Мажор и минор это в музыке: Лад в музыке: мажор и минор

Мажор и минор в музыке

Конспект занятия по музыке для детей 4-х лет

Хатыпова Зиля Минфенисовна,

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

Тема: «Мажор и минор в музыке»

Цель: Познакомить детей с понятиями «лад», «мажор» и «минор».

Задачи:

Образовательная:

— учить различать ладовое наклонение музыки (мажор и минор).

-учить высказываться о характере звучания музыки.

Развивающая:

— развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки;

— развивать певческие навыки в процессе исполнения песен;

— развивать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Воспитательная:

— воспитывать эмоциональную отзывчивость на занятии, творческую активность, внимание, выдержку, культуру слушания.

Оборудование:фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты: металлофоны и бубны.

Наглядный материал: картинки с изображением веселого и грустного клоуна, солнышка и дождика.

Ход занятия

Раздел занятия

Педагог

Дети

1.

Музыкальное приветствие

Здравствуйте ребята, рада вас видеть! А теперь давайте поздороваемся с помощью музыки.

Музыкальное приветствие звучит в мажоре и миноре.

2.

Беседа

Мы здоровались с вами два раза, какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Одинаково ли мы поздоровались? Правильно, мы поздоровалась по-разному. Первый раз весело, а второй раз грустно. Все звуки в музыке дружат «ладят». Эту дружбу между звуками называют ладом. Повторите, как называют дружбу между звуками? Какое настроение передавало первое приветствие?

Если музыка передает весёлое настроение, то она написана в весёлом ладу, который называется МАЖОР.

Как называется веселый лад?

А какое настроение передавало второе приветствие?

Если у музыки грустный характер, то она написана в грустном ладу, который называется МИНОР. Как называется грустный лад?

Ладов в музыке много, сегодня мы познакомились с 2 ладами. Как они называются?

Как звучит мажор?

Правильно, мажор звучит бодро и весело.

А как звучит минор?

Минор — грустно и задумчиво.

Первое

Нет, по разному, сначала весело, а затем грустно.

Лад (хором)

Веселое

Мажор (хором)

Грустное

Минор (хором)

Мажор и минор

Весело

Грустно

3.

Слушание музыки,

пьеса «Клоуны»

Сегодня к нам в гости пришли два клоуна. Кто догадался, с каким ладом дружит этот клоун?

Педагог показывает рисунки с изображением веселого клоуна.

Правильно, это веселый клоун, который дружит с мажорным ладом.

А с каким ладом дружит этот клоун?

Педагог показывает рисунки с изображением грустного клоуна.

Конечно, это грустный клоун, который дружит с минорным ладом.

Они предлагают нам послушать пьесу, которая называется клоуны. Прослушав ее, вы мне скажите, какой лад звучал в начале пьесы, а какой потом.

Звучит пьеса «Клоуны».

Какой лад звучал в начале пьесы, а кокой потом?

Молодцы ребята, правильно сначала звучала веселая музыка в мажоре, затем звучала грустная, в миноре, а потом снова зазвучал мажор. А теперь мы послушаем эту пьесу еще раз, и когда будет звучать мажор, вы будете хлопать в ладоши. А когда зазвучит минор, вы потопаете ногами. Повторное слушание музыки, с выполнением движений. Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. А сейчас клоун просит вас спеть ему песню «Дождик озорник».

Педагог показывает рисунки с изображением веселого клоуна.

В каком ладу мы будем петь ему песню?

Но прежде чем исполнить ее, мы выполним упражнения для рта и языка, чтобы они хорошо работали вовремя пения.

С ладом мажор

С ладом минор

Сначала звучал мажор, затем минор, а потом опять мажор.

В мажоре

4.

Упражнения на артикуляцию

1. Упражнение «Окошко»:

широко открыть рот «Жарко», закрыть рот — «Холодно»;

2. Упражнение «Дудочка»:

вытянуть губы вперед трубочкой;

3. Упражнение «Улыбочка»:

широко улыбнуться, показав зубы;

4. Упражнение «Чистим зубки»:

кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно верхние и нижние зубы;

5.Упражнение «Орешки»:

рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки;

6.Упражнение «Часики»:

рот открыт, кончик языка переводить с одного уголка рта в другой;

7.Упражнение «Качели»: рот открыт, кончик языка достает до верхних зубов, затем до нижних; 8.Упражнение «Лошадка»: поцокать языком, изображая лошадку.

Дети выполняют артикуляционные упражнения

5.

Распевание

Молодцы, а теперь мы распоемся.

1. Тили бом, тили бом, Загорелся кошкин дом — исполнение на одном звуке. 2. Песенка лесенка: Вот иду я вверх, вот иду я вниз

Во время пения, дети показывают движение мелодии рукой.

6.

Исполнение песни «Дождик озорник»

Вот теперь мы готовы исполнить для клоуна песню.

Выразительное исполнение знакомой песни.

7.

Игра на музыкальных инструментах

Молодцы ребята. А в благодарность за песню, клоуны принесли нам музыкальные инструменты.

Педагог показывает музыкальные инструменты.

А как они называются?

Правильно, это бубны и металлофоны. Клоуны просят вас сыграть для них.

Игра на металлофоне и бубнах.

Молодцы, у нас отлично все получилось.

Бубен и металлофон

8.

Музыкальное прощание

Итог занятия.

Ребята, какую пьесу мы сегодня слушали? А как называется веселый лад? Повторим все дружно МАЖОР. А грустный лад? Повторим МИНОР.

Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. А теперь настало время попрощаться. До новых встреч.

Музыкальное прощание.

Клоуны

Мажор

Минор

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/184278-mazhor-i-minor-v-muzyke

Тональность — что это такое?

Ноты вне тональности

В Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д. А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности. А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.

Содержание статьи

  • ЛАДно или о ладах в музыке
  • Тоника — царица тональности
    • Подошли к определению тональности
    • Для чего нужны тональности?
      • Типичный образец пьесы в миноре:

ЛАДно или о ладах в музыке

Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный  колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые.  Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.

Два лада в музыке

Однако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.

  Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.

Тоника — царица тональности

А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.

Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.

ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ  ЛЯ  СИ  ДО  РЕ  МИ  ФА  СОЛЬ

и т. д.

Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются.  А есть понятие ступени. Их тоже 7.

Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника — ДО, то есть первая  ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.

Звукоряд с тоникой ДО

Если мы решим начать наш звукоряд нотой РЕ, то тоникой будет нота РЕ, на второй ступени – нота МИ, на третьей – ФА, а  заканчиваем мы наш звукоряд тоже нотой РЕ.

Звукоряд с тоникой РЕ

Приспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.

Если мы за тонику берем, допустим, ноту МИ, то второй нотой (ступенью) будет, соответственно ФА, третьей – СОЛЬ, четвертой – ЛЯ и т д. Звукоряд с тоникой МИ

ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.

Подошли к определению тональности

Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.

Для чего нужны тональности?

Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.

Пока всё понятно? Ну, если что — в комментариях спрашивайте — отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру — до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.

Типичный образец пьесы в миноре:

мажорных песен в минорной тональности (концепции минорной тональности) | Pianote

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Вы когда-нибудь задумывались, как песни в мажорных тональностях звучат в минорных тональностях?

В этом видео мы с Сэмом узнаем!

Мы возьмем несколько самых веселых песен, которые мы знаем, и переделаем их в минорной тональности. Такие песни, как:

  • «Free Fallin’» Тома Петти
  • «Прогулка по солнечному свету» от Katrina And The Waves
  • «Не переставай верить» от Journey

Для этого требуется немного теории, поэтому, если у вас есть вопросы о второстепенных ключевых понятиях, которые мы используем, продолжайте читать!

Минорные тональности

В западной музыке мажорных тональностей имеют тенденцию звучать «счастливо», а минорных тональностей — «грустно». Гаммы (последовательность нот) в мажорной или минорной тональности будут следовать установленному шаблону из целых и полутонов.

Вот образец полных и полушагов для минорная гамма :

W – H – W – W – H – W – W

Используя эту формулу, вы можете построить минорную гамму на любой ноте .

Эта формула позволяет построить натуральный минорный лад, но существуют и другие типы минорных гамм. Чтобы узнать о гармоническом миноре и мелодическом миноре , взгляните на урок Касси здесь.

🎹 Полные шаги против полушагов: Полушаги — это клавиши, расположенные рядом друг с другом на фортепиано. Целый шаг состоит из двух полушагов.

Относительные минорные тональности

Все мажорные тональности имеют относительную минорную тональность . И все второстепенные ключи имеют относительный основной ключ . Они «родственны» друг другу, потому что у них одинаковое количество диезов и бемолей!

Если вы когда-нибудь видели Пятый круг, то знаете, о чем он.

Но если вы не хотите везде носить с собой фрисби в форме круга пятых, просто запомните эти формулы:

  1. Чтобы найти относительный минор мажорной тональности, отсчитайте три полушага вниз на от начальной ноты мажорной тональности. Например, три полутона вниз от до — это ля, поэтому ля минор — относительная минорная тональность до мажор. До мажор и ля минор не имеют диезов и бемолей.
  2. Чтобы найти относительный мажор минорной тональности, отсчитайте три полушага вверх по от начальной ноты минорной тональности. Например, три полутона вверх от ми — это соль, поэтому соль мажор — относительная мажорная тональность ми минор. И соль мажор, и ми минор имеют один диез (F#).

Параллельные минорные тональности

Параллельная минорная тональность — это тональность, начинающаяся с той же ноты, что и мажорная тональность, которой она «параллельна».

Так, например, параллельная минорная тональность до мажор — это до минор. А параллельная минорная тональность соль мажор — это соль минор.

Легче петь что-то в параллельной тональности, потому что вы ближе к оригинальной тональности песни. Но вы должны следить за ключевыми подписями. Параллельные ключи не имеют одинакового количества диезов и бемолей!

Например, в до мажоре нет диезов и бемолей, но в до минор есть три бемоля, потому что его относительная мажорная тональность — ми-бемоль мажор.

Соль мажор имеет один диез, но соль минор имеет две бемоли , потому что его относительная мажорная тональность — си-бемоль мажор.

Дополнительные сведения о минорных тональностях

Если вы хотите узнать больше о минорных тональностях, взгляните на другие наши бесплатные уроки:

  • Как играть минорные гаммы на фортепиано
  • Мажорные и минорные фортепианные аккорды
  • Создание красивой последовательности минорных аккордов
  • Теория фортепианной музыки, которая действительно полезна

В остальном, приятного изучения и практики!

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Лиза Витт преподает фортепиано 19 лет и за это время помог сотням студентов научиться играть песни, которые они любят. Лиза получила классическое обучение игре на фортепиано в Королевской консерватории музыки, но с тех пор она начала заниматься популярной музыкой и играть на слух, чтобы аккомпанировать себе и другим.

Урок 6 | Мажор Минор

L6: Мажорная и минорная тональности

Цели урока:
  • Различие между мажорной и минорной тональностью

Тональная музыка организована по клавишам. Когда мы говорим, что какая-то музыка написана в определенной тональности, мы имеем в виду, что музыка определенным образом организована вокруг центральной высоты тона, тоники, и что гамма, имеющая ту же тонику, что и тональность, будет использоваться в качестве основного источника тональности. поля. Точно так же, как мажорная гамма, в которой первой нотой является до, называется гаммой до мажор, так и музыка, в которой до мажор является центральной нотой, а в качестве основного материала основного тона используется гамма до мажор, называется «в тональности до мажор».

От мажорных и минорных трезвучий к мажорным и минорным тональностям: обзор

В предыдущем уроке мы говорили, что слушание мажорных и минорных тональностей требует когнитивного скачка, менее четкого суждения, чем слушание мажорных гамм и трезвучий. К сожалению, это не тот случай, когда, например, в мажорной тональности все используемые трезвучия являются мажорными. Каждая из мажорных и минорных тональностей содержит почти одинаковое количество мажорных и минорных трезвучий.

Мажорная и минорная тональности

Шаги, предпринятые до сих пор для определения способов прослушивания мажора и минора в терциях, гаммах, трезвучиях и каденциях, были предназначены для того, чтобы подготовить вас к последнему скачку в слухе. В конце концов, чтобы услышать, является ли музыкальное произведение целиком (или его часть) мажорным или минорным, нужно не анализировать конкретные сигналы, а научиться на собственном опыте распознавать общие, целостные атрибуты. Опыт обучения различению мажорных и минорных тональностей сравним с опытом обучения различению семейств инструментов. Было бы невозможно адекватно передать кому-то различия между струнными и деревянными духовыми только словесным объяснением. Чтобы научиться отличать струнные от деревянных духовых, вы должны попрактиковаться в прослушивании множества примеров каждого из них.

Если вы научились слышать мажор и минор в гаммах, трезвучиях и каденциях, то ничто иное, как много практики, не поможет вам услышать мажорные и минорные тональности. Прежде чем дать вам возможность попрактиковаться, вот несколько примеров. В каждом примере есть знакомая мелодия, изначально мажорная. Версии слева содержат оригинальные мелодии, а версии справа были преобразованы в минор. В каждом случае единственной разницей между ними будет режим. Прослушивание для сравнения должно помочь вам понять эту разницу.


Пример 1а

Пример 1b


Пример 2а

Пример 2b


Пример 3а

Пример 3b

Наконец, вот пример обратного: исходная мелодия в миноре, а измененная версия в мажоре.


Пример 4а

Пример 4b

На этом этапе просмотрите любой из предыдущих материалов, с которым вы чувствуете себя менее уверенно. Когда вы будете готовы, войдите в тренировочную среду, чтобы попрактиковаться в различении мажорных и минорных тональностей в более крупных музыкальных единицах. Не поддавайтесь слишком легкому разочарованию. Если вы чувствуете, что угадываете, прослушайте несколько раз после предположения (и после того, как узнаете правильный ответ), чтобы позволить большинству или меньшинству каждого примера проникнуть в ваши уши. Если через какое-то время вы почувствуете, что прогресса не происходит, возможно, будет полезно просмотреть этот урок, предыдущие уроки или попрактиковаться в некоторых из более ранних учебных сред.

Резюме урока 6

  • Тональная музыка организована по клавишам. Это значит, что:
    • музыка определенным образом организована вокруг центральной высоты, тоники;
    • материалы основного тона будут построены с использованием гаммы, в которой тоника является первой нотой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *