Мажорный лад минорный лад: Лад в музыке: мажор и минор

Урок сольфеджио №14 лады народной музыки, советы преподавателей



Урок сольфеджио №14 лады народной музыки, советы преподавателей 22

/ / Урок сольфеджио №14: Лады народной музыки. Другие лады

Семиступенные лады в народной музыке встречаются довольно часто. Последовательности интервалов между ступенями в этих ладах различны, что отличает их от натуральных мажора и минора, а также друг от друга. Несмотря на это, основой этих ладов является либо мажорный лад, либо минорный, поэтому лады народной музыки можно рассматривать как разновидности мажорного или минорного лада.

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Записаться

Основных ладов было шесть. Каждый из них можно сравнить с современным мажором или минором:

  • Ионийский (совпадает с мажором)
  • Эолийский (совпадает с минором)
  • Лидийский (отличается от мажора IV повышенной ступенью)
  • Миксолидийский (отличается от мажора VII пониженной ступенью)
  • Фригийский (отличается от минора II пониженной ступенью)
  • Дорийский (отличается от минора VI повышенной ступенью)

Существовал также локрийский лад, который использовался редко, и отличался от минора двумя пониженными ступенями — II и V:

Описание звукорядаНазвание
Мажор, повышена IV ступеньЛидийский лад
Мажор, понижена VII ступеньМиксолидийский лад
Минор, понижена II ступеньФригийский лад
Минор, повышена VI ступеньДорийский лад

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.

В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное — любой звук можно заменить энгармонически:

Впервые этот лад применил М. Глинка для характеристики Черномора в опере «Руслан и Людмила».

Впоследствии и другие композиторы использовали этот лад для создания призрачных образов. (Например, К. Дебюсси в прелюдии «Паруса»).

Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов. В основе его — Ум 53 или Ум 7. Он встречается у Римского-Корсакова в сказочных произведениях, и имеет также название «гамма Римского-Корсакова»,

«гамма тон-полутон»

и «полутон-тон»
Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

 

Статью утвердил

 

27.04.2020

Как поставить певческое дыхание

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания.

Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Подробнее

Как брать высокие ноты баритону

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же,…

Подробнее

Играть в ансамбле — круто

Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Подробнее

Контакты

ООО «МузШок» УНП 191762867
BY90UNBS30121008300030000933
БСБ Банк, код UNBSBY2X

Copyright @ МузШок 2023

Имя *

Телефон (с кодом) *

Email

Музыка для всех — Минорный лад

Минорный лад

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Само слово «минор» (ит. — minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально — «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь — в ряде случаев — интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Трезвучие на I ступени лада, состоящее из одних устойчивых звуков, называется (как и в мажоре) тоническим трезвучием, а образующие его тоны, соответственно, — примой, терцией и квинтой тоники.

Например, в ля миноре: тоническое трезвучие.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минор.

Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных целым тоном (большой секундой). В нижнем тетрахорде полутон находится в середине, а в верхнем — внизу.

Таким образом, при восходящем движении гамма натурального минора в целом имеет (между соседними ступенями лада) следующую интервальную структуру.

(то есть образуется схема: тон—полутон—два тона—полутон—два тона).

При нисходящем движении интервалы между ступенями гаммы натурального минора будут, естественно, чередоваться в обратном порядке.

Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от мажора) остро звучащего напряженного однотонового тяготения к тонике, так как окружающие тонику неустойчивые звуки в этом виде лада отстоят от нее на целый тон (то есть на большую секунду).

Сами названия ступеней минорного лада и их свойства (устойчивость или неустойчивость, направление тяготений и так далее) остаются в общем теми же, что и в мажоре. Однако, например, VII ступень натурального минора уже не обладает остротой полутонового тяготения к тонике и потому будет называться полунапряженным восходящим вводным тоном (подобно II ступени, имеющей нисходящее цело-тоновое тяготение).

Зато заметно острее, чем в натуральном мажоре, здесь проявляется нисходящее полутоновое тяготение VI ступени к V ступени, являющейся квинтой тонического трезвучия.

Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.

Теория музыки в основных разделах:

Общие положения

Понятие звука

Темп

Ритм

Группировка длительностей

Интервал

Размер и такт

Общие сведения о ладе

Тональность

Диатоника

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ:

Три типа минорных гамм в музыке — Musicnotes Now

Теория музыки

Узнайте больше о 3 типах минорной гаммы в музыке: естественной, гармонической и мелодической, а также советы о том, как использовать минорную гамму в своих сессиях.

Musicnotes

• 4 мин чтения

В теории музыки основными ладами, которые изучают музыканты, являются диатонических ладов.

Хотя вы, вероятно, лучше знакомы с терминами «мажор» и «минор», диатоническая гамма — это семиступенчатая гамма. Эти высоты включают пять полных шагов и два полушага.

W = целый шаг H = полушаг

В этой статье мы сосредоточимся на минорной гамме в музыке. На картинке выше изображена натуральная минорная гамма. В музыкальных композициях обычно встречаются три типа минорных гамм.

  1. Гамма натурального минора
  2. Гамма гармонического минора
  3. Гамма мелодического минора

В видео ниже мы собираемся дать вам краткий обзор каждой шкалы. Оставайтесь после этого для дальнейшего обзора и ресурсов!

Давайте рассмотрим три типа минорных гамм.

Гамма натурального минора

Гамма натуральной минорной гаммы представляет собой естественную диатоническую гамму без измененных ступеней или добавленных случайностей. Акциденты относятся к диесам, которые повышают ноты на полтона, или к бемолям, которые понижают ноты на полтона.

Этот строй также называют эоловым ладом или 6-м ладом мажорной гаммы.

Чтобы преобразовать мажорную гамму в минорную, опустите мажорные ступени 3, 6 и 7 на полтона, чтобы получить минорную гамму.

В то время как минорные гаммы обычно ассоциируются с мрачным настроением или грустными чувствами в западной музыке, натуральный минорный лад не всегда может выражать эти мрачные эмоции. Этот тип минорной гаммы может звучать более спокойно и менее скорбно.

Гамма гармонического минора

Гармонический минор почти такой же, как натуральный минор, но с повышенной 7-й ступенью. Эта гамма больше выражает ожидаемый минорный звук, чем естественная минорная гамма.

Гамма гармонического минора часто встречается в джазовых композициях. Как только вы освоите эту гамму, музыкальные импровизации станут проще.

Мелодическая минорная гамма

Мелодическая минорная гамма является самой сложной из трех минорных гамм.

Повышает 6 и 7 ступени гаммы от натурального минора при восхождении, но понижает их до естественного минорного состояния при спуске.

Эта минорная гамма называется мелодической, потому что считается самой легкой для пения. Уникальное качество этой гаммы состоит в том, что она выражает как минорные, так и мажорные звуки. В середине мелодической минорной гаммы есть два набора тритонов, которые придают ее общему звучанию внутренний диссонанс. Тритон относится к интервалу из трех полных тонов в гамме.

Из всех типов минорной гаммы мелодическая минорная гамма дает музыкантам наибольшую свободу творчества. Музыканты могут не понижать ступени гаммы при спуске, если им нравится уникальное звучание повышенных 6-й и 7-й ступеней гаммы.


Советы по овладению тремя типами минорных гамм

Вот несколько советов по ознакомлению с минорными гаммами в музыке.

  1. Преобразование натуральной мажорной гаммы в натуральную минорную гамму: понизьте тона 3, 6 и 7 на полтона, чтобы сформировать минорную гамму.
  2. Начните с натурального минора, чтобы сформировать другие минорные гаммы: поднимите 7-й тон на полтона, чтобы получить гармонический минор. Поднимайте 6-ю и 7-ю тональности на полтона по мере подъема и возвращайтесь к естественной минорной гамме по мере опускания, чтобы получить мелодическую минорную гамму.
  3. Практика, практика, практика: игра минорных гамм подряд поможет вам лучше настроиться на различные звуки каждой гаммы. Чтобы еще лучше распознавать эти гаммы, сыграйте мажорную и минорную гаммы определенной тональности в одном наборе. Повторяйте эти подходы несколько раз, пока рисунок не станет более очевидным.

Мы хотели дать вам руководство для распечатки, которое вы можете использовать во время заучивания этих гамм. Нажмите здесь, чтобы получить бесплатный PDF-файл с изображением ниже!

Мы надеемся, что теперь вы чувствуете себя более комфортно с различными минорными гаммами. Вы можете начать включать их в свою разминку, играя или напевая каждую из них, поднимаясь на полтона вверх и повторяя процесс для октавы или двух! Как только вы познакомитесь с различными типами звуков минорной гаммы, вы увидите, как эти гаммы появляются повсюду в ваших нотах, и вы услышите их в различных песнях.

Чтобы увидеть больше замечательных статей по теории музыки, нажмите здесь! Приятного обучения!


Часто задаваемые вопросы

  • Какой строй минорной гаммы? Образец в разных типах минорных гамм можно увидеть по целым ступеням или полутонам между ступенями гаммы.
    • Натуральный минор: W, H, W, W, W, H, W, W
    • Гармонический минор: W, H, W, W, H, W+, H, H
    • Мелодический минор: По возрастанию – W, ​​H, W, W, W, W, H. По убыванию – W, ​​W, H, W, W, H, W
  • Что такое формула минорной гаммы? Во всех трех минорных гаммах третья ступень понижается на полтона или полутона от мажорной. Чтобы преобразовать в минорную гамму, понизьте 3-ю, 6-ю и 7-ю высоту тона мажорной гаммы.

Сопутствующие товары:

  • Ноты для фортепиано
  • Ноты для начинающих

Игра на фортепиано: мажорная и минорная музыкальные гаммы самые известные весы в западной музыке — это

мажор и минор гаммы. Вы можете сделать мажорную и минорную гамму, начиная с любой ноты на фортепиано. Разница между этими двумя гаммами заключается в структуре полных и полутонов, которые вы используете для их построения.

Понимание мажорных гамм

Все мажорные гаммы строятся одинаково. Схема восходящего шага, используемая всеми основными весами на планете, такова: Целое-Целое-Половина-Целое-Целое-Целое-Половина.

Например, вы можете сформировать гамму до мажор, начав с до и применив этот паттерн. Сыграйте любую до, а затем играйте всю гамму до-мажор вплоть до следующей до. только белые клавиши.

Используйте белые клавиши для игры в гамме до мажор.

Проведите большим пальцем под большим пальцем и скрестите его в соответствующих местах, чтобы успешно играть вверх и вниз по шкале.

При воспроизведении большинства гамм вверх и вниз важно понимать, что рисунок гаммы точно переворачивается при движении вниз. Все, что вам нужно сделать, это вспомнить, какие клавиши вы нажимали вверх, а затем играть те же клавиши в обратном порядке, спускаясь вниз.

Теперь кое-что немного другое: начните с G и примените образец мажорной гаммы. Когда вы дойдете до шестого шага, обратите внимание, что целый шаг вверх от ми требует игры черной тональности, фа-диез: 9.0003

Используйте фа-диез для гаммы соль мажор.

Тоническая нота и рисунок гаммы определяют, какие ноты являются диезами, а какие — бемолями. Соль мажор использует один диез. Как насчет мажорной гаммы, в которой используется одна бемоль? Если вы начинаете с фа и применяете шаблон для построения гаммы фа мажор, вы используете си-бемоль и новую схему аппликатуры.

В гамме фа мажор используется си-бемоль.

В гамме фа мажор четвертая нота называется си-бемоль, а не ля-диез, потому что третья нота гаммы — ля.

«Joy to the World» начинается с полной нисходящей гаммы до мажор и продолжается восходящей моделью от пятой ступени гаммы (или пятой ноты) до восьмой, чтобы закончить фразу.

Веселая мелодия из мажорной гаммы.

Изучение незначительных вариаций

Малые чешуи не менее важны или меньше по размеру, чем крупные чешуи. Как и мажорные гаммы, минорные гаммы состоят из восьми нот, причем верхняя и нижняя (тоника) ноты имеют одно и то же название. Но минорные гаммы имеют свои собственные, уникальные гаммы.

Натуральные минорные гаммы

Восходящий паттерн гаммы натурального минора представляет собой Целое-Половина-Целое-Целое-Половина-Целое-Целое. Это может выглядеть похоже на образец мажорной гаммы, но эта небольшая перестановка половинных и целых шагов имеет большое значение в мире. Сравните гамму до мажор, за которой сразу следует гамма до минор:

.

Гаммы до мажор и минор.

Гаммы гармонического минора

Гамма гармонического минора отличается от гаммы натурального минора всего на полтона, но сделав это небольшое изменение, вы получите гамму с совершенно новым звучанием. Полный образец восходящей гармонической минорной гаммы: Целое-Половина-Целое-Целое-Половина-1½ -Половина

Например, чтобы сыграть гармонический минор, выполните следующие действия:

  1. Начните играть в гамме ля минор.

  2. Когда вы дойдете до седьмой ноты соль, поднимите ее на полтона до соль-диез.

    Это изменение делает расстояние от шестой до седьмой ступени лада полутора ступенями и придает гамме гармонического минора уникальное звучание.

Мелодические минорные гаммы

Еще одна вариация минорной гаммы — 9-я.0128 мелодический минор гамма, которая примечательна (простите за каламбур), потому что она имеет разный рисунок в зависимости от того, идете ли вы по шкале вверх или вниз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *