Теория музыки, основы — Сольфеджио.Онлайн
Задумывались ли вы о том, почему вам хочется слушать одну и ту же песню раз за разом, а другие произведения не вызывают такого интереса? →
Подробнее
3 ВИДА МАЖОРА И МИНОРА В предыдущих статьях на нашем сайте Вы уже могли прочитать, что такое лад и тональность. Но знаете ли Вы о том, что даже привычные нам мажор и минор имеют свои разновидности? За счёт изменения высоты некоторых ступеней лад меняет своё строение, по-другому звучит, приобретает определённый характер. Композиторы используют разные виды мажора и минора, чтобы придать своей музыке красочность и выразительность. Давайте разберем подробно, какие виды этих ладов существуют. И мажор, и минор делятся на 3 вида: натуральный, гармонический и
Подробнее
Очень часто от своих учеников, которые только начали обучение, мы слышим фразу «Мне медведь на ухо наступил» или «У меня от рождения нет музыкального слуха». Действительно, многими людьми музыкальный слух воспринимается, как редкая супер-способность, которая доступна только избранным.
Подробнее
Одну из самых важных ролей в вокале играет дыхание. Оно является «топливом», энергией, с помощью которой певец может издавать красивый вокальный звук. Певческое дыхание отличается от обычного, оно более глубокое, то есть совершается с помощью активной работы диафрагмы – поперечной мышцы, разделяющей лёгкие и брюшную полость. Такую активную работу диафрагмы и других мышц грудной клетки и спины, которые участвуют в процессе дыхания, нужно постоянно тренировать, точно так же, как это делают спортсмены. Для таких тренировок существует много специальных упражнений,
Подробнее
Аккорды имеют разное строение: трезвучия, септаккорды, нонаккорды и т. д. В ранних статьях была раскрыта тема трезвучий. Здесь же, затронем тему септаккордов. Септаккорды в классической и современной гармонии Септаккорд в классической гармонии –созвучие из 4-х звуков расположенных по терциям, в современной гармонии – созвучие из 3-х звуков, расположенных по квартам (квартсептаккордом). Септаккорды терцового строения классифицируются по двум параметрам: по септиме и по трезвучию. Если септима большая, то аккорд будет большой, если септима малая ,то малый соответственно. Мажорный, минорный, увеличенный или
Подробнее
Метр – закономерное чередование равных по длительности тяжёлых и лёгких (опорных и неопорных) долей. Это система организации ритма. Ритм – соотношение звуков и пауз по их длительностям. Можно провести аналогию с поэзией: в ней есть чередование ударных и неударных слогов. В музыкально языке точно так же, и называется такое равномерное чередование долей – пульсация. Доля – единица измерения пульсации. Размер – конкретизация метра, его связывание с определенной длительностью долей.
Подробнее
Первая ассоциация, которая приходит на слово «лад» — это мажор и минор. Но помимо мажора и минора есть и другие лады, которые используются и по сей день как в народном творчестве (семиступенные лады встречаются в народной музыке довольно часто), так и в творчестве многих композиторов. Последовательности интервалов между ступенями в народных ладах различаются, что позволяет отличить их от натурального мажора и минора, но при этом основой для этих ладов является либо мажорный, либо минорный лад. Итак, основные лады народной музыки можно разделить на две группы по
Подробнее
ГРУППИРОВКА – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера. Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой. Группировка в инструментальной музыке. Простые размеры: — количество групп в такте = количеству счётных долей в такте. Рассмотрим с вами приведенный ниже пример. Размеры 2/4 и 2/2. Числители размеров говорят нам о том, что в одном такте
Подробнее
Опера — это синтетический жанр, который объединяет все виды искусства: музыка, литература, хореография и т.д. 3 главных компонента оперы- это музыка, сценическое действие и либретто. Опера возникла во Флоренции. С середины 15 века в Италии был создан кружок интеллектуалов, который назывался «академия». Собрания проходили во дворце графа Джованни Барди, а позже во дворце графа Якопо Корси. Джованни Барди Якопо
Подробнее
Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор. У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен». Все эти способы позволяли определить лишь
Подробнее
Что это — тональность в музыке. Тональность песни. Мажор, минор
Перед разбором той или иной музыкальной композиции исполнитель прежде всего обращает внимание на тональность и ключевые знаки. Ведь от этого зависит не только правильное прочтение нот, но и целостный характер произведения. Интересен тот факт, что многие композиторы обладают цветным слухом и представляют каждую тональность в определенных красках. Случайно ли это происходит? Или это тонкое внутреннее чутье?
Понятие и определение тональности
Знаменитые теоретики Б. Л. Яворский и И. В. Способин указывают, что это высотное ладовое положение. Так, например, если тоника «до», а лад «мажор», то тональность будет «До мажор».
В более узком (специфическом) значении тональность в музыке — это тоже система функционально разграниченных связей, с определенной высотой. Только уже на основе трезвучия консонирующего. Она характерна для гармонии 17-19-го веков (классико-романтической). В конкретном случае можно говорить о существовании нескольких тональностей, их системы взаимоотношений. Таких, например, как кварто-квинтовый круг, их родственные тональности, параллельные, одноименные и проч.
Еще одно значение. Это иерархически централизованная система высотных связей, которые функционально разграничены (дифференцированы). От ее объединения с ладом образуется ладотональность.
Тональность в 16-м веке
Тональность в музыке 16-го века находится в затруднительном положении. Сам термин введен в 1821 году Ф. А. Ж. Кастиль-Блазлом (известным французским теоретиком). Продолжил развивать и распространять понятие тональности с 1844 года Ф. Ж. Фетис. В России данный термин не употреблялся и вовсе вплоть до конца 19-го века. В трудах Римского-Корсакова и Чайковского о тональной гармонии нигде не встречается. И только книга Танеева «Подвижной контрапункт строгого письма», оконченная в 1906 году, проливает на нее свет.
Термин «тональность» имеет несколько смыслов. Во-первых, это ладотональная гармонико-функциональная система. Во-вторых, это конкретная тональность в музыке. То есть какая-нибудь ладовая разновидность на определенной высоте. Современное понятие тональности превосходно раскрыто в труде Карла Дальхауза. Он трактует ее в широком смысле слова. Исходя из его определения, становится очевидно, что древнемодальная григорианская мелодия — это первый образец тональности. Он отмечает, что, помимо аккордово-гармонической, есть мелодическая тональность.
Главные признаки тональности
- Присутствие определенного устоя или центра. Это может быть звук, какой-либо аккорд или совершенно другой центральный элемент.
- Наличие некой организации звуковых отношений, которая непосредственно объединяет их в иерархически соподчиненную систему.
- Единый устой, центр или целая система, которые должны быть закреплены на одной высоте. Исходя из этого следует, что тональность в музыке предполагает наличие своеобразной централизации, находящейся вокруг того или иного элемента.
- Лад (мажор, минор), который дан в виде аккордовой системы и мелодии, идущей по их «канве».
- Ряд характерных диссонансов: D с септимой и S с секстой.
- Внутренняя смена гармонии.
- Ладовая структура, в основании которой заложены три главные функции: тоника, субдоминанта и доминанта.
- Крупные формы на основе модуляции.
Лад и тональность у Палестрины
В классической тональности преобладает принцип тяготения к центру (тонике). В модальном же ладу, напротив, такого нет. Есть только подчиненность звукоряду. У Палестрины четко выявлены основные черты системы лада при наличии двух пластов. Это хоральная (монодическая) подоснова и ее структурная реорганизация. В палестринском ладу отсутствует явное тяготение к тонике. Нет также и категории как таковой. У Палестрины присутствует целостная организация звуков, расположенных по высоте. Нет каденций, соответственно, нет и тяготения к устою. То есть построения могут принадлежать абсолютно любому ладу. Итак, у Палестрины нет тональности как у венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).
Монодические лады и гармонические тональности
Мажор и минор стоят в одном ряду с иными ладами: эолийским, ионийским, фригийским, обиходным, локрийским, дорийским, миксолидийским, а также пентатоникой. Между гармоническими тональностями и монодическими ладами — огромная разница. Тональностям мажора и минора присуща внутренняя напряженность, активность, динамизация и целеустремленность движения. Им также свойственны многообразные функциональные отношения и предельная централизованность. Все это отсутствует у монодических ладов. У них также нет отчетливого тяготения к тонике, ее доминирования. Ярко выраженный динамизм тональной системы тесным образом соприкасается с характером европейского мышления эпохи нового времени. Э. Ловинский удачно подметил, что модальность, по сути, являет собой стабильный взгляд на мир, а тональность напротив — динамический.
В какие цвета радуги композиторы «окрашивают» тональности?
Каждая тональность, находясь в системе, обладает определенной функцией не только в динамико-гармонических отношениях, но и в колористическом плане. В связи с этим чрезвычайно распространены представления о характере и цвете (окраске в буквальном смысле).
Так, например, тональность «До мажор» является центральной в общей системе и считается самой простой, поэтому ее окрашивают в белый. У многих музыкантов, в том числе у великих композиторов, часто обнаруживается цветной слух. Явным представителем такого слуха считается Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Так, например, тональность «Ми мажор» ассоциировалась у него с несколькими: ярко-зеленым, цветом весенних березок и пасторальными оттенками. «Ми бемоль мажор» для него — это преимущественно темная и сумрачная тональность, которую он окрашивал в своем воображении в серо-синеватый тон, характерный для городов и крепостей. Людвиг ван Бетховен считал «Си минор» черной. Такой цвет не вызывает удивления, ведь произведения, написанные в этой тональности, всегда звучат скорбно и трагически. Как видим, цвета не возникают случайно, они полностью соответствуют выразительному характеру музыки. Если изменить тональность, то она приобретет совершенно иные краски. Наглядный тому образец, переложение мотета Вольфганга Амадея Моцарта (Ave verum corpus, K.-V. 618) Ференцом Листом. Из «Ре мажора» он транспонировал ее в «Си мажор», в связи с чем изменился стиль музыки, появились черты романтизма.
Какую роль и место занимает тональность в музыке?
Начиная с 17-го века, различные тональности аккордов, преимущественно со сложными структурами, стали важным музыкально-выразительным средством. Иногда и тональная драматургия составляет конкуренцию тематической, сценической и текстовой. Петр Ильич Чайковский считал, что суть музыкальной мысли напрямую зависит от гармонии и модуляции, нежели от мелодического рисунка. В построении музыкальных форм неоспорима огромная роль тональности. Особенно это касается крупных форм: сонатной, циклической, оперной, рондо и проч. Среди средств, которые придают выпуклость и рельефность, особо выделяются следующие: постепенный или внезапный переход из одной тональности в другую, быстрая смена модуляций, сопоставление контрастных эпизодов. Все это происходит на фоне устойчивого пребывания в главной тональности.
Родство тональностей
Родственные тональности бывают первой, второй и третьей степени. К группе номер один относятся все аккорды диатонической системы избранной или заданной тональности. Отыскать их предельно просто. Для этого требуется от тоники найти аккорды субдоминанты и доминанты. Это четвертая и пятая ступени. У них также есть свои родственные аккорды, которые идентичны им по звуковому составу. Вторая степень родства — это тональности с одинаковой тоникой, но разными ладами (как и одноименные). Так, например, «До мажор» и «До минор». Знаки тональностей, соответственно, будут разными. В «До мажоре» их нет, а в одноименном миноре три бемоля.
Аккорды третьей группы имеют общую ступень (3). К третьей степени родства относятся также два аккорда, идентичных по строению и стоящих на расстоянии трех тонов. Так, например, это «До мажор» и «Фа диез мажор». Все эти знания очень пригодятся, если надо изменить тональность песни при помощи модуляции или отклонения.
Заключение
Таким образом, тональность имеет комплекс главных признаков, которые определяют ее суть. Теоретики трактуют ее по-разному. Также ученые расходятся во мнениях по поводу ее возрождения и угасания. Если исследователи и музыканты западноевропейских стран обнаружили ее рано (еще в 14-м веке), то в России ее стали применять гораздо позже. Именно поэтому тональность в музыке венских классиков и романтиков значительно отличается от той, которая была у Палестрины и будет у Шостаковича, Хиндемита, Щедрина и других композиторов 20-21-го столетия.
Основная шкала Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
См. слово, которое чаще всего путают с мажорной гаммой
Сохранить это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ. Музыка.
шкала, состоящая из ряда целых шагов, за исключением полушагов между третьей и четвертой и седьмой и восьмой ступенями.
СРАВНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ
Нажмите для параллельного сравнения значений. Используйте функцию сравнения слов, чтобы узнать разницу между похожими и часто путаемыми словами.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Также называется основным режимом.
Происхождение мажорной гаммы
Впервые записано в 1865–1870 гг. главное упорство, основной термин
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Как использовать крупный масштаб в предложении
Крупнейший завод по улавливанию углерода находится в Исландии, но подобные проекты еще предстоит реализовать на крупный масштаб.
Ученые соревнуются, чтобы спасти «Последний ледяной район», арктический Ноев ковчег|Фреда Крейер|15 ноября 2021|Новости науки
Говоря довольно немилосердно, USPHS проводил крупный стоматологический эксперимент в городе, полном несогласных предметы.
Противники фтора — антипрививочники|Майкл Шульсон|27 июля 2016 г.|DAILY BEAST
Другие крупные новостные агентства приняли такое же решение, прикрываясь неуместным чувством мультикультурной чувствительности.
Почему мы поддерживаем Charlie Hebdo — и вы тоже должны|Джон Авлон|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Максимальный балл последней активности составил 3,6 по шкале Рихтера.
26 Землетрясений Позже, дымящийся пистолет Fracking находится в Техасе|Джеймс Джойнер|7 января 2015 г. |DAILY BEAST
Битва в Ираке, возможно, была нерегулярной, но в ней были важные моменты.
Пентагон не знает, сколько людей было убито в войне с ИГИЛ|Нэнси А. Юссеф|7 января 2015 г.|DAILY BEAST
Это Мексика, которую Торговая палата США и большинство крупных корпораций США стремятся назвать amigo.
Почему мексиканцы возмущены встречей Обамы по Большому вторнику|Рубен Наварретт-младший|6 января 2015 г.|DAILY BEAST Даву.
Маршалы Наполеона|Р. P. Dunn-Pattison
На мелкомасштабной карте в офисе можно сделать кротовины из гор; на земле от его особенностей никуда не деться.
Дневник Галлиполи, Том I|Иан Гамильтон
После этого генерал-майор взял на себя обязательство назначить принца Юджина преемником Мюрата.
Маршалы Наполеона|Р. П. Данн-Паттисон
Свободная дискуссия — никогда не очень свободная вещь в России — теперь в любом общем масштабе стала совершенно невозможной.
Спасение цивилизации|H. Г. (Герберт Джордж) Уэллс
Майор Эбботт и его братья-офицеры, пытаясь сохранить лояльность своих людей, стояли твердо и прислушивались к далекой суматохе в городе.
Красный год|Луи Трейси
Мажорные гаммы: как использовать самую важную музыкальную гамму
Основы теории музыки.
Этот урок является шагом 3 / 8 плана урока LANDR. Нажмите здесь, чтобы начать с самого начала, или просто продолжайте читать.
Мажорные гаммы являются важным строительным блоком всей западной музыки. Это одна из наиболее часто используемых музыкальных гамм.
Хотя сидеть и практиковаться в мажорной гамме никому не доставляет удовольствия, вознаграждение в будущем вознаграждается.
Неограниченный мастеринг и распространение, 1200 бесплатных семплов, более 30 плагинов и многое другое! Получите все, что может предложить LANDR, с помощью LANDR Studio.
Зная свои мажорные гаммы вдоль и поперек, вы сможете ориентироваться во всех аспектах теории музыки.
В этой статье я объясню, что такое мажорные гаммы, и как вы можете начать понимать их и использовать в своей музыке.
Какая мажорная гамма?
Мажорная гамма представляет собой семинотную гамму, состоящую из последовательности полных шагов и полутонов. Полутона существуют между третьей и четвертой, а также седьмой и восьмой ступенями шкалы.
Другое название мажорной гаммы — диатоническая. Это просто означает, что полутоны в гамме рассредоточены настолько, насколько это возможно.
Если это звучит запутанно, не волнуйтесь! В этой статье мы разберем все целые шаги, полушаги и ступени шкалы.
Начнем.
Как строить мажорные гаммы
Глядя на фортепиано, проще всего начать понимать мажорную гамму.
Мажорная гамма представляет собой семинотную гамму, состоящую из последовательности полных шагов и полутонов
Если вы посмотрите на все белые клавиши на пианино, вы увидите гамму до мажор.
Гамма до-мажор начинается с белой клавиши, которая предшествует двум черным клавишам. Это первая ступень шкалы.
Прежде чем мы начнем строить мажорную гамму, вам важно знать о целых тонах и полутонах.
Один полушаг — это расстояние от одной ноты непосредственно до следующей. Один целый шаг равен двум полушагам.
Один полушаг — это расстояние от одной ноты непосредственно до следующей. Один целый шаг равен двум полушагам.
Теперь посмотрим на пианино. Найдите до и используйте следующую формулу, чтобы сыграть до мажорную гамму: w дырочный шаг, целый шаг, полушаг, целый шаг, целый шаг, целый шаг, полшага .
Когда вы играете гамму в соответствии со всеми шагами и полутонами, вы также будете играть каждую ступень гаммы от одного до семи.
Поздравляем! Вы только что сыграли гамму до мажор. Эта шкала говорит вам о музыкальной тональности до мажор: без диезов и бемолей.
Построение мажорных гамм в других тональностях
Вы сможете построить гамму, начиная с любой ноты, если сможете сделать это в тональности до мажор.
Вы сможете построить гамму, начиная с любой ноты, если сможете сделать это в тональности до мажор.
Когда вы строите мажорные гаммы в других тональностях, вы начнете использовать черные клавиши на фортепиано, чтобы соответствовать формуле мажорной гаммы.
Давайте посмотрим на мажорную гамму ре мажор.
Начните с ре и используйте формулу мажорной гаммы
Ре целый шаг до ми, весь шаг до фа#, полтона до соль, весь шаг до ля, весь шаг до си, весь шаг до до#, полтона до ре.
Вы также заметите, что тональность ре мажор — это F# и C#.
Может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к этому, как только вы начнете практиковаться. Со временем вы начнете привыкать к этому.
Через некоторое время вы почувствуете, что он стал более естественным. Применение этой информации к другим областям музыки будет для вас быстрее и проще.
Не бойтесь использовать эту формулу в квинтовом круге и практиковать каждую нотную тональность.
Лады мажорной гаммы
Мажорная гамма также используется для построения музыкальных ладов. Лады содержат относительный минорный лад, а также другие часто используемые лады.
Все лады основаны на формуле мажорной гаммы.
Все лады основаны на формуле мажорной гаммы.
Мы называем мажорную гамму ионийским ладом, потому что она начинается с первой ступени гаммы. Остальные шесть ступеней мажорной гаммы дадут вам разные лады.
Например, если начать гамму до мажор со второй ноты ре, получится ре дорийский лад: D E F G A B C D.
Продолжите эту схему, начав гамму до мажор на любой ноте. Это даст вам разные лады мажорной гаммы, и вы начнете слышать различные тональные качества, играя их.
Ознакомьтесь с нашим подробным руководством, если вы хотите глубже погрузиться в музыкальные режимы.
Мажорные гаммы в музыке
Мажорные гаммы считаются основными в западной музыке. Это яркий, стабильный звук, который мы ассоциируем с приятной музыкой.
Неограниченный мастеринг и распространение, 1200 бесплатных семплов, более 30 плагинов и многое другое! Получите все, что может предложить LANDR, с помощью LANDR Studio.
Мажорная гамма является основой функциональной гармонии в музыке. Помните схему тон-полутон, о которой я говорил ранее?
Положение полутоновых интервалов создает ощущение напряжения и расслабления в последовательностях аккордов, построенных из нот мажорной гаммы.
Это может звучать немного теоретически, но именно поэтому мажорную гамму можно найти в музыке абсолютно везде.
При таком фундаментальном масштабе довольно сложно сказать, как лучше всего его использовать. Лучший совет — слушать свои уши и позволить собственному творчеству быть вашим проводником.
Это мажор не просто так
Не забывайте о мажорной гамме в своей практике. Попрактикуйтесь во всех 12 тональностях. Используйте его для создания новых мелодий и гармоний.
Когда у вас в ушах будет эта шкала, вы будете естественным, когда приступите к созданию своей следующей песни.