«Интегральный Интеллект» и кентаврическое сознание в Советском Союзе — Эрос и Космос
Книга «Интегральный Интеллект» опубликована в 1970 году в Советском Союзе. Автор Юлиан Михайлович Шейнин (1930–1990) — специалист в области организации науки, возглавлявший в 1960–1970-е годы сектор истории и теории организации науки Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова. (В этой же организации работали опальные в те времена философы П. П. Гайденко и М. К. Мамардашвили.) [1, с. 28]
Шейнин Ю. М. Интегральный Интеллект. — М.: «Молодая гвардия», 1970. 256 с., с илл. Тираж 35000 экз.В «Интегральном Интеллекте» Ю. М. Шейнин опирается на многие из лучших проявлений научно-технической мысли 1960-х годов — с акцентом этой эпохи на кибернетике, технологическом прогрессе и прогнозировании (в книге автор приводит целый ряд удивительно точных прогнозов, сбывшихся в конце XX и начале XXI вв.).
Прогноз Юлиана Шейнина на конец XX в.В этом произведении необходимые для того хронотопа марксистско-коммунистические высказывания (К. Маркс, В. И. Ленин) сочетаются с цитированием таких авторов, как Дж. Хаксли (автор термина «трансгуманизм»), П. Тейяр де Шарден, В. Вернадский, А. Кларк, Э. Янч и др., — крайне важных авторов для авангарда человеческого сознания середины XX века.
Последний из перечисленных — Эрих Янч — был астрофизиком, инженером, просветителем и выдающейся фигурой в науке о системах, философии науки и эволюционном понимании Вселенной. В конце жизни (в 1979 году, то есть уже после публикации книги Шейнина) Янч написал труд «Самоорганизующаяся Вселенная» (The Self-Organizing Universe, 1980). В этой книге и других его работах описывается, что Вселенная «самореализуется через самотрансценденцию». Именно на «Самоорганизующуюся Вселенную» часто ссылается Кен Уилбер в своём монументальном произведении «Секс, экология, духовность» (Sex, Ecology, Spirituality, 1995) при описании эволюции индивидуальных (объективных) и коллективных (межобъективных) систем Космоса.
Эрих Янч, «Самоорганизующаяся Вселенная: Научные и человеческие следствия из эмерджентно возникающей парадигмы эволюции»Шейнин не только ссылается на Эриха Янча, но и является одним из переводчиков его книги «Прогнозирование научно-технического прогресса» (1970). В этом смысле очевидно, что интегральная мысль Кена Уилбера и социально-технологическое прогнозирование Юлиана Шейнина значительно сопересекаются и отчасти имеют общие корни в «онтологии» человеческого сознания. А именно — в интегративных и интегральных структурах сознания.
Кен Уилбер провёл теоретическое исследование всего многообразия стадийных теорий психологии развития — как детского, так и взрослого развития (adult development theories), — и на основе этого сделал вывод о существовании последовательно развёртывающихся структур сознания. Эти структуры сознания проявляются инвариантно и кросскультурно, — то есть достаточно универсально (особенно в странах европейской культуры, к которым принадлежал и СССР).
Сюзанна Кук-Гройтер, защитившая в Гарвардском университете диссертацию по высшим (постформальным) стадиям психического развития человека, называет эти стадии сознания «общесистемными», general systems stages. Она имеет в виду структуры сознания, способные к системному мышлению и оперированию мировоззрением, находящимся в основе теорий сложных систем и кибернетики (такое мировоззрение, если говорить в общем, понимает взаимозависимость и соконструируемость космопланетарных и психических процессов). Также эти структуры-стадии называются в некоторых моделях «диалектическими».
Таким образом, можно смело говорить о том, что развивавший кибернетику и системное мышление интеллектуальный авангард середины XX в. (в том числе и в Советском Союзе) сам по себе в значительной степени опирается на постформальные структуры интеллекта, которые Уилбер в середине 1990-х гг. назвал «интегральными».
При этом сам Уилбер критикует многие из этих «системных» воззрений как исходящие из потенциально интегральной когнитивной структуры (называемой им «визионерской логикой», vision-logic), но при этом всё же подверженные «тонкому редукционизму» — сведению всего к межобъективным системам и игнорированию процессов сознания и психики или недостаточному вниманию к ним (эта критика справедлива и относительно рассматриваемого труда Шейнина, создававшегося в условиях давления со стороны ригидной материалистической идеологии).
Соответственно, созвучие названия концепции Шейнина («Интегральный Интеллект») и интегральной философии Уилбера не только неслучайно, но и закономерно: оба явления, по-видимому, опираются на единый базис в виде «интегральной структуры сознания» — онтологически вполне реальной «эпистемологической структуры».
Конечно, уилберовская версия интегрального видения гораздо более поздняя и продвинутая (в ней серьёзно проработана проблематика субъективной и межсубъективной эволюции сознания), но общие признаки синтетической мысли улавливаются и в тексте Шейнина.
И это логично, если учесть общий интеллектуальный фон авангарда человеческого сознания. По-видимому, структуры сознания в индивидуумах как бы вдохновляют и зажигают друг друга, чем больше «незримые коллективы» исследователей вступают в резонанс с идеями друг друга — через тексты, произведения искусства и культуры, а также личное общение (тет-а-тет и на конференциях).
Ю. М. Шейнин, «Потенциал разума», «Интегральный интеллект» (фото © Татьяна Парфёнова)Что такое «Интегральный Интеллект»? Александр Малахов в своём обзоре данной книги Шейнина даёт следующее определение:
«Шейнин разрабатывает гипотезу „Интегрального Интеллекта“, феномена, возникающего в результате кентаврического объединения (слияния без потери индивидуальности) сознания всех людей и развившихся до квазиразумного состояния машин, в который со временем включаются и высшие животные. В перспективе Интегральный Интеллект обретает „всеведение“ и „вездесущность“, таким образом, что кентаврическое сознание преобразует и включает в себя всю Вселенную».
Обращает на себя внимание использование Шейниным образа «кентавра» для обозначения этой новой ступени эволюции сознания. В точности такой же термин («кентавр») примерно в то же время в своей книге «Спектр сознания» (The Spectrum of Consciousness, написана в 1973 году) использует и Кен Уилбер. В отличие от Шейнина, делающего упор на синтезе различных видов интеллекта (человеческого, машинного, животного), Уилбер интерпретирует кентаврическое сознание как сознание экзистенциальное, имеющее интегрированный организм (синтез тела и разума, где разум сознаёт себя неразрывно соединённым с телом, а не его наездником). Выше я уже упоминал, что в более поздних работах он описывает этот уровень сознания как «интегральный».
Конечно же, Уилбер не заимствует этот термин у Шейнина, труды которого ему не были известны ввиду языкового барьера. В действительности, Уилбер заимствует этот термин («кентавр» в значении тотального единства животного начала/тела и человеческого начала/разума) у Хьюберта Бенуа (The Supreme Doctrine, 1955), а также Эрика Эриксона.
Форзац книги Юлиана Шейнина «Интегральный Интеллект» (1970)Самого Шейнина — или же того советского интеллектуала, который вдохновил Шейнина, — на такое использование термина «кентавр» могла сподвигнуть именно работа Бенуа или какая-то отсылка на неё со стороны Олдоса Хаксли (написавшего введение к книге Бенуа). Кстати говоря, с трудами или, по крайней мере, рядом идей брата Олдоса — Джулиана — Шейнин был знаком хотя бы в некоторой степени. Восьмая глава «Интегрального Интеллекта» начинается эпиграфом:
«Человек открывает, что он не что иное как эволюция, осознавшая сама себя».
Шейнин в действительности здесь не цитирует напрямую Джулиана Хаксли, — это цитата из «Феномена человека» Пьера Тейяра де Шардена:
«Эволюция не просто включает мысль в качестве аномалии или эпифеномена, а легко отождествляется с развитием, порождающим мысль, и сводится к нему, так что движение нашей души выражает сам прогресс эволюции и служит его мерилом. Человек, по удачному выражению Джулиана Хаксли, открывает, что он не что иное, как эволюция, осознавшая саму себя. До тех пор пока наши современные умы (именно потому, что они современные) не утвердятся в этой перспективе, они никогда, мне кажется, не найдут покоя. Ибо на этой и только на этой вершине их ожидает покой и озарение».
Полагаю, Тейяр де Шарден перефразирует здесь высказывание Джулиана Хаксли, которым открывается его знаменитая статья «Трансгуманизм»:
«Как результат миллиарда лет эволюции, вселенная начинает себя осознавать, обретать способность осмыслять какие-то аспекты своей истории и своего потенциального будущего. Это космическое самосознавание теперь воплощается в одном малюсеньком фрагменте вселенной — в горстке представителей нашего человеческого рода».
Как бы то ни было, трудно с уверенностью говорить об источнике, вдохновившем Шейнина на обращение к «кентаврическому» образу. Быть может, использование термина «кентавр» в таком интегративном значении — это всё же гениальное совпадение, синхронность, самостоятельная догадка автора на основе общеизвестной мифологии.
Мераб Мамардашвили (1930–1990)Но, скорее всего, эта догадка возникла всё же под влиянием общего интеллектуального климата той эпохи и непосредственного окружения Шейнина. Коллегой Шейнина по Институту истории естествознания и техники, как я уже упоминал, был философ Мераб Мамардашвили. Мамардашвили был знаком, к примеру, с трудами немецко-швейцарского культурфилософа Жана Гебсера, развивавшего концепцию «структур сознания», которая оказала серьёзное влияние и на Уилбера.
Более того, в философских рассуждениях Мамардашвили достаточно выраженно присутствует и образ кентавра (соответствующий идее психофизического единства — интегрированности тела и разума):
«Человек, естественно, будучи существом свободного происхождения, неестественного, искусственного происхождения, своим психизмом, своим телом или своей массовостью в качестве общественных коллективов вплетен в природные процессы, продолжает быть их частью — это как бы кентавр, который живет одновременно в мире свободы и в мире природы. Австрийцы имели разум, ум заметить и наблюдать те трещины и разрывы, которые проходят по сложному и динамическому отношению между двумя частями человеческого существа: той частью, которая живет в мире свободы и по законам свободы, и той частью, которая живет в природном мире по законам природы, по законам природных стихий, по органическим законам». [2, с. 574]
Можно ли говорить, что именно Мамардашвили повлиял на Шейнина или же образ кентавра возник в коллективном контексте? Гипотеза о влиянии Мамардашвили, известного своим знакомством с интеллектуальным авангардом западной мысли, кажется достаточно сильной, но, с другой стороны, Шейнин и сам мог повлиять на Мамардашвили. Или же на них обоих повлиял кто-то третий.
Вероятно, Юлиан Шейнин мог быть знаком с трудами или хотя бы некоторыми идеями выдающегося философа науки, науковеда и трансперсонального мыслителя Василия Налимова — «апостола» вероятностного мышления, представляющего собой, на мой взгляд, один из вариантов постформальной, визионерской логики (и наоборот — возможно, Налимов был знаком с идеями Шейнина).
В. В. Налимов, З. М. Мульченко. Наукометрия: Изучение развития науки как информационного процесса. — М.: Наука, 1969.Книгу «Наукометрия» (написана В. В. Налимовым в соавторстве с З. М. Мульченко) науковед Шейнин, несомненно, должен был читать. Более того, в «Интегральном Интеллекте» он упоминает идею «невидимых (или незримых) коллективов» (invisible colleges), к которой обращается и Налимов. В «Наукометрии» есть ссылка на одну из работ Шейнина, а именно — на книгу «Наука и милитаризм в США» (1963). Известно, что Налимов активно участвовал в математизации науки, развёртывании кибернетического движения и основании дисциплины науковедения. Также он активно разрабатывал проблемы сознания и языка. Могу предположить, что Шейнин и Налимов могли, как минимум, пересечься в 1966 г. на советско-польском симпозиуме по проблемам комплексного изучения науки. [1, с. 44]
Интересно и то, что примерно в те годы Налимов интенсивно выписывал себе зарубежные книги и периодические издания по трансперсональной психологии, в том числе и публикации Кена Уилбера (появившиеся, правда, уже в 1970-е, что исключает влияние Уилбера на «Интегральный Интеллект» Шейнина, написанный до 1970 года) — в те времена восходящей молодой звезды трансперсонологии. Изучались Налимовым и труды Эриха Янча, упомянутого выше. Могло ли общение с Налимовым повлиять на интеллектуалов той эпохи — в том числе Шейнина? Или же речь идёт об общем плавильном котле «невидимых коллективов» исследователей, общавшихся друг с другом на различных встречах интеллектуального авангарда СССР?
Василий Налимов (1910–1997)Были ли прямые сопересечения и влияния или нет, в любом случае можно говорить о воздействии общего культурно-интеллектуального «поля», объединявшего лучшие умы человечества в «незримых коллективах» взаимосвязей, взаимных референций и заимствований. Становление интегрального сознания, активно усилившееся во второй половине XX в., представляет собой подлинно планетарный феномен, проявившийся, в том числе, и в концепции Интегрального Интеллекта.
Подробнее о книге Ю. М. Шейнина «Интегральный Интеллект» см. в обзоре А. Малахова «„Интегральный интеллект“ советской эпохи» (2017).
Источники1. Кавуненко Л. Ф., Велентейчик Т. Н. Предопределённость и неожиданность. Науковедческие очерки о лидерах цитирования историков науки и техники: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. [Ссылка]
2. Мамардашвили М. Вена на заре XX века // Литературная Грузия. Тбилиси, 1991.
Все кончается — все начинается. Интегральная духовность от Кена Уилбера
Елена Исупова
В последние 20 лет получил известность новый подход к организации мира и нашему существованию в нем. Интегральный. Он показывает, как части жизни — работа, отношения, творчество, вечеринки, дети — связаны друг с другом.
Но что если мы применим его к духовности? Автор интегральной теории Кен Уилбер так и сделал. Он написал книгу о том, как взять главное от разных культур и собрать жемчужины знания воедино. Как великие религии могут выступать проводниками человеческого развития. Как духовность может совмещать пути традиционного Востока и передового Запада.
Уилбер дает ответы на самые острые вопросы духовности. О ее месте в повседневной жизни, стадиях духовного развития, роли медитации и созерцательных практик… Чтение не будет легким — как и всегда с книгами Уилбера. Но результат вас ошеломит.
Где находится дух?
Многое ли современный человек знает о духовности? Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте себе следующих мужчин (или женщин).
Интегральная духовность
1. В костюме от «Армани». 2. За рулем красного «Феррари». 3. Нападающего футбольной команды. 4. Профессионального юмориста. 5. Математика. 6. В майке без рукавов, качающегося в спортзале. 7. Олимпийского чемпиона по плаванию. 8. Университетского профессора. 9. Фотомодель. 10. Любовника.
А теперь скажите, кто из них, по вашему мнению, самый духовный? Произойдет кое-что забавное. Почему-то мы воспринимаем большинство этих людей не очень духовными. Но на самом деле физическое совершенство, красота, ум, рассказывание анекдотов и другие категории духовны по своей природе.
У нас сложилось много предубеждений относительно того, где стоит искать дух. Интегральный подход поможет это исправить.
Это новый мир, новая духовность, новое время, новый мужчина и новая женщина. — Источник
Добро пожаловать в мир
В прошлые времена, если вы, скажем, рождались китайцем, вам суждено было просуществовать всю жизнь в одной культуре, нередко живя в одной провинции, иногда в одном доме — любя и умирая на нескольких пядях земли. Но сегодня мы имеем не просто свободу передвижения — мы можем погрузиться в любую культуру.
Наша задача — не отвергать ни одну из религий, взять лучшие идеи каждой, соединить мудрость Востока с традициями Запада.
Звучит сложно? С одной стороны, да. Но результаты могут удивить простотой и изяществом. — Источник
Вот на что нацелен интегральный подход. Он вбирает в себя весь мировой опыт и в итоге дает нам 5 ключей к эволюции человека: квадранты, уровни, линии, состояния и типы.
Множество линий
Вы замечали, насколько неравномерно мы развиты? У кого-то все хорошо с логикой, но плохо с эмоциональной чувствительностью. Другие сообразительны, но отстали в моральном плане. А человек с выдающимися эмоциональными способностями порой не может сложить два и два.
У каждого из нас множество способностей, или линий развития. Самые важные из них — когнитивная, эмоциональная, моральная, сексуальная, эмоциональная. Каждая может развиваться. Вы не должны быть мастером во всех, но знать их — значит иметь доступ к своему потенциалу.
Интегральная мудрость отчасти состоит в том, чтобы понять, в чем мы преуспеваем и как можем предложить миру ценнейшие из своих талантов.
Психограмма человека, у которого развиты когнитивные способности и неплохо — межличностные, но почти не развиты моральные и эмоциональные
Определите, где находятся ваши величайшие возможности, с помощью психограммы. Нарисуйте 5 главных линий развития (как в примере) и обозначитьте стадии, на которых находитесь.
Бой с тенью
Наряду со своими сильными сторонами важно видеть темные. Мы часто отвергаем части своего «я»: влечения, чувства, качества.
Например, вы начинаете злиться на руководителя, но эти чувства угрожают вашему самоощущению («я добрый человек, а добрые не злятся»). Тогда вы можете вытеснить эту злость. Но простое отрицание не избавит от нее, — она проявится как отчужденная. И неожиданно весь мир наводнится людьми, которые, как вам кажется, очень злы.
Тень, которую вы ненавидите, принадлежит вам, и против нее вы идете в крестовый поход.
То, что вас больше всего раздражает в других, на самом деле — ваши теневые качества. — Источник
Все это рождает страх, тревогу, тоску, непонимание самого себя, а иногда депрессию. Выход — подмечать то, что вас больше раздражает в других. И возвращать себе отчужденные качества.
От стадии к стадии
Наше сознание развивается, последовательно проходя через несколько стадий. Их можно назвать архаической, магической, мифической, рациональной, плюралистической и интегральной. Или собрать в линию ценностей: от борьбы за выживание — к единству. Или обозначить цветами — от красного к фиолетовому.
Это устойчивые этапы роста и развития. Своего рода фотоснимки, которые мы делаем в определенные моменты жизни.
У каждой из них есть свой вариант науки, искусства, духовности и морали и других линий. Существуют красная наука и красная духовность, янтарная наука и янтарная духовность, оранжевая наука и оранжевая духовность. Проблемы возникают, когда мы путаем стадии и уровни: например, мифический уровень духовного интеллекта с самим духовным интеллектом. Тогда развитие тормозится.
Что еще в книге
Важнейшая роль религии в современном мире — функция конвейерной ленты развития человечества. С ее помощью мы не проходим все стадии с нуля. Например, не начинаем обучаться в медицинском с прикладывания пиявок к телу больных, а сразу получаем последние знания.
В новой книге Кена Уилбера вы услышите отголоски других его книг, например, «Краткой истории всего». И сможете еще больше погрузиться в интегральный подход. — Источник
В книге вы найдете:
- Значения слова «духовный»
- Матрицу практик интегральной жизни
- 3 естественных источника мудрости
- AQAL-матрицу и решетку Уилбера-Комбса
- Медитацию Духа
- Бога как совокупность «мы»
- Лекарство от «крышки на кипящей кастрюле»
Состояния, стадии, линии, квадранты, типы — постепенно кусочки пазла сложатся в общую картину. Вы почувствуете себя в цельном, бесшовном, обжигающем Сейчас. Там, где все кончается. И начинается снова.
По материалам книги «Интегральная духовность»
Обложка поста — freepik.com
P.S. Хотите стать лучшей версией себя, прожить жизнь, полную смысла и получать хорошие скидки на лучшие книги МИФа? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем самые полезные отрывки из книг, советы и лайфхаки — и отправляем вам. В первом письме — подарок.
Осознанность всего тела – Интегральная жизнь
Меню
Основные темы):
Акцент на интеллекте(ах):
Кен Уилбер Без рубрики наука и практика четырех основных основ внимательности к телу и здоровья на всю жизнь:
- Food Mindency и The Hunger Drive
- ПИЛОВЫЙ ОСНОВНОСТЬ и жажду Drive
- Сила осознанности и мускулистая система
- Comfort Mindence и Paintal System
- Comfort Mindence и Paintal System
- Comfort Mindency и Paintal System
- Comfort Mindency и Paintal System
- Comfort. Осознанность исследует:
ПРОСНУЙСЯ, ВОЗРАСТИ
Радикально новый подход к осознанности, который сочетает в себе путь Пробуждения, который имеет дело с конечной Реальностью, с Основой всего Бытия, с божественным Я и бесконечным Духом, с путем «Взросление», в котором рассматривается рост и развитие конечного «я», обычного, условного, типичного маленького «я».
СВИДЕТЕЛЬ
Вы научитесь превращать предмет вашего привычного ума в объекты вашего сознания.
Поскольку вы беспристрастно наблюдаете эти мысли, фантазии, представления и образы, вы начинаете освобождаться от их бессознательного влияния. Вы смотрите на них, поэтому вы не используете их, чтобы смотреть на мир. Поэтому вы становитесь в определенной степени свободными от них.ГОЛОД ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Изменение вашего отношения к пищевым побуждениям является основой вашего здоровья. Получите контроль над голодом, пищевыми пристрастиями и эмоциональным перееданием, которые создают хронические проблемы с весом и неудовлетворенностью вашей диетой.
ЖАЖДА ВНИМАТЕЛЬНОСТИ
Ваше тело на 95% состоит из воды, и качество гидратации способствует общему здоровью вашего тела. Преодолейте свою зависимость от таких добавок, как кофеин, сахар, алкоголь или токсины, и дайте своему телу осознание и топливо, необходимые ему для процветания.
СИЛА ВНИМАНИЕ
УДОВОЛЬСТВИЕ/БОЛЬ ВНИМАНИЕ
Боль и удовольствие определяют большую часть нашего поведения, особенно в отношении еды, упражнений и повседневной деятельности. Осознанность всего тела влечет за собой выход за пределы ограниченной и узкой «зоны комфорта» и полное осознание того, насколько ваши мысли, решения и поведение обусловлены удовольствием, которое вы ищете, или болью, которую вы пытаетесь избежать.
Вы, наверное, уже знаете, что внимательность к телу является основанием пирамиды вашего составного «я», важнейшим компонентом управления своим здоровьем, повышения жизненной силы и освобождения от мертвой хватки еды и питья, не говоря уже об удовольствии и боли. — держитесь за нашу жизнь.
Чего вы, возможно, не знаете, так это того, что как только вы приступите к полному спектру процесса Пробуждения и Взросления, обычной осознанности уже недостаточно (как и простого Взросления).
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ ПРЯМО СЕЙЧАС
Осознанность всего тела поможет вам. ..
- Поймите свою зону комфорта боли и удовольствия и то, как именно она может влиять на вашу диету, физические упражнения, общий комфорт и другие результаты для здоровья.
- Практика осознания калейдоскопических ощущений, которые возникают, когда вы голодны, испытываете жажду, тренируетесь или чувствуете боль или удовольствие, и того, как эти ощущения на самом деле определяют то, как вы интерпретируете и оцениваете другие переживания (этот первый уровень является основополагающим!)
Полностью интегрируйте свои побуждения и ощущения как объекты осознания, которые больше не могут диктовать вам привычки в еде и питье, чтобы в целом вы могли «отпустить» этот уровень и перейти на более высокие уровни роста и развития, становясь все свободнее и свободнее в процесс.- Освободите свое «я» от пристрастия к еде, питью, боли и удовольствиям, а также аллергии, которые являются уникальными для этого уровня вашего существа (и, таким образом, освободите место для более высоких уровней).
- Поймите, что каждый из этих уровней нашего Взросления фактически определяет то, как мы интерпретируем и, таким образом, переживаем все наши состояния Пробуждения (включая осознанность). Ни один из них — Пробуждение или Взросление — на самом деле не даст вам полной и подлинной Самореализации.
Вы знаете, что по мере своего роста вы превосходите и включаете то, что было раньше. Если улучшение здоровья, большая осознанность и большая жизненная сила являются частью ваших личных целей роста в этом году, Осознанность всего тела может помочь вам выйти за рамки обычной внимательности — и типичных программ самосовершенствования — для этого.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ ВНИМАНИЯ ВСЕГО ТЕЛА, НЕДОСТУПНЫЕ БОЛЬШЕ НИГДЕ
Свидетельствование
Процесс Свидетельства всего тела научит вас смещать предмет ваших влечений, пристрастий и аллергий к объектам вашего сознания. Это первый шаг к превращению проблемных паттернов в здоровые привычки на всю жизнь.
Видеосъемка
Процесс видеозаписи научит вас смотреть на «себя» в вашей практике осознанности со всех сторон без осуждения, чтобы лучше понять более глубокие побуждения, которые мешают достижению ваших целей.
Переключение
Процесс переключения научит вас переключаться между состоянием свидетеля и вашим телесным опытом, чтобы получить свободу и контроль над своей едой, питьем, силой и побуждениями боли/удовольствия.
Почему осознанность всего тела так важна для ощущения контроля над своей жизнью?
Каким образом боль и удовольствие действуют как скрытые силы, влияющие на мои мысли и привычки?
Почему я должен совмещать осознанность с упражнениями для тела, такими как тяжелая атлетика или другие?
Программа курса
ЗАПИСАТЬСЯ НА ПОЛНУЮ ВНИМАНИЕ ДЛЯ ТЕЛА
ВАША ЦЕНА: $195
СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ, ЧТОБЫ СЭКОНОМИТЬ 90 204% [reveal_quick_checkout checkout_text=»ЗАПИСАТЬСЯ НА ЭТОТ КУРС» block=»true» shape=»квадрат» size=»большой» checkout_action=»lightbox»]
О Кене Уилбере
Кен Уилбер — выдающийся исследователь интегральной стадии человеческого развития. Он является всемирно признанным лидером, основателем Integral Institute и соучредителем Integral Life. Кен является создателем, возможно, первой действительно всеобъемлющей или интегративной мировой философии, метко названной «интегральной теорией».
О Integral Life
Integral Life — это цифровое медиа-сообщество, управляемое членами, которое поддерживает рост, образование и применение интегральной философии и интегративной метатеории к сложным проблемам 21 века. Интегральная жизнь предлагает перспективы, практики, анализ и сообщество, чтобы помочь людям развить все способности интегрального сознания, чтобы процветать в быстро развивающемся мире.
Другие полезные вещи
Помощь и поддержка
Новости и объявления
Присоединяйтесь к Integral Life
Что такое интегральный подход?
Моя учетная запись
Избранные гости
Условия обслуживанияПодпишитесь на обновления по электронной почте
Получайте уведомления о новых средствах массовой информации и методах, которые могут расширить ваш кругозор и изменить вашу жизнь.Блок 1 Добро пожаловать в программу осознанности всего тела Блок 1 Взросление Блок 2 Пробуждение Блок 3 Превзойти и включить Блок 4 Превращение субъекта в объект Блок 5 Лестница, альпинист, вид Блок 1 Свидетельство и практика единства Блок 2 Голодный драйв Блок 3 Внимательность к голоду Блок 4 Жажда внимательности Блок 5 Искусство еды и питья Блок 6 Сила, боль и удовольствие Блок 7 Сила Осознанности (Практика) Блок 8 Искусство силы Блок 9 Удовольствие Внимательность Блок 10 Внимательность к удовольствию (практика) Блок 11 Осознанность боли Блок 12 Осознанность боли (практика) Блок 13 Интеграция всего тела Четыре дуализма сознания Кена Уилбера
Доктор А. Дж. Дрент
В возрасте 23 лет выдающийся писатель и теоретик Кен Уилбер опубликовал свою первую книгу Спектр сознания . Первоначально опубликованная в 1977 году, она, наряду с некоторыми последующими книгами Уилбера, остается одной из моих любимых работ по психологии и философии.
Как следует из названия, центральной метафорой книги Уилбера является метафора спектра. Все мы знаем, что луч света, проходящий через призму или каплю воды, распадается на оптический спектр различных цветов. Радуга — классический пример. Уилбер предполагает, что человеческое сознание функционирует аналогичным образом. Он предлагает, чтобы люди, подобно лучу невидимого света, начинались как единство. Мы начинаем свою жизнь с единым сознанием, без какого-либо реального чувства дифференциации между собой и миром или разумом и телом. Однако со временем Уилбер предполагает, что человеческое сознание претерпевает ряд разделений или «дуализмов». Дуализм возникает, когда наш различающий ум делит наш опыт на две отдельные части; то, что раньше было одним, теперь стало двумя.
Прежде чем углубиться в детали дуализмов Уилбера, я хочу дать вам краткое представление о том, почему они важны. Они важны, потому что личностный рост и исцеление требуют понимания и примирения двойственности, разделения и фрагментации в нашем сознании. Вот почему термин «целостность» часто ассоциируется со спасением или просветлением. Чтобы стать более цельными, мы должны осознать, как мы стали и продолжаем быть фрагментированными.
Структура Уилбера также помогает нам понять, как различные школы мысли, а также различные методы лечения вписываются в общую картину человеческой психологии и человеческого развития. Например, соматическую терапию, которая стремится интегрировать разум и тело, можно рассматривать как обращение к третичному дуализму Уилбера. Точно так же типологии личности, такие как типология Юнга и Майерс-Бриггс, в основном относятся к четверичному дуализму. С учетом сказанного, теперь мы совершим краткий обзор четырех дуализмов Уилбера.
Обзор четырех дуализмов Уилбера
Первичный дуализм: Я против Другого . Первое разделение в психологическом развитии человека — первичный дуализм — возникает, когда младенец начинает различать себя и «другого», субъект и объект. Герберт Бенуа удачно описывает этот дуализм: «Внезапно мы осознаем, что наш принцип не является принципом вселенной, что есть вещи, которые существуют независимо от нас».
Вторичный дуализм: жизнь против смерти . Вторичный дуализм Уилбера, тесно связанный с первым, — это дуализм жизни и смерти, бытия и небытия. Как только у младенца/ребенка возникает представление о том, что он является отдельным «я», у него развивается последующая забота о продолжении этого «я», а также о потенциальных угрозах, исходящих от внешнего мира. Бенуа описывает это как «страх смерти, перед опасностью, которую Не-Я представляет для Я».
Третичный дуализм: разум против тела . Третичный дуализм предполагает раскол между разумом и телом. В ходе развития мы все больше идентифицируем себя со своим разумом/эго, одновременно дистанцируясь от своего тела. Само понятие «моего тела» иллюстрирует это различие между разумом (т. е. «я») и телом (т. е. «моим телом» как объектом моего ума).
Четвертичный дуализм: сознательная личность против тени/бессознательного . Последний дуализм Уилбера можно истолковать как «разделенный разум». Он включает сознательную идентификацию с определенными личностными характеристиками (например, «я серьезный, дисциплинированный и трудолюбивый») и разотождествление с другими (например, «я не ленив и не безответственен»). Типологически это включает идентификацию с доминирующей функцией и одновременное отрицание менее сознательных функций.
Следующий рисунок иллюстрирует эти дуализмы по мере того, как сознание становится все более разделенным в ходе психологического развития:
Дуализмы/разделения сознания объективация. Сначала мы объективируем мир (первичный дуализм), затем наши тела (третичный), затем определенные элементы нашего разума (четвертичный). С этой усиливающейся объективацией мы видим соразмерное уменьшение того, с чем мы готовы субъективно отождествлять себя. В недифференцированном сознании нет настоящего чувства идентичности. Есть только опыт с минимальной дискриминацией; луч света цельный и неповрежденный. Однако с каждым новым дуализмом мы начинаем отождествлять себя со все более узкой полосой опыта. Вместо того, чтобы ощущать весь луч света, весь спектр, мы сознательно отождествляем себя только с одним или двумя цветами. К тому времени, когда мы достигаем зрелости, то, что начиналось как недифференцированное сознание, становится очень специфическим и четко определенным «я».
Хотя эта специализация сознания, безусловно, имеет свои преимущества, проявляющиеся в наборе навыков и способностей каждого человека, она также имеет и обратную сторону в отношении человеческой жизнеспособности и благополучия. А именно, по мере того, как наша идентичность становится все более узкой, мы чувствуем себя более беспокойными, изолированными и фрагментированными. Когда мы отрезаем себя от мира, своего тела и своего подсознания, мы фактически перекрываем жизненные потоки, поддерживающие нас.