Лидерство это в психологии: Лидер, лидерство — Психологос

Содержание

Лидер, лидерство — Психологос

 

Фильм «Тот самый Мюнхгаузен»

 

Фильм «Радислав Гандапас»

 

Лидер – первый, главный, за кем идут, на кого равняются, кто определяет поведение других. Лидер в паре — тот, кто ведет другого, чье поведение определяет поведение ведомого. Лидер в команде — тот, кто ведет за собой команду, тот, чье влияние на группу больше, чем у других.

Лидерство — нахождение в статусе лидера и ведение людей за собой.

Лидер, чье влияние обусловлено силой должности — формальный лидер. Человек, осуществляющий лидерство вне зависимости от должности — неформальный лидер.

Человек, чье влияние обусловлено его личными качествами, силой его личности — харизматический лидер.

Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель. См.→

В отличие от руководителя, власть лидера непонятна. Если видно, что за одним человеком идут, а почему — непонятно, как будто от этого человека исходит какая-то внутренняя сила, его называют лидером. Если за человеком идут вследствие использования им тех или иных средств воздействия — кнута или пряника, такого человека лидером уже, как правило, не называют. Именно поэтому представление о харизматичном лидере распространено повсеместно, а формальный лидер — понятие малораспространенное. «Потому что какой же он лидер, если назначенный, если его слушают из-за власти другого?»

Кто и почему становится лидером?

Лидер обычно появляется в ответ на ожидания окружающих: «Нам нужен лидер» Лидер — это групповая роль, создаваемая прежде всего ожиданиями окружающих. Лидер — не нечто внешнее и чуждое группе: группе нужен лидер, она ищет, кого назначить на эту роль, кому дать этот статус.

Есть некоторые личностные качества, которые помогают человеку становиться лидером: в первую очередь это смелость, энергия и умение производить впечатление.

Группа ищет и признает как Лидера только того, кто изначально имеет некоторый статус. Не всякий высокостатусный станет Лидером, но низкостатусный никогда им не станет и не будет признан Лидером. Среди статусных людей чаще всего лидером становится тот, кто отвечает на конкретные ожидания группы, дает группе то, что она хочет – или те, кто умеет создавать видимость, умеет красиво говорить и обещать людям то, во что они хотят верить.

Статус лидера и его личностные качества относятся к лидерским ресурсам: то, чему можно у лидеров учиться.

По типу активности различаются:

  1. Хотящие быть лидерами, но — не лидеры (им мешают страхи, лень, усталость, привычка к отсутствию активности),
  2. Бестолковые активисты (Смелые, энергичные. Шумят и выступают без цели)
  3. Лидеры-приматы (Смелые, энергичные, умные. Каждый за себя. Борьба-бодалка за власть и правоту, приводящая к разрушению и потерям).
  4. Цивилизованные лидеры (Смелые, энергичные, умные. Все за общее дело. Распределение функций и направлений, сотрудничество). По стилю влияния лидеры бывают разные: харизматичные любимчики и пробивные мордобойцы, компетентные авторитеты и пауки-политиканы… Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Душка.
    Смотри Стили лидерства

Лидерское влияние

Видение результата

 

 

 

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

 

 

 

Не лидер говорит, потому что хочется сказать, потому что есть что сказать. Кому, зачем, с каким результатом — это не обдумывается. Лидер в первую очередь всегда думает, что должно быть в результате, что должны сделать люди, как это поведенчески будет выражено.

Он говорит — они должны кивнуть? Что-то крикнуть? Принять следующее решение, о котором я узнаю как?

Учет расклада сил

Ты можешь быть прав и уверен в своей правоте, ситуация может быть критической и то, что ты предлагаешь, людям очень нужно, но если вокруг тебя нет тех, кто тебя поддержит, расклад сил не в твою пользу, то твое выступление бессмысленно.

Вместо того, чтобы активничать без смысла — расслабься и подумай о чем-то высоком. Или поищи другие, все-таки осмысленные варианты.

 


 

Лидерство. Что такое «Лидерство»? Понятие и определение термина «Лидерство» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Лидерство – особое положение внутри социальной группы, которое предполагает оказание влияния на других индивидов для последующего достижения целей. Лидеры всегда существовали как в животном мире, так и в человеческом социуме. Вопросами возникновения лидерства задавался уже Платон, в последующем другие исследователи неоднократно обращались к этой проблеме.

Основной конфликт среди ученых, который до сих пор не нашел своего разрешения, — это вопрос о том, носят ли лидерские качества природный характер или выступают в качестве результата поведенческой активности. Например, Фрэнсис Гальтон был уверен, что лидерами рождаются, в то время как Сессиль Родс пропагандировал идею воспитания лидера из любого ученика при должном обучении.

В настоящее время изучением вопроса лидерства активно занимается социальная психология – в зависимости от инструментов, которые использует лидер, было выделено несколько стилей лидерства: автократический, демократический, либеральный, нарциссический, токсический, ориентированный на результат или на отношения.

Один из ключевых моментов – это разделение понятий «лидерство» и «руководство». Лидер отвечает за межличностные отношения, в то время как руководитель – за формальные. Лидер – это представитель своей группы, в то время как руководитель обычно абстрагирован от нее. Лидерство, в отличие от руководства, — это всегда стихийный процесс. При этом сфера деятельности руководителя шире, в его распоряжении больше информации и санкций.

< Либидо

Личность >

Популярные термины

    Лидерство

    Как стать лидером: советы начинающим

    И все-таки: лидерами рождаются или становятся? Оказывается, ничто не может помешать человеку стать руководителем, даже если он никогда не видел себя в этой роли.

    Новое исследование доказывает, что лидерские качества можно в себе развить.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Муж сказал, что отношениям конец, и спросил, подала ли я на развод. Как перестать надеяться на его возвращение?»
    • Делать ли из «совы» «жаворонка» и еще 7 интересных вопросов и ответов о науке сна
    • Кризис 25 лет: что это и как его преодолеть
    • «Вытащите себя из рутины»: 4 способа устранить утечку энергии — попробуйте в жизни
    • «Не могу отстаивать свое мнение без слез»
    • «Муж дважды чуть не убил меня, но я боюсь разводиться. Вдруг он отнимет ребенка?»
    • Все возрасты мужской сексуальности
    • «Тебе пора лечиться!»: 16 фраз домашних насильников — проверьте ваши отношения

    Сегодня читают

    • Как противостоять манипуляциям в отношениях: 7 шагов
    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Я перестал испытывать сочувствие. Мне плевать на смерть близких и проблемы друзей»
    • «Мужчина должен решить, кто ему важнее: его „женщина для секса“ или я»
    • Психологи выяснили, как выявить ложь в браке

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Психологическое лидерство: инструмент определения и самооценки

    Перейти к основному содержанию

    http://drdustinjackson.com/2018/03/28/what-is-leadership/ Дастин Джексон, доктор философии.

    Дастин Джексон, доктор философии.

    Заместитель директора по консультированию по трансформации в Cognizant

    Опубликовано 29 марта 2018 г.

    + Подписаться

    Как вы определяете лидерство? Проблема заключается в том, что каждое определение лидерства охватывает только несколько элементов лидерства, которые конкретно соответствуют потребности в этом определении данного автора. На протяжении всей своей карьеры в области консультирования по организационной психологии, коучинга для руководителей и развития лидерства я слышал множество мантр и определений лидерства, которым аплодировали в конференц-залах и наклеивали автоподписи. При просмотре определений лидерства из разных источников мне стало очевидно ясно, что определений лидерства столько же, сколько видео с забавными пушистыми зверюшками на YouTube.

    Имея огромное количество определений лидерства, я отправился на охоту за сокровищами посредством исследований, чтобы найти универсальное определение того, что я называю Психологическое лидерство . Не поймите меня неправильно, я люблю отличные мемы и плакаты о лидерстве так же сильно, как и любой другой человек, который пьет кофе, но я нахожусь в поиске определения психологического лидерства, основанного на исследованиях.

    Определение психологического лидерства

    В самом сердце исследований и литературы я нашел скрытые вдохновляющие сокровища, которые искал. Уинстон и Паттерсон (2006) исследовали 160 источников информации о лидерстве, которые включали более 1000 элементов лидерства. Я люблю все, что может быть подкреплено данными и исследованиями! На основе этого исследования они разработали всеобъемлющее определение лидерства, которое я использовал в качестве прочной основы для определения психологического лидерства. Меня также вдохновило исследование Хенриксона (2006) о значительном влиянии, которое по-настоящему вдохновляющие лидеры оказывают на свои организации. На это определение также повлияло исследование Брееваарта, Баккера, Демерути и ван ден Хевеля (2015), которое показало очень сильную связь между обменом лидерами и членами с вовлеченностью сотрудников в работу и удовлетворенностью работой. Самое главное, на это определение психологического лидерства повлияло проведенное мной исследование психологического капитала, которое демонстрирует сильную корреляцию с благополучием сотрудников (Luthans, Youssef, Sweetman, & Harms, 2013), снижение стресса сотрудников (Chadwick & Raver, 2013 г.), производительность сотрудников (Ванг, Суй, Лутанс, Ван и Ву, 2014 г.) и приверженность организации (Дирзите, 2014 г.).

    Это был огромный труд для любого исследователя, и он дал столь же значительное определение психологического лидерства. Сделав глубокий вдох, пожалуйста, внимательно и медленно прочитайте это определение психологического лидерства, пока вы принимаете инклюзивность.

    Психологическое лидерство Определение

    Психологическое лидерство — это выбор, подготовка и влияние на последователей, обладающих различными талантами, навыками и способностями, с одновременным воспитанием у последователя самоэффективности, надежды, оптимизма и стойкости. Психологический лидер сосредотачивает ориентацию этих последователей на миссии и целях организации и дает возможность последователям свободно и страстно применять эмоциональную, умственную и физическую энергию для их достижения. Психологический лидер поддерживает страстные, оптимистичные и обнадеживающие усилия своих последователей, уважительно делясь ясным видением будущего состояния таким образом, который резонирует с самоэффективностью и стойкостью последователей. Для этого психологическое лидерство передает несоответствие видения будущего реальности текущего состояния. Видение будущего состояния делится понятным образом, который может быть легко переведен подписчиками в элементы действий текущего состояния. Используя устойчивость, критическое мышление, аутентичность, инстинкт, убеждение и коммуникативные навыки, лидер-психолог собирает и анализирует отзывы и мнения последователей, чтобы добиться ясности и устранить двусмысленность в попытке создать общее понимание и общее видение, которое влияет на последователей. принять и принять желаемое будущее состояние как выгодное состояние, для достижения которого стоит приложить как личные, так и организационные ресурсы. Благодаря взаимовыгодному обмену между лидером и членом психологическое лидерство культивирует состояние улучшения, поскольку они стремятся к умственному и эмоциональному росту для себя и личностному росту, психическому благополучию и физическому исцелению для своих последователей.

    Согласно этому определению психологического лидерства, основанному на данных и исследованиях, лидерство требует многих навыков межличностного общения и большого опыта, чтобы сделать отношения лидера и последователя выгодными для обеих сторон, когда они взаимодействуют для достижения цели. Я полагаю, что точное обобщение этого определения звучит так: Психологическое лидерство — это способность заглядывать в завтрашний день и вести людей туда поддерживающим и взаимовыгодным способом. К сожалению, психологическому лидерству нельзя научить на недельной конференции в Caesar’s Palace в Лас-Вегасе.

    Инструмент самооценки психологического лидерства

    Отличные новости… Я разбил это длинное определение психологического лидерства на 12 значимых элементов, которые можно использовать в качестве инструмента самооценки для измерения и улучшения навыков психологического лидерства.

    Я разработал тест психологического лидерства Джексона (JPLA-12) для измерения уровней психологического лидерства как для отдельных лиц, так и для организаций. JPLA-12 представляет собой количественный опросник психологического лидерства с 12 пунктами и пятибалльной шкалой Лайкерта от 1 = «Совершенно не согласен» до 5 = «Совершенно согласен».

    Если вы хотите ознакомиться с JPLA-12 и принять участие в добровольном исследовании достоверности, надежности и совместимости нового инструмента, нажмите на ссылку ниже.

    Оценка психологического лидерства Джексона (JPLA-12)

    Ссылки

    Бриваарт, К., Баккер, А.Б., Демерути, Э., и ван ден Хевел, М. (2015). Обмен лидер-член, вовлеченность в работу и производительность труда. Журнал управленческой психологии, 30 (7), 754-770.

    Чедвик, И. К., и Рэйвер, Дж. Л. (2013 г., январь). Непрерывное совершенствование в трудные времена: преодоление нехватки ресурсов с помощью психологического капитала. В Академии управленческого судопроизводства (Том 2013, № 1, стр. 13895). Академия управления.

    Дирзите, А. (2014). Благополучие на работе: что важно? Европейский научный журнал, ESJ, 9(10).

    Хенриксон, М. (2006). О лидерстве. Великими лидерами становятся, а не рождаются: заключение серии из четырех частей. AWHONN Lifelines, 10(6), 510-515.

    Лютанс, Ф., и Юссеф, К.М. (2004). Управление человеческим, социальным, а теперь и позитивным психологическим капиталом: инвестирование в людей для получения конкурентного преимущества. Организационная динамика, 33(2), 143-160.

    Ван Х., Суй Ю., Лутанс Ф., Ван Д. и Ву Ю. (2014). Влияние подлинного лидерства на производительность: роль положительного психологического капитала последователей и реляционных процессов. Журнал организационного поведения, 35 (1), 5–21.

    Уинстон, Б. Э., и Паттерсон, К. (2006). Интегративное определение лидерства. Международный журнал исследований лидерства, 1(2), 6-66.

    • Неврология механизма угроз во время организационных изменений

      15 мая 2019 г.

    • Неврология организационных изменений

      10 мая 2019 г.

    • Повышение успешности изменений путем изменения вашего диалога

      18 марта 2019 г.

    • Процесс принятия решений сотрудниками во время организационных изменений: Шаг 3 Убеждения (Статья 4 из 5)

      24 октября 2018 г.

    • Процесс принятия решения сотрудником во время организационных изменений: отношение шага 2 (статья 3)

      5 октября 2018 г.

    • Процесс принятия решения сотрудником во время организационных изменений: восприятие шага 1 (статья 2)

      7 сентября 2018 г.

    • Процесс принятия решений сотрудниками во время организационных изменений

      30 августа 2018 г.

    • Кризисное лидерство: модульный подход

      16 июля 2018 г.

    • Третий неврологический вызов организационным изменениям: отказ от принятия психологических изменений

      13 июля 2018 г.

    • Безумие на рабочем месте: определение, основанное на организационной психологии

      25 июня 2018 г.

    Другие также смотрели

    Исследуйте темы

    Как психология помогает нам понять лидерство

    В недавнем интервью меня спросили, почему важно включать психологию в изучение лидерства. Как психолог я считаю лидерство настолько очевидной психологической темой, что был немного удивлен этим вопросом. Однако это заставило меня задуматься о многих способах, которыми психологические знания способствуют нашему пониманию лидерства, и вот 4 важных способа.

    Лидерство — это социальная конструкция. Одним из способов определения лидерства является рассмотрение его как социально созданного людьми. В наших социальных группах мы создаем роль «лидера», а другие играют роль «последователя». Согласно теориям имплицитного лидерства, у всех нас в голове есть представления о том, как должны выглядеть и вести себя лидеры, и мы используем их, чтобы направлять поведение нашего лидера (или последователя).

    Посмотрите, как формируется лидерство в новых группах – возможно, в жюри, клубе, некоммерческом правлении или ассоциации домовладельцев. Мы коллективно решаем, что нам нужен лидер – председатель жюри, председатель и т. д. Затем мы кого-то выдвигаем, или кто-то выходит вперед и добровольно возглавит. Затем мы коллективно подтверждаем (или отвергаем) этого лидера, часто голосованием. Затем новоизбранные лидеры используют свои имплицитные представления о роли лидера, чтобы вести себя в соответствии с этой ментальной моделью. Если человек считает, что лидеры должны быть сильными и авторитарными, это будет определять его поведение. Если их ментальная модель — это «лидер-слуга», этот лидер позволит членам группы устанавливать повестку дня.

    Лидерство — это социальная власть и контроль. Роль лидера согласуется с понятием власти. Формальные лидеры обладают властью или тем, что лучше было бы назвать «авторитетом», просто в силу занимаемого ими положения. Президент США, например, имеет несколько полномочий — над вооруженными силами, возможность издавать распоряжения, а также командовать и контролировать многие федеральные агентства.

    Помимо формальной, позиционной власти, у лидера есть и личная власть – способность убеждать и влиять на других. Изучение социального влияния является основной темой социальной психологии, где изучается, например, как лидеры могут заставить последователей выполнять их распоряжения, предлагая что-то в обмен (деньги, престиж, работу). Другие могут охотно следовать за лидером, потому что в лидере видят знающего эксперта, который может вести нас в правильном направлении.

    Психологическая наука также проводит различие между «персонализированной» и «социализированной» властью и сообщает нам кое-что о природе лидера. Персонализированная власть — это когда лидер использует власть и авторитет для достижения эгоистичных или своекорыстных целей. Социализированная власть — это когда лидер использует власть для общего блага.

    Лидерство — это отношения. Другой способ определить лидерство — рассматривать его как сложные отношения между лидером и последователем. В идеальном мире должно быть хорошее общение и высокий уровень доверия в отношениях между лидером и последователем — точно так же, как мы все хотим от наших межличностных отношений. Многие современные теории лидерства основаны на отношениях (например, теория обмена лидер-член, трансформационное лидерство, харизматическое лидерство) и утверждают, что высококачественные отношения между лидером и последователем являются средством достижения успеха.

    Харизматическое и трансформационное лидерство основано на идее о том, что между последователями и харизматическим лидером существуют настолько прочные отношения, что последователи готовы пойти на многое для достижения общих целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *