Когниции в психологии: почему они бывают противоречивыми
Термин когниция используется во многих науках. Педагоги, философы, социологи, психологи, невропатологи и математики активно применяют это понятие в своей работе. Данное определение дает наиболее ёмкое и точное определение уникальной связи мыслительных процессов с психикой человека.
Происходит термин «когниция» от латинского слова (cognitio), что в переводе обозначает – познание, понятие, знание.
Фото Oliver Cole on Unsplash
Но в психологии это значение получило более широкую расшифровку, когниция на языке науки о Душе представляет собой совокупность познавательных психологических процессов, которые формируют у человека определенное умозаключение, установку в поведении относительно полученных знаний.
Под знаниями стоит понимать не сухие научные данные, а информацию, которую транслирует индивиду социум, окружающий мир. Мозг человека обрабатывает полученную информацию, в этот процесс вовлечена психика, которая формирует из полученных убеждений определенные паттерны поведения человека.
Под паттернами понимаются конкретные модели и сценарии поведения в той или иной ситуации. Простыми словами можно сказать, что когниции являются умозаключениями, которые конструируют индивидуальную картину мира человека.
В этой статье:
Роль когниции в жизни человекаПричины возникновения противоречивых когниций Методы коррекции когнитивного диссонансаКогнитивный подход и прочие методы
Новости СМИ2
Роль когниции в жизни человека
Лучше всего понять данный термин дает пример рождения и развития ребенка в мире. Древние философы сравнивали разум новорождённого с «чистым листом бумаги», все не раз слышали этот термин – Tabula rasa. На самом деле такое наблюдение очень точно описало состояние познавательных процессов и мышления ребенка на начальном этапе.
По мере его развития и познания окружающего мира, у него формируются определенные понятия, в него закладываются убеждения и образцы восприятия окружающей действительности.
Непосредственное влияние на формирование когниций оказывает воспитание и микросоциум, в котором развивается человек. В сформированные когниции, человек вкладывает собственный смысл.Что такое когнитивный диссонанс?
Психология уделяет большое значение когнитивным убеждениям людей. Созданные паттерны поведения на их основе могут быть как позитивными, так и негативными. Важно знать, что для человека его умозаключения являются истинными, он не видит ошибки в «программе» и может на протяжении всей жизни сталкиваться с серьезными проблемами.
В основу когнитивных убеждений входят следующие области познания мира:
- Внутренняя картина мира определяет место человека в окружающем мире. То, как он себя ощущает в социуме.
- Самоидентификация и ощущения собственной индивидуальной сущности. Какой я на самом деле?
- Область взаимодействия с другими людьми. В основе лежит то, как личность познает другого человека.
- Сценарии взаимодействия с другими людьми.
- Паттерны поведения в конфликтных ситуациях.
Если убеждения носят нелогичный и травмирующий характер, то такую когницию называют противоречивой и дисфункциональной. Существуют методики и техники работы с коррекцией паттернов в поведении через изменение когнитивных убеждений человека. В данном направлении работает – Когнитивная психология.
Причины возникновения противоречивых когниций
Возникают дисфункциональные когниции, искаженные и неверные убеждения, по нескольким причинам. Психологи смогли выделить ряд факторов, оказывающих прямое влияние на формирование сценариев в поведении и глубинных убеждений:
- Микросоциум, в котором растет и воспитывается ребенок. Семья и люди, являющиеся авторитетом для человека. Мозг маленького ребенка, словно сканер, записывает, все образцы поведений и реакций своих близких на ту или иную ситуацию.
- Формирование внутреннего ощущения себя самого, так же берет начало от взаимоотношений с родителями или людьми, воспитывающими ребенка. Если в отношениях будет заложена травмирующая программа, например: «Я должен заслужить чью – то любовь», «Меня невозможно полюбить», «Я плохой и недостойный внимания». Перечислять можно бесконечно и, к сожалению, таких людей много, которые живут с негативными внутренними убеждениями в отношении себя.
- Исходя из ощущений и мыслей о себе самом, ребенок и пытается встроить взаимоотношения с другими. Если он считает себя плохим и недостойным внимания, то он может выбрать деструктивные сценарии поведения, которые будут наносить вред ему и окружающим.
Пример: если по характеру ребенок спокойный, застенчивый и тревожный, то скорее всего будет подстраиваться под других и угождать потребностям иного человека, ведь он убежден, что любовь и дружбу ему нужно заслужить. Таким образом, сценарий начинает работать и по мере взросления человека, такой паттерн поведения только укрепляется в его жизни.
- В состояние конфликта ребенок так же попадает еще в детстве. Это опыт, полученный с сиблингами, с родителями, в детских дошкольных учреждениях. Когниция может сформироваться в момент наблюдения за конфликтной ситуацией, где ребенок был лишь свидетелем. В этот процесс задействованы его личные эмоции, ощущения, восприятие и логическое умозаключение.
Пример: Конфликт между родителями, ссора, разговор на повышенных тонах. Один из родителей доминирует и даже применяет физическую силу. В этой ситуации перед ребенком два сценария, как можно себя повести, и выберет он того, с кем себя идентифицирует.
Image by fancycrave1 from Pixabay- В воспитании детей родители могут применять убеждения, говорить о том, как надо поступать в той или иной ситуации, но личное переживание ситуации все равно показывает, что ребенок применяет ранее увиденные образцы поведения.
Если говорить обобщенно, то на мироощущение, на восприятие себя в этом мире оказывает влияние не только семья и социум, но и информация, поступающая из книг, фильмов, телепередач. Когниции могут формироваться на разном возрастном этапе. В подростковом возрасте особенно важно оказать помощь ребенку сформировать верные и позитивные убеждения относительно себя и окружающего мира.
Методы коррекции когнитивного диссонанса
Когнитивная психология предметом изучения выбрала познавательные процессы. Это мышление, восприятие, воображение, ощущение, речь и память. Они неразрывно связанны с сознательными процессами в психике человека. Именно эта взаимосвязь и играет определяющую роль в формировании когнитивных убеждений.
Когда у человека в его психике возникает дискомфорт относительно несовпадения его мыслей и убеждений с действительностью, он будет переживать внутренний конфликт. Есть ряд психических расстройств, которые возникают вследствие деформации когниций. Если человек испытывает дискомфорт от когнитивного диссонанса, это обозначает, что его противоречивые убеждения пока еще находятся в поле его сознания.
Фото Katerina Jerabkova on UnsplashПерейдя в подсознание, они смогут мирно существовать и убеждать человека в самых невероятных идеях. Ярким примером служат многочисленные случаи с сектантами, где люди верят и берут за истину внушаемые им идеи.
Как работает когнитивная психология, показывают следующие этапы консультирования:
- На начальном этапе пациент проходит тестирование, ведутся многочисленные беседы, в ходе которых выявляются деструктивные когниции.
- На втором этапе работы ведется сложная совместная работа психотерапевта и клиента, где важно раскрыть ошибочную суть и недостатки сложившихся убеждений. Клиенту необходимо самостоятельно убедиться и осознать, что действующий конструкт в его мыслях ведет к дискомфорту.
- На заключительном этапе, на основе выбранного верного убеждения, выстраиваются новые сценарии поведения. Клиент применяет их в своей жизни и формирует новые убеждения.
Когнитивный подход и прочие методы
Наука не стоит на месте. Современная психотерапия позволяет скорректировать нарушение структуры дисфункционального поведенческого процесса человека в терапии. Но влиять на свое состояние в таком случае можно не только с помощью психолога, но и самостоятельно. Поговорим в статье о том, какие методы и знания из тех, что предлагает когнитивная психология, ты можешь использовать себе в помощь без участия терапевта. А потом обсудим уловки, к которым способен прибегать твой мозг.
Историческая справка
Основная парадигма теории когнитивного диссонанса была сформулирована американским психологом Леоном Фестингером в 1957 году. Он вывел в её рамках главный элемент: стараясь снизить уровень психологического дискомфорта, человек будет предпринимать различные попытки обходить ситуации, ведущие к предполагаемому усилению диссонанса.
Осознаем установку разума быть последовательным
Изучение и анализ поведенческих паттернов научным сообществом показал, что даже если новая ситуация отличается от предшествующего опыта человека, он все равно будет пытаться действовать испытанными схемами. Такая реакция тесно связана с когнитивным диссонансом и вызвана желанием быть последовательным во что бы то ни стало. Именно на неё завязан принцип про три вопроса, на которые индивид точно ответит согласием.
- Всегда стоит оставаться на стороне своих интересов. Прямо покажи собеседнику свое понимание ситуации. У каждой нечестной игры должен быть свой предел.
- Если доставить расстройство этому человеку для тебя непросто, прерви контакт, сославшись на внезапное появление срочных дел.
Установка на последовательность – социально одобряема, благодаря этому с ней довольно сложно справляться. Но, понимая и осознавая, с чем ты борешься, понять, как это сделать гораздо проще.
Находим автоматические мысли сознания
Чтобы выявить дисфункциональные когниции, необходимо проделать определенную работу над собой и над тем, что и как способно воспринимать твое мышление.
- Идеальным будет получать и сразу же записывать диссонансные мысли, но в реальности это часто не является совсем уж удобным способом.
- Однако для достижения результата будет достаточно пятнадцати минут вечером. В это время ты целенаправленно берешь и фиксируешь образы, эмоции и диссонансные переживания прошедшего дня. Важно описывать их в формате прямой речи: «Я считаю своих друзей отличными и готова продолжать называть их друзьями, даже когда они меня подводят».
Само осознание наличия диссонанса в системе дает занимательную информацию для размышлений и их обработки.
Изучаем приобретение и сопоставляем с представлением реальной жизни
Иногда мы относимся к своим умозаключениям, как к непреложным фактам. А ведь в них вполне может закрасться ошибка. Исследование мыслей, которые мы считаем аксиомой и последующее раскладывание их на составляющие помогает присмотреться к искажениям своего восприятия более пристально. Последовательно задай себе следующие вопросы:
- Какие соответствующие аргументы подтверждают мое умозаключение?
- Какие факты его опровергают?
- Когда я думаю таким образом, в чем мой выигрыш?
- Приближают ли мои мысли меня к моей цели?
Основная задача метода – отследить взаимосвязь между конкретными когнициями и возникающими неприятными эмоциональными состояниями и чувствами, а также немного рационализировать информацию, создающую диссонанс.
Переключаем внимание
Такой способ позволяет смягчить состояние дискомфорта и делает жизнь в когнитивном диссонансе немного проще. Разбираем по шагам.
- Для начала оцени интенсивность переживаемой эмоции в то время, когда испытываешь когнитивный диссонанс. Хорошим решением будет набросать вертикальную шкалу от одного до десяти и отметить на ней уровень своего эмоционального состояния.
- Далее сконцентрируй все свое внимание на каком-нибудь стороннем объекте и подробно опиши его.
- После есть необходимость оценить уровень эмоции снова. Настроение должно стать лучше.
В последующем при ощущении неприятной эмоции, займись другим делом: выпей чашку чая или присмотрись к окружающему миру.
Как еще устранить когнитивный диссонанс
Помимо техник работы, есть еще и уловки, способные упростить ситуацию. Если использовать созидающую деятельность – проблема для тебя, воспользуйся одним из способов снизить накал:
- Позитивное мышление. Если то, что будет происходить вокруг, вдруг окажется сильнее твоих убеждений, попробуй поменять отношение и поискать в этом нечто хорошее. Грамотно выбранный ракурс преподносит любую ситуацию в выгодном свете.
- Избегание. Можно просто отказаться от участия в событиях, вызывающих у тебя когнитивный диссонанс. Например, твоя жизнь прекрасна и сбалансирована, а друг постоянно твердит, что у него все плохо. Логичной формой проявления избегания тут будет не услышать его звонок. Однако, метод хорош до первого возникновения действительно важного повода столкнуться с ситуацией лицом к лицу.
- Оправдание себя и своего поведения. Человеческая личность иногда может позволить себе некоторые слабости. С точки зрения твоего мозга – это вообще самый действенный способ. Память, конечно, знает, что ты обещала себе не есть после шести. Такая уж у неё функция. Но ты говоришь себе, что салат – это очень легкая пища и спокойно доедаешь оливье. В итоге, ущерб фигуре и обещанию нанесен, но перед собой ты полностью оправдана.
Однако не забывай, что роль любой уловки – временное облегчение. На долгосрочный эффект гораздо действеннее работает попытка понять причину происходящего и что-нибудь с этим сделать. Ведь действие – это такой навык, который всегда работает на тебя.
Когниция и когнитивный диссонанс — Блог Викиум
Илья Павлов
Автор Викиум
Когниция представляет собой комплекс ментальных процессов, которые позволяют не просто обрабатывать, но ещё и трансформировать информацию. С её помощью удаётся включить постижение, а также оценку своей собственной персоны, её существования в окружающей действительности. Дополнительно когниция предоставляет возможность строить определённую картину реальности, которая будет полностью индивидуальной.
Что такое когниция
Если учитывать то, какую именно нейронную структуру имеет человеческий мозг, можно сказать, что он лучше любого современного компьютера. До сегодняшнего дня специалистам не удалось полностью изучить, каким именно потенциалом он обладает. Несмотря на это, они утверждают, что вычислительные возможности будут безграничными. В то же время даже самый слабый калькулятор считается более эффективным, когда дело доходит до вычислительных процессов. Почему же всё происходит именно так?
Мыслительная активность и психические процессы в человеческом организме протекают раздельно. Именно поэтому достаточно часто люди допускают логические ошибки или делают в корне неправильные выводы. На перцепцию человека будут влиять многочисленными факторы, например:
- Мотивация.
- Наличие определённых социальных установок.
- Эмоциональные впечатления.
- Ментальный шум или же сознательные потоки мыслей.
- Наличие ограниченного потенциала мозга, который имеет прямое отношение к трансформации информации.
Когниция выступает результатом формирования знаний об определённом объекте или предмете. Именно она позволяет воедино связать разнообразные компоненты психики, основными из которых считаются интеллект, представление, эмоции и память. Если говорить более простым языком, то когниция представляет собой некую единицу смысла, которая находится за пределами не только разума, но ещё и психики.
Когнитивный диссонанс
Когда индивид сталкивается одновременно с несколькими когнициями, которые противоречат друг другу, происходит возникновение когнитивного диссонанса. В большинстве случаев данное явление становится следствием таких причин:
- Наличие логической неадекватности, которая возникает между определённым процессом и знаниями о нём или же феноменом с суждениями.
- Мнение и разумение индивида полностью отличается от того, что думает большая часть людей, которые находятся вокруг.
- Противоречие может возникать между полученным человеком опытом и ситуацией, которая регулярно появляется в дальнейшем.
- Человек учитывает определённый шаблон поведения, который у него сложился достаточно давно или же подвергается культурному влиянию, хотя при этом имеет совершенно другое представление о них.
Если говорить максимально простым и понятным языком, то для обычного человека когнитивный диссонанс представляет собой противоречие, которое будет длиться на протяжении долгого времени внутри самого индивида. Из-за него начинают возникать многочисленные негативные эмоции. Для того чтобы можно было ликвидировать эти неприятные ощущения, человек делает всё возможное, чтобы загладить свой внутренний конфликт. Для этого может использоваться несколько стратегий:
- Индивид начинает менять поведение.
- Отрицает наличие ответственности.
- Меняет когницию или переоценивает ее.
- Ищет единомышленников.
- Происходит формирование новой когниции путём добавления дополнительного компонента.
В большинстве случаев люди стараются сделать всё для того, чтобы когнитивного диссонанса и вовсе не возникло. В этом плане полезно развивать логическое мышление. Курс «Мышление Шерлока» развивает логику и учит применять её в жизни.
Как стать когнитивным психологом [Обзор работы и зарплаты]
Человеческий разум представляет собой увлекательную сеть мыслей, воспоминаний и восприятий. Когнитивные психологи изучают, как эти психические процессы могут влиять на поведение.
Карьера в области когнитивной психологии дает возможность узнать, как работает разум. Они также дают возможность разработать новые методы лечения психических заболеваний. В этом руководстве объясняется, как стать когнитивным психологом, включая необходимые образование, опыт и навыки.
Что такое когнитивная психология?
Когнитивная психология изучает психические процессы, включая память, внимание, восприятие и языковую обработку, а также то, как они влияют на поведение человека.
Когнитивные психологи разрабатывают стратегии помощи людям, которые испытывают трудности с одним или несколькими из этих процессов. Они работают с людьми с болезнью Альцгеймера, травмами головного мозга, нарушениями обучаемости и нарушениями развития, такими как аутизм.
Вакансии в области когнитивной психологии существуют в исследовательских центрах, университетах, медицинских и психиатрических клиниках.
Зарплата в области когнитивной психологии
По данным Бюро статистики труда США (BLS), средняя годовая заработная плата психологов в мае 2020 года составляла 82 180 долларов. Однако это число включает всех психологов и не описывает конкретно заработную плату когнитивных психологов.
Самые низкие 10% | Средняя годовая зарплата | Самый высокий 10% | Прогнозируемый темп роста (2020-2030 гг.) |
---|---|---|---|
46 270 долл. США | 82 180 долларов США | 137 590 долларов США | 8% |
Популярные онлайн-программы по психологии
Как мне стать когнитивным психологом?
Шаги к тому, чтобы стать когнитивным психологом, включают получение степени бакалавра в области психологии или смежной области, степени магистра в области психологии и факультативной докторской степени с опытом работы под наблюдением.
Выпускники затем могут получить государственную лицензию или сертификацию, а затем, при желании, сертификацию совета. Весь процесс может занять до 10 лет.
Обучение когнитивных психологов
Будущие когнитивные психологи должны получить четырехлетнюю степень бакалавра в области психологии или смежной области, прежде чем получить степень магистра психологии. Некоторые люди решают остановиться на этом, в то время как другие предпочитают получить докторскую степень.
Хотя возможности карьерного роста для обладателей степени магистра существуют, в большинстве штатов требуется наличие докторской степени для подачи заявления на получение лицензии и сдачи экзамена на профессиональную практику в области психологии (EPPP). Рекомендуется сначала проверить требования вашего штата к образованию и лицензированию, чтобы убедиться, что вы находитесь на правильном образовательном пути.
Требования к заявкам на программы докторантуры по психологии могут включать определенный средний балл или результаты экзаменов на выпускных экзаменах, рекомендательные письма и стенограммы университета.
Кандидаты в докторантуру проходят стажировки или практикумы, чтобы получить практический опыт, и студентам, возможно, потребуется разработать диссертацию для получения диплома.
Лицензия для когнитивных психологов
Во многих штатах требуется, чтобы лицензированные когнитивные психологи получали степень по программе, аккредитованной Американской психологической ассоциацией (APA). Они также должны пройти контролируемые часы, практикум или стажировку.
Кандидаты также должны сдать экзамен EPPP, а иногда и экзамен по профессиональным стандартам.
Однако государственные нормативы часто различаются. Вы должны ознакомиться с требованиями лицензирования и сертификации вашего штата. Например, лицензионные требования в Иллинойсе включают докторскую степень в области клинической, школьной или консультационной психологии и сдачу экзамена EPPP.
Также полезно изучить статус взаимности вашей лицензии, если вы, возможно, переезжаете в другой штат.
Сертификат совета для когнитивных психологов
Американский совет профессиональной психологии (ABPP) использует сертификацию совета, чтобы убедиться, что психолог компетентен в своей специальности. Кандидаты должны иметь государственную лицензию, прежде чем подавать заявку на сертификацию совета директоров.
Шаги для подачи заявки включают:
- Рассмотрение ABPP и специальных требований
- Заполнение заявки
- Загрузка необходимых документов
- Оплата регистрационного сбора
После того, как совет рассмотрит все материалы, вы можете получить право сдавать письменный экзамен, за которым следует устный экзамен.
Сертификация Советане является обязательной, но некоторые медицинские учреждения могут потребовать ее при приеме на работу. Кроме того, сертификация совета может привести к более высокой заработной плате в определенных условиях практики.
Если вы решите переехать, ваша сертификация совета директоров может иметь взаимное значение в других штатах. Однако вам может потребоваться предоставить некоторую документацию для соответствия требованиям вашего нового штата.
Предпрофессиональный опыт для когнитивных психологов
Аспиранты начинают или завершают контролируемый клинический опыт, необходимый для получения лицензии, участвуя в стажировках или практических занятиях, таких как практические занятия. Стажеры часто выполняют более независимые обязанности, в то время как практика обычно предполагает тесное сотрудничество с психологом.
Навыки и опыт, которые могут вам понадобиться перед началом предпрофессиональной подготовки, включают:
- Понимание профессиональных ценностей, таких как честность и ответственность
- Профессиональное поведение
- Подотчетность и надежность
- Потребность защищать благополучие других
Во время прохождения практики или стажировки вы можете работать с людьми в психиатрических клиниках, общественных центрах психического здоровья, частных врачебных кабинетах или университетских консультационных центрах. Вы также можете принять участие в различных клинических экспериментах и стать свидетелями различных состояний психического здоровья.
Часто задаваемые вопросы
Сколько времени нужно, чтобы стать когнитивным психологом?
Обычно требуется 6-10 лет, чтобы стать лицензированным когнитивным психологом.
Как выбрать правильную программу когнитивной психологии?
Ищите школы, которые предлагают программы, аккредитованные APA. Посещение учреждений, занимающихся психологическими исследованиями, может расширить возможности трудоустройства.
Могу ли я получить степень по когнитивной психологии онлайн?
Из-за практического подхода большинства докторских программ трудно получить докторскую степень по когнитивной психологии полностью онлайн. Однако некоторые колледжи предлагают гибридные программы бакалавриата или магистратуры.
Чем занимается когнитивный психолог?
Повседневный опыт когнитивных психологов зависит от условий их работы. Многие работают в сфере исследований. Другие консультируют судебную систему, становятся профессорами или лекторами или открывают частную практику. Новые роли в сфере промышленной и организационной психологии открывают новые захватывающие возможности.
Как когнитивный психолог, вы можете помочь в разработке новых теорий с помощью исследований. Вы можете находить и проводить новые оценки психического здоровья и методы лечения или напрямую помогать людям с психическими заболеваниями. Вы также можете исследовать новые методы лечения людей с черепно-мозговой травмой и нейродегенеративными расстройствами.
Вы можете тесно сотрудничать с учеными, школьным персоналом, пациентами, правоохранительными органами, владельцами бизнеса и командами крупных компаний. Ежедневные обязанности зависят от вашей роли и могут включать проведение исследований в исследовательской лаборатории, общение с пациентами и их семьями или чтение лекций на конференциях.
Когнитивные психологи находятся на переднем крае исследования внутренней работы человеческого разума и процессов, которые могут заставить людей вести себя определенным образом.
Навыки и компетенции
Навыки, необходимые для того, чтобы стать когнитивным психологом, аналогичны навыкам общего психолога. Однако эта область часто требует дополнительных исследований и исследований, и определенные характеристики могут помочь в достижении успеха.
К ним относятся:
- Искренний интерес к тому, как работает мозг, включая память, внимание, решение проблем и рассуждения
- Критическое мышление и навыки анализа
- Способность активно слушать коллег и людей, испытывающих трудности с мыслительной обработкой
- Отличные исследовательские навыки и внимание к деталям
- Сильные навыки решения проблем
- Превосходные организационные навыки и навыки управления временем
- Гибкость и умение работать в режиме многозадачности
- Способность сосредоточиться и сидеть за столом в офисе в течение длительного периода времени
Ресурсы по когнитивной психологии и профессиональные организации
Что такое познание? – Общая психология
Перейти к содержимому
Мышление и интеллект
Цели обучения
- Различать концепции и прототипы
- Объясните разницу между естественными и искусственными понятиями
Познание
Просыпаясь каждое утро, вы начинаете думать, обдумывая задачи, которые должны выполнить в этот день. В каком порядке вы должны выполнять свои поручения? Должны ли вы сначала пойти в банк, в химчистку или в продуктовый магазин? Сможете ли вы сделать эти вещи до того, как пойдете в класс, или вам придется подождать, пока школа не закончится? Эти мысли являются одним из примеров познания в действии. Исключительно сложный, является существенной характеристикой человеческого сознания, однако не все аспекты познания переживаются сознательно. — это область психологии, посвященная изучению того, как люди думают. Он пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, как мы думаем, изучая взаимодействие между человеческим мышлением, эмоциями, творчеством, языком и решением проблем, в дополнение к другим когнитивным процессам. Когнитивные психологи стремятся определить и измерить различные типы интеллекта, выяснить, почему одни люди лучше решают проблемы, чем другие, и как эмоциональный интеллект влияет на успех на рабочем месте, среди бесчисленного множества других тем. Они также иногда сосредотачиваются на том, как мы организуем мысли и информацию, собранную из нашего окружения, в значимые категории мыслей, которые будут обсуждаться позже.Категории и понятия
Категория – это набор объектов, которые можно рассматривать как эквивалентные. Например, рассмотрим следующие категории: грузовики, беспроводные устройства, свадьбы, психопаты и форель. Хотя объекты в данной категории отличаются друг от друга, они имеют много общего. Когда вы знаете, что что-то является грузовиком, вы знаете об этом совсем немного. Помните, что психология категорий связана с тем, как люди изучают и используют информативные категории, такие как грузовики или психопаты. Ментальные представления, которые мы формируем о категориях, называются понятиями. В мире есть категория грузовиков, и у вас в голове тоже есть понятие о грузовиках. Мы предполагаем, что понятия людей более или менее точно соответствуют реальной категории, но может быть полезно различать их, например, когда чье-то представление на самом деле не верно.Концепции и прототипы
Нервная система человека способна обрабатывать бесконечные потоки информации. Органы чувств служат интерфейсом между разумом и внешней средой, получая раздражители и переводя их в нервные импульсы, которые передаются в мозг. Затем мозг обрабатывает эту информацию и использует соответствующие фрагменты для создания мыслей, которые затем могут быть выражены с помощью языка или сохранены в памяти для будущего использования. Чтобы усложнить этот процесс, мозг собирает информацию не только из внешней среды. Когда формируются мысли, мозг также извлекает информацию из эмоций и воспоминаний (рис. 1). Эмоции и память сильно влияют как на наши мысли, так и на поведение.
Рисунок 1 . Ощущения и информация принимаются нашим мозгом, фильтруются эмоциями и воспоминаниями и обрабатываются, чтобы стать мыслями.Чтобы упорядочить это ошеломляющее количество информации, мозг создал своего рода картотеку. Различные файлы, хранящиеся в картотеке, называются концепциями. 90–190 — это категории или группы лингвистической информации, образов, идей или воспоминаний, таких как жизненный опыт. Понятия во многих отношениях являются большими идеями, которые генерируются путем наблюдения за деталями, а также классификации и объединения этих деталей в когнитивные структуры. Вы используете понятия, чтобы увидеть отношения между различными элементами вашего опыта и сохранить информацию в своем уме организованной и доступной.
Понятия основаны на нашей семантической памяти (вы узнаете больше об этом понятии, когда будете изучать память) и присутствуют во всех аспектах нашей жизни; однако одно из самых простых мест, где можно заметить концепции, — это классная комната, где они обсуждаются в явном виде. Когда вы изучаете историю Соединенных Штатов, например, вы узнаете не только об отдельных событиях, которые произошли в прошлом Америки. Вы усваиваете большое количество информации, слушая и участвуя в дискуссиях, изучая карты и читая рассказы из первых рук о жизни людей. Ваш мозг анализирует эти детали и формирует общее представление об американской истории. В процессе ваш мозг собирает детали, которые информируют и улучшают ваше понимание связанных понятий, таких как демократия, власть и свобода.
Понятия могут быть сложными и абстрактными, как правосудие, или более конкретными, как виды птиц. В психологии, например, стадии развития Пиаже представляют собой абстрактные понятия. С некоторыми понятиями, такими как толерантность, согласились многие люди, потому что они использовались по-разному на протяжении многих лет. Другие понятия, такие как характеристики вашего идеального друга или традиции дня рождения вашей семьи, являются личными и индивидуальными. Таким образом, концепции затрагивают каждый аспект нашей жизни, от наших многочисленных повседневных дел до руководящих принципов, лежащих в основе того, как функционируют правительства.
Концепции лежат в основе разумного поведения. Мы ожидаем, что люди будут способны знать, что делать в новых ситуациях и при столкновении с новыми объектами. Если вы входите в новый класс и видите стулья, доску, проектор и экран, вы знаете, что это за вещи и как они будут использоваться. Вы садитесь на один из стульев и ожидаете, что инструктор напишет что-то на доске или спроецирует что-то на экран. Вы делаете это , даже если вы никогда раньше не видели ни один из этих предметов , потому что у вас есть концепции классных комнат, стульев, проекторов и т. д., которые говорят вам, что они из себя представляют и что вы должны с ними делать. Более того, если кто-то расскажет вам о новом проекторе, например, о том, что в нем есть галогенная лампа, вы, вероятно, распространите этот факт на другие проекторы, с которыми столкнетесь. Короче говоря, концепции позволяют вам распространить то, что вы узнали об ограниченном числе объектов, на потенциально бесконечное множество сущностей.
Рисунок 2 . В 1930 марта Мохандас Ганди возглавил группу мирных протестов против британского налога на соль в Индии.Другой метод, используемый вашим мозгом для организации информации, — это идентификация прототипов концепций, которые вы разработали. — лучший пример или представление концепции. Например, для категории гражданского неповиновения вашим прототипом может быть Роза Паркс. Ее мирное сопротивление сегрегации в городском автобусе в Монтгомери, штат Алабама, является узнаваемым примером гражданского неповиновения. Или вашим прототипом может быть Мохандас Ганди, которого иногда называют Махатма Ганди («Махатма» — почетный титул) (рис. 2).
Мохандас Ганди служил ненасильственной силой за независимость Индии, одновременно требуя, чтобы буддийские, индуистские, мусульманские и христианские лидеры — как индийские, так и британские — мирно сотрудничали. Хотя ему не всегда удавалось предотвратить насилие вокруг себя, его жизнь представляет собой стойкий пример прототипа гражданского неповиновения (Фонд конституционных прав, 2013). Точно так же, как понятия могут быть абстрактными или конкретными, мы можем провести различие между понятиями, являющимися функциями нашего непосредственного опыта взаимодействия с миром, и понятиями, имеющими более искусственную природу.
ссылка на обучение
Проверьте, насколько хорошо вы можете сопоставить прототип компьютера с определенными объектами, играя в эту интерактивную игру Quick Draw!
Естественные и искусственные понятия
В психологии понятия можно разделить на две категории: естественные и искусственные. создаются «естественным образом» благодаря вашему опыту и могут развиваться как на прямом, так и на косвенном опыте. Например, если вы живете в Эссекс-Джанкшн, штат Вермонт, вы, вероятно, имели большой непосредственный опыт работы со снегом. Вы видели, как он падает с неба, вы видели легкий снежок, едва покрывающий лобовое стекло вашей машины, и вы выгребали 18 дюймов пушистого белого снега, думая: «Это идеально для катания на лыжах». ». Вы забросали своего лучшего друга снежками и скатились на санках с самого крутого холма в городе. Короче говоря, вы знаете, снег. Вы знаете, как это выглядит, пахнет, на вкус и на ощупь. Однако если вы прожили всю свою жизнь на острове Сент-Винсент в Карибском море, вы, возможно, никогда не видели снега, а тем более не пробовали его на вкус, не нюхали и не прикасались к нему. Вы узнаете о снеге из косвенного опыта просмотра картинок падающего снега или из фильмов, в которых снег является частью декораций. В любом случае, снег — это естественное понятие, потому что вы можете понять его посредством прямых наблюдений или опыта со снегом (рис. 3).
Рисунок 3 . (а) Наша концепция снега является примером естественной концепции, которую мы понимаем посредством непосредственного наблюдения и опыта. (b) Напротив, искусственные понятия — это понятия, которые мы знаем по определенному набору характеристик, которые они всегда демонстрируют, например, что определяет различные базовые формы. (кредит a: модификация работы Maarten Takens; кредит b: модификация работы Shayan (USA)/Flickr)An , с другой стороны, представляет собой концепцию, которая определяется определенным набором характеристик. Различные свойства геометрических фигур, таких как квадраты и треугольники, служат полезными примерами искусственных понятий. Треугольник всегда имеет три угла и три стороны. У квадрата всегда четыре равные стороны и четыре прямых угла. Математические формулы, такие как уравнение площади (длина × ширина), являются искусственными понятиями, определяемыми определенными наборами характеристик, которые всегда одни и те же. Искусственные концепции могут улучшить понимание темы, опираясь друг на друга. Например, прежде чем изучать понятие «площадь квадрата» (и формулу для ее нахождения), вы должны понять, что такое квадрат. Как только понятие «площадь квадрата» будет понято, понимание площади других геометрических фигур может быть построено на первоначальном понимании площади. Использование искусственных понятий для определения идеи имеет решающее значение для общения с другими и участия в сложных размышлениях. Согласно Голдстоуну и Керстену (2003), концепции действуют как строительные блоки и могут соединяться в бесчисленных комбинациях для создания сложных мыслей.
Схемы
— это мысленная конструкция, состоящая из кластера или набора связанных понятий (Bartlett, 1932). Существует множество различных типов схем, и все они имеют одну общую черту: схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Когда схема активирована, мозг делает немедленные предположения о наблюдаемом человеке или объекте.
Существует несколько типов схем. Номер делает предположения о том, как будут вести себя люди в определенных ролях (Каллеро, 19 лет).94). Например, представьте, что вы встречаете человека, который представляется пожарным. Когда это происходит, ваш мозг автоматически активирует «схему пожарного» и начинает делать предположения, что этот человек смелый, самоотверженный и ориентированный на общество. Несмотря на то, что вы не знаете этого человека, вы уже неосознанно судите о нем. Схемы также помогают заполнить пробелы в информации, которую вы получаете из окружающего мира. Хотя схемы позволяют более эффективно обрабатывать информацию, со схемами могут возникнуть проблемы, независимо от того, насколько они точны: возможно, этот конкретный пожарный не храбрый, он просто работает пожарным, чтобы оплачивать счета, пока учится на детского библиотекаря.
, также известный как , представляет собой набор действий, которые могут показаться рутиной. Подумайте о том, что вы делаете, когда входите в лифт (рис. 4). Сначала двери открываются, и вы ждете, пока выходящие пассажиры покинут кабину лифта. Затем вы входите в лифт и поворачиваетесь лицом к дверям, ища правильную кнопку, которую нужно нажать. Ты никогда не стоишь лицом к задней части лифта, не так ли? А когда вы едете в переполненном лифте и не можете смотреть вперед, вам некомфортно, не так ли? Интересно, что схемы событий могут сильно различаться в разных культурах и странах. Например, хотя в Соединенных Штатах люди довольно часто приветствуют друг друга рукопожатием, в Тибете вы приветствуете кого-то, показывая ему язык, а в Белизе вы стучите кулаками (Cairns Regional Council, n.d.)
Рисунок 4 . Какую схему событий вы выполняете, когда едете в лифте? (кредит: «Гидеон»/Flickr)Поскольку схемы событий являются автоматическими, их может быть трудно изменить. Представьте, что вы едете домой с работы или учебы. Эта схема события включает в себя посадку в машину, закрытие двери и пристегивание ремня безопасности перед тем, как вставить ключ в зажигание. Вы можете выполнять этот сценарий два или три раза в день. Когда вы едете домой, вы слышите мелодию звонка вашего телефона. Как правило, схема события, которая возникает, когда вы слышите звонок телефона, включает поиск телефона и ответ на него или ответ на ваше последнее текстовое сообщение. Поэтому, не задумываясь, вы тянетесь к своему телефону, который может быть в кармане, в сумке или на пассажирском сиденье автомобиля. Эта мощная схема событий основывается на вашем образце поведения и приятной стимуляции, которую дает вашему мозгу телефонный звонок или текстовое сообщение. Поскольку это схема, нам чрезвычайно сложно перестать тянуться к телефону, даже если мы знаем, что подвергаем опасности свою жизнь и жизнь других, делая это (Нейфах, 2013) (рис. 5).
Рисунок 5 . Отправка текстовых сообщений за рулем опасна, но некоторым людям трудно сопротивляться этому.Помните лифт? Кажется почти невозможным войти, и , а не стоят лицом к двери. Наша мощная схема событий диктует наше поведение в лифте, и наши телефоны ничем не отличаются. Текущие исследования показывают, что именно привычка или схема событий проверять наши телефоны в самых разных ситуациях делает воздержание от проверки их во время вождения особенно трудным (Bayer & Campbell, 2012). Поскольку текстовые сообщения и вождение в последние годы стали опасной эпидемией, психологи ищут способы помочь людям прервать «схему телефона» во время вождения. Подобные схемы событий являются причиной того, что от многих привычек трудно избавиться после того, как они были приобретены. Продолжая исследовать мышление, помните, насколько мощными являются силы понятий и схем для нашего понимания мира.
Смотреть
Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы увидеть больше примеров концепций и прототипов. Вы также получите предварительное представление о других ключевых темах познания, включая стратегии решения проблем, такие как алгоритмы и эвристики.
youtube.com/embed/R-sVnmmw6WY?feature=oembed&rel=0&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Вы можете просмотреть стенограмму «Познание — как ваш разум может удивить и предать вас: ускоренный курс психологии № 15» здесь (откроется в новом окне).
Подумай об этом
Подумайте о естественном понятии, которое вы полностью знаете, но которое было бы трудно понять кому-то другому. Почему будет сложно объяснить?
Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)Контент с лицензией CC, оригинал
- Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Что такое познание?. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/7-1-what-is-cognition. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
- Пункты о категориях и понятиях. Автор : Грегори Мерфи. Предоставлено : Нью-Йоркский университет. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/textbooks/wendy-king-introduction-to-psychology-the-full-noba-collection/modules/categories-and-concepts. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike
Все права защищены содержание
- Познание: как ваш разум может удивить и предать вас – Ускоренный курс психологии №15. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=R-sVnmmw6WY&feature=youtu.be&list=PL8dPuuaLjXtOPRKzVLY0jJY-uHOH9KVU6. Лицензия : Все права защищены .