Каузальная атрибуция
Тюменский Государственный Университет
Институт психологии и педагогики
Кафедра
общей и социальной психологии
Реферат
На тему
«Каузальная
атрибуция»
Выполнил:
Ражев Ю.А.
Гр.2993
Проверила:
Лебедева Л.В.
Тюмень, 2011
Содержание
1. Введение
2. Каузальная атрибуция
2.1. Определение каузальной атрибуции
2.2. Феномен каузальной атрибуции
2.3. Негативная каузальная атрибуция
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
3. Ошибки атрибуции
3.1. Ошибка иллюзорных корреляций
3.
4. Принципы определения причинности
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Наблюдая поведение других людей, мы всегда в той или иной степени пытаемся вникнуть в его движущие силы: мотивы, намерения, цели, а через них – в то, «каким» является данный индивид. То есть, мы судим о людях по их поступкам: не только оценивая эти поступки, но и пытаясь выяснить, что происходит во внутреннем мире данного индивида. Это очень важно для того, чтобы понять, чего от него можно ожидать, на что можно рассчитывать, строя с ним отношения, и как строить их успешнее. Иными словами, по внешним чертам поведения мы строим модель движущих сил такого поведения, делая предположения о его психической природе и особенностях.
Необходимость оценки психического статуса других людей, особенностей их темперамента, характера, направленности интересов может определяться нами лишь предположительно, поскольку полностью «заглянуть в душу» другого – невозможно.
Вместе с тем надо учитывать, что и каждый из нас знает о себе далеко не все: ведь для этого необходимо уметь посмотреть на себя (как бы) со стороны, а это не всякому дано. По существу, наблюдение за кем-либо позволяет нам получить о нем такую информацию, которой он, возможно, сам по себе не располагает. В этом – ценность данного явления, получившего в когнитивной психологии наименование «каузальная атрибуция»2. Каузальная атрибуция
2.1.
Определение каузальной
Казуальная
атрибуция – интерпретация
Каузальная
атрибуция (от лат. causa – причина, attribution
– приписывание) — феномен межличностного восприятия.
Заключается в интерпретации, приписывании
причин действий другого человека в условиях
дефицита информации о действительных
причинах его действий
2. 2. Феномен каузальной атрибуции
Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является.
Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”, на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции.
Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия, при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия.
Сразу
следует оговориться, что дальнейшие
исследования показали, что мера соответствия
вывода и наблюдаемого относительно
чьего-то поведения зависит не только
от двух названных характеристик, но
и от других факторов, в частности
от различного вида атрибуции: “личной”
или “безличной” ( или диспозиционная
и ситуативная). В первом случае имеется
в виду преобладающее стремление приписать
причины каких-либо событий действиям
определённых личностей, в то время как
во втором случае причины приписываются
преимущественно действиям обстоятельств.
Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли, который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поиск причин для объяснения поведения другого человека.
Если
в похожих обстоятельствах
В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае. “Каузальная схема” – это своеобразная общая концепция данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части: “модель анализа вариаций” и “схемы причинности”.
«Модель анализа вариаций» описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может осуществляться по трём линиям: причины могут быть “адресованы” субъекту, объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений атрибутивного процесса, которые составляют “каузальное пространство” индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание причин субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”, объекту действия – “стимульную атрибуцию”, ситуации – “обстоятельную атрибуцию”. Довольно распространённым вариантом является также смешанный тип “личностно-стимульной атрибуции”. Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно говорить о типе личности со стимульной , обстоятельственной или личностной атрибуцией.
2.3. Негативная каузальная
Так
же, некоторыми исследователями феномен
каузальной атрибуции делится
К
негативной каузальной атрибуции склонны
подозрительные, мнительные, в чем-либо
ущемленные индивиды. К примеру, весьма
типичен характер каузальной атрибуции
в ситуации ревности. Ревнивый приписывает
чертам поведения объекта своей ревности
самые неблаговидные – с точки зрения
своих интересов – основания, подозревает
его в каждом проявлении активности, в
каждом слове, в каждой оговорке.
Склонность
индивида к негативной каузальной атрибуции
нередко становится причиной конфликтности
его поведения, причем он искренне не замечает
того, что «все у него плохие», что «все
только и думают, чтобы сделать ему гадость».
И поскольку он в этом их отношении к себе
искренне убежден, то и считает себя «вправе
отвечать на это соответствующим образом»
Основания
для негативной каузальной атрибуции
возникают в ситуации реальной или
мнимой угрозы потери индивидом чего-либо
для себя сверхценного. Именно в этом
случае формируется доминанта его сохранения
– защиты. В индивидуальном плане это,
как мы уже сказали, может возникать в
случае ревности – переживания вероятности
утраты сексуального партнера, отношения
с которым воспринимаются индивидом, как
свое неотъемлемое право и ценность.
2.4. Позитивная каузальная атрибуция
Как формируется позитивная каузальная атрибуция? Она может быть следствием общей доброжелательности индивида, а порою и его наивности. Тем не менее, позитивная атрибуция для сообщества много ценнее, чем негативная: имея дело с другими индивидами, нам полезнее считать их лучше, чем они есть на самом деле. Выигрыш здесь – в душевном равновесии оценивающего, в положительных его эмоциях. Этот выигрыш выше и «стратегичнее», чем промах в деле, который возник по причине более высокого мнения о контрагенте, чем он того заслуживал. Поэтому главное требование к положительной каузальной атрибуции: она не должна сопровождаться излишней доверчивостью, то есть мы должны доброжелательно относиться к окружающим, но на всякий случай помнить, что в принципе «возможно все».
К позитивной каузальной атрибуции склонны впечатлительные, доверчивые индивиды, «коротко мыслящие», восторженные, экзальтированные, с чертами истероидности.
Позитивная
каузальная атрибуция может иметь обобщенный
характер, но может иметь и выборочный.
К примеру, некий индивид произвел на нас
весьма благоприятное впечатление, и его
образ стал для нас позитивно-доминантным.
После этого и в свете этого мы начинаем
более благоприятно для него трактовать
его поступки: нам становится легче воспринимать
мотивы этих поступков как возвышенные,
благородные, как диктуемые добрыми намерениями
и помышлениями. А все, что не укладывается
в эту схему и что – при большей объективности
– заслуживало бы негативной оценки, рассматривается
нами как случайное, произошедшее против
его воли, по независящим от него обстоятельствам.
Иными словами, при позитивной каузальной
атрибуции негативный поступок индивида
мы расцениваем как случайный и не отражающий
его индивидуальности, как вынужденный,
а при негативной каузальной атрибуции
даже позитивный поступок индивида мы
расцениваем как случайный и тоже вынужденный.
И
негативная, и позитивная каузальная атрибуция
– это проявления необъективности оценок,
тенденциозности отношений (к объектам
оценки). В целом, это проявление ошибок
атрибуции, которые будут рассмотрены
ниже.
3. Ошибки атрибуции
В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:
Л. Ф. Бурлачук зав кафедрой психологии Киевского университета, член-корреспондент
Скачать 2,54 Mb. Pdf просмотр
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 184
- Навигация по данной странице:
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. П56 Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. — М.: Гуманит.
- «Психология
Каталог: docs Скачать 2,54 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 184
База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Теории причинной атрибуции: определение и авторы
Теории причинной атрибуции: определение и авторы — да, терапия помогает!социальная психология и личные отношения
16. 03.2023
Социальная психология пытается описать законы, регулирующие взаимодействие между людьми и их влияние на поведение, мышление и эмоции.
В этой области психологии были сформулированы теории о том, как мы объясняем свое собственное поведение и поведение других, а также события, которые с нами происходят; Эти модели известны как «теории причинной атрибуции» .
- Статья по теме: «Что такое социальная психология?»
Теория причинной атрибуции Хайдера
Австриец Фриц Хайдер сформулировал в 1958 году первую теорию причинной атрибуции для объяснения факторов, влияющих на наше восприятие причин событий .
Хайдер считал, что люди действуют как «наивные ученые»: мы связываем события с ненаблюдаемыми причинами, чтобы понять поведение других и предсказать будущие события, таким образом обретая чувство контроля над окружающей средой. Однако мы склонны делать простые каузальные атрибуции, которые учитывают только один тип фактора.
Атрибуционная модель Хайдера проводит различие между внутренними или личными и внешними или внешними атрибуциями . В то время как способность и мотивация к поведению являются внутренними факторами, удача и сложность задачи выделяются среди ситуационных причин.
Если мы приписываем свое поведение внутренним причинам, мы берем на себя ответственность, тогда как если мы считаем, что причина внешняя, этого не происходит.
- Статья по теме: «Фундаментальная ошибка атрибуции: классификация людей»
Теория соответствующих выводов Джонса и Дэвиса
Теория атрибуции Эдварда Э. Джонса и Кейта Дэвиса была предложена в 1965 году. Центральная концепция этой модели это вывод о «соответствующем выводе», который относится к обобщениям, которые мы делаем о поведении других людей в будущем на основе того, как мы объяснили их предыдущее поведение.
По сути, Джонс и Дэвис заявили, что мы делаем соответствующие выводы, когда верим, что определенное поведение человека обусловлено его образом жизни. Чтобы сделать эти атрибуции, в первую очередь необходимо, чтобы мы могли подтвердить, что у человека было намерение и способность совершить действие.
После того, как атрибуция намерения будет сделана, будет большая вероятность того, что мы также сделаем диспозиционную атрибуцию, если оцениваемое поведение имеет последствия, которые не являются общими с другими видами поведения, которые могли иметь место, если оно плохо оценивается в обществе, если оно сильно воздействует на актера (гедонистическая релевантность)) и если оно направлено на того, кто делает атрибуцию (персонализм).
Ковариационная и конфигурационная модель Келли
Гарольд Келли сформулировал в 1967 году теорию, которая различает причинные атрибуции, основанные на одном наблюдении за поведением, и те, которые основаны на множественных наблюдениях.
Согласно Келли, если мы сделали только одно наблюдение, атрибуция производится на основе конфигурации возможных причин поведения. Для этого мы используем каузальные схемы , представления о типах причин, вызывающих определенные следствия.
Они подчеркивают схему множественных достаточных причин, которая применяется, когда следствие может быть вызвано одной из нескольких возможных причин, и схему множественных необходимых причин, согласно которой несколько причин должны сойтись для возникновения следствия. Первая из этих схем обычно применяется к привычным событиям, а вторая — к менее частым.
С другой стороны, когда у нас есть информация из разных источников, мы приписываем событие человеку, обстоятельствам или стимулу на основе последовательности, отличительности и консенсуса в отношении поведения.
В частности, мы легче связываем событие с личными предрасположенностями действующего лица, когда последовательность высока (человек реагирует одинаково в разных обстоятельствах), различительность низка (оно ведет себя одинаково перед несколькими стимулами) и консенсус также (другие люди не ведут себя так же).
Каузальная атрибуция Вайнера
Теория каузальной атрибуции Бернарда Вайнера 1979 г. предлагает различать причины в соответствии с тремя биполярными измерениями: стабильность, управляемость и локус контроля. Каждое событие располагалось бы в определенной точке этих трех измерений, что давало бы восемь возможных комбинаций.
Стабильность и нестабильность полюсов относятся к длительности причины. Точно так же события могут быть полностью контролируемыми или неконтролируемыми, или находиться в промежуточной точке в этом измерении. Наконец, контрольный локус относится к тому, вызвано ли событие главным образом внутренними или внешними факторами; это измерение эквивалентно теории атрибуции Хайдера.
Разные люди могут приписывать разные причины одному и тому же событию; например, в то время как для одних приостановка экзамена будет вызвана отсутствием возможностей (внутренняя и стабильная причина), для других это будет следствием сложности обследования (внешняя и нестабильная причина). Эти варианты имеют ключевое влияние на ожидания и самооценку .
- Возможно, вам интересно: «Что такое контрольный локус?»
Предубеждения атрибуции
Очень часто мы делаем каузальные атрибуции неверными с логической точки зрения. Во многом это связано с наличием атрибуционных предубеждений, систематических искажений в том, как мы обрабатываем информацию при интерпретации причин событий.
- Статья по теме: «Когнитивные искажения: открытие интересного психологического эффекта»
1. Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции относится к склонности человека приписывать поведение внутренним факторам того, кто его осуществляет, игнорируя или сводя к минимуму влияние ситуационных факторов.
2. Различия между действующим лицом и наблюдателем
Хотя мы обычно приписываем свое поведение обстоятельствам и факторам окружающей среды, мы интерпретируем такое же поведение других как следствие их личных характеристик.
3. Ложный консенсус и ложная особенность
Люди думают, что у других мнения и взгляды больше похожи на наши, чем они есть на самом деле; мы называем это «предвзятостью ложного консенсуса».
Существует еще одно дополнительное предубеждение, связанное с ложной особенностью , согласно которой мы склонны полагать, что наши положительные качества уникальны или редки, даже если это не так.
4. Эгоцентричная атрибуция
Концепция «эгоцентрической атрибуции» относится к тому факту, что мы переоцениваем наш вклад в совместные задачи. также мы больше помним собственный вклад, чем вклад других .
5. Предубеждение, благоприятное для себя
Предубеждение, благоприятное для себя, также называемое autosirviente или предубеждение к самодостаточности , относится к нашей естественной склонности приписывать успехи внутренним факторам, а неудачи — внешним причинам.
Корыстные предубеждения защищают самооценку. Выявлено, что она гораздо менее выражена или имеет обратный характер у лиц со склонностью к депрессии; Это основа концепции «депрессивного реализма».
Теория причинной атрибуции Келли (март 2023 г.).
Причинная атрибуция, распределение выгод и управление доходами, Лукас Дж. Хеликум, Хун-Тонг Тан, Ту Сюй :: SSRN
Скачать эту статью
Открыть PDF в браузере
Добавить бумагу в мою библиотеку
Делиться:
46 страниц Опубликовано: 27 октября 2021 г. Последняя редакция: 16 ноября 2021 г.
Просмотреть все статьи Лукаса Дж. Хеликума
Городской университет Нью-Джерси — Школа бизнеса
Наньянская школа бизнеса, Наньянский технологический университет
Китайский университет Жэньминь – Школа бизнеса
Есть 2 версии этой статьи
Дата написания: 27 октября 2021 г.
Резюме
Мы проводим два эксперимента, чтобы изучить совместное влияние двух факторов оправдания управления прибылью, а именно отнесение неудовлетворительной работы фирмы и выгоды, получаемые другими работниками от завышения заявленной прибыли. В основном эксперименте мы прогнозируем и обнаруживаем, что менеджеры с большей вероятностью будут управлять прибылью, когда низкая производительность фирмы вызвана внешним событием, а неправильная отчетность о доходах приносит пользу другим сотрудникам, помимо ответственного менеджера. Кроме того, мы показываем, что степень, в которой участники используют моральные оправдания, опосредует влияние разделения выгод на управление доходами, но только тогда, когда причинная атрибуция является внешней, и что она опосредует влияние причинной атрибуции на управление доходами, но только тогда, когда выгоды распределяются. . Во втором эксперименте мы используем нейтральное условие контроля, в котором не упоминается причинно-следственная атрибуция или распределение выгод, чтобы продемонстрировать, что оба фактора оправдания совместно улучшают управление доходами по сравнению с тем, что менеджеры обычно делают в ситуации без явного упоминания какого-либо фактора. Мы вносим свой вклад в литературу по бухгалтерскому учету и психологии, предлагая и проверяя теорию, которая объясняет, как взаимодействуют множественные факторы оправдания, вызывая оппортунистическое поведение. Наши результаты имеют важное значение для практики.
Ключевые слова: управление доходами, причинная атрибуция, разделение выгод, оправданность, справедливость
Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка
Хеликум, Лукас Дж. и Тан, Хун-Тонг и Сюй, Ту, Причинная атрибуция, распределение выгод и управление доходами (27 октября 2021 г.