Когнитивные способности: что это и как их развивать
Каждый день когнитивные навыки помогают нам решать простые и сложные задачи. От того, насколько развиты умственные способности, зависит уровень нашей жизни, карьера и здоровье
- Что это
- Как меняются
- Как улучшить
О том, что мозг — это «мышца», которую тоже нужно тренировать, известно давно. Доказано [1], что люди, которые на протяжении жизни активно занимались умственным трудом, например, преподавали в вузе, реже сталкиваются с деменцией, или она приходит к ним намного позже. Особое внимание на «прокачку» когнитивных способностей стали обращать [2] после первых волн пандемии, когда выяснилось, что коронавирусная инфекция влияет на внимание и память, снижает умственную активность и провоцирует болезнь Альцгеймера.
Нейропластичность позволяет развивать когнитивные функции мозга как в молодости, так и в зрелом и даже преклонном возрасте. Благодаря этому мы можем беспрерывно учиться, осваивать языки, преуспевать в работе и просто в повседневной жизни, полной задач и головоломок.
Что такое когнитивные способности
Когнитивные способности — это навыки мозга усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. К ним относят память, внимание, когнитивную гибкость, воображение, речь, возможность логически рассуждать, воспринимать информацию органами чувств. Когнитивные способности отличают человека от животного, они необходимы для выживания и развития. Именно они позволяют нам запоминать дорогу от дома до работы, вдумчиво читать документы, одновременно готовить ужин и общаться с членами семьи.
Внимание
Внимание — это способность концентрироваться на задаче в течение длительного времени, даже если вокруг есть отвлекающие факторы или если вы одновременно выполняете несколько задач. Этот навык особенно ценят работодатели — часто они ищут многозадачных сотрудников, продуктивных в условиях аврала.
Распределенное внимание отвечает за умение сосредотачиваться на разных делах, например, одновременно слушать учителя, смотреть на доску и конспектировать лекцию. Сфокусированное внимание позволяет концентрироваться только на одном стимуле или действии.
Ингибиция или ингибиционный контроль помогают удерживать концентрацию на чем-либо, игнорируя или подавляя внешние факторы. Благодаря ингибиции мы не отвлекаемся на телефон пока изучаем важный материал, не встаем посреди совещания, потому что затекла нога, не перебиваем внезапно спикера, если возник вопрос.
Внимание напрямую связано с нашей памятью. Если вы не можете как следует сосредоточиться на информации, вам не удастся ее запомнить и воспроизвести. Проблемы с концентрацией внимания приводят к частым ошибкам, несвоевременному завершению проектов, конфликтам в коллективе, если вы невнимательно слушали собеседника и не проявили должного участия.
Память
Память позволяет нам воспроизводить опыт и впечатления, пережитые в прошлом, вспоминать признаки предметов и явлений, стихи, формулы, рецепты, дни рождения и другую информацию, которая поступает в мозг.
Представьте, что вы едете на велосипеде мимо людей, вывесок, домов и машин. Вы фиксируете эти объекты, но забываете о них через полсекунды, потому что эта информация вам не нужна. Так работает мгновенная память. Если же вы можете удержать в голове образ прохожего в течение 30 секунд, то вам помогла кратковременная память. Именно она помогает нам поддерживать беседу, не теряя ее сути, и читать книги, помня сюжет.
Кратковременная память дает доступ к долговременной памяти. Тот самый прохожий может попасть в ее чертоги, если он чем-то вас удивил, вызвал яркие ассоциации и эмоции. Вероятность того, что вы надолго запомните этого человека, повысится, если каждый день вы будете встречать его на своем маршруте.
Память влияет на нашу способность ориентироваться в пространстве, ездить на велосипеде спустя годы без практики, водить машину, держать в голове имена коллег и ностальгировать по былым временам спустя десятилетия.
Когнитивная гибкость
Гибкость ума позволяет адаптироваться к новым условиям, быстро менять стратегию и искать альтернативные решения задачи. Когнитивная гибкость выручает, когда нужно придумать нестандартный выход из ситуации, перейти от одного вида деятельности к другому, перенести неудачу и проработать ошибки.
Закончилась овсянка на завтрак? Когнитивная гибкость не даст уйти на работу голодным и поможет придумать другое блюдо. На привычном маршруте авария и пробка? Человек с гибким мышлением найдет новый путь и успеет на важную встречу. Коллега спорит и придерживается отличного от вас мнения? Гибкий ум сделал вас толерантным, подвижным, и теперь вы можете встать на место оппонента, почерпнуть для себя новую информацию и найти компромисс.
Если человек с трудом адаптируется к новым условиям и не может отойти от привычного ему пути, это говорит о когнитивной регидности. Такой человек будет искать овсянку, пока не поймет, что опаздывает, останется в пробке и поссорится с сослуживцем, яростно отстаивая свою точку зрения. Когнитивная регидность так и норовит взять свое, так как мозг человека стремится к стабильности, определенности и защищенности. Поэтому нам бывает легче придерживаться устоявшейся модели поведения, чем перестроить стратегию и шагнуть в неизвестность. Но стоит помнить, что побег от любых изменений и инаковости чреват неприятными последствиями — неэффективностью на работе, частыми стрессами и низким уровнем жизни.
Слуховое и визуальное восприятие
Слуховая и визуальная обработка позволяет интерпретировать любую информацию, которую вы получаете через образы или звуки. Мозг обрабатывает такие сигналы молниеносно. Звук сирены скорой помощи легко распознается и вызывает тревогу. Красный свет светофора призывает затормозить на перекрестке. Стремительно приближающийся автомобиль намекает о том же.
Окружающий мир наполнен звуковыми и визуальными сигналами, и если человек теряет способность их воспринимать, то и мозг утрачивает часть информации о мире. Ребенок с плохим зрением не видит с доски и не понимает часть материала, человек с особенностями слуха не слышит звонка велосипедиста, подъезжающего сзади. Внешний вид собеседника, его мимика, жестикуляция, манера речи и голос могут многое рассказать о нем без слов. Нахмуренные брови, резкие движения и громкие реплики начальника наверняка скорректируют ваш план действий, если вы зашли просить прибавку к зарплате.
Скорость обработки информации
Для того чтобы уловить и обработать информацию, нужно время. Кто-то решает задачи быстрее, кто-то медленнее — и это ничего не говорит об умственных способностях человека, но задает некий темп его жизни. Человек, которому нужно больше времени для чтения, математических вычислений, логических рассуждений и принятия решения, просто делает это дольше, но не менее качественно. Скорость восприятия информации при необходимости можно «прокачать» и сделать вычислительные процессы в голове более легкими, свободными, что, безусловно, помогает нам в обучении и работе.
Как меняются когнитивные способности
Как правило, когнитивные навыки активнее всего формируются детстве, когда мозг более пластичен и без труда выстраивает новые пути в нейронных сетях. Поэтому так часто говорят, что в детстве легко учиться новому. Но это совсем не приговор для взрослого человека.
Да, с возрастом у людей ухудшается [3] память и замедляется [4] скорость обработки информации. После 30 лет человек становится более консервативным, его мировоззрение уже во многом сформировано, пережитый опыт оберегает от ошибок, а без них практически не бывает развития.
Тем не менее, постоянное обучение и открытость к новым горизонтам, согласно отчету Международного экономического форума «The Future of Jobs» [5], остаются самыми востребованными навыками в наши дни.
Контролировать естественное снижение когнитивных способностей можно с помощью образования. В Университете Калифорнии поставили эксперимент [6] — предложили пожилым испытуемым 15 часов в неделю (нагрузка бакалавра) изучать испанский язык, фотографию, рисование, музыку и функции iPad. За три месяца у возрастных студентов улучшилась кратковременная память и гибкость ума до уровня 30-летних и более молодых участников эксперимента.
Выходит, что с возрастом учиться особенно полезно. Образование позволяет развивать когнитивные навыки, а когнитивные навыки помогают эффективнее учиться.
Как улучшить свои когнитивные способности
1. Занимайтесь физической активностью
Ученые доказали [7], что 30 минут аэробных и силовых тренировок в день улучшают работу мозга на 5-10%. Спорт насыщает кровь кислородом и заставляет ваше сердце биться быстрее, что повышает активность гиппокампа — части мозга, отвечающей за память и обучение. Старая добрая физическая активность полезна и для тела, и для духа, и для развития умственных способностей.
2. Высыпайтесь
Перед экзаменом или любым другим важным событием нам часто советуют хорошо выспаться, и не зря. Когда мы спим, наш мозг восстанавливается и наутро снова готов к умственным подвигам. Недосып, в свою очередь, вызывает потерю концентрации и внимания. Спите по 7-9 часов каждый день и старайтесь ложиться хотя бы до полуночи, чтобы получить максимальную пользу от ночного отдыха.
3. Уменьшите уровень стресса
В состоянии стресса сложно сконцентрироваться на задаче, вспомнить важную информацию и зафиксировать новую. В условиях хронического, постоянного стресса когнитивные способности снижаются еще быстрее. Постарайтесь устранить источники напряжения и тревоги, медитируйте, займитесь дыхательными практиками или обратитесь к психологу, чтобы достичь душевного равновесия и добиться прогресса в учебе или на работе.
4. Поддерживайте и развивайте социальные связи
В книге «Устойчивый мозг» доктор медицинских наук и нейрохирург Санджай Гупта отмечает, что люди с узким кругом общения чаще сталкиваются с нарушением сна и иммунной системы, а одиночество в пожилом возрасте быстрее приводит к деменции. Люди, которые ведут активную социальную жизнь, напротив, отмечают улучшение своих когнитивных способностей.
Особенно важно не количество друзей и знакомых, а качество общения с ними. Близкие отношения и крепкая эмоциональная связь помогают снизить уровень стресса и повысить умственные навыки. Исследователи рекомендуют играть в командные игры, чаще встречаться с близкими, посещать клубы по интересам, заниматься волонтерством, завести домашнее животное.
5. Играйте в интеллектуальные игры
Игры для мозга — не панацея, но и они помогут держать в тонусе память, восприятие, мышление, скорость и качество обработки информации. В Сети есть множество упражнений и техник, которыми вы можете заниматься по несколько минут каждый день. Головоломки, мнемотехники, задания на внимательность — отличный способ скоротать время в автобусе или в перерыве на работе, отдохнуть с друзьями или семьей. Такие игры предлагают сервисы NeuroNation [8], Викиум [9], BrainApps [10] и Cognifit [11].
Когнитивные способности и навыки: что это такое и как их улучшить
Когнитивные способности – это то что позволяет нам думать, читать, учиться, запоминать, рассуждать, обращать внимание… Мы развиваем когнитивные способности на протяжении всей нашей жизни, но их целенаправленное улучшение может помочь вам лучше применять их и быть успешней в любой профессиональной деятельности. В этой статье мы дадим определение когнитивным навыкам, приведем примеры и рассмотрим как можно улучшить свои когнитивные способности.
Что такое когнитивные функции мозга
Когнитивные функции — это высшие функции мозга, которыми человек наделен от природы; они позволяют нам принимать, отбирать, накапливать, перерабатывать, создавать и восстанавливать информацию. Это помогает нам понимать окружающий нас мир и взаимодействовать с ним.
В пожилом возрасте когнитивные функции мозга замедляются. Для того чтобы оставаться в ясном уме и памяти, мозг необходимо регулярно «тренировать».
Когнитивные навыки
В рамках когнитивных процессов задействованы различные когнитивные навыки. Когнитивные навыки — это основные навыки, которые использует наш мозг, чтобы думать, учиться, помнить, рассуждать, обращать внимание…
Когнитивные навыки необходимо развивать с ранних лет и поддерживать их на протяжении всей жизни. Каждый из ваших когнитивных навыков играет важную роль в обработке поступающей вам информации. Это означает, что если даже один из этих навыков слаб, независимо от того, какая информация поступает к вам, это может влиять на усвоение, сохранение и использование всей поступающей информации. Самый простой пример, это когда вам не только нужно прочитать материал, но и запомнить его. На самом деле, большинство трудностей в обучении вызваны одним или несколькими слабыми когнитивными навыками.
Примеры когнитивных навыков
Когнитивные навыки можно разделить на 9 разных категорий, каждая из которых отображает метод, который использует ваш мозг для интерпретации и использования информации.
- Поддерживаемое внимание
- Фокусированное внимание
- Распределённое внимание
- Долговременная память
- Рабочая память
- Логическое мышление
- Слуховое восприятие
- Зрительное восприятие
- Скорость обработки информации
1. Поддерживаемое внимание
Поддерживаемое (или постоянное, неослабное) внимание — это способность удерживать фокус внимания на какой либо задаче в течение длительного периода времени, необходимого для её выполнения, даже несмотря на наличие отвлекающих факторов. Обычно оно делится на наблюдение (обнаружить появление стимула) и концентрацию (сфокусировать внимание на стимуле или деятельности).
2. Фокусированное внимание
Фокусированное внимание можно определить как способность нашего мозга концентрировать внимания на определенной задаче, даже если вокруг много отвлекающих факторов, и вне зависимости от времени, в течение которого мы сосредотачиваемся на ней. Эта когнитивный навык очень важен, поскольку он позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.
3. Распределённое внимание
Распределённое внимание — это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно, отвечая таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивный навык также очень важен в нашей повседневной жизни.
4. Долговременная память
Долговременная память — это способность мозга, с помощью которой мы можем хранить огромный объём информации в течение длительного периода времени. Этот тип памяти помогает мозгу хранить факты, знания, навыки, а также восстанавливать в дальнейшем эти воспоминания. Срок хранения воспоминаний в долговременной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет. Долговременная память очень важна для безошибочного и самостоятельного выполнения ежедневных задач. Долговременная память — это сложная комплексная способность, за которую отвечает большое количество отделов головного мозга.
6. Рабочая память
Рабочая или оперативная память — это совокупность процессов в мозге, позволяющих нам хранить и временно использовать информацию с целью осуществления таких комплексных когнитивных задач, как понимание речи, чтение, применение математических способностей, обучение или рассуждение. Самый простой пример рабочей памяти, это когда нам нужно удержать в памяти какую-либо информацию, например, номер телефона, до того как записать его.
7. Логическое мышление
Логическое мышление — это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, и которому свойственна доказательность и рассудительность, чтобы решать проблемы и генерировать идеи.
8. Слуховое восприятие
Слуховое (аудиальное) восприятие — это способность получать и интерпретировать информацию, которая достигает наших ушей через волны звуковых частот, передаваемые по воздуху или иным образом. Звуковое восприятие постоянно присутствует в нашей повседневной жизни и помогает нам адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Оно позволяет нам общаться, предупреждает об опасности и дает возможность наслаждаться музыкой.
9. Зрительное восприятие
Зрительное или визуальное восприятие — это способность истолковывать информацию, достигающую глаз через свет видимой области спектра. Результатом этой интерпретации, которую выполняет наш мозг на основе поступающей информации, является то, что известно как способность видеть или зрение.
10. Скорость обработки информации
Скорость познавательной (когнитивной) обработки информации — это способность, которая может быть определена как время, необходимое человеку для решения умственной задачи. Этот навык связан со скоростью, с которой человек улавливает информацию и реагирует на неё, как с помощью зрения (через буквы и цифры), так и с помощью слуха (речь) или движения. Т.е. скорость обработки информации — это время между получением стимула и ответом на него.
Таким образом, скорость или быстрота когнитивной обработки информации — это время, которое длится с момента получения информации до момента её осознания и ответной реакции.
Скорость или быстрота обработки информации это один из важнейших компонентов когнитивного процесса для обучения, успеваемости, интеллектуального развития, мышления и получения опыта.
Как улучшить когнитивные навыки
Укрепление когнитивных навыков может помочь вам в вашей профессиональной деятельности, чем бы вы не занимались. Укрепление вашего внимания не только поможет вам лучше концентрироваться на задаче, но и поможет вашему слуховому восприятию, что может улучшить ваши рабочие отношения. Развитие логики и мышления поможет решению сложных, творческих задач.
Вот несколько простых способов как улучшить когнитивные навыки:
- Уменьшение влияния стресса
- Здоровый образ жизни
- Тренировка концентрации внимания и памяти
- Тренировка мозга
Уменьшение влияния стресса
Снижение уровня стресса может помочь вам фокусироваться и увеличить диапазон внимания. По возможности избегайте стрессовых ситуаций, либо практикуйте уменьшающую стресс активность. Например, самое простое, если вы на работе, короткие прогулки вокруг рабочего пространства, можно надеть наушники и слушать музыку. Дома находите время для физических упражнений или занятий йогой. Стресс можно также уменьшить с помощью простых методов медитации, сидя в тихом месте и фокусируясь на своем дыхании и мыслях. Эти простые приемы уменьшения стресса могут улучшить вашу способность концентрироваться и когнитивные навыки связанные с вниманием.
2. Здоровый образ жизни
Забота о своем здоровье и ведение здорового образа жизни также благоприятно скажутся на ваших когнитивных способностях. Здоровый сон, сбалансированное питание, физические упражнения, обильное питье помогут вашему вниманию и улучшат производительность труда. Для хорошей памяти особенно важен здоровый сон — минимум 7 часов.
3. Тренировка концентрации внимания и памяти
Улучшайте внимание и память целенаправленно концентрируя ваш разум в течении дня на определенных вещах. На работе устраните отвлекающие факторы, например, смартфон в ящик, и посмотрите как долго вы сможете оставаться сосредоточенными на задаче без потери концентрации. Также можно тренировать концентрацию задействовав дополнительные чувства, например, запоминать текст, стих, отрывок из книги, зачитывая его вслух.
4. Тренировка мозга
Также как вы поддерживаете физическую форму тела, тренируя определенные мышцы тела, вы можете тренировать определенные области мозга и ассоциированные с ними когнитивные способности. Не держите свой мозг в лености, а постоянно занимайте его чем-либо; хорошо подойдут чтение книг, пазлы, кроссворды, шахматы… и другие настольные игры. Особенно полезными будут занятия на онлайн тренажерах для мозга.
Когнитивные характеристики
последние новости
Контрольный список для хорошего самочувствия
Новые данные исследований — вмешательства при тревоге у детей с диагнозом аутизм
Исследователи из Астонского университета работают с сетью Cerebra…
Нарушения психического здоровья при синдромах Вильямса, Прадера-Вилли и ломкой Х-хромосомы
В недавней статье, опубликованной в 2019 году, описаны и…
Запуск видео — вызывающее поведение
Мы запустили новое видео о факторах, которые. ..
Ключевой факт
Люди с синдромом Рубинштейна-Тайби могут иметь трудности с исполнительными функциями, включая: торможение, рабочую память и переключение внимания.
Предварительные исследования были сосредоточены на когнитивных характеристиках при синдроме Рубинштейна-Тайби. Когнитивные характеристики относятся к процессам, основанным на мозге.
В короткометражном фильме вверху этой страницы доктор Вики Джонсон вводит термин «исполнительные функции». Это мозговые процессы, которые контролируют и регулируют наше поведение.
Предварительные исследования показали, что повторяющееся поведение, характерное для синдрома Рубинштейна-Тайби, может быть связано с проблемами исполнительных функций. Вы можете узнать больше о повторяющемся поведении, наблюдаемом у людей с синдромом Рубинштейна-Тейби, здесь.
Исполнительные функции часто подразделяют на три основных типа:
- Торможение – способность остановить ранее усвоенное или импульсивное поведение
- Рабочая память — способность запоминать информацию для конкретной задачи
- Переключение внимания — способность переключать внимание с одной ситуации на другую
Исследования показали, что у людей с синдромом Рубинштейна-Тейби может наблюдаться отсроченное начало развития навыков торможения по сравнению с обычно развивающимися детьми.
Пожилые люди лучше справлялись с задачами на торможение по сравнению с более молодыми людьми, что позволяет предположить, что это задержка в развитии навыков, а не люди с синдромом Рубинштейна-Тейби, которые вообще не приобретают навыки.
Рабочая память
Точно так же пожилые люди с синдромом Рубинштейна-Тейби лучше справлялись с задачами, оценивающими рабочую память, по сравнению с более молодыми людьми с синдромом Рубинштейна-Тайби с отсроченным началом развития этих навыков по сравнению с обычно развивающимися детьми .
В среднем в ходе исследования люди с синдромом Рубинштейна-Тайби могли одновременно помнить 2-3 слова. Это открытие предполагает, что люди могут извлечь выгоду из небольших кусков информации.
Люди с синдромом Рубинштейна-Тайби испытывали особые трудности с запоминанием последовательностей, состоящих из визуальной информации. Это говорит о том, что, хотя в некоторых ситуациях визуальная информация может быть полезна для людей с синдромом Рубинштейна-Тейби, им также может быть полезна информация, представленная в устной форме.
Опубликованное исследование, проведенное в Бирмингемском университете в 2016 году, было посвящено развитию рабочей памяти у людей с синдромом Рубинштейна-Тайби. Было высказано предположение, что люди с синдромом Рубинштейна-Тайби демонстрируют улучшение своей вербальной рабочей памяти по мере взросления, но этого не было обнаружено в их зрительно-пространственной рабочей памяти. Это может свидетельствовать о том, что у людей с синдромом Рубинштейна-Тайби могут быть особые трудности со способностями зрительной рабочей памяти.
Результаты этого исследования были собраны в определенный момент времени, и люди с синдромом Рубинштейна-Тейби не наблюдались с течением времени. Это означает, что результаты следует интерпретировать с осторожностью, поскольку для их подтверждения необходимы дополнительные исследования.
Вы можете скачать исследовательскую работу по этому вопросу здесь.
Переключение внимания
Исследования показали, что людям с синдромом Рубинштейна-Тайби трудно, когда происходит сложное переключение внимания, т.е. много переключений внимания за короткий промежуток времени по сравнению с типично развивающимися детьми. Однако дальнейшие исследования должны подтвердить это и сосредоточиться на том, почему это может быть.
Связи между повторяющимся поведением и исполнительными функциями
Принимая во внимание эти результаты, была обнаружена связь между повторяющимися вопросами у людей с синдромом Рубинштейна-Тейби и их выполнением задач на торможение и вербальную рабочую память.
Кроме того, была также обнаружена связь между «завершающим поведением» (настаивание на том, что действия/объекты «завершены» или «целостны») и переключением внимания.
Эти данные свидетельствуют о том, что повторяющееся поведение при синдроме Рубинштейна-Тайби может быть связано с трудностями исполнительной функции.
Подробнее об этом исследовании можно прочитать здесь.
Теория разума
Исследования также рассматривали другой мозговой процесс, известный как Теория разума. Теорию разума можно определить как способность человека рассуждать о мыслях и чувствах другого человека.
Исследования показали, что люди с синдромом Рубинштейна-Тайби справлялись с ранними задачами Теории разума, такими как «помощь» и «сотрудничество», но более поздние задачи им становились более сложными. Эти более поздние задачи могли быть более сложными для людей с синдромом Рубинштейна-Тайби, поскольку они включали потребность в рабочей памяти человека, который должен был помнить факты о событии / истории.
Подробнее об этом исследовании можно прочитать здесь.
Очень важно отметить, что исследование, описанное на этой странице, еще не было опубликовано, за исключением одного исследования, заявленного как опубликованное, и поэтому необходимо провести дополнительные исследования, чтобы подтвердить эти предварительные результаты.
Скачать страница в формате PDF
Исполнительные функции | Центр памяти и старения
Терм исполнительные функции относится к когнитивным навыкам более высокого уровня, которые вы используете для контроля и координации других своих когнитивных способностей и поведения. Этот термин представляет собой бизнес-метафору, предполагающую, что ваши исполнительные функции сродни исполнительному директору, который контролирует все различные отделы, чтобы компания могла двигаться вперед максимально эффективно и результативно. То, как мы организуем свою жизнь, как мы планируем и как мы затем реализуем эти планы, во многом определяется нашей исполнительной системой.
Исполнительные функции можно разделить на организационные и регулирующие способности. Организация включает сбор информации и ее структурирование для оценки. Правило включает в себя оценку доступной информации и модулирование ваших реакций на окружающую среду. Увидев перед собой чудесный десерт, вы можете захотеть его съесть, но ваша исполнительная система может напомнить вам, что его употребление противоречит вашим внутренним целям, таким как похудение.
- Организация – внимание, планирование, последовательность, решение проблем, рабочая память, когнитивная гибкость, абстрактное мышление, усвоение правил, выбор релевантной сенсорной информации
- Регламент – инициация действия, самоконтроль, эмоциональная регуляция, мониторинг внутренних и внешних раздражителей, инициирование и торможение контекстно-зависимого поведения, моральные рассуждения, принятие решений
Анатомия исполнительных функций
Дефицит исполнительных функций связан с повреждением наиболее передних областей лобных долей (расположенных непосредственно над глазами), а также корковых (т. е. теменных долей) и подкорковых структур, которые соединяются с лобные доли. В исполнительную систему входят префронтальная кора, базальные ганглии и таламус.
Лобные доли — это последние области мозга, которые полностью развиваются. Эта область мозга возникла эволюционно поздно и у людей она намного больше, чем у наших ближайших родственников приматов. Лобные доли обычно составляют около 40% человеческого мозга.
Нарушения исполнительных функций
Поскольку эти навыки интегрируют информацию на более высоком уровне через когнитивные области, повреждение исполнительной системы обычно связано с набором недостатков, а не только с одной способностью. потеря этого административный контроль влияет на способность организовывать и регулировать несколько типов информации и часто вызывает изменение поведения.
Повреждение исполнительной системы часто приводит к:
- Организационным трудностям
- Трудности в планировании и инициации (начало работы)
- Невозможность многозадачности
- Трудности с беглостью речи
- Проблемы планирования на будущее
- Трудности с обработкой, хранением и/или извлечением информации
- Перепады настроения
- Отсутствие заботы о людях и животных
- Потеря интереса к деятельности
- Социально неприемлемое поведение
- Неспособность учиться на последствиях прошлых действий
- Трудности с абстрактными понятиями (неспособность совершить прыжок из символического в реальный мир)
- Неосознавание или отрицание того, что их поведение является проблемой
Оценка
Инструменты, используемые для оценки исполнительного поведения, основаны на когнитивных навыках, описанных выше, таких как умственная гибкость, планирование, организация, сдерживание и отсутствие отвлечения внимания.