Возрастные кризисы. Кризисы у детей до 7 лет
Детство — время активного развития, а значит и прохождения возрастных кризисов. Разберемся в главных кризисах ребенка от года до 7 лет.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Мария Кунах
Психолог, личностно-ориентированный психотерапевт, семейный консультант. Автор онлайн-курса о здоровых отношениях и блога о психологии.
Доверие и не доверие миру складывается у человека в первый год жизни. Многие взрослые предпочитают прятаться от мира за семью замками и везде видят подвох. Почему они такими стали и какие условия должны быть у младенца для формирования доверия.
🟥 Выготский предложил идею: вся жизнь ребенка состоит из чередования стабильных периодов и кризисов. Кризис означает, что перед ребенком стоят задачи, но нет достаточных возможностей их решить. Стабильный период означает, что у ребенка уже есть возможности решать свои возрастные задачи.
🔻 Кризис новорожденности. Кризис вхождения в мир сменяется стабильным периодом младенчества, который заканчивается примерно в год.
🔻 Кризис первого года. У годовалого ребенка задача — изучать мир вещей отдельно от матери, увеличивать степень свободы и независимости. Для этого нужно уметь ходить: он активно пытается, но еще не может. Кризис закончится, когда ребенок сделает первые шаги и начнется стабильный период оттачивания мастерства. Умение ходить меняет самосознание ребенка, он ощущает свою отдельность от мамы, по-другому видит мир и себя в нем. Стабильный период длится от одного года до трех лет.
☝️ Совет родителям от Выготского: стоит поощрять попытки тоддлера быть независимым, везде бегать и изучать мир. Это неудобно в бытовом плане, за его безопасностью нужно следить. Но именно активное изучение мира и себя выведет малыша на следующий этап развития.
🟦 Эриксон считал, что кризис — это ситуация разрешения внутреннего конфликта, когда человек делает выбор.
🔹 Младенец до года делает выбор между доверять или не доверять миру. Этот выбор зависит от родителей и окружающей среды. Если родители ограничивают его желание везде ползать, все трогать, то ребенок делает вывод, что мир опасный.
☝️ Совет родителям от Эриксона: Обеспечьте младенцу безопасную, но разнообразную среду, которую ребенок будет изучать. Будьте рядом, но не ограничивайте. Так сформируется его базовое доверие миру, которое сохранится на всю жизнь.
Один из ярких кризисов в жизни ребенка называется кризисом трех лет. Ребенок становится еще более самостоятельным и при любом удобном случае заявляет: «Я сам!», даже если самому ему это сделать еще не под силу. Почему так происходит и как справится с соблазном все сделать за него? Узнаем мнения Выготского и Эриксона.
✳️ Выготский
✊ «Я сам!». Задача трехлетнего ребенка — ощутить еще большую степень независимости от мамы, попробовать свои силы везде: самому есть, самому одеться, самому спуститься по лестнице и т.д.
🙅 «Нет!». Другая важная задача — научиться говорить «нет». Ребенок может отказываться даже от того, чего хочет — он тренирует новый навык. Этот этап негативизма связан с развитием психики и потребностью научиться отделять желания мамы и папы от своих собственных.
🤚 «Мое!». Обычно в этом возрасте ребенок начинает ходить в детский сад, где тренируется отстаивать свои границы и интересы.
☝️ Совет родителям от Выготского: Нельзя научить самостоятельности, ее можно только предоставить. Давайте ребенку возможность попробовать сделать самому и поверить в свои силы. Закладывайте больше времени на сборы, чтобы малыш мог одеваться сам. Привлекайте к складыванию игрушек, даже если сами сделаете это в три раза быстрее.
🚹 Эриксон
От 1 года до 3 лет случается кризис автономии. Если до года ребенок слит в одно целое с мамой, то после года он чувствует себя вполне отдельной личностью.
🔹 Перед ребенком встает выбор: укреплять свою автономию или ощущать стыд и сомнения.
💪 Автономия: «Я могу сам! Я как папа! Я такой классный!».
😣 Стыд: «У меня не получается так, как у мамы. Я такой неумеха!».
☝️ Совет родителям от Эриксона: Чем больше вы поощряете самостоятельность ребенка и внушаете ему веру в себя, тем скорее он перейдет на следующий этап развития. Не стыдите ребенка за его неаккуратность или медлительность, чтобы не сформировать у маленького человека неуверенность в себе длиной на всю жизнь.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Тема раннего развития стала модной среди молодых родителей несколько лет назад после выхода книги Ибуки Масару «После трех уже поздно». Новое веяние быстро подхватили авторы развивающих карточек, производители игрушек и владельцы детских клубов. Попробуем разобраться, есть ли во всем этом смысл?
👶 По классификации Выготского, ребенок готов сделать что-то новое тогда, когда его психика дозрела до этого. Он активно тренирует новый навык и, если все успешно, то переходит на следующий этап.
🔚 Мы приводили в пример годовалого ребенка: умение ходить для него еще не доступно, но уже в зоне ближайшего развития. А вот лазать по канату и складывать буквы в слова еще пока в зоне отдаленного развития.
👨👩👦 Родителям важно знать задачи и навыки каждого возраста и предлагать ребенку их осваивать вовремя — не слишком опережая время и не затормаживая. Пытаться идти немного на опережение, но не давать слишком сложные задания. Учить складывать пирамидку в 4 месяца еще рано, а в 3 года ребенку такое занятие уже не интересно.
🔡 Не имеет смысла в два года учить иностранный язык, находясь в родной стране и родной языковой среде.
🤡 Языковые «развивашки» для малышей один-два раза в неделю — это не более чем развлечение для детей и бизнес, который строится на родительской тревожности.
👎 Двухлетний ребенок может выучить иностранные слова благодаря ресурсу памяти, но не может их применять осознанно.
👍 Другое дело, если ребенок при переезде попадает в новую языковую среду, впитывает ее и начинает разговаривать на неродном для себя языке.
Что бывает с теми, кто не прошел сквозь кризис самоопределения в дошкольном возрасте, как уроки из детства влияют на жизнь взрослых? Будем искать ответы вместе.
Но сначала мы кратко обрисуем особенности детсадовского возраста, опираясь на классификацию Выготского, и узнаем, какие фразы взрослых приводят в будущем к проблемам.
💎 Взгляд Выготского
Стабильный период длится с 3 до 7 лет, ребенок продолжает тренироваться решать задачи «Я сам!», «Нет!» и «Мое». А еще он учится с помощью родителей различать и называть свои эмоции. Бывает, что родители произносят фразы, которые оказывают ребенку «медвежью услугу».
Вот пример стоп-фраз 👇
🧨 «Не трогай, ты не умеешь, сломаешь. Я сделаю». «Да ничего ты еще не понимаешь, ты еще маленький. Делай, как я скажу». Это приводит к неуверенности в себе и собственной никчемности, выученной беспомощности. Вырастая во взрослого такой человек будет перекладывать ответственность за свою жизнь на других и постоянно ожидать помощи. Часто он долго живет с родителями, не может принять решения без их советов и в целом отделиться от родителей.
🧨 «Мне не интересно, что ты не хочешь. Я сказал — надо!». «Мне тут твои капризы не нужны! Ну-ка марш!».
Эти фразы переламывают ребенка, он не учится заявлять о своих желаниях. Будучи взрослым ему будет сложно сказать «нет», он будет стараться быть для всех удобным в ущерб себе. Он не слышит своих желаний, не знает чего хочет.
🧨 «Дай мальчику (какому-то незнакомому) свои игрушки. Ему тоже хочется. Нельзя жадничать». Так взрослые нарушают границы ребенка и он не учится отстаивать свои интересы, подрывается его самооценка. И на все детство или жизнь остается самоощущение: «Любой может прийти, все отнять и я не в силах дать отпор».
Продолжаем говорить о развитии ребенка в дошкольном возрасте.
🧿 Взгляд Эриксона
В возрасте 4–5 лет у ребенка возникает новый кризис, новый выбор между двумя крайностями: инициативой или чувством вины.
🕺 Инициатива — «я проявляюсь в чем-то». Ребенок чувствует, что может быть в центре внимания среди сверстников. Может сам с кем-то познакомиться на детской площадке и пойти с ним играть.
🙋♀️ Проявления инициативы и закрепление чувства успешности приводят к ощущению: «Я есть!», «Я классный!».
😨 Ребенок в детском саду перед всеми рассказал стишок. А мама потом отметила, что другая девочка рассказала стихотворение громче и веселее. Если родители позволяют себе подобные сравнения, ругают ребенка за попытки проявить себя, высмеивают его, не поддерживают его инициативы, то он вырастает 👇
▪️ с ощущением вины: «Я какой-то не такой, со мной что-то не так»;
▪️ с заниженной самооценкой: «Другие лучше меня, я тут вообще самозванец»;
▪️ без желания проявляться в какой-либо деятельности, человек становится безинициативным: «Я не буду ничего д
Почему в школу идут с 7 лет? А некоторых ведут в 1 класс в 6 лет. Давайте разберемся, есть ли разница в психическом развитии между детьми 6 и 7 лет, и как выражается готовность ребенка к школе.
По классификации Выготского, кризис 7 лет случается у кого-то в 6,5 лет, а у кого-то ближе к 8.
Как проявляется кризис 7 лет?
🤩 У ребенка заметно улучшаются когнитивные способности: он яснее мыслит и излагает свои идеи, он начинает все схватывать на лету, может волевым усилием сосредотачиваться подолгу над кропотливой работой.
😤 Он уже научился различать свои эмоции и понимает, что с ним происходит, знает как действовать. Он знает, чего хочет.
📌 Это все признаки случившегося кризиса 7 лет и перехода на следующий этап зрелости.
📝 Именно поэтому в нашей стране, да и во многих других, школьные классические уроки за партой начинаются после 7 лет. До этого возраста основная потребность ребенка — играть, активно двигаться.
Как понять, что в школу еще рано?
❗️ Часто бывает такое, что детей отправляют в школу ориентируясь на возраст от рождения, а не на психическую зрелость. Это ошибка.
🆘 Учеба в первом классе не пойдет на пользу тому ребенку, у кого кризис 7 лет еще не случился и он все еще по уровню психического развития находится в дошкольном возрасте. Ему все еще требуются активные игры, а не уроки за партой. Учеба в школе, к которой он не готов, приведет к переутомлению, неврозам и конфликтам дома.
🆎 Готовность к школе выявляет психолог и нейропсихолог.
📌 В школу идут, потому что случился этот кризис и вместе с ним скачок в развитии, открылись новые возможности.
Встречайте Венеру. Это выдуманный персонаж, который делится своими историями из жизни. На ее примере проще разобраться в теме.
История Венеры 🚌
В один прекрасный весенний день пятилетняя Венера с бабушкой ехали на автобусе. Солнце светило так радостно и ярко, что девочка захотела спеть свою любимую песню. И она громко на весь автобус затянула: «Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая пальма, оранжевый верблюд…». Пассажиры заулыбались, а бабушка зашипела: «Что ты разоралась? Тише ты! Нашлась тут певица, тоже мне. Людям мешаешь». Венера помнит, как ей стало стыдно, хоть сквозь землю провались, а до нужной остановки еще ехать и ехать, и никуда не деться. И все смотрят на нее, как ей казалось, с осуждением.
Подумайте, к чему в итоге привел Венеру такой жизненный опыт?
Давайте проанализируем историю из детства Венеры и выясним, к чему ее привел тот опыт.
👨👩👧 Когда Венера была маленькой, ее родители и бабушка души в ней не чаяли и заботились как умели, даже гиперопекали. Старались, чтобы все у Венеры все было «как надо» и «как у всех». Бабушка была из поколения, которое считало, что лучше не выделяться и не привлекать к себе внимания.
🚌 После того случая в автобусе Венере было страшно отвечать в школе у доски, быть в центре внимания. Она боялась ударить лицом в грязь и ей не хотелось снова испытывать стыд. Поэтому она так и не пошла в театральный кружок.
Венера выросла с ощущением, что она 👇
🔴 Какая-то не такая, что ей как будто чего-то не хватает, чтобы быть активной, инициативной, смелой, яркой;
🟠 Недостойна работать в компании ее мечты, потому что есть другие гораздо более умные и квалифицированные кандидаты, а ей не стоит даже отправлять резюме;
🟡 Ничего не решает, так как есть более мудрые и опытные люди, которые скажут ей, как поступить.
Если у вас есть дети или внуки, вспомните, как проходили перечисленные кризисы у ваших детей или внуков. Что было самым сложным для вас?
курс Level One
Общаться, дружить, любить: как строить отношения
Практический курс, который поможет построить или укрепить отношения. Мы поймем, как говорить на сложные темы: от секса и измен до воспитания детей. Команда психологов ответит на вопросы в чате, а тесты и небольшие задания помогут применить знания на практике.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
5900₽
2950₽
подробнее о курсе
Как справляться с возрастными кризисами у детей?
центр детского и
молодёжного
развития
Телефоны
+7(495)135-15-45+7(901)388-61-35
Автор: Наталья Визер
В чем польза возрастных детских кризисов?
«А она есть?» – можете спросить вы. На самом деле, роль возрастных кризисов в психическом развитии детей огромна. Каждый этап развития всегда состоит из подъемов и спадов, а когда спад достигает своей критической точки, всегда наступает кризис. Он-то и дает толчок для дальнейшего развития. А так как нервная система детей еще неразвита, психический переход протекает не всегда просто, и эмоциональное состояние детей часто нестабильно. Это касается каждого возрастного периода: будь то раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст, а также подростковый период и юность. Поэтому, не стоит паниковать. Ребенок, который много кричит, визжит и невыносимо себя ведет, на самом деле, нормально развивается.
Какие еще признаки возрастного кризиса можно выделить?
- Отрицание. Ваш ребенок отрицает все, что слышит, он отвечает словом «нет» на все, что говорят взрослые. Каждое предложение и утверждение встречается не просто сомнением, а неприятием.
- Упрямство. Ребенок будет до последнего отстаивать свою точку зрения, даже в какой-то момент осознав, что он не прав, он будет идти до конца.
- Обесценивание. У ребенка начинается переоценка ценностей: он отказывается от любимых вещей, игрушек, еды в пользу нового и неизвестного.
- Ревность. Ребенок занимает главное место в доме и постоянно требует всеобщего внимания к своей персоне.
- Самостоятельность. Ребенок все делает сам, даже то, что ему не разрешают.
- Протест. Ребенок начинает противостоять устоявшимся правилам и устоям и испытывать родителей на прочность.
- Поиск своего места в мире. Вообще, проблема идентичности сопровождает людей на протяжении всей жизни.
Вернемся к дошкольному возрасту. В этот период психология взросления определяет 4 кризиса:
- Кризис одного года, когда ребенок отделяется от мамы.
- Кризис двух лет, когда малыш становится самостоятельным.
- Кризис трех лет, когда ребенок ищет признание и его любимой фразой становится «Я сам!»
- Кризис шести лет, когда ребенок переоценивает себя.
Все выше перечисленные кризисы возникают в период освоения новых навыков и сопровождаются не самым лучшим поведением детей. Также кризисы могут совпадать с появлением еще одного ребенка в семье, началом посещения детского сада, переездом в другое место, болезнью и другими значимыми событиями в жизни ребенка. Кризисы одного года, двух и трех лет могут начаться раньше или позже, но они неизбежны. По мнению психологов, если у ребенка отсутствуют признаки возрастного кризиса, значит, он не прошел важные для себя этапы развития, не освоил какие-то необходимые формы деятельности и «застрял» на предыдущем этапе. Без кризиса нет развития и движения вперед, поэтому гладко не проходит ни взросление школьника, ни развитие подростка в период юности.
Как же помочь ребенку преодолеть возрастной кризис?
- Дайте ребенку возможность выбирать. Пусть сам решает, что надеть, во что играть, что есть.
- Хвалите ребенка даже за самые незначительные достижения.
- Давайте ребенку несложные поручения, такие как подмести пол, полить цветы, покормить домашнее животное.
- Всегда сохраняйте чувство юмора, переводите ситуации в шутливые, но не смейтесь над самим ребенком.
- Меньше запрещайте ребенку, научитесь уступать в непринципиальных моментах.
- Если не получается избежать наказания, оно должно следовать сразу за проступком.
- Оценивайте поступки и поведение ребенка, а не самого ребенка.
Родительская любовь, терпение, понимание и поддержка помогут преодолеть все кризисы!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Кризисы развития в первые три года жизни
Опубликовано Элла Джонс
Часто, когда мы думаем о слове «кризис», мы думаем о чем-то негативном, переживая период, полный трудностей. Но это не первоначальное значение этого греческого слова. Первоначальный перевод был «суждение», так что «нахождение в кризисе» подразумевает нахождение в ситуации, в которой человек подвергается испытанию. В кризисе развития проверяется степень подготовки, необходимой для продвижения по пути гуманизации. Эти периоды развития не вызывают слишком много проблем, если вы хорошо подготовлены и окружающая среда благоприятна.
В длительном процессе человеческого развития мы проходим через множество периодов «кризиса», через множество моментов перехода от одной стадии к другой. Проходы обязательны и не могут быть обойдены. Если на этапе развития все идет по плану, человек без труда пройдет «испытание» и окажется на более продвинутом этапе личностного развития.
Взрослые, работающие с детьми, должны знать о кризисах развития в течение первых нескольких лет жизни, чтобы косвенно подготовить окружающую среду. Мы смотрим на происходящее физическое развитие, на то, как развитие поддерживалось и как в достаточной мере поддерживать развитие в будущем.
В первые три года жизни ребенок переживает четыре основных кризиса; Кризис рождения, Кризис отлучения от груди, Кризис объективации, и Кризис самоутверждения . Кризис рождения — это разлука с матерью. Чтобы остаться в живых, после отделения от тела матери с перерезанием пуповины младенец должен продемонстрировать, что несколько органов могут функционировать самостоятельно. Младенец, когда-то отделенный от матери, должен установить привязанность к внешнему миру, которая заменяет связь, которую он имел с матерью в утробе матери. Первоначально мать является репрезентацией «мира» для новорожденного. Младенец привязывается к новому миру, в котором он оказался, через мать, ее руки и отношения, складывающиеся во время кормления. Этот первый период привязанности называется симбиотическим периодом и длится первые 6–8 недель после рождения.
С психологической точки зрения это принципиально критическое время для развития младенца. Если в этот период ребенок имеет сильную привязанность к матери и если мать способствует этой привязанности, то примерно через 8 недель ребенок будет готов отделиться и приобщиться к миру за пределами рук матери. Мать — это надежная база, с которой ребенок может познавать более широкий мир, которым он теперь больше интересуется.
Второй важный кризис развития — кризис отлучение от груди , что подчеркивает физическое изменение, связанное со способностью есть и переваривать пищу, отличную от молока или молочной смеси. Сюда же относится и психологическое изменение человека, состоящее в более высокой степени осознания себя и внешнего мира. Процесс отлучения от груди начинается, когда в возрасте от 4 до 6 месяцев предлагается первый прием пищи. Имейте в виду, что отлучение от груди относится не к окончанию грудного вскармливания или вскармливания из бутылочки, а скорее к началу приема твердой пищи.
Процесс отлучения от груди завершается в возрасте восьми-девяти месяцев. В этот момент младенцы могут есть практически все, что могут взрослые, и обычно могут делать это по большей части самостоятельно. Они физически способны брать еду с тарелки, класть ее в рот и жевать.
Затем ребенок проходит через то, что мы называем кризисом объективации . Это относится к состоянию, когда ребенок осознает, что он субъект, воздействующий на объект и имеющий влияние на мир. Этот кризис наступает с 8 до 9месяцы. Физически в этом возрасте ребенок умеет ползать и ползать. Он начинает уползать от взрослых в комнате. К этому времени у ребенка должно быть собственное пространство, которое было бы безопасным для него, чтобы практиковать эти новые физические изменения, которые он совершает. Если ребенку будет оказана необходимая поддержка со стороны взрослых в его окружении, физическое развитие будет продолжаться.
Как и при отлучении от груди, психологическое наложение может либо препятствовать росту, либо полностью поддерживать его. Когда ребенок начинает уползать, психологическая поддержка, которую он получает, будет определять, как далеко он зайдет. Если взрослый поддерживает и поощряет эти новые физические изменения, ребенок будет продолжать улучшаться и расти.
В это же время ребенок начинает испытывать страх перед незнакомцем. Он обнаружил, что имеет некоторый контроль над объектами, но не имеет контроля над людьми и когда они приходят и уходят. Ребенок также не понимает, что если он не может видеть что-то или кого-то, то это все равно существует. Эти два психологических аспекта начинают развиваться, и вскоре ему станет легче, когда люди уходят от него, зная, что они вернутся.
Четвертый кризис развития — Кризис самоутверждения , также известный как кризис оппозиции. Ему дали такое название, потому что это время, когда ребенок говорит «НЕТ», казалось бы, всему. Этот кризис может начаться уже в 18 месяцев и обычно заканчивается к 2,5 или 3 годам.
Это последний кризис, через который проходит ребенок, чтобы завершить последнюю стадию отделения от матери. Ребенок осознает и принимает, что он совершенно отдельная от матери сущность. Это самый сильный период времени, когда ребенок хочет делать что-то самостоятельно. Чем больше возможностей быть самостоятельным, тем сильнее и увереннее в себе станет ребенок.
Чтобы иметь возможность психологически пройти через этот кризис, взрослые, работающие с ребенком, должны помочь ребенку. Для него важно чувствовать, что он имеет право голоса в повседневных задачах, чувствовать, что у него есть выбор и ограничения. Все дело в языке, который ему представляют: «Ты хочешь пройти в ванную или хочешь, чтобы я отнес тебя в ванную?», «Ты хочешь надеть белую рубашку или черную рубашку?» , «Хотели бы вы съесть картошку или морковь?» и т. д. Ребенку предоставляется выбор, все из которых имеют одинаковый конечный результат. У ребенка есть чувство выбора, но взрослый контролирует конечный результат. Мы ничем не рискуем, предлагая, когда это возможно. Ребенок очень много выигрывает, потому что мы продемонстрировали, что считаем его способным выбирать и уважаем его мнение. Это лучшее, что мы можем сделать для его эго и сделать его еще сильнее. Цель состоит в том, чтобы воспитать человека, которого уважают и который, следовательно, уважает других в окружающей среде и разделяет ответственность. Нет никакой разницы между принятием этих «маленьких» решений в детстве и большими жизненными решениями, которые ему придется принимать позже. Эти решения могут быть приняты хорошо только в том случае, если у него была возможность попрактиковаться и научиться учитывать последствия решений.
В возрасте 3 лет ребенок является необыкновенным человеком, способным установить отношения все большего равенства. Это приведет к важным умственным шагам, таким как обучение чтению, письму и другим культурным способностям. Ребенок будет называть себя «Я». Он способен в совершенстве передвигаться и достиг точного осознания окружающего мира.
«При соответствующем человеческом посредничестве все возможно. Кризисные периоды благоприятны для перемен не только у детей, но и у всех, кто в них участвует». – Понимание человека, Сильвана Монтанаро
Автор: Тереза Меллой, ведущий специалист по работе с малышами
Опубликовано в Mead ObserverКак кризис влияет на развитие в среднем детстве
В этой статье вы прочтете о том, как кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве.
Перемены и кризис
Перемены и кризис могут по-разному влиять на развитие. Хотя некоторые воздействия являются негативными, поскольку они нарушают способность детей чувствовать себя в безопасности и безопасно исследовать мир, изменения также могут предоставить детям возможность расти по мере их адаптации к новым ситуациям.
Многие факторы в жизни отдельного ребенка, такие как доступ к материальным и психологическим ресурсам, играют роль в том, как кризис на самом деле влияет на развитие.
Ниже приведены некоторые способы, которыми кризис или изменение могут повлиять на четыре основные области развития в среднем детстве, которые мы рассмотрели на предыдущем шаге.
1. Язык и эмоцииСтолкнувшись с кризисом, детям может быть трудно понять свои собственные чувства или эффективно рассказать о своих потребностях и переживаниях.
Времена перехода часто связаны со сложными и меняющимися эмоциями. Например, закрытие школы, переезд семьи или изменение распорядка могут вызвать у детей чувство замешательства, неуверенности или беспокойства.
Маленькие дети могут казаться незатронутыми или ничего не подозревающими, в то время как дети старшего возраста могут выражать тревогу или гнев. У детей могут быть разные чувства в разные моменты: грусть по поводу прощания с друзьями может смениться волнением от возможности исследовать новое место или составить новый график.
Разные эмоции одновременно
Дети могут выражать разные эмоции одновременно и могут быть перегружены и не понимать многих вещей, которые они чувствуют.
Дети могут быть не в состоянии передать эти сложные чувства и могут выражать свои потребности невербально и косвенно.
Это может проявляться в виде изменений в ежедневном режиме сна, приема пищи и ухода за телом, замкнутости или эмоциональных и поведенческих всплесках, таких как плач или «распад» в неожиданное время.
Ночное недержание мочи и другие физические регрессии являются признаком дистресса и не должны наказываться; вместо этого взрослые должны следить за эмоциональными и поведенческими изменениями, проявляя постоянную и чуткую заботу и поддержку.
2. Регулярные возможности поговорить
Регулярные возможности поговорить могут помочь детям конструктивно обрабатывать чувства, продолжая развивать речь, самосознание и навыки самовыражения.
Взрослые могут рассказывать о своих чувствах, задавать вопросы и помогать детям определять новые или сложные эмоции. Называние чувств может быть полезным инструментом для детей, переживающих перемены или утрату. У детей может возникнуть беспокойство или любопытство по поводу кризиса/ситуации, и они могут часто задавать вопросы, чтобы лучше понять ее.
Если вы будете слушать детей и делиться соответствующей их возрасту информацией, это будет способствовать развитию детей, а также их пониманию ситуации, что может уменьшить неуверенность или страх.
Забота о другихВо время кризиса или переходного периода у детей могут возникнуть трудности с отношением к опыту других. Одно и то же событие может повлиять на каждого ребенка, семью или сообщество по-разному.
Маленькие дети, как правило, сосредотачиваются на своих непосредственных обстоятельствах и могут испытывать трудности с тем, чтобы представить или сопереживать другим, у которых другой опыт. Дети старшего возраста более склонны думать о других и сопереживать им.
Упражнение в оценке перспективы
Взрослые могут способствовать росту в этой области, практикуя принятие точки зрения: обсудите различные обстоятельства и предложите детям исследовать, каково это быть «в чьей-то шкуре».
Кроме того, дети старшего возраста могут рассматривать кризис как возможность помочь своему сообществу. У детей в возрасте 7–9 лет растут способности и понимание того, как они могут внести свой вклад в благоустройство своего дома или района. Поиск способов помочь другим во время кризиса может дать старшим детям чувство цели.
3. Мышление и пониманиеВо время кризиса или перехода у детей могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания или запоминанием информации. Они могут отвлекаться и с трудом выполнять школьные задания или выполнять другие обязанности.
Детям может потребоваться больше времени и поддержки взрослых, чем обычно, для выполнения повседневных задач, и им могут быть полезны визуальные напоминания, такие как письменные расписания или контрольные списки.
Изменение также предоставляет детям возможность расширить свое мышление и понимание. Дети могут задавать «большие вопросы» и говорить о событии или будущем так, как это может быть или нет, реалистично или точно.
Построение понимания мира
Разговоры могут помочь детям лучше понять мир и поддержать развитие абстрактного мышления.
Например, объяснение, почему школы закрыты или сколько времени осталось до их открытия (например, рисование или использование календаря, чтобы отметить течение времени), может развить у детей способность думать о причинно-следственных связях или думать о будущее.
4. Отношения и играНаконец, отношения и игра могут быть изменены кризисом или переходным периодом.