Конспект занятия по ФЭМП Тема: «Логические задачи» в старшей группе | План-конспект занятия по математике (старшая группа):
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 Василеостровского района.
Конспект занятия по ФЭМП на март
Тема: «Логические задачи» в подготовительной группе
Подготовила воспитатель
Цветкова Ю.С.
Санкт-Петербург
2019г
Конспект занятия по ФЭМП на март
Тема: «Логические задачи»
Направленность: образовательная
Возраст детей – 6-7 лет.
Составитель:воспитатель Цветкова Ю.С.
Тип занятия: комбинированное.
Цель занятия: познакомить детей с логическими задачами, учить прослеживать взаимосвязи и делать выводы.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием логические задачи, тренировать в решении логических задач.
- Закрепить геометрические представления.
- Повторить прямую и обратную последовательность ряда цифр до 10 и устные вычисления в пределах 10.
Развивающие:
- Формировать умение анализировать и делать выводы.
- Развивать мышление, память и речь.
- Развивать собранность и внимательность.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию коллективизма и взаимопомощи при работе в команде.
- Стимулировать интерес к математике.
- Воспитывать навыки культурного поведения в обществе.
Форма проведения – сюжетно-ролевая игра.
Оборудование для педагога: гонг, флажки- 10 шт., 9 конвертов с заданиями, несколько пустых конвертов – по количеству детей, диск со стрелкой для эмитации игры «Что? Где? Когда?», картинки и геометрические фигуры на картоне,
Оборудование для детей: чистые листы бумаги в крупную клетку, простые карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент: Звучит музыка из телепередачи «КВН».
Педагог: — Здравствуйте!
Друзья, сегодня вы пришли
На наш веселый КВН
Мы вам улыбку принесли
Чтоб улыбались каждый день.
Итак. Сегодня в клубе веселых и находчивых впервые в этом сезоне выступает команда «Эрудиты». Вся наша группа будет соревноваться с телезрителями, которые прислали нам свои вопросы (демонстрирует конверты с вопросами). За правильные ответы вы получите флажок, а за нарушения дисциплины – придётся флажок вернуть, но, будем надеяться, что такого не произойдёт.
Основная часть
— А теперь я вам объясню правила игры. После заданного мною задания у команды будет время обсудить и прийти к правильному ответу, после чего ударить в гонг, который находится на ваших игровых столах. За правильно выполненное задание команда получает балл (флажок).
Первое задание. «Разминка».
Открывается первый конверт. Задание:
Вспомнить и называть сказки, в названии которых есть число семь или число три.
За выполнение задания команда получает флажок.
Второе задание. «Собери узор».
— В правом верхнем углу положите два больших треугольника разного цвета;
— в левом нижнем углу положите два больших круга одного цвета;
— в правом нижнем углу две геометрической фигуры разной формы и разного цвета;
— в верхнем левом два маленьких треугольника одного цвета;
— в середине – маленький круг.
Посчитайте, сколько всего получилось геометрических фигур.
Команда получает флажок.
Третье задание. «Эстафета». Задание из следующего письма.
На полу раскладываются различные фигуры картинки из картона.
Команда собирает в свою корзину только геометрические фигуры.
За правильное выполнение задания команда получает флажок.
Четвертое задание. «Блицтурнир».
Давайте немного подготовимся к заданию. Ответьте на вопросы:
— если стол выше стула, то стул…? (ниже)
— если река шире ручья, то ручей…? (уже)
— если штанга тяжелее подушки, то подушка…? (легче)
— если сестра младше брата, то брат…? (старше)
— Если в банке воды больше, чем в кружке, то в кружке…? (меньше)
Какой вывод мы можем сделать? (Если нам известно что-либо об одном предмете, который связан с другим, то мы можем догадаться и о втором)
Обратите внимание – такие связи называются логическими. Можете ли вы, сами привести примеры каких-либо зависимостей? (Дети отвечают)
Далее по очереди задаются вопросы достаточно в быстром темпе (за правильный ответ бал):
— сколько хвостов у четырех котов?
— сколько ног у воробья?
— сколько ушей у пяти журавлей?
— сколько лап у двух ежат?
— чего на поле больше ромашек или цветов?
— кого в лесу больше медведей или зверей?
— снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?
— что в суп кладут, а не едят?
Если команда ответила на большинство вопросов правильно, то получает флажок.
Пятое задание
Педагог:
— Для участия следующем конкурсе приглашаются двое желающих.
А задание такое — графический диктант. Поставьте маркер на красную точку, будьте внимательны, начинаем: Две клеточки вверх, одна вправо, две вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, одна вверх, две вправо, одна вниз, одна вправо, три вверх, две вправо, три вниз, одна вправо, две вниз, десять влево.
Остальным детям предлагается попробовать выполнить это задание на своём листе бумаги в клетку. Полученные изображения сравниваются, определяются ошибки и их причины. Команды получает флажок за выполнение задания.
Шестое задание.
Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?»
— Внимание, «Черный ящик».
Какая фигура в Черном ящике вы увидите, если отгадаете загадку:
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок. (Шар)
Вручение флажка.
Физ.минутка.
Встаньте на одной ноге в большой круг, руки «в замок» — за голову, вторую ногу прижмите к колену. Если коснетесь ногой пола или расцепите руки — вы уходите. Выигрывает последний устоявший на одной ноге.
Седьмое задание.
Марафонцы вперед идут
Математику с собой ведут
Без неё никак нельзя!
Открываем конверт друзья!
В конверте гусеница с цифрами. Предлагается детям собрать двух гусениц. Одну из чисел от 0 до 10; другую от 10 до 0
Восьмое задание. «Кто быстрее?»
Из 7 палочек составить 3 равных квадрата.
Девятое задание.
Логические задачи. Отвечает каждый участник по очереди, если ответа нет, то отвечает следующий. Флажок вручается победителю, ответившему на большее количество вопросов. Он приносит флажок в команду.
1. На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
2. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
3. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей —
Сколько всего в воде малышей?
4. Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
5. Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
6. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Заключительная часть.
— Итак, ребята, давайте подсчитаем на сколько же вопросов телезрителей мы ответили (считают открытые конверты – 9), а сколько флажков получили (считают и сравнивают с кол-вом конвертов) Какой вывод мы можем сделать? Справились ли мы с заданием?
(Да) Молодцы ребята! И последнее пожелание вам: если вы сами придумаете задание или задачу, то нарисуйте или запишите его и положите в конверт(каждому ребёнку раздаются конверты), а потом принесите к нам на занятие, мы все вместе попробуем его выполнить, договорились?
Дети награждаются сладкими призами или воздушными шарами.
Сборник «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ» старшая группа
СБОРНИК
«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ,
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»
Старшая группа
Составила воспитатель:
Бочкарёва Н.В.
г Карасук 2022г.
Сборник«ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ»
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил?
5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
6. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки?
7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки?
8. Две девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней сажали разные растения?
9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей рисовали разное?
10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку. Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок?
11. Два мальчика жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
12. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат вылепили ребята?
13. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов?
14. В корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось?
15. На кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось?
16. В вазе стояло 3 розы. Мама срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе?
17. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек стояло?
18. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось?
19. Сколько глаз у светофора?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько ног у воробья?
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько в комнате углов?
Сколько ушей у двух мышей?
Сколько лап в двух ежат?
Сколько хвостов у двух коров?
20. Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (Ответ: 4 кг.)
21. У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
(Ответ: 3.)
22. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
23. Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок растет на елке? (Ответ: на елке яблоки не растут).
24. У Лены есть брат. У брата только одна сестра. Как зовут сестру Лениного брата?
25. Мама купила 4 штуки груш и яблок. Яблок было больше, чем груш. Сколько груш и сколько яблок купила мама? (лучше сделать рисунок)
26. У каждого из двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье?
27. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?
28. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех?
29. Мама, папа и я сидели на скамейке. Я сидел слева от папы, а мама – слева от меня. В каком порядке мы сидели?
30. У кошки 2 правые лапы и 2 левые, 2 лапы сзади и 2 спереди. Сколько лап у кошки?
31. Из норки высовывалось 4 мышиных ушка. Сколько мышек было в норке?
32. Веревку разрезали в трех местах. Сколько частей получилось?
33. Какая птица не умеет летать? (Ответ: курица)
34. Кто своих детенышей в сумке носит?
35. Кто спит вниз головой? (Ответ: летучая мышь)
36. Бьют ногой, рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Ответ: мяч)
37. Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. (Ответ: часы)
38. Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
39. Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
40. Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
41. У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
42. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
43. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
44. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
45. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
46. В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
47. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
48. Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
49. Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
50. Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
51. Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
52. Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?
53. Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной — на клене вишни не растут.)
53. Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
54. В садике гулял павлин.
Подошел еще один.
Два павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами
55. Вышла курочка гулять,
Забрала своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 осталось позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят.
56. На большом диване в ряд
Куклы Танины стоят:
2 матрешки, Буратино
И весёлый Чиполлино.
Сколько всех игрушек?
57. Росло четыре осины,
На каждой по четыре больших ветки,
На каждой большой ветке по четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке по четыре яблока.
Сколько всего яблок?
Ответ: Ноль. На осинах нет яблок.
58. Человек хочет, чтобы он включился. Но когда он включается, человек злится и старается сразу его выключить
Ответ: Будильник
59. У мальчика есть две монеты. В сумме они составляют 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Что это монеты?
Ответ: 1 и 2 рубля
60. Что поднять земли легко,
но трудно кинуть далеко?
Ответ: Пух
61. «Найди и закрась»
Вопросы и задания:
— из каких геометрических фигур состоит неваляшка? (из кругов – большого, поменьше и двух маленьких).
— из каких геометрических фигур состоит зайка? (из 5 овалов и одного круга).
— из каких геометрических фигур состоит рыбка? (из 5 овалов и 2 треугольников)
— раскрасьте тот рисунок, который составлен из нарисованных внизу геометрических фигур.
— какой предмет закрасили и почему? (рыбку, потому, что только она состоит из 5 овалов и 2 треугольников).
62. «Смотри, считай, записывай»
Вопросы и задания:
— Из каких геометрических фигур состоит кошка? (прямоугольников, квадратов, треугольников, кругов).
— сколько прямоугольников? Напиши.
— сколько треугольников? Напиши.
— сколько квадратов? Напиши
— сколько кругов? Напиши.
63. «Сколько котят в корзине?»
Предложите детям отгадать сколько котят в корзине, и записать ответ в квадрате. (четыре).
Если дети затрудняются, спросите, сколько ушей у одного котенка? (два).
— Сколько котят спряталось в корзине? (три).
Одного котенка видно, поэтому котят четыре.
64.Кораблики на реке.
Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.
65. Для кого Виталик оставил рябинку?
Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
О чем рассказала мама сыну?
66.Что ищет медведь?
Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?
67.Что за зверек?
Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?
68. Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь, как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?
69.Почему убегают оленята?
Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.
Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?
70.Что здесь произошло?
Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась. А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые.
Что здесь произошло?
Задачи на сравнение.
71. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый?
72. У Инны волосы темнее, чем у Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех?
73. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех?
74. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?
75. Саша грустнее Толи, Толя грустнее Вани. Кто веселее всех?
76. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех?
77. Заяц слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый?
78. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2 года старше Леши. Кто младше всех?
79. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?
80. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех?
81. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?
82. «Кто больше?»
Предложить детям ответить на вопрос кто больше?
— Маленький слон или большая мышка?
— Маленький бегемот или большой муравей?
— Маленький ослик или большой зайчик?
— Маленький жираф или большая лиса?
83. Игры со спичками
У нас поровну спичек. Я отдал(а) тебе 2 спички. На сколько спичек у тебя больше?
Сколько раз надо порезать сосиску, чтобы разрезать ее на 3 части?
На столе лежат 3 спички. Как из них сделать 4?
84. Игры из серии «Чудо‑мешочек»
Всем известный чудо‑мешочек представляет собой мешочек, наполненный фигурками различных форм и цветов. Он широко используется в обучении дошкольников при формировании у них представления о геометрической фигуре, а также обучающих играх, способствующих развитию сенсорного восприятия. В логических задачах он также нашел себе место.
Задача 1
В чудо‑мешочке находятся три белых и три синих шарика. Сколько нужно вынуть шариков из мешочка, чтобы заранее утверждать, что хотя бы один будет белым?
Как правило, такая задача вызывает затруднения у дошкольников. После проведения следующих игр дети легко справляются с ней.
Игра 1
Необходимо показать ребенку пустой мешочек и два шарика разного цвета (синий и белый). Затем положите шарики в мешочек. Задайте вопрос: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?» Последует ответ: «В мешочке два шарика: один – синий, другой – белый».
Предложите ребенку поочередно несколько раз, не заглядывая в мешочек, вынуть один шарик и назвать его цвет, а затем положить его обратно. Выясняется, что нельзя заранее предугадать цвет, вынимая один шарик.
Игра 2
Теперь положите два синих и два белых шарика. Сначала повторите с ребенком игру № 1 (см. выше), вынимая по одному шарику. Затем предложите ему вынимать, не глядя, по два шарика за один раз.
Повторите этот эксперимент достаточное количество раз. Выяснится, что если вынимать из мешочка по два шарика, то они окажутся или оба белыми, или оба синими, или один из них будет белым, а другой – синим. Пусть ребенок убедится на практике, что другие варианты невозможны.
Далее проведите с участием ребенка опыты по выбору трех шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два варианта: либо будут вынуты два синих шарика и один белый, либо два белых и один синий.
После проведенных опытов уместно поставить вопрос: «Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался белым?» Выражение «хотя бы один» надо пояснить. Как правило, многие дети догадываются, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам объяснит, почему.
Игра 3
Затем положите в мешочек три синих и три белых шарика. Проведите вместе с ребенком опыты по выбору трех шариков. Выясните все возможные случаи: все три вынутых шарика синие, два синих и один белый, два белых и один синий, все три белые.
Теперь задайте вопрос, аналогичный вопросу в случае с двумя белыми и двумя синими шариками: «Сколько надо вынуть из мешочка шариков, чтобы хотя бы один из вынутых оказался белым?» Больше половины – 4.
Игры для мозга для пожилых людей, улучшающие психическое здоровье и память
13 мин. читать
Тренировка ума, чтобы поддерживать его активность, так же важна, как поддержание физической формы и силы в пожилом возрасте. На протяжении всей нашей жизни наш мозг отвечает за то, чтобы мы были счастливы, и по мере того, как мы становимся старше, психическое здоровье часто становится важной частью нашей способности жить независимо.
Чтобы мозг работал как можно лучше, ему необходимо ежедневно бросать вызов. К счастью, тренировка ума может быть веселой и легкой благодаря быстрым играм, заданиям и занятиям, которыми можно наслаждаться где угодно и кем угодно.
Мы нашли 22 лучших проверенных игры и упражнения для тренировки мозга, которые особенно подходят для пожилых людей и наверняка будут веселыми и эффективными. Попробуйте их и посмотрите, что думаете вы и ваши старшие друзья!
1. Декоративно-прикладное искусство для поддержания активности ума и ловкости рукДля пожилых людей создание различных вещей — это не только блестящий способ проявить воображение, но и помочь сохранить ловкость рук и пальцев при создании предметов для дома или подарков для друзей и семьи. Искусство и ремесла не обязательно должны быть сложными или дорогими. Почему бы не попробовать переработать старые фоторамки с помощью бумажного коллажа, сделать поздравительные открытки из журналов или связать вещи для новорожденных?
2. Разгадывайте головоломки со словамиГоловоломки со словами — увлекательная задача, которая может заставить мозг работать и тренироваться. Даже если не все загадки в головоломке решены, просто попытка найти ответ, работа с другими людьми и приложение усилий — вот что имеет значение для здоровья мозга. Испытайте себя с помощью приведенного ниже примера или найдите множество других головоломок в Интернете или в книгах со словами, которые можно приобрести в большинстве канцелярских и книжных магазинов.
Игра «Связи»:
Цель этой головоломки — стимулировать мозг и позволить ему устанавливать связи.
Вот как играть. В левой колонке есть пара слов. Ваша цель — найти третье слово, которое связано или связано с обоими этими двумя словами. Возьмем для примера первую пару: PIANO и LOCK. Ответ КЛЮЧ. Слово «ключ» связано как со словом «фортепиано», так и со словом «замок»: на пианино есть КЛЮЧИ, и вы используете КЛЮЧ, чтобы запирать двери. Теперь ваша очередь, попробуйте следующие пять:
ЗАМОК – ПИАНИНО
КОРАБЛЬ – КАРТА
ДЕРЕВО – АВТОМОБИЛЬ
ШКОЛА – ГЛАЗ
ПОДУШКА – ДВОР
РЕКА – ДЕНЬГИ
(Нажмите здесь, чтобы получить дополнительную информацию и головоломки вместе с ответами)
3. БингоБинго — это веселая и простая игра, в которую можно играть как большими, так и маленькими компаниями. Это одно из наиболее распространенных занятий пожилых людей, живущих в домах престарелых или посещающих дневные центры, и его можно легко воспроизвести как дома, так и вне его. Игра в бинго не только развлекает и стимулирует, но и имеет ряд преимуществ для здоровья пожилых людей.
Например, это может помочь стимулировать три основных чувства: слух (когда называют цифры), осязание (использование ручек для прикосновения и удерживание карточки) и зрение.
Бинго также является отличной социальной деятельностью, которая может помочь уменьшить одиночество и повысить чувство благополучия. 4. Веселые и интерактивные онлайн-игрыВ Интернете доступны сотни игр для развития мозга, которые могут помочь улучшить память и улучшить психическое здоровье пожилых людей, когда они находятся вне дома. Даже для наименее технически подкованных людей онлайн-игры легко найти, получить быстрый доступ и в них весело играть. В них можно играть даже в многопользовательском режиме.
5. Логические головоломки для развития нестандартного мышленияЛогические головоломки — увлекательное занятие, предназначенное для проверки способности человека использовать предоставленную ему информацию и придумывать логический ответ. Логические головоломки позволяют мыслить нестандартно, находить новые решения, а также помогают укрепить воспоминания.
Логические головоломки идеально подходят для пожилых людей, поскольку они развивают латеральное мышление и могут помочь активировать нейронные пути, которые, вероятно, бездействовали с момента выхода на пенсию. Вы можете найти книги по логическим головоломкам в Интернете или в большинстве хороших книжных магазинов, но ниже приведен пример для начала:
Вот изображение автобуса.
Можете ли вы определить, в каком направлении едет автобус? Подсказка: автобус едет либо влево, либо вправо. Это не вопрос с подвохом. Если вы думаете, что у вас есть правильный ответ или вы не можете найти решение, нажмите здесь, чтобы узнать, в каком направлении движется этот автобус!
6. Пазлы для стимуляции умаДля многих пазлы могут быть первой игрой для тренировки мозга, в которую мы играем. Однако с возрастом мы можем забыть, насколько эффективны головоломки для стимуляции ума. Еще одним преимуществом головоломок является то, что они помогают пожилым людям расслабиться, снижая кровяное давление и замедляя частоту дыхания. Некоторые даже рассматривают головоломки как своего рода медитацию — идеальную для пожилых людей с занятыми умами.
7. Задания для развития памяти и внимания для пожилых людейВот несколько игр, направленных на развитие памяти и внимания — необходимых навыков для пожилых людей, которые могут легко ухудшиться из-за неиспользования:
1. Назовите два предмета для каждого буква от вашего имени. Работайте с пятью объектами, каждый раз пытаясь использовать разные предметы.
2. Назовите месяцы года в алфавитном порядке.
3. Назовите шесть или более вещей, которые вы можете носить на ногах, начиная с «s»
4. Оглянитесь вокруг, где бы вы ни находились, и в течение двух минут попытайтесь найти пять красных вещей, которые поместятся в ваших карманах, и пять синих предметов, которые слишком велики, чтобы в них поместиться.
8. Судоку для пожилых людейСудоку — гениальная интеллектуальная игра для людей всех возрастов и способностей. Проще говоря, судоку — это логическая игра, которая включает в себя решение задач и поиск числовых закономерностей. Навыки, развитые в этой игре, имеют практическое применение, помогая пожилым людям оценивать последствия решений, с которыми они сталкиваются каждый день. Поскольку судоку — это вызов, решение головоломок также может дать большое чувство выполненного долга, которого может быть трудно достичь в других видах деятельности в более позднем возрасте.
Существует бесконечное количество викторин, которые можно использовать для викторины, в зависимости от группы или отдельного человека, с которым вы играете. Захватывающие темы включают мюзиклы, текущие события и историю.
Сохраняйте очки, играя в команде или в группе, чтобы повысить конкурентоспособность и добавить сложности. Вопросы можно вызывать или записывать — в зависимости от навыков и предпочтений играющих. Затем вы можете проверить ответы, чтобы увидеть, сколько из них были правильными. Победителям даже могут быть вручены призы. Trivia — это фантастический способ стимулировать умы пожилых людей, а также немного посмеяться.
10. Шахматы для улучшения навыков планирования у пожилых людейШахматы существуют уже много столетий, но их часто упускают из виду как игру, которая может улучшить здоровье мозга и психическое благополучие. Шахматы — это стратегия, планирование наперед и нестандартное мышление — проще говоря, это отличное занятие для людей всех возрастов.
Некоторые люди могут избегать шахмат, думая, что нужно быть гением, чтобы играть, но это не так: удивительно, что всего через несколько месяцев игры шахматы могут даже помочь повысить ваш IQ. Вы также можете играть в шахматы онлайн, если вы одиноки или вам нужно освежить свои навыки. И последнее преимущество, особенно полезное для пожилых людей, которые борются с концентрацией внимания, заключается в том, что это может помочь улучшить концентрацию.
Игры, стимулирующие мозг, могут помочь замедлить прогрессирование деменции. Вот несколько наших любимых игр для тренировки мозга для пожилых людей с деменцией:
Amazing Chase: забавная игра с шариками для рук, которая помогает стимулировать людей на ранних и поздних стадиях деменции
Call to Mind: настольная игра, специально разработанная для стимулирования воспоминаний и поощрения разговоров у людей с деменцией
Puzzles & Past Times: эта 140-страничная книга, созданная Unforgettable и Puzzler, включает в себя головоломки и задания (игры на память, ностальгию, кроссворды и многое другое), которые стимулируют ум, воспоминания и беседы
Карты Бинго Jumbo Slide-Slot: эти очень большие карты Бинго удобны для слабоумных, что делает их идеальными для всей семьи, чтобы развлечься вместе
Для всех пожилых людей прогулка на свежем воздухе — отличный стимул для хорошего самочувствия, даже если это просто прогулка в саду. Свежий воздух может стимулировать мозг, а добавление элемента ботанической идентификации может помочь действительно увеличить умственную пользу от пребывания на улице.
13. Игра на подносе для улучшения краткосрочной памяти у пожилых людейС возрастом становится все труднее что-то запоминать. Часто возраст больше всего влияет на кратковременную память, что может повлиять на повседневную деятельность, такую как покупка продуктов, домашние дела и действия по запоминанию. Поэтому очень важно проверять его и бросать вызов мозгу каждый день.
Увлекательным занятием, которое может улучшить кратковременную память, является «игра с подносом». Найдите сервировочный поднос и набор случайных предметов со всего дома. Поместите предметы на поднос и осмотрите их, прежде чем накрыть их тканью. Затем попросите тех, кто играет, вспомнить все предметы — посмотрите, кто помнит больше всех.
14. Читать художественную литературу и пересказывать сказкиЧтение — это иммерсивное занятие, которое, помимо улучшения когнитивных навыков и расширения словарного запаса, может помочь уменьшить чувство изоляции у пожилых людей. Отличным дополнительным дополнением, повышающим пользу от чтения, является просьба пожилого человека кратко пересказать историю после того, как он прочитает книгу. Это не только увеличивает социальный аспект деятельности, но и обеспечивает развитие навыков памяти.
15. Тренируйте ум с помощью игры со списком покупокИгры на развитие памяти не только помогают пожилым людям улучшить память, но и уменьшают чувство одиночества. Бросайте вызов разуму с помощью игры с кумулятивными рассказами о покупках — это веселое занятие, которое действительно улучшает навыки памяти, а также социальное взаимодействие.
Просто соберите группу пожилых людей и попросите их сесть в круг. Первый человек начинает со слов: «Я пошел в супермаркет и купил курицу». Следующий человек повторяет эту строку и добавляет свой собственный пункт: «Я пошел в супермаркет и купил немного курицы и немного риса». Это продолжается до тех пор, пока не вернется к первому человеку, который затем должен снова произнести весь список. Игра может быть завершена в течение нескольких раундов, пока никто не сможет запомнить все предметы. Гарантированное удовольствие для всех участников.
16. Играйте в видеоигры, чтобы развивать умственные способности пожилых людейМногие могут подумать, что видеоигры предназначены только для молодежи, но они могут стать отличным развлечением и для пожилых людей. Исследования показывают, что 3D-игры-платформеры, такие как Super Mario, могут быть особенно полезны для пожилых людей, поскольку они требуют быстрой реакции, перспективного планирования и памяти о том, какие клавиши использовать.
Компьютерные игры также требуют, чтобы игрок осваивал новые навыки, которые могут помочь обеспечить долговременное когнитивное здоровье пожилых людей, а также принесут чувство достижения.
17. Волонтерство для тех, кому за 50Нет никаких причин, по которым волонтерство должно быть предназначено только для молодежи. Независимо от того, сколько человеку лет или насколько он способен, волонтерская деятельность найдется для всех — от чтения с детьми до ухода за животными и помощи в благотворительных магазинах. Волонтерство не только позволяет людям изменить мир к лучшему — оно также меняет их удивительным образом!
Помимо чувства благополучия, волонтерство может уменьшить социальную изоляцию и позволить развить новые навыки. Быстрый поиск в Интернете покажет, сколько возможностей для волонтерства есть для пожилых людей.
18. Карточная играЗабыть о том, что лежит в холодильнике, или о причине, по которой вы поднялись наверх, — раздражающие моменты забывчивости, от которых мы все страдаем. Однако для пожилых людей эти моменты могут стать частыми и раздражающими, что затрудняет выполнение повседневных дел.
Игра «Собери карты» — отличное занятие для улучшения памяти в любом возрасте. В нее можно играть одному или с компанией друзей. Все, что нужно, это колода карт и стол. Карты кладутся лицевой стороной вниз, а затем, когда игрок делает свой ход, он переворачивает две карты вместе. Если карты совпадают, они сохраняют пару и продолжают поиск новых совпадений. В случае неудачи ход переходит к следующему игроку. Победителем становится человек с наиболее правильно подобранными парами.
19. Веселые и функциональные игры для вечеринок для пожилых людейМы все любим веселиться и праздновать, независимо от возраста. Некоторые игры для вечеринок могут стать трудными с возрастом, но есть много игр, которые доставляют удовольствие и могут повысить навыки, необходимые для счастливой и здоровой жизни в пожилом возрасте.
Partners in Pen — отличная игра для вечеринок, для которой нужны только ручка и немного бумаги. Группа делится на пары: у первого человека есть ручка и бумага, а у второго — список или сумка с предметами. Затем второй человек описывает объект, а первый должен его нарисовать. Цель игры состоит в том, чтобы один человек угадал, что он рисует, прежде чем изображение будет завершено. Отличная игра для творчески мыслящих людей.
20. Оставайтесь в форме в пожилом возрасте благодаря комбинированным физическим и умственным тренировкамДля пожилых людей, которые все еще ведут активный образ жизни, танцы могут быть полезным занятием, которое также бросает вызов мозгу из-за необходимости осваивать новые шаги и упражнения. Танцы также являются лечебным времяпрепровождением, которое может уменьшить социальную изоляцию, увеличить расслабление и снизить кровяное давление. Есть множество танцевальных классов, специально предназначенных для пожилых людей, и даже уроки танцев на стуле, подходящие для тех, кто не может стоять.
21. Развивайте умственные способности с помощью приложения для тренировки мозгаВы можете загрузить приложения для тренировки мозга прямо на мобильный телефон или планшет, чтобы пожилые люди могли тренировать свой мозг в любое время и в любом месте. Эти приложения полезны для улучшения зрительно-пространственных навыков, решения проблем и концентрации.
Доступно множество приложений, начиная от очень простых игр со связями слов и заканчивая более сложными приложениями с более чем 60 различными играми и занятиями. Многие приложения бесплатны и просты в использовании. Несколько отличных вариантов включают в себя: Fit Brains Trainer и NeuroNation, но быстрый поиск в магазине приложений покажет, сколько приложений доступно.
22. Никогда не поздно выучить новый языкНаш мозг стареет вместе с нами, но можно улучшить здоровье мозга и уменьшить последствия старения, бросив ему вызов. Изучение нового языка — один из лучших способов сделать это. Помимо языковых занятий в общественных центрах, есть также языковые занятия онлайн и аудиокниги, которые можно взять напрокат в библиотеках.
Изучать язык лучше всего с друзьями, что делает его отличным занятием для повышения уровня общительности пожилых людей. Некоторых может оттолкнуть вызов нового языка, но даже не имеет значения, если пожилой человек не в состоянии выучить большой словарный запас — изучение всего нескольких слов заставит шестеренки вращаться и улучшит психическое здоровье.
Заключение
Поддержание активности ума в пожилом возрасте очень важно. Как мы уже отмечали, есть много способов сделать это: от онлайн-игр и приложений до занятий на свежем воздухе и танцев.
Для пожилых людей тренировка мозга должна проводиться как можно чаще, чтобы получить максимальную пользу, но положительные результаты можно увидеть уже через очень короткий период времени. Недавнее исследование показало, что пожилые люди, которые в течение пяти-шести недель последовательно выполняли упражнения для мозга, такие как задачи на память и числовые головоломки, испытали улучшение своего психического здоровья в областях памяти, рассуждений и обработки информации. Эффект от этих упражнений длился не менее пяти лет.
В подтверждение, другое исследование, проведенное Королевским колледжем Лондона, показало значительное улучшение повседневных задач и памяти в результате тренировки мозга.
Игры для мозга могут помочь значительно уменьшить и замедлить негативные психические эффекты, вызванные старостью, добавив к жизни еще несколько хороших лет для мозга. Недавние исследования показали, что вам нужно всего пять минут в день на развивающие мозг головоломки или игры, чтобы значительно улучшить психическое здоровье. Так что будьте активны, бросьте вызов разуму и наслаждайтесь игрой!
Ссылки
«Упражнения для мозга и слабоумие», WebMD.
«Тренировка мозга улучшает память и выполнение повседневных задач у пожилых людей», Институт психиатрии, психологии и неврологии KCL.
По телефону SuperCarers мы можем помочь вам найти регулируемых поставщиков медицинских услуг в вашем районе. Нужен ли вам почасовой уход или уход с проживанием, мы поможем вам найти поставщика услуг по уходу на дому, который соответствует вашим потребностям.
Вас также может заинтересовать наша статья о пользе йоги для пожилых людей и наши советы по улучшению памяти, которые помогут пожилым людям сохранять остроту ума.
10 лучших игр для мозга для пожилых и пожилых людей
Поддержание умственной активности с помощью различных игр — хорошая стратегия для здоровья пожилых людей. По данным Национального института здравоохранения, в ряде исследований и выводов подтверждается, что игры для мозга могут помочь сохранить и даже укрепить такие области, как память, мышление и скорость обработки информации. Другие исследования подтверждают, что интеллектуальные игры для пожилых людей могут способствовать независимости, снижать риск слабоумия и даже предотвращать падения.
Групповая игра в эти игры также способствует социальному взаимодействию, что может помочь предотвратить одиночество — еще один риск для пожилых людей. Итак, какие игры для мозга лучше всего подходят для пожилых людей?
>> Прочтите « Польза общения пожилых людей для психического здоровья »
Узнайте больше о том, почему игры для мозга и памяти для пожилых людей укрепляют здоровье, и узнайте о некоторых из лучших игр для мозга для пожилых людей и пожилых людей Взрослые.
6 способов, которыми игры для мозга могут быть полезны для пожилых людейСтимулирование мозга с помощью игр может улучшить здоровье пожилых людей различными способами. Среди способов, которыми помогают игры для мозга:
- Общение с близкими – Игры с семьей или внуками могут помочь пожилым людям поддерживать с ними связь. Во многие игры можно играть онлайн, что позволяет взаимодействовать с теми, кто живет далеко.
- Тренировка ума – Игры для мозга стимулируют различные функции памяти у пожилых людей, такие как исполнительные функции и скорость обработки информации.
- Обеспечение чувства контроля – Упражнения для мозга могут помочь пожилым людям обрести и сохранить позитивный настрой. Изучение и освоение новой игры дает этим пожилым людям чувство выполненного долга.
- Установление новых связей в мозгу . Теоретически новые виды деятельности развивают новые связи в мозгу и укрепляют память.
- Предотвращение изоляции – Игра в игры с другими имеет преимущество общения. Пожилые люди могут вступить в шахматный клуб, провести вечер карт с друзьями или собрать пазл в группе.
- Оттачивание навыков мышления – Игры могут предотвратить возрастное снижение умственных способностей, так же как физические упражнения предотвращают потерю прочности костей и мышц. Мозговые игры могут заново задействовать разум и улучшить мыслительные навыки.
Бинго – это веселая социальная игра, предлагаемая во многих сообществах Senior Lifestyle, а также в некоторых центрах и библиотеках для пожилых людей. Это поощряет социальное взаимодействие и проблемы с памятью. Бинго также приносит пользу для здоровья от участия в игровых действиях, таких как слух, когда называются числа, зрение при поиске чисел на карте бинго и осязание при использовании фигур, маркеров или мазков для маркировки карт.
2. ШашкиЭто простая в освоении настольная игра для пожилых людей. Эта игра не столько о стратегии, сколько о процессе логики и простой зрительно-моторной координации. Игровые наборы бывают разных размеров, в том числе с большими досками и фигурами, которые могут помочь пожилым людям с артритом или проблемами со зрением.
3. ШахматыШахматы — более сложная стратегическая игра, полезная для развития навыков решения проблем и рассуждений. Поначалу шахматы могут показаться сложными, но работа того стоит, потому что она может увеличить использование мозга и концентрацию. В шахматы можно играть лично или онлайн с другими игроками или в одиночку.
4. КроссвордыКроссворды можно найти повсюду: от ежедневных газет до бесплатных онлайн-сайтов и книг, которые можно купить в продуктовом или долларовом магазине. Эти головоломки бросают вызов как в одиночку, так и в группе, где все помогают друг другу. Если кроссворды не нравятся, можно попробовать другие бесплатные игры в слова для пожилых людей, например, поиск слов.
5. ПазлыСобирать пазлы — прекрасный способ заполнить часы в одиночку или с друзьями. Головоломки включают в себя стратегию и навыки решения проблем, и они могут усложняться в зависимости от количества частей, дизайна изображения или даже формы головоломки. Они также недороги, широко доступны в долларовых магазинах.
6. Онлайн-игрыВ сети доступны десятки игр для пожилых людей. Игры памяти, игры на ловкость, игры в слова и многое другое доступны в онлайн-версиях. Вы можете найти поиск слов, головоломки и многое другое, многие из которых бесплатны, а также в многопользовательском режиме для социальной версии.
7. ЭрудитЭто настоящая классическая настольная игра для пожилых людей и всех возрастов. Эрудит может быть развлечением во время тренировки памяти и может помочь увеличить словарный запас. Поскольку это игра как минимум для двух человек, это еще и социальная игра.
8. ПасьянсПасьянс и другие карточные игры помогают сохранять остроту ума. Пасьянс — одна из самых популярных карточных игр, в которую можно играть лично или онлайн. Другие простые карточные игры, в которых участвуют другие, включают бридж, джин-рамми, рыбу и сердца.
9. СудокуСудоку бросают вызов логическим и умственным способностям, что делает их идеальными для пожилых людей, которые хотят оставаться в форме. Решение судоку дает пожилому человеку чувство выполненного долга. Доступно множество ресурсов судоку, от недорогих книг до онлайн-сайтов и приложений.
>> Читать « 5 советов для начинающих судоку »
10. Викторины-викториныВикторины, такие как Trivial Pursuit, являются отличным стимулятором памяти и воспоминаний. Эти игры, в которые играют в командах, веселые и социальные, и могут стать поводом для отличных разговоров об общем опыте.
Загрузить полное руководство по здоровью и благополучию пожилых людей
По мере того, как люди становятся старше, их потребности в здоровье и хорошем самочувствии меняются.