как разумно использовать контраст в своем дизайне
Руководство по пониманию работы контраста и его значения в дизайне. Учимся использовать контраст в своих интересах или, по крайней мере, обращать на него внимание и давать ему верную оценку.
На вопрос о контрасте некоторые из моих друзей отвечали: «Черный и оранжевый — контрастные цвета», «Контрастная [цветная] одежда лучше смотрится», «В общем, контраст означает противоположность».
Конечно, все это правильные ответы. [По данным Google] Контраст — это явление, когда что-то разительно отличается от чего-то другого, в сопоставлении или тесной связи друг с другом. Хотя эта идея распространяется практически на все области, связанные с человеческой интерпретацией, мы часто ограничиваем ее только цветами и визуальными образами. А что, если я скажу…
Контрастность отвечает за то, какой бутерброд вы выберете себе на обед: “открытый” (как Дядя Федор) или “закрытый” (и называете его “Сэндвичем”). Контраст — это причина, по которой вы джемите под свои песни именно так, как вы это делаете. Контраст — это причина, по которой вы тратите слишком много денег, не осознавая этого.
Давайте разберемся в контрасте на нескольких практических примерах, распространяющихся на самые разные области.
Практические примеры
- В литературе писатели часто используют контрастные идеи в своих стихах и произведениях, чтобы сделать их более интересными. В качестве примера можно привести такие фигуры речи, как антитеза, оксюморон, ирония и т.д.
- Музыкальные продюсеры часто сочиняют свою музыку и мелодии, используя то, что они называют Единством и Контрастом. Композиторы должны сначала сосредоточиться на создании единства, затем разбить его небольшим контрастом — и когда это надоест, вернуться к созданию единства — на самом деле лучшие композиции развивают единство и контраст одновременно.
- Даже маркетологи и продавцы широко используют Принцип Контраста в своих интересах (описано в следующем разделе).
- Здесь также приведены некоторые аппетитные примеры. Сочетание хрустящего и мягкого в таких продуктах питания, как сэндвичи или вафли; Oreos в нежнейшем гладком шоколаде и т.д. — очень всеми любимы. Вспомните массу продуктов с контрастными ингредиентами!
Итак, контраст универсален и хорошо применим не только в области искусства и дизайна. Но почему он работает?
Как это работает? — Понятие Якоря
Принцип контраста — Проще говоря, если второй предмет сильно отличается от первого, мы будем склонны воспринимать это отличие еще сильнее, чем оно есть на самом деле. Ну, на данный момент это вполне очевидно.
На этом изображении человеческий разум неизбежно воспринимает оттенок на левом конце внутренней полосы более светлым, чем на правом. Это происходит потому, что мы не можем не сравнивать их с градиентом фона и, следовательно, воспринимаем один и тот же оттенок серого как более светлый на темном фоне и наоборот — очевидный пример Принципа Контраста. Одно из объяснений этому — Эффект Якоря (или Эффект Привязки).
Якорь
Проще говоря, идея якоря похожа на то, что мы знаем как «первое впечатление». Первая часть информации, с которой мы сталкиваемся, становится якорем и используется в качестве ориентира для принятия дальнейших решений. Это означает, что якорь влияет на наши решения, как только он установлен.
Рассмотрим приведенную выше оптическую иллюзию. Фоновый градиент задает якорь, и мы сравниваем внутреннюю полосу с цветом фона в разных точках, создавая иллюзию наличия оттенков во внутренней полосе, хотя она состоит только из одного сплошного цвета.
Еще несколько интересных примеров для лучшего понимания.
- То, как мы едим ломтик хлеба, является классическим примером эффекта привязки. Например, когда мы едим хлеб с неотрезанной корочкой. По опыту мы знаем, что корочка — это худшая часть, а мякиш — лучшая. Мы целенаправленно начинаем и продолжаем кушать со стороны корки и постепенно переходим к тому, чтобы оставить мякиш на конец, тем самым устанавливая якорь с наихудшим опытом и еще больше усиливая лучший. И мы с радостью распространяем этот метод на ряд продуктов, просто задумайтесь! Нет, теперь Ваша жизнь никогда не будет прежней!
- Другой понятный пример — Beat drops (бит-дроп или падение ритма) в музыке. Контрастное свойство бит-дропов является огромной причиной их популярности, как и в случае с Beat Switches (бит-свич или смена ритма). Наращивание ритма до его падения создает якорь, который обрывается после падения. Интересно, что бит-дропы не работают так же хорошо, когда вы переходите сразу к дропу, поскольку он не дает возможности установить якорь!
- Продавцы часто используют якорение (лучше всего работает в отношении незнакомых продуктов). Клиентам обычно сначала представляют лучшую модель или самую дорогую версию продукта (в противовес нашей интуиции, которая говорит, что начинать нужно с базового продукта), тем самым устанавливая максимально возможный якорь, из-за чего дешевые продукты кажутся еще более дешевыми. Это значительно повышает благосклонность к более низким по стоимости продуктам по сравнению с установленным якорем. Следовательно,…
Эффект Якоря в некоторой степени помогает нам управлять ожиданиями.
Таким образом, якорение — это специфическое когнитивное предубеждение, которое влияет на то, как мы оцениваем правдоподобность и вероятность. Понятие якоря было впервые введено в книге «Думай медленно… Решай быстро» Дэниела Канемана.
«Планы — это сценарии наилучшего развития событий. Старайтесь не принимать их в расчет при прогнозировании реальных результатов. Для этого, подумайте о том, по каким пунктам план может не сработать.» — из «Думай медленно. .. Решай быстро».
Применение в дизайне
Умелое использование контраста в дизайне — это ключ к созданию интереса, глубины, фокуса и иерархии, которые являются одними из важнейших характеристик хорошего визуального дизайна. Как говорится, лучший способ научиться и применить на практике хороший дизайн — это овладеть его основами.
1. Негативное или пустое пространство
Негативное пространство — это пространство или пустота в дизайне, вокруг основных элементов дизайна — пустые области. Например, пространство, заключенное в “ловушку”, как в буквах «A», «D», «B» и т.д. Именно гармоничное соотношение контраста между негативным и позитивным (основные элементы дизайна) пространством делает дизайн успешным.
В силуэтной фотографии фон служит негативным пространством и имеет огромное значение.В случае графического дизайна целью дизайна является визуальная передача информации, а это значит, что элементы дизайна являются информацией, которую необходимо передать. Негативное пространство, когда оно эффективно используется для создания ритмов и узоров, дает глазу отдохнуть среди потока этой информацией и имеет больше воздуха, что очень важно для баланса когнитивной нагрузки. 🥵 Давайте посмотрим на примеры, чтобы понять.
Негативное пространство также находит свое применение в дизайне пользовательского интерфейса. Например, важно, чтобы хороший пользовательский интерфейс не перегружал пользователя тонной информации, поэтому информационная архитектура чрезвычайно важна. Теперь мы знаем, что не только мелодия или ритм в песне являются значимыми, но и гармония между паузами и музыкальными узлами — вот что делает трек прекрасным!
2. Типографика
Простые функции форматирования, такие как размер, вес, непрозрачность и даже чувствительность к регистру, могут быть использованы для создания иерархии в тексте или даже ощущения глубины в плакатах или художественных произведениях. Полезное правило или мантра для создания контрастного дизайна гласит:
Иди до конца. Намеренный контраст должен быть очевиден.
То есть, глядя на контрастные элементы, зритель должен быть способен различить их за долю секунды. Как говорит Крис До из The Futur: «Не нужно оставаться на нейтральной территории. Идите на крайние меры». Вот несколько примеров:
- Пропустить один вес шрифта: используйте комбинацию жирного и обычного шрифтов (не используйте средний).
- Удвойте размер: для пары Заголовок / Основной текст используйте 16pt / 32pt или 14pt / 28pt и т. Д.
Также не рекомендуется часто использовать ВСЕ ЗАГЛАВНЫЕ буквы. Хотя все заглавные буквы могут казаться аккуратными и единообразными, именно однородность — это та самая причина, по которой следует избегать их частого использования. Наш мозг распознает форму текста и букв до того, как мы определим настоящие слова / буквы. Комбинация контрастных форм строчных букв позволяет легче различать разные буквы и быстрее расшифровывать слова, прежде чем фактически распознавать отдельные буквы. Поэтому рекомендуется использовать заглавные буквы в начале каждого слова (кроме вспомогательных слов, типа предлогов и союзов) на всех знаках аварийных ситуаций. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОЛЬКО ЗАГЛАВНЫХ БУКВ увеличивает когнитивную нагрузку на наш мозг, вызывая усталость.
3. Форма композиции
Форма Композиция хорошего дизайна, будь то визуальная графика, музыка или даже дизайн взаимодействия, должна быть динамичной по своей природе. Динамичность означает, что она не должна быть монотонной или плоской, а должна иметь глубину — в соответствующем контексте. Быстро пройдемся по общим практическим правилам для визуального дизайна, такого как фотография, графический дизайн и т. д.
Правило Третей:
Непосредственное применение контраста и одно из наиболее широко используемых правил. Объект или элемент, представляющий интерес, размещается на 1/3 сетки 3х3 кадра. Широко используется фотографами и визуальными художниками. Причина такого размещения заключается в том, что это создает более динамичное отрицательное пространство вокруг объекта, отличное от центрической композиции.
Примеры Правила Третей в фотографии: пейзаж (первый) и фасады (второй)
Конечно, существует множество различных вариантов расположения сетки, например, Золотое сечение, но главная цель — сделать композицию динамичной. Хотя существуют и дизайны с концентрацией по центру и симметричной формой, которые работают просто великолепно!
Одними из удивительных примеров, на которые можно смотреть вечно, изучать их и учиться у них композиции, являются макеты редакционных журналов. Гармонично сочетая в себе порядок и хаос и имея при этом вполне определенную иерархию, журнальные макеты позволяют многое узнать о динамике форм. О самих динамических композициях можно говорить очень много, поэтому, пожалуй, оставим это для отдельной статьи.
Как влиять на других, используя принцип контраста
19 785
Если мы поднимем теннисный мячик, а затем чугунную гирю, то гиря покажется более тяжелой, чем в том случае, если бы мы подняли ее первой.
Еще один пример того, как действует принцип контраста. Опустите правую руку в ведро с горячей водой, а левую в ведро с холодной, а затем обе руки в воду комнатной температуры. Правая рука будет воспринимать ее как прохладную, а левая как горячую, несмотря на то что обе руки находятся в одной и той же воде.
Этот принцип широко используют мастера продаж. В магазине мужской одежды покупатель, которому удалось продать дорогой костюм, будет готов потратить больше денег на аксессуары, чем тот, кто пришел только за аксессуарами. Причина в том, что в сравнении с высокой ценой костюма стоимость ремня или запонок уже не кажется такой значительной.
И хотя прибегать к принципу контраста не всегда этично, в эффективности его использования сомневаться не приходится
При продаже недвижимости ловкий риелтор, прежде чем показать потенциальным покупателям подходящий дом, приводит их посмотреть несколько развалюх и называет несусветную цену. Увидев после этого добротное жилье, они по контрасту оценивают его гораздо выше, чем в том случае, когда его показывают первым.
Наконец, этот же принцип используется при распродажах, когда на ценниках зачеркивают прежнюю цену и пишут новую. При этом старая цена может быть чрезвычайно завышенной, а новая — всего лишь приемлемой. Однако сравнивая цены, многие покупатели покупают уцененную вещь, которую, вполне вероятно, нашли бы чрезмерно дорогой, если бы на ней была указана первоначальная цифра.
Простой совет можно сформулировать так: «Просите большего, соглашайтесь на меньшее». Но это лишь один из выводов, который можно сделать из открытия Роберта Чалдини. Если подойти к делу творчески, можно найти множество неожиданных применений этого принципа. Сам психолог приводит в своей книге письмо студентки колледжа, которая виртуозно использовала принцип контраста, чтобы повлиять на то, как родители оценят ее успехи в учебе. Вот оно:
Письмо студентки, которое приводит Чалдини в книге «Психология влияния»
«Дорогие мама и папа!
С тех пор как я уехала в колледж, я совсем позабыла, что нужно писать письма. Прошу у вас прощения за то, что не написала раньше. Сейчас я введу вас в курс своих дел, но прежде чем вы продолжите читать, пожалуйста, сядьте. Не читайте дальше, если не сядете, ладно?
Ну, в общем, сейчас у меня все нормально. Перелом черепа и сотрясение, которое я получила, когда выпрыгнула из окна общежития, — пожар случился вскоре после моего приезда — теперь уже почти прошли. Я пролежала в больнице всего две недели и сейчас уже могу видеть почти нормально. Правда, раз в день бывают сильные головные боли. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок из окна видел работник находящейся поблизости бензоколонки, именно он и вызвал пожарных и «Скорую помощь».
Он навещал меня в больнице, и так как мне негде было жить — ведь общежитие сгорело — был настолько добр, что предложил жить в его квартире. На самом деле это комната в подвале, но вполне уютная. Он замечательный парень, мы безумно полюбили друг друга и планируем пожениться. Когда именно, мы еще не решили, но это произойдет до того, как станет заметна моя беременность.
Да, мама и папа, я беременна. Я знаю, как сильно вы хотите стать бабушкой и дедушкой, и знаю, что вы с радостью примете моего ребенка и подарите ему такую же любовь, ласку и заботу, которую дарили мне в детстве. Наша свадьба откладывается из-за того, что мой друг подхватил какую-то незначительную инфекцию, которая мешает нам сдать добрачные анализы крови, и я нечаянно заразилась этой инфекцией от него.
Теперь, когда я ввела вас в курс своих дел, я хочу сказать вам, что не было никакого пожара в общежитии, у меня не было никакого сотрясения или перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не заражена, и у меня нет никакого парня. Просто у меня тройка по американской истории и двойка по химии и я хочу, чтобы вы правильно восприняли эти отметки.
Ваша любящая дочь Шарон».
Можно не сомневаться, что родители вздохнули с облегчением вместо того, чтобы отругать ее за неуспеваемость. И хотя вопрос о том, насколько этично в каждом конкретном случае прибегать к «принципу контраста», в эффективности его использования сомневаться не приходится.
Книга Роберта Чалдини «Психология влияния» была переиздана в 2015 году, в этом варианте каждую главу сопровождает история от первого лица: люди описывают пережитые ими смешные или драматические ситуации, в которых ярко проявились закономерности, открытые социологом.
Текст:Валентина РазвиловаИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
«Не могу найти друзей. Кажется, что меня тайно недолюбливают»
«Как сказать мужчине, чего мне хочется?»: 3 совета сексолога
Разгадать сон и предотвратить болезнь
Как стоимость терапии влияет на ее процесс и качество: объясняют эксперты
«Рядом с мужем я всегда несчастна. Не могу смириться, что семья не сложилась»
«Молчи, а то (не) сбудется»: верна ли теория о материализации мыслей?
5 книг, которые помогут узнать, что такое любовь
Проблемы детей — отражение проблем родителей?
Что такое контрастный эффект? И как это влияет на вербовку
Что такое эффект контраста?
Эффект контраста — это бессознательное предубеждение, возникающее, когда две вещи оцениваются в сравнении друг с другом, а не по отдельности.
Наше восприятие меняется, когда мы начинаем сравнивать вещи друг с другом. Мы склонны судить о них относительно друг друга, а не по их собственным достоинствам.
Эффект контраста может возникать в разные моменты времени — я могу сравнить объект, на который смотрю, с тем, что видел вчера.
Этот эффект может быть как сознательным, так и бессознательным, поскольку мы можем даже не осознавать, что проводим сравнение.
Существует два типа эффекта контраста:
- Положительный эффект контраста: что-то выглядит лучше, чем обычно, по сравнению с чем-то хуже.
- Отрицательный эффект контраста: что-то выглядит хуже, чем обычно, по сравнению с чем-то лучше.
Примеры эффекта контраста
Эффект контраста может быть чрезвычайно мощным.
Глядя на изображение ниже, серый квадрат справа кажется светлее, хотя на самом деле они одного оттенка серого.
Источник: Research Gate Почему он кажется светлее? Потому что его сравнивают с квадратом на более светлом фоне.
Теперь представьте, что мы говорим не о цветах, а о товарах в магазине.
Один может показаться довольно дешевым по сравнению с другими, более дорогими предметами, хотя на самом деле он дороже среднего.
А знаете ли вы, что сладкие напитки на самом деле могут быть слаще, если пить их сразу после менее сладких напитков?
Эффект контраста при приеме на работу
Когда дело доходит до рассмотрения кандидатов, эффект контраста работает точно так же, как и для цветов или предметов в магазине выше.
Наниматели склонны оценивать кандидатов на основе предполагаемого качества других кандидатов в резерве.
Скрининг резюме склонен к эффекту контраста, поскольку рецензенты естественно начинают оценивать кандидатов по сравнению с резюме, которое было до или после, вместо того, чтобы оценивать достоинства каждого кандидата в отдельности.
Бессознательная предвзятость возникает, когда мы используем умственные ярлыки и быструю, интуитивную часть нашего мозга для принятия решений, которые должны обрабатываться более медленной, более сознательной частью.
Эффект контраста сам по себе является своего рода ментальным ярлыком.
Вместо того, чтобы тратить время на оценку каждого кандидата по его навыкам, опыту и т. д., быстрее сделать поспешные суждения по сравнению с остальными кандидатами.
Результат: пригодность кандидата будет оцениваться только относительно остальных кандидатов.
Таким образом, более слабые кандидаты могут выглядеть сильными, а лучший кандидат на эту должность может оказаться незамеченным среди более сильных кандидатов.
Как предотвратить влияние эффекта контраста на прием на работу?
При приеме на работу здесь, в Applied, мы не используем резюме.
Это потому, что они на самом деле не предсказывают реальные способности и вызывают несколько бессознательных предубеждений.
Вместо этого мы используем «рабочие образцы».
Образцы работы берут небольшие части работы и максимально точно имитируют их, спрашивая кандидатов, как они справятся с данной задачей.
Например, мы можем дать кандидату список задач, которые он гипотетически должен выполнять в той роли, которая должна быть приоритетной, или сложный запрос клиента, который необходимо решить.
Итак, вместо резюме кандидаты будут ( анонимно ) отвечать на наши 3-5 рабочих вопросов.
Там, где обычно у вас есть группа резюме, у нас есть группа ответов для рассмотрения.
Но как убрать эффект контраста из этого обзора?
Ну, так как невозможно полностью стереть память обо всех прошлых кандидатах, следующий лучший способ — «разбить», а затем рандомизировать рабочие образцы ответов.
Вот как мы устраняем предвзятость на этапе отбора:
Анонимизация: из приложений удаляется вся идентифицирующая информация приложения никогда не сравниваются полностью напрямую.
Рандомизация: ответов затем рандомизируются, чтобы кандидаты никогда не сравнивались в одном и том же порядке более одного раза.
Даже если вы используете резюме, вы все равно можете устранить некоторую предвзятость при приеме на работу, используя процесс, описанный выше.
Вы можете попробовать разделить резюме на образование, опыт, личное заявление и т. д., хотя вы, возможно, захотите ознакомиться с этим исследованием, которое доказывает, что ничто из этого не имеет такого большого значения, как вы думаете.
Хотя, естественно, вы по-прежнему можете сравнивать один ответ/часть резюме с другим, эффект контраста значительно сводится к минимуму, поскольку вы всегда будете сравнивать только «фрагменты» заявки и каждый раз будете сравнивать разных кандидатов, поскольку порядок рандомизируется.
Applied — важная платформа для более справедливого найма. Наша платформа для найма , специально созданная для того, чтобы сделать процесс найма этичным и предсказуемым, использует анонимные приложения и оценки на основе навыков для повышения разнообразия и выявления лучших талантов.
Начните преобразование вашего найма прямо сейчас: книга в демоверсии или просмотрите наш готовый к использованию, научно обоснованный оценка талантов .
Когда сравнение усиливает различия — эффективология
Эффект контраста — это когнитивное искажение, которое искажает наше восприятие чего-либо, когда мы сравниваем его с чем-то другим, усиливая различия между ними. Это сравнение может быть либо явным, либо неявным, одновременным или в отдельные моменты времени, и может применяться к различным чертам, начиная от физических качеств, таких как цвет и вкус, до более абстрактных качеств, таких как цена и привлекательность.
Например, эффект контраста может сделать предмет светлее, чем он есть на самом деле, если он размещен на темном фоне, или может сделать дорогой товар дешевле, если он представлен рядом с более дорогим товаром.
Эффект контраста играет роль в самых разных ситуациях, поэтому его понимание может быть очень полезным. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше об эффекте контраста, поймете, почему люди испытывают его, и увидите, что вы можете сделать, чтобы объяснить его влияние.
Содержание
Примеры эффекта контраста
Простой пример эффекта контраста представлен на изображении ниже, где серый квадрат на светлом фоне выглядит темнее, чем серый квадрат на темном фоне. несмотря на то, что они оба одного цвета:
Другой пример эффекта контраста появляется в литературном приеме, называемом сопоставление , в котором два элемента, такие как персонажи, действия, события или идеи, упоминаются один за другим с целью подчеркнуть различия между ними. Например, рассмотрим следующий известный пример сопоставления в литературе:
«Это были лучшие времена,
это были худшие времена,
это был век мудрости,
это был век глупости ,
это была эпоха веры,
это была эпоха недоверия,
это было время Света,
это было время Тьмы,
это была весна надежды,
это была зима отчаяния,
у нас было все впереди, у нас не было ничего впереди, мы все шли прямо в рай, мы все шли прямо в другую сторону…»
— Начало к «Повесть о двух городах» Чарльза Диккенса (1859)
Кроме того, эффект контраста может влиять на мышление людей в множество других способов. Примеры влияния эффекта контраста включают следующее:
- Сладкие напитки обычно слаще на вкус, если их пить сразу после менее сладкого, по сравнению с тем, когда вы пьете их сразу после того, как выпили что-то более сладкое.
- Люди иногда чувствуют, что они физически более привлекательны после того, как смотрят на фотографии относительно непривлекательных людей.
- Учащиеся иногда чувствуют себя менее уверенными в своих академических способностях, когда они учатся в классе, где много успевающих учеников.
Примечание : последний пример, когда учащиеся чувствуют себя менее уверенно, когда они учатся в классе со многими хорошо успевающими учащимися, связан с связанным социальным явлением, называемым эффектом большой рыбы и маленького пруда , который часто обсуждается в контексте эффекта контраста. Это происходит, когда люди чувствуют себя лучше в отношении своей эффективности в какой-то области, когда они окружены людьми, у которых относительно низкая производительность в этой области, по сравнению с тем, когда они окружены людьми, которые имеют относительно высокие результаты в той же области.
Положительные и отрицательные эффекты контраста
В некоторых случаях эффект контраста относится к одному из двух основных типов:
- Эффекты положительного контраста. Эффект положительного контраста возникает, когда что-то воспринимается как лучше , чем это обычно воспринимается, потому что оно сравнивается с чем-то хуже . Например, эффект положительного контраста может сделать обложку книги более интересной, чем обычно, если ее поместить рядом с книгой со скучной обложкой.
- Эффекты отрицательного контраста. Эффект отрицательного контраста возникает, когда что-то воспринимается как хуже , чем это обычно воспринимается, потому что оно сравнивается с чем-то лучше . Например, эффект отрицательного контраста может привести к тому, что автомобиль будет казаться дешевле, чем обычно, если он припаркован рядом с дорогим автомобилем.
Эта схема категоризации обычно используется только тогда, когда рассматриваемая характеристика может быть оценена как «лучше» или «хуже». Это применимо, например, когда люди оценивают такие черты, как привлекательность или интеллект, или такие факторы, как цена продукта.
Однако эта категоризация не применяется в случае признаков, которые нельзя классифицировать как «лучшие» или «худшие», например, уровень цвета или звука.
Почему люди испытывают эффект контраста
Из-за широкого спектра ситуаций и способов, которыми люди могут испытывать эффекты контраста, не существует единого механизма, который используется для объяснения этого явления. Однако все объяснения эффекта контраста связаны с тем, как наша когнитивная система интуитивно использует сравнения при обработке и оценке информации.
Например, когда люди оценивают объекты или сущности, с которыми сталкиваются, они часто интуитивно сравнивают их с подобными объектами/сущностями или со своими воспоминаниями о них. Это может, например, заставить дорогой продукт казаться разумным по цене, если его цена интуитивно сравнивается с ценой более дорогого продукта, даже если мы не заинтересованы в более дорогой альтернативе, и даже если мы обычно чувствовали бы себя что цена оригинального продукта значительно завышена.
Одна известная психологическая модель, которая используется для объяснения эффекта контраста, называется модель включения/исключения . В рамках этой модели, когда мы оцениваем определенный объект на основе его характеристик, у нас есть два ментальных представления: одно о целевом объекте, который мы оцениваем, и одно о стандарте, по которому мы оцениваем этот объект.
На основе этой модели может возникнуть эффект контраста, когда информация исключается из ментального представления объекта-мишени. Это может произойти по разным причинам, например, потому что люди считают, что информация не описывает цель должным образом, или потому что они считают, что она приходит на ум по неправильной причине.
Например, рассмотрим ситуацию, когда кто-то сталкивается с дорогим целевым продуктом, который контрастирует с более дорогим фоновым продуктом.
В этом случае негативная информация о высокой цене целевого товара может быть исключена из его представления в результате сравнения с более дорогим фоновым товаром. Это, в свою очередь, может привести к тому, что цель будет восприниматься более позитивно, чем обычно, по сравнению со стандартом, который используется для представления продуктов этого типа, за счет того, что они будут казаться менее дорогими и, следовательно, более разумными по цене. .
Кроме того, эта исключенная информация может иногда использоваться при построении стандарта, с которым сравнивается эталон. Это может означать, например, что если некоторая отрицательная черта цели игнорируется, когда дело доходит до концептуализации цели, и вместо этого используется для усиления негативности стандарта, с которым сравнивается цель, то цель будет оценивается более положительно по сравнению с ним.
Существуют и другие психологические модели, используемые для объяснения эффекта контраста, многие из которых в той или иной степени включают модель включения/исключения.
Однако в целом, несмотря на то, что когнитивные механизмы, ответственные за эффект контраста, все еще изучаются, основная причина, по которой люди испытывают эту предвзятость, заключается в том, что процесс, который мы используем для обработки и оценки информации, часто основан на сравнениях, независимо от того, являются ли эти сравнения в нашу пользу.
Примечание : эффект контраста иногда также называют эффектом контраста фона эффектом или эффектом перцептивного контраста .
Эффекты контекста: контраст и ассимиляция
Эффект контраста обычно классифицируется как один из двух основных типов эффектов контекста , которые представляют собой когнитивные искажения, возникающие, когда сравнение с фоновой информацией влияет на нашу оценку некоторых стимулов.
Другой основной тип эффекта контекста называется «эффектом ассимиляции». Эффект ассимиляции — это когнитивное искажение, которое искажает наше восприятие чего-либо, когда мы сравниваем его с чем-то другим, на уменьшает очевидные различия между ними, что делает их более похожими друг на друга. Например, эффект ассимиляции может повлиять на людей, которые видят, что кто-то ведет себя враждебно, и заставить их рассматривать поведение других людей как более враждебное, чем в противном случае.
Таким образом, эффект ассимиляции аналогичен эффекту контраста, с той разницей, что эффект ассимиляции уменьшает воспринимаемую разницу между сравниваемыми вещами, в то время как эффект контраста увеличивает эту разницу. Соответственно, эффект ассимиляции рассматривается как включающий положительную связь между контекстной информацией и оценкой, которую делают люди, в то время как эффект контраста рассматривается как наличие отрицательной связи между ними.
Примечание : контекстные эффекты часто обсуждаются в связи с концепцией прайминга , которая представляет собой явление, при котором воздействие стимула подсознательно влияет на нашу реакцию на последующие стимулы. Кроме того, еще одно родственное явление — привязывает , что аналогичным образом приводит к тому, что доступ к исходной информации сильно влияет на будущие решения.
Психологические механизмы ассимиляции и контраста
Примечательной психологической моделью, которая используется для объяснения того, почему люди могут испытывать оба типа контекстных эффектов, является модель глобальной/локальной обработки . Эта модель предполагает, что глобальная обработка, которая включает в себя формирование относительно абстрактных представлений, ведет к ассимиляции, а локальная обработка, которая включает в себя формирование более конкретных представлений, приводит к контрасту.
Модель объясняет это явление, говоря, что глобальная обработка приводит к включению релевантной информации, что приводит к ассимиляции за счет увеличения степени, в которой черты воспринимаются как общие для представления целевого объекта и стандарта, с которым его сравнивают. И наоборот, локальная обработка приводит к исключению релевантной информации, что, как мы видели в разделе о том, почему люди испытывают эффект контраста, увеличивает воспринимаемую разницу между целью и эталоном.
Факторы, ведущие к контрасту и ассимиляции
Различные факторы могут играть роль, когда дело доходит до определения того, испытывают ли люди эффект контраста или эффект ассимиляции.
Например, одно исследование показало, что люди с большей вероятностью испытают эффект ассимиляции, если сосредоточатся на сходстве между различными оцениваемыми вариантами, в то время как они с большей вероятностью испытают эффект контраста, если сосредоточатся на различиях между их.
Точно так же другое исследование показало, что, когда люди рассматривают фотографии физически привлекательных людей, они, как правило, впоследствии оценивают свою привлекательность как более высокую, если они чувствуют психологическую близость к этим людям, когда им говорят, что у них схожие взгляды и ценности. . Кроме того, они демонстрируют аналогичный эффект ассимиляции после просмотра фотографий непривлекательных людей, с которыми они вынуждены чувствовать себя близкими. И наоборот, когда людям показывают фотографии людей, с которыми они не чувствуют себя психологически близкими, они испытывают эффект контраста, который заставляет их чувствовать себя менее привлекательными после просмотра фотографий привлекательных людей и более привлекательными после просмотра фотографий непривлекательных людей.
Как учитывать эффект контраста
В некоторых ситуациях вам может потребоваться уменьшить степень влияния эффекта контраста, чтобы улучшить свою способность принимать рациональные решения. Это может иметь место, например, если маркетинговые материалы компании пытаются использовать контраст, чтобы определенный продукт выглядел как выгодная сделка, хотя на самом деле цена на него завышена.
В таких ситуациях основной способ избавиться от предвзятости — разорвать связь между основным целевым элементом, который вы оцениваете, и альтернативными фоновыми элементами, которым он противопоставляется. Например, если вы пытаетесь оценить цену продукта, вы можете отделить его от фоновых продуктов, которые используются для оправдания его высокой стоимости.
Для этого можно использовать различные подходы. Например, вы можете:
- Увеличить расстояние между вариантами. Увеличение расстояния между объектами, которые вы оцениваете, с точки зрения таких факторов, как время и пространство, может уменьшить степень эффекта контраста между ними.
- Добавьте дополнительные параметры. Добавление множества дополнительных опций может иногда уменьшить степень, в которой вы заметите контраст между первоначальными вариантами, которые вам были представлены, потому что это затрудняет их сравнение.
- Объясните, почему сравнение неуместно. Объяснение самому себе, почему представленное вам сравнение неуместно, например, сосредоточив внимание на абсолютной цене продукта, а не на его относительной цене, может помочь снизить вероятность того, что вы испытаете эффект контраста.
Кроме того, вы можете использовать другие стратегии устранения предубеждений , такие как замедление процесса рассуждений, что поможет снизить степень вашей зависимости от ошибочной интуиции, из-за которой вы испытываете эффект контраста.
Как использовать эффект контраста
Вы можете использовать эффект контраста в своих интересах, чтобы влиять на мышление людей в различных ситуациях. Например, вы можете:
- Выделить важную кнопку в дизайне, поместив ее на тусклый фон.
- Сделайте так, чтобы дорогой товар казался разумным по цене, разместив его рядом с более дорогим вариантом.
- Сведите к минимуму предполагаемую серьезность проблемы, которую вы вызываете, сравнив ее с более серьезными проблемами, случавшимися в прошлом.
Обратите внимание, что использование эффекта контраста таким образом может быть полезным не только для влияния на других людей, но и для влияния на ваши собственные мысли.
Например, рассмотрим пример использования эффекта контраста, чтобы свести к минимуму воспринимаемую серьезность проблемы, которую вы вызвали. Вы можете сделать это, чтобы повлиять на мнение кого-то, кто имеет отношение к проблеме, чтобы уменьшить негативную реакцию, с которой вам приходится иметь дело, или вы можете сделать это, чтобы повлиять на себя и заставить себя меньше беспокоиться о том, что вы сделали. .
Когда вы используете эффект контраста для воздействия на мышление людей таким образом, обычно есть несколько факторов, на которые следует обратить внимание, чтобы создать сильный контраст:
- Высокая релевантность. Чем родственнее сравниваемые вещи друг другу, особенно по рассматриваемому основному признаку, тем заметнее будет контраст между ними.
- Прочная связь. Чем ближе вещи, которые вы сравниваете друг к другу, с точки зрения таких факторов, как пространство или время, тем легче будет заметить контраст между ними.
- Большая разница. Чем сильнее отличаются друг от друга вещи, которые вы сравниваете, особенно по рассматриваемому основному признаку, тем заметнее будет контраст между ними.
Имейте в виду, однако, что это только общие рекомендации, и точная реализация эффекта контраста будет различаться в разных ситуациях.
Например, в некоторых случаях превышение определенной точки при увеличении разницы между доступными параметрами может фактически снизить вероятность того, что люди ощутят желаемый эффект контраста. Это может произойти, например, если предпочитаемый вами продукт сравнивается с продуктом, который намного дороже, что может привести к тому, что люди будут избегать сравнения этих двух товаров или предполагать, что более дешевый продукт должен быть каким-то образом дефектным.
Резюме и выводы
- Эффект контраста — это когнитивное искажение, которое искажает наше восприятие чего-либо, когда мы сравниваем его с чем-то другим, усиливая различия между ними.
- Это сравнение может быть явным или неявным, одновременным или в отдельные моменты времени и может применяться к различным характеристикам, начиная от физических качеств, таких как цвет и вкус, до более абстрактных качеств, таких как цена и привлекательность.
- Например, эффект контраста может сделать вкус сладкого напитка безвкусным, если вы выпьете его сразу после того, как вы выпили что-то более сладкое, или может сделать продукт с завышенной ценой относительно дешевым, если он выставлен рядом с более дорогим продуктом.
- Чтобы уменьшить влияние эффекта контраста на вас, вы можете увеличить расстояние между доступными опциями (с точки зрения таких факторов, как время или пространство), добавить в смесь больше опций, объяснить, почему рассматриваемое сравнение не имеет значения.