Мажор и минор в музыке
Конспект занятия по музыке для детей 4-х лет
Хатыпова Зиля Минфенисовна,
педагог дополнительного образования,
первой квалификационной категории
Тема: «Мажор и минор в музыке»
Цель: Познакомить детей с понятиями «лад», «мажор» и «минор».
Задачи:
Образовательная:
— учить различать ладовое наклонение музыки (мажор и минор).
-учить высказываться о характере звучания музыки.
Развивающая:
— развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки;
— развивать певческие навыки в процессе исполнения песен;
— развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
Воспитательная:
— воспитывать эмоциональную отзывчивость на занятии, творческую активность, внимание, выдержку, культуру слушания.
Оборудование:фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты: металлофоны и бубны.
Наглядный материал: картинки с изображением веселого и грустного клоуна, солнышка и дождика.
Ход занятия
№ | Раздел занятия | Педагог | Дети |
1. | Музыкальное приветствие | Здравствуйте ребята, рада вас видеть! А теперь давайте поздороваемся с помощью музыки. Музыкальное приветствие звучит в мажоре и миноре. | |
2. | Беседа | Мы здоровались с вами два раза, какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Одинаково ли мы поздоровались? Правильно, мы поздоровалась по-разному. Первый раз весело, а второй раз грустно. Все звуки в музыке дружат «ладят». Эту дружбу между звуками называют ладом. Повторите, как называют дружбу между звуками? Какое настроение передавало первое приветствие? Если музыка передает весёлое настроение, то она написана в весёлом ладу, который называется МАЖОР. Как называется веселый лад? А какое настроение передавало второе приветствие? Если у музыки грустный характер, то она написана в грустном ладу, который называется МИНОР. Как называется грустный лад? Ладов в музыке много, сегодня мы познакомились с 2 ладами. Как они называются? Как звучит мажор? Правильно, мажор звучит бодро и весело. А как звучит минор? Минор — грустно и задумчиво. | Первое Нет, по разному, сначала весело, а затем грустно. Лад (хором) Веселое Мажор (хором) Грустное Минор (хором) Мажор и минор Весело Грустно |
3. | Слушание музыки, пьеса «Клоуны» | Сегодня к нам в гости пришли два клоуна. Кто догадался, с каким ладом дружит этот клоун? Педагог показывает рисунки с изображением веселого клоуна. Правильно, это веселый клоун, который дружит с мажорным ладом. А с каким ладом дружит этот клоун? Педагог показывает рисунки с изображением грустного клоуна. Конечно, это грустный клоун, который дружит с минорным ладом. Они предлагают нам послушать пьесу, которая называется клоуны. Прослушав ее, вы мне скажите, какой лад звучал в начале пьесы, а какой потом. Звучит пьеса «Клоуны». Какой лад звучал в начале пьесы, а кокой потом? Молодцы ребята, правильно сначала звучала веселая музыка в мажоре, затем звучала грустная, в миноре, а потом снова зазвучал мажор. А теперь мы послушаем эту пьесу еще раз, и когда будет звучать мажор, вы будете хлопать в ладоши. А когда зазвучит минор, вы потопаете ногами. Повторное слушание музыки, с выполнением движений. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. А сейчас клоун просит вас спеть ему песню «Дождик озорник». Педагог показывает рисунки с изображением веселого клоуна. В каком ладу мы будем петь ему песню? Но прежде чем исполнить ее, мы выполним упражнения для рта и языка, чтобы они хорошо работали вовремя пения. | С ладом мажор С ладом минор Сначала звучал мажор, затем минор, а потом опять мажор. В мажоре |
4. | Упражнения на артикуляцию | 1. Упражнение «Окошко»: широко открыть рот «Жарко», закрыть рот — «Холодно»; 2. Упражнение «Дудочка»: вытянуть губы вперед трубочкой; 3. Упражнение «Улыбочка»: широко улыбнуться, показав зубы; 4. Упражнение «Чистим зубки»: кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы; 5.Упражнение «Орешки»: рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки; 6.Упражнение «Часики»: рот открыт, кончик языка переводить с одного уголка рта в другой; 7.Упражнение «Качели»: рот открыт, кончик языка достает до верхних зубов, затем до нижних; 8.Упражнение «Лошадка»: поцокать языком, изображая лошадку. | Дети выполняют артикуляционные упражнения |
5. | Распевание | Молодцы, а теперь мы распоемся. 1. Тили бом, тили бом, Загорелся кошкин дом — исполнение на одном звуке. 2. Песенка лесенка: Вот иду я вверх, вот иду я вниз | Во время пения, дети показывают движение мелодии рукой. |
6. | Исполнение песни «Дождик озорник» | Вот теперь мы готовы исполнить для клоуна песню. Выразительное исполнение знакомой песни. | |
7. | Игра на музыкальных инструментах | Молодцы ребята. А в благодарность за песню, клоуны принесли нам музыкальные инструменты. Педагог показывает музыкальные инструменты. А как они называются? Правильно, это бубны и металлофоны. Клоуны просят вас сыграть для них. Игра на металлофоне и бубнах. Молодцы, у нас отлично все получилось. | Бубен и металлофон |
8. | Музыкальное прощание | Итог занятия. Ребята, какую пьесу мы сегодня слушали? А как называется веселый лад? Повторим все дружно МАЖОР. А грустный лад? Повторим МИНОР. Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. А теперь настало время попрощаться. До новых встреч. Музыкальное прощание. | Клоуны Мажор Минор |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/184278-mazhor-i-minor-v-muzyke
конспект музыкального занятия «Знакомство с мажором и минором» | План-конспект занятия по музыке (старшая группа):
Знакомство с мажором и минором
Цель: закрепление обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с главными ладами музыки мажором и минором;
- формировать у обучающихся представления о внешних признаках веселого и грустного настроения;
- учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;
- совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен, бесшумный вдох и выдох).
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;
- развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений;
- корригировать и развивать связную устную речь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;
- воспитывать интерес к классической музыке через слушание.
Оборудование: фортепиано, ПК, проектор, экран, зеркала, народные музыкальные инструменты.
Словарная работа: мажор, минор, лад, оттенки лада (веселый, задорный, игривый, озорной, грустный, печальный, мечтательный, задумчивый).
Цель. Формировать представление о ладе в музыке, развитие ладового слуха. Установление ассоциативных связей в процессе обобщения музыкальных впечатлений. Расширение словарного запаса детей (мажор и минор).
Задачи.
1. Развивать эмоциональный отклик на контрастную выразительность мажора и минора.
2. Дать детям представление о понятиях «мажор» и «минор».
3. Создать условия для соотнесения эмоционально-двигательного и слухового опыта с музыкальными понятиями «мажор» и «минор».
Пояснительная записка
НОД художественно-эстетической направленности, образовательная область «Художественно эстетическое развитие» составлено в соответствии с основной образовательной программой ДОО, с использованием ИКТ, а также здоровьесберегающими технологиями.
В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Художественно-эстетического развития», «Познавательное развитие»».
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности
Ход НОД
Дети входят под музыку: «Марш-парад» В.Сорокина №73
М.р.: Здравствуйте ребята, сегодня мне опять пришло сообщение от жителей города Настроение. Вы, конечно же помните, как мы им помогали прогнать из города злого волшебника.
Они опять просят помощи: недавно злой волшебник вернулся в город и жители решили превратить его из злого в доброго волшебника .
Я предлагаю помочь им с помощью музыкальных ладов мажора и минора.
У меня есть добрые друзья. Братья близнецы- Мажор и Минор , познакомьтесь с ними.
-Здравствуйте. я Мажор.
-Здравствуйте. я Минор.
Мажор- мальчик светлый, радостный, задорный.
Минор- мальчик грустный , спокойный.
Я- мажор, бегу, кричу,
Я- минор, иду, грущу,
Я- мажор, смеюсь, шумлю,
Я- минор, шепчу и сплю,
Я- мажор, веселый
Я- минор печальный
Я- мажор, как помидор:
Красный, очень яркий,
Белым назовем минор,
Как подснежник в парке.
Давайте мы тоже с ними познакомимся: «Песенка приветствие» с.96
Они помогут волшебнику приобрести добрые качества и превратиться из злого в доброго волшебника. Ну что, отправляемся в путь?
1. Музыкально ритмические движения.
Упр. «Нежные руки» «Адажио» Д. Штейбельта №69
2.слушание
Я предлагаю послушать два произведения с одинаковым названием ,определить характер и лад.
«Декабрь» А. Вивальди(фа минор)( Начинается музыка с колючих звуков….
«Декабрь» П. И. Чайковский ля бем. Маж)
3.игра на инструментах
«Загадка» с.78
4.пение
-а сейчас мы подготовим наш голосовой аппарат и споем распевку, в которой присутствуют два брата, послушаем и определим.
«Зайчик» Горбиной
«Улыбка» Шаинского
5.игра
Друзья, я предлагаю поиграть в игру «Динь, динь. динь.»
Когда мы будем вручать письмо адресату, почтальон должен сказать какое чувство изображено на картинке чтобы наш волшебник запомнил добрые слова, каждый ,кому достанется
«Почтальон» № 7
Мажорная пентатоника.
Любой может играть на гитареЭта гамма, возможно, менее знакома большинству гитаристов, чем минорная пентатоника, но она столь же полезна. Вы постоянно слышите этот звук практически в любом музыкальном стиле — рок, блюз, кантри, джаз, что угодно…
Вот видео познакомит вас с некоторыми основными элементами пентатоники, и я развиваю эти идеи немного глубже. объяснение внизу.
Немного теории…
Возможно, лучший способ взглянуть на эту гамму — рассматривать ее как подмножество мажорной гаммы. Если взять первую, вторую, третью, пятую и шестую ноты любой мажорной гаммы, получится мажорная пентатоника. В ключе C, он работает так:
C Основная шкала: C D E F G A B
C Основная пентатоническая шкала: C D E G
Мы можем поговорить о формуле для основной пентатонической шкалы как 1 2 3 5 6 . Возьмите эти ноты из любой мажорной гаммы, и вы получите мажорную пентатонику в той же тональности. Итак, для ключа A мы имеем:
Мажорный строй: A B C# D E F# G#
А мажорная пентатоника: A B C# E F#
2 формы, которые нужно знать . Оба супер-обычны и супер-полезны. Посмотрите видео с рекомендациями по аппликатуре. Я написал их в тональности A, но они, конечно, работают в любой тональности. Просто перемещайте паттерн вверх или вниз по грифу, пока эти красные основные ноты не будут соответствовать тонику клавиши, в которой вы хотите играть.0031 Но, чувак, это похоже на чертову минорную пентатонику?!!
Читайте ниже…Объяснение относительных мажорной и минорной пентатонических гамм
Многих начинающих (и среднего уровня) гитаристов приводит в замешательство тот факт, что формы мажорной и минорной пентатонических гамм различаются. точно так же. Так что же там происходит? У каждой мажорной гаммы есть так называемая относительная минорная гамма; шкала, содержащая точно такие же ноты, но начинающаяся с другой точки. То же самое и с пентатоникой. Посмотрите на это:
Гамма минорной пентатоники A: A C D E G
Гамма пентатоники C мажорная: C D E G A
Пентатоника A минор содержит те же самые ноты, что и пентатоника C мажор, просто мы начинаем с другого места. Это работает и для любого другого ключа. Стоит запомнить:
- 6-я нота любой мажорной гаммы является корнем относительной минорной гаммы
- Третья нота любой минорной гаммы является корнем соответствующей мажорной гаммы
- Пятая нота любой мажорной пентатоники является корнем относительной минорной пентатоники
- Вторая нота любой минорной пентатоники является корнем соответствующей мажорной пентатоники.
Трюк на 3 лада вниз
Так как большинство музыкантов гораздо лучше знакомы с формами минорной пентатоники, это простая уловка для получения нот мажорной пентатоники под пальцами. Просто переместите минорную пентатонику на 3 лада вниз, и вы будете играть ноты мажорной пентатоники в той же тональности. Таким образом, вы можете переместить знакомую пентатонику ля-минор с 5-го лада на 2-й лад, и вы будете играть пентатонику ля-мажор. Вот так…
Так зачем мне учить мажорную пентатонику, если я уже знаю минорную?
Ключевой момент, который нужно усвоить, заключается в следующем: хотя узоры грифа одинаковы, основные ноты находятся в разных местах в каждой гамме. При игре ля-минорной пентатоники нота ля является корнем, основной базой, нотой, которую мы склонны подчеркивать, когда играем соло. При исполнении пентатоники до мажор нота до теперь «дом». Следовательно, каждая шкала имеет очень разный характер. Вот почему при игре на гитаре так важно знать, где находятся ваши основные ноты, чтобы вы могли эффективно воспроизводить звук каждой гаммы. Посмотрите пример ниже. На моей шкале основные ноты отмечены красным цветом. Обратите внимание, что хотя все аппликатуры одинаковы, эти красные точки находятся в разных местах. В конечном счете, я настоятельно рекомендую вам выучить мажорную и минорную пентатонику как две отдельные гаммы, отрабатывая их, начиная и заканчивая правильной корневой нотой. Таким образом, вы сразу сможете найти и использовать гамму в музыкальном ключе. Поначалу, конечно, вполне приемлемо выводить мажорные пентатонические гаммы из уже знакомых минорных пентатонических форм, но на этом вы далеко не продвинетесь.
Все 5 паттернов мажорной пентатоники
Когда вы будете готовы, вы можете попробовать выучить все 5 паттернов гаммы, которые вместе позволяют вам использовать звук мажорной пентатоники на всем грифе. Я еще раз подчеркиваю важность изучения их как самостоятельных гамм. То, что вы знаете формы минорной пентатоники, не обязательно означает, что вы знаете эти гаммы. Практикуйте их, осознавая функцию нот, особенно отмечая, где эти основные ноты падают. Обычно я практикую гаммы, начинающиеся и заканчивающиеся на самой низкой доступной основной ноте в любой заданной позиции. Ниже я написал формы с несколькими комментариями к каждой из них. Мне нравится нумеровать их от 1 до 5, причем паттерн 1, вероятно, является наиболее часто используемым паттерном с корнем на 6-й струне.
В терминах CAGED это форма E, означающая, что она относится к мажорному аккорду формы E. Красные точки — это тоники, а числа относятся к интервалам нот в гамме по отношению к тонику. Более продвинутые игроки должны попробовать и знать об этих функциях, так как вы будете иметь более глубокое понимание гаммы и не будете просто бегать вверх и вниз по рисунку пальцев.
Форма шкалы D. Вы можете использовать пальцы 1 и 3 для всего этого или переключиться на 1 и 4 на струнах G и B, если хотите.
Форма шкалы C. Какая-то великая страна вписывается в эту форму и вокруг нее.
Форма А. Пальцы 1 и 3 полностью или переключитесь на 1 и 4 на средних 2 струнах.
Вероятно, это наиболее знакомая форма для многих из вас, так как это самый распространенный паттерн минорной пентатоники. Однако основные ноты находятся в другом месте, когда мы используем его как мажорную пентатонику.
Использование мажорной пентатоники
Скоро…
Примеры мажорной пентатоники
Их множество, но вот несколько песен на моем сайте, которые являются хорошими примерами использования этой гаммы в реальной музыкальной ситуации.
Соло Джеймса Бертона в песне Рика Нельсона «It’s up to You» в значительной степени основано на пентатонике ре мажор. Посмотрите урок здесь.
Джеймс Ханиман-Скотт использует пентатонику ми мажор для своего классического соло в песне Kid. Посмотрите урок здесь.
Во вступительном соло классической песни Only Ones Another Girl Another Planet также используются гаммы ми-мажор и мажорная пентатоника. Проверьте это здесь.
Сочетание мажорной и минорной пентатоники –
Один из способов сделать ваши соло более мелодичными – включить в них мажорную и минорную пентатонику. Прежде чем мы это сделаем, мы должны кое-что понять о масштабах и о том, как они работают.
Ля минор
Первая гамма, которую мы рассмотрим, это ля минор. Гамма ля минор представляет собой гамму из 7 нот, содержащую ноты A, B, C, D, E, F и G. Эта гамма является относительным минором гаммы до мажор. Он содержит те же ноты, что и до мажор, но начинается с ноты ля. Мы можем построить минорную пентатонику вне этой гаммы. Это даст нам ноты:
Пентатоника минор — A, C, D, E, G
Минорная пентатоника представляет собой пятинотный строй, производный от гаммы ля минор. Он используется во всех видах музыки, включая блюз, рок, кантри, джаз, металл и многие другие гитарные стили. Это одна из самых узнаваемых гамм, которые мы используем при написании гитарного соло. Тысячи гитарных соло написаны в минорной пентатонике.
Соло в пентатонике ля минор
Ниже представлена основная позиция пентатоники ля минор. Вы, наверное, уже знаете эту гамму, так как она одна из первых, которым обучают гитариста.
Толстая струна к тонкой струне: () = основная нота
- 5 (A)-8
- 5-7
- 5-7(A)
- 5-7
- 5-8 9 0048 5 (А )-8
Начинаем на 6-й струне на 5-м ладу. Эта нота будет нотой А. Затем вы следуете вместе с другими нотами в шкале. Ноты в скобках — это основные ноты, и в данном случае это A.
При игре соло в минорной пентатонике вы должны центрировать ведущие линии вокруг ноты A по большей части. Это то, что придает ему минорное звучание пентатоники.
Существует простой способ создания мажорной пентатоники. Все, что мы собираемся сделать, это сдвинуть ее на три лада вниз.
Вот как это сделать.
Пентатоника мажор
Пентатоника мажор происходит от гаммы фа-диез мажор. Нам не нужно знать тональность гаммы фа-диез мажор, потому что мы не собираемся ее играть.
Что мы собираемся сделать, так это получить пентатонику ля мажор из гаммы, которая дает нам ноты:
Пентатоника ля мажор Ноты: A B C# E F#
Теперь играем эту гамму на втором ладу. Это точный паттерн для минорной пентатоники фа-диез, но в данном случае мы будем подчеркивать ноту ля, а не ноту фа-диез. Это то, что сделает пентатонику мажорной.
Толстая струна к тонкой струне: () = основная нота
- 2-5 (A)
- 2-4
- 2-4
- 2(A)-4
- 2-5
- 2-5 (A)
Играя ля-мажорную пентатонику, убедитесь, что вы играете именно эту ноту, а не фа-диез. Если ваша линия сосредоточена на фа-диезе, то вы будете играть фа-диез-минорную пентатонику, а не ля-мажорную пентатонику. Именно расположение основной ноты имеет решающее значение.
Вы можете заметить, что «Форма» этой пентатоники такая же, как и в минорной версии, но вместо этого начинается на 2-м ладу.
Объединить пентатонику ля минор и пентатонику ля мажор
Сыграйте фразу в пентатонике ля минор и приземлитесь на ноту ля на 7-м ладу 4-й струны.
Теперь сделайте ту же фразу, но сыграйте ее на втором ладу в пентатонике ля мажор и приземлитесь на ноту ля на втором ладу, третья струна. Обратите внимание на разницу в звуке.
Так вы можете создавать выразительные и мелодичные звуки.
Все, что вам нужно знать, это где находятся основные ноты.
Вот почему так важно запомнить гриф, чтобы вы знали, где находятся все основные ноты для той тональности, в которой вы находитесь. Как только вы разберетесь с основными нотами, вам будет намного легче сводить эти гаммы вместе.
Не пытайтесь сделать все сразу. Сначала придерживайтесь одной позиции минорной пентатоники. Как только вы это сделаете, вы можете работать над другими позициями.
После того, как вы запомните все минорные позиции пентатоники, попробуйте сыграть позиции мажорной пентатоники. Как только вы узнаете все позиции минорной пентатоники, вы автоматически узнаете все позиции мажорной пентатоники, потому что это просто вопрос перемещения позиций вперед и назад.