Мажор и минор это в музыке: Лад в музыке: мажор и минор

виды музыкальных ладов и их особенности, строение минорного и мажорного лада

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

Тональность

Тональность — это высота лада.

Лад можно построить от любого звука. Например, если построить мажорный лад от звука Ля, то это будет называться Ля-мажор. Минорный лад от звука Фа-диез — Фа-диез-минор.

Как строить лад от звука? Очень просто, если мы помним структуру нужного нам лада. Структура натурального мажора: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

Давайте построим мажорный лад от звука До. Вот что у нас получится:

Как видим, ступени лада полностью совпали с основными ступенями звукоряда, белыми клавишами. Это тональность До-мажор. Или гамма До-мажорного лада. В неё входят звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

А теперь, давайте построим мажор, к примеру, от звука Ми. Определим звуки, которые входят в тональность Ми-мажор.

А вот здесь уже интереснее. Некоторые ступени лада попали на производные ступени звукоряда, на черные клавиши. Получается что в тональность Ми-мажор входят звуки: Ми, Фа-диез, Соль-диез, Ля, Си, До-диез, Ре-диез.

Почему надо говорить именно Фа-диез, а не Соль-бемоль? Потому что 7 ступеней должны идти по порядку. После звука Ми не может идти сразу звук Соль, тогда не будет второй ступени — Фа. Поэтому мы всегда выбираем соседний звук с предыдущим.

Итак, в тональности Ми-мажор у нас получилось 4 диеза. Такие знаки альтерации, которые принадлежат тональности, называются ключевыми.

Если, к примеру, мы построим мажорный лад он звука Ре, то получим 2 ключевых диеза: Фа-диез и До-диез. А в До-мажоре вообще нет ключевых знаков.

Ключевые знаки всегда однородны! В одной тональности это могут быть только диезы или только бемоли, но никогда и те, и другие. Тональности с диезами называются диезными, а тональности с бемолями — бемольными.

Обозначение тональностей
  1. Слоговая система. До-мажор, Ре-минор итд.
  2. Буквенная современная. Мажорная тональность обозначается просто буквой тоники. А минорная — буквой тоники с добавленной буквой m.

    Например:

    С — До-мажор,

    Em – Ми-минор,

    F#m – Фа-диез-минор.

  3. Буквенная из советских учебников. В этой системе мажор — dur, минор — moll. Буква тоники для мажорных тональностей большая, а для минорных маленькая.

    C-dur — До-мажор

    A-moll — Ля-минор

    Fis-moll — Фа-диез-минор

    Тут используются слоговые обозначения знаков альтерации. Также нота Си обозначается H по старинной системе, Си-бемоль — B.

Параллельные и одноименные тональности.

Параллельными тональностями называется пара из мажорной и минорной тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Что это значит? Это значит, что в этих тональностях одинаковый звуковой состав.

Поясню на примере. Давайте построим тональность Ля-минор. Если мы помним структуру минорного лада (Т,П,Т,Т,П,Т,Т), то это будет легко:

Как видим, в этой тональности нет ключевых знаков, все звуки на белых клавишах. Точно такая же картина как и в До-мажоре. И состоит Ля-минор в точности из звуков До-мажора. Такие тональности и называются параллельными.

Но позвольте, скажете вы, если в двух тональностях одинаковый звуковой состав, значит это одна и та же тональность? Нет, это не так. Не забываем, что тональность определяется не только звуковым составом, а ещё и системой тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые. А ведь тоника (самая устойчивая, самая главная ступень) у этих двух тональностей разная! Это и делает параллельные тональности двумя разными тональностями, несмотря на одинаковый звуковой состав.

Сразу запоминаем правило:

Параллельные тональности располагаются друг от друга на расстоянии малой терции (1,5 тона). Внизу минорная, вверху мажорная. То есть, если мы хотим найти параллельную минорную тональность к мажорной, то отсчитываем малую терцию вниз. А если параллельную мажорную к минорной, то вверх.

Например, параллельная минорная тональность к Ми-мажору — До-диез-минор. В обеих тональностях будут 4 ключевых диеза.

Одноименные тональности — это пара из мажорной и минорной тональностей, с одинаковой тоникой. До-мажор и До-минор. Ре-мажор и Ре-минор.

Так чем же всё-таки отличается минор от мажора?

А если коротко . отличие минора от мажора заключается лишь в том, что между вторым тоном и первым в миноре — малая терция, а в мажоре — большая. «))))))))это я вам как бывший музыкант говорю)))) )еще решила дописать. мажор-минор это гармоническое выражение состояний души радость-печаль))))) )

а минор = музыкальный лад, где малая терция, что придает грустное звучание!

1) чисто теоретический: малая и большая терция. это для теоретиков2) практический: применимость конкретных гамм (и аккордов в том числе) для обыгрывания других ладов (дорийского, лидийского и пр. )3) акустический: наложение волн разных частот и возникновение определенных биений, воздействующих так или иначе на ощущения человека. .4) и много еще каких, писать долго. )

Минор (от латинского minor – «меньший») – музыкальный лад, аккорд которого построен на малой терции; обычно звучит грустно, уныло.

Эстетический контраст между минором и мажором – один из важнейших в музыке. Минор противоположен мажору. Согласно европейской музыкальной традиции звуки разделяются с помощью тонов и полутонов. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. В большинстве случаев мажорные аккорды ощущаются слушателями как радостные, в то время как минорные воспринимаются грустными. Помните, как звучит мажорный «Свадебный марш» Мендельсона? Вы думаете, что все марши обычно бодрые и энергичные? Это не всегда так: например, «Похоронный марш» Шопена написан в миноре, а потому при прослушивании создает ощущение трагическое, скорбное. Мажор обладает ярко выраженной «положительной», а минор – ярко выраженной «отрицательной» окраской, которые обычно определяются человеком как «радость» и «печаль». Причем, что удивительно, эмоциональная окрашенность аккордов практически не зависит от изменения в тембре или громкости составляющих их звучаний. К тому же бывает и так, что мажор оказывается способен выразить трагические, лирические чувства, а минор – светлые, радостные (например, многие американские блюзы написаны в мажоре, а русская разухабистая «Цыганочка» – в миноре).

В музыке мажорный аккорд строится на большой терции, а минорный – на малой.И в минорной, и в мажорной гаммах различается порядок интервалов (тонов и полутонов).Считается, что мажор имеет так называемую светлую, а минор – темную, сумрачную окраску звучания. Лучше всего этот звуковой контраст воспринимается на слух.Мажор вызывает положительные эмоции, то есть радость, минор – отрицательные, такие как печаль, уныние, скорбь.Мажором также называется бодрое, веселое, приподнятое настроение, в то время как минором нередко именуют подавленное, грустное, унылое состояние.

В чем отличие мажора от минора?

Мажор и минор являются двумя основными ладами музыки. Ладом называют соотношение, сочетание между собой музыкальных звуков, которые объединяются основным тоном или аккордом. Вернемся к мажору и минору. Эти два лада являются абсолютной противоположностью друг другу. Так, музыка, написанная в минорном ладу, звучит грустно, тоскливо, заунывно. А мажорная музыка отличается радостным характером, светлым звучанием, яркими музыкальными красками.

Чем отличается мажор от минора?

Если вы помните как строится трезвучие (аккорд из трех звуков), вы без труда поймете отличие минора от мажора. Мажорное трезвучие строится следующим образом: большая терция + малая терция. Если взять этот аккорд на инструменте, предположим, построить аккорд от ноты «До». Получается, что аккорд будет выглядеть так: «До / Ми / Соль». Нажав эти три клавиши, мы услышим мажорное трезвучие. Аккорд получится светлым, радостным и ярким.

Минорное трезвучие состоит из следующих интервалов: малая терция + большая терция. На клавиатуре инструмента следует нажать ноты «До / Ми бемоль / Соль». Этот аккорд звучит грустно, тоскливо, темно.

http://www.kakprosto.ru/kak-851625-kak-otlichit-minor-ot-mazhorahttp://thedifference. ru/chem-otlichaetsya-mazhor-ot-minora/http://otvet.mail.ru/question/13596321

Музыкальный лад

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон), в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V), неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII). Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!

Определение

Мажорный и минорный ряды используются для того, чтобы придать музыкальному произведению определенное звучание.

Мажор

Под этим термином понимают музыкальный лад, который применяется для создания веселых произведений. Его аккорд создается на основе большой терции. По сути, это набор звуков, который отличается бодрой и веселой тональностью. Благодаря использованию этого лада музыкальное произведение получается радостным.

Существует несколько видов мажора, каждый из которых отличается определенными особенностями:

  1. Натуральный – представляет собой обыкновенную мажорную гамму, которая имеет свои ключевые знаки. К тому же она лишена случайных знаков альтерации. Из всех разновидностей мажора натуральный считается наиболее распространенным.
  2. Гармонический – это мажор, который имеет пониженную шестую ступень. Она понижается для того, чтобы приблизиться к пятой. Пониженная шестая ступень в мажорном ладу отличается очень интересным и необычным звучанием. Оно немного нежнее и приобретает восточную томность.
  3. Мелодический – представляет собой мажорный звукоряд, в котором в случае движения вверх играется натуральная гамма. При движении вниз 2 ступеньки понижаются. Это касается шестой и седьмой ступеней.

Минор

Под этим термином понимают лад гармоничной тональности. Его отличительной особенностью считается третья ступень, которая отстоит от первой на малую терцию. Тоника, или основная ладовая функция минора, представлена в виде минорного трезвучия. Как правило, минорные произведения обладают лирической и грустной окраской.

Вначале звучание было представлено исключительно натуральным минором. Но со временем к нему добавлялись новые «оттенки», которые позволяли разнообразить лад. Таким образом появились другие разновидности минора – мелодический и гармонический. Каждый из них обладает своими особенностями:

  1. Натуральный – таким термином называют простую гамму, в которую не добавляются случайные знаки. При этом учитываются только ключевые. При восходящем и нисходящем движении прослеживается одинаковый звукоряд. В целом лад обладает простым и строгим звучанием, в котором отсутствуют лишние элементы.
  2. Мелодический – его характерной чертой считается то, что при восходящем движении становятся выше одновременно 2 ступени.
    К ним относятся шестая и седьмая. При игре в нисходящем направлении это правило отменяется. Это означает, что человек исполняет почти натуральный минор. При этом повышение шестой ступени требуется для перекрывания увеличенного интервала. Он характерен для гармонического вида. Это требуется потому, что минор является мелодическим. При этом в мелодии движение на увеличенную секунду использовать запрещено.

Натуральный мажор

Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).

И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось.

Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.

Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.

Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.

Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.

Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.

СТУПЕНИРАССТОЯНИЕ
ПО ФОРМУЛЕ
КОРРЕКЦИЯ
I-IIТонЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше.
II-IIIТонСИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак.
III-IVПолутонДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон.
IV-VТонРЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее.
V-VIТонМИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным.
VI-VIIТонФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ.
VII-IПолутонСОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально.

В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.

Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).

Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения

Для обучения игре на гитаре разработаны специальные упражнения, которые помогают отрабатывать технику и быстрее, и эффективнее запоминать расположение нот.

Не стоит сразу приступать к выполнению упражнений. Сначала необходимо освоить ноты на грифе гитары и научиться читать табулатуру.

Основные виды упражнений:

  • Октавная гамма – проигрывание каждой ноты 4 раза.
  • Плавный переход между струнами. Начинать следует в медленном темпе, анализируя каждое движение, постепенно прибавляя темп по мере улучшения технической игры.
  • Продолжение гаммы с помощью четырех нот в восходящем или нисходящем порядке.
  • Исполнение гаммы с помощью терций.

Тональность

Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.

Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.

Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.

Формула тональности:

Тональность = тоника + лад

Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.

Основные виды тональностей:

Минорная.
Мажорная.

Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.

Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.

Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.

В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.

Есть и другие варианты записи, которые мало используются в повседневной практике. Поэтому мы не будем на них подробно останавливаться, а приведем в виде нижеследующих картинок исключительно в ознакомительных целях.

Это варианты представления минорных тональностей:

Далее варианты обозначения мажорных тональностей:

Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.

Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.

Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.

Разновидности тональностей:

  • Одноименные – образованные от одной тоники, но принадлежащие к разным ладам. Например, «фа минор» и «фа мажор».
  • Параллельные – с разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Например, «ля минор» и «до мажор», «соль-диез минор» и «си-бемоль мажор».
  • Однотерцовые – с совпадающей терцией и разницей между тониками в 1 полутон (малая секунда). Например, «до мажор» и «до-диез минор», общая терция «ми».

В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.

Тональность музыкального произведения

Любой музыкальный лад, построенный от конкретной выбранной тоники образует тональность. Т.е. тональность характеризуется ладом и нотой, от которой лад построен, например — натуральный до мажор или гармонический фа-диез минор.

Каждое музыкальное произведение написано в определенной тональности (в академической музыке часто тональность даже является частью названия, например «И. С. Бах. Токката ре минор»). Что это значит? Означает ли это, в частности, что произведение состоит только из нот своей тональности? Иногда да, иногда нет. В старые времена (задолго до Баха) любое произведение обязано было ограничиваться нотами тональности, в которой оно написано, иное было немыслимо. Но позже начали появляться исключения, и чем дальше, тем больше. Основу музыкального произведения, однако, составляют именно звуки тональности, именно они звучат наиболее устойчиво, и вокруг них развивается музыкальная мысль. Точных правил, по которым в произведении взаимодействуют тональные и нетональные звуки привести невозможно — по большому счету, единых, всеохватных правил и не существует, т.к. композиторская мысль всегда опережает музыкальную теорию. Не существует и правила, позволяющего однозначно определить тональность любого произведения. Точнее, правило есть и формулируется оно так: «Тональность произведения определяется на слух. Те звуки, которые слышатся наиболее устойчивыми, являются тональными, а самый устойчивый из них — это тоника».

То есть умение ориентироваться в тональностях — вопрос опыта. Значительно проще это делать, анализируя гармоническое сопровождение произведения, т.е. аккомпанемент. Некоторые частные правила, помогающие определить тональность, я приведу позже, когда мы познакомимся с понятием аккорда и его связью с ладом.

Сейчас же остановимся только на одном явлении, несколько углубляющем представление о тональности. Речь идет о модуляции, под которой понимают смену тональности внутри произведения. Это явление весьма частое, однако, как водится, ограничено определенными правилами. Главное правило, пришедшее из классической музыки: среди всех тональностей, через которые проходит произведение, должна быть одна, главная; в ней произведение начинается и в ней же заканчивается. То есть, если Вольфганг Амадей Моцарт озаглавил произведение «Соната для фортепиано ля мажор» — это не значит, что на всем протяжении эта соната не выходит за пределы указанной тональности. Но первая часть этой сонаты должна начинаться именно в ля мажоре, а последняя часть — на ля мажоре завершаться.

В современной музыке, включая популярную, и авторскую песню, это правило перестало быть абсолютным, хотя чаще выполняется. Наиболее частый, и весьма простой случай, когда правило главной тональности нарушается — когда при смене куплета меняется и тональность, и назад уже не возвращается. В большинстве случаев смена тональности между куплетами — это повышение тоники на полтона либо на тон с сохранением вида лада (был, допустим, натуральный ре мажор — стал натуральный ми-бемоль мажор). Есть и другие популярные шаблоны смены тональности, но чаще — это важно запомнить — начало и конец произведения оказываются в одной тональности.

Указывая тональность произведения часто обычно пропускают конкретный вид лада, оставляя только наклонение: «си-бемоль минор» вместо «натуральный си-бемоль минор» или «до мажор» вместо «мелодический до мажор». Связано это, опять-таки, с тем, что редкое произведение целиком принадлежит одному виду мажора или минора (исключением является натуральный мажор — есть достаточно произведений, написанных строго в нем, без отклонений). Типичная песня, написанная в миноре, будет в разных местах включать в себя проявления и натурального, и мелодического, и гармонического миноров. Большинство произведений, в которых главенствует гармонический или мелодический мажор, имеют достаточно проявлений и натурального мажора. Более того — начинаются и заканчиваются такие произведения чаще именно в натуральном мажоре. Поэтому указания тональности с точным видом лада свойственны лишь музыковедческой литературе и широкого распространения не имеют.

мажорных песен в минорной тональности (концепции минорной тональности) | Фортепиано

Лиза Уитт / Теория / ОБНОВЛЕНО 9 января 2023 г.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вы когда-нибудь задумывались, как песни в мажорных тональностях звучат в минорных тональностях?

В этом видео мы с Сэмом узнаем!

Мы возьмем несколько самых веселых песен, которые мы знаем, и переделаем их в минорной тональности. Песни типа:

  • «Свободное падение» Тома Петти
  • «Прогулка по солнечному свету» Катрины и волн
  • «Не переставай верить» от Journey

Для этого требуется немного теории, поэтому, если у вас есть вопросы о второстепенных ключевых понятиях, которые мы используем, продолжайте читать!

Минорные тональности

В западной музыке мажорных тональностей имеют тенденцию звучать «счастливо», а минорных тональностей имеют тенденцию звучать «грустно». Гаммы (последовательность нот) в мажорной или минорной тональности будут следовать установленному шаблону из целых и полутонов.

Вот образец целых и полутонов для минорной гаммы :

Ш – Ч – Ш – Ш – Ч – Ш – Ш

Используя эту формулу, вы можете построить минорную гамму на любой примечание.

Эта формула позволяет построить натуральный минорный лад, но существуют и другие типы минорных гамм. Чтобы узнать о гармоническом миноре и мелодическом миноре , взгляните на урок Касси здесь.

🎹 Целых шагов против полушагов: Полутоны — это клавиши, расположенные рядом друг с другом на фортепиано. Целый шаг состоит из двух полушагов.

Относительные минорные тональности

Все мажорные тональности имеют относительную минорную тональность . И все второстепенные ключи имеют относительный старший ключ . Они «родственны» друг другу, потому что у них одинаковое количество диезов и бемолей!

Если вы когда-нибудь видели Пятый круг, то знаете, о чем он.

Но если вы не хотите везде носить с собой фрисби в форме круга пятых, просто запомните эти формулы:

  1. Чтобы найти относительный минор мажорной тональности, отсчитайте три полушага вниз от начальной ноты мажорной тональности. Например, три полутона вниз от до — это ля, поэтому ля минор — относительная минорная тональность до мажор. До мажор и ля минор не имеют диезов и бемолей.
  2. Чтобы найти относительный мажор минорной тональности, отсчитайте три полушага вверх по от начальной ноты минорной тональности. Например, три полутона вверх от ми — это соль, поэтому соль мажор — относительная мажорная тональность ми минор. И соль мажор, и ми минор имеют один диез (F#).

Параллельные минорные тональности

Параллельная минорная тональность — это тональность, начинающаяся с той же ноты, что и мажорная тональность, которой она «параллельна».

Так, например, параллельная минорная тональность до мажор — это до минор. А параллельная минорная тональность соль мажор — это соль минор.

Легче петь что-то в параллельной тональности, потому что вы ближе к оригинальной тональности песни. Но вы должны следить за ключевыми подписями. Параллельные ключи не имеют одинакового количества диезов и бемолей!

Например, в до мажоре нет ни диезов, ни бемолей, но в до минор есть три бемоля, потому что его относительная мажорная тональность — ми-бемоль мажор.

Соль мажор имеет один диез, но соль минор имеет две бемоли , потому что его относительная мажорная тональность — си-бемоль мажор.

Дополнительные понятия минорной тональности

Если вы хотите узнать больше о минорной тональности, взгляните на наши другие бесплатные уроки:

  • Как играть минорные гаммы на фортепиано
  • Мажорные и минорные фортепианные аккорды
  • Создание красивой последовательности минорных аккордов
  • Теория фортепианной музыки, которая действительно полезна

В остальном удачных исследований и практики!

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Лиза Витт преподает фортепиано более 20 лет и за это время помог сотням студентов научиться играть песни, которые они любят. Лиза получила классическое обучение игре на фортепиано в Королевской консерватории музыки, но с тех пор она начала заниматься популярной музыкой и играть на слух, чтобы аккомпанировать себе и другим. Узнайте больше о Лизе.

Мажор и минор в музыке

Приведенные ниже планы курсов подходят к критическому взаимодействию, творческой практике и исполнению с различных гипотетических точек зрения. Они действуют не как дорожные карты, а как генераторы идей, передающие гибкую строгость музыкального направления.

Джазовый музыкант

● MUS 5 – Джаз: музыка черного творчества и американская культура

● MUS 12 – Музыка, церемонии, ритуалы и священные песнопения

● MUS 14.02 – Datascapes: Objective и субъективные кинематографические интерпретации Данные

● MUS 18.02 – Хип-хоп в США

● MUS 35 – Язык джаза

● MUS 45.04 – Музыка и социальная справедливость

● MUS 45.08 – Города, предметы и Sonic Africa

90 002 ● МУС 50.31, 50.32, 50.33 – Джазовая импровизация  

● MUS 58.01, 58.02, 58.03 – Индивидуальное обучение перкуссии

● MUS 59.11, 59.12, 59.13 – Coast Jazz Orchestra 

● MUS 99 Просеминар

 

A DJ

● MUS 3. 02 — Американская музыка: каверы, воровство и музыкальное заимствование

● MUS 16.02 – Музыка и медиа в повседневной жизни

● MUS 18.01 – Поп-музыка: прошлое, настоящее, будущее

● MUS 25 – Sonic Arts I: Machine Music

● MUS 26 – Sonic Arts II: Sound Is Alive

● MUS 28 – Sonic Space and Form

● MUS 35 – The Jazz Language

● MUS 36 – Написание песен I

● MUS 46 – Видеоигры и смысл жизни

● MUS 59 0,31, 59,32, 59,33 – Евангельский хор Дартмутского колледжа  

● MUS 99 – Просеминар

 

Классический инструменталист

● MUS 11 – Введение в оперу

● MUS 20 – Теория творческой музыки

● MUS 22 – Гармония y и ритм

● MUS 23 – тембр и форма

● MUS 32 — Импровизация

● MUS 42 — От Платона до Моцарта (Ранняя классическая музыка)

● MUS 43 — От Бетховена до сейчас (современная классическая музыка)

● MUS 45.03 — музыка Центральной Азии

● MUS 54. 01, 54.02, 54.03 – Индивидуальное обучение игре на флейте

● MUS 59.61, 59.62, 59.63 – Ансамбль духовых инструментов Дартмутского колледжа

● MUS 99 – Просеминар

  90 005

A Исполнитель/композитор:

● MUS 2 – Музыка сегодняшнего дня

● MUS 27.01 – Развивающийся музыкальный театр

● MUS 28 – Звуковое пространство и форма

● MUS 30.02 – Озвучивание фильмов

● MUS 35 – Язык джаза

● MUS 36 – Написание песен I

● MUS 37 – Написание песен II: Создание альбома

● MUS 45.05 – Полифония

● MUS 56.01, 56.02, 56.03 – Индивидуальное обучение гитаре

● MUS 57.01, 57.02, 57.03 – Индивидуальное обучение тембрам

● MUS 99 – Просеминар

 

Технолог/звукорежиссер

● MUS 1 – Теория музыки для начинающих

● MUS 8 – Программирование для интерактивного аудиовизуального искусства

● MUS 14.01 – Музыка, разум, изобретения

● MUS 16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *