Диалектический материализм как логические непротиворечивая дедуктивная теория | Лобовиков
Альтюссер Л. Ленин и философия. М., 2005.
Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006.
Аристотель. Физика. М., 1937.
Аристотель. Аналитики первая и вторая. Л., 1952.
Аристотель. Топика // Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1978. С. 347–531.
Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. СПб. ; Киев, 2002.
Балибар Э. Еще раз о противоречии. Диалектика классовой борьбы и классовая борьба в диалектике // Французские марксисты о диалектике. М., 1982. С. 9–53.
Материалистическая диалектика: в 5 т. / под общ. ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Макарова. Т. 1 : Объективная диалектика / отв. Ред. Ф. Ф. Вяккерев. М., 1981.
Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3 т. Т. 1. М., 1970.
Там же. Т. 2. 1971.
Там же. Т. 3. 1972.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2 : Философия природы. М., 1975.
Гераклит Эфесский: все наследие: на языках оригинала и в русском переводе / подгот. С. Н. Муравьев. М., 2012.
Дудель С. П., Штракс Г. М. Закон единства и борьбы противоположностей. М., 1967.
Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопр. философии. 2009. № 3. С. 142–146.
Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. М., 1963.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. М., 1976.
Лобовиков В. О. Современные информационные технологии и философская культура: «искусственный интеллект» и математическая модель метафизики как формальной аксиологии // Информационная эпоха: Мир–Россия–Урал: VII Международ. науч.-практ. конф., проведенная Гуманитар. ун-том (г. Екатеринбург) и Генеральным консульством США в Екатеринбурге 12–13 мая 2004 г. : материалы : в 2 т. Т. 1. Екатеринбург, 2004. С. 222–226.
Лобовиков В. О. Новые возможности и новые конфликты нашей «информационной эпохи»: проблема построения «диалектического мировоззрения» робота с «искусственным интеллектом» и дискретная математическая модель диалектики как формальной аксиологии // Там же. Т. 1. С. 217–221.
Лобовиков В. О. Дискретное математическое моделирование («оцифровка») формально-аксиологического аспекта метафизики (Парменид, Мелисс, Платон, Аристотель) и материалистической диалектики // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 11. Екатеринбург, 2011. С. 114–133.
Лобовиков В. О. Двоичный код для представления метафизических знаний в искусственном интеллекте: неадекватные философские системы как результаты «ошибок счета» в алгебре метафизики // Днi науки фiлософ. фак. – 2012, Мiжнарод. наук. конф. (18–19 квiтня 2012 року) : Матерiали доповiдей та виступiв / редкол.: А. Е. Конверский [та iн.]. Київ : Видавн.-полiграф. центр «Київський унiверситет», 2012. Ч. 3. С. 37–38.
Лобовиков В. О. Метафизический материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики (дискретная математическая модель аксиологического аспекта материалистической метафизики и ее связи с онтологией Парменида и Мелисса) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. : Философия. 2012. Т. 10, № 3. С. 102–107.
Лобовиков В. О. Вульгарный материализм как «ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики: (Метафизика элеатов и ее отношение к «материи» и «сознанию» как ценностным функциям от двух ценностных переменных в двузначной алгебре формальной аксиологии) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2012. Вып. 12. С. 35–50.
Лобовиков В. О. Диалектический материализм в «цифровом формате» // Социум и власть. 2014. № 1. С. 127–138.
Лобовиков В. О. Ядро диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей и его моделирование в алгебраической системе формальной аксиологии // Там же. № 4. С. 126–130.
Лобовиков В. О. Закон единства и борьбы противоположностей как формально-аксиологический закон двузначной алгебры философии // Там же. № 5. С. 124–130.
Лобовиков В. О. Принцип композициональности в формально-аксиологической семантике естественного языка диалектической философии // Научный Ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. 2016. Т. 16, № 3. С. 5–23.
Маковельский. А. О. Досократики. Минск, 1999.
Мао Цзэдун. Относительно противоречия // Мао Цзэдун. Избр. произв. Т. 2. М., 1953. С. 407–469.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955. С. 7–544.
Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М., 2016.
Плотин. Избранные Трактаты. М., 2000.
Познер В. М. Диалектический материализм – философия пролетариата. М. ; Л., 1933.
Поппер К. Р. Что такое диалектика? // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 118–138.
Руткевич М. Н. Диалектический материализм : курс лекций для естественных фак. М., 1960.
Руткевич М. Н. Диалектические противоречия в природе. М., 1967.
Руткевич М. Н. Диалектический материализм: курс лекций для философских фак. М., 1973.
Сартр Ж.-П. Критика диалектического разума. М., 2000.
Сталин И. В. О диалектическом и историческом материализме. М., 1950.
Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1961. C. 1–338.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Там же. М., 1961. C. 339–626.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1968.
Brzechczyn K. From Interpretation to Refutation of Marxism. On Leszek Nowak’s non-Marxian Historical Materialism // Hybris. 2017. Vol. 37. Р. 141–178.
Curd P. K. Parmenidean monism // Phronesis. 1991. Vol. 36. Р. 241–64.
Dilcher R. Studies in Heraclitus. Hildesheim, 1995.
Furth M. Elements of Eleatic ontology // Journal of the History of Philosophy, 1968. Vol. 6. Р. 111–32.
Graham D. W. Heraclitus and Parmenides // Presocratic Philosophy: Essays in Honour of Alexander Mourelatos / V. Caston, D. W. Graham (eds.) // Aldershot, 2002. Р. 27–44.
Graham D. W. Heraclitus // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2015 Edition), Edward N. Zalta (ed.). [Electronic resource]. URL: http://plato.stanford.edu/archives/fall2015/entries/heraclitus/ (accessed: 25. 12.2017).
Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Vol. 1 : The Earlier Presocratics and the Pythagoreans. Cambridge, 1962.
Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Vol. 2 : The Presocratic Tradition from Parmenides to Democritus. Cambridge, 1965.
Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Vol. 4 : Plato: The Man and his Dialogues: Earlier Period. Cambridge, 1975.
Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Vol. 5 : The Later Plato and the Academy. Cambridge, 1978.
Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Vol. 6 : Aristotle an Encounter. Cambridge, 1981.
Kahn C. H. The Verb ‘Be’ in Ancient Greek. (Foundations of Language. Supplementary Series. Vol. 16). Dordrecht, 1973.
Kahn C. H. Being in Parmenides and Plato // La Parola del Passato. 1988. Vol. 43. Р. 237–61.
Ketchum R. J. Parmenides on what there is // Canadian Journal of Philosophy. 1990. Vol. 20. Р. 167–90.
Lebowitz M. A. Is ‘Analytical Marxism’ Marxism? // Science and Society. 1988. Vol. 52, № 2. Р. 191–214.
Nowak L. Property and Power: Towards a non-Marxian Historical Materialism (Theory and Decision Library, t. 27). Dordrecht, 1983.
Nowak L. Spiritual Domination as a Class Oppression: A Contribution to the Theory of Culture in non-Marxian Historical Materialism // Philosophy of the Social Sciences. 1988. Vol. 18, № 2. Р. 231–238.
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Философия марксизма
Аннотация: В данной лекции рассмотрены следующие вопросы: Карл Маркс и Фридрих Энгельс — основатели диалектического и исторического материализма. Первоосновы философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика, концепция общественно-экономических формаций и идея коммунизма.
Ключевые слова: диалектика, активность, ПО, деятельность, определение, атом, энергия, место, предел, мышление, закон отрицания отрицания, базис, основные средства, потенциал, детерминант, Личность
Цель лекции: ознакомить студента с главными философскими идеями марксистского учения.
Основатели марксизма являются Маркс, Энгельс. Наиболее известным последователем философии марксизма является Ленин.
Основные совместные произведения Маркса и Энгельса » Святое семейство» и «Немецкая идеология «. Произведения Маркса: » Тезисы о Фейербахе «, » К критике политической экономии», «Капитал «. Произведения Энгельса: » Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Анти-Дюринг», «Диалектика природы «. Философские труды Ленина: » Философские тетради», «Материализм и эмпириокритицизм».
Теоретическим источником марксизма является: философия, политэкономия (труды английских экономистов Смита и Рикардо) научный социализм (являются утопические произведения Сен-Симона, Оуэн, Фурье). Диалектическим источником марксизма является философия Гегеля и антропологический материализм Фейербаха.
Маркс и Энгельс сделали революцию в социальной философии, распространив принципы диалектики и материализма на развитие общества и природы. Они стали создателем диалектического материализма. По определению Энгельса, материалистическая диалектика — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
В философии Маркса, источником познания является практическая деятельность. Главной гносеологической установкой марксизма является » Практика — критерий истины «.
Маркс полагал, что Фейербах оторвал сущность человека от его развития, истории. Главный аспект при рассмотрении сущности человека Фейербах уделял его моральным и нравственным качествам, таким, как воля, сила, ум. Маркс же считал, что сущность человека составляет совокупность общественных отношений, которые подвержены динамике, а значит и сущность человека не является неизменной как в философии Фейербаха, но имеет динамику развития.
Философия марксизма состоит из двух частей: диалектический материализм и исторический материализм. Марксистский материализм находился под сильным влиянием развития естествознания в 19в. Ввиду успеха науки Энгельс считал необходимым изменение характера философии, он признавал ненужность философских систем мира, которые возвышаются над наукой и основаны на умозрительных и априорных методах. Современный материализм, как считал Энгельс, » не нуждается больше в стоящей над прочими науками философии. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой совокупной их связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительные науки о природе и истории» 1Ф.Энгельс, Анти -Дюринг, Госполитиздат, 1950, стр. 25..
Диалектический материализм.Главной категорией в философии диалектического материализма является понятие материи. Наиболее точное определение материи на сегодняшний день было дано Лениным в произведении » Материализм и эмпириокритицизм «. До этого в натурфилософии было представлено множество определений понятия материи. Наиболее рабочее определение материи до Ленина было определение материи как вещества, состоящего из атомов. Однако физика 19в сделал ряд открытий, которые подвергли такое определение критике. Это были открытия радиоактивности в 1896 г., электрона в 1897г., была выдвинута Лоренцом теория электронного строения материи, которая постулировала, что атом не есть неделимая корпускула, что внутри атома есть пустота. Более того, при исследовании электромагнетизма было установлено, что и масса электрона не является неизменной и ведет себя изменчиво в зависимости от скорости. Немецкий физик Освальд произвел синтез материи и духа в понятии энергия. На место материальной субстанции Освальд поставил энергетическую субстанцию.
Ленин считал все эти утверждения не верными, так как надо пересматривать не само понятие материя, тот предел, с которого была познана материя. Определенные атрибуты материи, которые прежде считались абсолютными (например, неделимость атома) стали не абсолютными.
Ленину необходимо было дать новое определение материи. Которое бы учитывало физические достижения и при этом объясняло все природные и общественные явления. Это определение должно было подтверждать новейшие исследования в области естествознания и, конечно, обосновывать материалистическую позицию в отношении основного вопроса философии. Материя является наиболее широким и предельным понятием как в сфере материальных явлений, так и в области мышления.Так Ленин посчитал, что материю необходимо определить через противопоставление ее предельно широкому понятию другому более предельно широкому понятию. Ленин дал следующее определение понятию материи:
Материя — это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отображаемая им
Отсюда вытекает объективизм его философского учения. Материальное существует вне зависимости от человеческого сознания. Ленин, однако, выделял понятия объективной и субъективной реальности, но при этом считал, что субъективная реальность связана с возникновением мышления, а мышление это уже следующий самый высокий уровень организации материи. Объективная реальность предшествует субъективной реальности.
Ленин выделял определенные атрибуты материи:
- движение — это главный способ существования материи. Движение воспринимается не как перемещение материальных тел, но как изменения разного рода. При этом движение понимает предельно широко, как изменение вообще. Энгельс в своих трудах «Диалектика движения» и «Анти-Дюринг» выделил пять форм движения материи:
- механическая форма
- физическая форма
- химическая форма
- биологическая форма
- социальная форма
- пространство и время. В диалектическом материализме — это есть формы существования материальных тел. Маркс, Энгельс и Ленин придерживались реляционной концепции ( relation — отношение) пространства и времени. С точки зрения марксистов, пространство и время — это система взаимоотношений между взаимодействующими материальными объектами и материальными процессами. Такая точка зрения является противоположной на тот момент господствующей теории Ньютоновской механики, которая исходила из абсолютного понятия пространства и времени, которые существуют независимо от материи.
- системность. Этот атрибут материи показывает преобладание в окружающем нас мире организованности над хаотическими процессами.
- отражение. Этот атрибут был введен Лениным для решения извечной проблемы в философии — как образуется мыслящая и ощущающая субстанция из неживой материи.
Ленин считал, что живая и неживая материя обладает свойством сходным с ощущением отражением.
Отражение- это способность одних материальных тел в результате их взаимодействия с другими материальными телами, воспроизводить определенные особенности последних в своей собственной природе.
Ленин определил два вида отражения: пассивное и активное отражение.
Пассивное отражение имеет место для физико-химических форм движения материи. Такое отражение не носит избирательный характер и является следствием физико-химических процессов.
Активное отражение имеет место в биологической форме движения материи. Первая форма активного отражения — раздражимость, которая носит избирательный характер. Раздражимость — это до психическая форма отражения. Следующая форма отражения — это психическая форма отражения, которая объясняется наличием нервной системы. Психическое отражение также имеет несколько форм, а именно
- intuit.ru/2010/edi»>Ощущение
- Восприятие и представление
- принцип материального единства:наличие единой материальной основы мира
- принцип развития,который исходит из диалектических законов: закон единства и борьба противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот, и закон отрицания отрицания
Энгельс считал, что для того чтобы увидеть в действии в материальном мире диалектические законы, мы должны рассмотреть предметы во взаимодействии с другими предметами, а не обособленно. Когда мы рассматриваем предметы в движении, в их истории, в их развитии, во взаимодействии друг с другом, то неизбежно обнаруживаем диалектические противоречия, законы и принципы.
Закон это единство и борьба противоположностей. Энгельс считал, что само понятие движения уже показывает нам осуществление этого закона, потому что при движении тело находится в определенной точке пространства и с другой стороны не находится в ней. Энгельс считал, что возникновение и разрешение противоречия — есть сущность механического перемещения.
Закон перехода количественного в качественное. Здесь Энгельс обращается к такому примеру из мемуаров Наполеона- сражения между французской кавалерией и мамелюками: два мамелюка побеждают трех французов, сто французов примерно равны ста мамелюкам, триста французов побеждали мамелюков, но не всегда, а тысяча кавалеристов побеждали мамелюков всегда, в силу своей дисциплинированности.
Закон отрицания отрицания. Энгельс приводил пример из физики. Первая — физика Аристотеля. Первое отрицание — физика Ньютона, второе — теория относительности Эйнштейна. Действительно, Аристотель рассматривал пространство замкнуто и разнородно, Ньютон как бесконечное и однородное, а вот в физике Эйнштейна мы видим двойное диалектическое отрицание — пространство и время есть единые свойства материальных систем.
- принцип диалектического материализма или детерминизма. Этот принцип содержит следующие положения
- всеобщая детерминация материальных систем и процессов
- необходимым условием детерминации — коренная причинная производительность — принцип причинности.
- всеобщая обусловленность носит закономерный и регулярный характер
- закономерность и регулярность имеет объективный характер
- принципы диалектического мышления. Основа познания и критерий истинности в диалектическом материализме является практика. Под практикой Ленин рассматривал, как практическую деятельность индивида, так и общественно-историческую деятельность на протяжении всех поколений. Ленин вывел следующие принципы диалектического мышления:
- объективность — объективное рассмотрение предметов познания
- системность — подразумевает всесторонне рассмотрение предмета в его наличном состоянии, определение элементов и структуры материальных систем
- историзм — рассмотрение предмета в его развитии
- диалектическое противоречие — определение диалектических противоположностей и противоречий в истории материальных систем
- восхождение от абстрактного к конкретному
Диалектический материализм — Энциклопедия Нового Света
Карл Маркс
Диалектический материализм является философским выражением марксизма и марксизма-ленинизма. Название относится к представлению о том, что марксизм — это материалистическое мировоззрение с диалектическим методом. Она была разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце восемнадцатого века и доработана более поздними теоретиками-марксистами.
Диалектический материализм утверждает, что мир, включая человека, есть «вещество в движении» и что прогресс происходит через борьбу. Он следует гегелевскому принципу философии истории, а именно развитию тезиса в его антитезис, который, в свою очередь, сменяется синтезом, сохраняющим аспекты тезиса и антитезиса и в то же время упраздняющим их. Однако, сохраняя диалектический метод Гегеля, Маркс и Энгельс выступали против идеализма Гегеля. Таким образом, история есть результат не поступательного раскрытия Духа, а классовой борьбы в обществе, определяющим фактором которой является экономика. Более того, в то время как количественные изменения могут быть постепенными, качественные изменения предполагают резкий скачок на более высокую ступень. В обществе это означает, что только насильственная революция может привести к переходу от частной собственности к социализму и коммунизму, который предвидели Маркс и Энгельс.
Содержание
- 1 Марксистский материализм
- 2 Марксистская диалектика
- 3 Исторический материализм
- 4 Советский диалектический материализм
- 4.1 Вклады Ленина
- 4.2 Сталинская кодификация диамат
- 5 Марксистская критика диалектического материализма
- 6 Наследие
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Каталожные номера
- 10 Внешние ссылки
- 11 кредитов
Диалектический материализм обсуждался и подвергался критике со стороны различных философов-марксистов, что привело к ряду политических и философских столкновений в марксистском движении в целом и в Коминтерне в частности. После успеха русской революции 1917 года правильная интерпретация диалектического материализма стала предметом государственной политики. Официальная советская версия диалектического материализма, систематизированная Иосифом Сталиным, была известна как диамат . Она стала официальной философией советского государства и оказала большое влияние на советскую интеллектуальную традицию, от которой требовалось придерживаться ее учения как официальной догмы. Сотни миллионов людей были внушены принципам диалектического материализма в Советском Союзе и Китае в ХХ веке.
Марксистский материализм
Подобно другим материалистам своего времени, Маркс и Энгельс утверждали первенство материального мира: словом, материя предшествует мысли. Таким образом, нет Бога, который задумал мир, а люди, которые по своей сути являются материальными существами, задумали Бога. Кроме того, за пределами материального мира нет духовного мира, рая или ада.
Все явления во Вселенной состоят из «движущейся материи». Все вещи взаимосвязаны и развиваются в соответствии с законом природы. Физический мир является объективной реальностью и существует независимо от нашего восприятия его. Восприятие, таким образом, является отражением материального мира в мозгу, и мир действительно познаваем, когда объективно воспринимается.
Идеальное есть не что иное, как материальный мир, отраженный человеческим разумом и переведенный в формы мысли (Карл Маркс, Das Kapital , Vol. 1).
Фридрих Энгельс
Таким образом, Маркс поддержал материалистическую философию против идеализма Гегеля. Однако он также критиковал классический материализм как идеалистическую философию типа. Согласно его и Энгельса тезисам о Фейербахе (1845 г.), философия должна была прекратить «интерпретировать» мир в бесконечных метафизических спорах, чтобы начать «преобразование» мира. Поднимающееся рабочее движение, наблюдаемое Энгельсом в Англии и Марксом во Франции и Германии, участвовало именно в этой преобразующей революции.
Исторический материализм — применение диалектического материализма к анализу истории — ставит, таким образом, классовую борьбу над философией per se . Философия, по сути, не объективная наука, а партийный политический акт. В этом смысле классический материализм, стремившийся оправдать социальный статус-кво , был не лучше откровенного идеализма кантовской или гегелевской философии. «Настоящая» философия должна занять правильную позицию в классовой борьбе, и именно в этом и состоит функция марксистской философии.
Материализм Маркса и Энгельса позже открыл путь для критической теории Франкфуртской школы, которая объединила философию с социальными науками в попытке диагностировать болезни общества. Однако в более позднем марксистском движении с центром в Советском Союзе диалектический материализм свелся к ортодоксальной марксистской теории, известной как diamat .
Марксистская диалектика
Энгельс наблюдал три закона диалектики. Они есть:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Первый из этих законов также рассматривался и Гегелем, и Лениным как центральная черта диалектического понимания вещей. Это восходит к древнегреческому философу Гераклиту. Второе взято Гегелем у Аристотеля и может быть прослежено до древних ионийских философов (в частности, Анаксимена), от которых Аристотель унаследовал это понятие. Третье, отрицание отрицания, есть особое выражение Гегеля. Это относится к идее тезис порождает его антитезис или отрицание, которое, в свою очередь, отрицается синтезом .
Основными чертами марксистской диалектики являются:
- Вселенная — это не разрозненная смесь вещей, изолированных друг от друга, а единое целое, в результате чего вещи взаимозависимы.
- Мир природы, от самого маленького до самого большого его компонента, находится в состоянии постоянного движения.
- Все вещи содержат в себе внутренние противоречия, являющиеся первопричиной движения, изменения и развития в мире.
- Развитие есть процесс, при котором незначительные и незаметные количественные изменения приводят к коренным, качественным изменениям. Качественные же изменения изменяются не постепенно, а быстро и скачкообразно, в виде скачка из одного состояния в другое.
Исторический материализм
Занимаясь прежде всего историей и обществом, а не философией как таковой, Маркс и Энгельс были особенно озабочены приложением своей философии к исторической и политической действительности. Результат стал известен как исторический материализм.
Согласно этой теории, первобытный коммунизм племенных обществ представлял изначальный «тезис» человеческого развития. Это породило антитезу частной собственности и классового общества. Синтез — возникающий после различных стадий исторического развития, таких как рабство, феодализм, меркантилизм и капитализм, — будет передовым коммунизмом, при котором рабочие владеют средствами производства в развитом индустриальном обществе. Однако точно так же, как цыпленок должен вырваться из скорлупы, которая и защищает, и укрывает его, рабочий класс должен освободиться от репрессивных институтов, созданных капиталистическим обществом, чтобы увековечить себя. Поскольку такие качественные изменения всегда внезапны и насильственны, это требует насильственной революции и установления диктатуры пролетариата как первого шага к достижению сначала социализма, а затем постепенного отмирания государства в передовой коммунизм.
В соответствии с марксистским принципом «партийности философии» общепризнанной целью этого интеллектуального упражнения для Маркса и Энгельса было создание идеологии как катализатора развития революционного классового сознания. Действительно, Маркс и Энгельс видели себя не столько философами, сколько голосами исторической неизбежности:
Не сознание людей определяет их существование, а их общественное существование определяет их сознание (Карл Маркс, 9).0026 Предисловие к работе «К критике политической экономии» ).
Советский диалектический материализм.
- «Материалистическая инверсия» гегелевской диалектики
- Этические принципы для классовой борьбы
- Конвергенция «законов эволюции» в физике (Гельмгольц), биологии (Дарвин) и политической экономии (Маркс)
Ленин основывал свои работы на работах Энгельса, а также обращался к трудам более поздних философов, часто в резкой и сатирической форме. Он взял на себя задачу дистанцировать марксистский материализм от нескольких других форм материалистической философии:
- «Вульгарный материализм», выраженный в утверждениях типа «мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь» (приписывается врачу восемнадцатого века Пьеру Жану Жоржу Кабанису, 1757–1808)
- «Метафизический материализм» (материя состоит из неизменных, неизменных частиц)
- «Механический материализм» девятнадцатого века (материя была подобна маленьким молекулярным бильярдным шарам, взаимодействующим в соответствии с простыми законами механики)
Он также взял на себя нескольких мыслителей-марксистов, которые, по его мнению, неправильно понимали значение диалектического и исторического материализма, что привело к их принятие недостаточно революционного мировоззрения, основанного на постепенных изменениях и «буржуазно-демократическом» социализме. Ленин настаивал на том, что градуализм никогда не сможет привести к качественному изменению экономической базы общества.
Сталинская кодификация
diamatСталин
После Октябрьской революции 1917 года советская философия разделилась на «диалектиков» (Деборин) и «механистов» (Бухарин). декрет, в котором диалектический материализм определялся как относящийся исключительно к марксизму-ленинизму, а не к какой-либо другой форме материализма. Сталин также использовал diamat как оправдание для установления тоталитарного государства. 19 июня30, он сказал советскому партийному съезду:
Мы за отмирание государства. В то же время мы выступаем за… самую сильную государственную власть, которая когда-либо существовала… Это «противоречиво»? Да, противоречиво. Но это противоречие… полностью отражает диалектику Маркса.
Затем Сталин установил официальную советскую версию диалектического материализма в своей работе Диалектический и исторический материализм (1938). [1] Здесь он перечислил «законы диалектики», которые должны служить основанием отдельных научных дисциплин, особенно социологии и «науки» об истории, гарантируя тем самым их соответствие тому, что он называл «пролетарской концепцией». мира». Таким образом, официальная советская философия diamat был наложен на большинство коммунистических партий, входивших в Третий Интернационал. При сталинском режиме и его преемниках академические дискуссии в советских интеллектуальных учреждениях и журналах были вынуждены оставаться в рамках сталинской философской ортодоксии.
Марксистская критика диалектического материализма
Тем не менее доктрина диалектического материализма, особенно официальная советская версия diamat , подвергалась критике со стороны многих мыслителей-марксистов. Философ-марксист Антонио Грамши, например, предложил вместо нее «философию практики». Другие мыслители марксистской философии указывали на оригинальные тексты Маркса и Энгельса, указывая на то, что традиционный диалектический материализм был в гораздо большей степени продуктом Энгельса, чем Маркса. Результатом этого стали различные «марксистские» философские проекты, представляющие альтернативы традиционному диалектическому материализму.
Еще в 1937 году Мао Цзэдун предложил еще одну интерпретацию, в своем эссе О противоречии , в котором он отвергал «законы диалектики» Энгельса как чрезмерно упрощенные и настаивал на сложности противоречия. Текст Мао вдохновил Луи Альтюссера на работу о противоречии, которая стала движущей темой его известного эссе For Marx (1965). Альтюссер попытался уточнить марксистскую концепцию противоречия, позаимствовав концепцию «сверхдетерминации» из психоанализа. Он критиковал сталинское «телеологическое» прочтение Маркса как возврат к гегелевскому идеализму, в котором философия вытесняет реальность. Другая школа мысли, возглавляемая итальянским философом Людовико Геймонатом, построила «историческую эпистемологию» на основе диалектического материализма.
Наследие
На протяжении более 70 лет в Советском Союзе и его странах-сателлитах диалектический материализм был официальной руководящей государственной философией. Он попытался разобраться со всеми вопросами существования, от атомов до истории и экономики. Она стала для них самой важной атеистической идеологией двадцатого века, абсолютно отрицая даже возможность существования Бога и утверждая необходимость насильственной революции, которая покончила бы с религией, которая, как они настаивали, была всего лишь «опиумом» для масс.
Более миллиарда молодых людей в бывшем Советском Союзе, Китае и многих других странах были привиты мировоззрению диалектического материализма в школах от детского сада до колледжа. В условиях тоталитарных обществ, которые он породил, диалектический материализм задушил творческий дух целых двух поколений, выросших в советской власти. Бывший коммунистический мир даже сегодня все еще пытается оправиться от трагического наследия диалектического материализма, философии, призванной освободить рабочих мира, но которая сама оказалась на свалке истории.
См. также
- Фридрих Энгельс
- Карл Маркс
- Марксизм
Примечания
- ↑ Иосиф Сталин, Диалектический и исторический материализм. Проверено 5 ноября 2008 г.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Оллман, Бертелл и Тони Смит. Диалектика для нового века . Бейзингсток:: Palgrave Macmillan, 2008. ISBN 978-0230535312
- Ригби, С. Х. Энгельс и становление марксизма: история, диалектика и революция . Манчестер, Великобритания: издательство Манчестерского университета, 2007. ISBN 978-0719077746 .
- Йи, Санг Хон. Коммунизм; a Критика и контрпредложение . Вашингтон: Freedom Leadership Foundation, 1973. OCLC 741232
Внешние ссылки
Все ссылки получены 28 июля 2022 г.
- Фридрих Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
- Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг
- Фридрих Энгельс. Диалектика природы
- В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм
- Георг Лукач. История и классовое сознание
Философия | |
---|---|
Темы | Список категорий | Восточная философия · Западная философия | История философии (древняя • средневековая • современная • современная) |
Списки | Основные темы · Список тем · Философы · Философии · Глоссарий · Движения · Другие списки |
Филиалы | Эстетика · Этика · Эпистемология · Логика · Метафизика · Политическая философия |
Философия | Образование · Экономика · География · Информация · История · Человеческая природа · Язык · Право · Литература · Математика · Ум · Философия · Физика · Психология · Религия · Наука · Социальные науки · Технологии · Путешествия ·Война |
Школы | Актуальный идеализм · Аналитическая философия · Аристотелизм · Континентальная философия · Критическая теория · Деконструктивизм · Деонтология · Диалектический материализм · Дуализм · Эмпиризм · Эпикуреизм · Экзистенциализм · Гегельянство · Герменевтика · Гуманизм · Идеализм · Кантианство · Логический позитивизм · Марксизм · Материализм · Монизм · Неоплатонизм · Новые философы · Нигилизм · Обыденный язык · Феноменология · Платонизм · Позитивизм · Постмодернизм · Постструктурализм · Прагматизм · Досократизм · Рационализм · Реализм · Релятивизм · Схоластика · Скептицизм · Стоицизм · Структурализм · Утилитаризм · Этика добродетели |
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Диалектический_материализм история
История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедию Нового Света :
- История «Диалектического материализма»
Примечание. На использование отдельных изображений могут накладываться некоторые ограничения.
Диалектический материализм — Энциклопедия Нового Света
Карл Маркс
Диалектический материализм является философским выражением марксизма и марксизма-ленинизма. Название относится к представлению о том, что марксизм — это материалистическое мировоззрение с диалектическим методом. Она была разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине-конце восемнадцатого века и доработана более поздними теоретиками-марксистами.
Диалектический материализм утверждает, что мир, включая людей, представляет собой «вещество в движении» и что прогресс происходит через борьбу. Он следует гегелевскому принципу философии истории, а именно развитию тезиса в его антитезис, который, в свою очередь, сменяется синтезом, сохраняющим аспекты тезиса и антитезиса и в то же время упраздняющим их. Однако, сохраняя диалектический метод Гегеля, Маркс и Энгельс выступали против идеализма Гегеля. Таким образом, история есть результат не поступательного раскрытия Духа, а классовой борьбы в обществе, определяющим фактором которой является экономика. Более того, в то время как количественные изменения могут быть постепенными, качественные изменения предполагают резкий скачок на более высокую ступень. В обществе это означает, что только насильственная революция может привести к переходу от частной собственности к социализму и коммунизму, который предвидели Маркс и Энгельс.
Содержание
- 1 Марксистский материализм
- 2 Марксистская диалектика
- 3 Исторический материализм
- 4 Советский диалектический материализм
- 4.1 Вклады Ленина
- 4.2 Сталинская кодификация диамат
- 5 Марксистская критика диалектического материализма
- 6 Наследие
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Каталожные номера
- 10 Внешние ссылки
- 11 кредитов
Диалектический материализм обсуждался и подвергался критике со стороны различных философов-марксистов, что привело к ряду политических и философских столкновений в марксистском движении в целом и в Коминтерне в частности. После успеха русской революции 1917 года правильная интерпретация диалектического материализма стала предметом государственной политики. Официальная советская версия диалектического материализма, систематизированная Иосифом Сталиным, была известна как диамат . Она стала официальной философией советского государства и оказала большое влияние на советскую интеллектуальную традицию, от которой требовалось придерживаться ее учения как официальной догмы. Сотни миллионов людей были внушены принципам диалектического материализма в Советском Союзе и Китае в ХХ веке.
Марксистский материализм
Подобно другим материалистам своего времени, Маркс и Энгельс утверждали первенство материального мира: словом, материя предшествует мысли. Таким образом, нет Бога, который задумал мир, а люди, которые по своей сути являются материальными существами, задумали Бога. Кроме того, за пределами материального мира нет духовного мира, рая или ада.
Все явления во Вселенной состоят из «движущейся материи». Все вещи взаимосвязаны и развиваются в соответствии с законом природы. Физический мир является объективной реальностью и существует независимо от нашего восприятия его. Восприятие, таким образом, является отражением материального мира в мозгу, и мир действительно познаваем, когда объективно воспринимается.
Идеальное есть не что иное, как материальный мир, отраженный человеческим разумом и переведенный в формы мысли (Карл Маркс, Das Kapital , Vol. 1).
Фридрих Энгельс
Таким образом, Маркс поддержал материалистическую философию против идеализма Гегеля. Однако он также критиковал классический материализм как идеалистическую философию типа. Согласно его и Энгельса тезисам о Фейербахе (1845 г.), философия должна была прекратить «интерпретировать» мир в бесконечных метафизических спорах, чтобы начать «преобразование» мира. Поднимающееся рабочее движение, наблюдаемое Энгельсом в Англии и Марксом во Франции и Германии, участвовало именно в этой преобразующей революции.
Исторический материализм — применение диалектического материализма к анализу истории — ставит, таким образом, классовую борьбу над философией per se . Философия, по сути, не объективная наука, а партийный политический акт. В этом смысле классический материализм, стремившийся оправдать социальный статус-кво , был не лучше откровенного идеализма кантовской или гегелевской философии. «Настоящая» философия должна занять правильную позицию в классовой борьбе, и именно в этом и состоит функция марксистской философии.
Материализм Маркса и Энгельса позже открыл путь для критической теории Франкфуртской школы, которая объединила философию с социальными науками в попытке диагностировать болезни общества. Однако в более позднем марксистском движении с центром в Советском Союзе диалектический материализм свелся к ортодоксальной марксистской теории, известной как diamat .
Марксистская диалектика
Энгельс наблюдал три закона диалектики. Они есть:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Первый из этих законов также рассматривался и Гегелем, и Лениным как центральная черта диалектического понимания вещей. Это восходит к древнегреческому философу Гераклиту. Второе взято Гегелем у Аристотеля и может быть прослежено до древних ионийских философов (в частности, Анаксимена), от которых Аристотель унаследовал это понятие. Третье, отрицание отрицания, есть особое выражение Гегеля. Это относится к идее тезис порождает его антитезис или отрицание, которое, в свою очередь, отрицается синтезом .
Основными чертами марксистской диалектики являются:
- Вселенная — это не разрозненная смесь вещей, изолированных друг от друга, а единое целое, в результате чего вещи взаимозависимы.
- Мир природы, от самого маленького до самого большого его компонента, находится в состоянии постоянного движения.
- Все вещи содержат в себе внутренние противоречия, являющиеся первопричиной движения, изменения и развития в мире.
- Развитие есть процесс, при котором незначительные и незаметные количественные изменения приводят к коренным, качественным изменениям. Качественные же изменения изменяются не постепенно, а быстро и скачкообразно, в виде скачка из одного состояния в другое.
Исторический материализм
Занимаясь прежде всего историей и обществом, а не философией как таковой, Маркс и Энгельс были особенно озабочены приложением своей философии к исторической и политической действительности. Результат стал известен как исторический материализм.
Согласно этой теории, первобытный коммунизм племенных обществ представлял изначальный «тезис» человеческого развития. Это породило антитезу частной собственности и классового общества. Синтез — возникающий после различных стадий исторического развития, таких как рабство, феодализм, меркантилизм и капитализм, — будет передовым коммунизмом, при котором рабочие владеют средствами производства в развитом индустриальном обществе. Однако точно так же, как цыпленок должен вырваться из скорлупы, которая и защищает, и укрывает его, рабочий класс должен освободиться от репрессивных институтов, созданных капиталистическим обществом, чтобы увековечить себя. Поскольку такие качественные изменения всегда внезапны и насильственны, это требует насильственной революции и установления диктатуры пролетариата как первого шага к достижению сначала социализма, а затем постепенного отмирания государства в передовой коммунизм.
В соответствии с марксистским принципом «партийности философии» общепризнанной целью этого интеллектуального упражнения для Маркса и Энгельса было создание идеологии как катализатора развития революционного классового сознания. Действительно, Маркс и Энгельс видели себя не столько философами, сколько голосами исторической неизбежности:
Не сознание людей определяет их существование, а их общественное существование определяет их сознание (Карл Маркс, 9).0026 Предисловие к работе «К критике политической экономии» ).
Советский диалектический материализм.
- «Материалистическая инверсия» гегелевской диалектики
- Этические принципы для классовой борьбы
- Конвергенция «законов эволюции» в физике (Гельмгольц), биологии (Дарвин) и политической экономии (Маркс)
Ленин основывал свои работы на работах Энгельса, а также обращался к трудам более поздних философов, часто в резкой и сатирической форме. Он взял на себя задачу дистанцировать марксистский материализм от нескольких других форм материалистической философии:
- «Вульгарный материализм», выраженный в утверждениях типа «мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь» (приписывается врачу восемнадцатого века Пьеру Жану Жоржу Кабанису, 1757–1808)
- «Метафизический материализм» (материя состоит из неизменных, неизменных частиц)
- «Механический материализм» девятнадцатого века (материя была подобна маленьким молекулярным бильярдным шарам, взаимодействующим в соответствии с простыми законами механики)
Он также взял на себя нескольких мыслителей-марксистов, которые, по его мнению, неправильно понимали значение диалектического и исторического материализма, что привело к их принятие недостаточно революционного мировоззрения, основанного на постепенных изменениях и «буржуазно-демократическом» социализме. Ленин настаивал на том, что градуализм никогда не сможет привести к качественному изменению экономической базы общества.
Сталинская кодификация
diamatСталин
После Октябрьской революции 1917 года советская философия разделилась на «диалектиков» (Деборин) и «механистов» (Бухарин). декрет, в котором диалектический материализм определялся как относящийся исключительно к марксизму-ленинизму, а не к какой-либо другой форме материализма. Сталин также использовал diamat как оправдание для установления тоталитарного государства. 19 июня30, он сказал советскому партийному съезду:
Мы за отмирание государства. В то же время мы выступаем за… самую сильную государственную власть, которая когда-либо существовала… Это «противоречиво»? Да, противоречиво. Но это противоречие… полностью отражает диалектику Маркса.
Затем Сталин установил официальную советскую версию диалектического материализма в своей работе Диалектический и исторический материализм (1938). [1] Здесь он перечислил «законы диалектики», которые должны служить основанием отдельных научных дисциплин, особенно социологии и «науки» об истории, гарантируя тем самым их соответствие тому, что он называл «пролетарской концепцией». мира». Таким образом, официальная советская философия diamat был наложен на большинство коммунистических партий, входивших в Третий Интернационал. При сталинском режиме и его преемниках академические дискуссии в советских интеллектуальных учреждениях и журналах были вынуждены оставаться в рамках сталинской философской ортодоксии.
Марксистская критика диалектического материализма
Тем не менее доктрина диалектического материализма, особенно официальная советская версия diamat , подвергалась критике со стороны многих мыслителей-марксистов. Философ-марксист Антонио Грамши, например, предложил вместо нее «философию практики». Другие мыслители марксистской философии указывали на оригинальные тексты Маркса и Энгельса, указывая на то, что традиционный диалектический материализм был в гораздо большей степени продуктом Энгельса, чем Маркса. Результатом этого стали различные «марксистские» философские проекты, представляющие альтернативы традиционному диалектическому материализму.
Еще в 1937 году Мао Цзэдун предложил еще одну интерпретацию, в своем эссе О противоречии , в котором он отвергал «законы диалектики» Энгельса как чрезмерно упрощенные и настаивал на сложности противоречия. Текст Мао вдохновил Луи Альтюссера на работу о противоречии, которая стала движущей темой его известного эссе For Marx (1965). Альтюссер попытался уточнить марксистскую концепцию противоречия, позаимствовав концепцию «сверхдетерминации» из психоанализа. Он критиковал сталинское «телеологическое» прочтение Маркса как возврат к гегелевскому идеализму, в котором философия вытесняет реальность. Другая школа мысли, возглавляемая итальянским философом Людовико Геймонатом, построила «историческую эпистемологию» на основе диалектического материализма.
Наследие
На протяжении более 70 лет в Советском Союзе и его странах-сателлитах диалектический материализм был официальной руководящей государственной философией. Он попытался разобраться со всеми вопросами существования, от атомов до истории и экономики. Она стала для них самой важной атеистической идеологией двадцатого века, абсолютно отрицая даже возможность существования Бога и утверждая необходимость насильственной революции, которая покончила бы с религией, которая, как они настаивали, была всего лишь «опиумом» для масс.
Более миллиарда молодых людей в бывшем Советском Союзе, Китае и многих других странах были привиты мировоззрению диалектического материализма в школах от детского сада до колледжа. В условиях тоталитарных обществ, которые он породил, диалектический материализм задушил творческий дух целых двух поколений, выросших в советской власти. Бывший коммунистический мир даже сегодня все еще пытается оправиться от трагического наследия диалектического материализма, философии, призванной освободить рабочих мира, но которая сама оказалась на свалке истории.
См. также
- Фридрих Энгельс
- Карл Маркс
- Марксизм
Примечания
- ↑ Иосиф Сталин, Диалектический и исторический материализм. Проверено 5 ноября 2008 г.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Оллман, Бертелл и Тони Смит. Диалектика для нового века . Бейзингсток:: Palgrave Macmillan, 2008. ISBN 978-0230535312
- Ригби, С. Х. Энгельс и становление марксизма: история, диалектика и революция . Манчестер, Великобритания: издательство Манчестерского университета, 2007. ISBN 978-0719077746 .
- Йи, Санг Хон. Коммунизм; a Критика и контрпредложение . Вашингтон: Freedom Leadership Foundation, 1973. OCLC 741232
Внешние ссылки
Все ссылки получены 28 июля 2022 г.
- Фридрих Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
- Фридрих Энгельс. Анти-Дюринг
- Фридрих Энгельс. Диалектика природы
- В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм
- Георг Лукач. История и классовое сознание
Философия | |
---|---|
Темы | Список категорий | Восточная философия · Западная философия | История философии (древняя • средневековая • современная • современная) |
Списки | Основные темы · Список тем · Философы · Философии · Глоссарий · Движения · Другие списки |
Филиалы | Эстетика · Этика · Эпистемология · Логика · Метафизика · Политическая философия |
Философия | Образование · Экономика · География · Информация · История · Человеческая природа · Язык · Право · Литература · Математика · Ум · Философия · Физика · Психология · Религия · Наука · Социальные науки · Технологии · Путешествия ·Война |
Школы | Актуальный идеализм · Аналитическая философия · Аристотелизм · Континентальная философия · Критическая теория · Деконструктивизм · Деонтология · Диалектический материализм · Дуализм · Эмпиризм · Эпикуреизм · Экзистенциализм · Гегельянство · Герменевтика · Гуманизм · Идеализм · Кантианство · Логический позитивизм · Марксизм · Материализм · Монизм · Неоплатонизм · Новые философы · Нигилизм · Обыденный язык · Феноменология · Платонизм · Позитивизм · Постмодернизм · Постструктурализм · Прагматизм · Досократизм · Рационализм · Реализм · Релятивизм · Схоластика · Скептицизм · Стоицизм · Структурализм · Утилитаризм · Этика добродетели |
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .