История арт-терапии
Определение арт-терапии варьируется в зависимости от его происхождения в двух областях: искусстве и психотерапии. Оно может сосредоточиться на искусстве, как терапевтическом процессе или это может быть «искусство в терапии » (художественная психотерапия ). Психоаналитики первыми использовали искусство в психотерапии. Терапевты интерпретировали символическое самовыражение клиента, а также вызывали ассоциации самого клиента.
Арт-терапия является относительно молодой наукой, зародившейся одновременно в Англии и в США и соединившей в себе изобразительное искусство и психологию.
В Великобритании , художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал термин «арт-терапия». Он открыл терапевтический эффект рисунка и живописи во время восстановления в санатории от туберкулеза. Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в «совершенно захватывающей ум (а также пальцы ) … творческой энергии». Художник начал свою творческую работу с пациентами , которая описана в его книге «Искусство против болезни» (1945г). Эдриан Хилл создал Британскую Ассоциацию Арт-терапевтов в 1964 году и стал ее первым президентом.
Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) , присоединился к Адриану Хиллу, чтобы продлить работу в британской психиатрической больнице Nethern в графстве Суррей в 1946 году.. Адамсон создал открытые арт-студии , куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. Он продолжал работать в одиночку с сотнями людей в течение 35-и лет. Он и его партнер и соратник , Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения ,т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван «невмешательство».
За время работы Адамсон собрал большую коллекцию работ душевнобольных. Художник считал, что его собрание привлечёт внимание к проблемам психически больных людей и поможет лучше понять природу подобных заболеваний,
И хотя Адамсон стал руководителем Британской Ассоциации Арт-терапевтов, и принимал участие в создании первой обучающей программы по арт-терапии, его идеи критиковались современниками и не пользуются популярностью в наши дни.
Примерно в то же время, как Хилл и Адамсон , Маргарет Наумбург , психолог в США, также начала использовать термин » арт-терапия «, чтобы описать свою работу . Модель её арт-терапии основана на следующем методе : выплеск бессознательного посредством спонтанного творчества. Он тесно связан с психоаналитической теорией .
В это же время начала свою работу и доктор Эдит Крамер. Она родилась в Вене, Австрия , где изучала искусство, графику, скульптуру и живопись. После прибытия в Соединенные Штаты в 1938 году в качестве беженца , она стал гражданкой США в 1944 году и продолжала заниматься искусством. В 1958 году она опубликовала книгу «Арт-Терапия у детей» . Эдит Крамер является выдающимся учёным и почетным членом Арт-терапевтической ассоциации Америки, которая была создана в1969 году.
И сейчас арт-терапия является независимой дисциплиной, в рамках которой созданы обучающие программы, и издаются специальные журналы, проводятся конференции и семинары, она применяется в разнообразных областях специалистами помогающих профессий (психологи, врачи, социальные работники, педагоги) и не только.
История и метод арт-терапии | Статья:
Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации, эту методику работы используют психотерапевты, клинические психологи и педагоги-психологи.
Как терапевтический метод, арт-терапия появилась в середине прошлого века, когда закончилась Великая Отечественная Война. Но арт-терапия используется многими людьми самостоятельно, а не только как метод коррекции эмоциональных состояний, тех или иных отклонений в психике и поведении. Многие считают это занятие своим хобби, занимаясь арт-терапией в домашних условиях.
Так что же это – арт-терапия? Стихийный творческий процесс или целенаправленное решение проблем посредством искусства?
Сущность арт-терапии
Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.
Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.Арт-терапия в психологии используется также как диагностический метод. В силу индивидуальных особенностей, некоторым людям сложно вербализовать свою проблему. К примеру, дети вообще не осознают наличие проблем в своем эмоциональном состоянии. Понять психоэмоциональное состояние человека психологу помогают проективные методики, которые являются вариациями арт-терапевтических техник.
Кратко опишу историю возникновения и развития метода.
К какой области науки относится арт-терапия? Конечно же, к психологии. История метода началась с психоаналитической школы. Считается, что в процессе занятий творчеством находят выход эмоции и чувства человека, его жизненные ценности и ориентиры, а также неосознаваемые психические состояния индивида.
Кто же ввел термин «арт-терапия»? Термин «арт-терапия» ввел в употребление А. Хилл. Он же сформулировал определение и основные положения арт-терапии. Его пациенты избавлялись от тревожности с помощью рисования. А. Хилла считают основоположником классических видов арт-терапии.
Основателем психодинамической арт-терапии является Маргарет Наумбург, которая использовала творческие задания для коррекции различных отклонений у детей с умственной отсталостью.
После Великой Отечественной Войны приемы арт-терапии стали применяться в реабилитационной работе с детьми. А в 1969 году в США появилась ассоциация психологов, которые занялись детальным изучением психокоррекционных возможностей различных направлений искусства. Сегодня Американская ассоциация арт-терапии считается крупнейшим союзом специалистов в области этого направления коррекционно-развивающей деятельности. В 1997 году в России для развития теории и практики арт-психологии было создано национальное сообщество арт-терапевтов.
Цели метода
В психологии цель арт-терапии – создать условия для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром. Методики арт-терапии ориентированы на нормализацию психоэмоционального состояния человека, коррекцию процессов возбуждения в нервной системе и исправление поведения.
Задачи арт-терапии определяются запросом клиента. Основные задачи, которые позволяет решить арт-терапия, это:
- углубленная диагностика личности клиента;
- помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники;
- помочь справиться с фобиями и паническими атаками;
- помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать;
- совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности;
- обучать клиентов навыкам самоанализа;
- научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы;
- повышать самооценку индивида;
- научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник;
- формировать у клиента эффективные модели поведения;
- способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи;
- развивать социально полезные черты личности клиента;
- развивать креативность и умение нестандартно мыслить;
- формировать эстетический вкус.
Примеры задач арт-терапии показывают масштабность этого направления в психологии. Этим обусловлено появление различных видов арт-терапии.
Виды
Психологи часто используют такие виды арт-терапии, как:
- Изобразительные техники арт-терапии. К этому виду относятся все техники, которые связаны с рисованием по кругу. В процессе создания рисунка находит выход собственное «Я» индивида. При анализе законченных иллюстраций психологи большое внимание уделяют цветовой гамме. Например, если клиент в подавленном эмоциональном состоянии раскрашивает мандалу, то он бессознательно выберет для нее темные синие и зеленые оттенки. Если аналогичное задание будет выполнять гиперактивный ребенок, то в рисунке будут преобладать красный, оранжевый и желтый оттенки. К данному направлению относятся проективные рисуночные психологические тесты. Например, если у ребенка конфликт с кем-то из родственников, то он «забудет» нарисовать этого члена семьи на своем листе.
- Глинотерапия. По определению психотерапевтов, глина – это лучший материал для арт-терапии, который открывает глубины бессознательной сферы психики. Когда человек лепит фигурки из глины, он прорабатывает свои проблемы. Лепка повышает уверенность в себе, развивает творческие способности, учит человека идти на компромисс в споре, помогает индивиду забыть обиды и наладить отношения с близкими.
- Песочная арт-терапия как метод релаксации. Работа в песочнице проводится с использованием небольших фигурок людей или животных. Основная цель песочной арт-терапии заключается в организации общения детей с использованием игрушечных персонажей. В ходе занятий в песочнице дети учатся сотрудничать, общаться, открыто говорить о своих эмоциях, решать конфликтные ситуации. Популярное направление работы с песком – создание из него мандалы. Это помогает определиться с жизненными целями и ориентирами.
- Бумагопластика, квилинг, оригами, аппликация. Эти виды творчества задействуют нервные окончания, находящиеся в кончиках пальцев. Такие занятия оказывают положительное действие на нервную систему, помогают нормализовать эмоциональный фон.
- Сказкотерапия. С помощью этого метода психологи устраняют негативные поведенческие реакции у детей, формируют у них эффективную систему ценностей. Детям нравится отождествлять себя с положительными героями сказок. Им хочется стать добрыми волшебниками, благородными рыцарями, мудрыми царевнами, поэтому они легко перенимают модель поведения положительного героя, описанную в литературном произведении.
- Куклотерапия. Термин «куклотерапия» в арт-терапию ввели Шишова и Медведева при организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Манипуляции с куклами развивают самосознание, способствуют сохранению психологического здоровья детей, позволяют им быстрее усвоить принципы и нормы социального взаимодействия. Если данная методика применяется в работе со взрослыми, то психолог предлагает им самостоятельно изготовить куклу из ткани, ниток, бумаги или любого другого подручного материала. В этом случае человек, изготавливая куклу, передает в поделке свои личностные особенности, которые затем анализируются психологом.
- Музыкотерапия. Методика используется с целью оптимизации эмоционального фона. Психотерапевт рекомендует клиенту к прослушиванию определенные музыкальные композиции, а затем происходит обсуждение. Терапевт задает клиенту вопросы: «Какие эмоции вызвала музыка?», «Какие образы возникали во время звучания музыкального произведения?», «Какие изменения были отмечены в теле: появилось ощущение тепла, расслабленности? Или напротив мышцы находились в напряженном состоянии?» Ответы клиента позволяют специалисту понять причины проблем и определить способы их устранения. Вариантом музыкотерапии является самостоятельная игра человека на том или ином музыкальном инструменте. Специалисты в области арт-терапии используют интересное задание: вовлекают клиентов в рисование музыки. Это простое упражнение помогает взрослым и детям выразить чувства и переживания на бумаге, а затем проанализировать их с помощью психолога.
- Танцевальная психокоррекция. Это вид импрессивной арт-терапии. Танец позволяет человеку лучше осознать границы собственного тела, а также научиться чувствовать социальные границы в общении. Танцевальные упражнения в арт-терапии позволяют человеку повысить самооценку, научиться эффективным жестам, улучшить понимание невербалики в процессе общения, избавиться от внутриличностных комплексов.
- Фототерапия. Эта методика помогает решать психологические проблемы клиентов. Для работы можно использовать готовые фотокарточки или же предложить клиенту сделать снимки самостоятельно. На занятиях с психотерапевтом люди составляют рассказы по фото, делают коллажи. Эти формы работы способствуют личностному росту индивида.
- Библиотерапия и кинотерапия. Эти техники арт-терапии используются при работе со взрослыми. В этих направлениях психолог предлагает клиенту ознакомиться с поучительной книгой или фильмом, а затем организует обсуждение произведения или кинокартины.
- Метафорические карты. Данная техника основана на ассоциациях. Она помогает индивиду сделать правильный выбор, найти нестандартное решение, всесторонне проанализировав трудную ситуацию.
- Психодрама. Понятие психодрамы в арт-терапии связано с исполнением той или иной социальной роли. Технология представляет собой проигрывание проблемных ситуаций. Методика эффективна при коррекции проблем социализации, устранении закомплексованности, а также при работе с психическими отклонениями. Однако некоторые практикующие психологи считают, что психодрама не относится к разновидностям арт-терапии.
Есть еще так называемая пассивная арт-терапия – это созерцание предметов искусства (картин, декоративно-прикладного творчества), в результате чего человек получает эстетическое удовольствие.
Те или иные техники и упражнения арт-терапии психолог выбирает с учетом возраста клиента и его запроса.
Адриан Хилл, британский основатель арт-терапии Моргана Буша, стажер – Лондонский центр арт-терапии
Адриан Хилл, Туберкулез и арт-терапия
Многие считают Эдриана Кейта Грэма Хилла основателем арт-терапии. Книга Хилла 1945 года «Искусство против болезни» документирует рождение этой области. Выздоравливая от туберкулеза в санатории, Хилл преодолел свою скуку с помощью « простого акта рисования » (Хилл, 1945, стр. 14). Он пишет: « я стал… прилежным и неторопливым композитором точных карандашных произведений, каждое из которых, в условиях моей ограниченной среды, стремилось выразить мои личные реакции на нереальность моего существования».0008» (Хилл, 1945, с.14). Для Хилла искусство стало средством скоротать время и выразить свое недовольство своим нынешним положением.
Амбулаторно Хилл начал видеть своего первого «пациента» — мужчину по имени Берт. Эти двое встретились, чтобы небрежно обсудить свои творческие начинания по предложению врача Хилла (Хилл, 1945, стр. 21-3). Только в 1942 году, когда Хилл обучал искусству небольшую группу пациентов, выздоравливающих от туберкулеза в санатории, он оценил потенциал своей практики: «…
» Быть счастливо занятым — это во все времена дар богов, а в период долгого выздоровления — прямо спасительная благодать… Зародыш Искусства, как только он прочно укоренится в сознании и сердце гораздо труднее вытеснить, чем другой зародыш, с которым вы все более знакомы. Действительно, первый микроб может очень помочь в изгнании последнего жука 9.0008». (Hill, 1945, p.30)
Современная арт-терапия основана на основном принципе, что искусство может исцелять. Хилл признал его потенциал, когда солдаты выздоравливали от туберкулеза во время Первой мировой войны. Хилл использовал множество тактик, чтобы привлечь пациентов и повысить их оценку искусства (Хилл, 1945, стр. 33-47). Начинающих художников Хилл поощрял рисовать каракули. Это простое задание помогло им приобрести фундаментальные навыки и повысило их уверенность в своих силах (Хилл, 19 лет).45, с.35-6). Пациенты сильно различались по степени художественных способностей, и Хилл обращался к каждой из их потребностей индивидуально (Хилл, 1945, стр. 33-40).
Многие из них поначалу опасались арт-терапии, но Хилл смог воспитать в каждом из пациентов понимание искусства и излечить их от предубеждений, а также от телесных болезней (Hill, 1945, стр. 51–58). ). Для одного конкретного пациента, молодого канадского летчика, который был на грани смерти, творчество оказалось стимулирующим и исцеляющим занятием. Хилл утверждает, что, поощряя этого молодого человека попробовать свои силы в акварельной живописи, он фактически продлил свою жизнь (1945, с.59-63).
Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия» в 1942 году. Хотя его работа начиналась скромно, влияние Хилла распространялось по мере того, как все больше людей присоединялись к нему в продвижении исцеления с помощью искусства.
В середине 1940-х годов Национальная ассоциация по профилактике туберкулеза реализовала программу арт-терапии более чем в семидесяти больницах и санаториях (Hill, 1945, стр. 105). Но это было только начало видения Хилла. В 1964 году была основана Британская ассоциация арт-терапевтов. Хилл, наряду с другими влиятельными представителями этой области, сыграл важную роль в прокладывании пути для будущих поколений арт-терапевтов. По словам Джеффри Маршалла, работа Хилла была « инструмент для лечения болезней и предотвращения несчастий » (Hill, 1945, p.vi). Сегодня Адриан Хилл служит источником вдохновения для всех, кто хочет победить болезнь с помощью руководства и немного творчества.Морган Буш, Стажер
Ссылка: Хилл, Адриан. (1945). Искусство против болезни. Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
[/fusion_builder_column][/fusion_builder_row][/fusion_builder_container]
Немного об арт-терапии
Арт-терапия существует с 1940-х годов, но только в последние годы она стала набирать обороты как законная форма терапии. Термин «арт-терапия» был придуман британским художником Адрианом Хиллом, который начал замечать эмоциональные и, возможно, терапевтические преимущества искусства. Эта область начала развиваться как в Европе, так и в Соединенных Штатах на протяжении сороковых и пятидесятых годов благодаря психологам и практикам, таким как Маргарет Наумберг и Эдит Крамер. В 1969 году была основана Американская ассоциация арт-терапевтов (AATA), которая начала обучать, регулировать и аттестовать арт-терапевтов по всей стране.
Арт-терапия определяется как:
Интегративная профессия в области психического здоровья и социальных услуг, которая обогащает жизнь отдельных лиц, семей и сообществ посредством активного творчества, творческого процесса, прикладной психологической теории и человеческого опыта в рамках психотерапевтических отношений. Арт-терапия, проводимая профессиональным арт-терапевтом, эффективно поддерживает личные цели и цели лечения в отношениях, а также проблемы сообщества. Арт-терапия используется для улучшения когнитивных и сенсомоторных функций, повышения самооценки и самосознания, развития эмоциональной устойчивости, развития понимания, улучшения социальных навыков, уменьшения и разрешения конфликтов и страданий, а также продвижения социальных и экологических изменений (AATA, 2017).
По сути, это творческий и терапевтический процесс, проводимый клиницистом уровня магистра. Его можно успешно использовать с любой группой населения, но было обнаружено, что он особенно эффективен для групп населения, которые не говорят или испытывают трудности с вербальным выражением своих эмоций, чувств и мыслей.
Как и почему работает арт-терапия?
Хороший вопрос. Арт-терапия боролась за то, чтобы зарекомендовать себя на протяжении поколений, в основном с помощью мнений экспертов и качественных исследований. Исследователям было трудно определить и разработать количественные исследования для такого объективного и личного процесса. Однако в 2015 году исследователи Хэян, ван Хоорен и Хатчемакерс взялись за сбор и анализ многолетних данных, интервью и иллюстраций клиентов с расстройствами личности. Анализ дал представление о положительных изменениях в поведении, улучшениях в регулировании эмоций и импульсов, положительных шагах к личной интеграции, улучшении восприятия и самовосприятия, а также о заметной разнице в понимании и понимании.