Когнитивная сфера личности: Когнитивная сфера личности

Содержание

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

      1. Ощущения

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?

Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

      1. Восприятие

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

  1. по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

  2. по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цветовосприятие.

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.

Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Когнитивная сфера личности — Блог Викиум

Для многих развитие человека остается чем-то неизведанным, поэтому точного ответа на вопрос, какого человека можно поистине считать умным, так до сих пор и не найдено. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует прибегнуть к когнитивной сфере личности, которая кроет в себе следующие процессы:

  • мнемические, к которым относится память, отвечающая за восприятие, воспроизведение и сохранение полученной информации;
  • перцептивные, отвечающие за ощущения и восприятие информации из внешней среды;
  • интеллектуальные, под которыми подразумевается воображение человека, а также его речь и мышление.

По мнению большинства психологов, основополагающими процессами являются память, внимание и воображение. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристикой каждого процесса, и понять, за что они отвечают.

Память

Есть 4 вида памяти:

  • эмоциональная;
  • двигательная, отвечающая за движения;
  • словесно-логическая,  направленная на воспоминание различных мыслей;
  • образная, которая в большей степени присуща творческим людям и отвечает за вкусовые, слуховые и прочие образы.

Память является основной в формировании интеллекта, к тому же, ее виды нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны.

Воображение

Благодаря воображению человек может представить то, чего на самом деле не существует. Именно при помощи воображения личность может представить конечный результат своих целей. Наличие воображения – важная особенность, помогающая человеку в жизни. Воображение бывает пассивное, когда речь идет о человеческих мечтах, и активное, когда личность представляет, что сделает для преображения окружающего мира.

Внимание

Под вниманием подразумевается возможность человека мысленно выделить нужную информацию. Внимание может быть произвольным, когда мы самостоятельно что-то пытаемся запомнить, и непроизвольным, когда все происходит без волевого усилия. К основным свойствам внимания можно отнести:

  • сосредоточенность;
  • устойчивость;
  • распределение;
  • объем;
  • переключаемость.

Следует отметить, что абсолютно у каждого человека формируется когнитивная сфера личности, но в дальнейшем методика развития умений существенно отличается. Именно поэтому в психологии и затрудняются ответить на вопрос о сущности интеллекта. Однако стоит отметить, что человек с развитой когнитивной сферой способен:

  • лучше воспринимать информацию;
  • проводить «диагностику», отсеивая все лишнее и выбирая важные детали;
  • удерживать сложные схемы в голове;
  • делать правильные выводы.

Безусловно, познание нельзя назвать пассивным процессом, поэтому человеку необходимо научиться обращать внимание на важные вещи, понимать их структуру, а также перерабатывать информацию. Научиться это делать можно при помощи специальной диагностики, которая направлена на уровень развития когнитивной сферы личности. А развить память, внимание и мышление помогут тренажеры и курсы Викиум.

Когнитивная сфера это что? Развитие познавательной сферы

Психологи определяют познавательную сферу как совокупность психических процессов, призванных выполнять функцию рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Затем, на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой, стало популярным сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования психологических процессов человека.

Познавательная сфера — это то, что поддается моделированию. Сфера, с которой этот метод не работал, называлась аффективной.

Понятие и сущность познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «познавательная сфера личности» специалисты понимают несколько протекающих в логической и смысловой последовательности психологических процессов, целью которых является переработка Информация.

То есть об этой сфере можно говорить только тогда, когда обработка данных отличается логичностью и рациональностью.

Традиционно эта сфера связана с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (правда, только когда речь идет о познавательных процессах, а не о развлечениях или влечениях). С некоторым упрощением можно утверждать, что познавательная сфера представляет собой совокупность компетенции и знаний, умений и навыков.

Подробнее о рациональном и эмоциональном механизмах восприятия

Когнитивная сфера является своего рода синонимом рационального восприятия, проявляющегося как критическая, аналитическая оценка.

Прямой противоположностью рациональному типу познания является созерцание, т. е. чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкреплено иллюстрациями: несмотря на то, что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест зимой эти сладости на улице, так как может заболеть. . Этот вывод является следствием рационального размышления.

Когда активируется механизм рационального понимания, он использует концепции и логику. В то время как эмоциональные, телесные и эмоциональные способы понимания включают эмпатию, сопереживание и чувство.

Поэтому для рационального воздействия используйте разные методы убеждений и объяснений (обращайтесь к разуму и логике). Иррациональные методы используются для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимообусловленность двух сфер

Учитывая, что каждый человек обладает целостностью, его основные сферы (эмоциональная, познавательная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В повседневной жизни большинство людей привыкают иметь дело с чувствами и привычками, доверяют автоматизмам. Однако при необходимости включается рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных методов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась достаточно далеко.

Аффективные процессы чрезвычайно трудно моделировать из-за их непредсказуемости. К ним относятся эмоции, связанные с чувственным отношением к жизни, взаимодействием с миром, с собой и обществом. Правда, есть ряд психических процессов, возникновение которых регулируется особыми законами. Затем говорят об изучении когнитивного компонента этих эмоций.

Познавательная сфера человека: строение и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию этой сферы люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Иными словами, познавательная сфера – это механизм, позволяющий учиться и применять полученные знания.

Включает в себя следующие компоненты:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет дано подробное описание указанных способностей, их видов и функций.

Характеристика и определение памяти

Память относится к способности человека сохранять и накапливать информацию об окружающем мире. Если бы этого механизма не существовало, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, как если бы они происходили впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Виды памяти

В зависимости от того, какие отделы головного мозга и органы тела человека участвуют в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательная память — автоматические движения. Она отвечает за развитие полезных навыков, которые используются достаточно часто. Целью этого механизма является повышение работоспособности и ускорение двигательных процессов. Люди используют моторную память, чтобы водить машину, писать слова, играть на музыкальных инструментах и ​​даже ходить.
  2. Эмоциональная форма памяти – это запоминание эмоциональных состояний, сопровождающих определенные ситуации. Этот механизм предназначен для дополнения других типов памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяет человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Память изображений, в которой хранятся данные о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность ее развития зависит от активности человека.
  4. Вербальные и логические, объектом которых являются мысли. Это связано с наличием слов.
  5. Произвольная и непроизвольная память. Отличие их в том, что при хранении информации человек может понять, зачем ему эта информация нужна, или запомнить их в произвольном порядке.
  6. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Первый обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, второй обеспечивает доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последний представляет собой накопление данных на перспективу.

Перечисленные виды памяти как особенности познавательной сферы функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение — это истинно человеческая способность

Одно из наиболее важных различий в деятельности человека и животного состоит в том, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо будет сделано. Это связано с такой способностью, как воображение. Она дает людям возможность создать образ объекта, которого нет в реальном мире, удерживать его и даже более того, манипулировать им.

Развитие познавательной сферы вообще и воображения в частности важно для выработки решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью конструировать теоретические модели, люди могут не только представлять конечный результат действий, но и «видеть» промежуточные продукты.

Виды воображения и их характеристики

Основными параметрами, характеризующими воображение, являются активность и результативность.

Часто выступает неотъемлемым элементом творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В отличие от него выделяется пассивная форма, для которой характерны нереалистичные или нереализуемые проекты. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не могут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активизируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика познавательной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Он сопровождает практически все виды деятельности человека: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

Основная задача внимания состоит в том, что оно выбирает и ограничивает действующие раздражители. Он также обеспечивает концентрацию и концентрацию умственной деятельности. Другими словами, это помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько типов внимания:

  1. Непроизвольное. Он самый простой и естественный, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольно. Требуется проявление воли для концентрации на избранной цели, а также для подавления мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послеоперационный. Особенность его в том, что он является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, постиндивидуальный тип обусловлен глубоким и устойчивым интересом к происходящему и тому, что будет получено в результате.

Подобно различным видам памяти, виды внимания обычно тесно связаны, они могут переходить и перетекать друг в друга.

Контроль и информация во внутриличностной сфере: Расширение теории когнитивной оценки.

  • DOI:10.1037/0022-3514.43.3.450
  • Идентификатор корпуса: 143640843
 @article{Ryan1982ControlAI,
  title={Контроль и информация во внутриличностной сфере: Расширение теории когнитивной оценки.},
  автор = {Ричард М. Райан},
  journal={Журнал личности и социальной психологии},
  год = {1982},
  объем={43},
  страницы = {450-461}
} 
  • R. Ryan
  • Опубликовано 1 сентября 1982 г.
  • Психология
  • Journal of Personality and Social Psychology

Просмотр через Publisher

Содействие учащимся в самостоятельности, навыках и мотивации к обучению, исследовательской роли

  • Louise Maddens, F. Depaepe, A. Raes, J. Elen
  • Образование, психология

    Педагогическая наука

  • 2022

Чтобы спроектировать учебную среду, способствующую развитию у учащихся исследовательских навыков, можно использовать модели педагогического дизайна для комплексного обучения, такие как модель 4C/ID (в: van Merriënboer и…

Your Mother: Мотивирующие тона голоса Predict

  • Психология

  • 2022

Практически ничего не известно о роли, которую тон голоса может играть в мотивации взаимодействия. директива…

Увеличение времени произвольной миоэлектрической тренировки с помощью игрового дизайна

В исследованиях по тренировке виртуальных протезов серьезные игры изучались более 30 лет. Тем не менее, некоторые элементы игрового дизайна используются и оцениваются на предмет их влияния на добровольное соблюдение…

Влияние аффективной обратной связи и соперничества на производительность и психологический опыт упражнений в среде виртуальной реальности

  • Николь Тревик, Д. Нойманн, К. Гамильтон
  • Психология

    PloS one

  • 2022

Упражнения полезны для физического и психологического здоровья, однако большинство взрослых австралийцев недостаточно активны, чтобы получить пользу для здоровья. Новые методы необходимы для улучшения…

А вот и не бум! Влияние отсутствия звуковой обратной связи на производительность и пользовательский опыт в задаче классификации игровых изображений

  • Максимилиан Альтмейер, Владислав Гнатовский, Катя Роджерс, Паскаль Лессель, Л. Наке
  • Психология

    ОМС

  • 2022

Звуковые эффекты (SFX) дополняют визуальную обратную связь, обеспечиваемую элементами геймификации в геймифицированных системах. Однако влияние SFX систематически не изучалось. Чтобы восполнить этот пробел, мы…

Трансляционное применение носимых датчиков в образовании: реализация и эффективность

  • Брендон Ферриер, Джеймс Б. Ли, А. Мбули, Д. Джеймс
  • Информатика

    Датчики

  • 2022

Первоначальный вывод этого исследования дает возможность дальнейшего тестирования программы STEMfit на других когортах студентов, а также тестирования масштабируемости системы на другие годовые группы на университетском уровне.

Принятие мобильных игр для улучшения филиппинского и английского словарного запаса среди детей из городских и сельских районов

  • М. М. Т. Родриго
  • Образование

  • 2021

: Национальный отчет Филиппин за 2018 год Программы международной оценки учащихся (PISA) показал, что учащиеся из южной части страны, родной язык которых не английский…

ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРВАЛА И СООТНОШЕНИЯ РАБОТА-ОТДЫХ ОБ ОСТРОЙ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПЕРЦЕПЦИОННОЙ РЕАКЦИИ И КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОСЛЕ ДОМАШНИХ ВИИТ-ТРЕНИРОВОК

  • H. Church
  • Медицина

  • 2021
      047

      Это первое исследование, в котором напрямую сравниваются различные протоколы HIIT для домашнего использования путем изменения продолжительности интервалов и соотношения работы и отдыха, и установлено, что HIIT 30:120 и 60:60 HIIT улучшают CRF и aPWV через 6 недель у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, несмотря на 30 : ВИИТ 120 вызывает значительно более низкие реакции на лактат и частоту сердечных сокращений, а также демонстрирует менее аверсивное восприятие во время острого приступа упражнений по сравнению с 60: 60ВИИТ.

      Серьезные перекусы: анализ выживания того, как механика перекусов влияет на истощение в мобильной серьезной игре

      • Александровский Дмитрий, Фрихс М.А., Мандрик Р.
      • Психология

        ЧИ

      • 2021

      добавление механики завершения и блокировки способствовало сильнейшему устойчивому взаимодействию.

      Почему физические упражнения на работе: разработка шкалы детерминант поведения в офисе

      Это исследование может способствовать повышению активности в офисе с достоверными измерениями поведенческих детерминант и подтверждающим факторным анализом полученных данных, свидетельствующих о внутренней валидности шкалы OEBD.

      , показывающий 1-10 из 32 ссылок

      Сорт по высоте, под влиянием PapersRecency

      к объединяющей теории поведенческих изменений

      • A. Bandura
      • Психология

      • 1977

      40003
    • 1977

    40003
  • . и подкрепление1
    • Ф. Х. Канфер
    • Психология

    • 1971

    Психология эго-вовлеченности.

    • Р. Лапьер, М. Шериф, Х. Кантрил
    • Психология

    • 1948

    Влияние непредвиденных обстоятельств вознаграждения и обратной связи по результатам на внутреннюю мотивацию.

    • J. Harackiewicz
    • Psychology

    • 1979

    The Impact of Anticipated Reward upon Cross-Age Tutoring

    • J. Garbarino
    • Psychology

    • 1975

    The interpersonal interaction and task performance детей были оценены в ситуации репетиторства разных возрастов. В качестве награды 12 шестиклассницам были обещаны билеты в кино на…

    Вовлеченность эго как экспериментальная переменная

    • М. Айверсон, М. Э. Рейдер
    • Психология

    • 1956

    Рассмотрены экспериментальные исследования с точки зрения концепции, и эффектов вовлеченности эго из них на удержание, восприятие, двигательные реакции, проблемы…

    Когда вознаграждение отражает компетентность: квалификация эффекта сверхоправдания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *