Истоки раздражения и агрессии
Какие внутренние факторы побуждают людей действовать агрессивно, когда те находятся в состоянии раздражения? Были исследованы два набора факторов, один — связанный с состояниями временного возбуждения, а другой — с хронической раздражительностью.
1. Общее возбуждение
Леонард Берковиц (Berkowitz, 1989, 1993a) предполагает, что агрессия может подпитываться любой формой неприятного возбуждения — неважно, является это результатом фрустрации или нет. Долф Зиллманн (Zillmann, 1983, 1994) утверждает, что любое состояние внутреннего волнения, включая возбуждение, вызванное выполнением физических упражнений или даже просмотром эротического фильма, способно повысить агрессивную активность.
Согласно теории переноса возбуждения Зиллманна, эмоциональная реакция гнева имеет такие же симптомы, какие ощущают люди во время любого вызванного эмоционального состояния, часто сопровождаемого учащенным сердцебиением, потными ладонями и повышенным артериальным давлением. Если по какой-то причине человек эмоционально возбуждается, а позже раздражается, остаточное волнение могут ошибочно принять за гнев.
В одной экспериментальной проверке теории переноса возбуждения женщины подвергались раздражающему воздействию со стороны другой женщины, а затем некоторым из них был показан эротический фильм, не связанный с насилием (Cantor, Zillmann & Einseidel, 1978). Когда позже они получили возможность отомстить своей мучительнице, женщины, которые смотрели эротику, были агрессивнее женщин, которые смотрели нейтральный контрольный фильм.
Исследователи предположили, что в соответствии с теорией переноса возбуждения физиологическое возбуждение трансформировалось в гнев. В другом эксперименте студенты, старательно крутившие педали на велотренажере, мстили провокатору сильнее, чем это делали студенты, которые сидели спокойно и не были физиологически возбуждены (Zillmann, Katcher & Milavsky, 1972).
2. Хроническая возбужденность и личность типа А
Можете ли вы вспомнить кого-либо из знакомых, кто особенно склонен к раздражению, когда его дела начинают отставать от намеченного напряженного графика, когда ему приходится томиться в ожидании заказа в ресторане или когда он застревает в дорожной пробке?
Личности типа А — эта определенный тип людей, работающих по напряженному рабочему графику в атмосфере сильной конкуренции и поэтому имеющих повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний. Личностей типа А часто отличают от личностей типа Б, допускающих более спокойный подход к срокам исполнения работы и к конкуренции, а значит, подвергающихся меньшему риску сердечных заболеваний.
Из-за стремления к конкуренции личности типа А склонны работать усерднее и чаще поднимаются выше по служебной лестнице. С другой стороны, их враждебность может иногда препятствовать карьере.
Роберт Барон (Baron, 1989) наблюдал за поведением менеджеров и технических служащих в одной из крупных компаний пищевой промышленности, сравнивая типы личностей А и Б. Он обнаружил, что личности типа А имеют больше конфликтов с подчиненными и сослуживцами.
Другое исследование показало, что водители автобусов типа А, работающие на запруженных машинами улицах Индии, более склонны к агрессивной езде — они чаще обгоняют другие машины, с силой нажимают на тормоза и сигналят. По сравнению с водителями типа Б, водители типа А имеют больше дорожно-транспортных происшествий и получают больше выговоров за плохую езду.
Тот факт, что люди типа А чаще умирают от инфаркта, согласуется с тем, что они более склонны к физиологическому возбуждению, когда их раздражают (Matthews et al., 1992). С годами физиологические корреляты гневного возбуждения явно сказываются на их сердечно-сосудистой системе.
Исследования утверждают, что враждебность является компонентом личности типа А, в наибольшей степени ассоциирующейся с сердечными заболеваниями. Например, Редфорд Уильямс (Williams, 1984) обнаружил, что врачи, отличающиеся враждебным и циничным отношением к людям, умирали от инфаркта или имели сердечный приступ в течение последующих после учебы 25 лет в пять раз чаще, чем их менее антагонистически настроенные коллеги.
3. Неприятные ситуации
В одном из исследований почти тысяча шведских подростков описали ситуации, в которых они сердились. Исследователь Бертил Торстад (Torestad, 1990), классифицируя ситуации, вызывающие гнев, обнаружил, что большинство из этих ситуаций напрямую были связаны с фрустрацией и тревожными ситуациями. Так, обширной была категория «Расстроенные планы» (например, «Мои родители не разрешают мне выходить вечером на улицу»).
В другую категорию были занесены «фрустрации, связанные с окружающей средой» (например, «Я иду смотреть фильм, но когда прихожу в кинотеатр, его там не показывают»). Многие из раздражающих подростков ситуаций были социальными — в их число входили фрустрации, вызванные другими людьми.
Исследователи обнаружили, что многие неприятные ситуационные факторы — от физической боли и изнуряющей жары до длительных экономических лишений — могут разжигать враждебность, и это не противоречит пересмотренной гипотезе «фрустрация-агрессия».
4. Боль
Леонард Берковиц и его коллеги провели серию экспериментов со студентами, которым была поручена роль «надзирателей», наказывающих и поощряющих других студентов, работающих под их наблюдением (Berkowitz, 1993b). Надзирателей попросили опустить руку в бак с водой (по-видимому, для того, чтобы исследовать влияние суровых неприятных условий на осуществление контроля).
В одних случаях вода была ледяной до боли, в других температура была ближе к комнатной. Испытуемые, которых заставили почувствовать себя некомфортно, стали агрессивнее — они рекомендовали больше наказаний и меньше поощрений для тех студентов, за которыми надзирали. Это исследование подтверждает народную мудрость, говорящую о том, что когда у начальника плохой день, лучше держаться от него подальше.
5. Знойная жара
Все формы поведения, связанные с насилием, чаще проявляются в жаркую погоду (Anderson, Bushman & Groom, 1997). Например, Алан Райфман, Ричард Ларрик и Стивен Фейн (Reifman, Larrick & Fein, 1991) задались вопросом, сколько раз в играх главной бейсбольной лиги подающие игроки попадали мячом в игроков, отбивающих мяч. Иногда подающие били в противников умышленно — например, чтобы запугать их.
Это может быть опасно, поскольку профессионалы бьют по мячу очень сильно, мяч летит со скоростью, достигающей 160 км. в час. Райфман и его коллеги обнаружили, что чем жарче становилось, тем больше игроков, принимающих мяч, попадали под удар.
Можем мы отнести эту схему попадания мячом в игроков к агрессии? Ведь могло быть так, что когда температура воздуха поднималась, подающие просто становились менее аккуратными, или же причиной такого поведения могло служить то, что игры, приходящиеся на жаркую пору, считались очень ответственными.
Чтобы исключить эти альтернативные объяснения, Райфман и его коллеги статистически контролировали такие факторы, как число подач, сделанных наугад, проходов и ошибок (связанных с неточностью), а также посещаемость матча (связанная со степенью ответственности игры).
Но ни один из этих факторов не смог объяснить наличие связи между температурой воздуха и числом задетых мячом игроков. Страдающие от жары подающие не просто посылали мяч куда-нибудь, они целились точно в принимающих, и чем становилось жарче, тем точнее был их прицел.
Влияние жары на агрессию не ограничивается бейсбольными подачами. К примеру, нападения на прохожих, избиения жен, изнасилования, убийства и даже городские беспорядки чаще происходят при жаркой погоде (Anderson & DеNeve, 1992). Одно из возможных объяснений заключается в том, что неприятно жаркая погода сама по себе разжигает агрессивные чувства.
Даже в пределах одного и того же города агрессивных преступлений становится больше, чем преступлений, не связанных с агрессией, по мере того как поднимается ртутный столбик. Аналогичным образом, взаимосвязь жары и враждебности сохраняется даже среди испытуемых, которые при проведении лабораторного эксперимента случайным образом распределяются в различных температурных условиях.
Другим вносящим вклад фактором может быть то, что когда становится тепло, на улице появляется просто больше людей (включая склонных к насилию преступников и их потенциальных жертв). Это могло бы служить объяснением, почему количество преступлений, согласно заслуживающим доверия данным, снижается, когда становится очень холодно.
Хотя люди действительно находят холодную погоду неприятной, большинство из них остается дома, греется возле камина. Это также могло бы объяснить, почему, по крайней мере при некоторых обстоятельствах, обнаруживается, что при очень высоких температурах агрессивная преступность снижается снова: агрессоры и потенциальные жертвы в такую погоду предпочитают оставаться в комфортных условиях.
6. Бедность
По аналогии с первоначальной гипотезой «фрустрация—агрессия» Карл Ховланд и Роберт Сирс (Hovland & Sears, 1940) высказали мнение, что экономические лишения, предположительно ассоциирующиеся с долговременной фрустрацией, могут привести к повышенной агрессии.
Чтобы проверить эту гипотезу, они исследовали связь между ценой хлопка и количеством линчеваний в четырнадцати штатах американского Юга за период с 1882 по 1930 год. Как и предсказывалось, была обнаружена негативная связь: чем ниже цена (что означало худшие времена для экономики сельского хозяйства), тем больше количество линчеваний.
Пользуясь более сложными статистическими методами, появившимися четыре десятилетия спустя, Джозеф Хэпуэрт и Стефен Уэст (Hepworth & West, 1988) повторно исследовали эти данные, контролируя при этом зашумляющие переменные. Этот новый анализ подтвердил правильность сделанных ранее открытий: экономические лишения действительно сопровождались увеличением числа линчеваний.
Уровень линчеваний был самым высоким тогда, когда за периодом растущего экономического благосостояния следовал спад, то есть когда опрометчивые надежды на непрерывный рост экономики в целом оказывались несостоятельными. Дополнительное изучение показало наличие связи между экономическими угрозами и насильственными преступлениями многих видов.
7. Некоторые люди создают свои собственные раздражающие ситуации
В одном исследовании канадским студентам был предоставлен выбор между различными условиями работы (Westra & Kuiper, 1992). Студенты типа А, похоже, выходили из рамок привычной жизни и выбирали те ситуации, которые заставляли работать их в напряженном режиме и бороться с конкурентами.
Получили бы вы удовольствие от работы на фондовой бирже, где продавцам акций постоянно приходится «держать ухо востро», чтобы не упустить шанс выиграть и не потерять сотни тысяч долларов? Или вы предпочли бы держать магазин, торгующий товарами для сноубординга, где имели бы дело со спокойными клиентами и на вас не давили бы никакие сроки?
Если вы относитесь к типу А, результаты исследований предполагают, что вы выберете работу с нереальными сроками выполнения и нехваткой времени. Кажется, что выискивая соревновательные и стрессовые ситуации, люди типа А сами создают ситуации, способные вызвать их собственные враждебные тенденции.
Аналогичным образом люди, склонные действовать агрессивно, могут сами провоцировать переживания, которые прибавят им разочарований. Последние, в свою очередь, могут вызвать большую агрессивность. Играя на площадке, агрессивные дети от случая к случаю вызывают ответную агрессивность сверстников.
Враждебно настроенный ребенок за считанные минуты способен превратить спокойную игру в открытую войну. В долгосрочном плане у мальчиков с горячим нравом проявляется тенденция к плохой успеваемости в школе. Отстранившись от учителей, враждебно настроенные дети упускают возможность освоить основы математики и навыки правописания и, как следствие, позднее они имеют более низкую рабочую квалификацию и сильнее страдают от безработицы.
Случаи проявления насилия в подростковом возрасте могут привести к другим бесповоротным последствиям — например, обезображивающим ранениям или к тюремному заключению. Отчасти из-за устойчивых характерных особенностей личности, отчасти из-за окружения, которое они создают вокруг себя, агрессивные дети попадают в ловушку замкнутого цикла фрустрации, которая, в свою очередь, ведет к большей агрессивности.
Дискуссии о взаимосвязи личности и ситуации должны прояснить одну вещь. Фрустрация не обязательно ведет к агрессии. Некоторые люди способны справиться со стрессовыми ситуациями, не прибегая к агрессии, в первую очередь избегая этих ситуаций или принимая меры с целью погашения конфликта, когда они сталкиваются с раздражением.
К примеру, люди типа Б, похоже, сторонятся выходить за рамки привычной жизни, стараются охладить потенциально враждебные взаимодействия (Baron, 1989). Точно так же, как фрустрация не обязательно во всех случаях ведет к агрессии, и фрустрация не обязательно вызывает агрессию. Некоторые люди действуют агрессивно даже в тех случаях, когда они не испытывают фрустрации.
Резюме
Одной из целей агрессии является борьба с чувством раздражения. Внутренняя агрессия человека, инициированная раздражением, может провоцироваться кратковременными состояниями возбуждения или хронической наклонностью к конкурентной борьбе у людей типа А. С агрессией могут быть связаны кратковременные источники раздражения, такие как боль или жара, или длительные периоды фрустрации, например, бедность.
На интерактивном уровне раздражение или наличие оружия могут привести к когнитивным ассоциациям, которые, в свою очередь, приведут к еще большим агрессивным и неприятным чувствам. На протяжении всей жизни склонные к агрессии люди могут наполнять свою собственную жизнь раздражающими моментами, которые заставляют их действовать агрессивно.
СОДЕРЖАНИЕ — Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мотивации и эмоций
Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мотивации и эмоций
Скачать все файлы (5537.4 kb.)
Доступные файлы (7):
n1.doc | 148kb. | 27.01.2002 22:12 | скачать |
n2.doc | 304kb. | 27.01.2002 22:12 | скачать |
n3.doc | 1382kb. | 27.01.2002 17:53 | скачать |
n4.doc | 2194kb. | 27.01.2002 17:48 | скачать |
n5.doc | 3186kb. | 27.01.2002 19:06 | скачать |
n6.doc | 1500kb. | 27.01.2002 19:57 | скачать |
n7.doc | 4540kb. | 27.01.2002 21:54 | скачать |
n1.doc
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1
Предисловие 2
Предисловие
Настоящая хрестоматия продолжает серию переизданий хрестоматий по общей психологии, подготовленных преподавателями и сотрудниками факультета психологии Московского Университета (см. «Психология памяти», М.: 1998; «Психология ощущений и восприятия», М.: 1999; «Психология индивидуальных различий», М.: 2000; «Психология внимания», М.: 2001).
С момента выхода первого издания хрестоматии «Психология эмоций. Тексты» (М., 1984) программа раздела «Психология мотивации и эмоций» в Московском Университете постоянно обогащалась и обновлялась. Возникла острая необходимость в обеспечении студентов и преподавателей учебным пособием, которое содержало бы в себе как можно более полный набор текстов, отвечающих современному содержанию этого учебного раздела. По существу, настоящий выпуск представляет собой новую книгу. В ней значительно расширен общий объем, дополнен и обновлен состав авторов, изменена структура, введены новые разделы.
Специально для данной хрестоматии было сделано несколько переводов. Впервые переведены на русский язык отрывки из книги П. Жане «От тревоги к экстазу», знаменитая статья Г. Олпорта «Функциональная автономия мотивов», признанное классическим экспериментальное исследование эмоций С. Шахтера и Дж. Зингера, статья метра современной психологии эмоций Р. Лазаруса, наконец, глава из ставшей бестселлером книги Д. Гоулмена «Эмоциональная компетентность».
Принципиальным явилось включение в хрестоматию текстов, посвященных потребностям и мотивам, с которыми, по нашему мнению, эмоциональные процессы должны рассматриваться только в неразрывной связи.
Далее, в отличие от первого издания хрестоматии, в данном пособии избран скорее предметно-феноменологический, чем историко-теоретический подход к подбору текстов. К настоящему моменту не существует единой теории мотивации и эмоций, и для студентов, начинающих знакомиться с данной предметной областью, задача понимания оснований и тонкостей теоретической борьбы часто оказывается затруднительной и, на наш взгляд, преждевременной. Такой материал намного более уместен в курсе истории психологии или в спецкурсе. В то же время отметим, что книга «Психология эмоций. Тексты» 1984 г. издания* может рассматриваться как важное подспорье для специально интересующихся развитием теорий в психологии эмоций.
Мы открываем хрестоматию отрывками из сочинений выдающихся мыслителей далекого прошлого – таких, как Платон, Аристотель, Марк Аврелий, Максим Исповедник, Р. Декарт, Б. Спиноза (раздел I). Основным критерием выбора текстов была непреходящая значимость высказанных идей, резонанс этих идей в современной науке и психотехнической практике. Так, размышления классиков философии и теологии о необходимости обуздания страстей, руководящей роли разума в совершении поступков, стойком преодолении несчастий, заботе о душе и устремленности к высшим ценностям нашли свое развитие в современных концепциях иерархии мотивов и психологического здоровья.
В разделе II представлены некоторые общие проблемы и подходы в обсуждении мотивов и эмоций человека. Мы начинаем его работой А.Н. Леонтьева «Потребности, мотивы, эмоции», опубликованной в 1971 году. В основу ее легли лекции А.Н. Леонтьева на психологическом факультете МГУ. На протяжении последующих трех десятилетий этот текст служил одним из главных учебных пособий при прохождении соответствующего раздела курса общей психологии, однако ни разу не переиздавался и стал библиографической редкостью. Особенно важно, что в нем даются четкие определения основных понятий, обозначается место потребностей, мотивов и эмоций в единой системе деятельности, описываются механизмы опредмечивания потребностей, обсуждаются функции мотивов, отношение мотивов и сознания, мотивов и личности, приводится прозрачная и, в то же время, относительно универсальная трехчленная схема классификации эмоциональных явлений (аффекты, собственно эмоции, чувства). Таким образом, эта работа Леонтьева, по нашему мнению, может служить основой для выстраивания общей картины учебного раздела, а также для систематизации и понимания многих других работ, представленных в хрестоматии.
К той же категории ценных учебных текстов относятся приводимые далее отрывки из сочинений известных психологов (В. Вундта, У. Джеймса, К.Г. Юнга, П. Фресса, Б.В. Зейгарник).
Одновременно в этом разделе представлены разработки нескольких научных направлений – таких, как биологические предпосылки мотивации и эмоций человека (Л. Берковиц, Ч. Дарвин, К. Лоренц), структура, функции и динамика потребностей и мотивов (З. Фрейд и У. Буллит, Г. Олпорт, Л. Фестингер, А. Маслоу, В. Франкл, В. Вилюнас), природа и механизмы эмоций (П. Жане, Б.И. Додонов, П.В. Симонов, Р. Лазарус).
Осознанием необходимости широкой фактологической основы для лучшего усвоения изучаемого материала продиктовано выделение раздела III. В него мы поместили описания и анализ конкретных видов потребностей и мотивов (А. Адлер, Х. Хекхаузен, Л.И. Божович, М.И. Лисина), отдельных эмоций (М. Аргайл), состояний и переживаний (З. Фрейд, Н. Д. Левитов, Г. Селье, К. Хорни, Ф.Е. Василюк, А. Маслоу и др.). В этих и других помещенных здесь работах проявилось стремление исследователей не ограничиваться обсуждением «эмоций вообще», «мотивов вообще», а рассматривать реальные формы их воплощения в процессах деятельности (Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов), социального взаимодействия (Л. Берковиц), межличностного общения (К. Роджерс), тем самым обогащая научные концепции и расширяя сферу их потенциальных практических приложений.
Целый ряд новых явлений, механизмов и закономерностей в динамике конкретных видов мотивов и эмоций был обнаружен в экспериментах, с которыми читатель знакомится в разделе IV. Здесь приводятся как описания исследовательских методов и результатов экспериментов в учебных текстах (Я. Рейковский, П. Фресс, К. Изард и др.), так и оригинальные исследования мотивов и эмоций (К. Левин и др., С. Шахтер и Дж. Зингер). Особую часть раздела составила история ассоциативного эксперимента – от первых упоминаний (Ибн Сина) до классических и современных его модификаций (К. Г. Юнг, А.Р. Лурия и др.). Мы не удержались от того, чтобы не упомянуть одно из ярких юмористических описаний этого вида деятельности психолога в художественной литературе (К. Чапек: см. Приложение).
Индивидуально-личностные и психотерапевтические аспекты психологии мотивации и эмоций отражены в разделе V. Приведенные здесь материалы основаны на опыте психологической помощи и размышлений о путях преодоления эмоциональных проблем (Э. Линдеманн, Ф.Е. Василюк, Н.В. Тарабрина и др.), предупреждения патологических тенденций в развитии личности (А. Фрейд, Дж. Фейдимен и Р. Фрейгер) и «тепловой смерти» чувств (К. Лоренц), о психологическом здоровье и личностном росте (А. Маслоу). Здесь снова звучат вечные вопросы о совершенствовании человека, его устремлениях и ценностях, перекликаясь с содержанием первых двух разделов хрестоматии. В то же время, ответы на эти вопросы облекаются в практические меры и рекомендации, которые способствуют развитию гармоничной, эмоционально компетентной личности (Д. Гоулмэн, А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян).
Для решения подобных практических задач совершенно необходимым оказывается знание индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека и возможных отклонений в ее развитии. Для знакомства с этим материалом мы приводим классическое описание эмоциональных типов К.Г. Юнгом и отрывки из недавно опубликованной книги Ф. Римана.
Включение в хрестоматию заключительного раздела – Приложения, в которое вошли отрывки из философских и художественных произведений, было вызвано стремлением усилить феноменологическую линию. Тонкие наблюдения авторов, проникновенное видение глубин человеческой души, богатый и, вместе с тем, точный язык описаний обеспечили таким произведениям место в «золотом фонде» не только мировой культуры, но и научной психологии. Мы ни в коей мере не претендуем на исключительную показательность отобранных текстов: это лишь отдельные примеры, в которых, вне сомнения, отразились пристрастия и вкусы составителей. Хотелось бы пожелать читателям новых самостоятельных открытий и увлекательных путешествий по океану, имя которому – Мировая Литература.
Мы искренне благодарны нашим коллегам за многочисленные обсуждения и ценные мысли, высказанные ими в ходе нашей совместной методической работы над данным разделом курса общей психологии. В данной хрестоматии мы постарались учесть и отразить их мнения и пожелания. Особенно ценными для нас явились опыт и рекомендации Ф.Е. Василюка, В.К. Вилюнаса, О.В. Гордеевой, Н.И. Наенко, Е.Е. Насиновской, мнения историков психологии В.В. Умрихина и А.А. Яковлевой. Подсказки по конкретным статьям и авторам мы с благодарностью получили от В.В. Николаевой, А.Н. Рудакова, Н.Ю. Федуниной, Н.Ю. Шуваловой.
Огромная работа по технической и редакционной подготовке рукописи была проведена Е.В. Печенковой и А.Н. Половинкиным. Мы благодарим их за удивительное терпение и самоотверженный труд.
Справки об авторах составлены М.В. Фаликман. За основу некоторых из них взяты биографические справки, подготовленные для хрестоматии «Психология эмоций. Тексты» (1984) А.А. Пузыреем.
Москва, 25 ноября 2001 г.
* Эта хрестоматия также готовится к переизданию под ред. В.К. Вилюнаса.
Некролог Леонарда Берковица | Похоронное бюро F E Brown Sons, обслуживающее…
Войти
Посадить дерево в память о Леонарде
Некролог
- Некролог
- Стена дани
- Воспоминания
Распечатать
Пожалуйста, поделитесь воспоминаниями о Леонарде, чтобы включить их в памятную книгу для семьи и друзей.
Посмотреть книгу дани
BERKOWITZ — Леонард из Орчард-Парка, штат Нью-Йорк, муж Марсии Берковиц, умер в четверг, 15 сентября 2022 года. Лен родился в Сайоссете, штат Нью-Йорк, в 1948 году. Он влюбился в Западный Нью-Йорк, когда поступил в университет. Буффало для юридической школы. Он был успешным адвокатом в частной практике, специализирующейся на супружеском праве. Ему нравилось делить здание, где он занимался юридической практикой в Орчард-парке с Эдом Пейсом. Это место деятельности, которым Леонард и Эд владели вместе, было открыто в августе 2022 года и теперь известно как здание Берковица и Пейса. Он был городским прокурором Орчард-Парка более 30 лет и был назван лучшим муниципальным прокурором. Он был членом Комитета по профессиональной этике Коллегии адвокатов штата Нью-Йорк. Он был активен в Республиканском комитете и в прошлом был президентом клуба Orchard Park Lions Club. Лен любил смеяться и рассказывать банальные анекдоты, играть в гольф, ходить в библиотеку, читать и говорить об истории и текущих событиях со всеми, кто хотел его выслушать.
Мемориальное дерево было посажено в честь Леонарда
Мы глубоко сожалеем о вашей утрате ~ сотрудники похоронного бюро F E Brown Sons
Присоединяйтесь к чествованию их жизни — посадите памятное дерево
Леонард
Загрузите свою память Просмотреть все воспоминания
Поделиться воспоминанием
Вырастить дерево
Dr. Leonard B. Berkowitz — Infectious Disease — Brooklyn, NY
Aetna Whole Health — Duke Health — WakeMed — THN-Cone Health — Managed Choice
Aetna Whole Health — Metro NY
Aetna Whole Health — New Jersey — Choice POS II Multi-Tier
Aetna Whole Health — Preferred — Roanoke
Aetna Whole Health
Aetna Whole Health — Wake Forest Baptist Health
Affordable Health Choices — план страхования с ограниченными льготами (только SRC)
Banner Choice POS II Multi Tier
Choice POS II — Aetna HealthFund
Choice POS II — Open Access
Choice POS II
Aetna Choice Connected Network POS II (открытый доступ)
Подключенная сеть — Aetna Select (открытый доступ)
Подключенная сеть — Aetna Select
Подключенная сеть — Elect Choice (открытый доступ)
Подключенная сеть — Elect Choice
Подключенная сеть — управляемый выбор (открытый доступ)
Подключенная сеть — управляемый выбор
Подключенная сеть — открытый выбор
Эль-Пасо — первый вариант
Эль-Пасо — первый вариант MC
Elect Choice (открытый доступ)
Freeman Preferred — Choice POS II
Freeman Preferred
HMO/HNO
Только Health Network (открытый доступ)
Health Network Option (Open Access)
HealthFund OA Elect Choice
HealthFund OA Выбор выбора.