Красота души человека 5 класс самопознание: Урок по предмету «Самопознание» на тему: «Красота души человека».

Содержание

Урок по предмету «Самопознание» на тему: «Красота души человека».

Поурочный план по предмету «Самопознание».

Школа: КГУ » ОСШ № 8 им. В. Комарова» Дата: 29.02.2016 год.

Педагог: Мусаева Э. А.

Качества: доброта, отзывчивость, заботливость, милосердие 

 

Цель: углубить ценностные представления учащихся о праведном поведении как свойстве человеческой души, акцентировать внимание учеников на внешних и внутренних проявлениях красоты и гармонии

человеческой личности 
Задачи: 

  • создание условий для более широкого раскрытия понятий: « красота», «красота души человека»; 

  • развитие потребностей сознательного поиска прекрасного в окружающем мире (чистоты мысли, красота поступков и др),

  • воспитание стремления к духовно-нравственному самосовершенствованию, уважения к общечеловеческим ценностям. Ресурсы: Муз. композиция Джеймста Ласта  

 

Ресурсы:

« Картинная галерея»-слайды.
Тексты для инсценировки. Музыка

« Джеймста Ласта«.

Вольфган Амадей Моцарт « Душа». 

Ход урока.

1. Орг.момент.

2. «Круг радости» 

2.1. Позитивный настрой «концентрация на свете»

Звучит музыка « Джеймста Ласта«.

  • Позитивный настрой. ( концентрация на свете). Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, как солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут творить только добрые дела, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести только по хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду, добрые слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всём хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом. В вашей голове только добрые мысли. Свет становится интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, знакомым и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите « Я в Свете…Свет внутри меня…Я есть свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо! 
    Вопросы для обсуждения: 
    1.Какие ощущения испытывали вы ? Какие чувства наполняли вас? 
    2.Было ли вам хорошо, когда вы направляли свет и тепло своей души близким вам людям ? Как вы думаете, почему? 

3. Обсуждение темы урока
«Тема урока: Красота души человека 
-Какого человека вы можете назвать красивым? По¬чему? 
-Как вы понимаете выражение «красота души чело¬века»?Как она проявляется? (в благородных де¬лах и поступках, в чистых помыслах, в умении человека ви¬деть прекрасное в людях и окружающем мире.) 

4. Проверка опережающего д/з.: коллективный пересказ рассказа А. Могилевской «Стакан молока». 
СТАКАН МОЛОКА 
Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. Однажды у него в кармане осталось всего несколько центов, а он был очень голоден. Он решил зайти в ближайший дом и попросить покормить его. Дверь открыла молодая обаятельная девушка. Мальчик совсем растерялся и решился попросить у нее лишь стакан воды. Девушка поняла, что мальчик был голоден, и принесла ему большой стакан молока. Он медленно его выпил и спросил: «Сколько я Вам должен?».«Вы ничего мне не должны», — ответила девушка. — Наша мама учила нас никогда ничего не брать за добрые дела».«В таком случае — сердечно благодарю», — ответил он. Когда мальчик вышел из дома, он почувствовал себя не только физически, но и морально крепким, поверив в доброту людей. Эта история произошла в детстве известного врача Ховарда Келли. (так звали мальчика).Прошло много лет, и молодая женщина серьезно заболела. Местные врачи не знали, что делать. В конце концов они решили послать её в большой город на обследование. Доктора Келли пригласили на консультацию. Когда он услышал название городка, из которого приехала эта женщина, его глаза наполнились непонятным светом. Он сейчас же поднялся и пошёл в её палату. Врач сразу же узнал её. После обследования он вернулся в свой кабинет с твердым решением сделать всё возможное, чтобы спасти её. После долгой и упорной борьбы доктор одержал победу над болезнью молодой женщины. Затем он попросил подготовить ему счет за лечение. Когда ему принесли счет, врач что-то написал внизу и попросил отнести в её палату. Получив счет, женщина боялась его развернуть. Она была уверена, что ей придётся платить по нему всю свою оставшуюся жизнь. В конце концов, пересилив себя, она открыла счет и прочитала надпись:«Полностью оплачено стаканом молока. Доктор X. Келли». Слёзы радости навернулись на её глаза, и сердце наполнилось теплом и благодарностью. 
Вопросы: 
-Что помогло мальчику поверить в доброту людей? 
— Как изменилась жизнь мальчика? 
— Как вы понимаете выражение «Каждое доброе дело возвращается» ? 
— Согласны ли вы с мнением, что все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело? Поясните ответ. 8 мин 

4. Позитивное высказывание. ( Цитата урока).

«Тәні сұлү — сұлү емес, жаны сұлү — сұлү». В казахской пословице говорится: «Красивый человек не тот, у которого сильное тело, а тот, у которого красивая душа». 
— Как вы понимаете её смысл? 
— Об этом мы будем говорить на уроке. 

5. Рассказывание истории, притчи.

   

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

—         Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

—        А ну-ка, — сказал он, подбочась, — напиши мне, малец, и мой портрет .

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

—         Я так и думал. –  горделиво сказал он, — Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы батогами, если бы не появился нищий-странник.

—         Остановись,- сказал он,- боярин, — ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души.  Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

—         Твой портрет изменится, если сумеешь изменится ты сам.

С того времени боярина  никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но,  увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

—         Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

—         Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

—         Добрый человек, — сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:

—         Этим я обязан тебе.

Мне нравится эта притча, потому что в ней отражены человеческие уловки, направленные на то, чтобы скрыть истину от самого себя. Но если ты хочешь изменить что-то в судьбе, то должен сам сделать шаг ей навстречу!..

6. Подарок от учителя.

«Картинная галерея» посмотреть репродукции картин (под музыку). 
В. Серов – «Девочка с персиками», С. Боттичелли – «Венера Милосская», Микеланджело – «Нефертити», А. Венецианов – «Крестьянка с васильками», Леонардо да Винчи – «Джоконда», Рафаэль – «Сикстинская мадонна», И.Крамской – «Неизвестная», В.Перов – «Портрет писателя Ф.М. Достоевского», И.Е. Репин – «Портрет Л.Н. Толстого», Н.Рерих – «Портрет жены». 
Вопросы: 
— Что является общим для всех картин? (на них изображены портреты людей.) 
-Какая картина вам понравилась больше других и почему? 
— Можно ли найти красивое в каждом из портретов? Поясните ответ 

2) Творческая деятельность «Исценировка стихотворения»
1.группа: Инсценировка стихотворения 
Встретились два человека 
-Как живешь?- спросили у него 
-Да так, ничего, — отвечает он. 
-Что делаешь?- спросили у него 
— Я? Да, так — ничего. 
— Посмотри на себя в зеркало, что за вид? – сказали ему. 
— А что за вид? Ничего! – отвечает он. 
-Загляни себе в душу. Тебе пора узнать, что у тебя внутри. 
Он заглянул, а там – ничего. Творческая деятельность. 
1.группа: Инсценировка стихотворения 
Встретились два человека 
-Как живешь?- спросили у него 
-Да так, ничего, — отвечает он. 
-Что делаешь?- спросили у него 
— Я? Да, так — ничего. 
— Посмотри на себя в зеркало, что за вид? – сказали ему. 
— А что за вид? Ничего! – отвечает он. 
-Загляни себе в душу. Тебе пора узнать, что у тебя внутри. 
Он заглянул, а там – ничего. 

7. Групповое пение.

Групповое пение «Добрые дела » Н. Кадышева 
Добрые дела приятны 
Каждому они понятны 
Ты полил цветок- прекрасно 
Если ты помог- не хвастай 
Вечер с облаков спустился 
Где-то друг в пути твой сбился 
Ты зажги ему фонарик 
Песню он тебе подарит 
Припев: 
Наши добрые дела не исчезнут без следа 
Никогда, никогда, никогда 

Не жалей добра нисколько 
Чтоб досталась всем хоть долька 
Сам не станет дом красивым 
И не станет мир счастливым 
Добрые дела приятны 
Каждому они понятны 
Птицы на заре проснутся 
добрые дела вернутся 
Припев: 

8. Домашнее задание.

1. Д/з . стр 85-87 читать А. Лопатина « Цветок кактуса»

2. Написать мини — сочинение о красоте души

9. Заключительная минутка урока.

А теперь, сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните все то о чем мы сегодня говорили, поместите это в своё сердце и надолго сохраните. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен. классическая музыка ( Вольфган Амадей Моцарт « Душа») 

Проверено: _________________ зам.директора по УР Ксандопуло М. И.

Урок 24. Тема: «Красота души человека» | Поурочные планы по самопознанию 2 класс

Урок 24. Тема: «Красота души человека»