Конструктивный и деструктивный конфликт примеры: Конструктивные и деструктивные конфликты :: BusinessMan.ru

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры — Классное руководство — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать

желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример
 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения.

Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

6 видов конфликта в кино — с примерами!

Текст: Жанна Мельникова

Каждый фильм, который хочет поведать нам какую-либо историю, обязательно строится на конфликте. Именно он держит зрителя у экрана и двигает историю вперед.

Конфликт — это противостояние двух сил. С одной стороны выступает главный герой, у которого есть цель. Однако на пути к этой цели перед ним появляется препятствие, которое как бы отталкивает героя прочь от цели — это и есть противостоящая ему сила. Их непременное столкновение — конфликт.

Все конфликты в кино можно поделить на внутренние и внешние. В случае внешнего герой противостоит самым разным силам окружающего его мира, а в случае внутреннего борьба разворачивается внутри — например, в душе персонажа.

Давайте посмотрим, как наиболее популярные разновидности конфликта могут прыгать из разряда внутренних в разряд внешних и наоборот.

Человек против самого себя — «Бёрдмэн», 2014

Главный герой этого фильма — забытый всеми актер, который некогда прославился ролью супергероя. В центре сюжета — его театральная постановка, шанс сделать что-то действительно значимое в жизни. Однако герой не уверен в своих силах. Чтобы показать конфликт героя с самим собой, в фильме присутствует закадровый голос, который отражает сомнение героя и говорит, что у того ничего не выйдет и ему стоит вернуться к амплуа супергероя.

Но такой, казалось бы, сугубо внутренний конфликт может запросто перетечь в конфликт внешний. Например, если режиссер покажет, что источник неуверенности героя в своих силах — его авторитарный отец, с которым у того сложные отношения.

Человек против другого человека — «Одержимость», 2014

Противостояние между двумя людьми — самый распространенный вид внешнего конфликта. В данном случае столкновение происходит между барабанщиком Эндрю Ниманом, который мечтает стать великим музыкантом, и руководителем джазового коллектива Терренсом Флетчером, известным своим безжалостным нравом. Последний всячески препятствует главному герою, унижая и подставляя его. Интересно, что цель у обоих, в итоге, оказывается одна.

Конфликт «человек против человека» может стать внутренним, если в кульминации фильма режиссер скажет: на самом деле, два противоборствующих персонажа — это раздвоение личности главного героя. Так, например, происходит в фильме «Черный лебедь», где героиня сходит с ума во время постановки «Лебединого озера».

Человек против общества — «Дурак», 2014

Здесь в качестве противоборствующей силы выступает не конкретный человек, а общество. Главный герой фильма слесарь-сантехник Дмитрий обнаруживает, что одно из жилых зданий находится в аварийном состоянии и может рухнуть. Он предупреждает об этом власти города, однако те намерены замять дело, чтобы, не допустив финансовой проверки, скрыть хищения бюджета. Сопротивление герой встречает и со стороны самих жителей дома, которые проявляют такое же безразличие к его благим намерениям.

Обратить подобный вид конфликта во внутренний получится, если диктуемые обществом правила поведения станут причиной душевных метаний героя, как это показано, например, в фильме «Девушка из Дании».

Человек против природы — «Марсианин», 2015

Такой тип конфликта заключается в борьбе персонажа с силами природы: стихией, животными и даже простым чувством голода. В фильме «Марсианин» герой оказывается один на чужой планете. Для того, чтобы выжить, ему приходится справиться с погодными условиями и неплодородной почвой Марса.

«Человек против природы» может быть и внутренним конфликтом, как, например, в мультфильме «Шрек», где Фиона сталкивается с изменением собственной природы: ночные превращения в огра стоят на пути у ее желания обрести счастье в любви.

Человек против машины — «Валли», 2008

Фильмы про то, как люди воюют против злобных роботов — это один из очевидных вариантов такого конфликта. Однако в мультфильме «Валли» главным героем является, наоборот, машина, которая вынуждена справляться с последствиями человеческой безответственности, очищая Землю от гор мусора.

Можно превратить такой конфликт во внутренний, наделив, например, робота желанием стать человеком, что будет противоречить заложенной в него программе.

Человек против судьбы или сверхъестественного — «Убийство священного оленя», 2017

Фильм рассказывает о кардиохирурге, который знакомится с Мартином — сыном пациента, умершего во время операции несколько лет назад. Вскоре младший сын доктора перестаёт чувствовать ноги. Обследования ничего не дают: согласно всем анализам, его состояние должно быть нормальным. Загадку происходящего раскрывает Мартин: героя, которого юноша считает виновным в смерти отца, преследует злой рок, и он должен принести в жертву кого-то из членов своей семьи, иначе все его близкие погибнут.

Данный вид конфликта тоже может перейти в разряд внутреннего, если, например, нежелательная сверхъестественная сила окажется внутри героя, как в фильме «Шестое чувство», где мальчик видит призраков умерших людей.

Чем может быть полезен конструктивный конфликт на рабочем месте

Когда вы думаете о конфликте, вы, вероятно, думаете о напряжении, спорах и острых разногласиях. На работе люди могут расходиться во мнениях по многим вопросам. Коллеги не всегда согласны с тем, как следует подходить к проектам или управлять ими.

Конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным. Конфликт, который приводит к разочарованию, гневу и негативу, разрушительен и не приносит пользы для целей вашего бизнеса, но не все конфликты на работе плохи, и не все конфликты на рабочем месте следует пресекать. Конструктивный конфликт на рабочем месте не обязательно должен вызывать враждебность и тревогу и может принести пользу вашей организации.

Бесплатная консультация по конфликту на рабочем месте

Что такое конструктивный конфликт?

Нереально думать, что люди могут или должны все время соглашаться. Конструктивный конфликт — это способ обсуждения или обсуждения противоположных идей для поиска возможных решений. Можно рассматривать конфликт как возможность для инноваций и мозгового штурма. Выслушивая и обсуждая противоположные точки зрения или интерпретации, члены команды получают возможность исследовать и учитывать различные мнения и идеи.

Когда люди расходятся во мнениях, не обязательно, чтобы один человек был прав, а другой виноват, и взаимодействие между людьми, которые не согласны, не должно быть конфронтационным. Конструктивный конфликт может привести к прояснению возможных проблем текущего подхода, а также к сотрудничеству и рассмотрению новых и, возможно, лучших идей. Если никто никогда не бросит вызов статус-кво, вы и ваша команда не сможете найти лучшие способы ведения дел. Этот тип конфликта позволяет членам команды на каждом уровне выдвигать уникальные идеи.

Создание среды, способствующей конструктивному конфликту

Избегание любого конфликта может означать упущение свежих перспектив. Чтобы создать атмосферу, способствующую конструктивному конфликту, проведите тимбилдинговые упражнения, чтобы помочь членам команды лучше узнать и уважать друг друга. Поощряйте людей выражать свое мнение на собраниях команды. Участники должны чувствовать себя в безопасности, чтобы выражать свои мысли и мнения. Когда члены команды знают, что другие хотят услышать их мысли, они чувствуют себя более ценными. Поощрение творческого самовыражения и конструктивного конфликта может помочь вам создать открытую и инклюзивную рабочую среду, а также дать каждому члену команды возможность поделиться идеями и действительно изменить ситуацию.

Управление деструктивным конфликтом

Несмотря на сознательные усилия, направленные на то, чтобы принять уникальные точки зрения и обсудить различия во мнениях в позитивном и конструктивном ключе, могут быть времена, когда деструктивный конфликт все же может произойти. Члены команды могут враждебно относиться друг к другу или отказываться разговаривать друг с другом. Откровенно негативный конфликт может снизить моральный дух всех в команде, и лидеры должны предотвратить или остановить деструктивное взаимодействие между членами команды.

Лидеры должны быстро распознавать деструктивные конфликты, такие как запугивание, домогательства или любые формы неуважения, и реагировать на них. Встретьтесь с теми, кто находится в конфликте, и обсудите пути решения проблем. Выслушивайте обе стороны спора, но не позволяйте конфликтующим членам команды перебивать или проявлять неуважение друг к другу. Цель состоит в том, чтобы найти беспроигрышное решение, чтобы каждый получил то, что он хочет. При правильном подходе деструктивный конфликт можно превратить в конструктивный.

Если деструктивный конфликт не может быть взят под контроль и продолжает нарушать мирную рабочую атмосферу, вам, возможно, придется инициировать дисциплинарные меры и привлечь свой отдел кадров. Внешние посреднические услуги часто бывают успешными, даже когда внутренние усилия по урегулированию деструктивного конфликта не работают. Конфликтующие члены команды могут захотеть работать с третьей стороной, которая полностью объективна, чтобы преодолеть их разногласия.

Чтобы узнать больше о профессиональном миростроительстве на рабочем месте, свяжитесь с Pollack Peacebuilding Systems.

 

 

 

словосочетание деструктивный конфликт | значение и примеры использования

словосочетание на английском языке

значения слова деструктивный и конфликтный

Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания с конфликтом.

деструктивный

прилагательное

великобритания

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ dɪˈstrʌk.tɪv / нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/dɪˈstrʌk.tɪv/

вызывающий или способный …

См. больше на разрушительный

конфликт

существительное [C или U]

uk

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈkɒn.flɪkt/нас

Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5

/ˈkɑːn.flɪkt/

активное разногласие между людьми с противоположными мнениями …

См. больше на конфликт

Примеры деструктивного конфликта

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Таким образом, дети родителей, страдающих алкогольной зависимостью, могут подвергаться деструктивным конфликтным процессам, особенно угрожающим их благополучию.

Из Кембриджского корпуса английского языка