Манипулятор человек определение: как распознать манипулятора? Манипулятор психология возникновения врожденное или приобретенное качество.

Содержание

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты… но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

Портрет «кукловода»

В народе говорят: чтобы защититься от врага, нужно хорошо знать его в лицо. То же самое можно сказать и о таком явлении, как манипуляция. Обычно ее определяют как скрытое управление поведением человека для достижения собственных целей.

Манипулятор сознательно, а порой и неосознанно применяет обманные трюки для того, чтобы нейтрализовать или подчинить себе волю «объекта». Сокрытие истинных чувств и намерений, отношение к другим людям как к неодушевленным предметам материального мира – вот отличительные черты манипулятора. Для него важна не истинная суть вещей и событий (его это просто не интересует), а то, чтобы эти вещи и события были преподнесены и истолкованы в его пользу. Воздействуя на человека, манипулятор использует такие болевые точки «жертвы», как порядочность, обязательность, добросердечность. Вот почему тем, кто старается жить правильно, так трудно распознать, перестроиться и сразу дать отпор.

Противостоять манипуляции нелегко. Но сделать это обязательно нужно! В противном случае можно стать заложником чужой воли, автоматически выполняющим любую установку расчетливого «кукловода». А ведь Создатель наделил нас (людей) свободой выбора, свободой воли. Светлые силы не посягают на нее.

Применяя манипуляцию, человек становится проводником зла в этот мир и рано или поздно, но дорого за это расплачивается.

Как действуют манипуляторы? По-разному:

  • Есть такие, кто управляет людьми с помощью активных методов. Активный манипулятор демонстрирует свое превосходство в отношениях, играет роль решительного и предприимчивого человека. Он давит на собеседника, используя при этом свой социальный статус (например, статус начальника или родителя).
  • В противоположность активному пассивный манипулятор в силу своих психологических особенностей напрочь лишен какого-либо напора. Наоборот, он притворяется беспомощным и недалеким, разыгрывает из себя вечно обиженного. Тем самым манипулятор вынуждает контактирующего с ним человека пожалеть его, совершить в его пользу то или иное действие.
  • Можно еще выделить так называемого соревнующегося манипулятора. Для него жизнь – постоянное соревнование, вечная борьба, в которой он может либо победить, либо проиграть, а окружающие люди – потенциальные соперники. Методы соревнующегося манипулятора варьируются: он владеет и активными, и пассивными.

Связанный материал

Эмоциональный шантаж

№ 08 / 2022

Методы манипуляции

Сама по себе манипуляция многолика. И не всегда поддается стопроцентной «диагностике». Однако выделить ее основные признаки все же возможно. Попытаемся это сделать.

И чтоб никто не догадался…

Тайный умысел – пожалуй, главный признак манипуляции. Как мы уже говорили, манипулятор действует таким образом, чтобы как можно надежнее скрыть от вас то, ради чего он собственно и затевает свою игру. Чтобы вы ни в коем случае не поняли, что вас хотят использовать. Манипулятор будет плести паутину: играть роль агрессора (активный метод) или жертвы (пассивный метод) ровно до тех пор, пока вы сами, как бы по своей воле, не преподнесете ему на блюдечке то, к чему он так стремится. Открыто попросить и потом поблагодарить за помощь – это не его метод.

Пример 1

В службе ДОУ настоящий аврал. Сотрудники готовят копии документов к налоговой проверке. Все завалены работой и от усталости буквально падают с ног. В этой ситуации ни у кого и мысли не возникнет о том, чтобы взять отгул на день-другой, а уж тем более проситься в очередной отпуск. Все равно начальник не отпустит и никакие аргументы тут не помогут.

Но одной из сотрудниц отпуск нужен, как говорится, позарез: муж наконец-то выполнил обещание и купил долгожданный тур по Европе. И тогда женщина начинает вести свою игру. На работе она грустит, ни с кем не разговаривает, украдкой плачет. На расспросы коллег не реагирует. Так продолжается какое-то время, пока руководитель не приглашает ее в свой кабинет для того, чтобы выяснить причину перемен, произошедших с ней. Женщина, особенно не откровенничая, объясняет свое поведение семейными неурядицами. И тогда руководитель (ценя подчиненную как толкового и исполнительного работника) по собственной инициативе предлагает ей немного отдохнуть, придти в себя, а для этого сходить в отпуск недели на две. Что и требовалось ловкой притворщице!

Использование принципа последовательности

Стремление людей всегда и во всем быть последовательными (порой даже вопреки собственным интересам) – хорошая приманка для манипулятора. Ну кто хочет иметь репутацию непостоянного и ненадежного партнера? А именно таким и представляется в глазах общественности человек, у которого слово расходится с делом. Отсюда вывод: если вы что-то сказали, то обязательно должны это делать. Даже если впоследствии ситуация изменилась и ваше прежнее решение теперь не кажется вам таким уж удачным.

Манипуляторы этим активно пользуются. Главный их аргумент при этом: «Ну ты же обещал! Я на тебя надеялся!» В результате человек вопреки здравому смыслу и личной выгоде покорно (или возмущаясь при этом), но все же выполняет «заказ» манипулятора.

Игра на интересе

Следующий признак манипуляции – использование деликатной информации о жертве. Делясь с коллегами подробной информацией о себе, о своих интересах и планах, вы становитесь крайне уязвимы для действий недобросовестного партнера. Играя на слабостях человека, на его желаниях и потребностях, манипулятор подчас с легкостью может добиться нужного ему результата. Как в приведенной ниже ситуации.

Пример 2

Сотрудник одной из московских компаний (назовем его К.) крайне нуждался в улучшении жилищных условий: в небольшой однокомнатной квартире на окраине города вместе с ним проживало еще три человека – жена, ребенок и престарелая теща. Личная неустроенность коллеги была достоянием всего коллектива. К. часто и довольно охотно обсуждал в курилке свои бытовые трудности.

Знал о проблемах подчиненного и его непосредственный начальник. И решил на этом сыграть. Однажды во время разговора с подчиненным он как бы невзначай сказал, что собирается «выбить» для него у руководства компании кредит на покупку жилья. Обрадованный сотрудник не знал, как и благодарить босса! Однако вскоре после этого на «осчастливленного» работника буквально потоком посыпались различные просьбы начальника: «А не согласились бы Вы нам помочь с подготовкой отчета?», «Очень надеемся на Ваше участие в благотворительной акции», «Вы не будете возражать, если мы перенесем Ваш отпуск на ноябрь?» и т. п. Ну как тут отказать? Конечно, подчиненный не возражал и выполнял все, о чем его просили. Вот и получается: человек реально еще ничего не получил (да и вряд ли получит), а уже чувствует себя в долгу перед руководителем, чувствует себя обязанным на «добро» отвечать добром.

Пример 3

Если хотят помочь, то помогают. Вот прямо противоположная реальная история!

Частная компания за более чем десятилетний срок выросла до размеров холдинга с заметной долей на рынке. Руководитель и основной владелец бизнеса узнал, что один из водителей ищет способ занять денег, чтобы решить свой квартирный вопрос. И надо же было случиться такому совпадению, что этот сотрудник на тот момент оказался самым долго работающим, таким не вымершим единственным «динозавром», еще помнящим былые времена, когда бизнес начинали делать «на коленке», да и Новый год приближался – решался вопрос о его корпоративном праздновании. Руководитель отказал ему в займе, но (!) во время празднования корпоративного Нового года при всех подарил ему недостающую сумму на квартиру со словами благодарности за честный труд и вклад в общее дело.

Как вы думаете, как это подействовало на всех присутствующих, как повысило их лояльность к родной компании? От добра добра не ищут (его не выторговывают), сначала дарят сами и потом получают плоды.

Пример 4

Сотрудник в неформальном разговоре с сослуживцем поделился, что никогда не может отказать человеку в том случае, если тот обращается к нему вежливо, деликатно, пусть и чисто внешне демонстрируя любовь и уважение. А отпор может давать только в случае агрессивного поведения. Эту слабость характера коллеги берет на вооружение недобросовестный сослуживец. С тех пор, желая получить какую-либо выгоду для себя, он обращается к товарищу с позиции ласкового родителя, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Жертва манипуляции, страдая внутренне, «ведется» на подобную тактику и обреченно, через силу, выполняет просьбы манипулятора.

Эксплуатация порядочности

Зачастую при манипуляции активно используются положительные характеристики потенциальной жертвы. Такие, как ответственность, принципиальность, добросовестность. Давя на совесть человека, манипулятор буквально загоняет его в угол, и последнему ничего не остается, кроме как действовать в интересах манипулятора.

Ставка на признательность

Чувство признательности глубоко укоренилось в сознании человека. Если в нашей жизни кто-то сделал нам что-то хорошее, доброе, подразумевается, что мы должны оказать человеку ответную любезность. Например, если нам преподнесли подарок, одолжили денег или поделились урожаем с дачных грядок, то нам непременно следует позаботиться об ответных действиях (иначе душа себя чувствует обязанной). В противном случае можно прослыть неблагодарным. А кому же этого хочется? Вот и получается, что принцип признательности фактически стал неотъемлемой частью человеческой культуры.

И эту установку на обмен любезностями часто и активно используют манипуляторы. При этом они строго дозируют размер подарка и «отдарка». Ежедневно оказывая коллеге пустяковую услугу (например, закрывая по его просьбе форточку в офисе или покупая в обед пирожки в местном буфете), они тут же просят взамен о любезности куда большего масштаба (например, подежурить вместо себя, «прикрыть» от начальства отсутствие на работе или поменяться отпусками на невыгодных для жертвы условиях). Человек под воздействием подобной манипуляции попадает в неудобное положение: вроде и делать то, о чем его просят, не хочется, в то же время и отказать неудобно… Но что ж тут неудобного, если с вами поступают нечестно?!

«…не должно сметь свои суждения иметь»

«Отсылка к авторитету» – также явный признак манипуляции. Слово «авторитет» означает власть, влияние. В обществе признается обязанность безусловного подчинения кому-то сильному, могущественному, умному, иными словами, авторитетному. Во многих областях жизни авторитет действительно играет решающую роль. Например, в государственной сфере, в сфере науки, искусства. Ну кто станет оспаривать авторитет Николая Коперника или, допустим, Карла Юнга? Силу авторитета прекрасно понимает манипулятор, программируя очередную жертву на выгодное (удобное) для себя действие или бездействие.

Пример 5

А., рядовой сотрудник службы ДОУ, приходит к своему непосредственному руководителю с конкретными предложениями по улучшению работы отдела. Пообщавшись с бывшим однокурсником, ныне работающим в другой компании аналогичного профиля деятельности, А. узнал, как можно решить наболевшие проблемы своей организации и сколько реально это стоит (одно дело, услышать цифры от разработчика СЭД и совсем другое – от заказчика, уже осуществившего внедрение, – это ценнейшая информация), А. уже провел первичное «маркетинговое исследование» и сформулировал конкретные предложения по автоматизации.

Но у руководителя нет ни времени, ни желания разбираться в проектах не в меру активного подчиненного. И вместо того чтобы внимательно ознакомиться с материалами, он, слегка пробежав по ним глазами, снисходительно роняет: «Ерунда, Иван Иванович так не считает и Петр Петрович выступает против этого». Зная, что Иван Иванович и Петр Петрович непререкаемые авторитеты, подчиненный чувствует себя пристыженным. Он покидает кабинет начальника и навсегда гасит в себе реформаторские порывы.

Признаки «неискренности» манипулятора

Выше мы определили отправные точки, используя которые манипулятор добивается поставленных целей. На конкретных примерах увидели, как работают его технологии.

А теперь зададимся таким вопросом: как распознать в человеке манипулятора, как понять, искренне ли общается с вами ваш собеседник? Или в его намерения входит использовать вас в качестве пешки в заранее продуманной «шахматной партии»? Чтобы безошибочно ответить на этот вопрос, нужно быть по меньшей мере прирожденным психологом. Не каждому такое под силу. Но все же и обычный человек, не наделенный тонким чутьем «душеведа», в ряде случаев вполне может распознать манипуляцию. Например, если общение связано с нарушением норм этикета, с изменением ранее установленных стереотипов, с появлением у него чувства дискомфорта, вины, состояния глубокой внутренней опустошенности.

Связанный материал

Эмоциональный шантаж

№ 08 / 2022

Нарушение этикета

Следует отметить, что манипулятор всегда обращается к человеку в самый неподходящий момент: когда вы разговариваете по телефону, спешите успеть на рейсовый автобус и т. п., т.е. когда ваш ресурс на обдумывание и принятие решения относительно его просьбы невелик. При этом манипулятор может извиняться, просить прощения за то, что обратился к вам не вовремя… но все же он будет это делать. Тем самым он ставит вас в неудобное положение и буквально вынуждает согласиться на его просьбу: вы готовы отдать все, только бы он оставил вас в покое.

Еще один распространенный прием: манипулятор просит вас сделать доброе дело для третьего человека прямо в присутствии третьего человека, чтобы вам было сложно отказать. В результате манипулятор сделал «добро» вашими руками, не поинтересовавшись вашими обстоятельствами и намерениями (плевать он на них хотел), он решил сделать это «добро» за ваш счет, а не сам. Чувствуете разницу?

Изменение стереотипов

А вот другой сигнал, внешне свидетельствующий о возможной манипуляции. Допустим, вы давно знаете человека. Ваши отношения определены, предсказуемы и стереотипны. Встречаясь в коридоре, вам иногда приходится перебрасываться с коллегой двумя-тремя словами. Обычно это утреннее приветствие или вечернее прощание. И вдруг в один из дней поведение человека резко меняется. Он, радостно улыбаясь (как будто сто лет вас не видел), идет навстречу, а поравнявшись с вами, с чувством пожимает руку. При этом вы чувствуете некоторую наигранность в его действиях, едва уловимую фальшь. Такая перемена в поведении коллеги должна служить предупредительным знаком: возможно, сослуживец просто готовит почву для того, чтобы что-то получить от вас.

Гиперболизация просьбы

Внешне это выглядит так: сотрудник просит руководителя о какой-то совершенно незначительной услуге. Например, отпустить его на час раньше с работы или предоставить положенный отгул. Но при этом оговаривается, что если последний не пойдет ему навстречу, то случится нечто ужасное: он не сможет проводить в аэропорт жену, а это равносильно разрыву семейных отношений. Преувеличивая значимость просьбы, сотрудник-манипулятор таким образом давит на совесть руководителя и подталкивает его к принятию нужного для себя решения.

Конечно, обычно сложно разобраться, где ложь, а где правда. Но иногда человек обладает дополнительной информацией (кроме услышанной от просящего), и тогда сопоставив, кое-что можно понять.

Синдром «вампиризма»

Распознать, что в отношении вас применяется скрытое управление, можно и по другим субъективным признакам. Вдруг, совершенно непонятно почему, во время разговора у вас появляется чувство вины или внезапно возникшей опасности. А с ним и потребность загладить эту вину или избежать возможной угрозы. Это результат действия манипулятора, подготовившего почву для психологической обработки жертвы.

Бывает и так, что в период общения у вас ухудшается самочувствие. Постепенно тяжелеет голова, становятся ватными ноги. Ощущение такое, что вас лишили энергии, жизненной силы. Буквально выкачали все соки. Что происходит? Их действительно «выкачивают», и ваш организм дает вам понять, что происходит. Доверяйте своим ощущениям, особенно если они систематически возникают при общении с конкретным «персонажем». Тело первым реагирует на психологическое давление, тогда как голова еще не вполне осознает, что происходит на самом деле.

Как только жертве становятся понятными цели манипулятора (собственно, она с этого момента и перестает быть жертвой), все соматические явления начинают исчезать. Помните, манипуляция жива ровно до того момента, пока ее истинные цели не осознаются объектом манипуляции!

Берем Щит и Меч в свои руки!

Итак, мы определили характерные черты и признаки манипуляции. А теперь посмотрим, каким образом можно защитить себя, обезопасить от этого неприятного явления.

Пассивная защита

Эта форма защиты применяется тогда, когда человек не знает, как ответить манипулятору или когда не хочет окончательно портить с ним отношения. В этом случае достаточно будет действовать следующим образом:

  • например, поменять тему разговора или проигнорировать слова манипулятора, просто сделать вид, что не расслышали их;
  • можно притвориться «тугодумом», который никак не возьмет в толк, что же от него хотят;
  • помогает и такая уловка: вначале согласиться с манипулятором, затем задать уточняющий вопрос, тем самым побуждая его продолжить речь и выигрывая время для обдумывания ответа.

Пример 6

Директор просит подчиненного выполнить работу, которая не входит в обязанности последнего. На что сотрудник отвечает: «Да, хорошо. Я сделаю. Только скажите, кому я должен передать то задание, которое вы поручали мне вчера?» То есть подчиненный ставит руководителя перед выбором: директор должен определиться, чем именно заниматься подчиненному в ближайшее время. И начальнику ничего не остается, кроме как внести ясность в этот вопрос. Тогда как его первоначальной целью было нагрузить сотрудника «по полной программе».

При пассивной защите очень важно сохранять спокойствие. В противном случае манипулятор почувствует вашу уязвимость. И тогда он будет стремиться во что бы то ни стало пробить брешь в обороне и заставить плясать под свою дудку.

Как сохранить внешнее спокойствие при общении с манипулятором? Можете взять на вооружение следующие приемы:

  • Как правило, основная часть негативной информация воспринимается человеком через слух. Поэтому при общении с манипулятором сконцентрируйтесь не на том, что он говорит, а на его внешности и на окружающей обстановке. Пусть манипулятор продолжает «стараться», вещать все что угодно. Вы же, чтобы абстрагироваться от его внушения, постарайтесь внимательно рассмотреть и запомнить детали обстановки и лица собеседника, словно это для вас имеет наиважнейшее значение. Такой «уход» поможет вам сохранить самообладание.
  • А еще хорошо помогает следующий прием. Мысленно уменьшите рост раздражающего вас человека: представьте его карликом или тараканом, которого при желании вы сможете безжалостно раздавить. Пусть, хотя бы и мысленно, но насладитесь тем, как «даете сдачи».
  • И, наконец, последнее: в диалоге с манипулятором держите паузу. Никогда не спешите с ответом. Это позволит вам успокоиться и взять себя в руки.

Активная защита

Теперь об активной защите. Она используется в ситуациях, когда, как говорится, нечего терять и можно не бояться открытого конфликта. Главное в использовании активной защиты – определенный психологический настрой: следует прямо, открыто и решительно говорить манипулятору о том, что вы думаете. При этом либо расставлять все точки над «i», задавая противнику открытые вопросы типа: «Говорите прямо, что от меня требуется», либо перейти к

контрманипуляции1. То есть сделать вид, что ты не осознаешь, что тобой манипулируют, и начать ответную игру, впоследствии завершив ее «лобовым ударом», который напрочь лишит манипулятора психологического превосходства.

Пример 7

Приближается конец квартала. Нужно готовить плановый отчет, но сотрудница не спешит приступать к рутинной, неинтересной работе. Она как можно дольше оттягивает неприятный момент. Жалуется руководителю на депрессию, головную боль, плохое самочувствие (пассивная манипуляция), как бы надеясь, что проблема рассосется сама собой.

Начальник вначале не торопит подчиненную, сочувствует ей, входит в ее положение. Но потом, когда сроки работы поджимают да и хитрость подчиненной становится очевидной, он меняет политику. Однажды утром, зайдя в свой кабинет, девушка видит такую картину. За ее рабочим столом сидит начальник и разбирает папки, в которых содержится информация для отчета. А затем вносит данные в программу компьютера. Сотрудница от неожиданности буквально лишается дара речи. Но окончательно ее добивает вопрос руководителя: «Ну, так Вы будете выполнять свои обязанности? Или мне для этих целей искать нового сотрудника?» Надо ли говорить о том, что подобный «выстрел» попадает в десятку и сотрудница безоговорочно приступает к подготовке отчета.

Пример 8

Позволим себе в этой статье привести один пример на «нерабочую» тему, уж больно он наглядный. Представьте ситуацию: муж принес домой премию.

Еще когда она только замаячила на горизонте, жена убедила его, что ей просто необходима новая шубка, старая-то «совсем износилась», прямо в люди выйти неудобно. Он легко на это согласился: милую любит да и прикидывает, что не вся премия уйдет на покупку – на воплощение его «мечты» в уменьшенном формате еще останется.

Но после получения премии жена делает следующий шаг: вечером за ужином сочувствует неожиданным обстоятельствам в жизни своей матери, все это обсуждается в красках целый вечер, и в присутствии мужа и еще нескольких родственников она обещает (не посоветовавшись прежде с мужем), что, конечно же, они это все так не оставят и помогут. Мужу остается либо прямо за столом стать для всех «плохим» и жадным, либо смолчать и потом выполнить обещанное женой.

Что делает умный муж? После ужина, когда остается с милой наедине, говорит: «Конечно же, мы поможем твоей маме. Только вот на шубку останется меньше». И ту сумму, которая нужна на решение «маминой проблемы», вычитает из выделенной на шубку, которая на глазах превращается… в очень хороший пуховичок! Чтоб впредь манипулировать им было неповадно… А шубку он все равно купил, только с другой премии 🙂

Мы рассказали (пусть и в общих чертах) о том, что представляет собой такое явление, как манипуляция, и как можно от нее защититься. Очень надеемся, что эта информация поможет вам в жизни. В заключение дадим еще несколько советов:

  1. Никогда не начинайте психологическую атаку первым. Не забывайте о том, что в любом случае худой мир лучше доброй ссоры.
  2. Сделайте так, чтобы манипулятор понял, что он разоблачен, целей своих не добьется и продолжать дальнейшую игру не в его интересах.
  3. Не записывайте каждого встречного в манипуляторы. Далеко не все окружающие люди хотят попользоваться вашей добротой. Будучи излишне подозрительным вы можете напрочь лишить себя радости общения.
  4. И главный совет: придерживайтесь в жизни ассертивного поведения – и тогда никакой манипулятор вам не страшен. Философия ассертивного поведения основана на предположении, что многие люди забыли или не знают о том, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности – отстаивать свои права без нарушения прав других людей. Основные черты, характерные для такого поведения, можно сформулировать в виде неких внутренних установок:
    – Я имею право быть самим собой и не подстраиваться под других.
    – Я имею право говорить «да» или «нет».
    – Я имею право открыто выражать свои чувства и убеждения.
    – Я имею право менять свое мнение.
    – Я имею право сказать «Я не понимаю».
    – Я имею право не брать на себя ответственность за проблемы других людей.
    – Я имею право просить о чем-то других.
    – Я имею право быть нелогичным, принимая решения.
    – Я имею право, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились.
    – Я имею право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их.

А все вместе эти установки сводятся к уважению. Тотальное уважение – это одновременно уважение к себе и к окружающим. Первое избавляет вас от притязаний манипуляторов, второе – от того, чтобы самому скатиться до таких действий. Уважение всегда бесстрашно.

Мнение эксперта

Страх – это корень агрессии. Все войны в мире происходят от страха людей, который искусно используют военные лидеры. Будь в самих лидерах меньше страха, войн можно было бы избежать. А ведь чтобы заключить мир, нужно куда больше мужества, нежели чтоб начать войну. Но если ты боишься, ты становишься агрессивным. Даже маленькие животные становятся агрессивными, если испытывают страх: если маленькая мышка достаточно сильно испугается, она кинется на вас.

Таким образом, страх – это корень всего, что неправильно в нашей жизни.

Страх также прячется за нашим желанием иметь больше денег, больше того, больше этого… потому что мы боимся, что без этих составляющих не сможем двигаться дальше. Если же преодолеть страх и жить без боязни, мы начинаем понимать, что больше не живем из чувства жалости к себе, а живем с чувством самодостаточности. И если у нас появится это бесстрашное отношение, мы начнем жить радостно.

Вот почему в молитве, обращаясь к нашему Небесному Отцу, мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Т.е. буквально «хлеб на сегодня» – давайте не волноваться о завтрашнем дне, давайте думать о хлебе сегодняшнем, и это принесет нам много радости. Если уже сейчас мы начинаем переживать из-за того, что будет завтра – мы на неправильном пути. И это главное, что я хочу сказать: «Не бойтесь».

(Полное интервью Девида Раста и других участников Международного конгресса по трансперсональной психологии и духовности в Москве см. на сайте http://dattamedia.ru в разделе «Фильмы», далее – видео «О главном»)

Люди-манипуляторы: как им противостоять

О видах манипуляторов и способах борьбы с ними рассказывает аналитический психолог Жанна Сергеева.

Редакция сайта

Теги:

Психология

Абьюзеры

что делать, если

Путь к себе

манипуляции

Getty images

Вещь для меня

Призывный слоган «Устоять невозможно» на редкость популярен – за последние несколько лет он довольно часто появлялся в российской рекламе, сопровождая ролики про сок, печенье, турагентства и тому подобное. Казалось бы, если печенье и правда вкусное, а позагорать в теплой стране действительно хочется, зачем пытаться устоять перед этим, к чему сопротивляться собственным невинным желаниям? Но в этом утверждении чувствуется скрытая агрессия: даже если ты совсем не хочешь пить, есть и куда-то ехать, мы тебя заставим, ты не устоишь. На подобных приемах, свойственных манипуляции, построена вся реклама. Не случайно главными потребителями ярко преподнесенных товаров и услуг становятся дети и подростки, еще не нарастившие себе защиту от таких ловушек.

Впрочем, и взрослые могут легко купиться на изящно составленную фразу, улыбку продавца, красивый плакат или веселый сюжет – в зависимости от того, чего сейчас не хватает им в жизни. Мастера манипуляции – цыганки-гадалки – лучше всех знают, кому что предлагать: с молодой девушкой заговорят о любви, с пожилой женщиной – о сложностях со взрослыми детьми, с мужчиной – о проблемах на работе и почти со всеми – о нехватке денег. «Все про тебя знаю, всю правду скажу», – напевает цыганка, и в какой-то момент у самого крепкого человека что-то екнет внутри: а вдруг, и правда, поможет, вдруг, и правда, понимает, чего мне не хватает сейчас? Это главный прием манипулятора: найти болевые точки и произвести с ними нужные действия – надавить или погладить. А основная цель – односторонний выигрыш: при общении с таким человеком в плюсе остается только он, у тебя это точно не получится. И ты прекрасно это поймешь, купив яркий, но жутко невкусный напиток, отдав гадалке содержимое кошелька, просидев на работе весь выходной или отправившись в ненавистные гости по чьей-то просьбе. Родственник, начальник или продавец – тот, кто, в зависимости от ситуации, выступает в роли манипулятора, – не относятся к тебе как к человеку. Для них ты всего лишь подчиненный, эскорт или «покупашка» – так пренебрежительно называют иногда своих клиентов сотрудники магазинов. «Манипулятор относится к другим людям, как к вещам, – говорит клинический психолог Олег Сорочан, – и пробует обращаться с ними так же: нажал на нужный рычаг – обеспечил себе комфорт. То, что рядом с ним живой человек, у которого есть собственные чувства, манипуляторы в расчет не принимают».

Твой личный кукловод

Слово «манипуляция» переводится с латыни как пригоршня или ручной прием. Иногда действительно кажется: манипулятор зажал в горсти твое сердце или дергает за ниточки, как кукловод. «Важно обратить внимание на собственные ощущения, в том числе телесные, – советует Олег Сорочан. – Если чувствуешь смутное беспокойство, легкую тревогу или, наоборот, испытываешь желание сжаться в комок, тело не очень слушается, и при этом понимаешь, что не хочешь делать то, что предлагают, – скорее всего, общаешься с манипулятором». Манипулятор может ловко использовать наше чувство вины, страх, гордость, способность к жалости или неуверенность в себе и, если хотя бы раз добился своего, то и в дальнейшем будет использовать те же приемы. «Я знаю женщину, которая трижды пыталась выйти замуж, – говорит семейный терапевт Ирина Гурова, – и все три раза свадьба расстраивалась, потому что накануне серьезно заболевала мама невесты. Здесь включались все варианты – и страх, и жалость. Но главное, эта женщина наотрез отказывалась понять: привести в дом мужа мама ей не даст. Конечно, может пугать сама мысль о противостоянии больному пожилому человеку – тем не менее осознать, что тобой манипулируют, просто необходимо».

Существует несколько видов манипуляторов, и их можно разделить по тому качеству, которое они предпочитают демонстрировать в общении с остальными людьми. Во-первых, сила. Манипулятор-командир выбирает жертву и начинает активно ею управлять, отдавая приказы и раздавая поручения. Если жертв несколько, он испытывает массу удовольствия, но вполне может ограничиться и кем-то одним – слабым. Многие уступают, когда им неприкрыто демонстрируют власть.

Второе качество – чувствительность. Манипулятор-«сиротка» очень любит демонстрировать слабость, нежность и, скажем так, не самый быстрый ум. По сути, он жертва, но та жертва, которой жалостливые люди непременно кинутся помогать, будут всячески ее поддерживать, часами выслушивать причитания и выполнять за нее ее же работу.

Критиковать, доходя до унижения, угрожать, хамить, давить и настаивать – такова тактика манипулятора-агрессора. В ответ на его поведение обычно хочется уступить – мало ли, скажет еще что-нибудь неприятное или сделает. Потому, согласно социологическим исследованиям, в ресторанах лучше обслуживают наглых и требовательных посетителей.

Однако бывают манипуляторы, которыми движет доброта. Казалось бы, что общего у этого качества и манипуляции? Но когда навязчиво и настойчиво предлагают помощь, нашептывая на ухо: «Доверься мне, я знаю, как лучше», когда опекают, помогают, а в результате чувствуешь себя связанным по рукам и ногам и не живешь самостоятельно, становится очевидно: приторная сердечность и любовь неуместны. Такими манипуляторами часто бывают мамы, любящие ввернуть в разговор фразу: «Я тебе всю жизнь отдала!» Хотя на деле, наоборот, воруют жизнь у своих детей, заставляя существовать по их указке.

И, наконец, хитрость. В эту категорию, конечно же, попадают торговцы-обманщики и прочие люди, думающие только о собственной выгоде. К счастью, их легче всего раскусить, да и водятся они чаще всего в определенных местах. За исключением, разве что, соседки, мечтающей сбыть тебе свою шубу, хотя та тебе не идет и не нравится. Жертвами манипулятора-хитреца, наделенного изрядным обаянием, обычно становятся молодые девушки – они легко попадаются на изящную лесть.

Дорога к актуализации

Все вышеперечисленные способы общения с людьми хорошо тебе знакомы? Неудивительно: мы не только подвергаемся атакам манипуляторов, но и сами довольно часто используем их тактики в обычной жизни.  Эверетт Шостром, большой специалист по манипуляциям и автор книги «Человек-манипулятор», пишет: «Мы все манипуляторы, но вместо того, чтобы отвергать свое манипулятивное поведение, должны пытаться трансформировать его в актуализирующее поведение. Для этого ничего в себе отвергать не нужно». Зато необходимо противопоставить: обман – честности, неосознанность – осознанности, контроль – свободе, а цинизм – доверию.

Освобождаемся от обмана.

Манипулятор почти никогда не выдает свои истинные чувства – всегда лжет, притворяется, представляется кем-то другим. Например, желая провести вечер с друзьями, начнет с заверений в любви, потом изобразит усталость, пожалуется на то, что давно не дышал свежим воздухом, и только после этого предложит встречу. Актуализатор же просто скажет, что хочет повидать друзей и намерен провести с ними время.

Освобождаемся от неосознанности.

Манипулятор ограничивает себя и свою жизнь – его не волнует то, что не способно принести ему немедленную пользу. Актуализатор с вниманием относится к собственной внутренней жизни и интересуется жизнью других. А еще уделяет время музыке, чтению, кино, природе, науке – всему, что принято называть «широким кругозором». У манипулятора же кругозор неширок: он живет будто в туннеле, видя только одно – то, что влечет его в данный момент.

Освобождаемся от контроля.

Манипулятор очень боится «проколоться». Ему обязательно надо выиграть, и он напряженно думает об этом, желая заранее просчитать ходы противника. Меж тем ходов этих может и вовсе не быть, потому что актуализатор не считает себя чьим-то противником, живет спонтанно, не притворяется и не считает жизнь борьбой или игрой.

Освобождаемся от цинизма.

Манипуляторский мир делает все для того, чтобы мы потеряли к нему доверие. Манипулятор не доверяет никому, для него существует единственная ситуация – либо контролирует он, либо контролируют его. Актуализатор же доверяет людям, хотя и не бездумно. Он строит с ними отношения, исходя не только из того, каков он, но также из того, каковы они. И эти отношения, в которых манипуляциям отведено очень мало места, можно назвать по-настоящему живыми.

Несколько способов противостояния манипуляциям

А. «Заезженная пластинка»

Кому подойдет.
Всем, кто чувствует собственную слабость и может поддаться манипулятору, если вступит с ним в расширенный диалог, – в этом случае ему будет легче нащупать болевые точки и впиться в них. Способ «заезженной пластинки» на какое-то время превращает нас в неуязвимого робота, чье решение бесповоротно и с которым не проходят никакие уловки.

Что делать.
В качестве ответа на происки манипулятора используется только одна фраза, ясная и корректная, которую повторяешь, ничего в ней не меняя. Также не следует изменять спокойное выражение лица и дружелюбную интонацию, это очень важно: стоит дать слабину, продемонстрировать, что чувствуешь себя виноватой, как противник моментально возьмет вверх.

Пример.
«Маша, завтра ты едешь со мной на дачу – надо привести в порядок сад!» «Мама, извини, но завтра у меня важные дела, и я не смогу с тобой поехать». «Что это еще за дела? Я же не буду одна таскать мешки!» «Мама, извини, но завтра у меня важные дела, и я не смогу с тобой поехать». «Вот заладила! Тебе мать не жалко? И слушать тебя не хочу!» «Мама, извини, но завтра у меня важные дела, и я не смогу с тобой поехать». Через некоторое время разговор сам собой сойдет на нет. Мама, конечно, может обидеться – но зато от дачи и мешков удастся избавиться.

Б. «Живые чувства»

Кому подойдет.
Тем, кто уже готов дать манипулятору понять: он раскусил все его приемы и не намерен поддаваться. Манипулятор очень редко демонстрирует живые чувства, и это легко определить, посмотрев на его тело, которое существует достаточно рассогласованно – к примеру, человек улыбается, сжимая при этом кулаки.

Что делать.
В момент, когда манипулятор пытается добиться того, что нужно ему, открыто вырази свои чувства – допустим, с помощью фразы: «Я тебе не верю» или обращения к окружающим, чтобы разоблачить манипулятора.

Пример.
«Катя, я абсолютно не понимаю, что написано в этом документе! Может быть, ты поможешь мне его перевести, ты же такая у нас умная!» «Нина, я не верю, что ты ничего не понимаешь в этом тексте. Ты же знаешь английский в совершенстве». «Ну Катя, у меня просто что-то с головой сегодня, ни единого словечка понять не могу!» «Девочки, по-моему, Нина хочет, чтобы я сегодня делала ее работу. Нет уж, меня не обхитришь!»

В. «Игра в туман»

Кому подойдет.
Всем, кому приходится жить, работать или общаться с манипуляторами-критиками и постоянно защищаться от них.

Что делать.
Когда тебя принимаются критиковать, не пытайся отрицать, иначе будешь сбита с ног новой волной упреков. Соглашайся с тем, что сказано – но не со всем, а с тем, что действительно правда. А потом можешь аккуратно пояснить, что на самом деле имела в виду.

Пример.
«Ты каждый день приходишь домой глубокой ночью! Вчера мы ждали тебя к ужину и не дождались. Мы устраивали вечеринку – тебя опять не было. Не о такой соседке мы мечтали, когда договаривались вместе снимать квартиру!» «Да, я действительно не пришла вчера к ужину и не успела на вечеринку. И завтра тоже поздно приду – у меня свидание, так что на меня не рассчитывайте».

Г. «А вот какая птичка летит»

Кому подойдет.
Тем, кто в принципе способен противостоять манипулятору и, более того, видит в этом своего рода игру «проманипулируй манипулятором». Только в этом случае ты просто защищаешь себя.

Что делать.
Если от тебя чего-то настойчиво требуют, можно притвориться непонимающим, так и сказать: «Никак не могу уловить ход ваших мыслей. Не объясните еще раз?» Манипуляторы, плохо ладящие с логикой, быстро сдаются, когда их просят что-то объяснить. Если же разговор тебе совсем не нужен, просто переведи его на другую тему.

Пример. «Юля, я звоню тебе сегодня уже в шестой раз, но я только что говорила с ним! Ты не представляешь, как он со мной разговаривал! Он ужасно разговаривал!» «Да, подруга, у тебя своеобразный мужчина. А я купила себе новую юбку! Плиссированная, малиновая!» «Нет, он сказал, что со мной невозможно жить! Опять сказал!» «И поясок такой, нежно-розовый! Как думаешь, какие из моих туфель к ней подойдут?»

Д. «Замри-отомри»

Кому подойдет.
Всем, кто только начинает распознавать тактики манипуляторов, но еще не в силах справляться с ними. В природе замирание часто используют животные, не способные справиться с крупным противником.

Что делать.
Если есть возможность, постараться вообще прекратить общение с манипулятором. Если такой возможности нет – не реагировать.

Пример.
«Ах, какая милая новенькая девочка! Меня зовут Александр, я ваш коллега, и все милые новенькие девочки делают мне кофе! Сделай-ка мне кофе!» Никакой реакции. «Ты что ли плохая девочка? Где же мой кофе?» Никакой реакции. «Ну хорошо, а добиться ответа о вашей работе я могу?» «Я сейчас готовлю нужные документы, передам их вам через десять минут». «А кофе?» Никакой реакции. Манипулятор не сразу отстанет, но к кофеварке пойдет сам.

Е. «Тебе будет хорошо»

Кому подойдет.
Великодушным и сильным людям, которые не позволят собой манипулировать, но в глубине души мечтают сделать мир немного лучше – и потому хотят защитить от манипуляций не только себя.

Что делать.
Постараться обеспечить манипулятору комфортную обстановку, показать, что понимаешь его, но сесть себе на шею не дашь.

Пример.
«О боже, я такая несчастная! Мне надо разобрать огромный шкаф с бумагами! А я никак не могу заставить себя взяться за это…» «Очень сочувствую. Но ничего, сейчас отдохнешь и у тебя все получится. Давай-ка чаю налью».

Манипуляторы: признаки, отношение к людям, черты характера и способы защиты

  • 2 Сентября, 2018
  • Психология общения
  • Настасья Крахина

Каждому человеку хотя бы единожды, но приходилось попадать под влияние манипулятора. При общении с такими людьми возникает ощущение вины, и зачастую приходится делать то, чего на самом деле не хочется. Манипуляторы, как правило, весьма эгоистичны. Поэтому они не думают о чувствах других, желая подчинить себе их волю.

В этой публикации рассказано о том, как определить признаки манипуляторов в отношениях и наверняка определить, чем они руководствуются при выборе такой манеры поведения. Также далее будут представлены способы психологической защиты от таких людей.

Кто такие манипуляторы? Определение с точки зрения психологии

Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, кто такие манипуляторы, следует дать определение основному термину. В психологии термин «манипуляция» обозначает прием навязывания искаженного представления о чем-либо. Исходя их этого, манипулятор – это человек, который стремится изменить сознание других. Целью такого поведения, как правило, является удовлетворение собственных желаний или потребностей.

По сути, все люди в той или иной мере являются манипуляторами. Этот факт обусловлен тем, что при желании получить хорошую должность, заставить ребенка убирать в своей комнате или уговорить своего любимого человека на покупку какой-либо вещи приходится применять некоторые запрещенные приемы. Но люди, которые осознанно выбирают манипуляцию как привычный способ достижения целей, могут быть весьма опасны.

Другими словами, можно сказать, что они водят невидимой рукой и стараются подчинить своему влиянию других, более слабых личностей. Как правило, последствия общения с такими людьми всегда негативные.

Какими бывают манипуляторы? Признаки и психология поведения

Как будет вести себя такой человек, зависит от того, какой нервной системой он обладает. В целом, она может быть слабой или сильной. Слабая нервная система заставляет человека уходить в себя, уединяться и постоянно находиться в мире собственных иллюзий. Крепкая нервная система позволяет человеку быстро приспосабливаться к изменчивой окружающей среде. Исходя из этого, манипуляторы могут быть либо слабыми, либо сильными личностями.

Как правило, привычка стремиться управлять сознанием других людей прослеживается еще с детских лет. К примеру, ребенок во время своих капризов понял, что в этот момент родители готовы на все ради того, чтобы успокоить его. Повзрослев, он придерживается такой же манеры поведения: манипулирует другими, давит на жалость, позиционирует себя как недооцененным, что заставляет других идти у него на поводу. В данном случае имеют место признаки манипулятора со слабой нервной системой.

Во втором случае наблюдается абсолютно противоположная манера поведения. Признаки людей манипуляторов с крепкой нервной системой – это амбициозность, беззастенчивость, смелость. При помощи таких качеств человек силой своего духа подавляет других и внушает им то, что поможет ему добиться желаемого. Ярким примером манипуляторов с крепкой нервной системой являются многие политики, законодатели моды, журналисты, а также люди, возглавляющие общественные или религиозные организации. Они своим авторитетом заставляют думать людей так, как угодно им, как правило, с целью собственной моральной, финансовой или другой выгоды.

Однако существуют некоторые моменты, которые объединяют эти две группы манипуляторов. К ним относятся цинизм и чрезмерная любовь к себе.

Типы манипуляторов

Многие психологи склоняются к той мысли, которые в своих трудах выразил американский психотерапевт Эверетт Лео Шостром. Он утверждал, что манипуляторы – это лживые личности, которые лишились способности ощущать теплоту человеческих чувств. Взамен этого они привыкают к той фальши, которую они сами и распространяют.

В целом, выделяют следующие типы манипуляторов:

  • поверхностный эрудит;
  • соблазнитель;
  • игрок;
  • нытик;
  • заинтересованный;
  • парень-рубаха;
  • агрессивный;
  • покровитель.

Стоит подробно рассмотреть перечисленные типы манипуляторов и признаки их поведения. Этот момент является крайне важным в изучении таких людей. Эта информация поможет распознать признаки манипуляторов и выстроить правильную модель общения с ними.

Поверхностный эрудит

Такие люди строят из себя эрудированного человека, но при этом их знания весьма поверхностны. Они специально готовятся, заучивают информацию, которая нужна им только ради того, чтобы впечатлить других.

Поверхностный эрудит старается блеснуть своим «авторитетным мнением» по любому поводу. На самом деле такой человек не испытывает настоящий интерес ко многим вещам. Он руководствуется лишь одним желанием – выглядеть достойно в глазах остальных, для того чтобы использовать их для удовлетворения определенных потребностей.

Соблазнитель

Как правило, эту манеру поведения выбирают мужчины. Признаки манипулятора этого типа проявляются в том, что человек использует в качестве инструмента для манипуляции сознанием других людей секс. Он готов переспать с кем угодно, чтобы добиться поставленной цели.

Чаще всего такими людьми выступают деловые люди. В целом, сам секс их особо не интересует. Им важнее то, что они могут заполучить при его помощи. Важно отметить, что и женщины могут выступать в роли такого манипулятора, но это наблюдается не так часто, в силу того что многим девочкам с детства прививается чувство достоинства.

Игрок

Для таких людей жизнь – игра, а он актер. Часто он заигрывается, и для него становятся важнее правила его игры, нежели результат, к которому он стремится. С виду такой человек невозмутим, так как в его голове уже прописан весь сценарий его действий. Он хочет, чтобы все люди беспрекословно играли те роли, которые он им отвел. Если кто-либо не желает этого делать, он приходит в бешенство.

Такие манипуляторы опасны тем, что не понимают своих функций в обществе, поэтому весьма ненадежны в работе, любовных отношениях и дружбе.

Нытик

Основными признаками манипулятора, относящегося к этому типу, является бесконечный поиск сочувствия со стороны окружающих. Ему всегда плохо, и он стремится поделиться этим с другими людьми.

Зачастую многие проявляют к нему жалость и стремятся утешить и помочь. При частом общении с таким человеком возникает ощущение морального долга перед ним.

Заинтересованный

В момент беседы такой человек проявляет чрезмерное количество эмоций и делает вид, что ему безумно интересна тема разговора. Он часто вставляет такие фразы, как «да ладно», «правда?», «ничего себе», «как интересно». Но на самом деле ему абсолютно неинтересно то, что ему говорят.

Целью такого манипулятора является желание расположить к себе других людей. Он играет роль внимательного, чуткого и отзывчивого человека. Взамен на добродушие и внимание другие люди часто отплачивают ему материальными благами.

Парень-рубаха

Эти люди ведут себя как отзывчивые, внимательные и заботливые друзья. Они готовы сорваться в любую секунду и приехать, чтобы поддержать или выслушать рассказ о насущных проблемах.

Такое поведение часто обескураживает, и люди стараются отплатить ему той же монетой. Благодаря чрезмерной отзывчивости такой манипулятор имеет возможность потребовать в любой момент от своих знакомых и друзей помощи взамен.

Агрессивный

Такие люди часто настроены враждебно по отношению ко всему. Их можно сравнить с диктаторами. Они недоброжелательны, а их поведение почти всегда агрессивно. Эти люди позволяют себе критиковать всех и все.

Такое поведение внушает страх более слабым и боязливым людям, которым приходится общаться с этим человеком. Благодаря внушению страха люди-манипуляторы, относящиеся к агрессивному типу, получают то, что им нужно от других.

Покровитель

Покровителями могут быть как мужчины, так и женщины. Признаком манипуляторов, относящихся к этому типу, является чрезмерная опека над своими знакомыми и родными.

У некоторых такое поведение вызывает категорическое непонимание и отторжение такой заботы, однако другие воспринимают его как некую снизошедшую благодать. В свою очередь, данные «покровители» требуют от своих несамостоятельных друзей ответного удовлетворения своих потребностей.

Манипуляторы внутри семьи

Одно дело, когда приходится сталкиваться с манипуляторами на работе или в обществе, а другое дело, когда такими личностями являются члены семьи. В этом случае приходится гораздо труднее. Следует рассмотреть ситуации, когда член семьи может выступать манипулятором. Довольно четко обозначены признаки в советах психологов.

Муж-манипулятор может использовать следующие манеры поведения:

  1. «Сделай это, если ты меня любишь». Чаще всего такое поведение наблюдается у молодых людей, которые считают, что если их любят, то они могут получать абсолютно все.
  2. Уход от ответственности. Это может проявляться в таких фразах в адрес своей супруги, как «Ты же такая умная», «У тебя это получается лучше, чем у меня» и пр. Все это указывает на признаки мужчины-манипулятора в отношениях и его нежелания выполнять какую-либо работу. Иногда мужчине бывает проще признать свою несостоятельность, чем заставить себя что-либо делать ради семьи.
  3. Обида. Эта манера манипуляции является самой распространенной. Когда человек чувствует вину за что-либо перед своим любимым человеком, он готов пойти на многое, чтобы исправить данную ситуацию. Часто супруга может и не задумываться, что такое поведение любимого является признаком манипулятора. Муж, в свою очередь, влияет на поведение жены и получает все что ему нужно.

Жена-манипулятор, как правило, использует такие приемы:

  1. «Я же слабая». Наше общество устроено так, что мужчину с детства приучают к тому, что девочки слабее. В целом, это приемлемо, однако нормой в семейных отношениях считается равноправное разделение обязанностей. Женщина может использовать такой способ манипуляции, чтобы избежать ответственности за некоторые домашние обязанности. Однако не стоит путать манипуляцию и объективную просьбу о помощи в тяжелых делах.
  2. Обида. Как и в случае с мужчиной и его признаками манипулятора в отношениях при помощи обид, женщины используют данный прием с целью заполучить желаемое.

В семье манипуляторами могут выступать как представители старшего поколения – родители, так и дети. Родители могут давить на жалость или показывать свое превосходство в жизненном опыте. Дети, в свою очередь, используют капризы, зная, что родители пойдут на поводу.

Как уберечь себя от действий манипуляторов?

Зная о признаках манипуляторов, можно понять, как защитить себя от их давления. Для этого рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Определить манеру поведения. В первую очередь нужно понять, с каким типом манипуляторов пришлось столкнуться, и какие приемы ему свойственны. Это даст возможность выяснить мотивы его поведения.
  2. Отключить эмоции и включить холодный расчет. Не сразу же идти в противовес и доказывать человеку, что его план раскрыт. Нужно просто скрыть эмоции и постараться уйти от общения.
  3. При необходимости охладить пыл манипулятора. Если ситуация позволяет, можно выразить свои возражения на его мнение. Однако сделать это следует весьма деликатным образом, не вступая в открытую конфронтацию.
  4. Оставаться самим собой. Для того чтобы не идти на поводу у манипулятора, нужно помнить о своем мнении. Лучше прервать разговор и дать себе время, чтобы понять «а действительно ли слова этого человека соответствуют моим жизненным принципам».

Самое важное, что следует помнить – не стоит быть зачинщиком конфликта, даже если удалось разоблачить манипулятора. Как правило, таких людей крайне тяжело исправить, а лишние ссоры этому не пойдут на пользу. Лучше просто избегать общения с людьми, которые стремятся манипулировать сознанием.

Заключение

В жизни могут случаться различные ситуации, когда приходится кем-либо манипулировать или попадаться на уловки манипуляторов. Самое главное помнить, что этот способ является нечестным по отношению к кому-либо.

Для того чтобы не попадаться на уловки людей, которые могут манипулировать другими, нужно уметь давать объективную оценку поведению других. Не всегда манипулятор является злым и агрессивным, часто, наоборот, он чрезмерно доброжелателен, чем и «пускает пыль в глаза».

Похожие статьи

Психология общения

Как заводить полезные знакомства и друзей: советы психологов

Психология общения

Как заинтересовать людей: основные приемы

Психология общения

Как разговаривать с мамой: семейные связи, простые советы в отношениях с родителями и мнения психологов

Психология общения

Как побороть одиночество: причины, способы преодоления и советы психологов

Психология общения

Как разговорить человека? Советы

Психология общения

Аггравация — это что такое.

.. Понятие, виды, диагностика и лечение

Как понять, что вами манипулируют

Издательство «Альпина Паблишер» 123007, Москва, 4-я Магистральная улица, дом 5, строение 1 +74951200704

следующая статья

22 января 2020

6 минут 30 секунд на чтение

«Манипуляция — это вид скрытого, вопреки воле человека, психологического воздействия, имеющего миф, цель и сценарную линию поведения жертвы».

Никита Непряхин «Я манипулирую тобой»

Манипуляция — всегда деструктивная игра на чувствах и эмоциях, вопреки желанию жертвы. Любой крик манипуляцией назвать нельзя, у неё есть чёткие признаки: она воздействует на чувства и эмоции, носит скрытый и насильственный характер. Манипулятивные отношения нельзя назвать здоровыми. Рассказываем, как распознать манипуляцию и вовремя её предотвратить.

Признаки манипуляции

Манипуляция наносит жертве только вред, она состоит из трёх обязательных элементов:

  1. Психологическое воздействие. Манипуляторы ловко определяют слабые места жертвы, они умело играют на чувствах и эмоциях. Рядом с ними жертва ощущает себя тревожно, незащищённо, подавленно и угнетённо. Из-за воздействия на эмоции, жертва теряет способность спокойно анализировать ситуацию.
  2. Насильственный характер. Манипулятор словно кукловод руководит своей жертвой, всегда против её воли. Для него важно, чтобы она сама совершила нужное действие, либо приняла решение в его пользу. Например, жертва не хочет подписывать документы. Манипулятор будет давить на её «болевые точки» (мнительность, робость, трусливость) и в итоге она сама решит подписать нужные ему бумаги.
  3. Скрытый характер. Это ключевое свойство манипуляции. Манипулятор тайно воздействует на жертву, работает с её слабыми местами, и не делится своими мотивами, потребностями и чувствами. Поэтому открытые оскорбления называть манипуляцией нельзя: обзывательства сложно не заметить. Манипулятор может мучать свою жертву разными способами, например, не разговаривать с ней долгое время. Когда она уточняет причину молчания, обидчик утверждает, что всё в порядке и не даёт никаких объяснений.

Внешние признаки манипулятора

Манипулятор действует скрыто, поэтому ему важно не вызывать подозрений. Как правило, опытные манипуляторы улыбчивы и общительны. Они знают, как привлечь внимание и расположить к себе человека. У них нет сложностей в общении, поэтому они легко узнают у окружения жертвы, либо у неё самой о её слабых местах.

«Он знает, как застать врасплох и извлечь пользу из любой слабости визави. Он всегда скрывается под овечьей шкурой. Он прячется за маской. Он коварен и двуличен».

Никита Непряхин приводит четыре распространённых типа манипуляторов:

  1. «Деспот». Работает с чувством страха жертвы, ему важно продемонстрировать контроль и силу, проявляет агрессию. Делает всё возможное, чтобы его окружение ощущало себя жертвами.
  2. «Жертва обстоятельств». Играет на жалости, нарочито показывает, что он жертва в сложившейся ситуации. Он любит, когда за него делают работу, поэтому акцентирует внимание на своей слабости, инфантильности и некомпетентности.
  3. «Обвинитель». Старается вызвать у жертвы чувство вины. Критикует и пристыжает других, позиционирует себя как эксперт во всех областях. Коллекционирует обиды и претензии, чтобы вовремя предъявить их.
  4. «Свой парень». Общается с жертвой, будто они знакомы много лет. Хочет, чтобы жертва не могла ему отказать, для этого за каждый свой маленький поступок требует от жертвы гораздо большего.

Иллюстрация из книги «Я манипулирую тобой»

Мишень манипуляции

Манипулятор играет на желаниях и потребностях, чувствах вины, страха и зависти, на убеждениях и стереотипах. Область его воздействия называется мишень манипуляции.

Один из популярных способов манипуляции: апелляция к чувству вины. Оно основано на страхе наказания и часто становится мишенью манипуляции у людей, которые склонны к обвинению себя. Сценарная линия манипулятора основана на страхе жертвы обидеть его, поэтому жертве нужно отключить этот страх. Для начала стоит задуматься об истоках чувства вины: оно появилось само или его навязали?

Такая манипуляция опасна для здоровья жертвы: постоянное самобичевание нередко становится причиной апатии. Иногда лучший способ противодействия — отдалиться от манипулятора.

Структура мотивации

Если жертва подозревает своего оппонента в манипуляции, ей нужно определить его цели и восстановить структуру воздействия:

  1. Миф — так выглядит манипуляция для жертвы.
  2. Цель — то, что хочет получить манипулятор от жертвы. По завершению манипуляции жертва что-то совершает, либо принимает важное для агрессора решение. Определить цель помогают вопросы «Чего он хочет добиться своей манипуляцией?» или «Зачем он это говорит?».
  3. Сценарий — линия поведения жертвы, реакция на манипуляцию. Реакции бывают пассивные и активные: жертва может заплакать, либо начать активно противостоять. К любому из этих вариантов манипулятор готов, поэтому лучшая реакция — сломать его сценарий.

Так выглядит структура манипуляции «Плохой человек — плохой аргумент» из книги Никиты Непряхина:

Миф: «И это нам говорит человек с судимостью» или «Вы сначала приходите вовремя на встречи, а потом пытайтесь взять слово». Вероятнее всего, жертва высказала аргумент, который ставит под угрозу доводы манипулятора, отчего он начинает агрессивно нападать и обращать внимание на вещи, не имеющие отношения к сути спора.

Цель: Основная цель агрессора в этой манипуляции — нейтрализовать аргумент жертвы. Понять цель манипулятора она может с помощью вопроса «Чего он хочет добиться очернением меня?».

Сценарий: Манипулятор заранее продумал реакцию жертвы: он ждёт, что она замолчит или уйдёт (пассивная реакция), либо начнёт активно протестовать и оправдывать себя (активная реакция), то есть отдалится от сути своего первоначального аргумента. Лучшее решение для жертвы в этой ситуации — сломать сценарий манипулятора вопросом: «Какое отношение моя пунктуальность имеет к нашему разговору».

При копировании материалов размещайте
активную ссылку на www.alpinabook.ru

Нужно ли бояться манипуляторов? | Будь Здорова

После того как нас используют, возникают два вопроса: как же у манипулятора так ловко получилось, и почему не удалось заранее раскусить этот финт?

Слово «манипулятор», если только речь не идет о технических устройствах, имеет ярко выраженную негативную окраску: манипуляторов опасаются, избегают, стараются не иметь общих с ними дел. Получается, что манипулятор – очень страшный зверь, на которого сложно найти управу?

Шаг первый: Распознать манипулятора

Побывав жертвой чужих манипуляций, мы остаемся один на один с чувством обиды: и на себя, и на манипулятора. Иными словами, после того как нас используют, возникают два вопроса: как же у манипулятора так ловко получилось, и почему не удалось заранее раскусить этот финт?

Действительно, первым (но не единственным) шагом по борьбе с чужими манипуляциями, становится умение их распознать. Существуют два типа манипуляторов: активный и пассивный. Первый старается подавить вас. Второй – сделать так, чтобы вы испытали чувство вины за то, что подавили его, такого несчастного и беззащитного. Причем активный манипулятор вовсе не обязательно должен быть сильнее вас или выше по статусу. Например, вы выбираете косметику, а за вами, как водится, тенью ходит барышня-консультант, предлагая разные марки. «А вот эта, для вас, боюсь, дороговата», — сообщает она. Кто бы говорил! В результате вы покупаете то, что «дороговато», а продавец-консультант таким ненавязчивым методом увеличивает прибыль магазина.

С пассивными манипуляторами тоже не все так просто: в сущности, неважно, насколько хороши или плохи его дела, гораздо важнее, что ваши дела обстоят куда лучше. А вы должны почувствовать из-за этого угрызения совести. Типичная манипуляция с воспитательными целями – сказать ребенку: «Что же ты наделал? Ты даже не представляешь, как ты огорчил бабушку!», если речь идет, допустим, о недоеденной манной каше. Дескать, тебе все хиханьки, а жизнь бабушки из-за тебя превратилась в нескончаемое страдание.

Важно понимать, что манипуляторы всегда давят на чувства. Наиболее активно они используют чужое стремление быть (или слыть) компетентным, желание считаться «хорошим человеком», быть привлекательным и, наконец, банальную вежливость.

Чтобы не становиться жертвой манипуляций, вы должны разрешить себе: чего-то не знать, отвечать «нет», когда вам чего-то не хочется и не пытаться казаться лучше, чем вы есть.

Шаг второй: противодействовать манипулятору

Однако умение вычислить возможную манипуляцию сродни всего лишь теоретическому знанию материала. Для того чтобы научиться противодействовать чужим манипуляциям, нужны практические занятия. Пожалуй, самое нелепое, что можно сделать, учуяв что-то неладное, завопить: «Вы мною манипулируете! Не смейте этого делать!» Манипулятора это не напугает, зато во всей красе обнаружит вашу неуверенность в своих силах. Есть несколько методов, которые окажутся более эффективными для контактов с манипуляторами.

Прикинуться «тормозом». Многие манипуляции рассчитаны на то, чтобы заставить вас принять решение в течение короткого отрезка времени. Вспомните всевозможные «магазины на диване»: тот, кто закажет товар в течение 15 минут, получит космических размеров скидку, а кто закажет слишком поздно – у того перед носом все раскупят более расторопные сограждане. Да-да, конечно. Если подумать, то ситуаций, в которых промедление подобно поражению, не так уж много. Поэтому отвечайте медленно, давайте себе время на раздумье и всячески затягивайте ситуацию. Такое поведение сможет отвадить уличных торговцев, распространителей и прочих навязчивых случайных собеседников.

Активно противодействовать. Этот способ из арсенала начинающих борцов с манипуляторами: человек старается любой ценой не соглашаться с доводами собеседника. Идеальный способ для обороны Москвы от фашистов, но в определенных ситуациях негибкость вашей позиции может сыграть дурную шутку.

Например, руководитель поручает вам внеурочную работу со словами: «Вы – мой самый талантливый сотрудник, кроме Вас никто с этим не справится!» Из-за жесткого нежелания идти на компромисс, вы можете лишиться сначала определения «талантливый», а в критических ситуациях – звания «сотрудник» тоже.

Лобовое противодействие манипуляции годится для тех случаев, когда вы готовы пойти на конфликт. Или когда вам важно доказать себе, что вас не удастся использовать. Гораздо эффективнее действовать тоньше – допустим, сообщить тому же начальнику, что он явно преувеличивает ваши способности.

Действовать неожиданно. Один из бизнес-консультантов, ведущий тренинги по защите от манипуляций, любит приводить этот пример в качестве прекрасной стратегии, обманывающей ожидания манипулятора. Некий человек N, к которому обращались уличные агенты с жизнерадостной речевкой о том, что в честь десятилетия их фирмы, они дарят «абсолютно бесплатный подарок», меланхолически их выслушивал, тепло благодарил и быстрым шагом удалялся в толпу.

Неожиданным поведением может являться и смена темы разговора, и ваши жалобы на проблемы со здоровьем, и агрессивное поведение, и перевод серьезного разговора в шутку – словом все, что может сломать сценарий манипулятора.

Сделать тайное явным. Можно также свести ваш «конструктивный» разговор с манипулятором к модели заезженной пластинки, постоянно повторяя «Чего вы хотите этим добиться?» и «К чему вы клоните?». В итоге дело сведется к тому, что манипулятор будет многократно (и скорее всего одними и теми же словами) пересказывать свои требования. Способ на любителя со стальными нервами и железной выдержкой.

Шаг третий: не бояться манипуляций

Вообще манипуляции можно трактовать в узком и в широком смысле. Наиболее привычное для нас значение – это попытка скрыто навязать кому-либо решение, в котором есть выгода для манипулятора. Неважно, материальная это выгода или психологическая.

Более широкую трактовку предлагают психологи гуманистического направления. Согласно их определениям, манипулятором является любой, кто хоть сколько-нибудь скрывает свои истинные эмоции или намерения. Это и человек, предпочитающий ложь во спасение, и тот, кто через силу ходит на нелюбимую работу, и пара, которую давно не связывают никакие чувства. То есть, манипуляторами являются все те, кто скрывает истинное положение дел из страха, что ситуация выйдет из-под контроля.

В самом деле, манипуляций в нашей жизни куда больше, чем кажется на первый взгляд. Чем, как не манипуляцией, являются капризы ребенка в ответ на то, что его заставляют ложиться спать? Но надо же как-то ребенку исследовать способы, с помощью которых он будет общаться с окружающими. Как манипуляцию можно расценивать предложение молодого человека зайти на чашечку кофе, адресованное барышне, которая ему нравится. Но если оба примерно понимают, что за этим стоит, тогда это не манипуляция, а игра.

Так что не стоит бояться и избегать любых видов манипуляций. Гораздо важнее видеть цели, которые за ними стоят, и уметь использовать другие методы взаимодействия с окружающими.

✔️ Характер манипулятора

Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» описал, что представляет собой тип социального характера, называемого «манипулятор».

1 Манипулятор это человек

2 Черты характера манипулятора (признаки)

3 Люди-манипуляторы характеристика типов

4 Почему люди становятся манипуляторами

5 Особенности людей манипуляторов

6 Секреты успешной манипуляции человеком

7 Как бороться с людьми манипуляторами

7.1 Похожие темы:

Манипулятор это человек

«Манипулятор — это искуссный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. Профессиональный игрок умеет прекрасно изображать безразличие, но какого нервного напряжения стоит ему эта равнодушная мина!»

Черты характера манипулятора (признаки)

Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его тактику.

Человек не рождается Манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.

Современный Манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда человек — это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

Сокрытие своих истинных эмоций — таков удел Манипулятора. Основную свою задачу Манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление».

Наряду с потребностью управлять Манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто Манипулятор использует психологические концепции в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор — это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Поскольку Манипулятор в какой-то мере живет в каждом из нас, давайте посмотрим, не можем ли мы его выделить более отчетливо.

Люди-манипуляторы характеристика типов

  1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности Диктатора: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, младшие Боссы.
  2. Тряпка (слабак) — обычно жертва Диктатора, полярная противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидности Тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий.
  3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он обманывает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и провести других людей. Вариации Вычислителя: Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, Рассчитывающий все наперед.
  4. Прилипала. Является полярной противоположностью Вычислителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.
  5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация — Сварливая баба («пила»).
  6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более вредно, чем с Хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности: Угодливый, Доброжелательный, Моралист, Человек организации.
  7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик, Мститель, Заставляющий признать вину.
  8. Защитник. Противоположность Судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибкам. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своим делом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик, Помощник, Самоотверженный.

В Манипуляторе гипертрофирован какой-то один из этих типов либо их комбинации. Если же мы являем собой один из типов Манипулятора в наиболее выраженной степени, мы проецируем его противоположность на окружающих нас людей и делаем их своими целями. Например, жена-Тряпка нередко выбирает мужа-Диктатора, а затем управляет им с помощью всякого рода подрывных методов.

Почему люди становятся манипуляторами

Основная причина манипуляции, считает Фредерик Перлз, в вечном конфликте человека с самим собой, поэтому человек никогда не доверяет себе полностью, однако и другим он не доверяет еще сильнее. «Поэтому он вступает на путь манипуляций, чтобы «другие» всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и при таком условии доверять им больше».

Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремится получить полную власть над другой личностью: власть, которая заставляет другую личность делать то, что ОН хочет; думать то, что ОН хочет; чувствовать то, что ОН хочет.

Третья причина манипуляций: поскольку риск и неопределенность окружают людей со всех сторон, то человек часто чувствует себя беспомощным, поэтому пассивный манипулятор говорит: «Я не могу контролировать всего, что может со мной случиться, поэтому я ничего не буду контролировать. Я сдаюсь, делайте со мной что хотите!» — и при этом, в конечном счете, — добивается своих целей, используя свою внешнюю беспомощность. Активный манипулятор активно пользуется бессилием других людей, с удовольствием властвует над людьми, стремясь сделать их максимально зависимыми от себя.

Четвертая причина манипуляций: манипулятор — это личность, которая стремится избежать интимности в отношениях и затруднительного положения, поэтому относится к людям ритуально (Э. Берн, В. Глассер).

Пятая причина манипуляций: человек стремится получить одобрение всех и каждого, поэтому вынужден притворяться, скрывать свои чувства, мысли и желания, не может быть правдивым и честным с окружающими, но зато всеми правдами и неправдами старается угодить всем (А. Эллис).

Особенности людей манипуляторов

Стиль жизни Манипулятора включает четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Философия жизни Манипулятора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием.

Секреты успешной манипуляции человеком

Манипуляции — это стиль жизни, это сценарий жизни, который регламентирует всю систему взаимодействия с миром, направленный на то, чтобы контролировать как себя, так и других.  Например, жена-Тряпка все свое существование обратила в незаметную кампанию сделать своего мужа-Диктатора ответственным за все ее жизненные невзгоды. Это не просто отдельная случайная игра, это сценарий на всю их совместную жизнь.

Можно выделить четыре основные манипулятивные системы.

1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., управляя людьми как марионетками.

2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь — это битва, где все остальные люди — соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого» и поэтому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипуляторами.

4. Система безразличной манипуляции — основная форма манипулятивной системы. Манипулятор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы также то пассивны, то активны, иногда он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или «Беспомощного». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не наплевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции.

Подобные отношения нередко существуют между мужьями и женами. Примером тому служит игра в «угрозу развода», когда Манипулятор надеется подчинить себе партнера, а вовсе не разойтись с ним. Поскольку Манипулятор ведет себя с другим как с неодушевленным предметом, такое безразличное отношение исподволь убивает душу в нем самом. Вот почему называют его отношение к окружающим самоуничтожающим.

Как бороться с людьми манипуляторами

Таким образом, философия активного манипулятора зиждется на том, чтобы главенствовать и властвовать во что бы то ни стало.

Философия пассивного манипулятора — никогда не выбывать раздражения.

Философия соревнующегося манипулятора — выигрывать любой ценой.

Философия безразличного манипулятора — отвергать заботу.

Это очень важно понимать, поскольку манипулятор, как бы ни был хитер, — предсказуем, и если правильно поставить ему диагноз, то можно вычислить, как он будет вести себя в той или иной ситуации.

Рассмотрев различные системы манипуляции, мы приходим к выводу, что все они зиждутся на одной философии: Манипулятор относится сам к себе и другим людям как к неодушевленным предметам. Манипулятор никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль.

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры манипулятора

манипулятор

Поскольку вы знаете, что вам определенно нужен робот-манипулятор , вы начинаете свою покупку или свое мысленное путешествие с получения этой руки.

От TechCrunch