Креативные способности это – Креативные Способности.

Содержание

Креативные Способности.

Человеку для самореализации необходимо заниматься творчеством — деятельностью, в процессе выполнения которой он использует личные возможности для создания чего-то нового, уникального.

Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое качество – креативность.

Креативность – это совокупность способностей, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей.

Она позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо выполнять личное развитие для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Креативность состоит из набора способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К креативным способностям относятся:

Оригинальность — это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей. Чтобы повышать оригинальность идей, нужно развивать воображение.

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее из них.

Гибкость — это способность использовать различные пути для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между этими путями и идеями.

Открытость — это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость — это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном.

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных ментальных образов.

Абстрактность — это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление пр

istokblag.ru

Креативные способности учителя и учащихся начальной школы

Актуальность проблемы исследования обусловлена изменениями в структуре содержания образования, введением новых стандартов и потребностями общества, которые диктуют настоятельную необходимость в формировании творческой личности и развитии ее креативных способностей. Активизация данного процесса в начальной школе требует создания креативной среды и высокого уровня педагогического профессионализма.

Данные положения обусловили выбор проблемы исследования, заключающийся в необходимости исследования влияния креативных способностей учителя на креативные способности учащихся начальной школы.

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 г., обозначая способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. На сегодняшний день существует множество определений этого понятия. Уже в 60-х гг. XX века их было более 60. Существует множество нюансов в определении данного понятия [3, с. 128–132.].

Дж. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность [4, с.162–163].

Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].

Для Богоявленской Д. Б. понятие креативности, является также аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связанное с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом) [2, с 19].

П. Торренс выделяет следующие критерии креативности: беглость — способность продуцировать большое количество идей; гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи; разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи. Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем. Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [7].

Развитие креативности обусловлено как социальными (макро, мезо, микро), специфическими объективными факторами (тип, вид, сфера творчества), так и особенностями индивидуальной структуры креативности, в частности взаимодействием сознательных (рефлексивных) и бессознательных (интуитивных) процессов. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров [1, с. 92].

В своем исследовании под креативностью мы будем понимать общую творческую способность человека (дивергентное мышление) порождать необычные идеи, находить оригинальные решения проблем, создавать нечто качественно новое. В основу исследования были положены критерии креативности П. Торренса — беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность.

Рассмотрим особенности развития креативных способностей младших школьников. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческого потенциала, поскольку ребенок этого возраста активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству. Этот период жизни характеризуется активностью протекания всех процессов. Основными характеристиками ребенка являются: произвольность, продуктивность, свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность, потребность в новых впечатлениях, любознательность. Таким образом, в младшем школьном возрасте должны создаваться наиболее благоприятные условия для выявления и развития креативных способностей младших школьников [8].

Ильин Е. П., проанализировав исследования креативности ученых, пришел к выводу, что существует три точки зрения на развитие креативности в онтогенезе. Согласно первой происходит постепенный непрерывный рост креативности с возрастом. Е. С. Белова обнаружила, что детей с высокой креативностью среди шестилеток в два раза больше, чем среди пятилеток (соответственно 68,4 % и 31,6 %). М. А. Сорокина тоже наблюдала рост креативности, но уже в младшем школьном возрасте. М. С. Семилеткина, Е. И. Щебланова зафиксировали увеличение у детей всех показателей креативности в течение 6 месяцев в 1-м и во 2-м классах. Е. И. Банзелюк выявлено увеличение креативности (по тесту П. Торренса, фигурная форма) от 6 до 8 лет; однако в период от 8 до 9 лет рост показателей креативности прекращается. При этом автор обращает внимание на то, что увеличение с возрастом показателя беглости может быть обусловлено большим развитием у детей 8 лет (по сравнению с шестилетками и семилетками) моторных возможностей, вследствие чего они быстрее рисуют и за отведенные 10 минут успевают нарисовать больше рисунков. Это не позволяет адекватно оценить количество продуцируемых идей у детей разного возраста. Но и среди детей одного и того же возраста преимущество в беглости получают те, у кого лучше развита моторика.

Вторая точка зрения предполагает, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается. Как пишет Н. Б. Шумакова, дети до 6 лет проявляют высокую творческую активность, однако к 11 годам она снижается, но при этом меняется ее качественный характер. Вопросы приобретают структуру гипотез, сужается их содержательная широта, но появляются новые вопросы, имеющие личностный смысл. С 15 лет заметно возрастают различия в проявлениях творческой активности.

Ученые, придерживающиеся третьей точки зрения, отстаивают представление о колебательном характере развития креативности. Например, П. Торренс считает, что пики в развитии креативности приходятся на дошкольный возраст (5 лет), младший школьный возраст, а также на подростковый и старший школьный возраст (9 лет, 13 лет, 17 лет), т. е. примерно каждые четыре года наблюдается определенный подъем в развитии креативности. Е. С. Жукова отмечает нестабильность характеристик креативности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте: спад у одних детей, подъем у других, стабильность у третьих. Причем одни показатели могут с возрастом увеличиваться, а другие — снижаться [4, с.188–189].

Главным условием обнаружения и развития творческих личностей является подобающая система обучения и воспитания, о чем свидетельствуют многочисленные исследования процессов творческого мышления и разработки положений о новых педагогических технологиях.

Методический аспект учебной развивающей среды воплощается во введении активных форм обучения, реализующих принципы личностно-ориентированной дидактики: психологических тренингах, «мозговых штурмах» и учебно-исследовательских конференциях [5, с.75–76.].

Когда учитель сталкивается с быстро изменяющимися тенденциями в мировой системе образования и необходимостью эффективно работать в своей сфере, то он должен обладать латеральным мышлением.

При латеральном мышлении, целью которого является генерация идей, на каком-то этапе возможна ошибка, но это не скажется на общем результате. Латеральное мышление не знает классификационных ограничений и отрицаний, оно созидательно, само задает направление и побуждает к дальнейшим поискам более того, оно может совершать скачки, выискивая любую целесообразную возможность для решения проблемы. Латеральное мышление направлено на изменение существующих моделей и установок, оно базируется на поиск альтернатив, комбинировании, пересмотре исходных посылок, дроблении на части, применении метода «от противного». Данный вид мышления характерен креативным людям. Эти способности особенно необходимы учителям начальных классов.

Латеральное и вертикальное типы мышления тесно связаны друг с другом. Латеральное мышление можно и нужно тренировать и развивать, начиная с семи лет, то есть учитель начальных классов сам должен обладать латеральным мышлением, чтобы развить его у детей. Цель латерального мышления — избавиться от стереотипных и привычных моделей и создать новые, даже противоречивые, но творческие и оригинальные, основанные на интуиции.

Обладая латеральным мышлением, педагог способен:

—          генерировать просто невероятное количество новых и практичных идей;

—          делать провокационные «заявления» и использовать их для создания новых идей;

—          превратить провокационную идею в реалистичную и осуществимую;

—          конструктивно бросить вызов потоку стереотипных мыслей;

—          атаковать проблемы с использованием большого количества лучших идей для получения немедленных операций;

—          находить альтернативные решения проблем;

—          превращать проблемы в возможности;

—          формировать умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон;

—          дополнять аналитическое и критическое мышление творческим подходом;

—          создавать сюрпризные моменты, адекватные восприятию детей младшего школьного возраста;

—          развивать способность удивляться;

—          создавать новые методы и приемы в обучении детей, основанные на их функциональном и возрастном развитии [6, С. 29–30].

Для развития креативных способностей учеников начальной школы учителю необходимо уметь нестандартно, творчески мыслить и создавать педагогические условия, выявлять возможные пути и направления педагогической работы, благоприятствующие творчеству, развитию креативных способностей, воспитанию творческих качеств личности.

В нашем исследовании для выявления креативных способностей использовалась фигурная форма теста творческого мышления Е. П. Торренса. Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

В исследовании приняли участие ученики и учитель 2 класса школы города Нижнеудинска. На основании изучения критериев креативности класс разделился на группы по уровням креативности — низший — 22,2 % (4 человека), низкий — 66,7 % (12 человек), средний — 11,1 % (2 человека).

Результаты говорят о низком уровне креативности у большинства учащихся класса, исключение составляют двое учеников, у которых средний уровень креативности.

Соотношение результатов исследования критериев креативности у младших школьников показало, что наилучшим образом у них сформирована беглость (38,3 %), далее идут оригинальность (35,7 %) и гибкости (26 %). Также исследовались такие критерии креативности как абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность. Можно отметить, что среди этих критериев лучшие показатели дети продемонстрировали по критерию разработанности (68 %). Критерий сопротивления замыканию сформирован у 28 % учащихся, абстрактность названия у 4 %.

Нами было выявлено, что учитель 2 «А» класса, где у большинства детей выявлен низкий уровень креативности, имеет недостаточный уровень развития креативности (ниже среднего).

Результаты исследования показали, что креативность учителя тесно взаимосвязана с развитием креативных способностей учащихся, поэтому педагогу необходимо, во-первых, творчески подходить к организации уроков и внеурочной деятельности. Во-вторых, использовать методы развивающего характера, направленные на решение проблем, поиск нестандартных путей решения, развитие рефлексивных, логических умений. В-третьих, создавать творческую свободную среду для развития воображения, моторики детей. В-четвертых, необходима организация поисковой деятельности, которую отличает наличие сильно выраженного эвристического элемента, включающего в себя догадку, интуицию, «инсайт».

Литература:

1.                  Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) Педагогика / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. — СПб.: СПбГУТД, 2006. — 267 с.

2.                  Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. [Текст] / Д. Б. Богоявленская. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1983. — 191с.

3.                  Егорова, А. М. Музыкальное образование в общеобразовательной школе как фактор развития креативности учащихся [Текст] / А. М. Егорова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. — Пермь: 2011. — Т. 1. — С. 128–132

4.                  Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.

5.                  Панова, Л. В. Творческие способности и инновации в педагогической деятельности [Текст] / Л. В. Панова // Вестник ВЭГУ. — 2010. — № 1. — С. 29–30

6.                  Пищулина, Л. В. Формирование креативности в младшем школьном возрасте в условиях инновационной школы [Текст] / Л. В. Пищулина // Психология и школа. — 2009. — № 2. — С. 72–87

7.                  Критерии креативности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cword.ru/kriterii-kreativnosti.html.- Загл. с экрана (17.03.2013).

8.                  Тюгашкина, Ю. В. Проблема диагностики и развития творческого потенциала младших школьников классе эстрадного вокала [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6933.pdf. — Загл. с экрана (17.03.2013).

Основные термины (генерируются автоматически): латеральное мышление, младший школьный возраст, способность, уровень креативности, критерий креативности, развитие креативности, решение проблем, развитие, начальная школа, идея.

moluch.ru

Креативность — Психологос

Креати́вность (от англ. create — создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу​ — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности:
  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
  • удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить

  1. вербальную креативность;
  2. образную креативность;
  3. отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Креативность и интеллект

Между интеллектом и креативностью — нелинейная связь. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См. Интеллект и креативность


Дмитрий Чернышев, креативный директор, автор книги «Как люди думают». Его блог mi3ch.livejournal.com известен каждому, кто любит задачи на творческое мышление.

Статья из книги Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь»

1. Самое главное в творчестве – это вы. И вы должны прекрасно себя знать. Вам с собой придется потом работать. Вы должны знать, когда вам лучше всего думается, чтобы уметь входить в это состояние в нужный момент.

2. Вы должны награждать себя чем‑нибудь всякий раз, когда вам в голову приходит хорошая идея. Это нужно для того, чтобы научиться получать удовольствие от процесса придумывания.

3. Не надо относиться к процессу мышления как к тяжелой работе. Забудьте про звериную серьезность. Превратите это в игру. Тяжелой работой вы можете заниматься очень недолго, а играть можно часами напролет.

4. Не бойтесь совершить ошибку и выглядеть идиотом. Ошибка – это всего лишь действие, не предусмотренное системой, а любое гениальное решение сначала кажется идиотским.

5. Не переставайте читать. Какое бы прекрасное образование вы ни получили, его хватит ненадолго. Законченное высшее образование – это опасная иллюзия. Образование может быть только незаконченным.

6. Старайтесь общаться только с умными людьми. Это как с игрой в шахматы: прогресс возможен лишь при игре с сильным соперником.

7. Интересуйтесь вещами, которые не имеют никакого отношения к вашей работе. Большинство прекрасных идей находятся на стыке разных областей человеческого знания.

8. Не бойтесь заимствовать чужие прекрасные идеи. Они специально предназначены для этого.

9. Внимательно читайте условие задачи. Решение находится именно в условии. Больше ему просто негде находиться. Если решение вас не устраивает – переформулируйте условие.

10. Ничего не бойтесь.

www.psychologos.ru

Как проявляются креативные способности — Психология личности и отношений

Различные творческие таланты человека, которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны, а также творческий процесс создания идей и различных продуктов – это и есть креативность.

Креативные способности даны всем от рождения, но под действием многих факторов они постепенно притупляются. Одни ученые доказывали, что способности человека к творчеству возникли с течением времени и развивались благодаря множеству изменений в культуре и демографии. Другие считали, что креативность появилась внезапно, вследствие генетической мутации мозга человека многие тысячи лет назад.

По сути, креативность – это восприимчивость к новым идеям, а не только критичное отношение к чему-то новому со стороны существующего опыта.

Креативность изначально рассматривали как некую функцию интеллекта и, соответственно, уровень интеллекта приравнивался к уровню креативности. Вследствие чего, было выявлено, что чем выше уровень интеллекта, тем ниже у человека развиты креативные способности.

Сегодня креативность рассматривают как функцию цельной личности, и зависит она от общего комплекса всевозможных характеристик. Поэтому, главное в изучении креативности, это выявить те личностные качества, благодаря которым она проявляется.

Креативность, включающая в себя особую восприимчивость к проблемам и к нехватке или противоречивости информации, бывает  образной и вербальной. Кроме того, выделяют особые критерии креативных способностей:

  • гибкость ума
  • беглость – количество идей создаваемых за единицу времени
  • оригинальность – способность к созданию необычных идей, сильно отличающихся от общепринятых норм
  • метафоричность – возможность творить в необычном направлении, умение увидеть в обычном нечто необыкновенное и наоборот, способности к ассоциативному символичному мышлению
  • восприимчивость – готовность мгновенно переходить от одной идее к другой, чувствительность к неопределенностям, противоречиям и необычным деталям.

Для того чтобы оценить креативные способности творческих людей и проанализировать результативность их деятельности, прибегают к различным тестам или опросникам с целым списком определенных ситуаций, форм поведения, чувств, интересов. Такие анкеты адресованы не только самим испытуемым, но также и их окружению.

Исследователями отмечено, что наличие у ребенка высоких показателей креативности вовсе не дают гарантию, что в будущем у него точно будут хорошие творческие достижения, а всего лишь показывают, что у такого ребенка есть наибольшая вероятность их проявления, но только в том случае, если он сможет получить необходимую мотивацию и творческие навыки.

Можно отметить несколько важных условий, которые стимулируют развитие креативных способностей:

  • пусть будет открытость или незавершенность вместо жестких правил и строгого контроля
  • любые вопросы необходимо разрешать и даже поощрять
  • создавать побуждение к независимости и ответственности
  • акцентировать внимание на собственных чувствах, наблюдениях, обобщениях, разработках

И наоборот, креативные способности могут замедлить свое развитие, если применять следующие условия:

  • постоянное избегание рисковых ситуаций
  • желание получить успех любыми путями, не смотря ни на что
  • жесткие шаблоны поведения и мышления
  • стремление быть неким признанным или необходимым стандартом
  • поклонение, каким либо кумирам, авторитетам
  • неодобрение собственной фантазии, воображения, исследования

psy-sait.ru

Креативность что это за способность и как ее развить в себе

Здравствуйте, дорогие читатели. Сейчас люди вроде бы немного успокоились с «креативностью». Еще не так давно этим словом нас прямо замучили. Кто-то искал креативщиков, другие предлагали свои креативные услуги, третьи обещали нестандартный креативный подход. Нельзя было и дня прожить, чтобы не услышать как минимум три раза это слово.

А между тем, этот термин вызывает массу вопросов, по крайней мере у меня, как у психолога. Уверена, что думающие читатели озадачены не меньше. Креативность — что это такое в принципе? Можно ли ее измерить? Как понять креативный перед тобой плод труда или просто ерунда какая-то?

Креативная картина, пример.

Сразу вспоминается эпизод из фильма «О чем говорят мужчины», когда герой рассказывает о музее, в котором непонятно туалет действительно закрыт на ремонт или это всего лишь новомодная инсталляция.

Что ж, давайте разбираться вместе. Что означает понятие креативность в психологии, зависит ли это качество от интеллекта или других свойств человека, можно ли ее развить и еще много всего интересного.

Что такое креативность

Если говорить простыми словами, то креативность — это способность человека подходить к работе нестандартно. Обычно, это слово употребляют, когда речь идет о творческом процессе.

К примеру, человек создает картину, но мужчину он рисует не с двумя ногами и головой, а, предположим, с тремя лапами и хвостом. Все еще похоже на мужчину? Отлично, тогда эта работа считается креативной.

Задача автора, который хочет поразить всех своей нестандартностью мышления, заключается в том, чтобы отойти от классической схемы работы, придумать что-то новое, но при этом добиться цели.

Творческая работа художника на кирпичной стене.

Наверняка слышали фразу «Я художник, я так вижу»? Ну так вот, задача автора заключается не только в том, чтобы изобразить, но и поразить зрителей, вызвать у них какие-то эмоции, пусть даже это будет отрицание и негодование, но мимо настоящего «шедевра» вы просто так пройти не сможете.

Креативность, качество – врожденное или приобретенное

Креативность — это дар, талант, если хотите. С этим качеством рождаются все люди, вот только с годами эта способность может угаснуть, под натиском правил, шаблонов, констант и людского непонимания.

Предположим, живет в каком-то городке замечательный писатель Василий. Он создает прекрасные пьесы о пятнистом динозавре Малинчике, но со временем автор понимает, что эта его работа очень плохо продается, а вот авторские стишки на Новый год и дни рождения пользуются большим спросом.

Тогда Василий начинает штамповать стихотворения пачками, просто меняя местами слова «желаю», «счастье», «здоровье» и «любовь». Уже через год Василию будет очень сложно вернуться к динозавру Малинчику и придумать какое-то необыкновенное приключение, связанное с ним. Он растеряет всю свою креативность.

От чего зависит креативность

Конечно же, развить (а точнее вернуть) способность мыслить неординарно можно. Насколько это сложно? Все зависит от человека, его воспитания, личных качеств и жизни в целом. Дело не в том крановщик вы или фотограф, 18 вам или 35, мужчина вы или женщина. Развить это качество реально каждому.

Изначально считалось, что уровень интеллекта влияет на креативность, но со временем психологи решили, что это не так. Это самобытные качества. Человек может быть очень начитанным, образованным, но при этом он не способен сгенерировать свою собственную идею. Если вы склонны считать себя в большей степени интеллектуалом, нежели креативщиком, могу предложить почитать «Ценность интеллектуального труда и что поможет развиваться в этом направлении». Это тоже интересно.

А вообще, вы когда-нибудь видели тесты IQ? Они не предполагают творческого подхода. Вам просто необходимо за определенное время догадаться о том, что загадал вам создатель теста, найти быстрый, «правильный» путь. Естественно, говоря о новых идеях и творчестве нельзя употреблять слово «правильный».

Вы видели эти гениальные жестяные банки горошка от Энди Уорхола или его же фотографии Мерлин Монро? Вспомните любую картину Сальвадора Дали, Пабло Пикассо. О классике там и речи быть не может. Вполне вероятно, что эти гении завалили бы все тесты IQ. У них могло элементарно не хватить времени на стандартные вопросы. Все ушло бы на создание невероятной красоты галочки напротив верного ответа.

Ваш внутренний критик

Чтобы быть креативным, достаточно просто творить, придумывать, фантазировать. Со временем на это уходит все меньше времени. Вы приучаете свой мозг работать быстрее.

К сожалению, если у вас есть некоторые проблемы с креативностью, то могут возникнуть и трудности в плане придумывания идеи для творчества. А что выбрать? Может быть стоит порисовать или полепить из пластилина? Писать или фотографировать?

Я прекрасно вас понимаю. Однажды ко мне пришел молодой парень, которого на 2 минуты вывела из этого мира просьба: «Представьте перед собой любой фрукт». Он действительно был сильно озадачен, а затем начал задавать наводящие вопросы: «А это должен быть спелый фрукт?», «А какого цвета?», «А это… Наш, отечественный фрукт?».

Творческий процесс.

Внутри каждого из нас живет критик. Именно он и не дает нашему творческому потенциалу раскрыться полностью. Такой вот критик мучал парня «с фруктом» 2 минуты, он шептал ему: «Ты можешь ошибиться», «Ты выберешь не правильный фрукт», «Ядрена сосиска, ну разве банан – это подходящий фрукт? Ты разочаруешь женщину, сидящую перед тобой!».

На самом деле, во внутреннем критике нет ничего плохого. Это он заставляет нас ставить запятые в тексте, не выставлять в Инстаграм фотографии с красными глазами и так далее, вот только иногда критику нужно немного помолчать. Единственный способ научить его это делать и не быть слишком строгим — подружиться.

Просто делайте что-то, творите, говорите ему и себе: «Я попробую, а потом посмотрим что из этого выйдет». Дайте шанс высказаться о вашей идее еще кому-то. И делайте это систематически, чтобы повышались ваши умения, оттачивались навыки и увеличивалась уверенность в своих силах. Вам может пригодиться публикация: «Как понять когда нужно бороться с ленью, а когда отбросить излишнюю требовательность к себе».

Необычный «макияж».

Хотя, мы же с вами еще не затронули очень важный вопрос, а зачем вообще это делать?

Польза креативности

Начнем с того, что креативность помогает более чутко относиться к проблемам, искать их решения и быстрее реагировать на изменение ситуаций. Я уже писала статью о ригидности. Это свойство психики, когда человек не умеет адаптироваться. Что бы не происходило, он продолжает жить согласно укоренившимся традициям.

Конечно, не только креативность помогает справляться с проблемами, но это уже совершенно другая история: «Как логическое мышление поможет вам принимать верные решения в различных жизненных ситуациях».

Психика креативного человека более подвижна, он устойчив к стрессам, его сложнее вывести из себя изменением условий.

Креативные люди находятся в гармонии с собой. Они дружат со своим внутренним критиком и теперь он не просто блокирует любое их начинание, вызывая дрожь в коленках. Он помогает им найти более или менее удачные идеи.

Любую идею необходимо проверять на практике. Даже если вы творите в стол, то рано или поздно вы найдете человека, которому решитесь показать плоды своего труда, а может быть изложите свой вариант выхода из ситуации, до которого не догадались коллеги. В любом случае, когда-то внутренний критик позволит вам выплеснуть наружу потенциал.

Возможно не с первого раза, но успех придет, а значит улучшится самооценка, повысится уверенность в своих силах. Это еще один плюс креативности. И немалый.

Естественно, что гипертрофированная креативность может обернуться против человека, но это не типичный случай, да и писала я об этом уже в другой статье: «Какие опасности поджидают в мире иллюзий и как не погружаться в него с головой».

Как развить навыки креативности

Как я уже сказала, самое сложное для человека, который хочет развить в себе творческие способности — выбрать стезю, завести мозг, начать. Я вас уверяю, как только вы хотя бы неделю проживете в новом для себя режиме, уже не сможете жить по-другому. Новые идеи будут приходить одна за другой.

Конечно, если вы знаете к чему у вас лежит душа — проблемы нет. Вы просто начинаете творить, невзирая ни на что – пишете, рисуете, лепите, выжигаете, выпиливаете, подойдет даже приготовление пищи. Единственное, от чего надо будет отказаться — стандартные схемы, рецепты, пошаговые руководства и так далее. Дайте себе свободу и пусть все не сразу, но будет прекрасно. Опыт, умения, уверенность и креативность придут сами собой.

Но, если с выбором стези сложно, могу предложить иной вариант — книги.

«Я хочу больше идей. Более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления» Стива Роулинга. С одной стороны — это пошаговое руководство, с которым вам будет проще начать, но с другой, у вас есть неограниченная свобода воли. Скажем так, рамки, в которых вам комфортно, но внутри которых вы можете поступать как угодно.

«Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно» Майкла Микалко. Эта книга не только разбудит ваш потенциал, но и заставит действовать. Ее автор еще и неплохой коуч. Вы захотите достигать большего, и, кто знает, быть может найдете нестандартный способ «продавать» свои новые умения.

Вот в принципе и все. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить нечто важное. До новых встреч.

Интересные статьи по теме:

ezy-life.ru

Чек лист для развития креативных способностей

  1. Главная
  2. Статьи

В этой статье написано как самостоятельно развить творческие способности.

Чек лист для тех, кто хочет развить креативные способности.

Применение указанных здесь советов гарантирует 100% развитие творческих способностей.

Креативные возможности  это:

1.Знание 2. Точка контроля 3. Уверенность 4. Открытость мышления 5. Опыт 6. Модели поведения 7. Поддержка лидеров 8. Открытость лидеров 9. Награды 10. Подготовка 11. Эмоциональная сила 12. Разнообразие входных данных 13. Независимость 14. Отсутствие связанности 15. Способность к игре 16. Упорство 17. Способность к сопереживанию 18. Отношение к себе 19. Изобретательность 20. Способность нарушать границы 21. Понимание креативности 22. Самоанализ 23. Сбалансированность чувств и мышления 24. Смелость 25. Способность пойти на риск 26. Приоритет креативности 27. Ответственность 28. Дисциплина 29. Здоровье 30. Самообучение

Существует огромное количество факторов, влияющих на нашу креативность.

В этой статье мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Трудно или даже невозможно работать над каждым фактором, который может воздействовать на творческие способности человека. Вместо этого вам следует сосредоточиться на тех из них, которые важны для вас в данный момент.

Реалистичность целей – важнейшее обстоятельство в процессе развития собственной креативности, и вы должны выбирать их самостоятельно. Рассматривайте все последующие пункты как длинный перечень, на основе которого необходимо сделать свой выбор. Речь ведь не идет о строгом рецепте, которому обязательно следовать.

Креативные возможности.

1. Знание.

накомство с методами творческого мышления. Чем больше у человека знаний о способах креативного мышления, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи. Чтобы расширить свои познания, читайте и изучайте литературу по данной теме или же общайтесь с творческими людьми, которые могут моделировать успешные методы и подходы.

2. Точка контроля.

Чувство контроля над обстоятельствами помогает людям уверенно следовать креативным альтернативам. И наоборот, чувство отсутствия контроля приводит к беспомощности. По этой причине внутренняя точка контроля важна для креативности. Позитивное мышление и прошлые успехи помогают развить чувство контроля, поэтому, если вы страдаете от ощущения беспомощности, работайте над своим настроением и ищите примеры собственных успехов. Внешняя точка контроля связана с депрессией. Если у вас депрессия, вам необходимо работать над этой проблемой (искать профессиональную помощь и поддержку), и только после этого вы можете рассчитывать на повышение креативности.

3. Уверенность.

Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи и инсайты, расширяет его креативность. Практика творческого мышления увеличивает уверенность в тех случаях, когда перед вами стоят не очень сложные задачи, и то же время ваш опыт связан с реальной жизнью. Следовательно, чтобы повысить уверенность, необходимо работать над простыми проблемами и использовать креативный подход для решения повседневных задач.

4. Открытость мышления.

отовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Чтобы развить открытость мышления, ищите примеры успешных людей и методик. Поставьте перед собой задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт. Спрашивайте мнение этих людей по важным для них темам, обязательно старайтесь выслушать и понять ход мысли собеседника, даже если вы не согласны с ним.

5. Опыт.

Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем или разработки лучших альтернатив, обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у вас нет большого творческого опыта, вы можете компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть. Попросите творческого человека помочь вам найти подход к проблеме, над которой вы работаете. Его идеи и опыт в различных подходах помогут вам узнать, как протекает процесс творческого мышления. И, конечно же, лучший способ приобрести необходимые навыки – применять креативный подход ко всей своей работе и персональным решениям.

6. Модели поведения.

Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует вашу собственную креативность. Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если вы знакомы с успешными предпринимателями, построившими свой бизнес с нуля, можете не сомневаться: они – очень креативные люди, даже если от них самих этого не услышишь. Предприниматели часто думают, что только «художники» обладают творческими способностями. Старайтесь проводить время с бизнесменами, учеными, художниками и любыми другими людьми, которые кажутся вам креативными.

7. Поддержка лидеров.

Поддержка руководителей приносит большую пользу. Если вам не предлагают поддержку, попробуйте попросить о ней. Если руководитель согласен с тем, что креативное мышление является частью вашей работы, тогда он с удовольствием окажет вам больше поддержки. В обратном случае вам придется практиковать «келейную креативность». Вы будете делиться идеями лишь после завершения работы над ними, но при этом у вас будет достаточно времени, чтобы критически оценить свои предложения. Вы будете держать свой мыслительный процесс внутри себя.

8. Открытость лидеров.

Интерес к вашим идеям и предложениям и поощрения со стороны руководителей усиливают вашу креативность. В то же время многие начальники закрыты для неформального обмена идеями. Попытайтесь найти удобное время или посредника для проведения в жизнь новых идей. Чаще всего руководитель, закрытый для вербального предложения, готов прочитать его в форме печатного сообщения или электронного письма.

9. Награды.

Признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество. Если ваша рабочая среда не обеспечивает формальных поощрений за креативность, попытайтесь добиться неформальной позитивной оценки от руководителей и сослуживцев. Если вы выполнили какое-либо дело с помощью творческого мышления, старайтесь поощрить себя самого.

10. Подготовка.

Тренинги открывают перед вами креативные методы и примеры, расширяют ваш опыт и оказывают поддержку креативному поведению. Запишитесь на любой доступный вам творческий семинар. Время от времени общественные организации и учебные заведения организуют недорогие курсы, которые вы можете посещать. Если таких курсов нет, займитесь самообучением.

11. Эмоциональная сила.

Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием, избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Здоровая диета, упражнения и достаточно сна помогут вам стать сильнее, а ваш эмоциональный тонус всегда будет высоким.

12. Широкий кругозор.

Чем больше вы знаете, тем больше у вас материала для творческого мышления. Все время пробуйте что-то новое, посещайте новые места, читайте новые книги. Старайтесь проводить время с людьми, которые раньше не попадались на вашем пути.

13. Независимость.

Чем больше независимости вы проявляете, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче быть креативным. Если вы принимаете мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашаетесь с его выбором, значит, вы не умеете мыслить независимо. Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске. Чтобы укрепить внутреннюю независимость, не забывайте спрашивать себя, можете ли вы мысленно представить альтернативную точку зрения.

14. Отсутствие связанности.

Людям с достаточно легкомысленным отношением к идеям, планам и решениям легче проявлять креативный подход. Они не связаны старыми идеями и свободны для рассмотрения новых альтернатив. Чтобы достичь подобного состояния, развивайте в себе искреннюю веру к собственным способностям выдвигать и реализовывать новые и лучшие идеи. Иначе вам будет достаточно трудно решиться на то, чтобы отбросить все отжившее, и начать с чистого листа. Если вам недостает смелости, возможно, причина в том, что вами владеет пессимистический настрой.

Больше оптимизма в мыслях.

15. Способность к игре.

Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов – хороший актив по отношению к креативности. Люди с легким нравом лучше справляются со сложными проблемами и вопросами. Если у вас тяжелые времена, старайтесь не быть слишком серьезным. Возьмите перерыв для того, чтобы поиграть, посмеяться или выразить себя любым другим способом, который вам вернет юношескую веселость. Ищите людей, которые не принимают жизнь столь же серьезно, как вы, и поучитесь у них.

16. Упорство.

Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Абсурд. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство играет важнейшую роль: если вы привыкли сдаваться слишком быстро, поставьте перед собой количественные цели и тренируйте упорство. Побудите себя генерировать в два раза больше идей или удвойте время, которое вы тратите на обдумывание.

17. Способность к сопереживанию.

Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы).

18. Отношение к себе.

Если вы считаете себя творческим человеком, то таковым вы и являетесь. Креативность в значительной мере базируется на отношении к себе – это скорее поведение, чем талант, и люди, чувствующие в себе творческую силу, действуют креативно. (Я бы добавил — образ жизни).

19. Изобретательность.

Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Вероятно, изобретательство – хорошая практика для всех видов креативности. Если вы можете придумать десять новых способов сварить чашку хорошего кофе, то вам не составит труда придумать множество новаторских решений для сложной проблемы на работе или в личной жизни. Изобретать – это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома.

20. Способность нарушать границы.

Располагая вещи в непривычной последовательности, вы нарушаете внутренние границы. Создание неожиданных групп является базовой творческой операцией, поэтому необходимо хорошо овладеть данным навыком. Вместо того чтобы просто перечислять единичные варианты, вы можете создать множество комбинаций с помощью формы «______ и_____». Объединяйте идеи в пары, эта методика поможет вам найти новые комбинации, преодолев привычные границы.

21. Понимание креативности.

Люди, лучше понявшие глубинную сущность креативности, в результате становятся более творческими натурами. Чтобы овладеть данным преимуществом, изучайте учебные материалы, пользуйтесь анкетами (списками), подобными этой.

22. Самоанализ.

Человек обязательно должен понимать принципы собственного творческого поведения. Благодаря этому он получает возможность развиваться. Люди, глубоко проанализировавшие свое мышление и творческие подходы, добиваются успеха в креативной работе. Чтобы достичь высокого уровня самоанализа, наблюдайте за собственным творческим процессом. Вы всегда используете определенные интеллектуальные стратегии? Вы постоянно работаете в одном и том же месте, в одно и то же время? Если так, осознанно измените привычные условия. Трансформируя подход, наблюдайте за изменениями результатов. Если вы будете больше экспериментировать со своими творческими методами, то со временем вы будете находить все лучшие и лучшие формулы креативности. Некоторым людям требуется соответствующее окружение или фоновая музыка, чтобы достичь оптимального творческого уровня. Познайте свое творческое «я», и вы сделаете множество подобных полезных открытий.

23. Сбалансированность чувств и мышления.

Многие люди не могут добиться эмоциональной вовлеченности в творческую проблему. Их мышление оказывается скованным и ограниченным, и они не могут достичь той силы мысли, которая необходима для рождения идеи или решения. Точно так же одних эмоций недостаточно для многих креативных задач. Только объединив мысль и чувство, вы сможете направить свой разум на решение проблемы.

Чтобы сбалансировать свой подход, время от времени останавливайтесь и спрашивайте себя:

  1. какие чувства вызывает во мне творческая работа, которой я занимаюсь;
  2. о чем я думаю.

Эта методика поможет развить как рациональную, так и эмоциональную сторону творчества, и создаст здоровый баланс между мыслью и чувством. Попробуйте пригласить к совместной работе человека, обладающего тем, чего вам недостает: если у вас развито логическое мышление, найдите партнера, обладающего интуицией, для совместного мозгового штурма, и наоборот.

24. Смелость.

Психологическая и интеллектуальная смелость помогает людям преодолевать препятствия на пути к креативному мышлению. Даже если вам недостает отваги в других областях, вы все равно можете развить в себе творческую смелость, просто осознав, что цена ошибки очень невелика. Ну что случится, если ваше креативное мышление не создаст ценную идею? По существу, творческая неудача не приводит ни к чему плохому. Вы всего лишь потеряете немного времени, практикуя креативные способности. Поэтому совсем не сложно убедить себя стать творчески мыслящими человеком, если вы поймете, какая именно смелость необходима для этого.

25. Способность пойти на риск.

Если человек без колебаний рискует расстаться с чем-либо, то ему легче проявить креативность. Таким людям не приходится уговаривать себя попробовать новый подход. Если вы неохотно идете на риск, то должны отдавать себе в этом отчет, развивая свою креативность. Постарайтесь найти возможность делать запланированные рискованные ходы, когда последствия риска не очень страшны для вас. Например, поставьте перед собой задачу время от времени менять порядок повседневных дел – просто для того, чтобы понять, сколько существует различных подходов к одной и той же работе. Это упражнение требует творческого отношения к принятию рискованных решений, оно поможет вам преодолеть страх риска в креативной сфере.

26. Приоритет креативности.

Люди, сделавшие креативность своим приоритетом, успешнее выполняют творческие задания, уделяя им больше усилий и времени. Если креативность не входит в число ваших приоритетов, измените порядок, которым вы руководствуетесь при выполнении каждодневных задач. Определите для себя больше творческих целей и поставьте перед собой задачу выполнять их в первую очередь.

27. Ответственность.

Некоторые люди ответственно относятся к креативности. Они чувствуют в себе потенциал и считают, что обязаны использовать его. Это — здоровое отношение, в нем есть преданность творческому процессу. Мир требует от нас множество конкурирующих видов ответственности, поэтому мы сами должны сделать выбор и защитить свою креативность. Чтобы напомнить себе о своей креативной ответственности, просто скажите себе, что людей запоминают по тому новому, что они сделали, а не по рутинным вещам, доступным каждому! приобретете громадное чувство творческой ответственности.

28. Дисциплина.

Несмотря на то, что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Люди с высокодисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу. Кроме того, такие люди используют больше креативных методов. Дисциплину достаточно просто приобрести: попытайтесь заносить то, чем вы занимаетесь, в творческий журнал, отмечая, какой тип креативной работы вы выполняете каждый день, сколько времени вы тратите на нее и каким подходом пользуетесь. Помимо этого, делайте записи обо всем, что вы прочитали или узнали о творческой деятельности, а также обо всех случаях, когда вы обсуждали эту тему с другими людьми. Само по себе ведение дневника поможет вам стать более дисциплинированными.

29. Здоровье.

Здоровье и хорошее самочувствие благоприятно сказываются на креативности. Если у вас проблемы со здоровьем, то вы можете не заметить, что они связаны с творческими трудностями. Вместо того чтобы при плохом самочувствии заставлять себя творить, лучше предпринять решительное усилие и в первую очередь вложить время и энергию в собственное здоровье. Отдых, релаксация и правильное лечение подготовят вас к творческой деятельности.

30. Самообучение.

Люди, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Если интерес к совершенствованию творческих навыков не является для вас естественной потребностью, тогда попробуйте посещать курсы, помогающие сфокусироваться на самосовершенствовании. На курсах вы приобретете привычку изучать креативность, после чего вы сами сможете наращивать собственные знания.

Автор: Александр Хайем

Разрабатывайте новые идеи с книгой
▼ Креативный компьютер ▼

 

Задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы:

Взгляните на эти публикации, там много интересного:

kreamozg.ru

Раскройте свои таланты — развивайте креативность! — Человек «Альфа»

Многие люди считают, что креативность — это свойство, дарованное свыше, некая особая врожденная черта, с помощью которой человек способен генерировать творческие идеи и создавать гениальные произведения искусства.

Но современная психология придерживается совсем другого мнения: человек рождается с определенными задатками, которые в процессе целенаправленного развития формируют креативность и другие творческие способности. А уже последние, в свою очередь, являются компонентами таланта.

Можно очень просто объяснить этот процесс словами Максима Горького, который говорил, что нельзя нарубить дров, не умея держать в руке топор, а хорошее произведение не напишешь, не зная языка. Стать креативным и талантливым может каждый, но для начала следует знать особенности их формирования и развития. Прочитав эту статью, вы найдете взаимосвязь понятий креативность, интеллект талант, а также узнаете, как совершается диагностика креативности.

Креативность – способность к творчеству

Впервые понятие «креативность» использовал Д. Симпсон в 1922 году, обозначая ее способностью человека отказываться от стереотипных способов мышления. [quote]В общем виде, многие исследователи обозначают креативность как общую способность к творчеству, когда человек способен порождать оригинальные идеи, принимать необычные решения, избегать традиционных схем мышления.[/quote]

За долгие годы исследования этого феномена был накоплен огромный объем материала, но на данное время, все же, не существует четкого определения понятия «креативность» в психологии в силу его широты и многогранности.

Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, следует коснуться знаменитой теории Дж. Гилфорда, который мышление человека разделял на два вида: дивергентное и конвергентное. Первое связано со способностью личности порождать большое количество различных решений, основываясь на однозначных исходных данных. Второе связано со способностью находить единое правильное решение при наличии множества разных условий. Креативность Гилфорд соотносил с дивергентным мышлением, а интеллект – с конвергентным.

В то время креативность напрямую отождествляли с дивергентным мышлением, выделяя шесть основных параметров креативности:

  • «беглость мысли» — общее количество идей, которые возникают в определенный промежуток времени;
  • способность обнаруживать и формулировать проблему;
  • оригинальность – умение генерировать идеи, которые отличаются от шаблонных взглядов, нестандартно реагировать в различных ситуациях;
  • гибкость – способность продуцировать различные идеи;
  • способность принимать решения – способность к таким операциям мышления, как анализ и синтез;
  • способность добавлять новые детали к объекту, тем самым делая его более совершенным.

Современные исследователи, характеризуя понятие «креативность», дополнили его описание следующими характеристиками:

  • способность к интуиции;
  • способность к преобразованию – это умение достигать собственного результата, преобразовывая предыдущие достижения общества;
  • способность прогнозировать;
  • способность создавать ассоциации – умение сближать разные понятия;
  • способность импровизировать – возникает на основе вдруг возникнувшей ассоциации, без подготовки;
  • синестезия – это особое состояние, также связанное со способностью к ассоциированию, когда ощущения одной модальности вызывает ощущения другого рода, например, прослушивание определенной музыки вызывает ощущение какого-то вкуса или запаха;
  • широкий фокус внимания.

Изучая связь между понятиями креативность, интеллект, талант, пришло время проанализировать понятие таланта. В психологии долгое время существовали споры насчет происхождения таланта. Одни исследователи считали, что это врожденное качество, а другие говорили о его полном формировании именно в процессе развития личности.

На современном этапе развития психологии талантом принято считать результатом взаимодействия врожденных задатков и обучения, в процессе которого формируются способности к определенной сфере деятельности. Высокий уровень развития этих способностей принято считать талантом. Очевидно, что креативность личности, являясь творческой способностью, играет одну из главных ролей в становлении таланта. Творчество и креативность неразрывно связаны между собой, ведь деятельность талантливого человека невозможна без творческого подхода.

Вы можете назвать себя креативным человеком?

Творчество и креативность настолько взаимосвязаны, что многие методики изучения креативности созданы с достаточно интересным творческим подходом. Достоверные результаты тестирования может дать только профессиональный психолог, исследуя личность в комплексе с другими ее особенностями. Поэтому сейчас у вас есть возможность ознакомиться с частью одного знаменитого теста креативности. Этот тест поможет вам не только лучше понять уровень собственной креативности, но и развить ее.

Методика «Эскизы»

Вам нужно взять цветные карандаши и альбомный лист. На этом листе следует нарисовать сорок кругов одинакового размера. Расположить их нужно так, чтобы оставалось место для рисунка, связанного с каждым кругом.

Задание очень простое: «Нарисуйте все, что желаете, используя круги, изображенные на листе бумаги». Время выполнения задания: 3-20 минут, в зависимости от возраста человека и уровня его общего развития.

Интерпретация результатов совершается по нескольким параметрам:

  • оригинальность – оригинальным считается рисунок, который не повторяется среди всех остальных;
  • гибкость – делим рисунки на категории (например, животные, лица, явления и прочее) и подсчитываем количество этих категорий;
  • художественные и эстетические компоненты – по виду рисунков определяются художественные способности человека;
  • выход за пределы задания – наличие нестандартных решений, которые не оговаривались в инструкции (например, объединение нескольких кругов одним рисунком).

Тест на креативность:

Приступим к саморазвитию

А сейчас пришло время узнать, как же можно самостоятельно развить креативность. Для этого ознакомьтесь с советами психолога и попробуйте провести упражнения на развитие креативности.

  • Сложите для себя 10 спонтанных заданий и установите время на их выполнение. Четко придерживайтесь составленного плана. Например, утренние пробежки в разных местах города, ежедневно в 8.00 утра. Договоритесь сами с собой, что каждый день во время этих пробежек будете слушать в наушниках разную музыку.
  • Определите несколько дней в месяце, когда вы будете принимать спонтанные решения. Например, каждую субботу вы весь день будете, не задумываясь, совершать все позитивные действия, которые приходят вам в голову. Между прочим, так вы не только разовьете креативность, но и подымите себе настроение и самооценку. Например, пойдите на улицу с фотоаппаратом и фотографируйте интересные события или людей. В теплое время года можете поехать в лес собирать грибы или землянику.
  • Упражнение «Что, если бы». В свободное время, особенно в те моменты, когда вас сильно что-нибудь тревожит, сядьте и продолжите эту фразу. Поговорите с самим собой, придумывая различные ходы событий идеи и их решения. Это упражнение можно проводить и в компании друзей, так игра может перейти в настоящую живую дискуссию, где вы услышите множество креативных мыслей и идей. Например: «Что, если бы я уехал жить в другую страну», «Что, если бы мне пришлось очутиться на необитаемом острове», «Что, если завтра случится конец света».
  • В свободное время сосредоточьтесь и придумайте 10 экзотических имен. Это могут быть не только имена, но и названия вымышленных животных, городов и стран.
  • Такое же упражнение можно проделать и на рисунке. Возьмите лист бумаги, цветные карандаши или краски и нарисуйте несуществующее животное. Если у вас есть дети, можете выполнять это задание вместе с ними – вы будете развивать креативность, а ребенок, в зависимости от возраста, воображение, память и мышление.
  • Попробуйте написать стихотворение. Если вы никогда раньше этим не занимались, то вам может показаться, что вы просто не способны выполнить такое упражнение. Но помните, что даже великим поэтам приходилось трудиться над рифмами, ведь далеко не всегда они появлялись спонтанно. Главное – начать, придумать первую рифму, а дальше вы можете сами удивиться, насколько креативным являетесь.
  • Сосредоточьтесь и придумайте как можно больше способов, минимум 20, как можно использовать определенный предмет. Окиньте взглядом комнату и первый предмет, на котором остановится ваше внимание, станет участником вашего эксперимента. Это может быть все, что угодно: стол, кровать, книга, компьютер, носки и прочее. Не смейтесь, креативность личность формируется различными способами.
  • Придумайте, как можно связать между собой два различных предмета, чтобы получить нечто новое и полезное. Помните, понятие креативность включает развитую способность устанавливать ассоциации. Например, если соединить музыкальный плеер и книгу, получится аудиокнига.
  • Возьмите любое слово и используйте его как аббревиатуру, которую нужно расшифровать так, чтобы получилась фраза со смыслом. Это упражнение поможет вам со временем генерировать более серьезные идеи, которые начнут возникать спонтанно.
Читать далее…

www.manalfa.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *