6 эффективных упражнений когнитивно-поведенческой терапии
Стереотипное мышление и предвзятые представления о жизни в той или иной степени свойственны каждому из нас. Некоторые люди всю жизнь живут с ними и не пытаются избавиться. Другие же понимают, что стереотипы, шаблоны, мысли-автоматизмы и прочие неосознанные разрушительные установки (когниции) существенно ухудшают качество жизни, так как заставляют действовать определенным образом, лишают свободы выбора и препятствуют реализации внутреннего потенциала.
От негативных эмоций и состояний, возникновение которых провоцируют разрушительные установки, избавиться хоть и не совсем просто, но вполне реально. Существует множество разных методик и практик, помогающих исследовать и менять образ мышления, избавляться от старых установок и начинать мыслить совершенно по-другому. Одной из таких терапевтических практик, которые можно по праву назвать самыми популярными, эффективными и востребованными, является когнитивно-поведенческая терапия.
Что такое конгнитивно-поведенческая терапия? В чем заключается её суть? Кому показан этот вид терапии? В данной статье найдем ответы на эти вопросы и рассмотрим самые эффективные упражнения, которые помогут избавиться от деструктивного образа мышления и уменьшить или полностью устранить разрушающие нашу повседневную жизнь факторы.
Когнитивно-поведенческая терапия: что это такое?
Когнитивно-поведенческая терапия – это один из видов комплексной терапии, которая ориентирована на определенную проблему и нацелена на конкретный результат. Благодаря когнитивно-поведенческой терапии можно поменять иррациональное и неконструктивное отношение к происходящим вокруг событиям, которое сформировалось в результате неправильного и некорректного развития, обучения и познания самого себя как полноценной и самодостаточной личности. Данная форма терапии объединяет в себе лучшие техники как когнитивной, так и поведенческой терапии.
Когнитивно-поведенческая терапия возникла в 60-х годах двадцатого столетия. Фундаментальную основу данного вида терапии создали выдающийся психолог и основатель рационально-эмоциональной психотерапии Альберт Эллис и психотерапевт Аарон Бек, которые пришли к выводу, что эмоции и поведение любого индивида зависят от стиля его мышления, а источник любой возникающей у индивида проблемы находится в нем самом, а не во внешнем мире.
Аарон Бек (слева) и Альберт ЭллисЭтот универсальный метод помощи страдающим разными расстройствами психического и невротического характера людям показал настолько высокие результаты, что академические сообщества признали его одним из наиболее эффективных и действенных терапевтических методов лечения.
Многие люди очень часто воспринимают негативные жизненные установки как истину в последней инстанции и не осознают, что шаблоны, стереотипы и мысли-автоматизмы негативно влияют на адекватное восприятие окружающей реальности. Суть когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, чтобы помочь человеку, желающему избавиться от неосознанных деструктивных умозаключений, которые ухудшают качество его жизни и наносят его психике серьезные травмы, «отыскать» эти когниции и заменить их более конструктивными, положительными и жизнеутверждающими установками.
Кому показана когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия показана тем людям, которые хотят избавиться от:
- социальной тревожности,
- депрессии,
- панических приступов,
- обсессивно-компульсивного расстройства,
- определенных нарушений пищевого поведения.
При помощи данного вида терапии можно:
- повысить самооценку,
- разобраться с трудностями и проблемами в отношениях,
- прокрастинацией
- перфекционизмом.
Выполнение упражнений когнитивно-поведенческой терапии помогает при лечении:
- алкоголизма
- наркомании,
- при шизофрении используется в качестве поддерживающего метода.
Благодаря когнитивно-поведенческой терапии человек сможет изменить отношение к самому себе как к личности, перестать думать о том, что он является никчемным, ни на что не способным и беспомощным существом второго сорта.
Реклама
Выполняющая упражнения когнитивно-поведенческой терапии личность научится брать под контроль деструктивные мысли-автоматизмы, жизненные установки и прочие негативные когниции, находить связь между ними и своим дальнейшим поведением, самостоятельно анализировать и правильно воспринимать любую поступившую извне информацию.
Когнитивно-поведенческая терапия нужна людям, желающим научиться принимать самостоятельно такие решения, благодаря которым будет происходить замена разрушительных и негативно влияющих на качество жизни стереотипов, шаблонов и установок более реалистическими, жизнеутверждающими и конструктивными когнициями.
Топ-6 эффективных упражнений когнитивно-поведенческой терапии
Упражнения когнитивно-поведенческой терапии – это лечебные средства профилактического характера, благодаря которым можно уменьшить или полностью устранить неадекватное или разрушительное восприятие окружающей действительности, избавиться от вызывающих негативные чувства и эмоции деструктивных когниций и заменить их положительными и конструктивными жизненными установками.
Существует множество разных когнитивно-поведенческих упражнений. Предлагаем вашему вниманию самые эффективные и популярные из них!
Упражнение №1. Избавляемся от тревоги
Тревога негативно влияет на качество повседневной жизни, поэтому следует как можно быстрее избавиться от неё. Чтобы сделать это, необходимо отыскать укромное место, где никто вас не будет беспокоить, привести мысли в порядок и задать себе следующие вопросы:
✔ «Не уничтожаю ли я свое настоящее, когда тревожусь и переживаю о будущем?»,
✔ «Я тревожусь из-за того, что моя проблема имеет огромные размеры и никак не решается или же моя тревога возникает потому, что я не хочу браться за решение возникшей проблемы, поэтому постоянно оттягиваю время?»,
✔ «Есть ли у меня сейчас возможность совершить то действие (позвонить начальнику, составить список, назначить встречу понравившемуся человеку и т. д.), которое вызывает у меня чувство тревоги?».
Отвечайте на эти вопросы не только честно, но и как можно быстрее. Если вы начнете думать над каждым ответом по 20 минут, то ответить предельно правдиво у вас не получится.
Как только вы ответите на вопросы, попытайтесь все свои тревоги и переживания перенести в настоящий момент. Сделайте все возможное, чтобы пережить неприятные чувства и эмоции прямо сейчас. Как только вы сделаете это, то сразу же осознаете, что переживать и тревожиться о том, что происходит «здесь и сейчас», практически невозможно.
Сконцентрируйте свое внимание на том, что вас окружает. Используйте по-максимуму все свои органы чувств: присматривайтесь к предметам и их оттенкам, прислушивайтесь к запахам и звукам, возьмите в руки какой-то предмет, чтобы ощутить его текстуру и т.д. Затем возьмите лист бумаги и запишите все те ощущения, которые вам удалось прочувствовать и осознать.
Реклама
Теперь сконцентрируйте все внимание на своем внутреннем мире. Прислушайтесь к тому, как бьется ваше сердце. Понаблюдайте за своими руками и ногами. Послушайте свое дыхание. Уделите время каждому участку своего тела.
Чуть ниже на том же листке бумаги запишите те ощущения, которые вам удалось прочувствовать и осознать в процессе изучения внутреннего мира и собственного физического тела.
Хорошенько подумайте о том, удалось ли вам ощутить все части собственного тела. Если не удалось, продолжайте изучать свой внутренний мир и свое физическое тело до тех пор, пока ни одна часть вашего тела не останется без должного внимания.
Как только вы приступите к выполнению данного упражнения, тревога начнет покидать вас, а вы сможете успокоиться, так как сконцентрируйте все свое внимание на деятельности совершенно иного рода.
Упражнение №2. Ведем диалог с самим собой
Диалог с самим собой поможет быстро и качественно избавиться от внезапно возникших дискомфортных ощущений эмоционального или физического характера. Для выполнения данного упражнения вам следует найти уединенное и тихое место, где вас никто не отвлечет и не потревожит.
Примите удобную позу, закройте глаза и попытайтесь представить зеркало, в котором отображается ваше изображение. Внимательно посмотрите на себя.
✔ Какой вид вы имеете, когда испытываете дискомфортные ощущения?
✔ Отображаются ли эти дискомфортные ощущения на вашем лице?
✔ Влияют ли они на осанку?
Все свое внимание сконцентрируйте на физических ощущениях. Попытайтесь отыскать те места на своем теле, которые являются источником неприятных и дискомфортных ощущений.
Реклама
Затем мысленно обратитесь к своему изображению, которое отражается в представленном вам зеркале. Скажите ему те слова, которые помогут успокоиться, обрести внутреннюю гармонию, поднять настроение, избавиться от навязчивой тревоги, самобичевания и самоедства, восстановить достоинство и самоуважение.
Не бойтесь проявлять излишнюю эмоциональность. Чем больше чувств и эмоций вы вложите в свои слова, тем проще будет вашему воображаемому собеседнику не только понять, но и осознать их. Если ваш воображаемый собеседник реагирует на ваши слова, то это свидетельствует о том, что вы движетесь в правильном направлении.
Теперь сконцентрируйтесь на своих физических ощущениях. Если вы сделали все правильно, то и физический, и эмоциональный дискомфорт сначала будет понемногу утихать, а затем исчезнет без следа. Если же никаких изменений вы не наблюдаете, то это свидетельствует о том, ваш воображаемый собеседник не услышал вас, а все ваши речи были произнесены впустую. Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока ваши слова не попадут в цель.
Упражнение №3. Избавляемся от ложных страхов
От иррациональных страхов, которые не имеют реальных оснований, следует избавляться, иначе ваша повседневная жизнь превратится в скучное, унылое и безрадостное существование.
Самый простой и действенный способ избавиться от ложного страха – это искренний смех не только над своим выдуманным страхом, но и над страхом перед тем или иным страхом.
» Пример. Если вы боитесь, что гостям не понравилось новое блюдо, которое вы решили приготовить на ужин, то подумайте о том, какое именно отношение к вам имеет одобрение или неодобрение ваших гостей. Если бы им что-то не понравилось, они бы обязательно вам об этом сообщили. Если никто из гостей не сказал, что блюдо было слишком жирным, слишком сладким или соленным, недоваренным или переваренным, то это свидетельствует о том, что блюдо было вкусным, а гости остались довольны предложенным вами ужином. Посмейтесь над тем, что вы боитесь того, что скажут гости и ждете одобрения там, где его совершенно не нужно ждать!
Если у вас есть человек, которому вы доверяете, то расскажите ему о своих беспочвенных страхах. Постарайтесь показать этому человеку и все те эмоции, которые вы испытываете, когда боитесь чего-то. Если такого человека в вашем окружении нет, то встаньте перед зеркалом и расскажите все это своему изображению.
Найдите источник вашего иррационального страха, а затем постарайтесь избавиться от этого неправильного и ложного представления путем его замены более рациональным и правильным представлением.
Наблюдайте за своими страхами со стороны. Отключите все эмоции и вообразите, что вы – сторонний и объективно настроенный наблюдатель, который делает только адекватные и разумные выводы. Если вы все сделаете правильно, то сможете понять и осознать, что все ваши ложные страхи – это мелочные и ничтожные мысли-пиявки, которые высасывают из вас всю энергию, радость и счастье. Чтобы избавиться от этих мелких кровопийц, вам следует сначала находить правильные и рациональные жизненные установки, а затем заменять ими ложные и деструктивные когниции.
» Пример. Если вы испытываете страх из-за того, что другие люди увидят, как сильно вы тревожитесь по тому или иному поводу, то вам следует осознать, что испытывать эмоции – это вполне естественный процесс, в котором нет ничего страшного или постыдного. Ничего не чувствуют лишь те люди, у которых наблюдаются определенные психические расстройства и заболевания. Нормальные же люди постоянно испытывают какие-то эмоции!
Упражнение №4. Определяем собственную сущность
Данное упражнение, которое заключается в объективном и бесстрастном наблюдении за самим собой, поможет определить собственную сущность и развить самосознание.
Каждого из нас можно сравнить с многослойной луковицей. Наша истинная сущность спрятана за социальными масками, которые мы вынуждены постоянно носить, чтобы не демонстрировать окружающим наши реальные мысли и чувства, как отрицательные, так и положительные.
Положительные чувства и мысли, которые мы часто игнорируем и подавляем, помогут нам определить нашу истинную сущность. Чтобы выполнить данное упражнение, вам необходимо найти тихое и укромное место, где вас точно никто не потревожит.
Возьмите чистую тетрадь и на первой странице напишите заголовок в виде вопроса:
✔ «Какова моя истинная сущность?» или «Кем я являюсь на самом деле?».
Как можно быстрее дайте себе честный ответ на этот вопрос и запишите его в тетрадь. Не думайте слишком много над вопросом, иначе у вас не получится дать на него реально честный ответ.
Чтобы правильно и предельно честно ответить на этот важный вопрос, вам нужно отбросить мнения родных, знакомых, коллег, окружающих людей. Важно только то, что вы сами думаете о себе. Этот вопрос можно задавать себе несколько раз в день. Не забывайте каждый раз проставлять дату перед тем, как записать ответ.
Ответив на вопрос, примите удобную позу и закройте глаза. Еще раз задайте себе вопрос о том, кем вы являетесь на самом деле, а затем дайте ответ, но уже не письменно, а в виде возникшего в ваших мыслях визуального образа. Этот образ не следует обдумывать или корректировать. Важен именно тот образ, который сразу же возник после вашего вопроса.
Откройте глаза и сразу же запишите описание образа в тетрадь. Какой именно образ вы увидели? Обладал ли он какими-то особенностями? Что в возникшем образе сразу же привлекло ваше внимание? Какое значение этот образ имеет для вас? Как этот образ влияет на вашу повседневную жизнь? Не забудьте описать и те чувства, которые возникли у вас, когда вы увидели образ.
Встаньте, выйдите на середину комнаты, замрите в стоячем положении. Закройте глаза, задайте себе тот же вопрос, а затем внимательно проследите за теми движениями, которые начнет делать ваше тело. Вы должны не только следить за движениями, но и в полной мере чувствовать их. Ни в коем случае не берите эти движения под контроль и не поддавайте их корректировке. Вы должны полностью довериться своему телу.
Запишите или запомните все движения, которые делало ваше тело. Это очень важно, ведь при помощи движений ваше физическое тело дает вам возможность определить вашу истинную сущность.
Упражнение №5. Используем самоанализ для корректировки негативного поведения
Чтобы правильно выполнить данное упражнение и добиться максимальных результатов, вам необходимо превратиться в безучастного, бесстрастного и объективного стороннего наблюдателя. Концентрируйте свое внимание на собственных чувствах, прислушивайтесь к ним, осознавайте и запоминайте их, но не старайтесь поменять их и не поддавайте свои чувства каким-либо корректировкам.
Отыщите уединенное и тихое место, где вам точно никто не сможет помешать. Все свое внимание сконцентрируйте на своем физическом теле. Не важно, какую именно позу вы примите. Вы можете стоять, сидеть или лежать. Сначала посмотрите на то, как расположены ваши конечности, в каком именно положении находится ваша голова (поднята или опущена), сгорблена ли у вас спина и т.д.
Сконцентрируйте свое внимание на тех участках вашего тела, которые являются источником болевых или дискомфортных ощущений, а затем прислушайтесь к своему сердцебиению и дыханию.
Мысленно или вслух произнесите следующую фразу: «Это мое физическое тело, но я не есть физическое тело». Постарайтесь внушить себе эту мысль.
Теперь все свое внимание сконцентрируйте на своих чувствах. Прислушайтесь к тем чувствам, которые вы испытываете в настоящий момент, а затем попробуйте у каждого из испытываемых вами чувств найти конструктивную сторону и отделить её от деструктивной стороны.
Вслух или мысленно произнесите следующую фразу: «Это испытываемые мною чувства, но я не есть эти чувства». Сделайте все возможное, чтобы внушить себе эту мысль.
Теперь сконцентрируйте все свое внимание на своих желаниях. Перечислите все те желания и стремления, которые у вас есть на данный момент. Перечисляя желания и стремления, не задумывайтесь об их приоритетности и важности, а просто вспоминайте и называйте их в том порядке, в котором они приходят вам в голову.
Мысленно или вслух произнесите следующую фразу: «Это мои стремления и желания, но я не есть эти стремления и желания». Постарайтесь внушить себе эту мысль.
Теперь сконцентрируйте все свое внимание на своих мыслях. Постарайтесь поймать ту мысль, которая сейчас у вас в голове. Если вы думаете, что в вашей голове сейчас нет никаких мыслей, то это и есть та мысль, на которой вам нужно сконцентрировать свое внимание.
Если в вашей голове много мыслей, то наблюдайте за тем, как они сменяют друг друга. Не думайте о том, правильные ли это мысли. Не важно, имеют ли эти мысли рациональную основу. Вы должны просто сконцентрировать на них свое внимание.
Вслух или мысленно произнесите следующую фразу: «Это мои текущие мысли, но я не есть эти текущие мысли». Сделайте все возможное, чтобы внушить себе эту мысль.
Упражнение №6. Повышаем творческую активность
Чтобы повысить творческую активность и решить возникшую проблему, вам необходимо взять лист бумаги и без долгих размышлений записать на нем все те идеи в виде решений проблемы, которые приходят вам в голову. Данные действия помогут избавиться от всех тех переживаний и страхов перед возможными неудачами, которые в процессе дальнейших размышлений обязательно возникнут на сознательном уровне.
Займитесь самооценкой записанных вами решений. Самооценка – это критико-аналитический аспект данного упражнения, благодаря которому вы сможете определить, является ли то или иное решение пригодным или непригодным для дальнейшего использования. Оценивайте каждое решение по пятибалльной системе. Разумным и верным решениям ставьте пятерки, а глупым, нецелесообразным и непригодным решениям можете смело ставить двойки или единицы.
Из всех записанных и оцененных вами решений выберете то решение, которое является самым подходящим вариантом в данной ситуации. Если таких решений у вас есть несколько, и каждое ведет к положительному исходу возникшей проблемы, то можете просто скомбинировать их.
Некоторые специалисты называют данное упражнение «Мозговым штурмом».
Когнитивно-поведенческая терапия — эффективные техники
- Информация о материале
- Терапия
- Просмотров: 195205
- Предыдущая статья Специфика психотерапии
- Следующая статья Терапия искусством
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Фундамент когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) был заложен выдающимся психологом Альбертом Эллисом и психотерапевтом Аароном Беком.
Зародившись в шестидесятых годах прошлого века, данная техника признана в академических сообществах одной из наиболее эффективных методов психотерапевтического лечения. Когнитивно-поведенческая терапия является универсальным методом помощи людям, страдающим различными расстройствами невротического и психического уровней.
Авторитетность этой концепции добавляет главенствующий принцип методики – безусловное принятие особенностей личности, позитивное отношение к каждому человеку при одновременном сохранении здоровой критики к негативным поступкам субъекта.
Методы когнитивно-поведенческой терапии помогли тысячам людей, которые страдали от различных комплексов, депрессивных состояний, иррациональных страхов. Популярность этой техники объясняет совокупность очевидных достоинств КПТ:
- гарантия достижения высоких результатов и полного решения существующей проблемы;
- длительная, часто пожизненная стойкость полученного эффекта;
- кратковременность курса терапии;
- понятность упражнений для рядового гражданина;
- простота заданий;
- возможность выполнять упражнения, рекомендованные врачом, самостоятельно в комфортных домашних условиях;
- широкий спектр применения техник, возможность использования для преодоления различных психологических проблем;
- отсутствие побочных эффектов;
- атравматичность и безопасность;
- задействование скрытых ресурсов организма для решения проблемы.
Когнитивно поведенческая терапия показала высокие результаты в лечении разнообразных расстройств невротического и психотического уровня. Методы КПТ используют в лечении аффективных и тревожных расстройств, невроза навязчивых состояний, проблем в интимной сфере, аномалий пищевого поведения. Техники КПТ приносят отличные плоды в лечении алкоголизма, наркомании, игромании, психологических зависимостей.
Общая информация
Одна из особенностей когнитивно-поведенческой терапии – разделение и систематизация всех эмоций личности на две обширные группы:
- продуктивные, также именуемые рациональные или функциональные;
- непродуктивные, называемые иррациональные или дисфункциональные.
Группа непродуктивных эмоций включает деструктивные переживания индивидуума, которые, согласно концепции КПТ, являют собой следствие иррациональных (алогичных) убеждений и верований человека – «irrational beliefs». По мнению сторонников когнитивно-поведенческой терапии все непродуктивные эмоции и связанная с ним дисфункциональная модель поведения личности не являются отражением или результатом личного опыта субъекта. Все иррациональные компоненты мышления и сопряженное с ними неконструктивное поведение – следствие неправильной, искаженной трактовки персоной своего реального опыта. По мнению авторов методики, подлинный виновник всех психоэмоциональных расстройств – присутствующая у индивидуума искаженная и деструктивная система убеждений, которая сформировалась вследствие неверных убеждений личности.
На этих идеях базируется фундамент когнитивно-поведенческой терапии, основная концепция которой следующая: эмоции, чувства и модель поведения субъекта обусловлены не самой ситуацией, в коей он пребывает, а тем, как он воспринимает сложившееся положение. Из этих соображений исходит и главенствующая стратегия КПТ – выявить и идентифицировать дисфункциональные переживания и стереотипы, в дальнейшем их заменить рациональными, полезными, реалистическими чувствами, взяв под полный контроль свой ход мыслей.
Изменив личное отношение к какому-то фактору или явлению, заменив жесткую, ригидную, неконструктивную жизненную стратегию гибким мышлением, человек обретет эффективное мировоззрение.
Возникшие функциональные эмоции улучшат психоэмоциональное состояние личности и обеспечат прекрасное самочувствие при любых жизненных обстоятельствах. На этой основе была сформулирована концептуальная модель когнитивно-поведенческой терапии, представленная в простой для понимания формуле АВС, где:
- А (activating event) – некое происходящее в реальности событие, являющееся для субъекта стимулом;
- В (belief) – система личностных убеждений индивидуума, когнитивная конструкция, отражающая процесс восприятия человеком события в виде возникающих мыслей, формируемых представлениях, образуемых убеждениях;
- С (emotional consequences) – итоговые результаты, эмоциональные и поведенческие последствия.
Когнитивно-поведенческая терапия ориентирована на выявление и последующее преобразование искаженных компонентов мышления, что обеспечивает формирование функциональной стратегии поведения личности.
Процесс лечения
Лечебный процесс с использованием техник конгитивно-поведенческой терапии – это непродолжительный по времени курс, включающий в себя от 10 до 20 сеансов.
Лечение с помощью КПТ предусматривает использование двух групп техник: поведенческих и когнитивных.
Рассмотрим более подробно когнитивные техники. Они нацелены на обнаружение и исправление дисфункциональных мыслей, убеждений, представлений. Следует отметить, что иррациональные эмоции препятствуют нормальной жизнедеятельности человека, изменяют мышление человека, вынуждают принимать и следовать нелогичным решениям. Зашкаливающие по амплитуде, аффективные непродуктивные чувства приводят к тому, что индивидуум видит действительность в искаженном свете. Дисфункциональные эмоции лишают человека контроля над собой, принуждают совершать безрассудные поступки.
Когнитивные техники условно разделяют на несколько групп.
Группа первая
Цель техник первой группы – отследить и осознать собственные мысли. Для этого чаще всего используют следующие методы.
Записи собственных мыслей
Пациент получает задание: излагать на листе бумаги мысли, возникающие перед и при выполнении какого-либо действия. При этом необходимо фиксировать мысли строго в порядке их очередности. Этот шаг укажет на значимость тех или иных мотивов человека при принятии им решения.
Ведение дневника мыслей
Клиенту рекомендуют кратко, лаконично и точно записывать все возникающие мысли в дневник на протяжении нескольких дней. Это действие позволит выяснить, о чем человек чаще всего размышляет, сколько времени он расходует на обдумывание этих мыслей, как сильно его тревожат те или иные идеи.
Отдаление от нефункциональных мыслей
Суть упражнения заключается в том, что человек должен выработать объективное отношение к собственным мыслям. Для того, чтобы стать беспристрастным «наблюдателем», ему необходимо отдалиться от возникающих идей. Отстранение от собственных мыслей подразумевает три компонента:
- осознание и принятие факта, что неконструктивная мысль возникает автоматично, понимание того, что одолевающая сейчас идея была сформирована ранее при определенных обстоятельствах или же она не является собственным продуктом мышления, а навязана извне посторонними субъектами;
- осознание и принятие того, что стереотипные мысли нефункциональны и мешают нормальной адаптации к существующим условиям;
- сомнение в истинности возникающей неадаптивной идее, поскольку такой стереотипный конструкт противоречит имеющейся ситуации и не соответствует своей сутью возникающим требованиям реальности.
Группа вторая
Задача техник из второй группы – оспорить существующие нефункциональные мысли. Для этого пациенту предлагают выполнить следующие упражнения.
Изучение аргументов «за» и «против» касательно стереотипных мыслей
Человек изучает собственную неадаптивную мысль и фиксирует на бумаге аргументы «за» и «против». Затем пациенту рекомендуют перечитывать свои записи ежедневно. При регулярном выполнении упражнения в сознании человека со временем прочно закрепятся «правильные» аргументы, а «неправильные» будут устранены из мышления.
Взвешивание достоинств и недостатков
В этом упражнении идет речь не об анализе собственных неконструктивных мыслей, а об изучении существующих вариантов решения. Например, женщина проводит сравнение, что для нее важнее: сохранить собственную безопасность, не вступая в контакты с лицами противоположного пола, или допустить в свою жизнь долю риска, чтобы в итоге создать крепкую семью.
Эксперимент
Данное упражнение предусматривает, что человек экспериментальным путем на личном опыте постигает результат от демонстрации им той или иной эмоции. Например, если субъект не знает, как общество реагирует на проявление его гнева, ему позволяют проявить свою эмоцию в полную силу, направив ее на терапевта.
Возврат в прошлое
Суть данного шага – откровенный разговор с беспристрастными свидетелями произошедших в прошлом событий, которые оставили след в психике человека. Этот прием особо результативен при расстройствах психической сферы, при которых искажены воспоминания. Это упражнение актуально для тех, у кого возникшие заблуждения являются результатом неверной интерпретации мотивов, движущих другими людьми.
Использование авторитетных источников информации
Этот шаг подразумевает приведение пациенту аргументов, почерпнутых из научной литературы, официальных статистических данных, личного опыта врача. Например, если пациент испытывает страх перед авиа перелетами, терапевт указывает ему на объективные международные сводки, согласно которым число несчастных случаев при использовании самолетов значительно ниже в сравнении с катастрофами, происходящими на иных видах транспорта.
Сократический метод (сократовский диалог)
Задача врача – выявить и указать клиенту на логические ошибки и очевидные противоречия в его рассуждениях. Например, если пациент убежден, что ему суждено умереть от укуса паука, но при этом заявляет, что раньше уже был покусан этим насекомым, врач указывает на противоречие между предвкушением и реальными фактами личной истории.
Изменение мнения – переоценка фактов
Цель данного упражнения – изменить существующую у человека точку зрения на существующую ситуацию путем проверки, имели ли бы такое же воздействие альтернативные причины этого же события. Например, клиенту предлагают поразмыслить и обсудить, могла ли та или иная персона поступить с ним аналогичным образом, если бы она руководствовалась иными мотивами.
Уменьшение значимости результатов – декатастрофикация
Этот прием предполагает развитие до глобальных масштабов неадаптивной мысли пациента для последующего обесценивания ее последствий. Например, человеку, панически боящемуся покидать собственное жилище, врач задает вопросы: «На ваш взгляд, что с вами произойдет, если вы выйдете на улицу?», «Как сильно и долго вас будут одолевать негативные ощущения?», «Что произойдет потом? У вас будет приступ? Вы скончаетесь? Люди погибнут? Планета завершит свое существование?». Человек понимает, что его страхи в глобальном значении не стоят внимания. Осознание временных и пространственных рамок помогает устранить страх перед представляемыми последствиями тревожащего события.
Смягчение интенсивности эмоций
Суть этого приема – провести эмоциональную переоценку психотравмирующего события. Например, пострадавшей особе предлагают резюмировать ситуацию, сказав себе следующее: «Очень жаль, что такой факт имел место в моей жизни. Однако я не позволю
этому событию управлять моим настоящим и испортить будущее. Я оставляю травму в прошлом». То есть возникающие у человека разрушающие эмоции утрачивают силу аффекта: обида, злоба и ненависть трансформируются в более мягкие и функциональные переживания.
Смена ролей
Этот прием заключается в обмене ролей между врачом и клиентом. Пациенту ставится задача: убедить терапевта в том, что его мысли и убеждения носят дезадаптивный характер. Таким образом, происходит убеждение самого пациента в дисфункциональности его суждений.
Откладывание идей
Это упражнение подходит тем пациентам, которые не могут отказаться от своих неосуществимых мечтаний, несбыточных желаний и нереальный целей, но раздумья о них доставляют ему дискомфорт. Клиенту предлагается отложить внедрение его затей на продолжительный срок, при этом оговаривается конкретная дата их внедрения, например, наступление определенного события. Ожидание этого события устраняет психологический дискомфорт, тем самым, делая мечту человека более достижимой.
Составление плана действий на будущее
Клиент совместно с врачом разрабатывает адекватную реалистичную программу действий на будущее, в которой оговариваются конкретные условия, определяются деяния человека, устанавливаются пошаговые сроки выполнения задач. Например, терапевт и пациент оговаривают, что при наступлении какой-то критической ситуации, клиент будет соблюдать определенную последовательность действий. А до момента наступления катастрофического события он не будет вовсе изнурять себя тревожными переживаниями.
Группа третья
Третья группа техник ориентирована на активизацию сферы воображения личности. Установлено, что у тревожных людей в мышлении преобладающую позицию занимают вовсе не «автоматические» мысли, а навязчивые пугающие образы и изматывающие деструктивные представления. Исходя из этого, терапевтами были разработаны специальные техники, действующие на коррекцию области воображения.
Метод прекращения
Когда у клиента возникает навязчивый негативный образ, ему рекомендуют громким и твердым голосом произнести условную лаконичную команду, например: «Прекратить!». Такое указание прекращает действие негативного образа.
Метод повторения
Данная техника предусматривает многократное повторение пациентом установок, характерных для продуктивного образа мышления. Тем самым, со временем устраняется сформировавшийся негативный стереотип.
Использование метафор
Для активизации сферы воображения пациента врач использует уместные метафорические высказывания, поучительные притчи, цитаты из поэзии. Такой подход делает объяснение более красочным и понятным.
Модификация образов
Метод модифицирующего воображения предполагает активную работу клиента, направленную на постепенную замену деструктивных образов на идеи нейтрального окраса, а затем на позитивные конструкты.
Позитивное воображение
Данная техника предусматривает замену отрицательного образа положительными представлениями, что оказывает выраженный релаксирующий эффект.
Конструктивное воображение
Техника десензитизации заключается в том, что человек ранжирует вероятность наступления ожидаемой катастрофической ситуации, то есть устанавливает и упорядочивает по значимости предполагаемые события будущего. Данный шаг приводит к тому, что негативный прогноз лишается своего глобального значения и перестает восприниматься, как неизбежность. Например, пациенту предлагают ранжировать вероятность летального исхода при встрече с объектом страха.
Группа четвертая
Техники из этой группы нацелены на повышение эффективности лечебного процесса и минимизацию оказываемого клиентом сопротивления.
Целенаправленное повторение
Суть этой техники – упорное многократное опробование разнообразных позитивных инструкций в личной практике. Например, после проведения переоценки собственных мыслей во время психотерапевтических сеансов, пациенту дают задание: провести самостоятельно переоценку идей и переживаний, которые возникают в повседневности. Этот шаг обеспечит устойчивое закрепление позитивного навыка, полученного в процессе терапии.
Выявление скрытых мотивов деструктивного поведения
Этот прием уместен в тех ситуациях, когда человек продолжает мыслить и поступать нелогичным образом, несмотря на то, что все «правильные» аргументы изложены, он с ними согласен и их полностью принимает.
Как отмечает на classicalhypnosis.ru гипнотерапевт Геннадий Иванов, в таком случае задача терапии – разыскать скрытые мотивы его деструктивного поведения и установить альтернативные мотивы дисфункциональных действий человека.
Другие направления психотерапии именуют это упражнение поиском вторичной выгоды.
- Предыдущая статья Специфика психотерапии
- Следующая статья Терапия искусством
Ваше полное руководство по интероцептивной экспозиционной терапии
Когда мы боимся, мы испытываем ряд физических ощущений, включая потливость, дрожь, одышку и учащенное сердцебиение (McCabe & Milosevic, 2015).
Одна из теорий предполагает, что паническое расстройство является результатом чувствительности к таким физическим ощущениям и, как следствие, его можно лечить, преднамеренно воссоздавая их. Лечение этой уязвимости может быть особенно полезным для клиентов, которые чрезмерно чувствительны к тревоге (Lee et al., 2006).
В этой статье рассматривается интероцептивная экспозиционная терапия вместе с некоторыми примерами из реальной жизни, а также представлены упражнения и рабочие листы, которые помогут терапевтам и клиентам на пути к положительному результату.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое интероцептивное воздействие в терапии?
- 4 примера из реальной жизни
- 6 доказанных преимуществ интероцептивного воздействия
- Как проводить интероцептивное воздействие: руководство
- 6 рабочих листов и упражнений для занятий
- Ресурсы с сайта PositivePsychology. com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое интероцептивное воздействие в терапии?
Интероцептивная экспозиционная терапия может быть полезна при лечении панических и тревожных расстройств и фобий.
«Эта техника включает запланированную и предсказуемую конфронтацию с собственным объектом или ситуацией, вызывающей страх», и намеренно подвергает клиентов телесным ощущениям, которые они обычно испытывают в это время (McCabe & Milosevic, 2015, стр. 138). Они узнают, что, несмотря на дискомфорт, такие ощущения, в конечном счете, не вредны.
Этот подход особенно полезен при лечении клиентов, которые боятся физических ощущений, сопровождающих их панику, тревогу или фобию, больше, чем самого психического события. Важная часть процесса включает в себя понимание того, играет ли страх перед физическими ощущениями роль в их фобии (McCabe & Milosevic, 2015).
Интероцептивная экспозиционная терапия пытается воссоздать пугающие физические ощущения с помощью различных упражнений. Примеры включают:
- Вращение на вращающемся стуле или поворот головы из стороны в сторону для имитации головокружения или головокружения
- Быстрое поверхностное дыхание для воссоздания учащенного сердцебиения
- Бег вверх по лестнице и ощущение одышки для имитации одышки
Вышеуказанные действия воссоздают ощущения, которые часто сопровождают фобии или панику и могут вызывать больший страх, чем сам объект или событие.
Интероцептивное воздействие в сравнении с воздействием in vivo
«Процедуры воздействия имеют две формы: воздействие экологических ситуаций, которых боится каждый человек, называемое воздействие in vivo ; и воздействие упражнений, которые вызывают физические ощущения, связанные с приступами паники» (Lee et al., 2006, стр. 2).
Например, облучение in vivo может включать доставку клиента в аэропорт, если он боится летать, или подъем в здание выше, если он боится высоты. С другой стороны, интероцептивное воздействие направлено на воссоздание ощущений, сопровождающих полет или высоту, например шум самолета, изменение давления в ушах или чувство тошноты.
Поможет ли это при панических расстройствах?
Интероцептивная экспозиционная терапия имела значительный успех в лечении панических расстройств. Теория предполагает, что паническое расстройство можно «концептуализировать как фобический страх перед физическими ощущениями, вызванный травматическим обусловливанием неожиданных приступов паники и катастрофической неверной интерпретацией физических ощущений» (Lee et al., 2006, стр. 2). С этим страхом перед страхом можно справиться путем повторного воздействия ощущений, вызывающих дискомфорт.
4 Примеры из реальной жизни
«Интероцептивное воздействие часто используется с людьми, страдающими специфическими фобиями, особенно когда их страх связан с физическими ощущениями, которые возникают при столкновении с опасающимся объектом или ситуацией» (McCabe & Milosevic , 2015, стр. 138). Вот несколько примеров таких условий.
Клаустрофобия
Человек, испытывающий страх перед маленькими или замкнутыми пространствами, может ощущать крайний дискомфорт в физическом ощущении, которое вызывает данная ситуация.
Например, гипервентиляция (слишком быстрое и глубокое дыхание, которое обычно связано с паникой) может восприниматься как нехватка воздуха и даже удушье, что приводит к дальнейшему ужасу.
Боязнь высоты
Те, кто боится высоты, часто испытывают чувство слабости в ногах, когда они находятся высоко. Они могут воспринимать такие ощущения как падение, что еще больше усугубляет их страх и усиливает чувство паники.
Боязнь инъекций
Боязнь инъекций или забора крови может сопровождаться головокружением, которое само по себе является источником паники. Страх, связанный с симптомом, может быть хуже, чем игла, событие или окружающая среда, и вывести опыт из-под контроля.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
ПТСР тесно связано с чувствительностью к тревоге и может усиливать симптомы чрезмерного возбуждения и повышенной бдительности. Возможно, неудивительно, что интероцептивная экспозиционная терапия оказалась полезной даже для пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством с устойчивыми к лечению симптомами (Boettcher, Brake, & Barlow, 2016).
6 Доказанные преимущества интероцептивного воздействия
Многократное воздействие физических ощущений является успешным планом лечения клиентов с тревожными расстройствами и фобиями. Интероцептивная экспозиционная терапия предлагает несколько преимуществ, в том числе (Lee et al., 2006; McCabe & Milosevic, 2015):
- «Привыкание к тревоге у пациентов с паническим расстройством» (Lee et al., 2006, стр. 2).
- Практика свидетельствует против убеждения, что физические ощущения, связанные со страхом и паникой, опасны.
- Многократная практика интероцептивного воздействия приводит к тому, что клиенты становятся знакомыми и даже привыкают к своим ощущениям.
- Терапию можно планировать, повторять, и она в значительной степени предсказуема.
- Лечение можно контролировать; степень воздействия можно контролировать и уменьшать по мере необходимости, особенно когда клиент сопротивляется.
- Упражнения можно повторять дома без специального лечения.
В будущем интероцептивная экспозиционная терапия может оказаться успешной при лечении других состояний, включая депрессию, расстройства пищевого поведения и низкую самооценку (Boettcher et al., 2016).
Как проводить интероцептивную экспозицию: руководство
Существует множество различных упражнений, вызывающих физические ощущения, которых клиент опасается; поэтому крайне важно понять клиента и его опыт фобии или природу его паники (McCabe & Milosevic, 2015).
Процесс лечения
- Шаг первый:
Терапевт должен определить, какие интероцептивные воздействия будут наиболее полезными в лечении.
Часто лечение начинается с вызывания ряда различных физических ощущений и определения того, какие из них вызывают наиболее сильный страх или наиболее похожи на те, которые возникают в результате фобической ситуации.
- Шаг второй:
Постройте иерархию методов интероцептивного воздействия; они должны быть ранжированы от наименее до наиболее вызывающих тревогу и обсуждены с клиентом. Затем проработайте список в согласованном порядке. - Шаг третий:
Клиент должен практиковать интероцептивные упражнения воздействия, начиная с практик, вызывающих второстепенную реакцию. Как только они будут освоены, клиент будет продвигаться дальше, заканчивая наиболее реактивными техниками.
Постепенный, все более сложный подход кажется наиболее успешным для клиентов, особенно для тех, кто не хочет заниматься более эффективными практиками и рискует бросить учебу (McCabe & Milosevic, 2015).
McCabe and Milosevic (2015) также предлагают некоторые ценные рекомендации, которые следует учитывать как при разработке, так и при проведении интероцептивной экспозиционной терапии.
Воздействие должно:
- Быть запланированным и предсказуемым (клиент сохраняет контроль)
- Выполняться часто (скорее всего, ежедневно)
- Довести клиента до беспокойства
- Поощряйте клиентов воздерживаться от стратегий избегания (отвлечение внимания, употребление алкоголя и т. д.)
- Разрешить клиентам оставаться в пространстве, вызывающем тревогу, пока оно не уменьшится
- Практикуйтесь в нескольких ситуациях, чтобы обобщить его эффект
- Настройте клиент на успех, а не на сбой
«Посредством многократной практики люди в конечном итоге привыкают к своим ощущениям» (McCabe & Milosevic, 2015, стр. 139).
Типичные методы лечения
Процедуры интероцептивного воздействия начинались с борьбы с фобиями и панической тревогой с помощью биохимических веществ, включая кофеин, инфузии лактата и даже ингаляции углекислого газа; теперь, как правило, терапевты используют набор из следующих методов (Boettcher et al., 2016):
Дыхание- Чрезмерное дыхание, включающее быстрое и глубокое дыхание
- Дыхание через соломинку, зажав нос
- Затаив дыхание
- Вращение на вращающемся стуле с открытыми или закрытыми глазами
- Качание головой из стороны в сторону, затем фокусировка на чем-то прямо перед собой
- Бег на месте, подъем по лестнице или вставание на низкую скамью
- Напряжение мышц – одной группы мышц или всего тела
- Поместить голову между ног, затем быстро сесть
Все эти упражнения могут использоваться терапевтом и практиковаться клиентом, чтобы спровоцировать или вызвать чувства, связанные с паникой или тревогой (Boettcher et al. , 2016).
6 Рабочие листы и упражнения для сеансов
Интероцептивные техники часто фокусируются на «воспроизведении ощущений в одной из четырех соматических областей, о которых обычно сообщают пациенты, страдающие паническими атаками» (Boettcher et al., 2016, стр. 5), включая следующие: :
- Сердечно-сосудистые ощущения, включая учащенное сердцебиение
- Аудиовестибулярные ощущения, включая головокружение
- Респираторные ощущения, включая одышку
- Диссоциативные ощущения, включая деперсонализацию и дереализацию
Терапевты и исследователи продолжают изучать другие методы и практики, чтобы вызвать ощущения, которые клиенты испытывают во время паники или в связи с фобиями.
Следующие рабочие листы терапии могут помочь определить и сосредоточиться на полезных методах интероцептивного воздействия.
Понимание вашей тревоги и триггеров
Тревога, паника и страх перед ощущениями, сопровождающими их, могут заставить людей избегать ситуаций, которые, по их мнению, вызовут эти чувства.
Рабочий лист «Понимание вашей тревоги и триггеров» помогает клиентам определить, какие триггеры тревоги приводят к избеганию и требуют концентрации во время интероцептивной экспозиционной терапии.
Клиента просят определить пять триггеров и задать себе следующие вопросы:
Избегаю ли я какого-либо из этих триггеров из-за беспокойства?
Бывают ли случаи, когда я сталкиваюсь с триггерами и реагирую нежелательным образом?
Терапия дает возможность воздействовать на эти триггеры, уменьшить их влияние и позволить клиенту продолжать свою жизнь так, как он хочет.
Понимание тяжести панического расстройства
При планировании использования интероцептивного воздействия для лечения панического расстройства важно понимать его тяжесть и частоту.
Рабочий лист «Понимание серьезности панического расстройства» может отслеживать влияние панического расстройства клиента между сеансами.
Ниже приводится типичный список симптомов, часто возникающих во время панической атаки (Ehrenreich, Mattis, & Pincus, 2008).
- Учащенное сердцебиение
- Ощущение удушья
- Онемение или покалывание мышц или кожи
- Потливость
- Дрожь
- Одышка
- Тошнота
- Головокружение
- Ощущение нереальности или «сходства с ума»
- Страх смерти
Наличие двух или более из этих симптомов может указывать на паническую атаку.
Иерархия страха
Понимание действий, вызывающих страх, тревогу и панику, помогает выбрать подходящее лечение интероцептивной экспозиционной терапией.
Рабочий лист Иерархия страха рассматривает несколько ситуаций или действий, которые могут вызвать страх.
Например:
- В отпуск
- Поход по магазинам
- Иду на работу
- Презентация
- Иду на свидание
- Встреча с друзьями
- Знакомство с новыми людьми
- Вход в занятую комнату
Негативные ощущения, которые вы испытываете, — это те, на которых вам нужно сосредоточиться в рамках интероцептивной экспозиционной терапии (Lee et al. , 2006; McCabe & Milosevic, 2015).
Разработка интероцептивной экспозиционной терапии
Поскольку доступно несколько методов интероцептивного воздействия, терапевты должны сначала определить ощущения, которые им необходимо воссоздать (McCabe & Milosevic, 2015).
Рабочий лист «Разработка интероцептивной экспозиционной терапии» рассматривает фобию или паническую атаку и исследует ощущения, с которыми терапевт должен справиться.
Проработайте вопросы с клиентом. Вы можете возвращаться к рабочему листу несколько раз по мере того, как понимание будет расти, и вы определите полезные практики.
Рассмотрите возможность использования следующих техник и запишите те из них, которые воссоздают целевые ощущения:
- Гипервентиляция
- Дыхание через соломинку
- Бег на месте и вставание на низкую скамью
- Напряжение мышц
- Спиннинг
- Покачивание головой
Составьте план, чтобы опробовать эти методы, начиная с наименее реактивных методов. Только после того, как клиент их освоит, можно переходить к более сложным.
Методы интероцептивной экспозиционной терапии
«Интероцептивное экспозиционное воздействие включает в себя использование различных типов упражнений, вызывающих опасные физические ощущения» (McCabe & Milosevic, 2015, стр. 138).
Рабочий лист «Практики интероцептивной экспозиционной терапии» знакомит клиента с тремя простыми практиками, которые они могут попробовать на сеансе или дома:
- Дыхание:
Поверхностное дыхание с частотой 100–130 вдохов в минуту. - Головокружение:
Вращение на вращающемся стуле (с закрытыми глазами, если это помогает). - Слишком много тепла:
Ношение нескольких слоев одежды в теплом доме, сидение в слишком жаркой машине или пребывание в сауне.
Каждая практика проверяет способность клиента справляться с дискомфортом, связанным с ощущениями, которые он может испытывать при панике или реакции на фобию.
Протокол интероцептивного воздействия терапевта
Очень важно отслеживать результаты лечения интероцептивным воздействием, чтобы определить, что является подходящим, и понять его эффективность (Ehrenreich et al., 2008).
Журнал интероцептивных воздействий терапевта помогает терапевту регистрировать и отслеживать интероцептивные воздействия.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
Методы интероцептивного воздействия вызывают внутренние физические ощущения, чтобы помочь клиентам научиться справляться со страхом, тревогой и фобиями.
У нас также есть множество других методов, помогающих клиентам справиться со стрессом, беспокойством и паникой.
Почему бы не загрузить наш бесплатный пакет упражнений по предотвращению стресса и эмоционального выгорания и не опробовать содержащиеся в нем мощные инструменты? Вот несколько примеров:
- Аудит энергоменеджмента
Этот контрольный список разработан, чтобы дать представление о силе и дефиците энергии человека, которые могут сделать клиента готовым к предстоящему дню или стрессовым, соответственно. - Шкала роста, связанного со стрессом
Этот мощный опросник был создан для оценки и выявления позитивных результатов, которые человек воспринимает в результате стрессового или травматического события.
Другие бесплатные ресурсы включают:
- Интероцептивное воздействие
Изучите шаги, связанные с комплексными интероцептивными терапевтическими упражнениями, и осознайте мысли и физические симптомы, сопровождающие каждое из них. - STOP the Panic
Аббревиатура STOP предлагает полезный способ управления чувствами и мыслями в данный момент и восстановления состояния спокойствия.
Более подробные версии следующих инструментов доступны при подписке на инструментарий Positive Psychology Toolkit©, но они кратко описаны ниже:
- Путь принятия или избегания
Терапия принятия и приверженности помогает клиентам жить в соответствии со своими ценностями. Это упражнение способствует принятию эмоций путем сравнения копинга, основанного на принятии, и копинга, основанного на избегании.
Используйте этот инструмент, чтобы напомнить себе, что можно действовать, несмотря на страх, который вы испытываете.
- Выход из зоны комфорта
Входить в дискомфорт может быть страшно, но это может быть способом испытать новые вещи и развить устойчивость.- Шаг первый. Начните с понимания разницы между зонами комфорта, страха, обучения и роста.
- Шаг второй. Разработайте пример, чтобы увидеть, как вход в каждую зону может повлиять на ваше мышление и поведение.
- Шаг третий. Подумайте о существующей ситуации, в которой вы твердо находитесь в своей зоне комфорта.
- Шаг четвертый. Подумайте, как бы вы себя чувствовали, если бы вышли из своей зоны комфорта в зоны обучения и роста.
- 17 Упражнения по позитивной психологии
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Переживание паники и фобий может причинять беспокойство, ограничивая нашу способность и способность взаимодействовать с окружающей средой и друзьями и ставить соответствующие цели. И все же порождаемый ими страх может быть сосредоточен не на самих событиях или действиях, а на сопровождающих их ощущениях.
Интероцептивная экспозиционная терапия использует уникальный подход, вызывая внутренние физические ощущения, чтобы помочь клиентам научиться справляться со страхом, тревогой или фобией. Этот уникальный метод воздействует непосредственно на чувства, а не на мысли и убеждения относительно события или деятельности.
Это может быть не страх перед началом новой работы или беспокойство по поводу социальных событий, которые необходимо решить, а скорее физические ощущения.
Интероцептивное воздействие непосредственно вовлекает клиента в непреодолимые ощущения, которые появляются, когда он испытывает фобию или панику. Терапевты могут использовать эти техники сами по себе или в сочетании с другими терапевтическими подходами, чтобы помочь клиенту справиться с ситуациями, которые мешают ему жить полной и счастливой жизнью.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Бетчер, Х., Брейк, К.А., и Барлоу, Д.Х. (2016). Происхождение и перспективы интероцептивного воздействия. Журнал поведенческой терапии и экспериментальной психиатрии , 53 , 41–51.
- Эренрайх, Дж. Т., Мэттис, С. Г., и Пинкус, Д. (2008). Преодоление тревоги и паники у подростков: на волне: руководство для терапевта . Издательство Оксфордского университета.
- Ли К., Нода Ю., Накано Ю., Огава С., Киношита Ю., Фунаяма Т. и Фурукава Т. А. (2006). Интероцептивная гиперчувствительность и интероцептивное воздействие у пациентов с паническим расстройством: специфика и эффективность. BMC Психиатрия , 6 (1).
- Маккейб, Р., и Милошевич, И. (2015). Фобии: психология иррационального страха . АВС-КЛИО.
Что такое функциональный анализ поведения в когнитивно-поведенческой терапии?
Действия не возникают изолированно.
Чтобы изменить поведение, нам нужно понять, почему мы действуем именно так.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это терапевтический метод, который рассматривает триггеры (антецеденты), мысли, действия и последствия, составляющие поведение (Баккер, 2008).
Это сложная цепочка, и нет единой причины, по которой возникает поведение. Функциональный анализ помогает разрушить эту сложность.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Что такое функциональный анализ поведения?
- Теория, стоящая за FA
- Применение FA
- Как выполнить функциональный анализ
- 2 примера из реальной жизни
- 4 рабочих листа для сеансов КПТ
- 4 книги по теме
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое функциональный анализ поведения?
Функциональный анализ (ФА) поведения является важным шагом в когнитивно-поведенческой терапии, когда терапевт и клиент разбивают цепочку поведения на соответствующие части (Баккер, 2008).
Они проводят этот анализ, чтобы лучше понять, почему желаемое поведение работает и почему происходит нежелательное поведение. Определив, почему и как создается поведение, терапевт и клиент могут затем изменить части поведенческой цепочки, чтобы добиться другого результата (O’Donohue & Fisher, 2009).
Когда клиент ведет себя неадекватно, врачу может быть трудно понять, с чего начать. На поведение влияет множество факторов, таких как уровень развития, прошлое обучение (опыт), социальные влияния и влияния окружающей среды.
Функциональный анализ позволяет клиенту и клиницисту определить, какие последствия они хотят изменить, а затем работать в обратном направлении, чтобы определить остальную часть поведенческой цепочки, чтобы определить причины поведения. Функциональный анализ, по сути, состоит в разбиении целого на части и нацеливании на ту часть, которую необходимо изменить, чтобы положить конец неадекватному поведению (Ferster, nd).
Функциональный анализ поведения — это экспериментальный способ оценить причину определенного поведения. При функциональной оценке поведения можно провести три типа оценок (Yoman, 2008):
- Косвенный (т. е. самоотчетный)
- Наблюдательный
- Экспериментальный (анализ)
Теория, стоящая за FA
В когнитивно-поведенческой терапии причины поведения называются «функциями» (O’Donohue & Fisher, 2009).
Функции объясняют, как любое данное поведение работает в своей среде.
Функциональный анализ — это этап когнитивно-поведенческой терапии, который используется для выявления проблемного мышления и определения того, с чего лучше всего начать изменение.
По своей сути это разделение оперантного и респондентного обусловливания для определения связи между стимулами и реакциями (Yoman, 2008). Он определяет причину и цель поведения и часто включает прямое манипулирование одной из переменных для изменения целевого поведения.
Функциональный анализ поведения особенно полезен для маленьких детей, которые не говорят или не могут самостоятельно сообщить о своем поведении. Это также полезно со взрослыми, которые не могут понять причину своего поведения.
Поскольку он основан не на самоотчетах, а на прямом наблюдении, клиент и врач могут объективно проанализировать поведение и разработать план быстрого вмешательства.
Как правило, наиболее распространенными причинами проблемного поведения являются:
- Доступ к социальному вниманию
- Доступ к элементам или действиям
- Бегство/избегание неприятных раздражителей или задач
- Сенсорная стимуляция
Применение FA
Функциональный анализ поведения чаще всего используется как часть поведенческой терапии, будь то когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) или диалектическая поведенческая терапия (ДПТ).
КПТ и ДПТ являются модальностями, основанными на навыках, и могут обеспечить клиенту быстрое избавление от дезадаптивного поведения без обширного психоанализа, поэтому функциональный анализ поведения часто используется при работе с невербальными или аутичными детьми, поскольку основной метод анализа наблюдение вместо субъективного самоотчета (Коленберг, Кантер, Боллинг, Паркер и Цай, 2002).
Когда клиент замечает, что он «в рутине» или у него развилась вредная привычка или неадекватный способ справляться с определенными ситуациями, функциональный анализ может определить причины, по которым существует такое поведение, и помочь быстро создать план по изменению поведения во что-то более желанное.
Клиентам, которые приходят к вам в офис каждую неделю с жалобами на одни и те же вредные привычки, но чувствуют себя бессильными перестать повторять одни и те же ошибки, полезен функциональный анализ поведения.
Когда поведение частично, клиент получает более глубокое понимание не только того, почему такое поведение происходит, но и того, какие факторы его поддерживают (Kohlenberg et al., 2002). Когда коренная причина поведения изменяется, результат обычно меняется.
Это отличный инструмент для клиентов, которым нужны быстрые изменения, которые могут иметь долгосрочный эффект.
Как проводить функциональный анализ
Чтобы провести функциональный анализ, клиницист должен сначала определить, какие привычки и поведение вызывают у клиента чувство дискомфорта (Yoman, 2008).
Часто функциональный анализ определяет азбуку события: предпосылку, поведение и последствие (Баккер, 2008). Функциональный анализ проводится, когда поведение изменяется, чтобы определить его силу в поведенческой цепочке.
Шаги следующие:
- Предшественник : Клиницист исследует поведение клиента: как часто проявляется поведение, в каких контекстах окружающей среды происходит поведение, и другие люди, которые могут быть вовлечены. Клиницист пытается определить триггеры, которые вызывают эту конкретную цепочку поведения. Это события, которые происходят непосредственно перед мыслью, поведением и следствием.
- Мысль : Затем клиницист может попросить клиента определить соответствующую мысль, которая возникает всякий раз, когда возникает этот триггер. Если клиент не говорит или не может определить мысль, этот шаг можно пропустить. Эти мысли часто негативны или самоуничижительны.
- Поведение : Затем врач и клиент определяют поведение, которое возникает непосредственно в результате этого триггера и мысли.
- Последствие : Наконец, врач и клиент определяют последствия поведения. Что происходит в результате этой поведенческой цепочки? Когда последствие определено и анализ рассматривается в целом, легче решить, какие части цепи увековечивают неадекватное поведение. Когда эта часть цепочки изменяется, в ответ должна измениться и вся остальная поведенческая цепочка.
Наконец, клиницист и клиент определяют, на какую часть поведенческой цепочки нужно обратить внимание, чтобы добиться устойчивых изменений. Они принимают решение о вмешательстве, чтобы изменить поведение и, таким образом, результат. Новая поведенческая цепочка тестируется и при необходимости изменяется до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.
Основой функционального анализа является экспериментирование с цепочкой поведения и внесение изменений до улучшения результатов.
2 Примеры из реальной жизни
Чтобы лучше понять, как FA применяется в реальной жизни, посмотрите на приведенные ниже примеры.
Прерывание поста
Вы пропустили завтрак, и теперь вы голодны (предыдущее). Вы идете в комнату для персонала, где есть бесплатные пончики. Вы так голодны, что съедаете три пончика (поведение). В результате у вас болит живот от пончиков (последствие).
Поскольку вы ненавидите тошнить, вы разговариваете со своим терапевтом и решаете изменить поведенческую цепочку. Ваш терапевт предлагает вам завтракать каждый день. Теперь вы едите овсянку перед работой (предыдущее). Когда вы видите пончики в комнате, вы больше не голодны. Вы игнорируете пончики (поведение) и прекрасно себя чувствуете до конца дня (последствия).
Отыгрыш
Ученик постоянно плохо себя ведет в классе, и его отправляют в кабинет директора. Вы решаете проанализировать поведение ученика. Вы наблюдаете, что «плохое» поведение ученика происходит каждый день в определенное время.
Вы заметили, что ученик начинает действовать, как только учитель объявляет, что пришло время чтения. Затем ученик закатывает истерику и швыряет книги по комнате. Учитель отправляет ученика в кабинет директора для отыгрыша.
В этом случае антецедентом является объявление учителем о том, что пришло время чтения. Учащийся может не определить соответствующую мысль, но если он сможет выразить ее словами, он может подумать что-то вроде: « Я смущен, потому что плохо читаю. Я не хочу, чтобы другие думали, что я дурак. ”
Поведение возникает в результате предшествующей и соответствующей мысли. Истерика позволяет ребенку убежать от чтения. Побег из комнаты подкрепляет поведение ребенка, потому что он может избежать негативной ситуации.
Таким образом, ребенок может начать действовать и в другое время, когда он смущен или расстроен. Когда поведенческая цепочка изменена, и побег невозможен, ребенок больше не будет чувствовать потребности действовать во время чтения.
4 Рабочие листы для сеансов когнитивно-поведенческой терапии
Рабочий лист функционального анализа ABC поможет вам определить предшествующие факторы, поведение и последствия. Этот рабочий лист поможет вам разбить цепочку поведения на части, чтобы вы могли определить, где вам нужно внести изменения.
Формулировка стилей совладания поможет вам определить мысли и чувства, которые могут усиливать неадекватные стратегии совладания или мешать вам использовать более адаптивные методы когнитивно-поведенческой терапии.
Этот рабочий лист формулировки дела поможет вам определить, как изначально возникла проблема. Этот рабочий лист больше фокусируется на внутренних системах (например, мыслях и чувствах), которые увековечивают и могут помочь смягчить проблемное поведение.
Рабочий лист «Планирование IF-Then» объединяет традиционную когнитивно-поведенческую терапию с позитивной психологией, чтобы сместить фокус терапии на то, что правильно, а не на то, что неправильно. Это поможет вам заранее распознать неправильную реакцию на определенные ситуации и спланировать альтернативные и более подходящие реакции.
4 Книги по теме
Обзор функционального анализа поведения включен во многие книги по когнитивно-поведенческой терапии, педагогической психологии, диалектической поведенческой терапии и прикладному анализу поведения.
Вот несколько книг, которые могут оказаться полезными при проведении функционального анализа поведения клиента.
1. Функциональный анализ в клиническом лечении – Peter SturmeyХотя функциональный анализ изначально был разработан для учебных целей, в этой книге описывается использование ФА для решения различных психологических проблем.
В книге подробно объясняется структура FA, как использовать FA в планировании лечения и как применять FA в сочетании с терапией принятия и приверженности.
В нем также рассматриваются различные случаи, в которых можно использовать FA, в том числе при СДВГ, аутизме и даже при профессиональном обучении.
Доступно на Amazon.
2. Функциональный анализ: практическое руководство по внедрению и обучению – Джеймс Т. Чок, Джилл М. Харпер, Мэри Джейн Вайс, Фрэнк Л. Берд и Джеймс К. Луизелли
В этой книге объясняется несколько наиболее часто используемых методологий функционального анализа.
Он в основном предназначен для профессиональной подготовки персонала в школах, у учащихся которых диагностировано расстройство аутистического спектра. Тем не менее, обучение может помочь любому клиницисту изучить основы FA, а рабочие листы можно использовать непосредственно с клиентами.
Доступно на Amazon.
3. Как мыслить как поведенческий аналитик: понимание науки, которая может изменить вашу жизнь – Джон Бэйли и Мэри Берч
Эта книга представляет собой руководство для начинающих по анализу поведения и представляет науку функционального анализа в увлекательной и занимательной форме.
Он включает практическую информацию о прямом применении анализа функционального поведения в терапевтических, образовательных или общественных условиях.
Доступно на Amazon.
4. Справочник по прикладному анализу поведения, второе издание – Уэйн В. Фишер, Кэтлин С. Пьяцца и Генри С. Роан
Эта книга содержит четкую информацию о теории, исследованиях и науке поведенческого анализа, включая функциональный анализ.
В нем также рассматриваются профессиональные и этические вопросы анализа поведения. Эта книга больше ориентирована на опытных профессионалов, которые хотят углубиться в область анализа поведения.
Доступно на Amazon.
Сообщение на вынос
Никогда не бывает легко изменить поведение. Но когда причина поведения понята и определены части, поддерживающие это поведение, становится легче изменить результат. Одно изменение в поведенческой цепочке должно вызывать у клиента заметные и долговременные изменения.
Иногда мы упускаем из виду деревья, когда смотрим на лес, и функциональный анализ поведения напоминает нам, что лес состоит из деревьев. Когда мы разбиваем сложное на простые части, мы можем внедрять изменения более эффективно и с меньшим стрессом.
Когда клиент начинает вносить небольшие изменения, они перерастают в более крупные привычки и, в конечном счете, в более адаптивные стратегии выживания.
Функциональный анализ поведения не является способом определения эволюционных и психологических причин, по которым поведение началось в первую очередь. Скорее, это способ быстро определить проблемное поведение и быстро облегчить состояние вашего клиента.
Мы надеемся, что при множестве небольших изменений в поведении ваш клиент разовьет более адаптивные стратегии выживания, которые будут действовать всю жизнь.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
- Бейли, Дж., и Берч, М. (2006). Как мыслить как поведенческий аналитик: Понимание науки, которая может изменить вашу жизнь. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
- Баккер, Г. (2008). Практическая когнитивно-поведенческая терапия: использование функционального анализа, кругов для решения проблем и стандартизированных домашних заданий . Боуэн-Хиллз, Квинсленд, Австралия: Австралийская академическая пресса.
- Чок, Дж. Т., Харпер, Дж. М., Вайс, М. Дж., Берд, Ф. Л., и Луизелли, Дж. К. (2019). Функциональный анализ: практическое руководство по внедрению и обучению (Важнейшие особенности лечения аутизма и других поведенческих проблем) .