Креативность это что такое: КРЕАТИВНОСТЬ это

Содержание

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Библиографическое описание:

Захарова, О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 19.12.2022).



В современном обществе появилась потребность в креативных личностях. В данной статье раскрываются основные аспекты понятия «креативность» в психолого-педагогической литературе.

Ключевые слова:креативность, креативное мышление, дивергентное мышление, конвергентное мышление

Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост научно-технического прогресса, обуславливает необходимость развития и воспитания людей, обладающих креативным мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Креативное мышление помогает человеку справится с различными жизненными обстоятельствами, а не поддаваться им и позволяет возвышаться над ними. Любой человек в процессе своего существования развивается и воспитывает в себе креативные способности и качества, которые помогают ему справиться с нестандартной ситуацией. В жизни появляются обстоятельства и перемены, с которыми необходимо справляться, человек, обладающий креативным, нестандартным мышлением будет готов к этому, поскольку он находится в постоянном контакте с внешним миром и участвует в нем. Он не только подстраивается к чему-то новому, но и принимает непосредственное участие в планировании и изменении окружающей действительности. Креативность присутствует в большей или меньшей мере в любом человеке. Не существует в течении жизни человека ситуации, в которой он не сумел бы найти выход, увидеть новые возможности.

Развитие креативности возможно через воспитание и в процессе деятельности, только после этого со временем она проявляется в жизни.

Креативность позволяет нам открывать новое в знакомом, и не пугаться столкнуться с неизвестным, а прийти к новому опыту.

Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников в исследованиях понятия «креативность» справедливо утверждают, что «кроме научного интереса к изучению креативности, данное качество привлекает внимание как важный фактор гуманистического развития человечества в целом и более того — его тотальном выживании» [8, с.224].

Впервые данное понятие и термин стало употребляться с конца ХХ в. в психологии, а позже в педагогике.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в науке отсутствует единое мнение о характеристике понятия «креативность».

Некоторые исследователи этой области считают, что креативность и интеллект это не одно и тоже. Интеллект определяется как способность собирать данные и применять их в различных обстоятельствах. Креативность основана на этих же способностях, но и дополняет их, так как она создает новые связи между полученными данными.

Первый кто обратил внимание на исследование данного вопроса был психолог Л. Л. Терстоун, который выдвинул гипотезу о различении творческой способности и интеллекта. Согласно Л. Л. Терстоуну, творческие способности проявляются в момент «релаксации», «рассеивания внимания», а не когда, внимание сосредоточено на решении проблемной ситуации.

Дальше мнения ученых расходятся: одни считают, что креативность — это характеристика познавательной сферы, другие ищут её начало в личностной сфере, третьи говорят о ней как о синтезе познавательного и личностного.

Подобное многообразие подходов различных исследователей к пониманию креативность говорит о сложности и многогранности этого понятия: существует столько её видов, сколько видов человеческой деятельности, столько же аспектов, сколько имеет человеческая природа (физический, психический, интеллектуальный, социальный, эмоциональный и т. д.), и они присутствуют на всех возрастных ступенях и во всех культурах. Эти виды и аспекты различаются по степени и уровню; непрерывность следует искать не в продукте креативности, а в самом креативном процессе.

Креативный процесс начали анализировать, сравнивать его с другими мыслительными процессами и обнаружили, что он аналогичен мышлению при решении проблем [4, с.22].

Дж. Гилфорд одним из первых провел научные эксперименты по исследованию креативности через мышление. По мнению Дж. Гилфорда, чтобы мыслить креативно надо отказаться от шаблонных способов мышления. В структуре креативности, по Дж. Гилфорду важное место занимает дивергентное мышление, которое является средством для самовыражения и позволяет зарождать оригинальные идеи, ставить новые проблемы. Конвергентное мышление, в отличии от дивергентного, нацелено на поиск единственного правильного ответа [2, с.31]. Изучая на практике, какое мышление развивается у детей больше, психолог пришел к выводу, что конвергентное, а это в свою очередь препятствует формированию творческих способностей.

Последователь исследований в области креативности Е. П. Торренс, продолжал исследовать креативное мышление. По мнению, Е. П. Торренса креативность — это «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знании, дисгармонии и т. д». [2, с. 186]. Он разработал тесты, с помощь которых человек освобождался от шаблонного мышления, а начинал мыслить творчески, нестандартно.

М. А. Холодная исследуя креативность описывает её «как способность порождать множество оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности» [9, с.55].

Ю. И. Салов и Ю. С. Тюнников изучая исследования своих предшественников определили, что креативность — это «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания» [8, с.224].

Э. Фромм понимает под креативностью — «способность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [8, с. 225].

Родственный этому подходу вариант определения креативности предлагает Д. Фельдман, который характеризует креативность как «достижение чего-либо значимого и нового» [8, c. 225].

Изучая «креативность» зарубежные ученые разделились в исследовании различных сторон этого качества: креативность как черта личности (А. Х. Маслоу, К. Роджерс и др.), креативность как способность (К. Смит, и др.), креативность как процесс (П. Торренс, Д. Симсон, Э. Фромм и др.), креативность как продукт (Дж. Гилфорд, Г. Уоллес, С. Медник, З. Фрейд и др.)

Так, например, Дж. Гилфорд выделил два вида креативных продуктов: «осязаемые, признанные культурой», и «психологические, которые могут быть не только осязаемыми, но и идеями выраженными или только мыслимыми» [4, с. 25]. Успешной новая идея или продукт будет тогда, когда расширяется внутренний мир человека и оказывается влияние на систему ценностей целой культуры. Согласно этому можно отметить, что при создании креативного продукта креативность можно разделить на индивидуальную и общественную. Индивидуальная креативность проявляется из опыта отдельного человека, а общественная направлена на всю культуру. Например, ребенок, которому удается то, что он раньше никогда не делал, индивидуально-креативен, общественно-незаметен, поэтому так важно развивать креативные задатки, чтобы в будущем он мог использовать свои креативные способности для общественности.

Нельзя не обратить внимание и на то, что индивидуальная креативность является необходимой для развития человека, что в свою очередь стимулирует его для общественной креативности, которая оказывает влияния на общественные процессы.

Другой ученый, П. Торренс, исследовал креативность как креативный процесс, состоящий из нескольких фаз: «фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения» [3, с. 175]. Каждая из этих фаз приводит человека в определенное психическое состояние, которое переживается как напряжение, разочарования, радость и в конечной фазе как концентрация [4, с. 25]. Согласно этому, креативность определяется как решение проблем, где в каждой ситуации, для принятия решения необходимо креативное мышление.

Параллельно зарубежным исследованиям в 50-х гг в России психологи проводили свои исследовали в области креативности.

Так, например, С. Л. Рубинштейн, который посвятил свою экспериментальную работу изучению продуктивного творческого мышления. В своих исследованиях он рассматривает креативность как творчество, создающее в деятельности «нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но в историю развития науки, искусства и т. д». [6, с. 482].

Оригинальное толкование креативности было предложено Д. Б. Богоявленской, которая рассматривает её «как интеллектуальную активность, как способность выходить за пределы заданной ситуации» [1]. Не соглашаясь с мнением Дж. Гилфорду, она считает, что «движение мысли в разных направлениях не является результатом её движения вширь, а, наоборот, вглубь» [1]. Согласно Д. Б. Богоявленской, творческое мышление — это логическое мышление, развивающееся в процессе разных условий.

В. Н. Козленко рассматривает креативность «как потребность в исследовательской деятельности, которая присуще каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?»» [3, с. 175].

Исследования в области креативности продолжаются. Интересны новейшие исследования в области детского творчества, проведенные А. И. Савенковым [7], Е. Л. Яковлевой [10], А. А. Лосевой [5] и др., рассматривающих креативность как признак одаренность, как личностную характеристику.

Таким образом, понятие креативности рассматривается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре внимания: креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Одним из проявлений креативной установки является креативное мышления, поэтому многие ученые посвятили исследования в этом направлении. Мы «мыслим», когда внутреннее или внешнее побуждение дает толчок нашей фантазии; мы «мыслим», когда вспоминаем, планируем, хотим выразить чувства; мы «мыслим», когда соображаем, пытаемся решить проблему, когда формулируем обдуманное. Все это есть креативное мышления, активность, реакция на какой-либо стимул. Поэтому, креативность рассматривается учеными как творческие способности, как признак одаренности, как творческий потенциал, который заложен в каждом человеке, включающий познавательную потребность, пороги реагирования на новизну и нестандартные ситуации.

В нашем сегодняшнем мире просто необходимо мыслить креативно. Креативность важна, потому что она делает нашу жизнь богаче, интенсивнее и счастливее, так как все доброе и прекрасное в нашей жизни есть результат креативности. Она создает в нас чувство, что мы являемся частью единства, чувство принадлежности к чему-то большему, чем мы сами.

Литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.. -Спб: «Питер», 2009.- 433 с.
  4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. Ред. Рус. Текста Н. М. Назарова.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-144с.
  5. Лосева А. А., Матюшкин А. М., А. С. Волков Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. — М.: Трикста; Академический проект, 2004.-176 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
  7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000. — 232 с.
  8. Салов Ю. И., Тюнникова Ю. С. Психолого-педагогическая антропология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 256 с.
  9. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002–272 с.
  10. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.- М.: «Флинта»,1997.-224 с.

Основные термины (генерируются автоматически): креативность, креативное мышление, способность, креативный процесс, область креативности, дивергентное мышление, индивидуальная креативность, конвергентное мышление, креативный продукт, психолого-педагогическая литература.

креативность, креативное мышление, конвергентное мышление, дивергентное мышление

Что такое Креативность — понятие для Творческих людей и Технарей

  1. Главная
  2. Статьи

06-08-2022

Креативность (лат. creatio – сотворение, созидание; от англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий.

Что такое креативность?

Все по-разному трактуют понятие креативность.

Википедия – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем (в моей редакции).

Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне понятие креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Если шире – то это нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Креативностью также называется способность к продуктивному творческому подходу в решении нестандартных задач.

Креативность – это плодотворная деятельность.

Вот как трактуют понятие креативности в психологии.

Уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность многими психологами рассматривается как высшее проявление феномена человека, одна из составляющих его духовной и личностной зрелости, неотъемлемое свойство личности.

Понятие креативность в психологии включает в себя повышенную чувствительность к проблемам действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

По последним научным данным креативность человека на прямую не связана с интеллектуальными способностями.

А очень высокий уровень интеллекта даже может препятствовать креативной деятельности.

По этой причине «обычные» тесты для определения умственных способностей человека не подходят для измерения уровня креативности. Нужно использовать специальные тесты на креативность.

Однако не стоит забывать, что низкий уровень интеллектуального развития может стать препятствием при решении сложных креативных задач. (Смотрите статью «Об образовании креативщика»).

Так что такое креативность?

В двух словах можно определить понятие креативности так
– способность человека к творчеству, творческому решению проблем и созданию чего-то нового.

Тема статьи: Что такое креативность – понятие для творческих людей и технарей.

Не нужно путать креативную работу вообще с таким словосочетанием как «создать креатив».

А здесь статья с моим мнением на тему: Коэффициент интеллекта IQ и креативность.

Автор: Евгений Вагнер.

Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.


Самый эффективный креативный метод №10.

Книга «Авторские креативные методы для решения творческих и бизнес-задач».

Для того, кто хочет быть тотально креативным человеком предлагаю все книги со значительной скидкой. ▼

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

#креативность #творчество #креатив #мышление #мозг #гении #ум

Взгляните на эти публикации, там много интересного:

    Определение и значение творчества — Merriam-Webster

    творчество·​а·​тив·и·​ти ˌkrē-(ˌ)ā-ˈti-və-tē 

    ˌkrē-ə-

    1

    : способность создавать

    ее художественное творчество

    2

    : творческое качество

    Синонимы

    • сообразительность
    • творчество
    • воображение
    • воображение
    • изобретательность
    • изобретательность
    • инновационность
    • изобретение
    • изобретательность
    • оригинальность

    Посмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

    Примеры предложений

    ее интеллект и артистичность креативность на ярмарке декоративно-прикладного искусства было представлено замечательное творчество местных художников и ремесленников

    Недавние примеры в Интернете Не каждая крафтовая винокурня производит хороший виски, хотя большинство из них заслуживает похвалы за качество 9. 0049 творчество и инновации. — Джона Фликер, Отчет Робба , 2 декабря 2022 г. У Антопулоса много друзей в его творчестве и непредубежденности. — Скотт Миллер, New York Times , 2 декабря 2022 г. Прикоснитесь к своему творчеству сейчас, особенно с Солнцем в Скорпионе и вашим творческим пятым домом до 22 ноября. — Астроблизнецы, 9 лет.0049 ELLE , 30 ноября 2022 г. Наша коллекция из почти 100 идей может помочь проверить вашу креативность . — Мэрайя Томас, Good Housekeeping , 30 ноября 2022 г. Новые сеансы начнутся 5 декабря в рамках программы «Сегодня в Apple», которая предлагает бесплатные ежедневные сеансы в магазине, которые помогают покупателям раскрыть свой творческий потенциал и максимально эффективно использовать свои устройства. — Хосе Адорно, 9 лет.0049 BGR , 29 ноября 2022 г. В сегменте творческих туров художники предлагают заглянуть в свои художественные пространства и процессы, включая туры по их любимым независимым площадкам, местным паркам и районам, которые вдохновляют их творчество . — Уильям Эрл, Variety , 28 ноября 2022 г. Пусть ваше творчество объединится с этой уникальной смесью влияний, которые помогут вам двигаться вперед. — Чикаго Трибьюн , 23 ноября 2022 г. Некоторые люди, зарабатывающие на жизнь визуальным творчеством , расстроены тем, что художественные инструменты ИИ, обученные их работе, могут затем создавать новые изображения в том же стиле. — Уилл Найт, WIRED , 21 ноября 2022 г. Узнать больше

    Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «творчество». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

    История слов

    Этимология

    творческая запись 1 + -ity

    Первое известное использование

    1875, в значении, определенном в смысле 2

    Путешественник во времени

    Первое известное использование креативности было в 1875 г.

    Другие слова того же года

    Словарные статьи Рядом с

    творчество

    творческая игра

    креативность

    креато-

    Посмотреть другие записи поблизости

    Процитировать эту запись «Креативность.

    » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/creativity. По состоянию на 19 декабря 2022 г.0049 креативность для говорящих на испанском языке

    Britannica English: перевод креативности для говорящих на арабском языке

    Britannica.com: статья в энциклопедии о креативности

    Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

    Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

    Merriam-Webster без сокращений

    дрейдель

    См. Определения и примеры »

    Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


    Тест на часто путаемые слова

    • Я пошел в магазин ______, чтобы купить открытку на день рождения.
    • канцелярские товары стационарный

    Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

    ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

    Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

    ИГРАТЬ

    Творчество Определение и значение | Dictionary.com

    • Основные определения
    • Викторина
    • Связанный контент
    • Примеры

    Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.

    [кри-эй-тив-и-ти, кри-э-э-]

    / ˌkri eɪˈtɪv ɪ ti, ˌkri ə- /

    Сохранить это слово!

    См. синонимы слова «творчество» на Thesaurus.com

    Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


    существительное

    состояние или качество творчества.

    способность выходить за рамки традиционных идей, правил, шаблонов, отношений и т.п. и создавать значимые новые идеи, формы, методы, интерпретации и т. д.; оригинальность, прогрессивность или воображение: потребность в творчестве в современной промышленности; творчества в исполнительском искусстве.

    процесс, посредством которого человек использует творческие способности: Обширное чтение стимулировало его творчество.

    ВИКТОРИНА

    ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

    Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

    Вопрос 1 из 7

    Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

    Происхождение творчества

    Впервые записано в 1870–1875 гг.; креатив + -ity

    ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ Творчество

    анти·творчество·а·тив·и·ти, существительноене·творчество·а·тив·и·ти, существительноене·творчество·а·тив·и·ти, существительное

    Слова рядом с творчеством

    креационная наука, творческий, Creative Commons, творческое воображение, творческое напряжение, креативность, создатель, творческий, существо, комфорт существа, комфорт существа

    Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022

    Слова, относящиеся к творчеству

    сообразительность, гениальность, воображение, воображение, изобретательность, вдохновение, изобретательность, оригинальность, находчивость, талант, дальновидность

    Как использовать креативность в предложении

    • Пользователи с большей вероятностью будут взаимодействовать с вашими сообщениями, если вы включите элемент развлечения или творчества, чтобы привлечь их внимание.

      Пять стратегий продвижения контента, которые маркетологи SaaS должны внедрить сегодня|Изабель Хундрев|28 августа 2020 г.|Search Engine Watch

    • Они предлагают строгий способ проверить, работает ли программа, и аргументы в пользу интуиции и творчества менее важны, чем поиск эффективный способ решения проблемы.

      Насколько компьютеры близки к автоматизации математических рассуждений?|Стивен Орнес|27 августа 2020 г.|Журнал Quanta

    • Широта и творческий потенциал инноваций медсестер иллюстрируют важность предоставления работникам возможности кодировать процессы охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

      Почему расширение прав и возможностей передовых работников является ключевым элементом безопасного возобновления работы|jakemeth|18 августа 2020 г.|Fortune

    • Мы смирились с громоздкими структурами и запутанными процессами, которые тормозят скорость, блокируют инициативу и свинцовые сапоги на творчество.

      Как избавиться от бюрократии на рабочем месте|Микеле Занини|17 августа 2020 г.|Quartz

    • Хотя искусство, созданное с помощью алгоритмов, может быть уникальным и впечатляющим, однако есть одно предостережение, о котором важно помнить, когда мы беспокоимся о том, что человеческое творчество устаревает.

      Звездный дизайнер этой российской фирмы — искусственный интеллект, но об этом никто не знал в течение года|Ванесса Бейтс Рамирес|24 июля 2020 г.|Singularity Hub 

    • Культура продвижения по старшинству убивает креативность и эффективность.

      Ваша местная школа не должна быть отстойной|Майкл С. Рот|17 декабря 2014 г. |DAILY BEAST

    • Для OK Go музыкальное видео является средним для личного творчества, шумихи и брендинга.

      OK Go помогает переопределить музыкальное видео для эпохи Интернета|Lauren Schwartzberg|15 декабря 2014|DAILY BEAST

    • Эти промышленные технологии стали служанками творчества.

      Пионеры полиграфии|The Daily Beast|21 октября 2014 г.|DAILY BEAST

    • На самом деле, Майлз Дэвис был очень заинтригован чистой волей Колтрейна к творчеству в его лучшие ночи.

      The Stacks: Mighty Musical Quest Джона Колтрейна|Нат Хентофф|18 октября 2014 г.|DAILY BEAST

    • Он удаляет Европу как эпицентр творчества в постафриканском мире.

      В Европе может не быть самого древнего пещерного искусства|Джастин Джонс|9 октября 2014|DAILY BEAST

    • Религиозные догмы иногда используются для того, чтобы сковывать человеческое творчество, а форма веры может душить жизненность веры.

      Здесь есть Любовь|Руэл Л.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *