Конфликт в классе между детьми что делать
Конфликт – это естественное явление, которое происходит во время контактирования в процессе обучения. Спорные ситуации в школе неизбежны и являются частью адаптации в социуме. Инциденты случаются в коллективе учеников, а также с учителями, у родителей.
Причины и виды конфликтов в школе
Конфликт между детьми в школе бывает конструктивным и деструктивным. В первом случае результатом становится решение проблемы и удовлетворенность сторон, когда участники спора приняли мнение друг друга, сохраняют доброжелательность. Решение разногласия помогает осознать поведение, понять, как вести себя с окружающими. При деструктивном конфликте спор остается нерешенным, сторонники копят обиду, негатив. Это провоцирует новые стычки. Опасность деструктивных конфликтов состоит в том, что они могут привести к буллингу, или травле. В таком случае последствия непредсказуемы. Затравленные сверстниками дети получают психологические и даже физические травмы. Спорные ситуации между учениками происходят по нескольким причинам:
- Уровень успеваемости. Отличников в классе обычно немного. Большую часть класса составляют троечники. Часто они объединяются и затравливают тех, кто хорошо учится. Причиной является зависть, особенно если учитель постоянно хвалит ученика, ставит его в пример другим. Вероятность инцидента увеличивается, когда отличник не дает списывать одноклассникам, не хочет помочь в учебе. Аналогичная ситуация происходит с отстающими в обучении. Хорошо успевающие ученики могут смеяться над одноклассником, дразнить его. Это неизбежно приведет к конфликту.
- Особенности внешнего вида. Одноклассники могут высмеивать за физические недостатки, дразнить из-за ношения очков, лишнего веса. В начальной школе такое наблюдается редко. В старших классах особенности внешности становятся основной причиной конфликтов, даже травли. Дети откровенно унижают одноклассников, что приводит к психологическим травмам.
- Социальное положение. Чаще всего инциденты случаются в классах, где есть ученики из обеспеченных семей. Они объединяются и унижают детей из неблагополучных семей с небольшим достатком.
- Появление в классе новичка. В уже сложившемся, сплоченном коллективе тяжело воспринимают новых учеников.
- Адаптация. Ребенок вступает в конфликтные ситуации при поступлении в начальную школу. Особенно трудно адаптироваться после детского сада, где он привык к определенному коллективу, а в школе попадает в другой. В таком случае случаются ссоры, драки, пока ученики не привыкнут друг к другу.
- Поведение ученика. Если школьник ведет себя плохо, обижает других, не слушает учителя, срывает дисциплину на уроке, одноклассники могут объединиться против него. Причиной инцидента может стать ябедничество. Дети не терпят тех, кто готов нажаловаться учителю.
- Ревность. К примеру, одноклассницы дружат между собой. Затем одна из них начинает дружбу с другой девочкой. Это становится причиной обиды, последующей ссоры. Если двоим девочкам нравится один мальчик, это также может привести к размолвке.
В начальной школе конфликты между учениками безобидны. Дети могут поскандалить, подраться, а уже через несколько минут забыть обиду и нормально общаться. В старших классах конфликты становятся серьезнее, приводят к дракам и травле. Помимо напряженных ситуаций между учениками, в школе возникают разногласия между другими участниками учебного процесса.
Ребенок и учитель
Конфликт между учеником и учителем возникает тогда, когда ребенок считает, что педагог незаслуженно занижает ему оценки, относится предвзято. Это может быть вполне обоснованно. Многие учителя выделяют любимчиков, хвалят их, а других детей в классе не замечают. Бывают ситуации, когда ребенок не слушает педагога, хамит на уроках, нарушает дисциплину, а дома ведет себя совершенно по-другому. В таком случае учитель должен вести себя строго, но не кричать на школьника. Нужно поговорить с родителями и попытаться совместными усилиями исправить поведение ученика, оказать свою поддержку.
Конфликт учителя с родителями
Основная причина спорной ситуации между учителем и родителями – это недовольство методами обучения. Виновниками конфликта могут быть обе стороны. Многие мамы и папы считают, что педагоги недостаточно оценивают знания ребенка, ведут себя по отношению к нему несправедливо. В таком случае учитель должен найти контакт с родителями, рассказать о слабых сторонах в учебе. Совместными усилиями получится преодолеть конфликт и создать ребенку комфортную среду обучения.
Конфликт между родителями
Основной причиной споров между родителями является финансовая сторона. К примеру, необходимо сдать определенную сумму на ремонт, нужды класса. Кто-то спокойно соглашается и отдает деньги, кто-то начинает спорить и ругаться, жалуясь на материальное положение. Сейчас контактирование между родителями происходит в основном в соцсетях, но негатив переносится и на очное общение. Стоит соблюдать нейтральную позицию, а при наличии претензий не писать в общий чат, а связаться лично, спокойно аргументировать свою позицию. Конфликт родителей негативно сказывается на отношениях детей и может привести к вражде между ними. Причиной разногласий может также стать личная неприязнь между взрослыми.
Плюсы и минусы школьных конфликтов
Конфликтные ситуации имеют положительные и отрицательные стороны. К позитивным относятся:
- выход негативных эмоций. После ссоры, спора ребенок чувствует облегчение, сбрасывает напряжение;
- укрепление отношений в школьном коллективе. Если в классе появляется ребенок, который обижает других, нарушает учебную дисциплину, остальные дети могут сплотиться, чтобы дать ему отпор. Мальчики заступаются за девочек, которых обижают. Также встречаются ситуации, когда старшеклассники защищают тех, кто младше;
- конструктивно решенный конфликт способствует самосовершенствованию;
- самостоятельный выход из конфликта учит решать проблемы, что пригодится в дальнейшей жизни;
- участник инцидента, который был не прав, пересматривает свое мнение, поведение. В будущем это предупреждает новый конфликт.
К негативным сторонам конфликта относятся нарушение учебной дисциплины и взаимоотношений в классе. После инцидента дети получают отрицательные эмоции, что плохо сказывается на успеваемости. Если ребенок постоянно попадает в конфликтную ситуацию, у него пропадает желание посещать учебное заведение. Он может плакать, притворяться больным, только бы не идти в школу. Такая ситуация характерна для учеников младших классов. Ребенок может отказываться идти на уроки, если в школе его кто-то бьет, отнимает или портит вещи. Нужно поговорить с ребенком, расспросить о причине конфликта. Не стоит стесняться, нужно решать проблему совместно с преподавателем. Учитель не всегда успевает следить за ситуацией в классе, особенно если в нем много учащихся.
Как решить школьные конфликты между учениками
Важно правильно действовать при возникновении конфликта. Учителя и родители могут разобраться в спорной ситуации самостоятельно. Детям в большинстве случаев потребуется помощь взрослых. Вот несколько советов родителям и учителям, как вести себя при конфликте, чтобы не допустить негативных последствий.
Участие учителя
Педагог при конфликте должен проявить доброжелательность, участие, но не навязывать свое мнение, не давить на ребенка. Учителю нужно помочь школьнику самостоятельно найти выход из спорной ситуации. Причиной конфликта могут быть не сложившиеся с одноклассниками отношения, отсутствие увлечений. В таком случае педагогу лучше поговорить с родителями, посоветовать посещать ребенку кружок, где он сможет найти новых товарищей. Расширение круга общения поможет улучшить отношения с одноклассниками. Если у них окажутся общие интересы, это также поспособствует налаживанию дружбы.
Обсуждение конфликта с ребенком
Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение сыну, дочке, пытаться самостоятельно решать возникший конфликт. Стоит обсудить ситуацию с ребенком, подсказать пути урегулирования. Если навязывать собственное мнение, ребенок никогда не научится решать проблемы самостоятельно, а отношения в коллективе только ухудшатся.
Поддержка и доверие
Родители должны поддерживать детей в любом конфликте. Даже если ребенок не прав, нельзя ругать его при посторонних, чтобы не унизить. Воспитанием лучше заняться дома, наедине. Так ребенок будет чувствовать поддержку и доверие. В дальнейшем это поможет предотвратить конфликты.
Диалог
В спорной ситуации нужно выслушать обе стороны конфликта, чтобы разобраться, кто прав. В инциденте не бывает невиновных. Дети должны научиться слушать друг друга, ставить себя на место оппонента. Это поможет конструктивно разрешить конфликт и избежать ссоры в будущем. Противоречие с учителями, одноклассниками может быть настолько серьезным, что ребенок не способен находиться в коллективе. В таком случае приходится сменить школу. Если в другом учебном заведении ситуация повторяется, нужно посетить психолога. Скорее всего, причина конфликта не в педагогах и одноклассниках, а в ребенке.
Конфликт – это противостояние, которое возникает из-за определенных разногласий, несоответствия мнений. Любой инцидент в школе приводит к нарушению отношений в классе, негативно сказывается на успеваемости. Самое важное при конфликте – найти пути его решения. Для этого нужно участие всех сторон учебного процесса – школьников, родителей, педагогов. Если не разрешить конфликтную ситуацию своевременно, она может привести к необратимым последствиям.
Конфликт между учениками: как распознать и разрешить
Проблема. С ужасающим постоянством в СМИ появляются статьи про конфликты между учениками, которые порой приводят к определенным последствиям. И всегда после них возникает вопрос, а можно ли было всё это предотвратить.
Решение. На самом деле, подобные стычки могут иметь позитивный, мобилизующий характер, если вокруг того, кого обидели, сплачиваются другие ученики. Но как различить конфликт и откровенно опасный буллинг?
Оглавление:
- Виды школьных конфликтов между учениками
- Плюсы и минусы конфликтов в школе
- Отличие конфликта от травли (буллинга)
- 9 основных причин конфликтов между учениками
- Как решить конфликт между учениками в школе
Виды школьных конфликтов между учениками
Конфликт между учениками – нормальное явление.
Профессиональная деятельность педагога, кроме обучения и ведения воспитательной работы, предполагает общение с другими учителями, учениками и родителями. Каждый день в школе происходит большое количество различных контактов, поэтому нередко встречаются и конфликтные ситуации. Полностью предотвратить их невозможно. Да и не всегда следует уходить от конфликтов.Дело в том, что грамотное разрешение напряженных ситуаций позволяет сблизить учеников, повысить уровень их взаимопонимания и обеспечить положительные результаты воспитательной работы.
Конфликт между учениками предполагает враждебное отношение друг к другу, противостояние мнений, несовместимость интересов, несоответствие целей, разные взгляды на поведенческие нормы. Каждый конфликт вырастает на основе инцидента (конфликтной ситуации). Рассмотрим основные элементы конфликтной ситуации:
- стороны конфликта;
- предмет конфликта.
По особенностям поведения конфликтующих сторон различают 2 вида конфликтов:
- Деструктивный. В этом случае наблюдается неудовлетворенность одного или двух участников конфликта его итогами. Такая ситуация сопровождается обидами, кризисом взаимоотношений, недопониманием и т.д.
- Конструктивный. Такой вид конфликта приводит к тому, что его участники получают определенную пользу для себя и удовлетворение от результатов столкновения.
Плюсы и минусы конфликтов в школе
Что положительного в конфликтах между учениками
Негативные составляющие конфликта между учениками
- Сильные переживания и отрицательные эмоции.
- Ухудшение взаимоотношений.
- Нарушение микроклимата в классе.
- Снижение успеваемости и качества учебы.
- Неэффективное использование времени (исследования показали, что 1 мин. конфликта приводит к 12 мин. постконфликтных переживаний).
Отличие конфликта от травли (буллинга)
Невозможно найти человека, который бы не сталкивался с конфликтными ситуациями. У взрослых людей вырабатывается определенный опыт, позволяющий оказывать противостояние «атакам» в свою сторону, но дети не всегда могут с этим справиться. Они особенно остро переживают такие ситуации в школьные годы. Конфликт между учениками в классе может развиваться уже с первых дней учебы.Буллинг (травля) представляет собой систематическое проявление агрессии в отношении определенных детей. Он является глубокой проблемой современной школы. Буллинг развивается на «неравенстве сил». Это явление не всегда проявляется в физических нападениях. Нередко встречаются случаи психологической травли.
Конфликт не предполагает систематических насильственных действий. Он развивается на основе противоречий и разногласий между участниками. Конфликт между учениками считается разрешенным, если устранен инцидент. В школьной практике такие случаи возникают не только между детьми, в них могут участвовать родители и даже педагоги.
Причинами конфликтных ситуаций в школе могут выступать самые разные факторы, начиная от детской обиды и заканчивая столкновением мнений по вопросам организации учебного процесса.
9 основных причин конфликтов между учениками
Детям сложно находить взаимопонимание со всеми учениками своего класса. Различия в воспитании, характерах, мнениях, взглядах нередко способствуют развитию конфликтов. Причинами обычно становится:
- борьба за лидерство;
- соперничество;
- ложь, сплетни;
- оскорбления;
- нанесенные обиды;
- враждебное отношение детей к «любимчикам» педагога;
- неприязнь к конкретной личности;
- детская влюбленность при отсутствии взаимности;
- борьба за внимание девочки/мальчика.
В начальной школе конфликты между учениками выглядят достаточно безобидно. Поставили подножку, дернули за косичку, бросили снежком и т.д. Подобные ситуации дети быстро забывают и уже через несколько минут вновь становятся друзьями.
С возрастом дети начинают более внимательно относиться к таким категориям, как дружба, симпатия, предательство. Они начинают давать оценку душевным качествам соучеников. На этом фоне конфликты становятся более серьезными и могут приводить даже к потасовкам.
Есть немало примеров, когда отдельные ученики превращаются в изгоев и постоянно испытывают гонения в школе. Тому, кто оказался в такой ситуации, становится невыносимо дальнейшее нахождение в коллективе одноклассников. Вместо того чтобы постараться найти причину такого отношения и измениться самому, такие дети часто меняют школу.
Одной из причин негативного отношения со стороны учеников может быть склонность к «ябедничеству» учителям на одноклассников. Свой «доносчик» есть в каждом классе. Дети к этому относятся очень болезненно. Они ценят преданность и хотят, чтобы класс был крепкой, единой командой. Как только на одного из учеников «падает тень» доносчика, он попадает в категорию предателей.
Нередко ябеды испытывают не только психологическое, но и физическое давление. Их одноклассники считают, что доносчика нужно обязательно проучить, чтобы он прекратил «закладывать» их учителям или родителям. Педагоги должны принять меры, чтобы пресечь попытки физического воздействия на детей, как в школе, так и за ее пределами. Они несут непосредственную ответственность за здоровье своих учеников.
Еще одним качеством, которое вызывает нетерпимость у детей, является зазнайство. Встречаются ситуации, когда отличники или ученики, которым знания даются легко, ведут себя высокомерно по отношению к соученикам. Подобные случаи могут провоцировать конфликтные ситуации.
Количество «двоечников» и «троечников» всегда больше, чем отличников, они держатся более сплоченно и будут стараться наказать заносчивого одноклассника. Такие противостояния встречаются практически в каждом классе. Ученики, которые учатся плохо, могут испытывать зависть к отличникам. Развитию конфликтной ситуации нередко способствуют и сами педагоги, если они перед всем классом стыдят «двоечников» и хвалят своих любимчиков.
Отличники, которые не дают списывать тем, кто учится плохо, могут попасть в список «личных врагов» школьных хулиганов. Испытывая обиду, двоечник может при удобном случае «подставить» более удачливого одноклассника. Он может подменить домашнее задание, высмеять перед классом, прицепить на спину листок с обидной фразой, подложить жевательную резинку на стул и т.д. Список «подстав» и шуток очень обширный и ограничен лишь фантазией школьников.
Как решить конфликт между учениками в школе
Есть много примеров, когда конфликты между учениками в школе происходят непублично. При этом их свидетели и участники скрывают это от взрослых. Педагогу важно научиться выявлять конфликты на основании косвенных признаков. К примеру:
- в классе ощущается напряженность и некомфортная обстановка;
- нередко возникают неловкие паузы;
- появляются признаки, что ученики что-то скрывают от учителя.
Существуют ряд ситуаций, которые потенциально могут приводить к конфликтам между учениками. Педагогу следует проявить повышенную бдительность, если:
- В классе появился новый ученик. В ученическом коллективе формируется своя атмосфера и иерархия, где у каждого есть своя роль, поэтому новеньких воспринимают настороженно. Даже, если новый ученик легко выстраивает отношения с одноклассниками и принял их правила, существует высокая вероятность столкновения интересов.
- Один из учеников начинает вести себя неадекватно. Одноклассники могут объединиться против того, кто срывает уроки, игнорирует замечания и делает другие «ненормальные» поступки.
- Один учащийся сильно отличается от остальных соучеников. Это могут быть отличия в поведении, внешнем виде, отношении к учебе, либо ребенок ведет себя слишком скрыто, гиперактивно и т.д. существует высокая вероятность, что он будет изгоем в своем классе.
Рассмотрим основные способы разрешения конфликтных ситуаций в школьных коллективах:
- Чтобы урегулировать конфликт и найти правильное его решение, нужно стать примером для учеников. Учитель должен демонстрировать уважительное и справедливое отношение к окружающим, включая детей. Большое влияние на формирование взаимоотношений в классе оказывают педагогическая тактичность и модель взаимодействия учителя с детьми (особенно если речь идет о классном руководителе).
- После выявления конфликта между учениками необходимо разобраться, насколько далеко зашла ситуация. Чтобы избежать обострения, следует поспособствовать, чтобы ее участники самостоятельно урегулировали взаимоотношения.
- Даже если кажется, что конфликт зашел в тупик, педагог не должен срочно вмешиваться в разбор противостояния. Нужно постараться помочь конфликтующим сторонам советом, как устранить разногласия и наладить отношения.
- В работу по разрешению конфликта следует вовлекать всех его участников. Она должна быть совместной. Нужно помочь конфликтующим ученикам наладить диалог между собой. Нельзя кого-то обвинять или давить на одну из сторон. Нужно помнить, что в конфликте между учениками, чаще всего, виноваты все участники. Необходимо способствовать конструктивному диалогу, обсуждению сложившейся ситуации и поиску компромиссных решений. Важно научить детей слушать друг друга и уметь поставить себя на место оппонента.
- Если все использованные приемы не помогли устранить конфликт, проблему нельзя замалчивать. Нужно привлечь к ее разрешению завуча или директора, родителей, психолога и т.д.
считается разрешенным, если ликвидированы его причины. В ситуации, когда устранить проблему доступными методами не получается, родители могут перевести ребенка на семейное обучение. При таком подходе можно самостоятельно выбирать педагогов и исключается возможность контактов с родительским коллективом.
Конфликты между учениками в школе встречаются довольно часто. Если ситуация переходит в систематическую травлю отдельных детей и приобретает форму буллинга, в обязательном порядке необходимо вмешательство педагогов и родителей, с привлечением детского психолога.
Рейтинг: 3
( голосов 2 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Дети и конфликты в классе Статья
Среди многих задач раннего детства выделяются две: уважительно сообщать потребности другим детям и слушать с уважением идеи других. Эти области обучения важны для всех детей младшего возраста, но особенно для тех, кто участвует в групповых мероприятиях вдали от дома — дошкольных программах и программах по уходу за детьми, игровых группах или летних лагерях. При поддержке знающих взрослых дети могут освоить навыки, необходимые для эффективного общения в группах сверстников.
Когда дети учатся быть вместе в группе, они неизбежно сталкиваются с конфликтом с другим ребенком. Многие взрослые находят конфликты между детьми разочаровывающими и не знают, как им помочь. Однако, когда взрослые вдумчивы и искусны в своем подходе к конфликту в классе, дети выигрывают. Разрешение конфликтов является важной основой для будущего роста и обучения.
Что такое конфликт?
Конфликт определяется как вызов тому, как человек думает или ведет себя. Это может быть неудобным процессом для маленьких детей, вызывая у одного, обоих или всех детей беспокойство, страх или ряд других сильных эмоций.
Конфликт является естественным и повседневным явлением в программах для детей младшего возраста. Маленькие дети в программах раннего развития обычно испытывают конфликты из-за:
- игрушек
- отношения
- идей
- пробел
- сила
- неполное понимание
В конфликте дети учатся. Конфликт может быть положительной или отрицательной силой в обучении. Для того чтобы обучение способствовало положительному росту — эмоциональному, социальному и интеллектуальному, — рекомендуются два условия:
- Конфликт в классе поддерживается на оптимальном уровне . Слишком много конфликтов подавляет и может привести к чрезмерной стимуляции или замкнутости. Слишком малое количество конфликтов не является сложной задачей для детей и может привести к самоуспокоенности в учебе.
- Этот конфликт в классе встречается при поддержке взрослых, которые способствуют мирному разрешению конфликта.
Что такое мирное разрешение конфликтов?
Мирное разрешение конфликтов в классе дошкольного возраста — это работа над проблемой или конфликтом таким образом, чтобы не причинять физический, эмоциональный или социальный вред кому-либо из участников.
Мирное разрешение конфликтов дает детям возможность почувствовать себя компетентными в разрешении ситуаций и отношений. Это воспитывает чувство уважения к себе и другим людям, а также уважение к новым идеям.
Какова роль учителя в мирном разрешении конфликтов?
Роль учителя в мирном разрешении конфликтов заключается в том, чтобы
- предвидеть возникновение конфликта внутри групп детей
- ответить детям, поскольку конфликт возникает естественным образом в классе
- поддержка всех детей, находящихся в конфликте, с намерением способствовать положительному развитию
Учителя часто считают свою роль в мирном разрешении конфликтов сложной задачей. Следующие шесть стратегий помогают учителям определить свою роль и отношение к детям и конфликтам:
- Подготовка к конфликту
- Знание о детях
- Знать каждого ребенка
- Создание культуры уважения
- Принятие решений
- Переориентация конфликта на обучение
У детей есть возможность позитивно учиться, когда учителя реагируют на конфликты стратегиями мирного разрешения конфликтов.
Подготовка к конфликту
Подготовленный учитель готов провести день с детьми. Подготовленный учитель знает, что некоторые дни с детьми будут включать конфликты между детьми.
Мирному разрешению конфликтов способствует или препятствует роль учителя, когда конфликт возникает между детьми. Учителя, которые непреднамеренно препятствуют мирному разрешению конфликтов, могут попытаться избежать конфликта в классе, наказать детей, которые столкнулись с социальным конфликтом, разрешить конфликт в классе для детей или позволить детям решить конфликт самостоятельно. Учителя, которые последовательно реагируют на типичный конфликт в классе любым из этих способов, учат детей соответствовать ожиданиям учителя за счет развития ребенка, уходить в конфликт, быть беспомощным или выживать в конфликте. Ни один из этих исходов для детей не способствует мирному разрешению конфликтов. Подготовленный учитель подходит к конфликту между детьми в классе, сознательно поддерживая детей.
Одна из причин, по которой учитель может препятствовать мирному разрешению конфликтов в классе, заключается в том, что он не нашел времени, чтобы подумать о своем личном или профессиональном опыте конфликта. У каждого есть опыт конфликтов — с раннего детства до настоящего времени. Эти переживания вызывают сильные чувства и воспоминания, которые определяют личную и профессиональную реакцию на конфликт. Эти чувства и воспоминания могут привести к тому, что учителя упустят ценность конфликтов в классе и будут искать бесконфликтную среду обучения. Подготовленный учитель знает, что конфликт имеет воспитательное и социальное значение в развитии детей.
Многие учителя считают, что размышления об обучении, оценка эффективности дня с детьми и планирование на будущее — полезный процесс. Рефлексия – это профессиональный процесс мышления, оценки и планирования. Рефлексия это:
- осознание чувств по поводу конфликта
- признание реального опыта конфликта, который определяет личные и профессиональные чувства по отношению к конфликту
- наблюдение или осведомленность о методах преподавания
- быть в курсе реакции детей на обучение
- думает о принятых решениях и действиях учителя
- празднование успехов и подготовка к профессиональному росту там, где это необходимо
Рефлексия — рекомендуемый процесс для новых и опытных учителей. Подготовленный учитель размышляет о своих чувствах, знаниях и практике в ответ на конфликт в классе дошкольного образования.
Образовательные ресурсы доступны для учителей, которые хотят изучить методы мирного разрешения конфликтов. Ресурсы могут быть неформальными или формальными. Коллеги, руководители, классы, профессиональные чтения и дискуссионные группы могут оказать поддержку учителям. Подготовленный учитель готов учиться мирному разрешению конфликтов и будет искать ресурсы для поддержки обучения.
Учителя и программы для детей младшего возраста могут выбирать, на что делать акцент в классе. Когда мирное разрешение конфликта является приоритетом, учителя разрешают конфликт по мере его возникновения, не чувствуя, что это мешает реальному обучению. Когда подготовленный учитель стремится к мирному разрешению конфликтов, эффективное урегулирование конфликтов становится приоритетом в классе.
Другие стратегии
Предвидение конфликта и подготовка к его возникновению в классе являются важными первыми шагами в эффективном разрешении детского конфликта. Другие стратегии имеют решающее значение для развития учителей: знания о развитии ребенка и учебной программе для детей младшего возраста; уважение и чуткость к детям и семьям, которые проявляются в каждом взаимодействии, в каждом общении и в каждой области класса; знание, умение и уверенность в принятии решения о том, как реагировать на конфликт в зависимости от ситуации и вовлеченных детей; и способность использовать общие конфликтные ситуации в обучении способами, которые приносят пользу всем в классе.
Управляемые конфликтные ситуации в классе дают детям возможность чувствовать себя компетентными, справляться с новыми ситуациями и отношениями и учиться в них, а также воспитывать чувство уважения к другим людям и новым идеям. Поэтому конфликт и разрешение конфликтов не рассматриваются как вмешательство в опыт ребенка или планы учителя в классе, а скорее как ожидаемая и неотъемлемая часть учебной программы для детей младшего возраста.
Четыре рекомендуемые стратегии для учителей младшего возраста
1) Быстро вмешиваться, чтобы остановить опасное поведение и уберечь детей от травм.
Примеры :
- Учителя используют дифференцированные ответы и стратегии, основанные на отдельных вовлеченных детях. Поэтому педагоги способны оценивать, а дети способны выражать намерение. Несчастный случай есть несчастный случай, и к нему относятся не так, как к преднамеренной агрессии.
- Возможности для реституции имеются и рассматриваются положительно. В каждом конфликте уважают обоих/всех детей.
2) Не вмешиваться слишком рано, когда начинается конфликт.
Примеры:
- Спокойствие учителей по отношению к конфликтам повсеместно.
- Классные комнаты успокаивают и расширяют возможности детей.
3) Наблюдение за детьми, когда они взаимодействуют с другими или используют материалы.
Примеры:
- Учителя анализируют поведение детей, наблюдая за играющими детьми и находясь рядом с ними. Они бдительны к хроническому конфликтному поведению детей, чувствительны ко всем детям и подходят к конфликтующим детям, не предвосхищая поведение детей.
- Учителя осознают, что они ресурс, а дети — способные люди («что я умею?» и «что умеешь ты?»). Детям доверяют успех.
4) Активное взаимодействие с детьми.
Примеры:
- Учителя обеспечивают основу, чтобы помочь детям узнать, где и как начать разрешать конфликт, а также помочь детям увидеть конфликтные ситуации точно и в понятном контексте. («Ты хотел оконные блоки, и ты тоже. Ты взял их у нее, чтобы иметь их прямо сейчас».)
- Говорить и слушать друг друга приветствуется. Учителя уважают. Они часто повторяют и резюмируют, а также описывают то, что они видят и слышат. («Я буду держать блоки, чтобы они были в безопасности, пока мы будем это решать. Ты выглядишь злым, что он забрал у тебя оконные блоки». Учитель слушает. «Ты выглядишь расстроенным, что у тебя нет блоков сейчас . Хммм, вы оба хотите кубики». Как вы думаете, как мы могли бы это выяснить?» Учитель слушает и продолжает способствовать беседе и решению проблем. )
Взято и адаптировано из книги «Дети и конфликты: возможность обучения в классе раннего детства», NAEYC #8005, Copyright 2000, Cindy Finch, MA и Lisa Wirtanen, MA
7 способов научить детей справляться со своими конфликтами
Будь то спор о том, кто отсутствует во время жаркой игры на детской площадке, или более глубокое столкновение ценностей или личностей, любой педагог знает, что конфликт между учениками является нормальным явлением как внутри, так и за пределами класса.
Помощь учащимся в разрешении конфликтов со сверстниками является важным аспектом управления классом, но решение проблемы для учащихся, а не помощь учащимся в самостоятельном решении проблем, может помешать развитию жизненно важных навыков разрешения конфликтов и решения проблем.
Обучение детей этим навыкам как можно раньше имеет решающее значение и является ключом к их успеху в межличностных отношениях в будущем, объясняет Кэролин Коффи, воспитатель дошкольного учреждения Educare New Orleans.
«Мы учим их, как правильно реагировать на конфликты, использовать самоконтроль и успокаиваться», — говорит она. «Если мы подождем, пока они перейдут в четвертый класс или даже в среднюю школу, они уже на практике узнали, что они собираются делать, чтобы что-то решить… и это может быть не лучшим путем».
Многие учителя, такие как Коффи, нашли творческие способы помочь учащимся распознавать сильные эмоции, управлять собой и самостоятельно разрешать межличностные конфликты. Мы попросили педагогов рассказать, как проходят эти занятия в их классах.
1. Насколько велика моя проблема? : Чтобы помочь детям понять проблемы разного масштаба, с которыми они могут столкнуться, в том числе то, как оценивать конфликты с другими детьми, учителя начальной школы Листера в Такоме, штат Вашингтон, заставляют учащихся думать о своих эмоциях пропорционально.
Учащиеся активно обсуждают виды проблем, с которыми они сталкиваются, а также заполняют рабочий лист больших и малых проблем, используя примеры из реальной жизни. На листах бумаги записываются различные типы проблем — от потери домашнего задания до пребывания родственника в больнице — и учащиеся распределяют их по категориям в зависимости от размера.
«Мы говорили о проблемах разного размера: от одной самой маленькой до пяти серьезных, затрагивающих многих людей и требующих много времени для решения», — говорит учительница четвертого класса Анна Паркер. «Если я начинаю швыряться вещами и кричать, потому что кто-то взял мой карандаш, это неожиданное поведение, основанное на масштабе этой проблемы».
Предоставлено школами города Модесто
Два ученика успешно прошли путь мира.
2. Путь к миру : В начальных школах школьного округа города Модесто учащиеся могут использовать шестиэтапный Путь мира для преодоления собственных конфликтов. Фактический путь обычно наносится аэрозольной краской или вручную на асфальтобетонную поверхность с отметками, где каждый ученик может ставить ноги. Стоя друг напротив друга на противоположных сторонах дорожки, учащиеся продвигаются по дорожке, отвечая вслух на последовательность вопросов: В чем проблема? Как вы себя чувствуете? Как вы думаете, что чувствует другая сторона? Совместно, под наблюдением взрослых, учащиеся обсуждают решения и согласовывают план дальнейших действий.
«На начальном уровне проблемы могут возникнуть где угодно, — говорит помощник суперинтенданта службы поддержки учащихся Марк Хербст. «В ситуациях, когда [учащимся] необходимо заняться решением проблем, они идут на Путь мира, а в некоторых случаях — в зависимости от учеников и [их знакомства] с процессом — их просят сделать это самостоятельно. ”
3. Плюсы и минусы, 2.0 : Повышение способности учащихся оценивать свои варианты и изучать ряд альтернатив — и возможных последствий — приводит к лучшему, менее импульсивному выбору при преодолении конфликтов.
Заполнение матрицы решений помогает учащимся моделировать эмпатическое мышление, предоставляя им основу для размышлений о затратах и преимуществах своего поведения. «Учащиеся могут взвешивать варианты и оценивать влияние (за и против) на себя и других, используя простую систему баллов, где положительные числа обозначают плюсы, а отрицательные — минусы», — объясняет тренер по вопросам образования Хорхе Валенсуэла.
Предоставлено Хорхе Валенсуэла
Например: учащийся может столкнуться с решением о том, чтобы поддразнивать одноклассника, определяя, быть ли ему союзником жертвы или участвовать в издевательствах. Если учащийся не видит положительных результатов своего курса действий, он получает ноль баллов. Затем учащийся рассматривает возможные негативные последствия действия, такие как обида или карательные последствия для всех участников, и вычитает по одному баллу за каждый.
«После подсчета их номеров решение с наибольшим количеством баллов можно считать самым ответственным», — говорит Валенсуэла. Хотя реальная матрица решений не всегда удобна на игровой площадке, этот метод, однажды изученный, можно быстро использовать для оценки вариантов в потенциальном конфликте.
4. Превращение проблем в возможности : В начале урока учительница английского языка в восьмом классе Кэтлин Бичборд просит учеников записать возникшую у них проблему или вопрос на стикере. Хотя эту стратегию можно использовать для любого типа проблем — академических или межличностных — она также применима к управлению конфликтами. После объединения с одноклассником у каждого ученика есть одна минута, чтобы рассказать о своей проблеме, а назначенный партнер может предложить способы ее решения.
Учащиеся участвуют в этом мероприятии каждые три-четыре недели, чтобы снять стресс и попрактиковаться в решении проблем. Beachboard говорит, что это также показывает учащимся, что она заботится об их благополучии, и «позволяет учащимся увидеть, что иногда вам нужно обратиться к другим с проблемами для новой точки зрения».
5. Отработка конфликта : Вовлечение учащихся в гипотетические конфликтные сценарии или групповые ролевые игры дает им возможность попрактиковаться в реакции на реальный конфликт. Они могут взвесить преимущества и недостатки каждого варианта, прежде чем сделать выбор, говорит учитель английского языка Шон Кук, и сделать это в среде с низкими ставками. Дополнительное преимущество: учащиеся ценят мнение своих сверстников и подталкивают их к более творческому подходу к определению того, как лучше всего решить проблему, с которой они могут столкнуться.
«Видя, как другие моделируют мышление, отличающееся от их собственного, но приводящее к решению, которое удовлетворяет их собственные интересы, учащиеся учатся признавать, что существует, так сказать, несколько способов содрать шкуру с кошки», — говорит он.
6. Изменение точки зрения : Педагог Нил Финни спрашивает: «Если бы вы были на моем месте (учителем), как бы вы справились с этим?» чтобы облегчить беседы между студентами, которые, по его словам, приводят к долгосрочному разрешению конфликтов.
«Взгляд на проблему со стороны, в данном случае глазами учителя, может позволить учащемуся временно отстраниться от собственного выбора поведения», — говорит он.