Мажор и минор гармонический и мелодический: Три вида мажора в музыке

Содержание

Музыка для всех — Гармонический и мелодический виды мажора

Гармонический и мелодический виды мажора

Мажорный лад имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Как известно, гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: так, нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажорное или минорное), а верхний — вид лада.

Для гармонического вида мажорного лада характерно введение ладовой альтерации, понижающей VI ступень на полтона и, следовательно, обостряющей ее нисходящее тяготение к V ступени.

Таким образом, интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VI пониженной ступени (которой в данном случае придается дополнительное обозначение — буква «г», что значит «гармоническая») возникает хроматический интервал увеличенной секунды, характерный именно для этого вида.

Гармонические и мелодические виды мажора и минора обычно относят к так называемой условной диатонике, поскольку они имеют много общего с собственно диатоническими ладами — натуральным мажором и натуральным минором.

Однако, в отличие от последних, в них содержатся увеличенные секунды и другие характерные интервалы, не встречающиеся в «чистой» диатонике, в силу чего полностью отнести эти ладовые разновидности к диатонике нельзя.

Итак, мажорный лад с пониженной VI ступенью называется гармоническим мажором.

Гармонический мажор довольно широко распространен в музыке ряда восточных народностей (например, в Армении, Иране и других странах). Он также нередко используется и в профессиональной музыке, в частности в целях своеобразной стилизации, а именно — для создания ориентального, «восточного» колорита.

Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями лада.

Нижний тетрахорд остается неизменным (как в натуральном и гармоническом видах мажора), а структура верхнего меняется, являясь при этом как бы зеркальным отражением нижнего тетрахорда.

Характерной особенностью мелодического мажора является отсутствие в нем на VII ступени напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к тонике заметно ослабляется.

Звукоряды гамм гармонического и мелодического мажора строятся одинаково как в восходящем, так и в нисходящем движении (последнее для мелодического мажора является гораздо более типичным).

Поскольку гармонический и мелодический виды мажора, являясь средствами ладового колорита, возникают в произведениях, как правило, эпизодически, то необходимые для понижения VI и VII ступеней дополнительные знаки альтерации пишутся прямо в тексте при соответствующих нотах, а при ключе не выставляются (они относятся к так называемым неключевым знакам альтерации).

Объединение всех трех видов мажорного лада — натурального, гармонического и мелодического — образует так называемый полный мажор, звукоряд которого за счет наличия в нем как основных, так и измененных (пониженных) VI и VII ступеней будет девятизвучным

Теория музыки в основных разделах:

Общие положения

Понятие звука

Темп

Ритм

Группировка длительностей

Интервал

Размер и такт

Общие сведения о ладе

Тональность

Диатоника

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:

лад и тональность, советы профессионалов



Урок сольфеджио №8: лад и тональность, советы профессионалов 22

/ / Урок сольфеджио №8: Лад и тональность. Мажор: натуральный, гармонический, мелодический

Мажорным ладом или мажором называется такой лад, в котором на тонике образуется мажорное трезвучие. Мажорное трезвучие, образующееся на тонике, называется тоническим трезвучием.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Записаться

Гамма. Натуральный мажор. Тетрахорды

Гаммой называется расположение звуков лада по порядку высоты от тоники до тоники. Гамма может быть восходящей и нисходящей.

Гамма, в которой секунды расположены в восходящем порядке — две большие, малая, три большие, малая — называется натуральным мажороа. Натуральная мажорная гамма состоит из двух одинаковых по строение частей, которые называются ТЕТРАХОРДАМИ.

Свойства ступеней мажорного лада

В мажоре есть три устойчивых звука — 1,3 и 5, которые входят в тоническое трезвучие. Остальные 4 ступени натурального мажора — неустойчивые, и в них, при подходящих для этого условиях, обнаруживается тяготение к устойчивым звукам.

Тональностью называется высотное положение лада. Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково.

Гармонический и мелодический мажор

Гармоническим называется мажор, отличающийся от натурального 6 пониженной ступенью. Его яркий признак — увеличенная секунда между 6 и 7 ступенью.

Мелодическим называется мажор, отличающийся от натурального 6 и 7 пониженными ступенями.

 

Статью утвердил

 

27.04.2020

Как поставить певческое дыхание

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Подробнее

Как брать высокие ноты баритону

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же,…

Подробнее

Играть в ансамбле — круто

Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма.

Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Подробнее

Контакты

ООО «МузШок» УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X

Copyright @ МузШок 2022

Имя *

Телефон (с кодом) *

Email

Соотношение гармонического и мелодического минора

  • в Новички,Опытные игроки,Фортепиано,Гаммы,Теория

    Вас интересует связь между гармоническим и мелодическим минорными гаммами?

    Если ваш ответ на вопрос выше да, , то этот урок для вас. Но прежде чем мы перейдем к отношениям между этими гаммами с точки зрения сходств и различий между ними, давайте освежим в памяти эти минорные гаммы.

    Рекомендация: Ознакомьтесь с нашей цифровой коллекцией материалов для скачивания по теории музыки.

    Краткое примечание о гармонических и мелодических минорных гаммах

    Хотя натуральная минорная гамма обычно ассоциируется с минорной тональностью, существуют еще две минорные разновидности, связанные с минорной тональностью: гармоническая и мелодическая минорные гаммы.

    Давайте кратко их обсудим.

    Гамма гармонического минора —

    Объяснение

    Гамма гармонического минора — это разновидность минорной гаммы, полученная модификацией гаммы натурального минора путем повышения седьмого тона на полтона.

    Повышение седьмого тона гаммы натурального минора:

    …то есть G:

    …на полтона (до G#):

    …получается гамма гармонического минора:

    Прочая гамма гармонического минора на клавиатуре…»

    Гамма гармонического минора C:

    Гамма гармонического минора C#:

    Гамма гармонического минора D:

    Гамма гармонического минора Eb:

    Гамма гармонического минора E:

    Гамма гармонического минора шкала:

    Гамма гармонического минора F#:

    Гамма гармонического минора G:

    Гамма гармонического минора Ab:

    Гамма гармонического минора A:

    Гамма гармонического минора Bb:

    Гамма гармонического минора B:

    Мелодический минор Как и гармонический минор, мелодический минор является производным от модификации натурального минора.

    Повышение шестого и седьмого тонов натурального минора дает мелодический минор.

    Повышение шестого и седьмого тона ля натурального минора:

    …которые представляют собой F и G:

    …на полтона (к F# и G#):

    …производит мелодическую минорную гамму:

    «Проверьте все мелодические минорные гаммы на клавиатуре…»

    Мелодический минор C:

    C# мелодический минор:

    D мелодический минор:

    Eb мелодический минор:

    E мелодический минор:

    F мелодический минор1:
    31

    G мелодический минор:

    Мелодическая минорная гамма Ab:

    Мелодическая минорная гамма A:

    Мелодическая минорная гамма Bb:

    Мелодическая минорная гамма B:

    Рекомендация: Ознакомьтесь с нашей цифровой коллекцией для скачивания теории музыки.

    Сходства между гармонической и мелодической минорной гаммой

    Хотя гармоническая и мелодическая минорная гаммы во многом схожи, мы рассмотрим два сходства между этими минорными гаммами.

    №1 – Нижние тетрахорды

    Каждая традиционная гамма делится на два тетрахорда: нижний тетрахорд из четырех нот и верхний тетрахорд из четырех нот. Нижний тетрахорд состоит из первых четырех нот гаммы, а верхний тетрахорд состоит из последних четырех нот гаммы.

    Гаммы гармонического и мелодического минора имеют идентичные нижние тетрахорды. Нижний тетрахорд гармонической минорной гаммы C:

    …состоящий из C, D, Eb и F:

    …идентичен нижнему тетрахорду мелодической минорной гаммы C:

    …состоящая из C, D, Eb и F:

    #2 – Ведущая нота

    Седьмой тон гаммы называется ведущей нотой, если он на полтона ниже первого тона шкала. В гамме натурального минора (с использованием гаммы натурального минора в качестве эталона):

    …интервал между седьмым и первым тоном гаммы (в данном случае это си-бемоль и до):

    …является целым шагом . Следовательно, седьмой тон гаммы натурального минора НЕ считается ведущей нотой.

    В гармоническом и мелодическом миноре седьмой тон находится на полтона ниже первого тона. В гармонической минорной гамме C:

    …и мелодической минорной гамме C:

    …седьмой тон (который B):

    …на полтона ниже первого тона (который является C):

    Итак, седьмой тон обеих гамм считается ведущими нотами.

    Различия между гармонической и мелодической минорной гаммой

    Несмотря на сходство, гармоническая и мелодическая минорная гаммы также имеют свои различия. Давайте продолжим и рассмотрим два из этих различий.

    #1 – Верхние тетрахорды

    Одно из характерных отличий гармонического и мелодического минора состоит в том, что у них разные верхние тетрахорды.

    Верхний тетрахорд до-минорной гаммы:

    …и верхний тетрахорд до-мелодической минорной гаммы:

    …отличаются.

    Верхний тетрахорд мелодической минорной гаммы идентичен тетрахорду мажорной гаммы. Вот почему гамма до-минор:

    … и гамма до-мажор:

    …имеют одинаковый верхний тетрахорд — G, A, B, C:

    #2 – форма нисходящей гаммы

    Другое различие между гармоническим и мелодическим минорными гаммами заключается в их нисходящей форме. Нисходящая форма гармонической минорной гаммы получается путем игры нот гаммы от восьмого до первого тона, в то время как мелодическая минорная гамма использует нисходящую форму естественной минорной гаммы.

    Final Words

    Важность знания сходств и различий между гармоническим и мелодическим минорными гаммами невозможно переоценить.

    Если вы хотите узнать больше о теории музыки, вам стоит ознакомиться с нашей цифровой коллекцией материалов для скачивания по теории музыки.

    Аль лучший!

    Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

    • Биография
    • Последние сообщения

    Оньемачи «Онье» Чуку — нигерийский музыковед, пианист и писатель. Вдохновленный своим образцом для подражания (Джермейн Григгс), который стал его наставником, то, что он начал с обучения музыкантов в своем районе Аба-Нигерия в апреле 2005 года, в конечном итоге превратилось в международную карьеру, которая помогла сотням тысяч музыкантов по всему миру.

    Онье живет в Дубае и в настоящее время является руководителем отдела образования в HearandPlay Music Group и музыкальным консультантом Учебного центра госпел-музыки в Калифорнии, США.

    Теги: различия между гармонической и мелодической минорной гаммой, гармонические и мелодические минорные гаммы, гармонический минор, мелодическая минорная гамма, минорные гаммы, сходство между гармонической и мелодической минорной гаммой


    Почему 3 минорных гаммы?

    Это распространенный вопрос среди студентов, изучающих теорию музыки. Разве у нас не должно быть одной минорной гаммы, как у нас есть одна мажорная? Есть несколько причин, почему не так, и в этом уроке собирались разъяснить, что, почему и как работают эти минорные гаммы.

    Так почему же 3 минорные гаммы? Существует 3 минорных гаммы, точнее, 3 варианта минорной гаммы из-за того, как гармония и мелодия взаимодействуют в тональной музыке. Композиторы изменяют некоторые ноты минорной гаммы, чтобы добиться определенного звучания для определенного стиля.

    Варианты слов здесь важны. На самом деле мы не говорили о трех совершенно разных минорных гаммах. У нас есть одна минорная гамма, которая изменена на в соответствии с нашим музыкальным контекстом.

    Обратите внимание, что существуют и другие формы минорных гамм. Есть минорная пентатоника, венгерский минор, джазовый минор, неаполитанский и так далее. Этот урок посвящен музыкальной системе мажор-минор.

    Почему 3 минорные гаммы

    О чем этот урок

    Откуда берутся мажорные и минорные гаммы?

    Прежде чем мы на самом деле поймем, почему существует 3 варианта минорной гаммы, нам нужно знать, откуда берутся системы мажорной и минорной гаммы.

    Эта система мажорных и минорных гамм возникла из ранней музыки, в которой вместо этого использовались лады. Моды имеют долгую и увлекательную историю развития, восходящую к Древней Греции.

    Для нас здесь важно то, что, как и гаммы, эти лады представляют собой набор нот, выложенных в виде уникального набора тонов и полутонов. Эти паттерны действительно легко увидеть с помощью клавиатуры, потому что мы можем играть во все 7 режимов, используя только белые клавиши (так что никаких диезов и бемолей). Нам просто нужно каждый раз начинать с новой ноты:

    Ионический лад:


    Ионический лад на C

    Дорийский лад: 


    Дорийский лад на D

    Фригийский лад:


    Фригийский лад на E

    Лидийский лад:


    Лидийский лад на F

    6


    Миксолидийский лад на G

    Эолийский лад:


    Эолийский лад на A

    Локрийский лад:


    Локрийский лад на B

    Теперь, если мы начинаем добавлять диез здесь и бемоль там, лады начинают терять свои отличительные характеристики . Например, если мы добавим фа-диез к миксолидийскому ладу, мы получим то, что мы теперь называем гаммой соль мажор:


    Гамма соль мажор

    Или, если бы мы заменили натуральную си-бемоль на си-бемоль в лидийском ладе, мы получили бы гамму фа мажор:


    Гамма фа мажор

    Это то, что медленно происходило в истории музыки примерно до 17-го века. век музыка была уже не модальной, а тональной . Вместо всех различных ладов новая музыкальная система основана только на двух: ионийском (теперь известном как мажорная гамма) и эолийском (теперь известном как минорная гамма).

    Мы подробно обсудим это в этом уроке о тональности, но очень кратко, тональная музыка — это музыка, которая работает вокруг тоники — основной домашней ноты, в которой мелодия и последовательность аккордов находятся в состоянии покоя.

    В то время как мажорная гамма (ранее известная как ионийский лад) отлично работает в тональной системе, натуральный минорный лад (ранее эолийский лад) нуждается в небольших изменениях. Эти изменения гарантируют, что музыка получит более тональное звучание, чем модальное.


    Какие существуют 3 типа минорных гамм?

    Прежде всего, 3 типа минорных гамм:

    1. Натуральный минор,
    2. Гармонический минор,
    3. Мелодический минор.

    Как мы только что узнали, гамма натурального минора такая же, как и в эолийском ладе. Таким образом, натуральный минор и эолийский лад — это разные названия одной и той же гаммы. Теперь, почему мы должны изменить любую ноту этой гаммы? Почему не все так хорошо, как есть?

    Причина, по которой композиторы нуждались в некоторых изменениях в этой натуральной минорной гамме, связана с тональным стилем в период общепринятой практики (это музыка примерно с 17-го по 20-й век и позже). Суть тональной музыки заключается в установлении и поддержании тонуса. Допустим, у нас была эта музыкальная идея:


    Простая идея в минорной гамме.

    Звучит нормально. Давайте немного изменим его, увеличив резкость G, и посмотрим, что получится:


    Повышенная септима, создающая ведущий тон, ведущий к тонике.

    Вы слышите разницу? Сначала это может быть незаметно, но оно определенно есть! Разница в том, что эта вторая версия имеет начальный тон . Ведущим тоном является нота , которая на один полутон ниже тоники , и ее задача состоит в том, чтобы подтолкнуть музыку к этой тонике.

    Повышение 7-й ступени на полтона также означает, что аккорд ми минор из оригинала теперь стал аккордом ми мажор. Теперь это доминирующий аккорд, готовый перейти к тонике! Это тональная музыка. Другая версия? Это скорее модальный звук.

    Итак, краткий обзор: первая версия этой музыкальной идеи использует гамму натурального минора в ля:


    Натуральный минор

    Вторая использует гамму гармонического минора в ля ля. Как мы уже говорили, разница что у него теперь ведущий тон, 7-я степень обостряется:


    Гармонический минор

    Проблема, с которой мы сейчас имеем дело с гармоническим минором, — это расстояние между 6-й и 7-й ступенями. В гармоническом миноре это расстояние между фа и соль-диез. Этот интервал называется увеличенной секундой и в мелодиях этого стиля (особенно когда музыка поется) звучит несуразно.

    Чтобы это исправить, мы можем просто поднять 6-ю степень так, чтобы теперь она была на одну большую секунду меньше 7-й.


    6-я и 7-я ступени гаммы заострены для более плавной мелодии.

    Это дает более плавную мелодию, ведущую к тонике в такте 4. Вот почему необходима восходящая форма мелодической минорной гаммы .

    Все это становится неактуальным в нисходящей форме мелодического минора, потому что в этом случае двигались не к тонике, а от нее. Таким образом, в мелодическом миноре мы получаем обострение 6-й и 7-й ступеней на подъеме, но возвращаемся в нормальное состояние на понижении:


    Мелодический минорный звукоряд на ля: 6-я и 7-я степени обостряются на подъеме и естественны на вниз.

    Вот почему мы получаем 3 минорные гаммы. Натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.

    1. Натуральный минорный лад является эквивалентом эолийского лада. Все 7 нот остаются такими же, как в ключевой подписи.
    2. В гамме гармонического минора 7-я ступень усилена для создания ведущего тона.
    3. В мелодическом миноре 6-я и 7-я ступени заточены для плавного (и убедительного) подъема к тонике. На обратном пути он возвращается к нормальному состоянию (как натуральный минор).

    Просто для другого примера, здесь они в G. Сначала гаммы, а затем с построенными на них трезвучиями. Обратите внимание, что из-за возможных изменений 6-й и 7-й ступеней мы также получаем несколько возможностей для создания аккордов. Фактически единственный аккорд, который никогда не меняется, — это сама тоника.

    Соль натуральный минор:

    Соль натуральный минор и построенные на нем трезвучия

    Соль гармонический минор:

    Соль гармонический минор и построенные на нем трезвучия.

    G мелодический минор (только по возрастанию). Нисходящая форма будет такой же, как и натуральный минор. Заметьте также, что повышение или повышение резкости сглаженной ноты делает ее естественной (а не диезной). В этом случае ми-бемоль становится ми-бемоль натуральной:

    Восходящая форма соль минорной гаммы и трезвучий.

    Общие вопросы о минорной гамме

    Используют ли три различных типа минорной гаммы одинаковую тональность? Да! Поскольку три формы минорных гамм являются простыми вариациями друг друга, они используют одну и ту же тональность. Любые необходимые диезы, натуральные или бемоли пишутся нотами, которым они принадлежат, а не ключевой подписью. Три минорные гаммы — это одна и та же минорная тональность.

    Как определить, в мажорной или минорной тональности находится произведение? Помимо ключевой подписи, посмотрите, какие ноты используются и как. Прочитайте полный урок о распознавании мажора и минора здесь.

    Что такое параллельная мажорная или минорная тональность? Параллельные клавиши — это клавиши с одной и той же тоникой. Например, тональности до мажор и до минор являются параллельными тональностями, поскольку их тоникой является нота до. Другой пример: тональности ре мажор и ре минор также являются параллельными тональностями, поскольку их тоникой является нота ре. 

    Что такое относительная мажорная или минорная тональность? Относительный старший или второстепенный ключ — это ключ, имеющий одну и ту же ключевую подпись. Например, соль мажор и ми минор имеют общую тональность 1 диез, поэтому они являются относительными тональностями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *