Классификация воображения в психологии: Классификация воображения

Классификация воображения

17.07.2012

Воображение — это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.


Воображение, так же как и восприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяет границы нашего опыта, продуцируя новые, еще не существующие в действительности факты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и, соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение может предсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление и ориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многих технических открытий, а художественные произведения послужили стимулом для становления новых этических норм и идеалов.

Классификация воображения основывается на степени его активности, т.

е. возможности сознательно и произвольно направлять его ход и содержание. Исходя из этого выделяют пассивное и активное воображение. В пассивном выделяют сон, грезы и мечты, в активном — репродуктивное и творческое воображение. В этой последовательности каждый следующий вид в классификации воображения подразумевает все большую степень осознанности и управляемости.

Видения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно не зависят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так же мы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.

Грезы подразумевают возможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило, человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Аутистическое мышление, помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые и благоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности (воздушные замки).

Более активный вариант грез — мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального и связанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек старается воплотить в жизнь, здесь возможна сознательная регуляция вызываемых образов, создание достаточно жесткой схемы их реализации.

Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. При таком воспроизведении, произвольно регулируется не только само содержание, достаточно индивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, в зависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чем больше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.

Творческое воображение, часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т. е. с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология

Материалы по теме

Физиологическая основа воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Особенности развития воображения младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Индивидуальные особенности воображения

Кураев Г. А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Рекламный образ

Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:…

Развитие воображения у детей

Аверин В. А., Психология детей и подростков

Воображение и творческая деятельность

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Операции воображения

Григорович Л.А., Педагогика и психология

Является ли мечта видом воображения?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Классификация воображения — Блог Викиум

    • Алина Панченко

      Автор Викиум

Воображением является процесс, подразумевающий отражение действительности за пределами существующих связей. С помощью воображения человек способен создавать вещи, которые не предполагают повторения в реальности. В данной статье вы узнаете, какие виды воображения существуют.

Понятие воображения

Воображение — процесс познания, который можно поставить на одну ступень с восприятием, мышлением, памятью. С помощью воображения человек способен расширить собственные границы, придумывая новые ситуации, которые в реальности еще не происходили. Это помогает выстроить определенную модель поведения в зависимости от последствий действий в различных ситуациях. С помощью воображения можно задавать направление для развития реальности.

Классификация воображения

По классификации воображение можно разделить на активное и пассивное. В зависимости от умения сознательно направлять ход воображения проявляется его активность в разной степени. К активному воображению можно отнести творческое воображение, к пассивному — сновидения и мечты.

Видения, возникающие во сне, зависят вовсе не от пожеланий человека. По такому же принципу человек не способен управлять своими сновидениями, которые чаще всего после пробуждения просто становятся расплывчатыми.

В отличие от сновидений, грезами человек может управлять самостоятельно. В этот момент индивид представляет то, чего он желает на самом деле. На помощь воображению в этот момент приходит аутистическое мышление, с помощью которого человек и выстраивает в своей голове желаемые картинки.

На смену грезам могут приходить мечты, которые имеют более реалистичный характер. Когда человек начинает мечтать о чем-то, это свидетельствует о его желании воплотить данные мечты в жизнь. На этом этапе человек пытается воссоздать образы и придерживаться четкой схемы для реализации мечты.

Репродуктивное воображение предполагает восстановление в голове образов, которые ранее были описаны другими. Такое воспроизведение подразумевает регуляцию содержания, а также яркость образов в зависимости от мотивации. С его помощью индивид может воображать далекие страны, где ему все еще не посчастливилось побывать, а также различные исторические события, к которым он не имеет никакого отношения. Огромным источником для воссоздания  являются различные исторические книги и художественная литература.

Творческое воображение отличается преднамеренностью к субъективности со стороны автора. Результатом такого воображения является создание образов, которые в действительности не существуют. К творческому воображению прибегают писатели, поэты, художники. Они способны создавать художественные образы, в которых одновременно  отображается их жизнь и личность. Творческое воображение также присутствует и в научной сфере.

Типы воображения в психологии

В психологии существует 3 типа воображения:

  1. При зрительном типе у индивида возникают зрительные образы.
  2. Слуховой тип подразумевает восприятие чего-либо с помощью слуха. Таким образом человек способен представлять речевую особенность объекта.
  3. Моторный тип воображения предполагает восприятие через движения. Так, например, когда человек слышит определенный трек, он тут же начинает представлять исполнителя данной песни, играющего на сцене.

Развитию воображения способствует курс Викиум «Творческое мышление«.

Восемь типов воображения, которые мы используем

Поиск

Фото: Flickr/four12

Воображение — это способность формировать мысленные образы, фонологические отрывки, аналогии или рассказы о чем-то, что не воспринимается нашими органами чувств. Воображение является проявлением нашей памяти и позволяет нам тщательно изучить наше прошлое и построить гипотетические сценарии будущего, которых еще нет, но они могут существовать. Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим.

Воображение расширяет наш опыт и мысли, позволяя строить собственное мировоззрение, снижающее наше чувство неуверенности 1 . Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в наших знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые придают смысл двусмысленности ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, когда информации не хватает 2 , что является важной функцией нашего управления памятью. Это отчасти объясняет, почему люди по-разному реагируют на то, что они видят, из-за уникальных интерпретаций, которые они делают на основе разных предшествующих знаний и опыта. Воображение позволяет нам создавать новые значения из когнитивных сигналов или стимулов в окружающей среде, что иногда может привести к новым открытиям.

Наши знания и личные цели заключены в нашем воображении, которое лежит в основе нашего существования, когнитивном качестве, без которого мы не были бы людьми 3 . Воображение — это средство, которое писатели используют для создания своих историй 4 . Лауреат Нобелевской премии из Турции Орхан Памук представил себе мир, в который он уединился в детстве, где он был кем-то другим, где-то еще, создавая повествование и историю своего романа «Стамбул» .

Воображение необходимо в маркетинге для создания новых наборов ценностей для потребителей, которые отличают новые продукты от других. Это требует оригинальности для создания инноваций 5 . Воображение — это суть маркетинговой возможности 

6  , которая вызывает в воображении образы и пробуждает фантазии у потребителей, позволяя им почувствовать, каково это жить в Sanctuary Cove в Северном Квинсленде, Австралия, получать кредит в Ситибанке и ездить на Mercedes 500 SLK. по городу или на отдыхе на Бали. Воображение помогает нашему практическому мышлению 7  и открывает новые возможности для размышлений, размышлений, организации мира или поступков по-другому. Воображение разлагает то, что уже есть, заменяя тем, что могло бы быть, и является источником страха надежды, просветления и стремления.

Воображение не является полностью сознательным процессом. Новые знания могут инкубироваться подсознательно, когда у человека есть избыточное внимание, чтобы сосредоточиться на рекомбинации воспоминаний и внешних стимулов в новые значения. Большинство людей, как правило, проводят много времени во время бодрствования , «мечтая», когда внимание переключается с текущих умственных задач на разворачивающуюся последовательность личных ответов

89 . Этого может быть достаточно, чтобы активировать нашу сеть по умолчанию. , сеть автобиографических мысленных образов, которая может дать новые связи и взгляды на проблему, которой мы занимались. Недавние исследования показали, что мозг периодически сдвигает фазовую синхронизацию во время сознания человека 10 , когда активируются нейронные сети, и этих коротких периодов может быть достаточно, чтобы доминирующее левое полушарие уступило место правому полушарию, что позволяет человеку увидеть окружающую среду, проблему или проблему с новой точки зрения 11 . Это подтверждается исследованиями, которые показали, что когда люди выполняют умеренно сложные интеллектуально сложные задачи во время перерывов в работе, которой они занимаются, вероятность найти решение проблем, которыми они занимались в рамках своей основной деятельности, выше.0007 12
. Эти процессы происходят из префронтальной коры , где мы представляем себя и чувства других, задней поясной коры , соединяющей наши личные воспоминания по всему мозгу, и теменной коры , соединяющей гиппокампа , который, как сообщается, хранит эпизодические воспоминания. память 13 .

Неуправляемое воображение  (или то, что когда-то называлось «свободной ассоциацией»)  через сновидение и  «мечтание наяву»  позволяет собирать информацию из разных частей нашей памяти, к которой сознательно получить доступ может быть нелегко. Эта информация может поступать из узкой области или гораздо более широкой области. Чем больше воображение учитывает более широкую область, опыт и предшествующие знания, тем больше вероятность того, что эти идеи, созданные с помощью воображения, будут иметь некоторую оригинальность — благодаря сложной реструктуризации знаний. Аллен МакКоннелл, писавший о Стиве Джобсе в Psychology Today , предположил, что большое количество шрифтов, разработанных для компьютера Macintosh, было вдохновлено интересом и знаниями Джобса о типографике, которые он узнал во время занятий каллиграфией в Reed 9.0007 14 . Это было воображение Джоба о множестве шрифтов в Macintosh, которое воплотилось в реальность. В творческом озарении очень мало счастливых случаев. Большинство из них являются результатом триггеров и медленных инкубационных периодов, которые приводят к разоблачению 15 .

Марш и Бауэр назвали вышеуказанные типы инсайтов непреднамеренным плагиатом 16 . Большинство случаев озарения были вдохновлены чем-то в прошлом; хотя посредством образов эти новые понятия могли получить новые типы проявлений. Именно благодаря образности аналогий были достигнуты многие прорывы в науке 17 . Эйнштейн развил свое понимание теории относительности, представляя, что произойдет, если он будет путешествовать со скоростью света, Фарадей утверждал, что визуализировал силовые линии от электрических и магнитных полей от дров, что дало представление о теории электромагнитных полей, а Кекуле сообщил что он понял форму молекулы бензола после того, как представил себе змею, свернувшуюся в кольцо.

Воображение является многомерным понятием и включает в себя ряд различных режимов, которые можно описать следующим образом;

  1. Эффективное воображение объединяет информацию для синергии новых концепций и идей. Однако они часто бывают неполными и нуждаются в улучшении, изменении и/или доработке по мере того, как все больше информации из окружающей среды привлекает внимание и анализируется. Эффективное воображение может либо направляться, либо вызываться случайными мыслями, обычно стимулируемыми тем, что человек переживает в рамках своего прошлого опыта. Эффективное воображение может также зародиться в результате размышлений над конкретной проблемой в рамках случайного внимания человека. Эффективное воображение чрезвычайно гибко и допускает постоянные изменения. Это важная составляющая предпринимательского планирования, разработки стратегии, особенно при построении возможностей, развитии и сборе всех необходимых ресурсов, необходимых для использования любой возможности 9.0007 18 . Эффективное воображение также приводит к другим формам воображения, которые помогают в построении концепций, идей и сценариев действий. Эффективное воображение обеспечивает гибкость нашего мышления.
  2. Интеллектуальное (или конструктивное) воображение  используется при рассмотрении и выдвижении гипотез на основе различных фрагментов информации или размышлении над различными вопросами значения, например, в области философии, управления, политики и т. д. Интеллектуальное воображение возникает из определенной идеи или план и, таким образом, направляется воображением, поскольку оно имеет четкую цель, которая в конце концов должна быть сформулирована после периода кропотливых, а иногда и скрупулезных усилий. Это можно очень хорошо проиллюстрировать на примере работы Чарльза Дарвина, которая привела к развитию его гипотезы, изложенной в его книге 9.0017 Происхождение видов , на разработку и завершение которого ушло почти два десятилетия. Дарвин собирал информацию, анализировал ее, оценивал и критиковал результаты, а затем реорганизовал всю информацию в новое знание в форме гипотезы 19 . Это может быть долгий процесс, иногда длящийся десятилетиями, с прерывистыми периодами высокой интенсивности и другими периодами, когда проблеме уделяется очень мало внимания. Интеллектуальное воображение — это очень сознательный процесс, хотя оно может переходить в другие формы воображения, которые позволяют делать новые открытия.
  3. Образная фантазия  создает и развивает рассказы, картины, стихи, театральные постановки, эзотерическое строительство и т. д. Эта форма воображения может быть основана на вдохновении некоторых фактов или полуавтобиографических переживаний  (Джеймс Бонд) ,  экстраполируется или сравнивается с новыми персонажами и событиями  (Звездный путь)  , которые соответствуют или расширяют сферы реальности до магии, сверхъестественной мифологии и фольклора  (Хроники Кейна, Король Артур). Образная фантазия может быть структурной с мифическими людьми в реальных условиях (Планета обезьян), в прошлом, настоящем или будущем, с реальными людьми в мифических условиях (Затерянные в космосе). Фэнтези может полностью игнорировать правила общества (Чудесный волшебник из страны Оз), наука и природа (Машина времени, Назад в будущее), или экстраполировать их в будущее с помощью научной фантастики (2001: Космос). Одиссея). Фэнтези также может быть основано на человеческих эмоциях  (Ромео и Джульетта), искаженные исторические факты, (Патриот), исторические времена и политические проблемы, (доктор Стрейнджлав), , взять тему и придумать ее, (1984, Скотный двор), , олицетворение темных фантазий, (Wag the Dog), или вызвать городскую легенду (Степфордские жены, От заката до рассвета). Образная фантазия может представлять собой смесь управляемого и неуправляемого воображения и важна для художников, писателей, танцоров, музыкантов и т. д.
  4. Эмпатия   – это способность общаться с другими и чувствовать то, что они чувствуют. Эмпатия помогает человеку понять эмоционально, что другие переживают, исходя из его фрейма и ссылки 20 . Эмпатия позволяет нашему уму  «отрешиться от самого себя» и увидеть мир с точки зрения чужих чувств, эмоций, боли и рассуждений 21 . Эмпатия может помочь нам увидеть другие реальности, альтернативные значения ситуаций, которые могут состоять из многих слоев. Эмпатия показывает нам, что не существует абсолютов, есть только альтернативные значения ситуаций 22 . Эмпатия связывает нас с большим сообществом и, таким образом, важна для выживания человечества, поскольку позволяет нам понять, что требуется для социального сосуществования с другими. Эмпатия показывает, что реальности иногда противоречат друг другу. Видение противоречивых реальностей является признаком того, что мы начинаем узнавать. Говард Гарднер постулирует, что понятие эмпатии должно также включать в себя наше сочувствие к природе и наше место в ней 23 . Высокий эгоцентризм приводит к снижению эмпатии и неспособности видеть другие точки зрения. Однако недавние исследования нарциссических личностей показали, что существует два типа эмпатии: аффективная эмпатия, о которой говорилось выше, и когнитивная эмпатия, которая включает в себя способность людей видеть эмоциональное состояние человека, не будучи в состоянии чувствовать то, что они чувствуют.0007 24 . Отсутствие эмпатии также можно компенсировать выработкой стратегии и спонтанным мышлением, чтобы манипулировать другими в своих интересах. Эти макиавеллистские личности не обязательно испытывают те же эмоции, что и люди с эмпатией, поэтому не чувствуйте себя виноватыми, когда манипулируете другими 25 . Этот тип поведения можно увидеть в краткосрочных стратегиях спаривания самцов 26 . Помимо того, что эмпатия чрезвычайно важна в межличностных отношениях, она является важным инструментом конкурентной стратегии, поскольку позволяет думать о том, как наши конкуренты отреагируют на наши действия и что они будут делать. Брендинг также можно рассматривать как результат эмпатии, поскольку брендинг предназначен для попытки установить связи с потенциальными клиентами, обращаясь к их эмоциям, самоидентификации и стремлениям.
  5. Стратегическое воображение  связано с видением  того, «что может быть» , способностью распознавать и оценивать возможности, превращая их в ментальные сценарии, видя преимущества, определяя типы и количество ресурсов, необходимых для совершения конкретных действий, и способность взвешивать все вопросы стратегически. Видение помогает человеку сосредоточиться на типах возможностей, соответствующих его характеру. Это чувство видения управляется предположениями, убеждениями и ценностями человека в психике. Видение имеет разную силу у разных людей в зависимости от характеристик их эго и мотивации. Способность замечать и оценивать возможности тесно связана с воображением человека, творческим мышлением, склонностью к действию, восприятием своих талантов и имеющихся навыков. Согласно Болтону и Томпсону, предприниматели замечают определенные возможности и экстраполируют потенциально достижимые сценарии в пределах своих навыков и способности собирать ресурсы для использования возможности 9.0007 27 . Эти экстраполяции от возможности к стратегии требуют навыков визуального/пространственного и расчетливого мышления на стратегическом, а не на детальном уровне. Адекватная концентрация требуется для того, чтобы иметь стратегический взгляд на вещи. Это требует концентрации на стратегическом мышлении, креативности, дальновидности и эмпатии. Стратегическое (а также интеллектуальное) воображение можно использовать посредством мысленных экспериментов, процесса продумывания сценария с целью продумывания последствий. Слишком мало внимания приведет к случайным скачкам от потенциальной возможности к возможности без проведения какой-либо тщательной мысленной оценки. Слишком много внимания может привести к узколобости и даже навязчивому мышлению, что приведет либо к слепоте к потенциальным возможностям, либо к действиям без действительно «объективной» оценки. Стратегическое воображение в некоторых случаях является формой мудрости.
  6. Эмоциональное воображение связано с проявлением эмоциональных предрасположенностей и расширением их до эмоциональных сценариев. Без всякого воображения эмоции не смогли бы выйти из нашей психики и проявиться в виде чувств, настроений и предрасположенностей. Страх требует воображения того, что вызывает страх, ненависть требует воображения того, что отталкивает, а беспокойство требует воображения, вызывающего тревогу. Благодаря эмоциональному воображению убеждения развиваются за счет придания веса воображаемым сценариям, которые генерируют дополнительные наборы эмоций более высокого порядка. Эмоциональное воображение работает на бессознательном и полубессознательном уровне. Людей с чрезмерным эмоциональным воображением, скорее всего, можно определить как людей с психотическими наклонностями. Эмоциональное воображение является одним из самых мощных типов нашего воображения и может легко доминировать над нашими мыслительными процессами.
  7. Сны  — это бессознательная форма воображения, состоящая из образов, идей, эмоций и ощущений, возникающих во время определенных стадий сна. Сны показывают, что каждое понятие в нашем уме имеет свои собственные психические ассоциации и что идеи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни, отнюдь не так точны, как мы думаем 28 . Наши переживания возвышаются в нашей памяти, переходя в бессознательное, где фактические характеристики могут измениться и могут быть восстановлены в любое время. Согласно Юнгу, сны — это невидимые корни нашего сознания 9.0007 29 и соединит нас с нашим бессознательным. Однако значение снов может быть основано только на нашем умозрительном толковании. Некоторые сны очень прямолинейны, в то время как другие сюрреалистичны, волшебны, меланхоличны, авантюрны и сексуальны, и большую часть времени мы не контролируем их.
  8. Реконструкция памяти  — это процесс восстановления нашей памяти о людях, объектах и ​​событиях. Наша память состоит из предшествующих знаний, состоящих из смеси правды и убеждений, на которые повлияли эмоции. Таким образом, повторяющаяся память несет в себе установки, ценности и идентичность, поскольку большая часть нашей памяти находится в пределах «я» или «я» парадигма. Память также реконструируется, чтобы соответствовать нашему текущему взгляду на мир, поэтому она очень избирательна. Процесс реконструкции воспоминаний происходит в нашем подсознании, появляющемся в нашем сознании, при этом мы действительно не осознаем исходных элементов, т. е. того, что является фактом, а что верой . Реконструкция памяти является ассимилятивной и может создавать новые знания из случайных фактов, убеждений и переживаний, которые могут привести к озарению.

Каждая форма воображения, описанная выше, безусловно, пересекается и может работать в тандеме. Образное мышление обеспечивает способность двигаться к цели и путешествовать по избранным путям. Образное гораздо более дивергентно, чем логическое мышление, так как воображение может свободно перемещаться по отраслям и дисциплинам, тогда как логическое мышление ориентировано по узконаправленному пути. С этой точки зрения воображение, вероятно, более важно, чем знание, поскольку знание без применения бесполезно. Воображение позволяет нам применять знания.

Однако воображение тоже может быть неэффективным. Расстройства личности и возникающие эмоции могут доминировать в нашем воображении со страхом, тревогой, паранойей и/или нарциссическими наклонностями и т. д. 30 . Это может помешать человеку вообразить новые альтернативы своим текущим целям и поведению, что позволит его прошлым страхам и тревогам доминировать в его мышлении 31 . Воображение может сознательно или бессознательно отделить человека от реальности его повседневной жизни, где он может попасть в жизнь фантазии. Абстрактное воображение может очень быстро увести человека от реальности, где текущие проблемы игнорируются в пользу фантазии 32 .

Девять наиболее подделываемых товаров

Психология и философия воображения

Источник: intographics/Pixabay

[Статья обновлена ​​17 июня 2019 г.]

Эйнштейн считал, что воображение важнее знания: «Я достаточно художник, чтобы свободно рисовать на своем воображении. Знания ограничены. Воображение окружает мир».

Я определяю воображение как способность ума, которая формирует и манипулирует образами, предложениями, концепциями, эмоциями и ощущениями сверх и вне, а иногда и независимо от поступающих стимулов, чтобы открыть сферы абстрактного, фигуративного, возможное, гипотетическое, парадигматическое или универсальное.

Воображение проявляется во многих формах и на многих степенях, начиная от научных рассуждений и заканчивая музыкальным восприятием; и перекрывается с рядом других когнитивных конструкций, включая убеждение, желание, эмоцию, память, предположение и фантазию. Вера, как и восприятие, направлена ​​на соответствие реальности, а желание направлено на изменение реальности. Как и вера, эмоция также стремится соответствовать реальности, но, в частности, отражению значимости своего объекта или класса объектов для субъекта — аспект, который она разделяет со многими формами воображения. Подобно воображению, память может включать отдаленные образы. Но, в отличие от воображения, память укоренена (или стремится быть) в реальности и служит в первую очередь для формирования убеждений и управления ежеминутными действиями. Воспоминания часто более живы, чем представления, которые, в свою очередь, более живы, чем простые предположения. Предположения, как правило, холодны и познавательны, лишены эмоционального и экзистенциального измерения воображения и его живости. Наконец, фантазию можно понимать как тип воображения, а именно воображение невероятного.

Я говорю скорее о невероятном, чем о невозможном, потому что существует теория, согласно которой так же, как восприятие оправдывает убеждения о действительности, воображение оправдывает убеждения о возможности (или, по крайней мере, метафизической, а не естественной возможности). Цитируя Юма, «в метафизике установлено, что все, что разум ясно представляет, включает в себя идею возможного существования, или, другими словами, что ничто из того, что мы воображаем, не является абсолютно невозможным». а другие воображаемые вещи действительно возможны? Я думаю, что непостижимость может быть лучшим проводником к невозможности, чем представимость к возможности. Но что значит быть мыслимым или немыслимым и кем? Легко представить вместо кислорода что-то иное, чем кислород, если ничего не знать о кислороде. В этом знание и наука ограничивают воображение, хотя, без сомнения, также помогают его сфокусировать. Взаимодействие между знанием и воображением наиболее проблематично, когда «знание» ошибочно.

В любом случае, до самого недавнего времени в большинстве человеческих обществ не проводилось четкого разделения между воображением и верой, вымыслом и реальностью, когда одно дополняло и обогащало другое. На самом деле можно утверждать, что во многих важных отношениях вымысел превосходил реальность — и даже что это было и, без сомнения, остается одной из отличительных черт homo sapiens . Сегодня есть таблетки для людей, которые путают воображение и убеждения, но в те времена никто никогда не думал, что жизнь, несмотря на ее гораздо более тяжелые трудности, может быть бессмысленной — что, я думаю, многое говорит нам о воображении и его использовании, и также, кстати, о душевном заболевании и его причинах.

Существует множество применений воображения, больше, чем я могу перечислить. Большинство детей начинают играть в ролевые игры примерно в 15-месячном возрасте. Что делают дети, когда изображают игру? И почему они так поглощены произведениями воображения? Когда мне было семь лет, я поглощал книгу за книгой и умолял родителей за те, которых еще нет в книжном шкафу. Разыгрывая сценарии и выходя за пределы своего ограниченного опыта, дети стремятся осмыслить мир и найти в нем свое место. Это осмысление полно эмоций — радости, волнения, благоговения — и находит отклик в каждом последующем акте творчества.

Всякий раз, когда мы смотрим на такой объект, как Мона Лиза, мы видим гораздо больше, чем просто рамку и мазки. На самом деле мы едва видим мазки. В воображении, как и в наших снах, мы приписываем вещам форму, структуру и значение, а затем отражаем их обратно в эти вещи. Без этой работы по интерпретации и ассимиляции мир был бы не более чем бесконечным потоком чувственных впечатлений, как это может иногда казаться людям с недостатком воображения, без надежды на спасение или передышку.

Более того, с помощью воображения мы можем дополнить мир или наш мир, придумав недостающие части, и даже заселить совершенно другие миры, такие как Средиземье или Семь Королевств. Воображение остается очень активным на протяжении всей взрослой жизни, а что такое цыпочка или даже порнография, как не помощь взрослому воображению? За один год (2018) Pornhub зафиксировал 33,5 миллиарда посещений, что более чем в четыре раза превышает население мира, и это только на одном сайте.

Если воображение позволяет нам чувствовать себя в этом мире как дома, оно также позволяет нам делать что-то в этом мире. Наука развивается благодаря гипотезе, которая является функцией воображения, а философия часто использует мысленные эксперименты, такие как мозг в бочке, проблема тележки и платоновская республика. Более того, воображение позволяет нам формировать ассоциации и связи и тем самым применять наши знания в реальных жизненных ситуациях. Он открывает альтернативы и возможности и направляет наши решения, проигрывая их в уме. Очень многие из наших неудач — и, осмелюсь сказать, некоторые из наших успехов — на самом деле провалы воображения.

Воображение также позволяет нам разговаривать друг с другом, понимать друг друга и работать вместе. Без него не было бы ни метафоры, ни иронии, ни юмора, ни прошедшего, ни будущего времени, ни условности. В самом деле, языка могло бы и не быть вовсе, ибо что такое слова, как не символы и представления? С помощью воображения мы можем поставить себя на место других людей, думать, что они думают, чувствовать то, что они чувствуют, и проецировать их и наши отношения в будущее. Проблемы при аутизме, которые можно понимать как расстройство воображения, включают аномалии в паттернах общения, нарушения социальных взаимодействий и ограниченный репертуар поведения, интересов и действий.

Как я утверждаю в своей новой книге Сверхразумность: мышление за пределами мышления , воображение — это высшая форма мысли, почти божественная в своих возможностях. Имея достаточно воображения, мы могли бы определить и решить все наши проблемы. При достаточном воображении нам никогда больше не пришлось бы работать — или, по крайней мере, не за деньги. При достаточном воображении мы могли бы завоевать или победить любого, кого захотим. Но наше воображение настолько бедно, что мы даже не представляем, каково это иметь такое воображение.

Мне повезло, что я получил приличное образование, но чего оно мне точно не дало, так это развития моего воображения. На самом деле, медицинская школа в частности сделала все, чтобы уничтожить его. В последние годы я пытался восстановить яркое и яркое воображение, которое я оставил в начальной школе. Для этого я делал всего три вещи, и все они были очень простыми — или, по крайней мере, очень простыми для объяснения.

  • Осознание важности воображения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *