Когнитивная информация: ИНФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ | это… Что такое ИНФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ?

Содержание

ИНФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ | это… Что такое ИНФОРМАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ?

(от лат. cognitio — познавание, узнавание, познание) — информация, которая распознается, извлекается, интерпретируется и перерабатывается когнитивной системой живых существ. Эффективность поведения живых существ зависит от их способности различать (распознавать) объекты окружающей среды и происходящие в ней события. Для того чтобы выжить, они должны использовать извлекаемую из внешнего мира И.к. и соответствующим образом ее перерабатывать. Они получают ее при помощи органов чувств, которые могут реагировать на температуру, свет, давление, электрический ток, силу тяжести и различные химические вещества.
Живые существа способны распознавать множество входных сенсорных сигналов, причем только некоторые из изменений в чувствительных клетках подвергаются специальной обработке в их когнитивной системе (мозге), становятся воспринимаемыми, интерпретируются как информация о внешнем мире и, если речь идет о человеке, осознаются. При этом передаваемая информация многократно перекодируется: напр., фиксированный в пространстве и времени оптический сигнал (световая вспышка) кодируется в разницу потенциалов, а затем перекодируется в ионный сдвиг, химические реакции, поляризацию мембран, электрический нервный импульс и т.д. В ходе этих многократных процессов перекодирования сенсорная информация сильно изменяется — искажается, отбирается, усиливается и даже уничтожается.

Применительно к человеку это означает, что далеко не все сенсорные сигналы осознаются, большая часть их отфильтровывается, некоторые изменяются, усиливаются, «дополняются» и т.д. На основе этих данных наша когнитивная система осуществляет своего рода гипотетическую реконструкцию внешнего мира, прибегая к помощи внутренних структур, использующих для этой цели два типа информационных процессов — «восходящую» и «нисходящую» переработку И.к. «Восходящая» переработка запускается сенсорными сигналами и управляется неосознаваемыми, автоматическими механизмами, ведущими от сенсорной фильтрации к восприятию, которые направляются генетически и лишь в незначительной степени подвержены обучению или активному сознательному контролю.
«Нисходящая», концептуально направляемая переработка, имея дело с И.к., уже поступившей в поле восприятия, в гораздо большей степени использует средства сознательного контроля, она более управляема и подчинена нашим целям и желаниям. Для полного анализа и понимания необходимо сочетание множества информационных процессов, как автоматических, так и неавтоматических. Многообразные процессы переработки И.к., в т.ч. имеющие отношение к нашему восприятию, эмоциям, мышлению, памяти и т.д., могут быть лишь частично осознанными. Осознание, сознательный контроль реально проявляется где-то только в первичной (кратковременной) памяти, позволяя в зависимости от желания учитывать или игнорировать поступающую И.к.
В когнитивной науке широко используется модель переработки И.к., которая предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Эта модель также допускает, что реакция на события является результатом серии таких этапов и операций (напр.
, кодирование информации, восприятие, извлечение информации из памяти, формирование понятий, суждение и построение высказывания и т.п.).

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Виды информации в тексте

И.С. Алексеева выделяет четыре вида информации в тексте:

когнитивная (включает объективные сведения о внешнем мире (характеристики оборудования, описание производственных условий и т.п.)).

— оперативная (представлена побуждениями к совершению определенных действий путем применения различных побудительных средств: формы глагольного императива, инфинитив со значением императивности, модальные глаголы, коньюнктив, лексические интенсификаторы)

— эмоциональная (это новые сведения для наших чувств (приветствие, прощание, слова оценки, могут быть ограничены деловым этикетом, эмоционально окрашенная лексика и синтаксис)).

— эстетическая (представлена метафорами, рифмой, игрой слов, эпитетами и другими стилистическими тропами, привлечением невербальных знаков, средствами фонетической стилистики). Каждый вид информации имеет свои средства оформления в языке. Иногда переводчику приходится переводить тексты, где имеет место сочетание нескольких видов информации. Такими текстами, к примеру, являются рекламные объявления, в которых сочетаются четыре вида информации: когнитивная (название фирмы, название продукта, цена), оперативная (позывы приобрести товар), эмоциональная (оценка качеств продукта) и эстетическая (игра слов, рифма, фразеология, повторы).

Предпереводческий анализ текста – это анализ исходного текста, предваряющий создание переводного текста и направленный на выявление доминант перевода.

В переводоведении выделяются несколько аспектов предпереводческого анализа (по Алексеевой):

— сбор внешних сведений о тексте;

— состав информации;

— плотность информации;

— коммуникативное задание;

— речевой жанр.

Стратегия перевода включает:

• цель текста,

• намерение автора,

• художественные качества текста,

• характер читателя.

В своей работе описывает 2 метода перевода:

1) коммуникативный метод – воздействие на читателя;

2) семантический метод, где основная задача – передача точного контекстуального значения текста. Он придерживается больше семантического метода.

Коммуникативный перевод связан с передачей информации, а семантический перевод связан с отражением процесса мышления. Мышление одинаковое, а форма выражения, разная: To get up the wrong side of the bed — встать не стой ноги.

План предпереводческого анализа текста:

1. Сбор внешних сведений о тексте. Это: автор текста, время его создания и публикация, откуда взят текст (будет ли это отрывок из романа, статья из энциклопедии или журнала, газетная заметка, рекламный буклет и т.д.).

2. Определение источника и реципиента.

Например: Деловое письмо, казалось бы, имеет конкретного автора, его подпись стоит в конце письма, но написано оно от имени фирмы и в ее интересах, следовательно, настоящий источник — фирма.

3. Определить состав информации и ее плотность. Начнем с состава.

Информацию, которую несёт тот или иной текст принято делить на три вида:

— когнитивная,

— эмоциональная,

— эстетическая.

Рассмотрим их подробнее:

• Когнитивная информация представляет собой объективные сведения о внешнем мире. Такого рода тексты мы условно назовем информационно-терминологическими и отнесём к ним научные, юридические и технические тексты, учебники, инструкции, деловые письма.

• Эмоциональная информация представляет собой новые сведения для наших чувств.

• Эстетическая информация преобладает в текстах, известных вам как художественные. Сюда мы отнесем художественную прозу, поэзию, а также художественную публицистику.

4. Коммуникативное задание текста. Оно может звучать по-разному: сообщить новые сведения; убедить в своей правоте; наладить контакт и.т.д.

5. Определение речевого жанра текста. В процессе своего развития человек разработал устойчивые типовые формы текстов, которые имеют свою историю, свои традиции. Эти формы одинаковы для всех языков и имеют универсальные характеристики.

Когнитивная обработка информации и память | от Иден Хэйр | Age of Awareness

Как теория обучения, бихевиоризм доминировал в американской психологии в течение полувека, но его недостаток заключался в том, что он не мог описать проблемы, связанные с запоминанием информации. Когнитивная обработка информации (CIP) не была новой для психологии, но ее использование в качестве теории обучения позволяет нам решать проблемы, с которыми не может справиться бихевиоризм.

Модель когнитивной обработки информации изображает разум как обладающий структурой, состоящей из компонентов для обработки (хранения, извлечения, преобразования, использования) информации и процедур для использования этих компонентов. Как и бихевиоризм, модель когнитивной обработки информации считает, что обучение частично состоит из формирования ассоциаций между новой и сохраненной информацией.

В модели CIP обучение происходит, когда информация вводится из окружающей среды, обрабатывается, сохраняется в памяти, а затем выводится в виде некоторой изученной способности. Вопрос в том, чтобы понять, как окружающая среда изменяет человеческое поведение, имея в виду, что существует промежуточная переменная между окружающей средой и последующим поведением; в частности, система обработки информации учащегося.

CIP предлагает трехуровневую систему памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.

Сенсорная память

Сенсорная память связана с органами чувств, включая зрение, слух, технические (тактильные) ощущения и т. д. Функция сенсорной памяти заключается в том, чтобы удерживать эту сенсорную информацию в памяти очень короткое время, достаточное для дальнейшей обработки информации. Существует отдельная сенсорная память, соответствующая каждому из пяти чувств, но предполагается, что все они действуют по существу одинаково.

При работе со зрительными раздражителями кажется, что сенсорная память временно, а не зрительно ограничена. Это означает, что большое количество визуальной информации регистрируется, но очень быстро исчезает без дальнейшей обработки.

Относительно мало информации известно о сенсорной памяти, соответствующей другим чувствам, но предполагается, что они функционируют аналогичным образом. Визуальная информация называется Icon.

В отличие от зрительной информации слуховая информация дольше сохраняется в сенсорной памяти. Предполагается, что это происходит из-за времени, необходимого для обработки речи. Слуховая информация известна как Эхо.

Рабочая или кратковременная память

В этой памяти осуществляется дальнейшая обработка, чтобы подготовить информацию либо к долговременному хранению, либо к ответу и действию в данный момент. Обычно считается, что рабочая память имеет независимые процессоры для каждого сенсорного модуля. Кроме того, рабочую память сравнивают с сознанием. Если вы активно думаете об идеях, они находятся в рабочей памяти. Одним из важных аспектов рабочей памяти является относительно небольшой объем информации, который она может содержать, и короткий период времени, в течение которого она доступна, обычно от 15 до 30 секунд. (Вы когда-нибудь задумывались, почему вы можете ходить из одной комнаты в другую и забывать, почему вы пошли в другую комнату?) Это ограниченное хранилище и короткое время доступа приводят к таким практикам, как разбиение сложных задач на более простые, которые легче обрабатывать. развитая сенсорная и рабочая память.

Отобранная для дальнейшей обработки информация поступает из сенсорной памяти в оперативную память. На этом этапе концепции из долговременной памяти будут активированы для использования при осмыслении поступающей информации. Однако существуют ограничения в отношении того, сколько информации может храниться в рабочей памяти за один раз и как долго эта информация может храниться. Считается, что объем рабочей памяти можно увеличить, создав для обработки более мелкие биты информации, известные как фрагменты. Процесс создания чанков известен как чанкинг.

Следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы учащийся мог легко разбивать действия на части. Текущая гипотеза состоит в том, что по мере того, как в память поступают новые фрагменты, они вытесняют фрагменты, которые ранее занимали доступные места в рабочей памяти. Это принятое в настоящее время объяснение последовательного положения, известного как новизна. Вот почему люди могут с большей степенью достоверности вспомнить то, что они слышали совсем недавно.

Исследования показали, что незаученная информация, то есть информация, которая не была отобрана для дополнительной обработки или хранения в долговременной памяти, теряется из оперативной памяти примерно через 15-30 секунд. Для предотвращения потери информации из оперативной памяти и обеспечения ее передачи в долговременное хранилище необходимы два процесса: репетиция и кодирование.

Долговременная память

Мы рассматриваем долговременную память как постоянную запись или хранилище информации. В настоящее время считается, что после обработки информации в долговременной памяти она никогда не теряется. Насколько нам известно, долговременная память способна сохранять неограниченное количество и разнообразие информации. Однако мы что-то забываем не потому, что информация потеряна, а только потому, что связь или путь к информации ухудшились.

Эпизодическая память — это память на определенные события, например, когда вы вспоминаете обстоятельства, связанные с тем, как вы учитесь читать карту погоды, или выполняете какую-либо другую задачу. Семантическая память относится ко всей общей информации, хранящейся в памяти, которую можно вспомнить независимо от того, как она была усвоена. Иногда мы можем быть не в состоянии вспомнить, как мы что-то узнали, потому что обстоятельства, связанные с этим событием, не были особенно запоминающимися. Что касается педагогов, акцент делается на семантической памяти.

Представление хранилища информации в виде сети

Один из способов понять долговременную память — представить ее как своего рода мысленный словарь, в котором понятия представлены в соответствии с их ассоциациями друг с другом. Сетевая модель предполагает наличие в памяти узлов, соответствующих понятиям. Считается, что эти узлы взаимосвязаны в обширной сетевой структуре, представляющей изученные отношения между понятиями.

Сравнение характеристик моделей долговременной памяти

В этой модели концепции и память хранятся вместе с наборами определяющих функций. Затем ассоциация с другими понятиями осуществляется путем сравнения перекрывающихся признаков. Определяющими признаками являются те, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было отнести к какой-либо категории. Характерные признаки — это те, которые обычно связаны с типичными членами категории. Одна из проблем с моделью сравнения признаков заключается в том, что она не принимает во внимание проблему контекста, связанного с конкретной концепцией.

Внимание и память

Некоторая информация неизменно теряется из-за оправдания того, что человек не обращал внимания. Внимание, было концептуализировано несколькими способами. Внимание, это не предложение «все или ничего». Скорее, он служит для ослабления или отключения стимуляции. Мы можем видеть примеры этого, например, когда мы посещаем вечеринку и участвуем в одном разговоре, и слышим свое имя или интересующую тему в другом месте, и наше внимание переключается. Это означает, что было обработано достаточно информации о другом разговоре, чтобы побудить нас отреагировать.

Текущие исследования внимания Я предполагаю, что это ресурс с ограниченными возможностями, который можно распределить и разделить между конкурирующими действиями. Это говорит о том, что учащиеся имеют некоторый контроль над процессом и могут выборочно концентрировать внимание для достижения определенных целей. Это также предполагает, что задачи, требующие относительно небольшого внимания, могут выполняться легко или автоматически.

Пропозициональные модели долговременной памяти

Предложение представляет собой комбинацию понятий, имеющих подлежащее и сказуемое. В этой модели вместо узлов понятий, составляющих базовую единицу знания, базовой единицей теперь является предложение. Поскольку припоминания воспоминаний часто строятся вокруг пропозиций, пропозиции использовались во многих экспериментах по воспроизведению.

Пропозициональная модель также является сетевой моделью, как и модель представления, которую мы видели ранее.

Модели долговременной памяти с параллельной распределенной обработкой

Параллельная обработка отличается от последовательной обработки тем, что несколько когнитивных операций выполняются одновременно, а не последовательно. Модели сетевой памяти стали включать предположение о параллельной обработке, но это предположение лежит в основе этой модели. Эта модель также известна как коннекционистская модель.

Модель предполагает, что строительные блоки памяти на самом деле являются соединениями. Эти связи субсимволические по своей природе, что означает, что они не соответствуют осмысленным битам информации, таким как концепции или предложения. Вместо этого блоки представляют собой простые устройства обработки, а соединения описывают, как блоки взаимодействуют друг с другом. Следовательно, это образует обширную сеть, по которой предполагается распределять обработку. Модель параллельной распределенной обработки, по-видимому, объясняет постепенный характер человеческого обучения.

Эта модель также позволяет включать цели в динамику системы обработки информации. Имеются ограниченные доказательства в поддержку модели параллельной распределенной обработки как зеркала нейронных процессов в мозге.

Двойные кодовые модели долговременной памяти

Образы часто называют «образами в моем сознании». Образы могут быть тактильными, слуховыми, визуальными или другими, такими как обонятельные или кинестетические по своей природе. Есть проблемы с памятью со словами, которые являются более абстрактными по своей природе, чем слова, которые являются более конкретными. Например, людям гораздо легче запомнить такие слова, как парусник, яблоко и зебра, чем такие слова, как свобода и справедливость.

С точки зрения двойного кода или двойных систем существуют две системы представления памяти: одна для вербальной информации, а другая для невербальной информации. Теория в настоящее время предполагает, что мысленные образы не являются точными копиями визуальных образов. Изображения, как правило, являются неточными представлениями, многие детали опущены, неполны или, в некоторых случаях, точно записаны.

Извлечение изученной информации

После того, как информация была сохранена в долговременной памяти, ее необходимо вызвать для дальнейшего использования. Ранее изученная информация возвращается в рабочую память либо с целью понимания новых входных данных, либо для. делая ответ. Чтобы вспомнить информацию, учащиеся должны сначала сгенерировать ответ, а затем определить, правильно ли он отвечает на вопрос. Однако при распознавании потенциальные ответы уже сгенерированы, и учащийся должен только распознать, какой из них правильный.

В ситуациях свободного припоминания учащиеся должны извлечь ранее сохраненную информацию без каких-либо подсказок или подсказок, помогающих им вспомнить. Поскольку нет никаких сигналов, которые могли бы потенциально повлиять на поиск информации, теория состоит в том, что предполагается, что результат свободного припоминания точно представляет то, что находится в памяти. Однако предоставление учащимся подсказок увеличивает общий объем памяти, который человек может запомнить. Задания на припоминание с помощью подсказок — это те, в которых дается подсказка или подсказка, чтобы помочь учащемуся вспомнить нужную информацию.

В отличие от свободного припоминания, распознавание включает в себя набор предварительно сгенерированных стимулов, предъявляемых учащимся для принятия решения или суждения. Одним из факторов, влияющих на узнавание, является сила памяти. Более сильные воспоминания будут распознаваться точнее, чем более слабые. Другой фактор, влияющий на распознавание, основан на контексте, окружающем задачу распознавания. Условия высокого риска приводят к более строгому критерию, чем условия низкого риска, даже несмотря на то, что след памяти в обеих ситуациях эквивалентен по силе и соответствует тестовому стимулу.

Принцип специфичности кодирования гласит, что «любые подсказки, используемые учащимся для облегчения кодирования, также будут служить лучшими подсказками для извлечения этой информации во время теста». На поиск информации очень сильно влияет контекст кодирования информации в долговременную память. Это предполагает для обучения, что во время представления концепций может быть важно обсудить множество различных контекстов или примеров. Таким образом, у учащихся будет много подсказок, которые помогут в кодировании. Эти сигналы могут быть использованы позже для припоминания.

Забвение

Неспособность закодировать просто означает, что информация, запрашиваемая во время поиска, не может быть найдена. Концепция ошибки кодирования еще раз подчеркивает важность активации соответствующих предварительных знаний в обучении. Неспособность восстановить информацию, которая была закодирована в памяти, является второй причиной забывания и относится к невозможности доступа к ранее изученной информации.

Существуют методы поддержки или запрета кодирования. Одним из факторов, поддерживающих кодирование, является ведение заметок. Заметки обеспечивают внешний механизм поиска, поскольку они обеспечивают хранение памяти, которое является внешним по отношению к учащемуся. Студенты, которые уточняют свои заметки, также, как правило, работают лучше, чем те, которые просто перечитывают их. Процесс ведения заметок и их обработки заставляет учащегося вспомнить то, что он узнал, и поддерживает связь новой информации с другими знаниями.

Помехи, такие как другие события или информация, мешают эффективному поиску. Помехи возникают, когда многочисленные события и конкурирующая информация мешают получению желаемой информации.

Помехи также могут возникать из-за информации, которая была изучена до или после желаемой информации, влияющей на припоминание желаемой информации. Ретроактивное вмешательство возникает, когда новая информация мешает извлечению ранее изученной информации. Упреждающее вмешательство возникает, когда предыдущее обучение мешает воспоминанию о более позднем обучении.

Использование модели когнитивной обработки для обучения

Если предполагается, что учащиеся понимают новую информацию определенным образом, то обучение должно быть организовано таким образом, чтобы помочь им. Учебные тактики, такие как сигнализация того, какая информация важна, и привлечение внимания учащихся к конкретным особенностям этой информации, могут способствовать выборочному вниманию и соответствующему распознаванию образов.

Использование изображений и представление информации несколькими способами может помочь в кодировании и поиске, а также противодействовать эффектам интерференции. Кроме того, важно организовать обширную и разнообразную практику. Поговорка «Практика делает совершенным» не совсем точное утверждение. Хотя автоматизм является желательной образовательной целью, не только количество практики делает вещи совершенными. Это также тип практики. Таким образом, изречение действительно должно гласить: «Совершенная практика делает совершенным».

Copyright 2018, Chris Hare

Модель обработки когнитивной информации — IResearchNet

Есть поговорка: «Дайте людям рыбу, и они будут сыты один день, но научите их ловить рыбу, и они будут есть всю жизнь». Это мудрое изречение кратко отражает конечную цель подхода когнитивной обработки информации (CIP) к консультированию по вопросам карьеры, а именно: дать людям возможность стать умелыми решателями карьерных проблем и лицами, принимающими решения. Благодаря подходу CIP люди учатся не только тому, как решить насущную проблему карьеры и принять соответствующее решение, но и тому, как обобщить этот опыт для будущих карьерных проблем.

В 1970-х годах в когнитивных науках возникло направление исследований, которое предложило новый способ мышления о решении проблем и принятии решений. Эта парадигма, известная как CIP, первоначально была сформулирована в работах Эрла Ханта, Аллена Ньюэлла и Герберта Саймона, а также Роя Лакмана, Джанет Лакман и Эрла Баттерфилда. Применительно к выбору карьеры эта парадигма, именуемая здесь моделью CIP, обеспечивает способ описания фундаментальных структур памяти и мыслительных процессов, связанных с решением карьерных проблем и принятием карьерных решений. С помощью модели CIP консультанты по вопросам карьеры могут помочь клиентам стать лучшими в решении карьерных проблем и принятии решений.

Модель CIP описана в четырех разделах. В первом представлены ключевые концепции, лежащие в его основе, во втором обсуждается оценка потребностей клиентов с точки зрения CIP, в третьем описываются мероприятия, соответствующие этой теоретической структуре, а в четвертом речь идет о применении модели в практике консультирования по вопросам карьеры.

Определения и концепции

Ниже приведены ключевые определения модели CIP, которые облегчают понимание и полезность подхода.

Карьерная проблема : Разрыв между существующим состоянием нерешительности в карьере и более желательным состоянием решительности. Разрыв создает состояние когнитивного диссонанса, который становится основной мотивационной силой, управляющей процессом решения проблем. Наличие разрыва приводит к напряжению или дискомфорту, который люди стремятся устранить путем решения проблем и принятия решений.

Проблемное пространство : Все когнитивные и аффективные компоненты, содержащиеся в рабочей памяти, когда люди подходят к задаче решения карьерных проблем. В жизни клиентов проблемное пространство влечет за собой насущную проблему карьеры в дополнение ко всем связанным с ней вопросам, таким как супружеские и семейные отношения, финансовые потребности и связанные с ними эмоциональные состояния.

Решение карьерных проблем : Сложный набор мыслительных процессов, связанных с признанием разрыва, анализом его причин, формулированием и уточнением альтернативных вариантов действий и выбором одной альтернативы для сокращения разрыва. Карьерная проблема решается, когда выбор карьеры делается из числа альтернатив.

Принятие решения о карьере : Процесс, который включает не только выбор карьеры, но также влечет за собой обязательство и выполнение действий, необходимых для осуществления выбора.

Развитие карьеры : Реализация ряда карьерных решений, которые составляют интегрированный карьерный путь на протяжении всей жизни.

Пирамида обработки информации и цикл CASVE

Две основные структуры составляют модель CIP: пирамида обработки информации и цикл CASVE.

Пирамида обработки информации

Для того чтобы люди могли стать независимыми и ответственными в решении карьерных проблем и принятии решений, определенные способности обработки информации должны постоянно развиваться на протяжении всей жизни. Эти возможности можно представить как формирование пирамиды областей обработки информации с тремя иерархически расположенными областями (см. рис. 1). Область знаний лежит в основе, область навыков принятия решений включает средний уровень, а область исполнительной обработки находится на вершине.

Базы знаний . В основании пирамиды лежат две области знаний: знания о себе и знания о профессии. Самопознание включает в себя знания о своих интересах, способностях, навыках и ценностях, основанные на постоянном построении своего жизненного опыта. Профессиональные знания состоят из собственного уникального структурного представления мира труда и понимания отдельных занятий с точки зрения их обязанностей и ответственности, а также требований к образованию и обучению для их достижения.

Рисунок 1 . Пирамида областей обработки информации при принятии решений о карьере

Источник : Сэмпсон, Дж. П., младший, Петерсон, Г. В., Ленц, Дж. Г., и Рирдон, Р. К. (1992). Когнитивный подход к услугам карьеры: перевод теории на практике. Ежеквартальный выпуск «Развитие карьеры», 41, 67–72. Используется с разрешения.

 

Цикл CASVE . Средний уровень пирамиды обработки информации, называемый областью навыков принятия решений, включает в себя общие навыки обработки информации, которые сочетают профессиональные знания и самопознание для решения карьерных проблем и принятия решения. 5-этапный процесс рекурсивного преобразования информации (см. рис. 2), цикл CASVE (произносится как «ca-sah-veh»), используется в качестве всеобъемлющей эвристики для структурирования процесса консультирования по вопросам карьеры.

  1. Связь (С). Человек участвует в процессе решения карьерных проблем, получая и кодируя информацию, сигнализирующую о существовании проблемы. Затем человек запрашивает себя и окружающую среду, чтобы сформулировать пробел (или разрыв), который является проблемой. Эта фаза также предполагает установление контакта со всеми компонентами проблемного пространства, включая мысли, чувства и связанные с ними жизненные обстоятельства.
  2. Анализ (А). Выявляются причины проблемы, и отношения между компонентами проблемы помещаются в концептуальную структуру или ментальную модель.
  3. Синтез (С). Возможные направления действий по устранению разрыва формулируются путем создания возможностей (разработка синтеза), а затем сужаются (кристаллизация синтеза) до управляемого набора жизнеспособных альтернатив.
  4. Оценка (V). Каждый курс действий или альтернатива оценивается и расставляется по приоритетам в соответствии с вероятностью успеха в устранении разрыва и его вероятным влиянием на самого себя, значимых других, культурную группу и общество. Благодаря этому процессу появляется первый выбор, который имеет наибольшую вероятность устранения разрыва. Карьерная проблема теперь решена.
  5. Казнь (Е). Формулируется план действий по реализации выбора, который становится целью для клиента. Намечается ряд вех, которые шаг за шагом приведут к достижению цели. Таким образом, решение о карьере принимается, когда люди сознательно движутся к цели, например, поступают в образовательную программу или устраиваются на работу в выбранной сфере деятельности.

После выполнения плана происходит возврат к этапу цикла «Коммуникация», чтобы оценить, успешно ли решение устранило пробел. Если это так, человек переходит к решению последующих проблем, возникающих в результате реализации решения. Если нет, то человек проходит через цикл CASVE с новой информацией о проблеме, себе и занятиях, полученной в ходе начального прохождения цикла CASVE. Следовательно, структуры самопознания и профессиональной памяти развиваются с каждым прохождением цикла.

Вершина . Вершина пирамиды, область исполнительной обработки, содержит метакогнитивные компоненты, которые направляют и регулируют когнитивные функции низшего порядка. Эту область можно назвать размышлениями о мышлении, что влечет за собой способность рассматривать себя как человека, решающего карьерные проблемы, со стороны. Домен включает в себя метакогнитивные компоненты, которые (а) контролируют выбор и последовательность когнитивных стратегий для достижения цели и (б) контролируют выполнение данной стратегии решения проблем, чтобы определить, достигнута ли цель.

Рисунок 2 . Пять стадий цикла CASVE (коммуникация, анализ, синтез, оценка, исполнение). Цикл навыков обработки информации, используемых при принятии карьерных решений

Источник : Сэмпсон, Дж. , RC (1992). Когнитивный подход к услугам карьеры: перевод теории на практике. Ежеквартальный выпуск «Развитие карьеры», 41, 67–72. Используется с разрешения.

Оценка потребностей клиента в обучении

Оценка с точки зрения модели CIP касается того, чему клиенты должны научиться, чтобы улучшить свои навыки решения карьерных проблем и принятия решений, чтобы эффективно решать возникающие карьерные проблемы. Пирамида и цикл CASVE служат эвристикой для определения потребностей клиентов в обучении и формулирования вмешательств для устранения пробела.

Оценка готовности к решению карьерных проблем и принятию решений

Не все клиенты готовы немедленно включиться в процесс решения карьерных проблем — им может потребоваться интенсивная личная помощь консультанта по вопросам карьеры для управления факторами в области проблем, которые мешают обучению до они могут проходить через цикл. Оценка готовности клиента может быть достигнута путем интеграции информации, собранной в ходе вступительного интервью, и некоторого типа объективной оценки, например, опросника карьерных мыслей (CTI). CTI — это мера самоотчета, состоящая из 48 пунктов, которая оценивает уровень дисфункционального мышления клиента по трем конструктивным шкалам: путаница при принятии решений (DMC), внешний конфликт (EC) и тревога по обязательствам (CA). Баллы по шкале вместе с ответами на отдельные пункты позволяют консультанту по вопросам карьеры вместе с клиентом выявлять несоответствия в пирамиде или блоки в цикле CASVE, которые мешают решению карьерных проблем и принятию решений. На основе оценки готовности клиенты могут быть отнесены к одному из трех уровней карьерного обслуживания: (1) самопомощь, (2) краткая помощь персонала и (3) индивидуальное консультирование по вопросам карьеры.

Оценка навыков решения карьерных проблем

Оценка навыков решения проблем и принятия решений влечет за собой определение конкретных областей в пирамиде, которые требуют дальнейшего развития, чтобы клиент мог решить стоящую перед карьерой проблему и принять решение.

Самопознание . Оценка самопознания часто является подтверждающим процессом, в котором инвентаризация интересов, такая как Самостоятельный поиск, позволяет клиентам прояснить и подтвердить свои интересы. Компьютерные системы профориентации (CACG), карточные сортировки (ценности, интересы, навыки) и автобиографические зарисовки также могут быть полезны.

Профессиональные знания . Профессиональные знания можно оценить с помощью сортировки профессиональных карточек или с помощью сортировки карточек в качестве задачи когнитивного картирования. С помощью процедуры «думай вслух» клиенты раскрывают свои знания о профессиях, сортируя карточки на «нравится», «не нравится» или, может быть, стопки. В задаче когнитивного картирования клиенты раскрывают схему рабочего мира, сортируя 36 карточек профессий в стопки связанных профессий, а затем идентифицируя стопку «Больше всего похож на меня».

Навыки принятия решений . CTI можно использовать для определения конкретных фаз цикла CASVE, на которых клиенты сталкиваются с препятствиями в процессе решения карьерных проблем, вызванными дисфункциональными мыслями о карьере. Шкала DMC выявляет дисфункцию на этапах общения, анализа и синтеза, что влечет за собой поиск альтернатив карьеры; фаза EC относится к фазе оценки, на которой клиенты взвешивают важность своих взглядов по отношению к взглядам значимых других; а шкала CA намекает на достижение завершения в определении первого выбора, а также на переход от достижения решения карьерной проблемы на этапе оценки к приверженности действию на этапе выполнения.

Исполнительная обработка . Дисфункциональные мысли в этой области также можно оценить по ответам на отдельные пункты по шкале содержания исполнительной обработки CTI. Кроме того, во время интервью с клиентом консультант по вопросам карьеры может внимательно выслушать случаи негативного внутреннего диалога, неэффективных когнитивных стратегий и отсутствия контроля над мыслями или поведением, чтобы оставаться сосредоточенным на решении поставленной проблемы.

Результатом процесса оценки является разработка индивидуального плана обучения (ILP), состоящего из целей консультирования по устранению выявленных недостатков и блоков, мешающих решению проблем и принятию решений.

Вмешательства, помогающие клиентам приобрести навыки решения карьерных проблем и принятия решений

Пирамида и цикл CASVE играют важную роль в разработке вмешательств, которые способствуют приобретению необходимых самопознаний, профессиональных знаний, а также решению карьерных проблем и принятию решений навыки, выявленные в процессе оценивания.

Приобретение самопознания

Приобретение или уточнение самопознания может быть достигнуто посредством использования инвентаризаций интересов, инвентаризаций ценностей и оценок способностей и навыков, которые обычно подтверждают и проясняют элементы области самопознания. Автобиографии также могут быть полезны для описания и систематизации жизненного опыта, связанного с проблемой карьеры.

Приобретение профессиональных знаний

При консультировании по вопросам карьеры клиенты участвуют в процессах специализации схем, в которых они могут проводить более тонкие различия между профессиями, а также генерализации схем, в которых они формируют более обширные сети связей между существующими структурами профессиональных знаний. . Когда консультации по вопросам карьеры проводятся в комплексных центрах карьеры, приобретение профессиональных знаний может быть облегчено за счет использования различных средств массовой информации, включая краткие сведения о профессии, профессиональные биографии, справочники, книги по специальным темам, видео, интерактивные средства массовой информации и веб-сайты в Интернете. . Проверка реальности с помощью слежки за работой или интервью с занимающими должность позволяет клиентам еще более непосредственно познакомиться с профессиями.

Приобретение навыков решения карьерных проблем и принятия решений

Концепция пирамиды доменов обработки информации представлена ​​непосредственно клиентам в раздаточном материале под названием «Что связано с выбором карьеры». Концепции коммуникации, анализа, синтеза, оценки и выполнения, а также циклические отношения между этими концепциями изучаются с помощью раздаточного материала, изображающего цикл CASVE, в котором используются простые утверждения для описания каждой фазы. Затем, благодаря последующему обзору деятельности по ПДОДИ и отзывам консультанта, клиенты начинают приспосабливать и ассимилировать модель ППИ в свой собственный стиль принятия решений. По окончании консультирования консультант анализирует предпринятый процесс принятия решений и демонстрирует, как модель CIP можно использовать в будущих карьерных проблемах.

Приобретение метакогнитивных навыков в области исполнительной обработки

Когда в процессе оценки выявляются дисфункциональные или негативные мысли, клиенты узнают, как изменить свои дисфункциональные или негативные карьерные мысли с помощью алгоритма ICAA (выявить, бросить вызов, изменить и действовать). CTI Workbook шаг за шагом проводит клиентов через процесс когнитивной реструктуризации. Клиенты также узнают, как самостоятельно контролировать свой прогресс в цикле CASVE.

Внедрение модели обработки когнитивной информации в профориентации

Семиэтапная последовательность

Семиступенчатая последовательность предоставления услуг по трудоустройству используется в качестве эвристики для реализации модели CIP в профориентации.

  1. Первичное собеседование : Консультант по вопросам карьеры собирает качественную информацию для самоотчета о характере проблемы карьеры клиента.
  2. Предварительная оценка готовности : Готовность человека к профориентации оценивается путем проведения CTI. Выводы анализируются и обсуждаются с заказчиком.
  3. Определите проблему и проанализируйте причины : Консультант и клиент приходят к взаимопониманию или общей ментальной модели проблемы карьеры и связанных с ней вопросов. Конкретные причины проблемы кроются в недостатках соответствующих доменов пирамиды или блоков, которые препятствуют продвижению по циклу CASVE.
  4. Формулировка целей : Консультант и клиент вместе формулируют набор достижимых целей, сформулированных в поведенческих терминах, чтобы устранить разрыв.
  5. Разработка ILP : Для каждой цели консультант и клиент разрабатывают учебные мероприятия для достижения цели, ресурсы, используемые в мероприятиях, расчетное время для выполнения мероприятий и приоритет для каждого мероприятия.
  6. Выполнение ПИЖ : Клиенты выполняют ПИЖ, в то время как консультант следит за достижением соответствующих целей и при необходимости помогает клиенту.
  7. Итоговый обзор и обобщение : Клиент и консультант анализируют процесс, используемый для решения проблемы, принимают решение и оценивают его эффективность. Они также исследуют, как модель CIP может быть применена к проблемам будущей карьеры или даже к жизненным проблемам в целом.

Последствия для передовой практики предоставления услуг по трудоустройству

Модель CIP продвигает современное состояние науки в области консультирования по вопросам карьеры, предоставляя теоретическую базу для введения измерения добавленной стоимости, то есть используя рассматриваемую проблему в качестве средства для содействия приобретению карьерных навыков решения проблем и принятия решений. Кроме того, уделяя особое внимание тому, чему клиенты должны научиться, чтобы улучшить свои навыки решения карьерных проблем, консультанты могут выйти за рамки традиционных отношений консультирования один на один и творчески разработать благоприятную среду обучения. Наконец, оценка готовности к решению карьерных проблем позволяет консультантам сопоставлять ресурсы предоставления карьерных услуг с глубиной и масштабом существующей проблемы, тем самым способствуя большей эффективности в управлении карьерными услугами.

Модель CIP служит эвристикой, позволяющей людям систематически обдумывать проблему карьеры. Применяя модель для решения актуальной проблемы, клиенты лучше решают карьерные проблемы и принимают решения, что, в свою очередь, может привести к удовлетворительной, значимой и продуктивной карьере.

Каталожные номера:

  1. Хант, Э.Б. (1971). Какой компьютер у человека? Когнитивная психология, 2, 57-98.
  2. Лакман, Р., Лакман, Дж. Л., и Баттерфилд, Э. К. (1979). Когнитивная психология и обработка информации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
  3. Ньюэлл, А., и Саймон, Х.А. (1972). Решение проблем человека. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.
  4. Петерсон, GW (1998). Использование профессиональной карточки как оценка профессиональных знаний. Журнал оценки карьеры, 6, 49-67.
  5. Peterson, GW, & Leasure, KK (2004, июль). Картирование проблем: связь карьеры и консультирования по психическому здоровью. Документ представлен на ежегодном съезде Национальной ассоциации развития карьеры, Сан-Франциско, Калифорния.
  6. Петерсон, Г.В., Сэмпсон, Дж.П., младший, Ленц, Дж.Г., и Рирдон, Р.К. (2002). Когнитивный подход обработки информации к решению карьерных проблем и принятию решений. В Д. Браун (ред.), Выбор карьеры и развитие (4-е изд., стр. 312-369). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
  7. Петерсон, Г.В., Сэмпсон, Дж.П., младший, и Рирдон, Р.К. (1991). Развитие карьеры и услуги: когнитивный подход. Пасифик-Гроув, Калифорния: Брукс/Коул.
  8. Сэмпсон, Дж. П., младший, Петерсон, Г. В., Ленц, Дж. Г., Рирдон, Р. К., и Сондерс, Д. Э. (1996). Инвентаризация мыслей о карьере (CTI). Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
  9. Сэмпсон, Дж. П., младший, Петерсон, Г. В., Ленц, Дж. Г., Рирдон, Р. К., и Сондерс, Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *