Как работает комплекс неполноценности в душе и теле: психология Альфреда Адлера
28 мая – День памяти австрийского психолога и мыслителя, создателя системы индивидуальной психологии Альфреда Адлера. В 1907 году в свет вышла его работа «О неполноценности органов», где Адлер сформулировал концепцию болезни как нарушения гармонии органа с его средой, которую организм стремится компенсировать. Иначе говоря, Адлер заговорил о научности взаимосвязи состояния тела и психики, сделав упор на принцип компенсации: наши внутренние органы, подобно нашей личности, стремятся к полноценности и балансу – это и есть универсальный механизм жизнедеятельности всего организма.
Зарождение мысли
Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в Вене. Несколько раз будущий психолог был близок к смерти: дважды едва не был убит в уличных драках, а ранее, когда он заболел тяжёлой пневмонией в пятилетнем возрасте, семейный врач посчитал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика.
Но больше всего его тяготило постоянное соперничество со старшим братом. Дома он не чувствовал равенства и не мог насладиться самоуважением. Полученный опыт борьбы он отразит позже в своих трудах, в которых подчеркнет важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.
В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. Начав практику сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии.
Фрейд и Адлер: различия
Поначалу Адлер примыкал к сторонникам австрийского психолога, известнейшего основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Но затем основал собственную школу, обособив свои идеи от идей Фрейда принципиальными различиями.
Мнение обоих психологов объединяет тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике. Но если Фрейд находил обоснование своей теории физиологическое, утверждая, что лишь сексуальное влечение является первичным, базовым уровнем мотивации человека, то Адлер обосновывал свои идеи социумом, считая, что подлинной движущей силой личности является обобщённое чувство неполноценности. Он концентрировал своё внимание на отношении личности и окружающего мира. Главный биологический факт для Адлера – это не инстинктивное сексуальное поведение ребенка (согласно Фрейду), а то, что ребёнок чувствует себя маленьким и беспомощным в мире взрослых. Согласно Адлеру, ранние попытки детей адаптироваться к окружающей среде приводят к тому, что они вырабатывают превосходство над другими в качестве способа обрести самоутверждение и достигнуть успеха.
Таким образом, Адлер, в отличие от Фрейда, утверждал, что люди могут быть поняты исключительно только как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней. Все действия человека происходят в социальном контексте, нельзя изучать людей изолировано – и в этом смысле внутриличностное становится лишь следствием, но не первоисточником.
Неполноценность – двигатель прогресса
Человек, в отличие от животных, рождается слабым, беззащитным и беспомощным, то есть с момента рождения постоянно испытывает недостаточность своих сил и ограниченность возможностей. Тяготясь этим, он делает все, чтобы стать более совершенным. В такой ситуации чувство неполноценности – не тормоз, а стимул.
Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует осознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребёнка и отсутствия у него власти. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребёнка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых – наиважнейшая задача. Борьба за достижение власти – это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. «Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно – причина всех улучшений в положении человечества». Умеренное чувство неполноценности может подтолкнуть личность к конструктивным достижениям.Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Осознание своей слабости, несостоятельность и фрустрация в совокупности и формируют у нас комплекс неполноценности. И именно это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям.
Интересны мысли Адлера и об агрессии, неразрывно связанной, по его мнению, с борьбой за превосходство. Понятие агрессии психолог отождествлял с инициативностью и способностью преодолевать препятствия. Также агрессия может проявляться как воля к власти. В дальнейшем он рассматривал агрессию и волю к власти как обобщенный мотив «стремление к превосходству». Этот мотив может принимать как позитивное, так и негативное направление. Так, если стремление связано с социальным интересом и заботой о благополучии окружающих, то развитие будет благоприятным здоровым, конструктивным, и наоборот, если стремление направленно на личное превосходство, на желание подчинить себе других, вместо того, чтобы становиться более полезным для окружающих, оно может привести к невротическому синдрому.
Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которое ищет человек.
Психосоматика: самоустранение неполноценности в организме
Издавна людям было известно, что состояние психики влияет на физическое здоровье. Примеры такого влияния приводились еще Гиппократом. Тем не менее, в XIX веке, когда зарождалась современная научная медицина, представление о важности этой связи было утрачено. Лишь в XX веке пришло понимание, что болезни, прежде всего, связаны с функциональными нарушениями. Одной из основ психосоматической медицины стала научная психология, также появившаяся лишь в XX столетии. Так, в 1907 году Адлер в своих работах пытался объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. Как врач, он писал преимущественно с физиологической точки зрения, а также обращал внимание, что у каждого индивидуума существуют определённые слабые места, особенно подверженные болезням.
В дальнейшем развитии психосоматической медицины были сделаны выводы о том, что нет ни одной болезни, в развитие которой так или иначе не вовлекались бы наряду с физическими и психологические факторы.
Адлер проводит параллель между устройством психики и внутренних органов человека: ведь ни у одного организма все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного человека – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т.д. Органы и их функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга. Сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу, а слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться.
Комплекс неполноценности личности, по мнению Адлера, это то же самое, что и органическая слабость. Подобно человеческому организму, у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Но эта органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. «Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается».
Психологи называют комплексом совокупность бессознательных представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые возникают у человека в самом начале его жизненного пути и затем влияют на его мироощущение и поведение. Закомплексованность может выражаться в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь». Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями. Более того, он может безотчетно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть так привлечь к себе внимание и вызвать сострадание близких. Здесь и вступает в силу тот принцип взаимозамещения, который действует внутри нашего организма: одно компенсирует другое.
Что ещё важного сказал Адлер?
Альфред Адлер чётко определил понятия, вытекающие из чувства неполноценности и определяющие фактически всю нашу жизнь. Ниже краткая информация о них.
Жизненный стиль и жизненные цели. Жизненные цели – ориентир, который вырабатывается человеком. На жизненную цель человека влияют его жизненный опыт, его ценности, склонности и личные свойства. Жизненная цель не есть ясная и осознанная. Формирование жизненной цели начинается в детстве, как компенсация чувства неполноценности. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом в будущую жизнь.
Жизненные цели – всегда нечто нереалистичное, часто могут быть невротически преувеличены. Для невротика обычно существует огромная пропасть между сознательно поставленными реальными целями и саморазрушительными жизненными целями, поставленными бессознательно. Фантазиям о личном превосходстве и самоуважении уделяется больше внимания, чем целям, приводящим к реальным достижениям.
Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Составляющие жизненного стиля:
- Я-концепция;
- Идеал себя – мнение о том, каким он должен быть;
- Образ мира – представление о мире, людях, а также о том, что требует мир от человека.
- Этические убеждения – личный этический кодекс.
Сотрудничество. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность. «Если человек взаимодействует с другими, – писал Адлер, – он никогда не станет невротиком».
Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности стала инструментом для создания психосоматической медицины. Почти в каждой психологической работе о воспитании используются положения из теории Адлера, касающиеся детского поведения, хотя и без ссылок на него. Адлеровская психология оказала влияние на ведущих психологов, таких как Маслоу и Роджерс. Как неоднократно было доказано, теория Адлера стала предпосылкой образования когнитивной психологии. Значительным вкладом Адлера в развитие современной психологии является исследование комплекса неполноценности, роли власти и агрессии в поведении человека, концепция единства личности и утверждение важности несексуальных факторов в развитии.
Маргарита Салимгареева,
по материалам открытых источников
Литература:
- Акимова М. К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2003. – 489с.
- Асмолов А.С. Психология личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
- Васильев В. Стресс и здоровье. — М., 1991.-369с.
- Грановская Р. Элементы практической психологии. Л. 1988.-215с.
- Запашный А.М. Комплексы в подростковом возрасте. Монография. Новосибирск, 1985.- 446с.
- Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001. – 612с.
- Попова Ю. Вклад Альфреда Адлера. Комплекс неполноценности и его взаимосвязь с психосоматической медициной.
- Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.
38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР). 50 золотых идей в философии
38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР). 50 золотых идей в философииВикиЧтение
50 золотых идей в философииОгарёв Георгий
Содержание
38) «КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ПРИСУЩ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ» (АДЛЕР)
Одним из крупных представителей психоаналитического движения является известный австрийский врач-психиатр и психолог Альфред Адлер, который родился в 1870 году в Вене. Учась в Венском университете, Адлер увлекся психоанализом и начинает свое сотрудничество с Фрейдом, продолжавшееся 10 лет. Но в 1911 году из-за многочисленных разногласий с Фрейдом он выходит из состава психоаналитической ассоциации и начинает самостоятельные исследования. В начале 30-х годов Адлер уезжает в США, где ведет активную просветительскую деятельность. Умер в Шотландии в 1937 году.
Заслуга Адлера состоит в том, что он стал одним из основателей неофрейдизма, которое хотя и базировалось на теории Фрейда, но внесло в нее значительные изменения. Перенеся центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, это направление истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде, то есть защитные формы поведения субъекта внутри общества.
Иными словами, на то, как в тех или иных ситуациях ведет себя индивид, напрямую влияют особенности окружающей социальной среды. Поведенческая реакция складывается в течение всей его жизни таким образом, чтобы в любом случае он чувствовал себя защищенным, находился в безопасности благодаря тому, что его поведение полностью соответствует требованиям и нормам социума.
Идеи Адлера освещены в его сочинениях: «О нервном характере», «Теория и практика индивидуальной психологии», «Человекознание», «Смысл жизни» и многих других. Здесь он неоднократно заявляет о том, что жизненная позиция формируется в раннем детстве и образует эталон поведения человека, который диктует его характерные поступки, манеру разрешать различные проблемы.
В его работах освещается принцип единства личности и подчеркивается значение социального, а не биологического фактора в мотивационной деятельности человека. В них же в области индивидуальной психологии он рассматривал довольно сложную концепцию человеческой личности, с которой не все с легкостью соглашались. И на сегодняшний день проводятся бурные дискуссии о его выводах, находятся и сторонники, и противники взглядов Адлера.
Альфред Адлер не раз доказывал, что фантазии, сновидения и прочие психические феномены являются не искаженным выражением прошлых душевных переживаний, как считал Зигмунд Фрейд, а попытками «предсказания» жизненных трудностей личности. И поэтому главными вопросами индивидуальной психологии он считал обнаружение и нужную корректировку бессознательного «плана» жизни, то есть судьбы человека.
«Комплекс неполноценности присущ каждому человеку», – неустанно повторял Адлер. Он рассматривал комплекс неполноценности не только как патологию, но и как естественное, нормальное состояние человеческой психики. Некоторые люди утверждают, что они без комплексов – и полноценны во всех отношениях. Такие выражения, по мнению Адлера, люди используют только для внушения уверенности самим себе. А это уже есть комплекс неуверенности в себе.
По Адлеру, главной причиной возникновения комплексов неполноценности являются возраст и стремление в определенном возрасте играть определенные социальные роли. Например, частая и неоправданная жестокость в подростковой среде есть проявление комплекса неуверенности в себе и борьбы за лидерство. А у взрослых мужчин, говорил Адлер, при недостатке чувства собственного превосходства и уверенности в себе проявляется стремление к поискам новых ощущений, к любовным интрижкам, пьянству, сомнительным приключениям.
Но не все так мрачно, так как, согласно его учению о человеческой психике, другой ее важной компонентой является компенсация. Она является как бы продолжением проявлений комплексов неполноценности в качестве противостоящей им силы. Дело в том, что каждый индивид стремится преодолеть свои комплексы. На эти действия его толкает страх потерпеть из-за них поражение в жизни. Как утверждает Адлер, принцип компенсации заложен уже в физиологическом строении человека (Например, слепой способен очень хорошо слышать), но условием реализации компенсации в психологической сфере являются энергия воли к власти и стремление к превосходству.
Компенсация поддерживает интерес человека к своим жизненным проблемам, при этом индивид стремится преодолеть негативное чувство неполноценности с помощью самоутверждения своей личности среди других, то есть здесь возрастает роль социального фактора. Благодаря реализации своих творческих возможностей в обществе, человек преодолевает чувство неполноценности. Социальная адаптация личности – основная причина проявления различных комплексов и единственная возможность, когда их можно как-то исправить.
Стремление к преодолению чувства неполноценности является условием или даже стимулом творческой деятельности личности, развития и реализации ее способностей, позволяющих компенсировать различные физические недостатки, ущербность социального статуса и т. д., – в общем, всего того, что мешает личности быть уверенной в жизненных ситуациях.
В некоторых случаях стремление освободиться от чувства неполноценности может привести к невротическим срывам; то есть, чтобы получить превосходство над остальными людьми, индивид пытается любыми способами представить свою персону с наилучшей стороны. Сверхкомпенсация – это особая форма реакции на чувство неполноценности, именно она проецирует людей на гениальные достижения.
Саму личность он рассматривает без отрыва от социальной среды. Такое утверждение не способно охватить все реальные движущие силы человеческого поведения, так как сама суть и механизм влияния этих сил на человеческую натуру не раскрыты и не изучены до конца. Но эта идея приобретает огромный интерес у современных психологов и становится крупным объектом для изучений.
Если рассматривать структуру человеческого поведения вне общества и внутри его, тщательно изучить все особенности и провести сравнительный анализ, то только в этом случае можно с уверенностью заявить, что биологический фактор не имеет никакого значения в поведении человека, а социальный – диктует, то есть обуславливает комплексы неполноценности у личности.
* * *
В то время, когда Адлер выработал собственную концепцию «индивидуальной психологии», он перестал быть соратником Фрейда. Это произошло в 1911 году. А в 1924 году благодаря деятельности Адлера была впервые создана Международная ассоциация индивидуальной психологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
«Каждому встречному.
..»«Каждому встречному…» Каждому встречному хвостиком машет щенок: «искренне ваш… искренне
Много ли человеку нужно?
Много ли человеку нужно? Диоген Лаэртский о Сократе: «Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Или: «Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, когда не ждешь другого
Возвращение к человеку
Возвращение к человеку Зарождаясь из личных идей, из внутреннего опыта отдельного человека, учение, становясь учением, начинает в той или иной степени пренебрегать интересами того человека, к которому оно обращено. Ведь на первый план выдвигаются интересы собственной
Человеку так мало надо
Человеку так мало надо Вечер загнал солнышко к вагонному потолку. Переползая лимонной ящерицей с чемоданов на узлы амишей, солнышко как бы заманивало сумерки в чрево вагона. И сумерки, осваиваясь, обволакивали вагон серой кисеей, в которой, точно в паутине, увязали жучки и
Каждому бы да свое место
Каждому бы да свое место Андреа, служанка, переживает. – В церкви Богоматери-Заступницы, – объясняет она, – батюшка нам сказал, будто есть другая жизнь. Кабы знать, сеньора, что и там попадешь в хороший дом, как ваш, где тебя уважают, то все бы ничего, но, говоря откровенно,
1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности
1. Сталинский тоталитаризм: комплекс государственно-правовой неполноценности В истории советского правопонимания особое место занимает проведенное Институтом права АН СССР печально известное Совещание по вопросам науки советского государства и права (16—19 июля 1938 г. ).
От Вселенной к человеку
От Вселенной к человеку Однажды к великому Альберту Эйнштейну явился газетный репортер и попросил его в нескольких словах, популярно, объяснить для широкой публики, в чем отличие его общей теории относительности от классической физики Ньютона. Подумав, Эйнштейн сказал:
Дар Солнца человеку
Дар Солнца человеку Без Солнца нет жизни, ибо жизнь каждого существа на Земле – это солнечный дар. Очевидным его проявлением служит свет.Свет освещает и пробуждает. Каждое утро мы можем собственными глазами увидеть это чудо преображения серо-черного ночного мира в
Глава XX Показывается, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает
Глава XX Показывается, что в свободном государстве каждому можно думать то, что он хочет, и говорить то, что он думает Если бы повелевать умами было так же легко, как и языками, то каждый царствовал бы спокойно и не было бы никакого насильственного правления, ибо каждый жил
КАЖДОМУ СВОЕ
КАЖДОМУ СВОЕ Будда остановился в одной деревне, и люди привели к нему слепого. Один человек из толпы обратился к Будде:– Мы привели к тебе этого слепого потому, что он не верит в существование света. Он доказывает всем, что свет не существует. У него острый интеллект и
2.5. Комплекс[59]
2.5. Комплекс[59] Все наши расстройства и унижения, наносящие вред и причиняющие душевную боль, всегда обусловлены неточной моделью поведения, моделью, несвойственной нашей несущей структуре. Как правило, это предпочитаемый нами образ действий, под стать которому мы
§ 2. Становление психоаналитической социальной философии (А. Адлер, К. Г. Юнг, В. Райх)
§ 2. Становление психоаналитической социальной философии (А. Адлер, К. Г. Юнг, В. Райх) Социально-философские компоненты психоаналитического учения 3. Фрейда получили развитие в работах его последователей, а также диссидентов от психоанализа. Среди них важнейшую роль в
СОЧУВСТВУЯ «МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ»
СОЧУВСТВУЯ «МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ» Мы, люди, — слабые создания.Когда-то давно я был в Ватикане и, рассматривая огромные фрески Сикстинской капеллы, ощутил странную дисгармонию. «Страшный суд» Микеланджело, прославленный памятник искусства, казалось, давила на меня
1.11, Эдипов комплекс и комплекс Электры
1.11, Эдипов комплекс и комплекс Электры Мы не намерены объяснять или оспаривать здесь уже известные основные положения, касающиеся сути Эдипова комплекса, или аналогичного состояния у женщин — комплекса Электры. Рассмотрим в самом общем плане классические причины
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс Другим великим открытием Фрейда является то, что называется Эдиповым комплексом, и утверждение, что неразрешенный Эдипов комплекс лежит в основе любого невроза. Легко понять, что? Фрейд имел в виду под Эдиповым комплексом: у маленького мальчика,
Комплекс неполноценности — Энциклопедия Нового Света
В области психологии и психоанализа комплекс неполноценности — это чрезвычайно глубокое чувство того, что один человек ниже других. Это часто происходит бессознательно и, как считается, заставляет страдающих людей сверхкомпенсировать, что приводит либо к впечатляющим достижениям, либо к крайнему антиобщественному поведению. Ранняя работа в этой области была начата Альфредом Адлером, который использовал пример «комплекса Наполеона», чтобы проиллюстрировать свою теорию. По словам Адлера, даже самые глубокие и разрушительные комплексы неполноценности можно вылечить с помощью его терапевтического процесса, который использует нашу естественную способность вносить позитивные изменения в нашу жизнь.
Содержание
- 1 Классическая психология Адлера
- 2 Комплекс Наполеона
- 3 Комплекс неполноценности у детей
- 4 Культурный холуй
- 5 Лечение
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
- 8 кредитов
Классическая психология Адлера
Комплекс неполноценности — чрезвычайно глубокое чувство неполноценности, которое может привести к пессимистическому смирению и предполагаемой неспособности преодолевать трудности. В отличие от нормального чувства неполноценности, которое может выступать в качестве стимула к достижениям, комплекс неполноценности представляет собой развитое состояние уныния, часто приводящее к отступлению от трудностей. Этот невроз вызван попыткой достижения крайне нереалистичного идеала личности, в то время как вера в собственную значимость уже сильно поколеблена глубоко укоренившимся чувством неполноценности. С другой стороны, комплекс неполноценности может привести к успешным сверхдостижениям, сопровождаемым добровольным социальным остракизмом, поскольку человек доведен до крайности, чтобы сверхкомпенсировать свою воспринимаемую неполноценность, полагая, что другие видят его только с точки зрения этой неадекватности.
Понятие комплекса неполноценности впервые было введено Альфредом Адлером в его «Индивидуальной психологии». Адлер определял психическое здоровье как чувство человеческой связи и готовность полностью развиваться и способствовать благополучию других. Когда эти качества недостаточно развиты, человек испытывает чувство неполноценности или отношение превосходства, которое может вызывать неприязнь у других. Восприятие превосходства приводит к эгоцентричному поведению, и человек может эмоционально или материально эксплуатировать других людей. Адлеровская теория индивидуальной психологии психологической компенсации утверждает, что «чем сильнее чувство неполноценности, тем выше цель личной власти».
Адлер постулировал, что в результате начальной беспомощности младенец чувствует себя неполноценным и пытается преодолеть чувство незавершенности, стремясь к более высокому уровню развития. Чувство неполноценности и компенсация этого чувства становятся динамическим принципом мотивации, перемещая человека с одного уровня развития на другой. Это стремление происходит постоянно на протяжении всей жизни, начиная с младенчества, когда дети осознают свои недостатки, особенно при сравнении себя со старшими детьми и взрослыми. Адлер описал возникающее в результате чувство неполноценности как «ситуацию с минусом». Эти чувства неполноценности становятся мотивацией для стремления к тому, что он называл «положительными ситуациями».
Адлер провел различие между первичными и вторичными чувствами неполноценности. Первичное чувство неполноценности коренится в исходном опыте маленького ребенка слабости, беспомощности и зависимости. Вторичное чувство неполноценности относится к опыту взрослого, который не может достичь бессознательной, компенсаторной, вымышленной конечной цели субъективной безопасности и успеха. Воспринимаемая дистанция от этой цели приводит к «минусовому» ощущению, которое затем может вызвать воспоминание об исходном чувстве неполноценности. Это сочетание чувств неполноценности может восприниматься как непреодолимое.
Проблема с этим чувством неполноценности заключается в том, что цель, придуманная для облегчения первоначального, первичного чувства неполноценности, на самом деле вызывает вторичное чувство неполноценности. Этот порочный круг характерен для страдающих неврозами. Вторичное чувство неполноценности обостряется, когда человек ставит перед собой нереально высокую или невозможную компенсаторную цель. Помимо страданий от недостижения этой цели, взрослому человеку может еще преследовать остаток исходного, первичного чувства неполноценности.
Комплекс Наполеона
Комплекс Наполеона (или синдром Наполеона) — это разговорный термин, используемый для описания типа комплекса неполноценности, которым страдают люди невысокого роста. Альфред Адлер использовал Наполеона Бонапарта как пример человека, доведенного до крайности психологической потребностью компенсировать то, что он считал недостатком: свой маленький рост. Однако на самом деле Наполеон не был особенно низким, его рост чуть превышал 168 см (5 футов 6 дюймов).
Как правило, люди с этим комплексом компенсируются разными способами. Например, человек с комплексом Наполеона может размещать в своем доме картины на более низком уровне и делать другие подобные приспособления, которые позволяют ему чувствовать себя выше в своем окружении. Компенсационное поведение может также включать в себя чрезмерную агрессию или склонность к спорам, а также склонность к стремлению к сверхдостижениям, и все это служит для того, чтобы дать человеку чувство большей самооценки.
Комплекс неполноценности у детей
Адлер считал, что чувство неполноценности обычно начинается в детстве. У детей может развиться чувство неполноценности из-за реальных недостатков или из-за неправильного толкования своего тела или своих социальных или физических отношений с окружающей средой. Адлер считал, что фиктивная цель превосходства ставится выше и тем настойчивее будет соблюдаться, чем дольше и яснее ребенок осознает свою незащищенность, чем больше он страдает от действительных физических или умственных недостатков и чем сильнее он чувствует себя заброшенным. . В какой-то момент стремление к власти и господству над другими преувеличивается и усиливается, пока не становится патологическим.
Концепция неполноценности как мотивационной силы для детей не уникальна для Адлера. Один из учеников Адлера, Энтони Брук, предупредил, что навешивание ярлыков на детей как на агрессивных или иным образом асоциальных является лишь поверхностным. Он считал, что стремление к значимости и чувство неполноценности являются причинными факторами. Чувство неполноценности ранит детей и делает их агрессивными. С другой стороны, он считал, что чувство неполноценности может быть очень полезным в воспитании. Это особенно важно с точки зрения педагога, так как интерес детей к своему образованию проистекает из их чувства неполноценности, если оно остается в допустимых пределах. Он указал на две существенные причины, препятствующие интересу ребенка к учебе: первая — это чрезмерное чувство неполноценности, которое ведет к отчаянию и ощущению безнадежности в достижении мастерства. Другое, обычное последствие первого, есть развитие стремления уже не к безопасности и равенству, а к власти и превосходству.
Эрик Эриксон описал четвертую стадию психосоциального развития как задачу неполноценности против трудолюбия. Он обнаружил, что для ребенка на этом этапе важно открыть для себя удовольствие от того, чтобы быть продуктивным и испытать успех. В школе перед ребенком ставится задача освоить академические навыки, новые навыки общения со сверстниками, а также развить физические способности посредством игр и спорта. Трудности в любой из этих областей могут привести к чувству неполноценности, неудачи и некомпетентности. Однако при поддержке взрослого ребенок может развить чувство компетентности. Если взрослые в жизни ребенка не поддерживают ребенка, вероятно, разовьется чувство неполноценности, что, в свою очередь, приведет к тому, что ребенок будет вкладывать меньше средств и, таким образом, к дальнейшим неудачам.
Культурное отвращение
Было высказано предположение, что комплекс неполноценности может существовать и на более широком уровне, затрагивая целые культуры. В таких случаях, известных как «культурное неприятие», люди определенной нации испытывают чувство смущения, вызванное ощущением того, что их национальная культура уступает другим. Несмотря на спорность как социологическая теория, этот термин вошел в обиход, особенно в Австралии, Шотландии и других странах, исторически связанных с Англией.
Адлер считал, что желание групп сбежать или компенсировать свое сокрушительное чувство неполноценности является фактором, способствующим национальной ненависти, классовой борьбе и даже войне. Он приписывал такое чувство неполноценности отдельным людям в толпе, требующей войны как решения предполагаемых угроз своей безопасности, и еще более многочисленным толпам, которые приняли войну как решение.
Адлер пришел к выводу, что его принципы индивидуальной психологии могут быть также применены к группам, объединяя скрытые силы во благо, как это было для отдельных людей. Он постулировал, что если его использовать в более широком масштабе, этот подход может превратиться в мощный инструмент для избавления наций и групп от их деструктивных коллективных комплексов неполноценности, точно так же, как он излечил людей от их чувства неполноценности.
Лечение
Основным показателем психического здоровья в адлерианской психотерапии является чувство общности и связи со всей жизнью. Попытки компенсировать преувеличенное чувство неполноценности вымышленной конечной целью превосходства над другими являются серьезным препятствием для развития чувства общности. Это чувство единства дает реальный ключ к истинному чувству безопасности и счастья человека. При адекватном развитии оно приводит к чувству равенства, отношению совместной взаимозависимости и желанию внести свой вклад. Следовательно, главная цель адлерианской психотерапии — усилить это чувство общности.
Терапевтический процесс одновременно фокусируется на трех аспектах изменения. Во-первых, болезненное, преувеличенное чувство неполноценности сводится к уровню, который можно использовать для содействия росту, развитию и здоровому стремлению к значимости. Во-вторых, необходимо высвободить деструктивное стремление больного к превосходству над другими, проявляющееся в компенсаторном образе жизни. Третий аспект – это воспитание равенства и чувства общности. В основе этого подхода лежит твердая вера в творческую способность человека свободно делать выбор и корректировать его при наличии достаточной информации — чрезвычайно оптимистичный взгляд на человеческую природу и нашу способность меняться.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Адлер, Альфред. 1987. Внутренняя жизнь ребенка и чувство общности. Индивидуальная психология. Том. 44 № 4, сентябрь 1987 г.
- Бори, К. Джордж. 1997. Альфред Адлер
Внешние ссылки
Все ссылки получены 2 марта 2018 г.
- Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона
- «Я хочу покончить с шотландским раболепием» — новость со ссылкой на первого министра Шотландии Джека Макконнелла.
Кредиты
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Комплекс неполноценности история
- Napoleon_complex history
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «комплекса неполноценности»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Комплекс неполноценности | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено 27 июня 2018БИБЛИОГРАФИЯ
Хотя Зигмунд Фрейд наиболее известен своим влиянием на область психологии, он также был известным учителем. Альфред Адлер (1870-1937), ученик Фрейда, порвал с учением Фрейда, критикуя его внимание к сексуальному. Адлер разработал подход, который он назвал индивидуальной психологией , который фокусировался на потребности человека в самореализации и силе; ему приписывают разработку таких концепций, как порядок рождения, стремление к значимости, ментальная жизнь и множество комплексов, включая Комплекс неполноценности. Адлер предположил, что дети должны справиться с двумя потребностями: неполноценностью (или волей к власти) и потребностью в социальном одобрении. Согласно Адлеру, люди постоянно стремятся быть могущественными, и чувство неполноценности (или слабости) часто втягивает их в состояние всепоглощающей корысти. Важно отметить, что для Адлера неполноценность сама по себе не является негативной; скорее, это нормальная и даже мотивирующая сила в жизни. Все люди имеют некоторые чувства неполноценности и стремятся преодолеть их. Когда человек полностью поглощен стремлением к власти или чувством неполноценности до паралича, эта неполноценность становится бременем. Именно в этот момент человек переходит от чувства неполноценности к тому, что Адлер называл 9-ю.0082 Комплекс неполноценности.
Адлер первоначально концептуализировал неполноценность в отношении того, что он назвал неполноценностью органов. В 1907 году Адлер написал работу Study of Organ Inferiority and its Physical Compensation , в которой он теоретизировал, что неполноценность органов возникает, когда один орган тела значительно слабее другого, в результате чего окружающие органы компенсируют слабость нижележащего органа и Восполнить недостаток другим способом. Точно так же Адлер предположил, что у людей есть или они чувствуют, что у них есть области, в которых они несовершенны — будь то физические или психологические. Адлер считал, что начиная с детства каждому индивидууму прививается глубокое чувство неполноценности в силу физического роста ребенка. В отличие от взрослого ребенок считает себя нижестоящим как в физических, так и в психологических способностях. Однако Адлер считал, что степень, в которой ребенок чувствует себя неполноценным, во многом является результатом окружения ребенка и интерпретации этого окружения. То есть некоторые дети считают, что у них больше недостатков или больше слабостей из-за проблем, с которыми они сталкиваются, из-за того, как они взаимодействуют со взрослыми в своей жизни, или из-за негативных сообщений, которые они получают о своих способностях. Эти дети приходят к убеждению, что они хуже, на основе их восприятия себя и своей жизни, а не на основе измеримых или конкретных критериев.
Во взрослом возрасте люди также ощущают недостатки или слабости. Эти предполагаемые слабости могут быть результатом жизненного опыта (например, получение низкой оценки за тест) или критических заявлений, сделанных важными людьми (например, когда вас назвали глупым). Независимо от того, как воспринимаемый дефицит доводится до сознания человека, как только человек определяет область, которую воспринимает как слабость, он или она пытается компенсировать это чувство неполноценности и достичь власти. Однако, если эта компенсация не дает желаемого результата, человек может полностью сосредоточиться на своей неполноценности и развить то, что Адлер назвал 9-й стадией.0082 Комплекс неполноценности.
Согласно Адлеру, комплекс неполноценности — это невроз; человек полностью поглощен своей сосредоточенностью на неполноценности. Это усиление нормального чувства неполноценности, возникающее, когда стремление преодолеть неполноценность сильно затруднено. Люди, которые борются с чувством неполноценности, могут оценить себя в какой-то важной для них области на 5 баллов по шкале от 1 до 10, тогда как они стремились бы к 6 или 7. Напротив, люди с комплексом неполноценности могут оценивать себя как 2 по шкале от 1 до 10, когда они стремятся к 9. Те, у кого комплекс неполноценности, также могут полагать, что нет никакой надежды когда-либо достичь 9. Осознание своих недостатков является важным аспектом этого комплекса. То есть гораздо важнее то, где люди воспринимают себя, чем то, где они находятся на самом деле.
Человек с комплексом неполноценности часто перегружен, и в результате комплекс неполноценности может стать таким же всепоглощающим, как недомогание или болезнь. Люди могут стать манипуляторами, чтобы попытаться заставить других дать им то подтверждение, которое они ищут, или они могут попытаться использовать свои недостатки, чтобы получить особое внимание или приспособление к обстоятельствам, с которыми они действительно способны справиться или преодолеть самостоятельно. Люди с комплексами неполноценности могут быть эгоцентричными, подавленными, неспособными к развитию, уступчивыми, застенчивыми, неуверенными в себе, робкими и трусливыми. Они могут быть не в состоянии принимать решения самостоятельно, и им может не хватать мужества, чтобы двигаться в каком-либо направлении, если их не будут направлять другие. Нормальное чувство неполноценности побуждает людей к решению и преодолению проблем. Обычно люди делают все возможное, чтобы улучшить ситуацию и избавиться от чувства неполноценности. Однако люди с комплексами неполноценности не могут решать или преодолевать проблемы. Действительно, Герта Орглер в Alfred Adler: The Man and His Work (1973) писал, что Адлер определил комплекс неполноценности как «неспособность решать жизненные проблемы» (стр. 56). Адлер считал, что комплекс неполноценности, раз установившийся у человека, будет постоянной и продолжительной психологической борьбой.
Теория индивидуальной психологии Адлера — одна из основ психологической мысли. Однако один спорный аспект его теории заключается в том, что она имеет тенденцию быть более концептуальной, чем научной, то есть она скорее субъективна, чем объективна.