Музыкальный лад. Основные виды ладов
Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи, основанной на устойчивости.
Звучит достаточно сложно, не правда ли? Давайте разбираться.
Содержание статьи:
- Что такое музыкальный лад
- Основные лады в современной музыке
- Лады и гаммы
- Построение ладов
- Другие музыкальные лады
Что такое музыкальный лад
В большинстве музыкальных произведений, звуки, созвучия или аккорды используются в контексте определённой гармонии или мелодии. Один аккорд (нота, созвучие) сменяет другой. Без таких переходов сложно было бы создавать определённые музыкальные образы. Один звук взятый изолирование не может выразить музыкальную идею. Поэтому, для того чтобы составить последовательность аккордов или написать мелодию, необходимо придерживаться определенной системы закономерностей. Такая система имеет звуки, которые выступают в качестве её опоры. Они называются устойчивыми.
Самым устойчивым звуком системы является тоника – главная опора лада.
Нужно отметить, что устойчивость звуков проявляется лишь тогда, когда им противопоставляются другие звуки – неустойчивые. Эти звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют разрешения в устойчивые звуки. Поскольку тоника – это самый устойчивый звук, часто, она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности.
Разрешение основано на тяготении неустойчивых звуков к устойчивым.
Разрешение – переход одного звука в другой на основе тяготения.
Тяготение представляет собой некое ожидание перехода одного звука в другой на основе их родства.
Из вышесказанного следует, что:
Музыкальный лад – это система, имеющая тонику (опору) и объединяющая несколько звуков на основе их родства (взаимосвязи).
Родство между звуками основано на физических закономерностях и опыте человечества в следствии развития музыкальной теории. В частности на:
- Интервалах между звуками
- Созвучиях
- Мелодических и гармонических связях
- Тяготении одних звуков к другим
- Устойчивости и неустойчивости
Количество звуков в ладу может быть разным. Например, мажор и минор имеют семь звуков. Однако существуют лады с меньшим или большим числом звуков.
Ладовая система распространяется на все октавы звукоряда.
Любой звук лада называется ступенью.
Каждая ступень лада имеет не только своё нотное название (до, ре, ми и т.д.), но и особое название присущее ей в следствии отношения к тонике. Кроме этого, каждая ступень имеет свой номер относительно тоники (первой ступени). Номер ступени указывается римскими цифрами (I, II, II. IV и т.д.).
- I ступень – тоника / тоническая прима;
- II ступень – нисходящий (верхний вводный) тон / супертоника;
- III ступень – медианта / верхняя медианта / тоническая терция;
- IV ступень – субдоминанта;
- V ступень – доминанта / тоническая квинта;
- VI ступень – нижняя медианта / субмедианта;
- VII ступень – восходящий (нижний вводный) тон.
Устойчивость и неустойчивость звуков – относительна. Один звук может быть устойчивым в рамках одного лада и неустойчивым в рамках другого.
Лад в музыке является одним из основных средств выразительности. Считается, что ладовое строение музыки включает две составляющие: окраску и напряжение.
Напряжение создаётся за счёт смены устойчивых и неустойчивых звуков, а окраска – высотным положением относительно тоники.
Разницу в окраске можно почувствовать, сравнив два самых популярных лада в европейской музыке – мажор и минор. Их настроение, часто, сравнивают с радостью и грустью, светом и тенью.
Основные лады в современной музыке
Лад в музыке является набором звуков (материалом), на основе которых составляется музыкальное произведение.
Основными ладами в современной западноевропейской музыке являются мажор и минор.
Мажорный лад
Мажор – это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада. Оно, ещё, называется тоническим.
Самыми устойчивыми звуками мажорного лада являются тоника (I ступень), медианта (III ступень) и доминанта (V ступень). Их устойчивость неодинакова. Самая устойчивая – тоника, медианта и домината – менее устойчивые.
Устойчивость III и V ступеней проявляется в созвучии с тоникой. При сочетании этих ступеней с другими неустойчивыми звуками они, также, являются неустойчивыми. Поэтому, стоит сделать оговорку, что устойчивость медианты и доминаты относительны и зависят от разных обстоятельств.
- II, IV, VI и VII ступени мажора являются неустойчивыми.
- II и IV ступени имеют возможность разрешения в обе стороны (вверх и вниз).
- VI и VII ступени только в одну сторону. VI вниз, а VII вверх.
Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.
Натуральный мажор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
(2 тона-Полутон-3 тона-Полутон)
Пример натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До
https://fierymusic. net/wp-content/uploads/2021/04/natural_major.mp3
Гармонический и мелодический мажор появились в следствии развития музыкального исскуства. Эти лады отличаються от натурального смещением одной или двух ступеней на полутон, что позволяет несколько изменить окраску лада.
Гармонический мажор отличается от натурального пониженной VI ступенью:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон
Пример гармонического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Си-До
Мелодический мажор отличается от натурального VI и VII пониженными ступенями:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Пример мелодического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Сиb-До
https://fierymusic.net/wp-content/uploads/2021/04/melodic_major. mp3
Основной разновидностью мажорного лада является натуральный мажор, реже употребляется гармонический мажор, ещё реже – мелодический мажор (в основном при движении мелодии вниз).
Минорный лад
Минор – это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада.
Устойчивость, неустойчивость, тяготение и разрешение ступеней в миноре такое же как и в мажоре.
Большинство произведений электронной музыки написано именно в миноре.
Минорный лад, как и мажор, может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.
Натуральный минор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
(Тон-Полутон-2 тона-Полутон-2 тона)
Пример натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до
https://fierymusic. net/wp-content/uploads/2021/04/natural_minor.mp3
Натуральный минор отличается от мелодического мажора пониженной III ступенью.
Гармонический и мелодический минор имеют более важное значение нежели аналогичные мажорные лады.
Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон
Пример гармонического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-сиb-до
Мелодический минор отличается от натурального VI и VII повышенными ступенями:
Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Пример мелодического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до
Гармонический минор используется как при движении вверх, так и вниз.
Мелодический минор часто используется при движении мелодии вверх.
Лады и гаммы
Гамма – совокупность звуков лада построенных от тоники вверх.
Отличие лада от гаммы заключается в том, что лад – это всего лишь набор звуков, а гамма – последовательность тех же звуков, которые построены от тоники. По сути, схема построения лада является его гаммой.
Гамма натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До
Гамма натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до
Построение ладов
Выше уже были показаны схемы построения основных ладов современной музыки. Для примеров, в качестве тоники, использовалась нота До (С).
Теперь давайте построим все эти лады от разных нот (тоник).
Если мы строим лад от какой-либо ноты, то фактически получаем тональность.
Мажорный лад построенный на ноте до – До-мажорная тональность.
Натуральный мажор от ноты Соль (G): Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа# (Соль-мажор)
https://fierymusic. net/wp-content/uploads/2021/04/g-major.mp3
Гармонический мажор от ноты Фа (F): Фа-Соль-Ля-Сиb-До-Реb-Ми-Фа (Фа-мажор)
Мелодический мажор от ноты Си (B): Си-До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си (Си-мажор)
Можно заметить, что при изменении тоники (тональности) интервалы между нотами не меняются, но при этом появляются различные знаки альтерации (бемоли и диезы). Это вполне естественно.
Натуральный минор от ноты ля (A): ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля (ля-минор)
Гармонический минор от ноты ми (E): ми-фа#-соль-ля-си-до-ре#-ми (ми-минор)
Лады можно строить и от альтерированых ступеней.
Мелодический минор от ноты до-диез (C#): до#-ре#-ми-фа#-соль#-ля#-си-до# (до-диез-минор)
Другие музыкальные лады
Мажор и минор хоть и являются самыми популярными ладами в современной музыке, но не единственными. Существуют огромное количество ладов, присущих музыке разных народов мира. Например, в музыкальных произведениях Китая и Японии используется пентатоника.
Пентатоника – это лад, который состоит из пяти ступеней, расположенных по трихордам.
Трихорд – это трёхступенный звукоряд построенный на интервалах в 1 тон (бесполутоновый звукоряд).
Пентатоника может быть расположена по следующим интервалам:
большая секунда–большая секунда–малая терция–большая секунда
Пример пентатоники: До-Ре-Ми-Соль-Ля
Рассмотрим греческую ладовую систему, в которую входили шесть основных ладов:
Ионийский лад – лад идентичный натуральному мажору.
Пример ионийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Дорийский лад – это натуральный минор с повышенной VI ступенью.
Пример дорийского лада: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ля-Сиb
Фригийский лад – это натуральный минор с пониженной II ступенью.
Пример фригийского лада: До-Реb-Миb-Фа-Соль-Ляb-Сиb
Лидийский лад – натуральный мажор с повышенной IV ступенью.
Пример лидийского лада: До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си
Миксолидийский лад – это натуральный мажор с пониженной VII ступенью.
Пример миксолидийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Сиb
Эолийский лад – лад идентичный натуральному минору.
Пример эолийского лада: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Автор: Александр Коваленко
Дорийский лад: Полное руководство для начинающих
Помимо стандартных ионийского и эолийского ладов, многие считают дорийский лад одним из самых важных ладов диатонической гаммы. Независимо от того, используете ли вы его для импровизации или сочинения, это важнейший лад, который необходимо иметь в своем арсенале.
Однако мы знаем, что для многих начинающих музыкантов (а иногда и для тех, кто играет уже много лет) лады могут быть удручающе загадочными, поэтому мы расскажем вам все, что нужно знать о дорийском ладе!
Продолжайте читать, чтобы узнать больше!
Что такое режим?
Моды, иначе известные как модальные гаммы , представляют собой группу из семи диатонических гамм, основанных на мажорной гамме.
Для игры в каждом ладу используется мажорная гамма данного ключа, хотя каждый лад начинается с разной степени мажорной гаммы.
Итак, предположим, что вы хотите сыграть лады мажорной гаммы. Если бы вы начали с пятой степени мажорной гаммы, то есть с G, вы бы играли
С другой стороны, если бы вы начали со второй гаммы до-мажора, которая равна D, вы бы играли до-дорийский лад.
Посмотрите на приведенную ниже диаграмму, в которой подробно описаны все различные лады, встречающиеся в мажорной гамме. Эту же таблицу можно применить к любой мажорной гамме.
Что такое дорийский лад?
Дорийский лад — это лад, который начинается со второй степени мажорной гаммы. Если бы вы играли дорийский лад в мажорной гамме, вы бы начали с D, так как D — это вторая степень мажора.
Мажорная гамма состоит из целых и половинных ступеней, поэтому независимо от того, с какой ноты вы начнете, паттерн останется неизменным. Схема выглядит следующим образом:
W W H W W W H (целая, целая, половина, целая, целая, целая, половина)
Однако, поскольку при использовании дорийского лада мы начинаем со второй степени, мы должны перенести эту схему на одну ступень вверх. Тогда получается:
W H W W W W H W (целый, половина, целый, целый, целый, половина, целый)
Степени дорийского лада
Дорийский лад — это минорный лад, то есть он обладает многими теми же качествами, что и минорная гамма. Третья нота в дорийском ладу — это полутон, который понижен на полступени по сравнению с мажорной гаммой.
Вы также найдете седьмую, которая была переведена в бемоль.
В целом, степени дорийского лада выглядят следующим образом:
- Корень (1)
- Мажор второй (2)
- Минорная терция (b3)
- Идеальный четвертый (4)
- Идеальная пятая (5)
- Шестой мажор (6)
- Минорная седьмая (b7)
Благодаря бемольной третьей и бемольной седьмой, дорийский лад звучит гораздо мрачнее и печальнее, чем мажорная гамма, поэтому люди часто используют дорийский лад при написании меланхоличной музыки.
Сравнение мажорной гаммы с дорийским ладом
Мажорная гамма лежит в основе всей западной музыки и является той гаммой, на которой строятся все основные лады. Мажорная гамма состоит из семи нот, расположенных по схеме «целое-половина», о которой мы говорили ранее.
W W H W W W H
Чтобы лучше понять, что такое мажорная гамма, иначе известная как диатоническая гамма, вы можете взглянуть на приведенную ниже диаграмму:
Дорийский лад мы получаем из мажорной гаммы, которая является ионийским ладом. Однако, например, если бы мы использовали мажорную гамму C, мы бы начали со второй степени, D, чтобы получить дорийскую гамму.
Однако, несмотря на то, что в обеих шкалах используются одни и те же ноты, в них есть несколько довольно явных изменений.
Важно отметить, что когда меняется начальная нота гаммы, меняется и ее тональный центр, который затем влияет на интервалы, встречающиеся в гамме. По этой причине дорийская гамма значительно отличается от своего мажорного аналога.
Если бы вы импровизировали на фортепиано, используя только белые ноты поверх ноты D, это звучало бы совсем иначе, чем если бы вы делали это, используя ноту C.
В дорийском ладу между первой и третьей степенями шкалы находится минорная терция, которая и придает этому ладу минорный характер по сравнению с мажором. В до-мажоре, известном также как ионийский лад, интервал между первой и третьей степенями шкалы составляет мажорную терцию.
Сравнение натуральной минорной гаммы с дорийским ладом
Натуральная минорная гамма, иногда называемая эоловым ладом, похожа на дорийский лад в том смысле, что обе они считаются минорными гаммами. Это объясняется тем, что интервал между корневой и третьей нотой — минорная терция.
Если вы посмотрите на изображение выше, то заметите, что мажорный шестой интервал в дорийском ладу A — это единственное, что действительно отличает его от эолийского лада. Этот мажорный шестой интервал между A и F# придает дорийской гамме другую последовательность целых и половинных шагов.
Если бы вы сыграли обе эти гаммы на фортепиано, вы бы сразу заметили яркое качество по сравнению с дорийской гаммой по сравнению с минорной гаммой, о которой мы говорили ранее.
Как найти ноты в дорийской гамме
К этому моменту вы должны иметь приличное представление о дорийской гамме. Хорошо то, что найти дорийские гаммы относительно их мажорных гамм довольно просто, так как дорийская гамма — это всего лишь ступенька вверх.
Конечно, очень важно, чтобы вы знали, как подходить к нотам дорийского лада с модальным мышлением.
Если вы ищете ноты в дорийской гамме, будь то C Dorian, B Dorian, Eb Dorian или любой другой тип дорийской гаммы, вы можете использовать одну из приведенных ниже техник.
Техника №1 — Модальная формула
Модальная формула — один из наших любимых способов вычисления нот в ладах.
Модальная формула для дорийской гаммы такова:
2 3 4 5 6 7 1
Начните с выбора ноты, на которой будет строиться ваш лад. Для этого примера давайте поменяем его местами и начнем с ноты B.
Корневая нота в си-бемоль мажоре — Bb. Однако, поскольку при построении дорийской гаммы мы начинаем со второй степени, в качестве первой ноты дорийской гаммы мы будем использовать вторую ноту мажора Bb, а именно C. Таким образом, в данном примере мы будем использовать дорийскую гамму C.
Ноты до-мажорного лада те же, что и в си-мажоре, но начиная с ноты С, они выглядят следующим образом:
C-D-Eb-F-G-A-Bb
Техника №2 — Используйте соответствующую специализацию
Техника №2 может быть очень полезна, если вы когда-либо джемовали в группе или солировали вживую, и вам нужно найти правильные ноты.
Прелесть ладов в том, что все они основаны на мажорных гаммах. Так, для дорийского лада (и всех других ладов) достаточно найти соответствующий мажор, на котором он основан. Соответствующий мажор для дорийского лада ВСЕГДА будет находиться на два полушага или один целый шаг ниже корневой ноты этого мажора.
Например, если бы вы выступали в оркестре и кто-то крикнул: «Играйте в си дорийском ладу», вы бы поняли, что вам нужно на целую ступень ниже — в ля мажор. Тогда, вместо того чтобы запоминать все ноты си дорийского лада, вы могли бы просто запомнить все ноты ля мажора и помнить, что это ваш тональный центр.
Мы любим эту технику для тех, кто только начинает играть и запомнил только мажорные и минорные гаммы.
Характеристики дорийского лада
Когда мы говорим о характеристиках режима, мы имеем в виду определяющие качества, которые отличают его от других тонов. Это те элементы, которые придают режиму его уникальный вкус.
Мы всегда рекомендуем смотреть, где находятся полустепенные интервалы и тритоны, когда пытаемся определить качество лада. Вы также можете посмотреть на качество трети, чтобы определить, является ли он мажорным или минорным.
В ладах мажорной гаммы используются два полушага и один тритоновый интервал, который может идти в обе стороны.
Дорийский тритон существует между минорным 3-м и мажорным 6-м интервалами, а полустепы — между мажорным 6-м и минорным 7-м, а также мажорным 2-м и минорным 3-м.
По минорному 3-му ладу мы можем судить о том, что дорийский лад имеет минорное качество, очень похожее на натуральный минор. Конечно, как мы уже говорили, именно повышенная 6-я отличает его от всех других ладов, а также от натурального минора и минорной пентатонической гаммы.
Популярные песни, использующие дорийский лад
Wicked Game — Chris Isaak
Мы часто находим использование дорийского лада, глядя на аккордовую прогрессию в песне и на то, как она сочетается с мелодией. Когда вы слушаете много классической музыки, в которой используется только инструментарий, вы получаете представление о модальности на основе инструментария, который вы находите играющим под клавишей.
Однако в большинстве современной музыки инструментал часто лишен модальности. И только когда к музыке добавляется вокал, становится ясно, какой режим вы используете.
Хотя вокальная мелодия часто заканчивается на тонике или корне мажорной или минорной гаммы, вокальная мелодия, которая заканчивается на другой ноте, отличной от тоники, означает, что она, вероятно, относится к другому ладу.
В случае с песней Криса Айзека «Wicked Game» вокальная мелодия заканчивается на второй степени мажорной гаммы. По этой причине мы можем предположить, что она находится в дорийском ладу.
Билли Джин — Майкл Джексон
«Billie Jean» — это хит-сингл, спродюсированный Куинси Джонсом и покойным Майклом Джексоном. Вся структура куплета находится глубоко в ми-дорийском ладу, поскольку вокальная мелодия заканчивается на F#, который является второй степенью тональности ми-мажор.
Хотя некоторые могут утверждать, что эта песня на самом деле в эолийском ладу, мы считаем, что D# в аккорде G#m в песне закрепляет ее дорийский лад.
Безумный мир — Tears for Fears
«Mad World» группы Tears for Fears — это популярная песня, которая кричит о дорийском ладе. Каждый раздел этого фантастического музыкального произведения написан в дорийском ладу. Вы можете посмотреть на следующие изменения аккордов, чтобы увидеть дорийский лад в действии:
- Стихи и инструментал — Am-C-G-D
- Припевы — Am-D
- Припев — Am C D
Список дорийских гамм
Ниже вы найдете таблицу, в которой перечислены все шкалы дорийского лада, начинающиеся от разных нот.
Использование дорийской шкалы
Чтобы начать использовать дорийский лад, вам необходимо выучить его наизусть. Начните с запоминания всех нот и ознакомления с игрой дорийского лада в восходящей и нисходящей форме.
Убедитесь, что вы можете сыграть его в любом из соответствующих основных ключей.
Вот несколько способов, которыми мы рекомендуем интегрировать дорийскую гамму в вашу практику и игру:
Игра с весами
Начните с обучения игре на дорийской гамме в восходящем и нисходящем порядке. Мы рекомендуем начать с дорийской гаммы D, так как ее легче всего играть. Затем вы можете перейти к дорийскому ладу C, дорийскому ладу B, дорийскому ладу E и всем другим дорийским ладам.
Вскоре вы начнете различать тоны и полутоны или целые и половинные ступени, что позволит вам легко транспонировать эту гамму в любой ключ по вашему выбору.
Ознакомьтесь с интервальными паттернами шкалы
После того, как вы почувствуете себя комфортно при игре гамм, вы захотите начать практиковать интервалы. И снова дорийский лад состоит из этих интервалов:
- 2-й майор
- Минор 3-й
- Идеальный 4-й
- Идеал 5
- Шестой мажор
- Минорный 7-й
Играя эти интервалы, подумайте о том, какое настроение они создают, и постарайтесь запомнить его на будущее.
Когда вы поймете, как звучат эти интервалы, и почувствуете себя достаточно комфортно, играя гаммы, вы сможете расширить свой игровой репертуар, экспериментируя с мелодическими и интервальными нотными паттернами, придерживаясь при этом своего тонального центра.
Экспериментируйте с триадами и «дорийскими» аккордами
Игра кластерных аккордов, построенных на нотах дорийской гаммы, — отличный способ усвоить ощущения этого лада. Например, вы можете использовать характерные бемольные терции и седьмые для создания аккордов минорных семерок или минорных трезвучий.
Чтобы придать аккордам еще больший интерес, вы можете даже использовать уникальную мажорную 6-ю степень, встречающуюся в дорийской гамме.
Посмотрите на фото ниже несколько хороших примеров дорийских аккордов:
Используйте свою практику с пользой
Используя фонограммы или любимые песни с дорийской гаммой, вы можете использовать свои знания о дорийской гамме для импровизации в дорийском ладу. Используйте уникальные характеристики дорийской гаммы, такие как мажорный 6-й интервал, играйте с использованием минорных аккордов или сосредоточьтесь на отношениях между интервалами.
Вот хорошая фонограмма дорийской гаммы, чтобы вы могли начать:
Заключительные размышления
Помимо ионийского и эолийского ладов, дорийский лад является самым простым для освоения. Поскольку он так похож на стандартные минорные гаммы, он, скорее всего, будет звучать и ощущаться очень знакомо. Кроме того, благодаря использованию характерных интервалов в дорийской гамме, в ней легко играть и импровизировать, не беспокоясь о том, что то, что вы играете, будет казаться диссонансом.
Когда вы начнете использовать дорийскую гамму в своей музыке, есть несколько моментов, на которые я хочу обратить ваше внимание:
- Играя, всегда помните, где находится ваш тональный центр. Хотя дорийские лады основаны на относительных мажорах, меньше всего вы хотите, чтобы кто-то, слушающий вашу музыку, потерял тональный центр из-за того, что вы продолжаете садиться на мажорный тональный центр вместо модального тонального центра.
- Используйте полусветлые и полутемные характеристики. Дорийский лад — один из семи ладов, в котором есть смесь яркости (с использованием мажорной шестой) и темноты (с использованием мажорной третьей). Мы рекомендуем выделять эти ноты во время игры, так как они могут помочь в создании уникальных приливов и отливов в вашей музыке.
Разница между мажорной и минорной гаммой для гитары
Начинаете учить гаммы на гитаре и задаетесь вопросом, в чем разница между мажорной и минорной гаммами и, что более важно, как их использовать? В следующей статье мы объясним, чем эти две основные шкалы отличаются технически, а также как вы можете использовать одну вместо другой. Если у вас нет времени читать статью полностью, ниже приводится краткое, хотя и краткое изложение:
Разница между мажорной и минорной гаммой заключается в 3-й, 6-й и 7-й нотах гаммы (также известных как ступени гаммы). Для минорных гамм 3-я, 6-я и 7-я ступени гаммы на один полутон (1 лад на грифе гитары) ниже по высоте, чем их мажорный аналог, что придает гамме более мрачное и меланхоличное звучание по сравнению с более яркой и счастливой мажорной гаммой. .
Строительство Мажорные и минорные гаммы
Что такое мажор и минор?
Если вы слышите термин «качество», относящийся к музыке, то чаще всего вместо описания того, насколько хороша музыкальная пьеса, мы имеем в виду характер музыкального компонента (например, аккорда, гаммы, интервала или тональности). ) определяется как мажор или минор, и в меньшей степени увеличивается или уменьшается. Сегодня мы сосредоточимся на мажорных и минорных гаммах, но имейте в виду, что существует четыре конкретных категории при определении качества гаммы или музыкального элемента.
В то время как мажорная и минорная гаммы способны создавать совершенно разные настроения, по структуре они скорее похожи, чем различны.
Например, мажорная и минорная гаммы представляют собой диатонических гамм , что означает, что они состоят из 7 нот, включая 5 полных шагов (2 лада на гитаре) и 2 полутона (1 лад).
Порядок нот, определяющий место каждого целого и полутона в гамме, определяется тем, как различаются мажорные и минорные гаммы, в результате чего (как объяснялось выше) 3-я, 6-я и 7-я ноты минорной гаммы составляют полутон. ниже мажорной гаммы. В остальном оставшиеся четыре ноты точно такие же.
Ниже приведен пример гаммы ля мажор и ля минор для сравнения.
Мажорная шкала А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
A | B | C# | D | E | F# | G# |
A Минорный лад
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 6 |
B | C | D | E | F | G |
В то время как мы можем узнать разницу между мажорной и минорной гаммами (наряду с мажорной и минорной пентатоникой и блюзовой гаммой, например) на основе использования мажорной гаммы в качестве эталона (обозначается как основной гаммы именно по этой причине) мы также можем собрать мажорные и минорные гаммы, используя формулу, известную как ступенчатый или масштабный рисунок, основанный на хроматической гамме .
Если вам нужно освежить навыки чтения шкал, нажмите здесь.
Шаблоны ступеней/гамм
Как обсуждалось ранее, диатонические гаммы строятся с использованием целых и полутонов.
Целые и полутоны — это музыкальные интервалы, используемые для описания расстояния между двумя нотами. Это становится легче понять, глядя на пример.
Но сначала нам нужно выучить самую простую из всех гамм, хроматическую гамму , также известную как музыкальный алфавит или строительные блоки западной музыки, так как это гамма, содержащая все ноты, используемые в западной музыке.
Все аккорды и гаммы получены из хроматической гаммы, разница заключается в пошаговом паттерне, используемом для построения гаммы. Давайте посмотрим на пример, чтобы прояснить это дальше.
На приведенной ниже диаграмме показана хроматическая гамма, которая включает в себя все 12 нот, используемых в музыке, а также 9 нот.0005 градус шкалы каждой ноты, включенной выше. В приведенном ниже примере А — это наша тоника (начальная нота), но мы могли бы начать с любой ноты, если сохраним тот же порядок.
Хроматическая шкалаГрадусы шкалы | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Примечания | A | A# | B | C | C# | D | D# | 6 5 FF# | G | G# |
Зная хроматическую гамму и ступенчатый строй мажорной гаммы, мы можем построить мажорную гамму.
Мажорные гаммы построены по следующему ступенчатому образцу: Целое, Целое, Половина, Целое, Целое, Целое, Половина. Часто сокращается до W, W, H, W, W, W, H
Используя вышеприведенную хроматическую гамму, начиная с A, мы поднимаемся на целый шаг вверх, пропуская A# и заканчивая B. От B мы снова поднимаемся на целый шаг вверх до C# (имейте в виду, что между B и C нет ни диезов, ни бемолей). и E и F), и оттуда мы поднимаемся на полтона вверх до D.
От D мы поднимаемся на целый шаг вверх до E, а затем еще на целый шаг до F#, а затем еще на целый шаг до G#, который на полтона ниже наша тоника (начальная нота) A.
Это дает нам следующий набор нот:
Мажорная шкала А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 7 | 60036 | |
A | B | C# | D | E | F# | G# |
Пошаговый образец минорной гаммы W H W W H W W
Итак, снова взяв хроматическую гамму и начав с A, мы делаем целый шаг до B, а оттуда полтона. до C. От C мы поднимаемся на целый тон к D, а затем еще на один шаг к E, прежде чем сделать еще полшага к F. От F мы поднимаемся на целый шаг к G, а затем еще на один шаг к тонической ноте A
В этом примере из-за того, как собраны ноты, гамма ля минор не содержит ни диезов, ни бемолей, как показано ниже.
Гамма ля минор
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
А | В | С | Г | Е | F | G |
Имейте в виду, что в обоих примерах мы начинаем с ля, но мы можем начать с любой из 12 отдельных нот, которые определяют тональность гаммы на основе тоники (первая нота аккорда). шкала).
Основные и второстепенные ключи
Что такое ключи?
Тональность — это последовательность нот, определяемая начальной нотой (тоникой) и последующими интервалами между нотами. Это не означает, что вам нужно использовать все ноты данной гаммы или ограничиваться включением в песню только нот соответствующей гаммы, но в большинстве случаев ноты, используемые в качестве основы песни, берутся из определенной гаммы или режим, дающий нам тональность песни.
Если вы занимались изучением музыки, вы, вероятно, уже слышали, что песни в минорной тональности обычно звучат грустно, а песни в мажорной тональности звучат ярко и радостно.
Во многих случаях это действительно так. Возьмите классическую «Sweet Dreams» группы Eurhythmics, написанную в минорной тональности (C# минор), что приводит к задумчивому, меланхоличному звучанию. А «Don’t Worry, Be Happy» Бобби Макферрина — в мажорной тональности (до мажор).
Это не всегда так, бывают исключения. Например, песня «Happy» Фаррела Уильямса написана в тональности фа минор, но это скорее исключение, чем правило. Проще говоря, в популярной музыке часто используются мажорные тональности, а в хард-роке и металле — минорные, не всегда, но часто.
Но что на самом деле делает минорную гамму и последующую тональность более мрачной, чем более радостно звучащая мажорная тональность. Ключевыми (простите за каламбур) являются интервалы между нотами или градусы шкалы.
Например, интервал между тоникой (начальной нотой) и важной третьей нотой мажорной гаммы является мажорным интервалом, известным как мажорная терция (M3), который разделен четырьмя нотами хроматической гаммы). Принято считать, что этот интервал звучит ярче и бодрее, чем малая терция (m3) — минорный интервал между 1-й и 3-й нотами минорной гаммы (3 ноты хроматической гаммы).
Это, безусловно, относится к аккордам и последовательностям аккордов.
Например, трезвучие ля мажор берет 1-й (тоник), 3-й (мажорная терция) и 5-й (чистая квинта) интервалы мажорной гаммы. С другой стороны, минорные трезвучия также берут тонику, 3-ю и 5-ю ноты соответствующей гаммы, но на основе минорной гаммы это дает нам корень, минорную терцию и чистую квинту. Они могут отличаться всего на одну ноту, но именно эта минорная терция придает аккорду более мрачное и угрожающее звучание.
Но почему наши уши так интерпретируют этот интервал?
По большей части это частично субъективно и частично контекстуально. Также слишком упрощенно просто обозначать музыку как счастливую или грустную. Музыка сложная, вызывающая у слушателя широкий спектр эмоций.
Но, возможно, лучшее объяснение заключается в том, что за многие годы наше музыкальное восприятие развилось таким образом, чтобы интерпретировать минорные интервалы, гаммы и аккорды как мрачное звучание, в то время как основные музыкальные компоненты имеют тенденцию звучать ярче и полнее.
Возьмем, к примеру, «Happy Birthday» — очень ярко звучащую, но простую песню, написанную в мажорной тональности, даже со словами «счастливый».
С другой стороны, песня «Black» группы Pearl Jam написана ми минор, а слова и общее настроение песни очень мрачные. Музыканты используют эти музыкальные компоненты, как строитель может использовать строительные инструменты для создания определенного настроения. Неудивительно, что песня с названием «Black» написана ми минор и содержит такие слова, как:
А теперь мои ожесточенные руки
Натертость под облаками
О том, что было всем
О, фотографии есть
Все застирано в черное
Все зататуировано
Передает нам чувство грусти.
Резюме
Несмотря на то, что есть исключения, как правило, песня в минорной тональности, использование минорной гаммы передаст чувство грусти или тайны, в то время как песня в мажорной тональности будет звучать менее эмоционально сложно и передавать счастье. Учитывая, что в большинстве случаев единственной разницей являются 3-я, 6-я и 7-я ноты соответствующих тональностей, мы ясно видим, насколько сильными могут быть эти тонкие различия в музыке.
Гитарные гаммы — минорная гамма для гитары
от Tommaso Zillio
В то время как мажорная гамма является основой всей музыкальной теории, минорная гамма наиболее часто используется в рок-музыке
Построение минорной гаммы
Минорная гамма определяется формулой W-H-W-W-H-W-W, где «W» означает «целый тон» (равный 2 ладам на гитаре), а «H» — «полутон» (равный 1 ладу на гитаре). Вот пошаговое объяснение того, как использовать эту формулу
- Выберите основную ноту (мы выберем E) и запишите ее. Эта нота даст название гамме («ми минор»).
- Первая буква в нашей формуле — «W», что означает, что вы должны взять ноту на 2 лада выше, чем E, то есть F#, и записать ее как .
- Вторая буква в нашей формуле — «H», поэтому возьмите ноту на 1 лад выше, чем F#, то есть G, и запишите ее.
- Третья буква в формуле — «W», так что теперь вам нужно взять ноту, которая на 2 лада выше G, то есть A, и записать ее.
- Вы действуете таким же образом со всеми остальными буквами. Если вы все сделали правильно, то обнаружите, что гамма ми минор – это E F# G A B C D .
Конечно, вы должны отработать ту же процедуру для всех ключей в качестве упражнения. Вот что вы найдете:
Мажор против минора
Если мы сравним гамму до мажор (C D E F G A B) с гаммой до минор (C D Eb F G Ab Bb), мы заметим, что в минорной гамме 3-я, 6-я и 7-я ноты опущены на один лад по отношению к мажорной гамме. Это верно для всех тональностей, как вы можете легко проверить, используя таблицу выше и таблицу из нашего предыдущего урока для мажорной гаммы. Таким образом, одна альтернативная формула для минорной гаммы (первой из которых является W-H-W-W-H-W-W, которую мы видели выше) выглядит следующим образом: 1 2 b3 4 5 b6 b7; эта формула означает: «Возьмите мажорную гамму (1 2 3 4 5 6 7) и опустите 3-ю, 6-ю и 7-ю ноты на один лад».
Давайте теперь посмотрим, как играть минорную гамму на гитаре. Мы будем использовать гамму ля минор (A B C D E F G), но вы можете применить все следующие паттерны к любой другой тональности, просто перемещая их вверх или вниз по грифу.