Когнитивная сфера личности — Блог Викиум
Для многих развитие человека остается чем-то неизведанным, поэтому точного ответа на вопрос, какого человека можно поистине считать умным, так до сих пор и не найдено. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует прибегнуть к когнитивной сфере личности, которая кроет в себе следующие процессы:
- мнемические, к которым относится память, отвечающая за восприятие, воспроизведение и сохранение полученной информации;
- перцептивные, отвечающие за ощущения и восприятие информации из внешней среды;
- интеллектуальные, под которыми подразумевается воображение человека, а также его речь и мышление.
По мнению большинства психологов, основополагающими процессами являются память, внимание и воображение. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристикой каждого процесса, и понять, за что они отвечают.
Память
Есть 4 вида памяти:
- эмоциональная;
- двигательная, отвечающая за движения;
- словесно-логическая, направленная на воспоминание различных мыслей;
- образная, которая в большей степени присуща творческим людям и отвечает за вкусовые, слуховые и прочие образы.
Память является основной в формировании интеллекта, к тому же, ее виды нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они тесно взаимосвязаны.
Воображение
Благодаря воображению человек может представить то, чего на самом деле не существует. Именно при помощи воображения личность может представить конечный результат своих целей. Наличие воображения – важная особенность, помогающая человеку в жизни. Воображение бывает пассивное, когда речь идет о человеческих мечтах, и активное, когда личность представляет, что сделает для преображения окружающего мира.
Внимание
Под вниманием подразумевается возможность человека мысленно выделить нужную информацию. Внимание может быть произвольным, когда мы самостоятельно что-то пытаемся запомнить, и непроизвольным, когда все происходит без волевого усилия. К основным свойствам внимания можно отнести:
- сосредоточенность;
- устойчивость;
- распределение;
- объем;
- переключаемость.
Следует отметить, что абсолютно у каждого человека формируется когнитивная сфера личности, но в дальнейшем методика развития умений существенно отличается. Именно поэтому в психологии и затрудняются ответить на вопрос о сущности интеллекта. Однако стоит отметить, что человек с развитой когнитивной сферой способен:
- лучше воспринимать информацию;
- проводить «диагностику», отсеивая все лишнее и выбирая важные детали;
- удерживать сложные схемы в голове;
- делать правильные выводы.
Безусловно, познание нельзя назвать пассивным процессом, поэтому человеку необходимо научиться обращать внимание на важные вещи, понимать их структуру, а также перерабатывать информацию. Научиться это делать можно при помощи специальной диагностики, которая направлена на уровень развития когнитивной сферы личности. А развить память, внимание и мышление помогут тренажеры и курсы Викиум.
что это такое в психологии, структура и значение
Содержание:
- Когнитивная сфера личности что такое
- Структура
- Внимание
- Память
- Воображение
- Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер
- Диагностика когнитивной сферы
- Когнитивная сфера личности у ребенка
- Примеры когнитивных процессов
- Видео
Главная основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки. Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики. За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности что такое
В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.
На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.
Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.
Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.
Что изучает когнитивная психология
Структура
Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:
- Перцептивные, к которым относятся внимание, восприятие, ощущения. Их главная функция заключается в том, чтобы получить как можно больше информации из внутренней и внешней среды.
- Мнемические, к которым относятся память и все ее компоненты: забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание. Их работа направлена на то, чтобы надолго сохранить полученную информацию в психике.
- Интеллектуальные, к которым относятся речь, воображение, мышление. Эти процессы отвечают за обмен информацией, восполнение недостающих данных, а также порождение новых образов и умозаключений.
Когнитивная психология — что изучает
От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.
Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.
Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.
Внимание
Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.
Виды внимания
Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.
Существует две классификации внимания:
- внешнее, которое направлено на окружающих;
- внутреннее, которое сосредоточено на собственных чувствах и мыслях.
Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.
Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:
- произвольное;
- непроизвольное;
- послепроизвольное.
Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:
- Из-за внутренних побуждений. К ним можно отнести потребности человека, его интересы или настроение.
- Как следствие определенного раздражителя. Контрастность может сыграть решающую роль (например, афроамериканец привлечет больше внимания среди европейцев), а также необычность (прическа или наряд), новизна (новое изобретение), неожиданность (если кто-то громко начнет говорить в толпе).
Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:
- Осознание собственных обязанностей и задач;
- Привычные условия, в которых ежедневно выполняются одни и те же работы;
- Если задействованы косвенные интересы. Например, если человек хочет научиться играть на гитаре, ему придется вначале учить теоретическую часть.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.
Память
Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.
Типы памяти
Существует 3 типа памяти у человека:
- Долговременная. Самый важный и сложный тип памяти. Ее объемы безграничны. За все, что человек удерживает в голове более, чем 2 минуты, отвечает долговременная память. Главная трудность этого типа заключается в поиске необходимой информации.
- Кратковременная. Память этого типа неспособна воссоздать полную картину происшедших событий. Она может воспроизвести только небольшую часть. Время хранения информации составляет не более 30 с.
- Мгновенная. Такая память представляет собой определенную систему, которая способна удержать информацию в течение 0,1-0,5 с.
Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:
- Моторную память. Благодаря ей, человек в состоянии запомнить и воспроизвести различные движения.
- Эмоциональную память. Она связана с чувствами индивида, которые сохраняются в виде определенных сигналов. Они могут, как побуждать к действию, так и, наоборот, удерживать.
- Образную память. Связана с запоминанием картин, событий жизни, звуков, вкусов, запахов.
- Словесно-логическую память. Она работает с мыслями человека. Запоминает и воспроизводит размышления, переживания, содержание прочитанных книг, разговоров со знакомыми.
Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.
Воображение
Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.
Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.
Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.
Виды воображения
Исходя из степени активности, существуют:
- Пассивное воображение. Созданные образы не находят отражения в реальной жизни. Они заменяют действительность грезами, фантазиями.
- Активное воображение. Оно связано с выполнением конкретной задачи. Сначала человек представляет образ результата, которого он хочет достигнуть, затем разрабатывает план по реализации задуманного.
Активное воображение также подразделяется на:
- Воссоздающее. Для этого вида воображения характерно представление нового материала, который подкрепляется словесным описанием или условным изображением. Например, это чертежи, карты, ноты. Данный тип воображения активизируются во время обучения.
- Творческое. Для него характерно самостоятельное создание ранее неизвестных образов. Этот вид воображения используется при написании романов, музыкальных произведений.
Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.
Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.
Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.
Диагностика когнитивной сферы
Деградация личности человека — что это такое
Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.
Методики для диагностики когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы | Процесс когнитивной сферы |
---|---|
Внимание | Методика Кольца Ландольта |
Методика «корректурной пробы» | |
Методика «Мюнстенберга» | |
Память | Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе. |
Субтест Векслера | |
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь. | |
Воображение | Тест «Мыслитель-Художник» |
Тестирование Торренса | |
Тест Тулуза-Пьерона |
Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы.
Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.
Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:
- основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
- благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.
Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.
Примеры когнитивных процессов
У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.
Например:
- Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
- Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
- При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
- При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.
Например:
- благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
- человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
- различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
- слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.
Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.
Например:
- когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
- если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.
Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.
Видео
Автор:
Aннa KyлиничНайдены новые связи между личностью и когнитивными способностями
В новом знаменательном исследовании Университета Миннесоты обнаружены удивительные связи между человеческим познанием и личностью — столпами человеческой индивидуальности, которые формируют то, кто мы есть, и то, как мы взаимодействуем с миром. Личность влияет на наши действия, эмоции и мысли, определяя, являемся ли мы экстравертами, вежливыми, настойчивыми, любопытными или тревожными. С другой стороны, когнитивные способности — это зонтик, который отражает нашу способность ориентироваться в сложности, такой как артикулирование языка, понимание сложной математики и создание логических выводов. Несмотря на преобладающее мнение о том, что определенные связи существуют — например, интроверты часто воспринимаются как более умные — ученым не хватало всестороннего понимания этих сложных связей.
Исследование, опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences, объединяет данные более чем 1300 исследований прошлого века, в которых приняли участие более 2 миллионов участников из 50 стран, и объединяет данные из академических журналов, руководств по испытаниям, военных баз данных, ранее неопубликованные наборы данных и даже собственные базы данных частных компаний.
Это монументальное исследование представляет собой углубленное исследование всего пантеона личностных качеств и когнитивных способностей, охватывающих множество культур и демографических групп. Он имеет массив из 79черты личности — от скромности до покладистости — наряду с 97 когнитивными способностями — от скорости чтения до памяти.
«Знание того, как связаны личность и интеллект, позволяет нам задуматься над более глубоким вопросом, почему», — говорит Дениз Унес, соавтор исследования и профессор психологии в Колледже гуманитарных наук. «Эти результаты революционизируют наше понимание человеческого разнообразия и индивидуальности. Только зная себя, мы можем полностью раскрыть свой потенциал».
Ключевые результаты включают:
- Активные и энергичные люди, как правило, лучше владеют различными когнитивными способностями. Прежде всего, это включает в себя обширные знания, эффективное извлечение памяти и улучшенную обработку информации. Независимо от темы, активные люди, как правило, знают о ней больше.
- Людям, которые склонны к высокому уровню депрессии или беспокойства, может быть труднее накапливать знания или рассуждать логически.
- Те, кто был более трудолюбивым и сострадательным, как правило, обладали лучшими вербальными и количественными знаниями. Это открытие предполагает захватывающую связь между чертами личности и тем, как мы учимся.
- Между многими когнитивными способностями и непредубежденностью (то есть восприимчивостью к свежим идеям) существует прочная положительная связь.
«Потребовалось более 13 лет и команда из более чем 30 добровольцев, чтобы найти, перевести, ввести и проанализировать более 1300 исследований», — сказал Кевин Станек, соавтор исследования, который ранее возглавлял Лабораторию личности и интеллекта Колледжа. . «Мы чрезвычайно благодарны исследовательской группе, а также более широкому кругу тысяч ученых, библиотекарей и компаний, которые поделились своим временем и данными, чтобы собрать воедино эту мозаику».
Удивительным открытием этого исследования стала постоянство методов исследования в прошлом столетии. Современные исследования личности часто все еще используют самоотчет о согласии с письменными утверждениями. Чтобы противостоять этому застою, авторы работают над исследованием использования инновационных методов, таких как сенсорные исследования и генеративный ИИ, для оценки личностных качеств и когнитивных способностей.
- Категории:
- Здоровье
- Исследования
Воображение, познание и личность | SAGE Publications Inc
Статьи в разделе Воображение, познание и личность исследуют поток сознания и поток человеческого опыта в связи с человеческим развитием и поведением, образами и творчеством, фантазией и воображением, структурой и функциями мозга, эстетикой и гуманитарными науками. , а также социальные и культурные влияния. Различные авторитеты исследуют использование образов, фантазий и других ресурсов сознания в психотерапии, модификации поведения, гипнозе, медицине, образовании и других прикладных областях.
Редакторы
Джеймс М. Ханикатт, доктор философии. | Техасский университет в Далласе и заслуженный профессор LSU, США |
Амедео Д’Ангиулли, доктор философии. | Карлтонский университет, Канада |
Кейт Д. Маркман, доктор философии. | Университет Огайо, США |
Консультативный совет
Эрик Клингер, доктор философии. | Университет Миннесоты, США |
Роберт Г. Кунцендорф | Массачусетский университет Лоуэлл, факультет психологии, США |
Редколлегия
Элинор Амит, доктор философии. | Гарвардский университет, США |
Дьердра Барретт, доктор философии. | Гарвардская медицинская школа, США |
Кристен Беркос, доктор философии. | Университет Брайанта, США |
Альфредо Кампос, доктор философии. | Университет Сантьяго-де-Компостела, Испания |
Патрик Кэрролл, доктор философии. | Университет штата Огайо, США |
Сильви Чокрон, доктор философии. | Ophtalmologique Foundation Rothschild, Париж, Франция |
Чезаре Корнольди, доктор философии. | Universitiá degli Studi di Padova, Италия |
Кристи Костабайл, доктор философии. | Университет штата Айова, США |
Джим Дэвис, доктор философии. | Карлтонский университет, Канада |
Фелипе де Бригар, доктор философии. | Университет Дьюка, США |
Дэниел Ивз, доктор философии. | Университет Тиссайд, Великобритания |
Корнелия Франк, доктор философии. | Университет Билефельда, Германия |
Питер Джакобби, доктор философии. | Университет Западной Вирджинии, США |
Талия Гольдштейн, доктор философии. | Университет Пейс, США |
Мелани Грин, доктор философии. | Государственный университет Нью-Йорка в Буффало, США |
Азриэль Грисман, доктор философии. | Колледж Дикинсона, США |
Марк Гамильтон, доктор философии. | Университет Коннектикута, США |
Эрнест Хартманн, доктор медицины | Медицинская школа Тафтса |
Марди Горовиц, доктор медицины | Калифорнийский университет, Сан-Франциско, США |
Тимоти Л. Хаббард, доктор философии. | Техасский христианский университет, США |
Марсия К. Джонсон, доктор философии. | Йельский университет, США |
Трейси Кахан, доктор философии. | Университет Санта-Клары, США |
Шон Китон, доктор философии | Университет Ашленда, США |
Стивен Дж. Линн, доктор философии. | Бингемтонский университет, США |
Тадг Мак Интайр, доктор философии. | Университет Лимерика, Ирландия |
Т. Филип Мэдисон, доктор философии. | Государственный университет Стивена Ф. Остина, США |
Самуэль Мальо, доктор философии. | Университет Торонто, Канада |
Джон Д. Майер, доктор философии. | Университет Нью-Гэмпшира, США |
Алисса МакКейб, доктор философии. | Массачусетский университет Лоуэлл, США |
Шери А. Маккормик, доктор философии. | Манчестерский столичный университет, Великобритания |
Санна Нордин-Бейтс, доктор философии. | Шведская школа спорта и медицинских наук, Швеция |
Дженни О, доктор философии. | Университет штата Калифорния, Ист-Бэй, США |
Венди М. Роджерс, доктор философии. | Университет Альберты, Канада |
Джонатан Шулер, доктор философии. | Калифорнийский университет, Санта-Барбара, США |
Майкл Шредл, доктор философии. | Центральный институт психического здоровья, Мангейм, Германия |
Пол Сильвия, доктор философии. | Университет Северной Каролины в Гринсборо, США |
Джефферсон Сингер, доктор философии. | Колледж Коннектикута, США |
Карл Шпунар, доктор философии. | Университет Иллинойса, Чикаго, США |
Рони Бет Тауэр, доктор философии. | Тэрритаун, Нью-Йорк, США |
Дилан Вагнер, доктор философии. | Университет штата Огайо, США |
Кэндис Уэйкфилд, доктор философии. | Ливерпульский университет Хоуп, Великобритания |
Бенджамин Уоллес, доктор философии. | Государственный университет Кливленда, США |
Эллен Виннер, доктор философии. | Бостонский колледж и Гарвардский проект Zero, США |
Барбара Войке, доктор философии. | Колледж Барнарда, Колумбийский университет, США |
Бывший редактор
Роберт Г. Кунцендорф | Массачусетский университет Лоуэлл, факультет психологии, США |
Воображение, познание и личность — Инструкции для авторов
Отправить электронные рукописи по адресу:
https://mc.manuscriptcentral.com/icap
Рукописи: Печатные копии должны быть представлены в трех экземплярах. Электронные копии представляются в виде файлов Word. Сохраните электронную копию, так как рукопись не возвращается. Если рукопись или ее редакция принимаются к публикации, соредактор запрашивает электронную копию доработанной рукописи. Рукопись должна быть составлена на белой бумаге размером 8-1/2 x 11 дюймов, только с одной стороны, с двойным интервалом, с широкими полями, с последовательной нумерацией страниц, начиная с титульного листа. Структура статьи должна быть обозначена соответствующими заголовками и подзаголовками.
Оригинальность: Авторы должны учитывать, что к публикации принимаются только оригинальные статьи. Представление рукописи представляет собой подтверждение со стороны автора (авторов) того, что ни представленная статья, ни ее версия не были опубликованы или не рассматриваются для публикации в другом месте.
Тезисы от 100 до 150 слов необходимы для введения каждой статьи.
Ссылки должны соответствовать материалам, цитируемым в тексте, и быть подготовлены либо в соответствии с Руководством по публикациям Американской психологической ассоциации (7-е изд.). Синопсис этого руководства можно получить в Американском психологическом обществе.
Сноски: помещаются внизу страницы, где есть ссылка.