Становление сознания личности – ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ. Часть I – Философия. Основные понятия о философии
Становление сознания личности — это объективный и одновременно субъективный процесс, продолжающийся практически в течение всей жизни человеческого индивида. В мире не было и не может быть психически здорового человека, не обладающего мировоззрением и самосознанием. Сознание личности — это особое качественное состояние психики человека. Это осмысленное и понятое личностью бытие природного мира и общества. Это критическая оценка своего места в мире, обществе, а также роли и значения собственных социальных функций. Это осознание себя субъектом исторического творчества: созидания новой духовной и материальной культуры.
Сознание личности как уникальное психическое бытие никогда не возникает само собой, спонтанно. Его уровень объективно обусловливается духовными факторами и материальными условиями общественной жизни личности. Оно постоянно находится в состоянии становления, развития и при этом всегда остается незавершенным. Но, пожалуй, самое главное в сознании личности составляет ее свойство творить особый смысл жизни. Русский философ Е.Н. Трубецкой (1863-1920) заметил: «Если бы моя духовная жизнь исчерпывалась изменчивыми психическими состояниями, я не мог бы сознавать их. Сознание наше — больше всех своих изменчивых состояний именно потому, что оно на самом деле поднимается над ними и относит их к чему-то сверхпсихическому, что носит название «смысла»» [13].
Формирование сознания личности начинается, по сути, с ее непосредственного психического соприкосновения с материальным миром, с критического усвоения главных форм духовной культуры. Происходит не что иное, как самовозвышение человеческой психики до уровня субъективного понимания личностью предметов, вещей и явлений мира природы, а также выражение общественных отношений в виде представлений, образов, понятий на основании их идеального отражения, а затем творческого созидания новых идей, гипотез, теорий, концепций. Сознание личности в условиях морально-психологической атмосферы и интеллектуального климата инициирует процесс вербального (лат. verbalis — словесный) освоения человеком мира природы и общества. Сознание личности становится своего рода духовной призмой, посредством которой личность (а не мозг) сугубо субъективно отражает мир и самобытно оценивает действительность во всем многообразии существования ее живых и неживых форм и их взаимосвязей.
Именно такую содержательную взаимосвязь и взаимозависимость между человеком и различными видами животного мира стремились научно объяснить наиболее выдающиеся ученые-эволюционисты XX столетия. Так, согласно Э. Майру, в отличие от животных, которые эволюционировали главным образом в направлении «животной специализации», человек в процессе своего культурно-исторического саморазвития, скорее всего, «специализировался в направлении деспециализации»
[14]. По этой причине человек, уже по оценке биолога Дж. Холдена, «является худшим животным, чем обезьяна» [15]. Однако именно это универсально неспециализированное животное воплотило в телесной (морфофизиологической), психической и социальной организации принципиально новый тип земной органической целостности, в рамках которой физиологизм является пределом эволюции органических форм и началом собственной истории человечества, построенной на законах разума.
Есть и иные точки зрения на психическое состояние человека, называемое сознанием. Так, по мнению Э. Гуссерля, сознание всегда выступает как реальное бытие осознанности мира человеком. При этом ученый и философ не отрицает объективного бытия мира природных предметов, вещей, явлений. Мир природы оценивается им как реально существующий, но при этом признается такое же реальное бытие мира сознания, которое тоже существует объективно, само по себе. Э. Гуссерль убежден, что человек, в отличие от животных, способен пребывать одновременно в этих двух мирах: в мире бытия вещей, явлений природы, отношений между людьми и в мире бытия сознания. Известный русский мыслитель Н.А. Бердяев, раздумывая над истоками философского мышления, очень высоко оценивал роль и назначение сознания человека. Он писал: «Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всеми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать» [16]. И сегодня некоторые ученые, философы, психологи считают, что сознание человека существует само по себе — подобно существованию материальных предметов, вещей и явлений.
Таким образом, сознание представляет собой не что иное, как идеальное осмысление личностью бытия целостного мира природы (мировоззрение), общества (идеология) и себя (самосознание). Сознание личности, выступая в виде некой стройной системы (или совокупности) образных и мыслительных конструкций, формализует чувственные представления и определяет смысл и назначение предметов, вещей и явлений окружающего мира, как природного, так и социального. А смысл и назначение материальных предметов бытия — это, можно сказать, те сущностные компоненты человеческой жизни и деятельности, которые непрерывно проявляются в постоянно меняющемся содержании сознания о природе, обществе и человеке. Иными словами, сознание индивида есть некое единство социально-психических процессов и социально-индивидуального опыта людей, воздействующих на характер осмысления личностью природного и общественного мира и своего бытия в нем.
Сознание ребенка начинает формироваться уже в раннем возрасте, в процессе активного общения со взрослыми. Нейрофизиологи, кстати, считают, что сознание индивида предопределяется взглядами, мыслями и идеями людей, которые входят в круг его общения. Впитав в себя жизненный опыт, знания и способ мышления окружающих, человек постепенно осваивает реальную действительность. Поэтому сознание отдельного индивида — это не только продукт его собственного психического развития, но в значительной мере и результат воздействия той культурной среды, в которой он формируется как личность. Современные ученые и философы не сомневаются в том, что состояние сознания человека напрямую зависит от среды его жизненного обитания, от качества обучения и условий воспитания. Человек формирует свое сознание только в процессе общения с другими людьми — носителями мнений и знаний, культуры того или иного сообщества.
Если же говорить о специфике содержания сознания личности, то оно представляет собой аккумулированный опыт истории человечества. Причем конкретная личность весьма избирательно относится к идеям, идеалам и теориям общественных форм сознания (философии, религии, науке, морали и т. д.). Что-то она активно приемлет и делает своим достоянием, а что-то отвергает и даже осуждает. Личность усваивает только те мнения, знания, убеждения, верования, которые отвечают ее духовным запросам, состоянию души, индивидуальным интересам и социальным потребностям. Человек с развитым аналитическим мышлением критически оценивает вновь поступающую информацию с учетом сформировавшихся у него убеждений, принципов. Он способен выделять себя из окружающей среды, в целом сохраняя сложившуюся систему отношений с другими людьми. Сознание личности можно представить в виде мозаики чувственных образов и умственных конструкций. Его становление, по сути, началось с формирования качественно нового социально-психического свойства отражения индивидом мира вещей и явлений. Человек, получив возможность в слове выразить свои чувства, мысли, начал понимать, что окружающий мир разделен на существующий объективно и сотворенный мышлением.
Человечество в силу абсолютно уникальной рационально сознательной жизнедеятельности способно культивировать в себе могучие социальные, духовные силы. Так, современный человек, развив в себе высшую форму психики — сознание, не может полнокровно жить и трудиться вне общества себе подобных. Человек остался бы навсегда примитивным животным, если бы он не усовершенствовал сбою психику гуманными чувствами, высокими мыслями, совестливостью и т.д. Не случайно огромный интерес у философов, психологов, медиков всегда вызывали и вызывают по сей день те внутренние силы («внутренний закон во мне»), которые постоянно созидают личность. Эти силы, выступая в виде некой имманентной духовной энергетики, стали фактически главными врожденными импульсами развития сознательных параметров психики каждого человека, правда, с учетом условий и характера его общения с другими людьми. Все это есть личностный минимум знаний, которые свидетельствуют о развитии человека как личности и его способности жить в обществе.
Итак, сознание личности — это ее визитная карточка, характеризующая современные представления об окружающем мире, общечеловеческом унифицированном наборе ценностей, норм и правил поведения. По тому, как видит человек мир, как он относится к окружающей среде, оценивает общество и себя в нем, можно смело судить о том, каким уровнем сознания он обладает. Сознание не дается человеку от природы. Общество преодопределяет развитие сознания, конечно, с учетом природных данных организма. Поэтому сознание личности всегда общественно по содержанию и индивидуально по форме проявления. Если человека лишить общественного воздействия, в нем никогда не разовьется сознание, ибо в его памяти не будет общественной константы. А это означает, что он никогда не станет личностью, то есть общественно значимым индивидом.
Главный парадокс сознания. Почему не имеет смысла копирование мозга или личности / Хабр
Попытки воспроизвести одушевленность приборным путем порождает интересный парадокс, дающий новый взгляд на жизнь и смерть. Отличающийся от привычных нам представлений. Все может быть намного интереснее. Давайте рассмотрим основные логические тезисы. Для начала разложим распространенное в настоящее время понятие о сознании на составные части — условие (мозг), содержание (личность), и функционал (восприятие). Возможно, направления трансгуманизма и технологического бессмертия ошибаются.
Тезис первый. Мозг
Если заменить все атомы или молекулы нашего мозга, ничего не произойдет. Так как они меняются в течении жизни в результате обмена веществ. Мы зависим от структуры нейронных сетей, а не от материи, их слагающих.Замена всех молекул равносильна созданию новых копий. Законы природы, поддерживающие информационную составляющую мозга, должны работать одинаково в идентичных копиях. Парадокс Корабля Тесея в данном случае не имеет смысла. В каждой копии возникнет клон вашего сознания, но с собственной дальнейшей судьбой. Парадокс телепортации Парфита, описывающий телепортацию и уничтожение оригинала, предполагает, что оригинал все равно испытает эмоции умирания, а его клон будет все-таки другим существом. Правда, тут не совсем понятно, как они узнают, кто из них исходный образец, а кто копия. Если оригинал и копии не будут знать, кем они являются, они не смогут определить, кто из них кто.
Небольшое видео:
Тезис второй. Личность
Наше представление о себе часто выглядит как представление о личности. Но теоретически вас можно отдать нейрохирургу и стереть память, изменить чувства, привычки, настройки. Пересадить другие части тела. Что тогда останется о вас? Наконец, мы меняемся со временем, считая себя самим собой. С какого момента делать слепок?Мы не ум, не чувства, не память и не тело. Мы то, что будет воспринимать изменения этого нейрохирурга после наркоза. Мы — функция восприятия. Чистая Табула раса, возможность восприятия.
А личность состоит из информации памяти. Нам можно заменить память во время сна, и мы станем другой личностью. Только что созданной копии можно включить воспоминания о ее жизни на протяжении тысяч лет. Можно тысячелетнему мозгу создать иллюзию, что он только создан. В том числе можно сознанию, существующему ограниченно время, дать ощущение бессмертия и бесконечного существования. Копии можно дать воспоминание, что она оригинал, а оригиналу внушить, что он копия. И восприятие честно будет считать себя тем, что покажет ему память.Тезис третий. Восприятие
Если вас разобрать на атомы, аккуратно перенести их и из них же, в таком же порядке, собрать снова. Будете ли собранная версия вами? Считать, что ваше восприятие неотрывно существует в вашем теле с момента рождения — это заблуждение. Восприятие — это функция, эффект, существующий только в настоящем времени. Когда вы засыпаете, оно пропадает. И каждое утро оно новое. Каждый день, каждый миг новые электроны производят новый эффект.Усложним логический эксперимент. Если вас разобрать на атомы и создать из других атомов — будет ли эта копия вами? Да. А если из половины ваших атомов создать копию? А если несколько одинаковых копий телепортировать в одно тело, какое из сознаний какой копии исчезнет? Парадокс Парфита тут не имеет значения. Просыпание в оригинале и копиях будет равнозначным. Так как восприятие отсутствовало во время сна у оригинала, и также новое возникло у копии.
А если в момент сборки изменить личность, память и тело? На 5%? На 50%? На 100%? Собрать вообще другое тело. Возникнет ли там сознание? Если не нарушить принципы, необходимые для возникновения, то возникнет. Будет ли оно вами? Смотря что считать под понятием ВЫ. Вы будете другой личностью в другом теле. Что осталось от вас?
Восприятие не привязано к личности. Ему все равно, где возникать. Было бы подходящее условие. Нет никакой бирки на восприятии, которая сообщает о преемственности личности. С таким же успехом вы (как восприятие или информационный комплекс) можете возникнуть в следующий раз в любом условии и теле. Что воспринимает — то и существует. Именно восприятие является принципом одушевленности. Без восприятия тело и личность не имеют смысла.
Нейронные связи текущего мозга сообщат новому восприятию, кто оно и сколько живет в этом теле. Особенность в том, что память привязана к телу в виде его нейронных связей, и с его разрушением пропадает. У восприятия не может быть другого опыта. Поэтому восприятие справедливо считает себя запертым в родном теле и не может иметь другого опыта.
Механизм восприятия
Механизм основан на различии. Если вы не ощущаете разницу между цветами и освещенностью контуров предметов — у вас отсутствует зрение. Если вы не воспринимаете различия от одной продумываемой мысли от другой — у вас не работает мышление. Не ощущаете разницу между ощущениями, эмоциями, чувствами, разницу образов в памяти, разницу между бытием и небытием — вас вообще не существует. А фиксировать различие и получить функцию наблюдателя можно только в настоящем времени, о чем мы писали ранее.Интересные выводы
Оба распространенных представлений — религиозное (что мы продолжаем существование после смерти), и атеистическое (что мы исчезаем навсегда после смерти) — могут быть одинаково ошибочными. Они основаны на отождествлении себя с личность. Если предложить, что мы не личность, а восприятие — картина меняется. Вся идея копирования мозга и трансгуманизма — это лишь новая техническая попытка сохранить себя любимого. Раньше на этом рынке работала религия. Но что именно копировать и сохранять никто не поясняет, так как никто пока не понимает работу сознания. Причем, даже понятие МЫ здесь исчезает. Так что с реинкарнацией это сравнивать нельзя.Кроме того, техническая попытка получить восприятие, или одушевленность, наталкивает на следующий вывод. Среда, в которой оно существует, должна поддерживать формат данной работы. Если мысль, эмоция, ощущение зарождается у нас в мозге, то не мы этому заслугой. Мы пока даже не понимаем, как они зарождаются и как работает сознание. Это создают законы природы нашего мира. Которые четко знают положение нейронных сетей и происходящий в данный момент процесс. Единый формат этих взаимодействий поддерживает процессы, куда мы не перемещались в пространстве и времени. Мир не то чтобы подсматривает за нами — он это все производит. Верующие называют это Богом, атеисты — обезличено Природой, философы — панпсихизмом.
Не мы это придумали и контролируем. Мы лишь безвольный результат деятельности окружающего мира. Жизнь может быть вечной. Правда, не в том формате, который вы ожидали. Мы восприятие, эффект преломления электрических импульсов в нейронных сетях, кочующий из тела в тело на протяжении эволюции. Часть природы и вечной жизни. Которую нельзя уничтожить. Но потом как вспоминаются скотобойни, и вообще дикая природа. Где голод, страх и боль — наиболее распространенные ощущения. Где до половозрелого возраста доживает менее 10% молодняка. Даже как-то предельно понятна забота о каждом живом существе, как о себе самом. Тем не менее, все это дает грандиозную пищу для размышлений.
Тогда как можно считать наш мир бескрайними унылыми просторами холодного Космоса? Это весьма живая и насыщенная система, содержащая в себе все варианты свойств, чувств, ощущений. Которые могут в нем возникнуть. Это некая среда разработки и существования.
P.S. К сожалению, пока отсутствует внятная и экспериментально подтвержденная концепция сознания. Поэтому подобные логические эксперименты считаем полезными. К гневным комментариям готовы. Но просьба строить критику не на эмоциях, а на логике. С доводами. Полезно будет всем.
Взаимосвязь между аффективным сознанием и функционированием личности у пациентов с расстройствами личности: проспективное исследование
Рандомизированное контролируемое исследование
. 2016 Октябрь; 30 (5): 633-652. doi: 10.1521/pedi_2015_29_220. Epub 2015 13 июля.Мерете Сельсбакк Йохансен 1 , Эйвинд Норманн-Эйде 2 , Тон Норманн-Эйде 2 , Оле Клунгс, г.р. 3 , Эльфрида Кварштейн 1 , Тереза Уилберг 3
Принадлежности
- 1 Университетская больница Осло, отделение психического здоровья и зависимости, отделение психиатрии личности, Осло, Норвегия.
- 2 Отделение психического здоровья и наркомании, больничный фонд Вестфолд, Тенсберг, Норвегия.
- 3 Университетская больница Осло, Отделение психического здоровья и зависимости, Департамент исследований и разработок, Осло, Норвегия.
- PMID: 26168325
- DOI: 10.1521/pedi_2015_29_220
Рандомизированное контролируемое исследование
Merete Selsbakk Johansen et al. J Перс. расстройство. 2016 Октябрь
. 2016 Октябрь; 30 (5): 633-652. doi: 10.1521/pedi_2015_29_220. Epub 2015 13 июля.Авторы
Мерете Сельсбакк Йохансен 1 , Эйвинд Норманн-Эйде 2 , Тон Норманн-Эйде 2 , Оле Клунгс, г. р. 3 , Эльфрида Кварштейн 1 , Тереза Уилберг 3
Принадлежности
- 1 Университетская больница Осло, отделение психического здоровья и зависимости, отделение психиатрии личности, Осло, Норвегия.
- 2 Отделение психического здоровья и наркомании, больничный фонд Вестфолд, Тенсберг, Норвегия.
- 3 Университетская больница Осло, Отделение психического здоровья и зависимости, Департамент исследований и разработок, Осло, Норвегия.
- PMID: 26168325
- DOI: 10. 1521/pedi_2015_29_220
Абстрактный
Эмоциональная дисфункция по определению занимает центральное место в расстройствах личности (РЛ). В альтернативной модели в DSM-5 дисфункция себя и отношений составляет основу PD, но мало что известно о связи между эмоциональным функционированием и такими ключевыми аспектами функционирования личности. В этом исследовании изучались одновременные и предполагаемые связи между эмоциональным и личностным функционированием, оцениваемые с помощью аффективного сознания (AC) и индексов серьезности личностных проблем (SIPP-118) соответственно. SIPP-118 включает пять областей функционирования личности, включая интеграцию идентичности и способности к отношениям, и неоднократно применялся в течение 3-летнего наблюдения за 63 пациентами с БП, участвовавшими в исследовании лечения. Статистический анализ был основан на линейных смешанных моделях. Более низкие уровни AC были значительно связаны с (а) более низкими уровнями интеграции идентичности и реляционных способностей на исходном уровне и (b) более слабым долгосрочным улучшением интеграции идентичности. Исследование поддерживает идею о том, что влияние на сознание связано с основными аспектами функционирования личности.
Похожие статьи
- Расстройство личности и изменения в сознании аффекта: 3-летнее последующее исследование пациентов с избегающим и пограничным расстройством личности.
Норманн-Эйде Э., Йохансен М.С., Норманн-Эйде Т., Эгеланд Дж., Уилберг Т. Норманн-Эйде Э. и соавт. ПЛОС Один. 2015 23 декабря;10(12):e0145625. doi: 10.1371/journal.pone.0145625. Электронная коллекция 2015. ПЛОС Один. 2015. PMID: 26699730 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
- Идентичность: эмпирический вклад. Изменения в интеграции идентичности подростков при лечении расстройств личности.
Feenstra DJ, Hutsebaut J, Verheul R, van Limbeek J. Feenstra DJ и др. J Перс. расстройство. 2014 фев; 28 (1): 101-12. doi: 10.1521/pedi.2014.28.1.101. J Перс. расстройство. 2014. PMID: 24344891
- Тяжесть расстройств личности и области общей дисфункции личности, связанные с привязанностью.
Hengartner MP, von Wyl A, Tanis T, Halmi W, Galynker I, Cohen LJ. Hengartner MP, et al. Личное психическое здоровье. 2015 авг;9(3):195-207. doi: 10.1002/pmh.1297. Epub 2015 1 июня. Личное психическое здоровье. 2015. PMID: 26033749
- Схема терапии эмоциональной дисрегуляции при расстройствах личности: обзор.
Дадомо Х., Панцери М., Капончелло Д., Кармелита А., Грекуччи А. Дадомо Х. и др. Курр Опин Психиатрия. 2018 Янв; 31 (1): 43-49. doi: 10.1097/YCO.0000000000000380. Курр Опин Психиатрия. 2018. PMID: 29120915 Обзор.
- Культурные аспекты симптоматики, оценки и лечения расстройств личности.
Роннингстам Э.Ф., Кенг С.Л., Ридольфи М.Е., Арбаби М., Греньер Б.Ф.С. Роннингстам Э.Ф. и соавт. Curr Psychiatry Rep. 26 марта 2018 г .; 20 (4): 22. doi: 10.1007/s11920-018-0889-8. Curr Psychiatry Rep. 2018. PMID: 29582187 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Комбинированная групповая и индивидуальная терапия для пациентов с избегающим расстройством личности. Пилотное исследование.
Уилберг Т., Педерсен Г., Бремер К., Йохансен М.С., Кварштейн Э.Х. Уилберг Т. и соавт. Фронтовая психиатрия. 2023 4 мая; 14:1181686. doi: 10.3389/fpsyt.2023.1181686. Электронная коллекция 2023. Фронтовая психиатрия. 2023. PMID: 37215654 Бесплатная статья ЧВК.
- Взаимосвязь между интеграцией аффектов и психопатологией у пациентов с расстройством личности: перекрестное исследование.
Фредериксен К., Солбаккен О.А., Лихт Р.В., Йоргенсен К.Р., Родриго-Доминго М., Кьяерсдам Теллеус Г. Фредериксен С. и соавт. Медицина (Каунас). 2021 16 июня; 57 (6): 627. doi: 10.3390/medicina57060627. Медицина (Каунас). 2021. PMID: 34208658 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Личность и сознание
Карл Роджерс (1902-1987) был гуманистическим психологом, который соглашался с основными положениями Абрахама Маслоу, но добавлял, что для того, чтобы человек «рос», ему нужна среда, обеспечивающая ему подлинность (открытость и самораскрытие) , принятие (когда вас воспринимают с безусловным положительным отношением) и сочувствие (когда вас слушают и понимают).
Без них отношения и здоровая личность не будут развиваться должным образом, так же как дерево не будет расти без солнечного света и воды.
Роджерс считал, что каждый человек может достичь своих целей, желаний и желаний в жизни. Когда, или, вернее, если они это сделали, самоактуализация произошла. Это был один из самых важных вкладов Карла Роджерса в психологию, и для того, чтобы человек смог реализовать свой потенциал, необходимо удовлетворить ряд факторов.
С тех пор, как началось изучение личности, теории личности предложили широкий спектр объяснений поведения и того, что составляет личность. Это эссе предлагает более пристальный взгляд на гуманистическую теорию личности Карла Роджерса. Теория личности Роджерса развилась из его работы в качестве клинического психолога и развилась как ответвление его теории клиент-центрированной (позже названной личностно-центрированной) терапии. Он был прежде всего терапевтом, всегда уважавшим достоинство людей и интересующимся людьми как субъектами, а не объектами. Подход Роджерса к изучению личности носит феноменологический и идиографический характер. Его взгляд на человеческое поведение состоит в том, что оно «изысканно рационально». Более того, по его мнению: «сущность человеческой природы по существу положительна» и он «заслуживающий доверия организм». Эти убеждения отражены в теории личности Роджерса9.0003
Пескителли указал на ключевые особенности исследования точки зрения Роджера, основанной на его мнениях и переживаниях о себе, а также на его взглядах на человеческие условия и его обосновании для улучшения этих условий. Гуманистическая концепция личности Роджерса имеет как сильные, так и слабые стороны; это также ценный вклад в изучение людей, признание свободы воли и важности личности.
Тенденция к актуализации в теории Роджера утверждает, что человеческий «организм» имеет в основе «тенденцию к актуализации», которая направлена на развитие всех способностей таким образом, чтобы поддерживать или улучшать человеческие существа и продвигать их к автономии. Эта тенденция является направленной, конструктивной и присутствует во всех живых существах. Актуализирующую тенденцию можно подавить, но нельзя уничтожить без разрушения человеческого существа. Понятие актуализирующей тенденции является единственной движущей силой теории. Он охватывает все мотивы; напряжение, потребность или снижение побуждения; и творческие, а также склонность к поиску удовольствий. Только организм в целом имеет эту склонность, а его части (например, самость) — нет. Пескителли пишет, что Роджерс сказал: «Эта тенденция описывается как «биологическое давление для выполнения генетического плана». Таким образом, у каждого человека есть фундаментальное разрешение на реализацию своего потенциала 9.0003
В Самости «феноменальное поле» человеческого организма включает в себя все переживания, доступные в данный момент, как сознательные, так и бессознательные. По мере развития часть этого поля становится дифференцированной, и это становится «я» человека. «Я» для Роджерса является центральной конструкцией в его теории. Он развивается через взаимодействие с другими и включает в себя осознание бытия и функционирования. Я-концепция — это «организованный набор характеристик, которые человек воспринимает как присущие ему самому». Она основана в значительной степени на социальных оценках, которые испытал индивидуум. часть опыта, символизируемого в Я. Это можно рассматривать как стремление испытать себя таким образом, который согласуется с сознательным представлением о том, что мы собой представляем. С развитием Я-концепции и самоактуализацией связаны вторичные потребности ( предполагается, что этому, вероятно, научились в детстве): «потребность в положительном отношении со стороны других» и «потребность в положительном отношении к себе», интернализированная версия предыдущего. Они приводят к одобрению поведения, которое согласуется с личностью человека -концепция.
Органическая оценка и условия ценности; когда значимые другие в мире человека (обычно родители) оказывают положительное отношение, которое является условным, а не безусловным, человек вставляет желаемые ценности, делая их своими, и приобретает «условия ценности». Я-концепция затем основывается на этих ценностных стандартах, а не на оценке форм жизни.Эти условия ценности нарушают «организмальный процесс оценки», который представляет собой текучий, непрерывный процесс, посредством которого переживания точно символизируются и оцениваются в соответствии с оптимальным усилением организм и Я. Потребность в положительном самоуважении ведет к избирательному восприятию опыта с точки зрения условий ценности, которые сейчас существуют. Те переживания, которые соответствуют этим условиям, точно воспринимаются и символизируются в сознании, в то время как те, которые не являются искажены или отвергнуты в осознании. Это приводит к «несходству» между воспринимаемым «я» и действительным опытом организма, что приводит к возможной путанице, напряжению, поведению, которое приводит к тенденции к неспособности адаптироваться к конкретной ситуации. Этот тип разделения является обычным человеческим состоянием. Переживания могут восприниматься как угрожающие без сознательного осознания посредством «субцепции», которая определяется как форма дискриминации без осознания, которая может привести к тревоге.
Полностью Функционирующая Личность и Самость, теоретически, человек может развиваться оптимально и избегать ранее описанных результатов, если он испытывает только «безусловное положительное отношение» и не развивается никаких условий ценности. Потребность в положительном отношении со стороны других и в положительном самоуважении будет соответствовать гуманистической оценке, и будет достигнуто соответствие между собой и опытом, что в результате приведет к полной психологической адаптации. Это идеальное человеческое состояние воплощается в «полноценно функционирующем человеке», открытом опыту, способном жить экзистенциально, доверяющем себе, свободно выражающем чувства, действующем независимо, творческом и живущем более богатой жизнью; «гештальт». Следует отметить, что: «Хорошая жизнь — это процесс не состояние бытия. Это направление, а не пункт назначения». Для подавляющего большинства людей, чье детство не было оптимальным, есть надежда на изменение и развитие в направлении психологической зрелости посредством терапии, цель которой состоит в том, чтобы разрушить условия ценности, достичь самоконгруэнтности с опытом и восстановить процесс человеческого оценивания. .
По мнению Роджерса, изменение личности, безусловно, возможно и является необходимой частью роста. Однако он отмечает, что самопринятие является необходимым условием. Первоначально Роджерс не осознавал важность «я». Когда он начал свою работу, у него было «устоявшееся представление о том, что «я» — это расплывчатый, двусмысленный, научно бессмысленный термин, который ушел из словаря психолога с уходом людей, исследующих свои собственные мысли, чувства и мотивы». Однако благодаря своей работе с клиентами он пришел к пониманию важности Я. «Я» описывается как организованный, последовательный, концептуальный гештальт, состоящий из восприятий характеристик «я» или «меня» и восприятий отношения «я» или «меня» к другим и к различным аспектам жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Этот гештальт представляет собой текучий и изменяющийся процесс, доступный для осознания. Используя термин «гештальт», Роджерс указывает на возможность изменения, описывая его как «конфигурацию, в которой изменение одного незначительного аспекта может изменить всю картину».
Концепция Роджерса о себе довольно широка. Он действительно описывает разновидность «я»: «идеальное я», которое обозначает представление о себе, которым человек больше всего хотел бы обладать, но другие явные варианты не предлагаются. Точно так же отсутствуют конкретные концепции, связанные с идентичностью и развитием идентичности; хотя представление о себе, безусловно, поддается пересмотру и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Когда именно происходит дифференциация феноменального поля в самость, также не уточняется. Концепция самоактуализации Роджерса конкретно связана с самостью и, таким образом, отличается от использования этого термина Гольдштейном (который соответствует тенденции к актуализации), а также отличается от концепции Маслоу, которая, по-видимому, объединяет обе тенденции в одну. Актуализирующая тенденция является фундаментальной для этой теории. Роджерс считает это «самой глубокой правдой о человеке». Он находит сильную биологическую поддержку этой тенденции у многих разных людей. Концепция Роджерса об активном движении вперед представляет собой огромный отход от убеждений Фрейда и других, которые выдвигают гипотезу о снижении напряжения, равновесии или гомеостазе. Роджерс отмечает, что сенсорная исследования депривации поддерживают эту концепцию, поскольку отсутствие внешних раздражителей приводит к потоку внутренних раздражителей, а не к равновесию9.0003
Хотя идея тенденции к актуализации имеет смысл, Роджерс никогда не уточняет, какими могут быть некоторые из врожденных способностей, поддерживающих и улучшающих жизнь. Возможно, это потому, что это может нарушить «интуитивное чувство человеческой свободы» Роджерса. Пескителли утверждает, что было также высказано предположение, что «вера во врожденные возможности может заключаться в позиции этой теории как ответвления психотерапии, когда и клиенту, и терапевту полезно верить в неограниченные возможности». Однако применение этой идеи ко всем человеческим существам в теории личности устанавливает логическое требование точности в отношении того, какими могут быть потенциальные возможности индивидуума. Врожденные потенциальные возможности актуализирующей тенденции могут получить искаженное выражение, когда происходит неприспособленность, что приводит к деструктивному поведению. к себе и другим. Тенденции к актуализации и самоактуализации могут противоречить друг другу, когда происходит отчуждение от истинного Я, поэтому человеческое движение происходит в одном направлении, а сознательная борьба — в другом. Роджерс пересмотрел свое предыдущее мнение относительно этого несоответствия. , заявив, что, хотя раньше он считал разрыв между собой и опытом естественным, хотя и неудачным, теперь он считает, что общество (особенно западная культура) культурно обуславливает, вознаграждает и подкрепляет поведение, которое является «извращением унитарной актуализирующей тенденции». не приходят в мир отчужденными от себя, за этим отчуждением стоит социализация. Роджерс считает, что человеческий младенец на самом деле является образцом конгруэнтности. Младенцы рассматриваются как полностью подлинные и целостные, объединенные в опыте, осознании и общении. Искаженное восприятие условий ценности вызывает наш отход от этой интеграции.
Существует некоторое эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что соответствие между собой и опытом ведет к лучшей адаптации личности и меньшей оборонительной позиции. Некоторые исследования также склонны поддерживать идею о том, что изменения в самооценке могут произойти в результате терапии. Однако эта гипотеза поднимает интересный вопрос относительно таких исследований. Хотя было обнаружено, что самоописания приближаются к идеалам после консультирования, и можно было бы предположить, что чем ближе человек к полному функционированию, тем меньше будет несоответствие, заявления об идеалах могут быть настроены так, чтобы представлять определенные условия ценности, которые навязываются обществом. . Условия ценности должны быть растворены, а не перемещены для полного функционирования в этой теории!
В то время как Роджерс рассматривает обычное человеческое состояние как несоответствие между собой и опытом, это не умаляет его окончательной веры в автономию человеческих существ. Роджерс видит человека как «способного оценивать внешнюю и внутреннюю ситуацию, понимать себя в этом контексте, делать конструктивный выбор в отношении следующих шагов в жизни и действовать в соответствии с этим выбором». Это иллюстрирует веру в свободу действий и свободную волю. В то время как люди ведут себя рационально, Роджерс утверждает, что: «Трагедия для большинства из нас заключается в том, что наша защита не дает нам осознать эту рациональность, поэтому мы сознательно движемся в одном направлении, в то время как по своей природе мы движемся в другом». В отличие от Фрейда, Роджерс не считал конфликт неизбежным, а людей — деструктивными. Только когда «человек меньше, чем полностью человек», не действует свободно, его следует опасаться. Человеческая способность к осознанию и способность к символизации дает нам огромную силу, но это осознание является обоюдоострым явлением, неискаженное осознание может привести к полноценному функционированию и богатой жизни, в то время как искажения в осознании ведут к дезадаптации и множеству деструктивных поступков. .
Роджерс сказал, что «неадекватная личность» является полной противоположностью полностью функционирующей личности. Неприспособленный человек защищается, поддерживает, а не улучшает свою жизнь в соответствии с заранее составленным планом, чувствует себя скорее манипулируемым, чем свободным, и скорее обычен и конформен, чем креативен. Полностью функционирующий человек, напротив, полностью свободен от защиты, открыт опыту, креативен и способен жить «хорошей жизнью». Эмпирическая поддержка полностью функционирующего человека несколько неоднозначна. Была поддержана характеристика открытости опыту. Однако некоторые исследования показали, что открытость опыту и человеческое доверие не показали взаимосвязи, вопреки ожиданиям. Далее было отмечено, что некоторые исследования показали, что незащищающиеся люди больше принимают других, и это было обнаружено после многочисленных исследований, которые показывают, что принимающие себя люди также, по-видимому, больше принимают других. Это несколько озадачивает, учитывая его гуманистический акцент на индивидуальности, что Роджерс описывает только две крайности людей. Предполагается, что эти крайние характеристики только двух типов могут быть связаны с тем, что эта теория личности является вторичной по отношению к теории терапии. Теории психотерапии уместно рассматривать две крайности: наиболее полное функционирование и неприспособленность. Однако, если рассуждать обо всех людях, двух типов недостаточно.
Карл Роджерс больше всего интересовался улучшением условий жизни людей и применением своих идей. Его личностно-центрированная терапия вполне может быть его самым влиятельным вкладом в психологию. Повсеместный интерес Роджерса к терапии — это то, что явно отличает его от Маслоу, несмотря на некоторое сходство их идей. Подход, ориентированный на человека, оказал влияние на области за пределами терапии, такие как семейная жизнь, образование, лидерство, разрешение конфликтов, политика и здоровье общества. Другие ученые и наблюдатели считают, что величайший вклад Роджерса может заключаться в его поощрении гуманного и этичного обращения с людьми, подходе к психологии как к гуманитарной науке, а не к естественной науке.
Сосредоточение внимания на личности и сознании является важной частью межличностного общения. Понимание необходимости понимания себя является ключом к пониманию всех остальных. Понимание собственной психики помогает нам более эффективно общаться с окружающими нас людьми. Причины поведения человека иногда связаны с моделью, обучением или взаимодействием младенцев с нашими родителями. Студенты должны понимать, что эгоцентричный или личностно-ориентированный подход, принятый Роджерсом, влияет на всестороннее существование человека или всего человеческого существа. Мы не можем отключиться от самих себя, это вызовет дезадаптацию и замешательство. У нас есть люди должны быть в контакте с «я» все время; мы не можем быть двумя отдельными частями и функционировать в обществе. Сумма всего человеческого существа определяется его окружением; это концепция, на которой Роджерс основал свою теорию личности. Наши личности создаются с течением времени благодаря нашим взаимодействиям и семейному происхождению.