Классический представитель гуманистической ориентации: 35. Гуманистическая ориентация в современной психологии личности

35. Гуманистическая ориентация в современной психологии личности

Теоретические направления персонологии часто классифицируют в терминах трех основных категорий. Первая, психоанализ, представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. Эта мрачная концепция человеческой природы вытекает из изучения Фрейдом людей, имеющих психические расстройства, и подчеркивает бессознательные и иррациональные силы в качестве управляющих факторов поведения. Второе направление в психологии личности, бихевиоризм, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. Как мы убедились на примере Скиннера, бихевиористы рассматривают научение и опыт в качестве основных строительных блоков того, что мы определяем как личность. Гуманистическая психология — третье и самое новое направление персонологии — предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Ученые, причисляющие себя к этому течению (также рассматриваемому как «третья сила» или «развитие потенциала человека»), заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию.

С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.

Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления «наверх») сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию.

Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие потенциала саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности находится в центре внимания этой главы.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом.

Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных в разработке объяснения поведения человека.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна.

Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения.

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации.

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу (Maslow, 1968, 1987) полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередности:

физиологические потребности;

потребности безопасности и защиты;— потребности принадлежности и любви;— потребности самоуважения;— потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

Гуманистическая ориентация в современной психологии личности. — КиберПедия

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

..

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Оснащения врачебно-сестринской бригады.

Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов…

Интересное:

Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются…

Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей…

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все.

..

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 19Следующая ⇒

.Гуманисти́ческая психоло́гия(англ. Humanistic psychology) — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализация личности, творчество,любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма ипсихоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу,Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Виктор Франкл, Шарлотта Бюлер, Ролло Мэй,Сидни Джурард, Джеймс Бьюдженталь,Эверетт Шостром, Ханс-Вернер Гессманн,Фредерик Перлз и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается наэкзистенциализм.

Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Ролло Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 года в рамках ежегодного съездаАмериканской психологической ассоциации.

Основные чертыПравить

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцуестественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт). Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

 

15. Бихевиоральное направление (классический бихевиоризм Дж. Уотсона, теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера).

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризмДж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

»Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Фильм «История Джона Утсона»

Джон Уотсон — основатель бихевиоризма 
скачать видео

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлексспокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести

 

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим. ..



© cyberpedia.su 2017-2020 — Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Гуманизм | Определение, принципы, история и влияние

Цицерон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Кальвин Эразмус Томас Мор Франсуа Рабле Петрарка
Похожие темы:
рог изобилия антропоцентризм гуманитарные науки философия Человек эпохи Возрождения

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

гуманизм , система образования и способ исследования, зародившаяся в северной Италии в 13-м и 14-м веках и позже распространившаяся по континентальной Европе и Англии. Этот термин альтернативно применяется к множеству западных верований, методов и философий, в которых основное внимание уделяется человеческому царству. Эта историческая программа, также известная как ренессансный гуманизм, оказала настолько широкое и глубокое влияние, что является одной из главных причин, по которой Ренессанс рассматривается как отдельный исторический период. Действительно, хотя слово Ренессанс — более поздняя чеканка, фундаментальная идея того периода как идеи обновления и пробуждения имеет гуманистическое происхождение. Но гуманизм искал свои собственные философские основы в гораздо более ранние времена и, более того, продолжал проявлять часть своей силы еще долго после окончания эпохи Возрождения.

Происхождение и значение термина гуманизм

Идеал гуманизма

История термина гуманизм сложна, но поучительна. Он был впервые использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классические исследования в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как umanisti , то есть профессорами или студентами классической литературы. Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого payeia . Само их название было основано на концепции римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона о humanitas , образовательном и политическом идеале, который был интеллектуальной основой всего движения. Гуманизм эпохи Возрождения во всех его формах определял себя в своем стремлении к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может иметь силы без понимания humanitas .

Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах и в полной мере. Таким образом, этот термин подразумевал не только такие качества, которые ассоциируются с современным словом гуманность — понимание, благожелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более настойчивые характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести. Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и изолированным философом или литератором, но по необходимости был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывал к прекрасному балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.

Цель такой исполненной и уравновешенной добродетели была политической в ​​самом широком смысле этого слова. В сферу компетенции гуманизма эпохи Возрождения входило не только образование молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) посредством философской поэзии и стратегической риторики. Она включала в себя не только реалистическую социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливую переоценку истории, но и смелое перекраивание будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности. Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился проецировать humanitas от человека к государству в целом.

Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысль, доступная в потоке вновь открытых или недавно переведенных рукописей, дала гуманизму большую часть его базовой структуры и метода. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего. По сравнению с типичными произведениями средневекового христианства эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как модели правильного метода — попытки систематически и без каких-либо предубеждений прийти к соглашению с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, а политику как политику: ей не хватало тормозящего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности. Классическая добродетель, примерами которой изобиловала литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом утонченной и обильной речи, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты находили гораздо больше, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство побуждения лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой силе. Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство, с помощью которого можно было сообщить и реализовать все другие добродетели.

Гуманизм, таким образом, может быть точно определен как движение эпохи Возрождения, центральным фокусом которого был идеал humanitas . Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , все писатели эпохи Возрождения, культивировавшие humanitas , и все их прямые «потомки» могут быть правильно названы гуманистами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Другое использование

Неудивительно, что такой многозначительный термин, как гуманизм , может иметь множество применений. Из них (за исключением исторического движения, описанного выше) есть три основных типа: гуманизм как классицизм, гуманизм как относящийся к современной концепции гуманитарных наук и гуманизм как человекоцентризм.

Принимая представление о том, что гуманизм эпохи Возрождения был просто возвращением к классике, некоторые историки и филологи пришли к выводу, что классические возрождения, происходящие где-либо в истории, следует называть гуманистическими. Таким образом, святой Августин, Алкуин и ученые Шартра XII века назывались гуманистами. В этом смысле этот термин также может использоваться сознательно, как в движении «Новый гуманизм» в литературной критике, возглавляемом Ирвингом Бэббитом и Полом Элмером Мором в начале 20 века.

Слово гуманитарные науки , которое, как и слово umanisti , происходит от латинского studia humanitatis , часто используется для обозначения ненаучных научных дисциплин: языка, литературы, риторики, философии, истории искусств и т. д. Таким образом, ученых в этих областях принято называть гуманистами, а их деятельность — гуманистами.

Гуманизм и родственные термины часто применяются к современным доктринам и методам, основанным на центральном значении человеческого опыта. В 20-м веке прагматический гуманизм Фердинанда К. С. Шиллера, христианский гуманизм Жака Маритена и движение, известное как светский гуманизм, хотя и значительно отличались друг от друга по содержанию, все они демонстрировали этот антропоцентрический акцент.

Такой большой набор определений не только сбивает с толку, но и сами определения часто избыточны или неуместны. Нет оснований называть все классические возрождения «гуманистическими», когда достаточно слова «Классический ». Сказать, что профессора многих дисциплин, известных как гуманитарные науки, являются гуманитариями, значит смешать неясность с неопределенностью, поскольку эти дисциплины уже давно перестали иметь или даже стремиться к общему обоснованию. Более твердо претендует на правильность определение гуманизма как антропоцентризма или человекоцентризма. Однако по очевидным причинам применение этого слова к классической литературе сбивает с толку.

Гуманизм эпохи Возрождения — Энциклопедия всемирной истории

Гуманизм эпохи Возрождения был интеллектуальным движением, типичным примером которого был возрожденный интерес к классическому миру и исследования, сосредоточенные не на религии, а на том, что значит быть человеком. Его истоки восходят к Италии 14-го века и таким авторам, как Петрарка (1304-1374), которые занимались поиском «потерянных» древних рукописей. К 15 веку гуманизм распространился по Европе.

Гуманисты верили в важность образования в области классической литературы и поощрения гражданской добродетели, то есть реализации полного потенциала человека как для собственного блага, так и для блага общества, в котором он живет. Сложность определения гуманизма и его постоянно развивающийся характер не помешали ему широко рассматриваться как определяющая черта Европы 1400–1600 годов и как раз по той причине, по которой этот период можно определить как Ренессанс или «возрождение» идей.

Удалить рекламу

Реклама

Определение гуманизма

Гуманизм — термин, изобретенный в 19 веке для описания идеи эпохи Возрождения, согласно которой непосредственное изучение произведений античности было важной частью всестороннего образования (но не единственной частью). С этой позиции возникла идея о том, что изучение человечества должно быть приоритетом, а не религиозными вопросами (которыми не нужно пренебрегать или противоречить гуманистическим исследованиям). Важные классические идеалы, которые интересовали гуманистов, включали важность общественной и личной добродетели, латинскую грамматику, приемы риторики, историю, условности в литературе и поэзии и моральную философию. Это образование не создавало в своих приверженцах всеобъемлющей философии или мировоззрения. Кто-то, кто имел гуманистическое образование, мог быть, например, католиком или протестантом, и многие студенты продолжали изучать самые разные области мысли, такие как теология, право или медицина.

Идея действительно взлетела, что древний мир может научить людей 15-го века чему-то очень ценному.

В наше время термин «гуманизм» приобрел другое значение (рациональный и нерелигиозный образ жизни) и поэтому для сохранения своей первоначальной цели применительно к 1400–1600 годам его часто уточняют как «гуманизм эпохи Возрождения». . Однако важно помнить, что сами мыслители эпохи Возрождения не использовали термин «гуманизм» и не соглашались по всем вопросам. Из-за этих проблем с определением некоторые историки предпочитают использовать термин studia humanitatis , придуманный римским государственным деятелем Цицероном (106–43 гг. до н. э.) и возрожденный флорентийским ученым Колуччо Салютати (1331–1406 гг. ). Studia humanitatis относится к исследованиям, которые вместо того, чтобы концентрироваться на религиозных вопросах, вместо этого сосредотачиваются на том, что значит быть человеком, и, точнее, рассматривают, что такое добродетельный человек в его самом широком смысле и как этот человек может полноценно участвовать в общественной жизни. .

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

К основным элементам гуманизма эпохи Возрождения относятся:

  • интерес к изучению литературы и искусства древности
  • интерес к красноречивому использованию латыни и филологии
  • вера в важность и силу образования для создания полезных граждан
  • поощрение личной и гражданской добродетели
  • отказ от схоластики
  • поощрение нерелигиозных занятий
  • акцент на личности и ее моральной автономии
  • вера в важность наблюдения, критического анализа и творчества
  • вера в то, что поэты, писатели и художники могут привести человечество к лучшему образу жизни
  • интерес к вопросу «что значит быть человеком»?

Шесть тосканских поэтов Вазари

Институт искусств Миннеаполиса (общественное достояние)

Истоки классического возрождения

Гуманистическое движение восходит к троице итальянских авторов, живших еще до начала эпохи Возрождения: Данте Алигьери (1265–1321 гг. н. э.), Петрарке и Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.). Все трое получили новый интерес к своей работе в эпоху Возрождения, когда они были признаны его отцами-основателями. Данте был первым, и его «Божественная комедия » (ок. 1319 г.), хотя книга с центральным посланием о том, как достичь спасения, представляла собой тонкий переход от произведений, полностью ориентированных на религию, к тем, которые рассматривают роль человечества во вселенной Бога. В «Божественной комедии » было много откровенно классических элементов, от римского поэта Вергилия (70–19 гг. до н.э.), выступавшего в качестве проводника, до многих упомянутых древних исторических личностей.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Затем пришел Петрарка, который был таким же религиозным человеком, но в своей работе критиковал некоторые элементы католической церкви, такие как ее коррумпированность и чрезмерная любовь к показухе. Петрарка отвергал схоластику, которая упорно держалась за церковные догмы и вызывала бесконечные круги бесплодных споров среди ученых. Он внес, пожалуй, самый большой вклад в изучение древности, найдя рукописи, которые «затерялись» в малоизвестных монастырских библиотеках. Среди его знаменитых открытий были несколько работ и писем Цицерона.

Греческие ученые бежали из рушащейся Византийской империи и привезли с собой классические тексты в Европу.

Петрарка считал, что новый золотой век мысли и политики может быть достигнут, если вернуться к идеалам древности и позволить поэтам и ученым совершить революцию в образовании. Его идея о том, что период, в котором он жил, был промежуточным периодом между древностью и этим новым рассветом, то, что он пренебрежительно называл «дремотой», была подхвачена мыслителями более позднего Возрождения и во многом укрепила идею о том, что Средневековье было каким-то периодом. культурной тьмы. Кроме того, работа Петрарки с древними рукописями поощряла изучение нерелигиозных предметов, в центре которых стояло человечество, и это стало законной деятельностью для интеллектуалов. Следовательно, Петрарку часто называют отцом гуманизма.

Удалить рекламу

Реклама

Джованни Боккаччо также искал «потерянные» рукописи, относящиеся к древности. Кроме того, его Декамерон ( Десять дней ), сборник сказок, составленный между ок. 1348 и 1353 гг. понравились более поздним гуманистам, потому что в них очень подробно описывались повседневные человеческие переживания. Бокаччо также создал работы, которые были очень полезны для ученых-гуманистов, таких как его «Наследие языческих богов» .

Цицерон

Мэри Харрш (снято в Капитолийском музее) (CC BY-NC-SA)

Все трое этих писателей способствовали использованию тосканского народного языка (по крайней мере, в поэтических произведениях), и это в конечном итоге привело к тому, что господство латыни было поставлено под сомнение. Однако гуманисты продолжали отдавать предпочтение латыни в научных целях и строили свою латынь по образцу латыни Цицерона для прозы и Вергилия для поэзии. Появление печатного станка в Европе в 1450 году стало еще одним толчком для упомянутой выше троицы авторов и демократизации знаний. Гуманизм эпохи Возрождения придавал большое значение изобретательству, и здесь снова Данте с его созданием terza rima (стихи, состоящие из строф из трех рифмованных строк) и новаторское продвижение Боккаччо в письменной форме ottava rima (где строфы состоят из восьми 11-сложных строк) идеально соответствуют этому настроению.

Классический идеал

После падения Константинополя в 1453 году многие греческие ученые бежали из рушащейся Византийской империи и привезли с собой классические тексты в Европу, особенно в Италию. Это было очень желанным дополнением к латинским текстам, которые такие ученые, как Петрарка, нашли в монастырских библиотеках. Следовательно, к 1515 году произведения всех основных классических авторов были доступны в печати. Глядя на эти работы в целом, мыслителей эпохи Возрождения особенно интересовала одна идея. 0027 virtus (добродетель или превосходство) и гражданский долг. Петрарка изучал это за полвека до этого, но теперь действительно возникла идея, что древний мир может научить людей 15 века чему-то очень ценному. Гуманисты эпохи Возрождения теперь хотели использовать, анализировать и критиковать древние источники, чтобы улучшить свою общественную жизнь на службе государства. Теоретических знаний было недостаточно, то, что было получено в результате учебы, нужно было применять на практике на благо государства и всех, кто в нем жил. Следовательно, великий вопрос, что значит быть человеком, который занимал ученых эпохи Возрождения, вызвал ответы, которые включали религиозные, философские, научные и художественные соображения.

Удалить рекламу

Реклама

Сегодня кажется довольно странным, что ученые проявляли такой интерес к древним источникам, которые можно было бы считать устаревшими и неактуальными для современного общества. Однако для мыслителей-гуманистов древность, как она видна во многих вновь обнаруженных манускриптах, представляла собой свежую и яркую альтернативу застойному омуту мысли, который так ревностно охраняла средневековая церковь. Новые горизонты, открываемые этими текстами, и кажущийся беспристрастным подход древних ученых к обсуждению и объяснению мира без каких-либо предвзятых идей сделали весь процесс Ренессанса, как указывает само его название, интеллектуальным возрождением. Ученые-гуманисты не были некритичными по отношению к древним источникам, напротив, как и многие античные мыслители, они подходили к любому предмету с критическим анализом. Кроме того, чтобы подходить к данному предмету объективно, нужно быть интеллектуально свободным, и с этой идеей пришла идея свободомыслящего человека, не сдерживаемого религиозными или политическими пристрастиями. Были даже те, кто думал, что Бог дал человечеству мир в качестве испытания, чтобы сделать из него то, что они хотят, и применить свою добродетель, чтобы сделать его лучше. Таким образом, гуманизм не противопоставлялся религии для многих мыслителей, но приводил к идее морально-автономного индивида, что, в свою очередь, приводило к индивидуализму.

Фламандский книжный принтер XVI века

Британский музей (CC BY-NC-SA)

Была еще одна причина восхищаться древними: их красноречие аргументов. Цицерон был взят за образец превосходного письма на латыни. Риторика — еще один термин, который современность исказила до неузнаваемости из его первоначального значения, — была тогда искусством представлять красноречивые аргументы. Кроме того, это был не просто трюк, который ученые использовали в своих трудах, это был инструмент, который можно было использовать в повседневной жизни. Другими словами, риторика — это убеждение, а с убеждением приходит сила. Риторика могла бы стать средством, с помощью которого гуманисты распространяли свои идеи, убеждая всех, от грамотного купца до правителя герцогства, в том, что это лучший способ получать образование, жить, работать и править.

Распространение гуманизма

Печатный станок способствовал распространению гуманистических идей, зародившихся в Италии, на север Европы. Действительно, самым знаменитым ученым-гуманистом своего времени был Дезидериус Эразм Роттердамский (ок. 1469–1536). Эразм считал, что образование было решением проблем католической церкви (а не радикальной Реформацией). С этой целью он собрал издания классических авторов и предоставил новый латинский и греческий перевод Нового Завета. Тщательное и критическое изучение Эразмом оригинальных текстов для создания этого, его текстологический анализ текущих версий и его интерес к филологии оказали влияние на других ученых эпохи Возрождения.

Удалить рекламу

Реклама

Хотя ранние гуманисты часто были христианами, упор движения на критическое исследование действительно привел к неизбежному столкновению с церковными авторитетами, которые зависели от массового и некритического принятия второстепенных интерпретаций доктрины. То, что некоторые ученые-гуманисты стали поборниками языческих текстов, было еще одним яблоком раздора.

Desiderius Erasmus от Matsys

Quentin Matsys (общественное достояние)

На севере Европы ученые-гуманисты больше интересовались религиозными реформами, чем где-либо еще, поэтому их разновидность гуманизма часто называют религиозным гуманизмом. Сэр Томас Мор (1478–1535), английский ученый и государственный деятель, был одной из фигур в этом движении. Защитник католической церкви от реформистов, в 1516 году он написал знаменитую книгу « Utopia » об идеальном обществе, расположенном на воображаемом острове. Скорее всего, эта работа задумывалась как завуалированная критика правления Генриха VIII в Англии (годы правления 1509 г.).-1547), но его радикальное представление общества, в котором все работают на общее благо и в равной степени разделяют его успех, вызвало признание в умах ученых-гуманистов во всем мире. Очевидная связь с «Республикой » Платона была еще одним преимуществом гуманистов, любящих классику.

Гуманистическое образование

Эразмус был важен еще в одной области: образование для всех. Для ученых было очень хорошо обсуждать идеалы образования в теории, но для достижения гуманистической цели расширения образования требовались более практические предложения. Поэтому Эразм написал много учебников, таких как его чрезвычайно популярная книга 9. 0027 На Copia (1512), которая учила студентов спорить, пересматривать тексты и создавать новые. Его 1521 О написании писем учили, как лучше всего писать письма, ориентироваться на определенную аудиторию и использовать красноречивые выражения. Эразм даже подготовил руководства для желающих основать школу и составил рекомендуемые программы.

Гуманисты подчеркивали важность образования, охватывающего гуманитарные науки риторики, моральной философии, грамматики, истории и поэзии. Физические упражнения, как и в Древней Греции, также считались неотъемлемой частью всестороннего образования, в результате которого молодые люди могли реализовать свой потенциал и стать хорошими гражданами. Кроме того, гуманистическое образование продолжалось всю жизнь, и никогда не поздно было узнать о его пользе, особенно для правителей.

Гуманизм в науке

Наблюдение, анализ и классификация окружающего мира были важной частью гуманистической мысли, как и в древности. По этой причине наука сделала большой скачок вперед в эпоху Возрождения, сначала благодаря достижениям в области математики. Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) предположил, что Солнечная система является гелиоцентрической, среди других новаторских идей, в своем труде «Об вращении небесных сфер », опубликованном в 1543 году. Коперник был классиком эпохи Возрождения, изучая труды древности, лично наблюдал все, что мог в мире, сопоставлял все, что до сих пор было изучено в его области, а затем пришел к новому взгляду на рассматриваемый предмет. Возможно, самым большим вкладом гуманизма в науку была его жажда ответов и уверенность в том, что их можно найти благодаря человеческим усилиям.

Афинская школа Рафаэля

Рафаэль (общественное достояние)

Гуманизм в искусстве

Правители, такие как Федерико да Монтефельтро (1422–1482 гг. в Урбино) и Козимо I Медичи (1519–1574 гг.) во Флоренции, были большими поклонниками древности и создали впечатляющие гуманистические библиотеки. Они также были коллекционерами древнего искусства, такого как скульптура, саркофаги, рельефные панели и монеты. Оба мужчины также стали большими меценатами, поощряя художников-гуманистов. Этому образцу подражали правители по всей Европе.0003

Художники и скульпторы эпохи Возрождения очень интересовались классической мифологией, иногда даже сочетая ее с христианскими темами, например, тонко изображая Венеру как Деву Марию. Древние мыслители были непосредственно представлены в искусстве, возможно, наиболее известным из них является фреска Афинской школы в Ватикане Рафаэля (1483-1520).

Также ценилось мастерство древних художников, особенно скульпторов, и их способность запечатлевать реальность в бронзе или мраморе. Художники эпохи Возрождения сами стремились запечатлеть эту реальность, процесс, восходящий еще к Джотто (р. 1267 или 1277 — ум. 1337) и достигший кульминации в гиперреалистичных портретах нидерландских художников позднего Возрождения. Как и писатели эпохи Возрождения, художники хотели не только подражать классической традиции, но и улучшать ее. Следовательно, правильное использование перспективы стало еще более точным стремлением художников эпохи Возрождения. Художники также были убеждены, что их древние коллеги каким-то образом открыли математические секреты пропорций, особенно связанные с человеческим телом.

Художники теперь уделяли особое внимание человеческому опыту в своем искусстве. Например, портреты могут включать классическую книгу рядом с натурщиком, чтобы подчеркнуть его гуманистические наклонности. Даже религиозные произведения того периода сосредоточены на человеческих фигурах и их истории в сцене. Точно так же, как писатели-гуманисты прекрасно знали о мощном воздействии своих слов, так и художники знали о той силе, которую они имели, чтобы произвести на зрителя неизгладимое эстетическое впечатление. Возможно, нет лучшего примера этого вау-фактора, чем потолок Сикстинской капеллы Микеланджело. Наконец, акцент на личности в рамках гуманизма нашел выражение в том, как художники теперь относились к себе — превосходным ремесленникам, которые использовали свой интеллект для изучения искусства и создания шедевров, которые будут нести свою славу грядущим поколениям.

Лоджия Ospedale degli Innocenti by Brunelleschi

Sailko (CC BY-SA)

Гуманизм пронизывал архитектуру эпохи Возрождения, где здания были спроектированы элегантными, симметричными, функциональными и гармонирующими с окружающей средой, как это было в Древнем Риме. Прежде всего, здания отображали классические соотношения длины и высоты.

Гуманизм с его благоговением перед классическими авторами и тем, чему именно может научить нас знание античности, нашел выражение в исполнительских искусствах, особенно в пьесах Уильяма Шекспира (1564-1616), который интересовался персонажами, способными раскрыть широту и глубину человеческого опыта. Шекспир, возможно, не занимает какую-либо определенную сторону в гуманистических дебатах, представленных в его произведениях, но он, по крайней мере, в полной мере мастерски использует этот гуманистический мощный инструмент — язык — для достижения своих результатов.

Наследие гуманизма эпохи Возрождения

Гуманизм преобразовал образование и омолодил мир идей и искусства своим открытием, продвижением и адаптацией классических произведений. Это привело к созданию международной сети ученых, связанных письмами и книгами, разделению церкви и политики, критическому изучению текстов, ведущему к обнаружению неточностей и даже подделок, и созданию публичных библиотек.

Однако, возможно, неизбежно, что гуманистические ученые и мыслители начали делиться на группы, поскольку они специализировались на разных областях того, что уже было безнадежно обширной областью человеческих усилий. Были реалисты против моралистов, тех, кто хотел забыть о религии, и тех, кто этого не делал, и тех, кто был республиканцами, и тех, кто был роялистами. Были гуманисты, которые считали изучение языка самоцелью, в то время как другие считали его только средством понимания идей. Некоторые предпочитали созерцательную жизнь в отличие от тех, кто все еще придерживался идеи воплощения гуманизма в политическую практику. Как наука, искусство, история, философия и богословие отделились друг от друга, так и гуманизм эпохи Возрождения пришел к концу, распавшись на части, когда научная специализация выиграла битву против получения всеобъемлющего обзора человеческого состояния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *