный? — Какие инструменты могут помочь в проведении наблюдения? — Расскажите, для чего надо изучать предметы окружающего мира.
Оцените свою работу на уроке как учёного, насколько вы были наблюдательны, активны, дисциплинированны Зелёный – высокий уровень, жёлтый – средний уровень
С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.
|
zhospar.kz
Календарный план по самопознанию 9 классс | Календарно-тематические планы по Самопознанию
Календарный план по самопознанию 9 классс
04.09.2014 3571 1021
Самопознание –9 класс
Авторы: М.Ж. Джадрина, Г.З. Байжасарова, Ж.Б. И.В.Калачева
Издательство: «Бөбек» Алматы, 2013г.
Тематический план
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Сроки | Контроль | Корректировка |
1 | 1раздел «Быть человеком» |
Человек трудолюбивой души | 1 |
|
|
|
2 |
| Человек трудолюбивой души | 1 |
|
|
|
3 |
| В зеркале красоты | 1 |
|
|
|
4 |
| В зеркале красоты | 1 |
|
|
|
5 |
| Любви прекрасные мгновенья | 1 |
|
|
|
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net