Презентация «Детям о космосе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ДЕТЯМ О КОСМОСЕ
2 слайд Описание слайда:Давайте посмотрим в ночное небо! Там столько красивых звезд! Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!
И вот однажды, смотрел человек на звездное небо и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, с помощью которых наблюдали за планетами.
4 слайд Описание слайда:Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
5 слайд Описание слайда:Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. А чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. И вот ученые изобрели первый космический корабль — спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.
6 слайд Описание слайда:На борту первого спутника были две собаки – Белка и Стрелка. Они первыми покорили космос и удачно вернулись на Землю.
7 слайд12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин впервые в мире совершил виток вокруг Земли.
8 слайд Описание слайда:Свой первый полет Ю.А. Гагарин совершил на космическом корабле «Восток- 1»
9 слайд Описание слайда:Из космического пространства Юрий Гагарин увидел нашу планету – Земля, она была круглая и показалась ему очень маленькой.
10 слайд Описание слайда:18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля «Восход-2»
11 слайд Описание слайда:В космосе очень холодно и очень мало воздуха, поэтому на космонавта, который полетел в космос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищает космонавта от холода, а также снабжает человека воздухом
12 слайд Описание слайда:А так выглядит Луна, если подлететь к ней поближе
15 слайд Описание слайда: Для того, чтобы лучше изучить Луну, люди изобрели луноход и доставили его на планету. 16 слайд Описание слайда:А вот таким космонавты увидели Солнце – огромный раскаленный огненный шар.
17 слайд Описание слайда:А вокруг Солнца вращаются все планеты солнечной системы.
18 слайд Описание слайда:В космос запущены искусственные спутники Земли. С их помощью проводятся научные исследования. Спутники изучают магнитное поле и радиационную обстановку вблизи Земли, исследуют невидимые космические излучения, выполняют разнообразные биологические и технические эксперименты.
Метеорологический спутник создан для получения из космоса данных о Земле, которые используются для прогноза погоды. У спутников на борту приборы, с помощью которых наблюдают за температурой поверхности Земли, за облачным, снеговым и ледовым покровом.
20 слайд Описание слайда:Благодаря искусственным спутникам мы смотрим телевизор и разговариваем по телефону.
21 слайд Описание слайда:Необъятен, и до конца не изведан космос. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, станет его новым покорителем.
22 слайд Описание слайда:Я хотел бы слетать на луну, В неразгаданный мир окунуться. И подобно красивому сну К самой яркой звезде прикоснуться. Долететь до далёких орбит, Неизвестных всем нам измерений, Где загадочный космос хранит Много тайн необъятной вселенной…
23 слайдСпасибо за внимание.
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-013409
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация «Детям о космосе» для ДОУ
Уважаемые коллеги, презентация «Детям о космосе» направлена на знакомство детей со строением солнечной системы, особенностями планет, расширение знаний о космосе, поможет организовать совместную деятельность со старшими дошкольниками в рамках тематической недели «Космос».
Обучающая презентация «Детям о космосе» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширять знания детей о солнечной системе.
Задачи презентации
- Образовательные:
Познакомить детей с особенностями солнечной системы, с названиями планет;
Обогатить словарь словами орбита, комета, астероид и т.д.;
Закрепить умение изменять слова по образцу. - Развивающие:
Способствовать развитию памяти, восприятия и мышления. - Воспитательные:
Поддержать интерес детей к космонавтике, формировать желание делать открытия.
Ход презентации
Слайд 2.
Дорогие ребята!
Вы наверняка видели, как много звёзд появляется на ночном небе, их спутницу — Луну и, конечно же, Солнце — яркое, горячее. Всё это жители Солнечной системы. А вы хотите отправиться в путешествие и узнать о космических просторах нашей Вселенной? Тогда приготовьтесь — мы полетели!
Мы с тобою на рассвете
Улетаем на ракете,
Ноги шире, подтянись —
Вот летит ракета ввысь!
Слайд 3.
Ребята, а как вы думаете, почему система называется солнечной?
Система называется солнечной потому что всё движется вокруг самой большой звезды — Солнца: спутники, кометы, астероиды, разные планеты и даже наша планета Земля.
Слайд 4.
Солнце настолько большое, что притягивает к себе все объекты и не даёт им улететь в открытый космос, а планеты и другие жители солнечной системы, пытаясь улететь, всё время движутся по кругу. Так и танцуют свои танцы вокруг Солнца туманности, кометы, астероиды.
Слайд 5.
А почему планеты не сталкиваются между собой?
Оказывается каждая из них бежит по своей дорожке — орбите, и дорожки эти не пересекаются, поэтому планеты никогда не сталкиваются друг с другом. В солнечной системе есть свой порядок.
Слайд 6.
Планет в солнечной системе 9 и запомнить их названия поможет весёлая игра:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Слайд 7.
Самая близкая к солнцу планета — Меркурий.
Эту планету можно увидеть с земли ранним утром. Она светится очень ярко перед восходом солнца, и люди называют её утренней звездой.
Как ты думаешь, можно ли жить на Меркурии? К сожалению нет, ведь она так близка к солнцу и температура на поверхности планеты очень высокая. Всё, что на ней окажется — сразу сгорит.
Венера — самая загадочная планета, она вся затянута облаками. У Венеры есть атмосфера, но воздух такой тяжёлый, что человек не сможет его вдохнуть. Эту планету называют сестрой Земли потому, что на ней тоже есть вулканы, горы и песок. Температуру Венеры можно сравнить с разогретой сковородой и жарить там яичницу.
Слайд 8.
Как называется планета, на которой мы живём? Это единственная планета, на которой живут люди, растут деревья. Есть моря, горы, разные животные. Всё потому, что вокруг земли есть атмосфера — воздух, которым мы дышим. Учёные называют Землю космическим оазисом.
Космические корабли очень близко подлетали к Марсу и узнали, что на нём когда-то были озёра и реки, но со временем они испарились, оставив на поверхности красные следы. Её так и называют — Красная планета. Кстати, на Марсе все предметы становятся легче.
Слайд 9.
Юпитер — самая большая планета в солнечной системе. Вокруг этой планеты постоянно бушуют ураганы, звёздные пыльные вихри делают поверхность планеты очень красивой. Попробуй смешать краски на стекле, и отпечатай рисунок на планете. У тебя будет свой Юпитер.
Сатурн — планета чуть меньшего размера, чем Юпитер, на его поверхности все предметы становятся немного тяжелее, чем на Земле.
Эту планету всегда можно узнать по красивым кольцам. Поверхность планеты напоминает желе или зефир, поэтому жить на такой планете нельзя.
Слайд 10.
Уран — вращается в противоположную сторону от всех планет. Некоторые учёные считают, что поверхность этой планеты — огромный океан, а внутри у него каменное ядро. Кольца Урана состоят из звёздной пыли и слегка различимы.
Эту планету обнаружили всего 200 лет назад. Вокруг Нептуна постоянно движется белое облако. Оно является причиной сильных ветров на планете. Красивая голубая планета напоминает водяной шар.
Слайд 11.
Эта планета — Плутон. Самая холодная, потому что самая далёкая от солнца. Она напоминает вечную мерзлоту. На её поверхности все предметы становятся в 50 раз легче. Размером Плутон даже меньше, чем луна.
Слайд 12.
Прежде чем закончить космическое путешествие, давай поиграем.
Игра «Доскажи словечко»:
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
Астроном — он звездочёт,
Знает все наперечёт!
Только лучше звёзд видна
В небе полная …
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Звездолёт — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
Слайд 13.
Развивающее задание «Сколько ракет летит на луну».
Слайд 14.
Развивающее задание «Подбери семейку слов»:
Человек, который считает звезды — звездочёт,
Космический корабль летящий к звездам — звездолёт,
Скопление звезд на небе — созвездие,
Момент, когда звезды «падают» — звездопад,
Небо, на котором много звёзд — звёздное,
Небо, на котором нет звёзд — беззвёздное,
Бывает большая звезда, а бывает маленькая — звёздочка.
Слайд 15.
Интерактивное задание «Какой звёздочки не хватает».
Слайд 16.
Задания для проверки:
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Как называется ближайшая к нам звезда?
- Что такое Солнечная система?
- Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
- Какую планету называют красной? Почему? Эту планету римляне назвали в честь бога войны Марса. Как ты думаешь, почему?
- Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
- Кто был первым космонавтом Земли?
- Когда впервые человек полетел в космос?
- Каких российских космонавтов ты знаешь?
- Какие стихи ты знаешь о космосе?
- Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
Заключение
Вот и подошло к концу наше путешествие, а чтобы мы могли чаще вспоминать о космосе, можно изготовить книгу про наше путешествие. Самостоятельное рисование, оформление книги «Наше космическое путешествие».
Предложите детям так же развивающие игры: «Ракетосторители» и «Запомни, где ракета», направленные на формирование логического мышления, восприятия и памяти старших дошкольников.
infodoo.ru
Игра-развлечение для дошкольников «Космическое путешествие»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ №11»
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
Структурное подразделение
Ленинградская область, пос. Вырица, ул. Набережная д. 20
Игра – развлечение«Космическое путешествие»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
педагог дополнительного образования,
музыкальный руководитель
Новосёлова Наталья Алексеевна
(высшая квалификационная категория)
2015 г.
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о космосе.
Задачи:
Образовательные:
— расширять кругозор детей;
— закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира.
Развивающие:
— развивать познавательный интерес детей;
— обогащение и активизация словаря по теме «Космос»;
— развивать творческое воображение, фантазию;
— развивать двигательно-игровую активность;
— побуждать к импровизации игровых и танцевальных движений.
Воспитательные:
— создание ситуации успеха;
— воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
— создать радостную атмосферу праздника.
Словарная работа:
Предметы: космос, космонавты, невесомость, планета, орбита, вселенная, дирижабль, орбитальная станция, притяжение, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун.
Технологии:
Предварительная работа:
Посещение планетария. Чтение книг о космосе: Н. Носов «Незнайка на Луне». Удивительный космос (энциклопедия с окошками). Космос о звездах, планетах, космических путешествиях. Космос — моя первая энциклопедия. Подбор литературы о космосе. Изготовление макета солнечной системы, изготовление шлемов. Оформление выставки детских работ. Подбор слайдов, музыки.
Материалы и оборудование:
Демонстрационные: солнечная система, рисунок ракеты, воздушный шар, слайды с картинками о космосе, музыка.
Раздаточные: схема ракеты, звезды, планеты, шлемы.
Ведущий: Ребята, а кто знает какое сегодня число и месяц?
Дети: 12 апреля.
Ведущий: А какой сегодня праздник отмечает наша страна?
Дети: День космонавтики.
Ведущая: День сегодня непростой,
Это знает в мире каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с земли отважный.
Сегодня праздник считают своим
И физики и математики.
А также все люди встретить спешат
Великий день космонавтики.
Звучит фонограмма «Время вперед». Композитора Г. Свиридова.
Ведущая: Внимание! Внимание! Всем, всем, всем! Спешим сообщить ребятам и взрослым и всем, кто любит фантастику и приключения, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить полет в космос, где вы встретитесь с чудесами и неизведанными открытиями.
Презентация о космосе.
Ведущая: Ребята, отгадайте загадку.
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный. Темный,
И необычайный.
В нем живут Вселенные,
Необыкновенные.
Дети: Это космос.
Ведущая: Правильно, это космос. Чтобы отправиться в космический полет нужно много знать и уметь. Предлагаем испытание на сообразительность. Ребята готовы? (Готовы). Вы должны ответить на вопросы.
Конкурс №1 Блиц опрос
Какой формы наша планета? (Земля круглая в форме шара).
Назовите летательные аппараты, которые придумали люди. (Воздушный шар, дирижабль, самолет, вертолет, ракета, спутник, космическая станция).
А каких сказочных героев, умеющих летать, и их летательные аппараты вы знаете? (Ковер – самолет, метла и ступа бабы Яги, Конек – Горбунок, старик Хоттабыч, сапоги скороходы, Змей Горыныч).
Назовите клички собак, летавших в космос (Лайка, Белка, Стрелка).
Назовите, первую женщину космонавта, полетевшую в космос. (В. Терешкова).
Ведущая: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки. Если вы правильно их отгадаете. То мы узнаем, что еще можно встретить в космосе.
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает.
От других звезд защищает…. (Солнце)
Ведущая: Правильно, это Солнце.
На небе ночью мы сияем
Сверкаем, словно огоньки.
Всех красотой мы удивляем
Хотя от вас мы далеки…. (Звезды)
Ведущая: Ребята, а как называется профессия человека, который изучает звезды?
Дети: Астроном.
Ведущая: А где работает астроном?
Дети: В обсерватории
Ведущая: А как называется прибор, который увеличивает изображение звезд?
Дети: Телескоп
Ведущая: Молодцы. Следующая загадка.
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки.
Промелькнут года и дни.
Но не встретятся они…. (Планеты)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ясных звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной …. (Комета)
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит.
Небесный, космический…. (Метеорит)
Ведущая: Ребята, а на чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете.
Ведущая: Ребята, а кто построил первую ракету?
Дети: Конструктор Королев.
Ведущая: Правильно, Сергей Павлович Королев.
Ведущая: Ребята, кто был первым космонавтом планеты?
Дети: Юрий Гагарин
Ведущая: Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт, облетевший вокруг Земли. Ребята, а как вы думаете легко быть космонавтом?
Дети: Нет, нелегко.
Ведущая: Ребята, а вы играть любите?
Дети: Да
Конкурс №2 «Наоборот»
Ведущая: Давайте поиграем в игру- «наоборот». Скажите мне, пожалуйста, космонавт:
Трусливый — смелый
Слабый — сильный
Маленький — большой
Толстый — тонкий
Старый — молодой
Злой — добрый
Медлительный — быстрый
Грустный — веселый
Ведущая: Из перечисленных нами слов, выберите те качества, которыми должен обладать настоящий космонавт.
Дети: Он должен быть: добрым, сильным, быстрым, веселым, молодым, смелым.
Ведущая: Молодцы. А сейчас, ребята, прочтут стихи.
Гулять сегодня некогда
Мы заняты другим,
Бумажные ракеты
Мы дружно мастерим.
Мы ярко их раскрасили –
Пускай теперь летят!
В отважных космонавтов
Играет наш отряд.
Мы летчиками смелыми
Быстрее стать хотим:
В ракетах настоящих
Мы в космос полетим.
Над нами звезды светлые
Зажгутся в вышине.
Российский флаг поднимем
На Марсе и Луне! (Я. Серпин)
Ведущая: Чтобы лететь в космос, нужно быть очень дружными ребятами. Ребята споют песенку о дружбе.
Исполняется песня о дружбе.
Ведущая: Но чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых в космос не берут,
Ведь полет – нелегкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
На места свои встаем,
Упражнения начнем!
Физкультминутка
Ждут нас быстрые ракеты (шаг на месте)
Для прогулки по планетам
На какую захотим-
На такую полетим.
Правое крыло вперед (правая рука вперед)
Левое крыло вперед (левая рука вперед)
Руки в стороны
В полет отправляет нас пилот (качаем крыльями)
Ветер дует — задувает (качаем руками)
И пропеллер наш вращает (вращаем руками)
Ах, какая красота (повороты из стороны в сторону и смотрим вдаль)
Не страшна нам высота! (руки вверх и прыжок вверх)
Конкурс №3. « Кто быстрее построит ракету».
Ведущая: Ребята, а на чем можно полететь в космос? (На ракете).
Чтобы нам полет устроить
Надо всем ракеты строить.
Из обручей разного размера дети строят ракеты. Садятся в ракеты.
Ведущая: Ракеты построены, всем ребятам приготовиться к полету. (Дети садятся на корточки, руки над головой.)
Ведущая: Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это невесомость.
Конкурс №4. «Космические фигуры».
Дети свободно перемещаются по залу под мелодию «В свете Сатурна» ансамбль «Зодиак».
В космосе все невесомое. И следующий конкурс для всех детей «Космическая фигура замри». Ребята, как только музыка остановится, вы должны замереть, изобразив любую фигуру.
Ведущая: Раз, два, три фигура в невесомости замри.
Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущая: Ой, ребята, мы с вами долетели до орбитальной станции. Команды построились. Одели космические шлемы. Надели космические рукавицы. Нам нужно перенести приборы в станцию.
Проводится конкурс №5 «Перенеси приборы на станцию»
Звучит запись мелодии «Поло» ансамбля «Зодиак».
Ведущая: Внимание, внимание! Мы попали в метеоритный поток. От столкновения с метеоритами продукты питания разлетелись в невесомости. Необходимо их собрать и съесть.
Конкурс №6 «Космические продукты».
На двух веревках на расстоянии привязаны продукты, завернутые в фольгу. Дети разворачивают фольгу и съедают конфеты. Ну, что ж, ребята, нам пора возвращаться на нашу голубую планету Земля.
Ведущая: Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие?
Дети: Да
Ведущая: Давайте вспомним, где мы сегодня с вами были, что делали, что видели?
Дети: Ответы детей.
Ведущая: Молодцы. На этом наше путешествие закончилось.
Детям вручаются подарки.
infourok.ru
Дошкольникам о космосе «К космическим далям – вперед!»
Программное содержание:
- Формировать у детей элементарное представление о космосе, космонавтах, о полёте Ю.А.Гагарина в космос.
- Продолжить знакомить с общенародным праздником – Днём космонавтики.
- Воспитывать у детей интерес к познанию нового (космическому пространству).
Словарь: космонавт, ракета, марсиане, стыковка,
Оборудование: макеты планет, слайды о космосе, космическое пространство
Предшествующая работа:
- Чтение отрывков из “Большой книги вопросов и ответов “ Что? Зачем? Почему?”.
- Чтение детям “Грустной истории найдёныша” В.Гагарина, “Шла война” Ю.Гагарина,
- В.Терешкова “Вселенная — открытый океан”, Ю.Яковлев “Трое в космосе”
Изобразительная деятельность:
- Рисование “Земля – наш общий дом”(глобус)
- Аппликация “Этот загадочный мир”
- Конкурс рисунков “Созвездия”
- Выставка работ “Удивительный мир космоса”
- Лепка “Я космонавт”
- Конструирование из бумаги (оригами)
Темы: “Ракета”, “Шлем космонавта”, “Космонавт”.
Ведущая:
Дорогие ребята! Вы хорошо знаете, что наша страна и весь мир отмечают 12 апреля праздник. Какой? (ответы детей). Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня мы проводим итоговое занятие о космосе, под названием
“К космическим далям — Вперёд!”. (слайд №1)
Стало уже привычным, что с земли стартуют космические корабли, в тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. “А что тут особенного можете сказать вы?”.
Первым в космос был запущен искусственный спутник земли (слайд №2).
С этого дня началась эра освоения космоса.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль “Восток” с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом покорившим космос? (Ю.А.Гагарин) (слайд №3)
Он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе.
Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: “Поехали!”
Его самое первое впечатление при виде Земли из космоса : “Красота-то какая!” От итогов первого полёта в космос зависела дальнейшая
программа. Полёт первого космонавта показал, что в условиях невесомости можно работать, обживать космическое пространство, создавая условия для дальнейшей безопасной и успешной работы (слайд №4).
Ю. А. Гагагрин достоин быть первым.
Реб.
Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень
Он первым в космос полетел
Его зовут Гагарин!
Чтение стихотворения Я.Акима
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо
Береги свою планету-
Ведь другой похожей нету!
Ведущая:
— О какой планете говорится в стихотворении?
— А можем ли мы с вами увидеть планету Земля?
— У кого есть возможность увидеть нашу планету во всём её величии?(космонавтов)
Мы с вами не раз рассматривали модель Земли “глобус”. Скажите а каким, а что на карте и глобусе обозначено голубым , синим цветами? (реки, моря, океаны)
А каким цветом обозначена суша? (зелёная и коричневая) Зелёным цветом обозначены растительность, а коричневым горы и равнины. (слайд №5)
По дороге изведанной Ю.Гагариным пошли другие . Полёты становились всё более длительными. Изменились и сами корабли. Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Многие полезные работы выполняют космические аппараты.
— А как вы думаете для чего осваивают космос? Что могут исследовать космические аппараты? (слайд №6)
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)
На самих космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещё и научные работы: выращивают растения, исследуют, как ведут себя живые организмы в космосе. Словом много нужных и полезных работ.
Ребята! А кто из вас не мечтал стать космонавтом и отправиться в далёкое космическое путешествие, полное неожиданностей? Сегодня у вас есть такая возможность побывать в космосе пусть хотя — бы в мечтах и в ваших фантазиях.
Реб.
Рано утром я проснусь,
На зарядку становлюсь-
Приседаю и скачу,
Космонавтом стать хочу!
Космонавтом чтобы стать,
Надо многое узнать:
Быть проворным и умелым,
Очень ловким .
Очень смелым.
(Д.Чибисов, перевод с украинского Д.Лидиной)
Динамическая пауза “Путешествие к звёздам”
Дружно в ногу мы идём. Мы идём на космодром. (ходьба на месте) Мы походим на носках ходьба на носках А потом на пятках ходьба на пятках Вот проверили осанку и свели лопатки свести лопатки не зевай по сторонам повороты в стороны ты сегодня – космонавт начинаем тренировку, наклоны вперёд чтобы сильным статьи ловким. Ждёт нас быстрая ракета приседают Для полёта на планету выпрыгивают Улетаем сей же час кружатся Звёзды в гости ждите нас махи руками над головой
Ну, скорей, смелее, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. В ясном небе солнце светит Космонавт летит в ракете соединяем руки над головой А внизу, поля — Расстилается Земля. Низкий поклон
Занять места, пристегнуть ремни. Начинается отсчёт времени: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 старт!
Преодолеваем земное притяжение.
Мы вышли на орбиту. Отстегнуть ремни!
Исполняется “Марш космонавтов”
1.
От героев космонавтов не хотим мы отставать
Мы ребята – соколята, будем скоро все летать!
Припев:
Космонавты захотят — и на звёзды полетят!
Космонавты, космонавты,
Вам привет от всех ребят!
2.
Мы построили ракету,
Улетаем в ней сейчас
Пусть высоко и далёко
Понесёт ракета нас!
Реб.
Летит корабль в космические дали,
Покинув землю, нашу колыбель
О чём в веках сыны земли мечтали?
Других миров достигнуть — наша цель.
Мы долетим, раскроем их секреты,
Доставим вымпел мира и труда,
А свет далёкой голубой планеты
Средь тысяч звёзд отыщем мы всегда.
С чужих планет вернёмся мы, я знаю,
Земной увидим снова мы рассвет…
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!
(О.Соколов-Тобольский)
Реб.
Вы ждите нас, звёзды,
Когда подрастём,
Мы к вам прилетим
И расскажем о том.
О том как прекрасна
Планета Земля,
Какие на ней
Города и поля,
Какие цветы
И деревья растут,
Какие в лесах её птицы поют.Ещё мы о детстве
Расскажем своём,
О Родине нашей,
В которой живём…
Так ждите нас, звёзды,
Когда подрастём,
Расскажем мы вам
Обо всём, обо всём!
(И.Михайлов)
Ведущий:
Кто тебя выдумал, звёздная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я их дому —
Прямо за пристанью бьётся волна…
Реб.
Одни живут на юге,
Где солнышко печёт,
Другие – там, где вьюги
Кружатся целый год.
Но все на свете дети
Хотят летать в ракете.
(E.Аксельрод)
Реб.
Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит
Конкурс “Космические загадки”
Он вокруг Земли плывёт
И сигналы подаёт.
Этот вечный путник
Под названьем……….спутник
С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно…………ракета
Когда ты в космосе, мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты вот так новость,
Ведь это……………………невесомость
Он чёрен, как ночь.
И звёзд в нём не счесть.
Планет и созвездий
В нём множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит
Ведь это же …………..космос
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовётся просто ……………космонавт
Дети садятся на стульчики.
Вед.: В космическом путешествии встретить можно, что угодно.
Ну, вот что я говорила прямо по курсу инопланетяне.
Танец. “Инопланетяне”
Появляется звездочет.
Дети выполняют работу в технике граттаж.
По окончании работы рисунки дарятся гостям в зале.
Песня муз.А.Филиппенко “Прощальная песня”
1.
Попрощались мы с Луной,
Возратились мы домой
Полетим ещё не раз,
Скучно в космосе без нас
Припев:
Все планеты, все планеты
Непременно облетим,
Разгадаем все секреты,
Если только захотим
2.
Если будем мы дружить,
Если будем в мире жить!
Соберём ракетоплан,
Погостим у марсиан
Презентация 2.
Музыкальное сопровождение урока.
urok.1sept.ru
Стихи и загадки о космосе, физминутки по теме «Космос»
Тема космоса всегда привлекает детей. Они с удовольствием играют в космические игры, рисуют инопланетных гостей и конструируют космические корабли. В апреле можно планировать различные космические путешествия и развлечения, физминутки и т.д. Стихи и загадки о космосе для дошкольников можно включать в образовательную и игровую деятельность, использовать при организации праздничных мероприятий в детском саду.
Наряду с этим можно знакомить дошкольников с героями-космонавтами СССР, просматривать презентации про космос и планировать дидактические игры, направленные на формирование представлений о космосе.
Физминутки, пальчиковые игры, стихи и загадки о космосе для дошкольников
Физминутки по теме «Космос»
Космическое путешествие на Марс
Мы идём на космодром, (дети идут по кругу)
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках, (идут на носках)
Мы идём на пятках. (идут на пятках)
Вот проверили осанку (останавливаются лицом в круг, руки на пояс)
И свели лопатки. (плечи развернули, лопатки свели)
Не зевай по сторонам, (повороты головы влево, вправо)
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким. (руки сгибают в локте, показывают «мускулы»)
Ждёт нас быстрая ракета
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс, (подняться на носки, руки вверх)
Звёзды, в гости ждите нас.
По ступенькам поднялись, (ходьба на месте)
Дружно за руки взялись. (имитация подъёма в ракету по ступенькам)
Аккуратно надо сесть, (дети садятся в ракету)
Чтоб приборы не задеть.
Кресло займи, (педагог отдаёт команды)
Пристегнуть ремни — (имитация закрепления ремней)
Раз, два, три… летим! (бег, руки в стороны)
В невесомости плывём (дети медленно поднимают руки вверх, с выносом прямой ноги в различных направлениях)
Мы под самым потолком. (имитируя движения тела в состоянии невесомости)
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины.
Путь неровный — рвы, канавы. (дети перепрыгивают через воображаемые рвы и канавы произвольным способом)
Их преодолеть вам надо.
Возвращаться нам пора, (медленный бег по кругу, руки в стороны)
Полетели, детвора!
Из полёта возвратились (ходьба)
И на Землю опустились.
Зарядка для космонавтов
Будем очень мы стараться,
Дружно спортом заниматься: (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (приседают)
И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)
Пальчиковые игры по теме «Космос»
Космонавты
Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки —
Значит можно начинать. (выполнять движения по тексту)
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд. (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя бинокль)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
Большую жёлтую луну.
Планеты
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)
Комета
В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы рук)
Ледяной летит объект. (поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево)
Хвост его — полоска света, (к кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост»)
А зовут объект комета. (сжимают и разжимают пальцы рук)
Стихи по теме «Космос»
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный! (Оксана Ахметова)
Астроном
— Всё, — сказал я твёрдо дома, —
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная! (Римма Алдонина)
Созвездие
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки. (Г. Сапгир)
Загадки по теме «Космос»
Чтобы глаз вооружить
И со звёздами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный… (Телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя… (Астроном)
Астроном — он звездочёт,
Знает все наперечёт!
Только лучше звезд видна
В небе полная… (Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски… (Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная всё на свете —
На орбите как назло
Появилось… (НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нём от скуки волком воет
Злой зеленый… (Гуманоид)
Другие стихи и загадки о космосе для дошкольников, а так же пальчиковые игры и физминутки вы найдёте в картотеке «Стихи и загадки по теме «Космос» для старших дошкольников».
infodoo.ru
Подборка игрового материала на тему «Космос»
Подборка игрового материала для детей раннего возраста на тему «Космос»
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Деть детям элементарные представления о космосе.
Активизировать словарь по данной теме.
Продолжать формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете, геометрических фигурах, положении предметов в пространстве.
Учить детей выполнять простейшие опыты с песком и водой.
Совершенствовать навыки рисования, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Оборудование:
Глобус.
Разноцветные пуговицы, силуэтное изображение летающей тарелки с разноцветными кругами разных размеров и набор пуговиц соответствующих размеров и цветов.
Изображения пришельцев и их планет в виде геометрических фигур.
Схематическое изображение ракеты из геометрических фигур, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Картинка с изображением космонавтов трех размеров, вырезанные из белого картона изображения скафандров трех размеров.
Склеенный из плотной бумаги конус. Наклейки в виде кругов, салфетка красного цвета.
Приклеенные с черному картону ракета, космонавт на шнурке, большая и маленькая планеты.
Клей, песок, лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом.
Емкость с песком. Пипетка. Стакан с водой.
Разноцветные прищепки, силуэтные изображения динозавров из плотного картона.
Лист-фон с изображением трех планет разной величины, клей, цветные силуэтные картинки динозавров трех величин.
Лист бумаги с прикрепленным сверху на нем круглым трафаретом, поролоновый тампон, синяя краска, мелкий песок.
Плоскостные изображения китов трех размеров.
Изображение планеты Земля, камни и тени от этих камней разной формы. Силуэтное изображение ракеты.
Лист черного картона, пластилин желтого и оранжевого цветов, краска, штампы с пузырчатой пленкой.
Оборудование для динамической паузы: скамейка, коррегирующая дорожка, туннель.
Веники и совочки маленького размера.
Аудиозаписи: «Песня юных космонавтов».
Ход занятия:
— Мы с вами живем на планете «Земля». Вот так она выглядит. (Показ глобуса).
— Днем, когда светло, мы с вами видим на небе Солнце, нашу звезду. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек. Люди смотрели на небо и мечтали полететь туда, в космос. Научились строить ракеты и полетели в космос. Теперь люди мечтают долететь до других далёких планет, туда где живут инопланетяне. Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете. А поиграть в космические приключения можем. Сейчас и начнем.
— А вот к нам на летающей тарелке прилетели инопланетяне с иных планет. Как мы с ними поздороваемся? Что скажем? Здравствуйте, привет!
Дидактическая игра «Найди ракету пришельцев»
— На какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? Он похож на круг. Значит он прилетел на круглой ракете. А теперь скажите, на какую геометрическую фигуру похож этот пришелец? На овал. Значит он летает на овальной ракете. Найдите для каждого пришельца подходящую ракету.
Игра с пуговицами «Летающая тарелка»
— На круги выложите пуговицы подходящего размера и цвета.
— Пора и нам слетать в космос. Но сначала нам нужно будет построить нашу собственную ракету.
Дидактическое упражнение «Построй ракету»
— Возьмите в руки прямоугольник и и найдите его место на изображении ракеты.
— Теперь выложите два квадрата и один треугольник. А сколько кругов? Два круга. Выложите их в виде окон-иллюминаторов. А теперь сосчитайте овалы. Сколько у вас овалов? Их три. Найдите и им место на нашей ракете.
Дидактическая игра «Подбери скафандр по размеру»
— Перед вами три космонавта. Покажите самого высокого, самого низкого. Чтобы космонавт мог выйти в открытый космос ему нужен скафандр. Давайте подберём им скафандры по размеру.
Конструирование из бумаги «Ракета»
На конус из плотной бумаги дети наклеивают круги-иллюминаторы, сминают салфетку красного цвета и вставляют в полую часть конуса — «огонь».
— Но перед любым полетом космонавты долго тренируются. Мы с вами тоже должны хорошо потренироваться.
Динамическая пауза «Тренировка космонавтов»
Дети ползут по скамейке, затем пролезают в туннель, по окончании которого они проходят по коррегирующей дорожке. (Выполняется под музыку «Песня юных космонавтов»).
— А теперь, когда у нас все готово, отправляемся в полет!
Дидактическое упражнение «В открытом космосе»
— Возьмите своего космонавта и расположите его в ракете. Теперь ракета летит вверх. Нам пора выходить из ракеты в открытый космос. Вот космонавт высадился на большой планете. Теперь вернулся на ракету. Снова вышел и облетел вокруг ракеты. Затем он должен высадиться на маленькой планете.
Планета песка
Опыт с песком «Сухой или мокрый»
— Перед вами песок. Потрогайте его. Песок мокрый или сухой? Сухой. А как сделать песок мокрым? Налить воды. С помощью пипеток налейте воду в песок. Какой стал песок от воды? Мокрый.
Ручной труд «Планета песка»
На лист белой бумаги накладывается трафарет и закрепляется скрепками.
— Хорошо намажьте клеем круг внутри трафарета и посыпьте его песком. Посмотрите, у нас получилась целая песчаная планета.
Планета динозавров
Аппликация «Динозаврики»
— Дети, у вас есть большие и маленькие динозавры. Большие динозавры живут на большой планете, а маленькие — на маленькой. Наклейте большого динозавра на большую планету, а маленького динозавра — на маленькую планету.
Игра с прищепками «Динозавры»
— У динозавров есть много врагов. Давайте защитим их. Приделайте шипы на спины динозаврам, чтобы они могли защититься от своих врагов.
Планета воды
Рисование «Планета воды»
(Выполняется с помощью поролоновых тампонов).
На лист бумаги накладывается круглый трафарет, закрепляется скрепками. Поролоновым тампоном с синей краской дети оставляют отпечатки, которыми они должны заполнить всё пространство внутри трафарета.
— Как вы думаете, кто может жить на планете воды? Рыбы, киты.
Динамическая пауза «Путешествие на китах»
На полу выкладывается плоскостное изображение кита, детям предлагается расположиться на нем для плавания по «Планете воды».
— Этот кит не очень большой, нам на нем очень тесно. Посмотрите, вот ещё какой-то другой кит подплыл к нам. Внимательно на него посмотрите и скажите — он больше нашего или меньше? Этот кит больше чем наш. Так, давайте пересядем на этого кита, который побольше. Вот теперь нам совсем не тесно. Нам просторно.
Планета камней
Дидактическая игра «Найди камень по его тени»
— Вы должны разложить камни подходящей формы на их тени.
Дидактическое упражнение «Проведи ракету через метеоритный дождь»
— Возьмите в руки свою ракету и поставьте на нашу планету Земля. Теперь ракета отправляется в путь. Помогите ракете пролететь через метеоритный дождь и не врезаться в камни (астероиды).
Упражнение «Собери камни»
— На этой планете сильные ветра и ураганы разбросали камни и обломки скал. Нужно их собрать, но руками трогать камни нельзя. Мы с вами будем собирать камни с помощью специальных инструментов — веников и совков. Смотрите, вот так.
Лепка «Звезда и комета»
На листе черной бумаги дети делают изображение звезды и кометы.
Звезда: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть пластилин в стороны — сделать «лучи».
Комета: круговым раскатыванием сделать шар, приложить к картону и придавить, пальцем вытянуть «хвост» кометы.
Рисование штампами с пузырчатой пленкой «Планеты»
— Аккуратно обмакните штамп в краску и приложите к темному листу бумаги — у вас на листе должна получиться планета.
— Всё, ребята, нам пора возвращаться домой на нашу планету Земля.
Скачать подборку игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Космос»
vospitatel.com.ua
Опыты для дошкольников на тему «Космос»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ГНЁЗДЫШКО»
п. ПУРОВСК, ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629880 Ямало –ненецкий автономный округ, Пуровский район,
П. Пуровск, ул. 27 Съезда КПСС
Телефон 6-64-21, 6-64-19, факс (34997) 6-64-21
КАРТОТЕКА ОПЫТОВНА ТЕМУ
«Космос»
Воспитатель: Угрюмова
Елизавета Владимировна
п. Пуровск
2016г.
Опыт№1 «Делаем облако».
Цель:
— познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.
Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.
Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Опыт№2 «Понятие об электрических зарядах».
Цель:
— познакомить детей с тем, что все предметы имеют электрический заряд.
Оборудование: воздушный шар, кусочек шерстяной ткани.
Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.
Опыт№3 « Солнечная система».
Цель:
— объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование: желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.
Представьте, что желтая палочка- Солнца, а 9 шариков на ниточках- планеты
Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..
— Солнцу помогает вечное движение.
— Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
Опыт№4 « Солнце и Земля».
Цель:
— объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли
Оборудование: большой мяч и бусина.
Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту бусину.
Опыт№5 « День и ночь».
Цель:
— объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы! . Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь. Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер
Опыт№6 «День и ночь №2 ».
Цель: — объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: фонарик, глобус.
создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик Расскажите детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.
Опыт№7 « Кто придумал лето?».
Цель:
— объяснить детям, почему бывает зима и лето. Оборудование: фонарик, глобус.
Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с
освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми
определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юных астрономов, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.
Опыт№8 « Затмение солнца».
Цель:
— объяснить детям, почему бывает затмение солнца. Оборудование: фонарик, глобус.
Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку просто и понятно. И делать это нужно обязательно! Солнечные затмения в наших широтах — большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!
Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да… звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.
Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот — раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света — вот вам и черное Солнце… Как все просто, оказывается.
Опыт№ 9 « Вода в скафандре».
Цель:
— Установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве, например, в скафандре.
— Оборудование: банка с крышкой.
ПРОЦЕСС:
Налейте в банку воды — столько, чтобы закрыть дно.
Закройте банку крышкой.
Поставьте банку под прямой солнечной свет на два часа.
ИТОГИ: На внутренней стороне банки скапливается жидкость.
ПОЧЕМУ? Тепло, идущее от Солнца, заставляет воду испариться (превратиться из жидкости в газ). Ударяясь о прохладную поверхность банки, газ конденсируется (превращается из газа в жидкость). Через поры кожи люди выделяют соленую жидкость — пот. Испаряющийся пот, а также пары воды, выделяемые людьми при дыхании, через некоторое время конденсируются на различных частях скафандра — так же, как и вода в банке, — пока внутренняя часть скафандра не намокнет. Чтобы этого не случилось, в одну часть скафандра прикрепили трубку, через которую поступает сухой воздух. Влажный воздух и избыток тепла, выделяемого человеческим телом, выходит через другую трубку в другой части скафандра. Циркуляция воздуха обеспечивает внутри скафандра прохладу и сухость.
Опыт № 10 «Вращение Луны».
Цель:
— показать, что Луна вращается вокруг своей оси.
Оборудование: два листа бумаги, клейкая лента, фломастер.
ПРОЦЕСС:
Проведите круг в центре одного листа бумаги.
Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол.
Фломастером изобразите большой крест на другом листе и лентой прикрепите его к стене.
Встаньте возле лежащего на полу листа с надписью «Земля» и при этом стойте лицом к другому листу бумаги, где нарисован крест.
Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту.
Встаньте лицом к «Земле».
Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.
ИТОГИ: Пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела.
ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.
Опыт № 11 «Голубое небо».
Цель:
— Установить, почему Землю называют голубой планетой.
Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.
ПРОЦЕСС:
Наполните стакан водой. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.
ИТОГИ: Луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.
ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы также выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суше воздух, тем голубее небо, так как голубые волны рассеиваются больше всего.
Опыт № 12 «Далеко — близко».
Цель:
— Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.
Оборудование: два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).
ПРОЦЕСС:
Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр — на отметку 100 см.
Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.
Включите лампу. Через 10 мин запишите показания обоих термометров.
ИТОГИ: Ближний термометр показывает более высокую температуру.
ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий —- ближайшая к Солнцу планета — получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы Планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.
Опыт № 13 «Далеко ли до Луны?».
Цель:
— Узнать, как можно измерить расстояние до Луны.
Оборудование: два плоских зеркальца, клейкая лента, стол, листок из блокнота, фонарик.
ПРОЦЕСС:
ВНИМАНИЕ: Эксперимент надо проводить в комнате, которую можно затемнить.
Склейте зеркала лентой так, чтобы они открывались и закрывались как книга. Поставьте зеркала на стол.
Прикрепите листок бумаги на груди. Положите фонарик на стол так, чтобы свет попадал на одно из зеркал под углом.
Найдите для второго зеркала такое положение, чтобы оно отражало свет на листок бумаги у вас на груди.
ИТОГИ: На бумаге появляется кольцо света.
ПОЧЕМУ? Свет сначала был отражен одним зеркалом на другое, а затем уже на бумажный экран. Ретрорефлектор, оставленный на Луне, составлен из зеркал, похожих на те, которые мы использовали в этом эксперименте. Измерив время, за которое посланный с Земли лазерный луч отразился в ретрорефлекторе, установленном на Луне, и вернулся на Землю, ученые и вычислили расстояние от Земли до Луны.
Опыт № 14 «Далекое свечение ».
Цель:
-Установить, почему сияет кольцо Юпитера.
Оборудование : фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками.
ПРОЦЕСС:
Затемните комнату и положите фонарик на край стола.
Держите открытую емкость с тальком под лучом света.
Резко сдавите емкость.
ИТОГИ: Луч света едва виден, пока в него не попадает порошок. Разлетевшиеся частицы талька начинают блестеть и световую дорожку можно рассмотреть.
ПОЧЕМУ? Свет нельзя увидеть, пока он не отразится
от чего-нибудь и не попадет в ваши глаза. Частицы талька ведут себя так же, как и мелкие частицы, из которых состоит кольцо Юпитера: они отражают свет. Кольцо Юпитера находится в пятидесяти тысячах километров от облачного покрова планеты. Считается, что эти кольца состоят из вещества, попавшего туда с Ио, ближайшего из четырех больших спутников Юпитера. Ио — единственный известный нам спутник с действующими вулканами. Возможно, что кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.
Опыт № 15 « Дневные звезды».
Цель:
— Показать, что звезды светят постоянно.
Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.
ПРОЦЕСС:
Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий.
Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.
ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Опыт № 16 « За горизонтом ».
Цель:
— Установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом
Оборудование: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.
ПРОЦЕСС:
Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край. Плотно закройте банку крышкой. Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.
Оставшись в том же положении, уберите банку из поля своего зрения.
ИТОГИ:
Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.
ПОЧЕМУ?
Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимется над горизонтом, а также некоторое время после заката.
Опыт № 17 « Затмение и корона».
Цель:
— Продемонстрировать, как Луна помогает наблюдать солнечную корону.
Оборудование: настольная лампа, булавка, кусок не очень плотного картона.
ПРОЦЕСС:
С помощью булавки проделайте в картоне дырку.
Слегка расковыряйте отверстие, чтобы можно было смотреть сквозь него. Включите лампу. Закройте правый глаз. Картонку поднесите к левому глазу. Сквозь дырочку смотрите на включенную лампу.
ИТОГИ: Глядя сквозь отверстие, можно прочитать надпись на лампочке.
ПОЧЕМУ? Картонка перекрывает большую часть света, идущего от лампы, и дает возможность рассмотреть надпись. Во время солнечного затмения Луна заслоняет яркий солнечный свет и дает возможность изучить менее яркую внешнюю оболочку — солнечную корону.
Опыт № 18 « Звездные кольца ».
Цель:
-Установить, почему, кажется, что звезды движутся по кругу.
Оборудование: ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.
ПРОЦЕСС:
Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек.
Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.
ИТОГИ: На вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.
ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.
infourok.ru