принятие ответственных решений //Психологическая газета
Отрывок из книги «О теории и практике посредничества в разрешении споров» Н.М. Лаврова, В.В. Лавров, Н.В. Лавров, 2013
О форме и содержании медиации (о направлениях и уровнях работы медиатора)
Как показывает опыт, процесс медиации при разрешении конфликта может превосходить по сложности судебное разбирательство спора. Дело в том, что медиатор, как и судебные органы, обязательно учитывает юридически обоснованные претензии сторон, однако не ограничивается рассмотрением законодательных предписаний. Внимание концентрируется на особенностях материальных и эмоциональных межличностных отношений участников спора, а также на характере противоречий и на социальных обстоятельствах, влияющих на развитие конфликта. В сложной ситуации медиатор вынужден выбирать оптимальный вариант действий. Первый вариант – отдать предпочтение соблюдению юридических норм. Этот вариант широко используется и в России и за рубежом, поэтому не вызывает удивления наплыв в медиацию специалистов с юридическим образованием и опытом судейской практики. Второй вариант – перевести медиацию в русло психологического консультирования, не отказываясь при этом от привлечения экспертов в случае специфических вопросов, возникающих у спорных сторон. Именно второй вариант открывает перспективу интенсификации медиации и выхода из сложных споров с переплетением разнообразных проблем. Успех медиации в сложных ситуациях определяется способностью медиатора оценить масштаб факторов, определяющих развитие конфликта, и умением перевести внимание спорных сторон на рассмотрение факторов, обладающих позитивным влиянием. Понятно, что повышение интенсивности медиации достигается только в том случае, если медиатор, проанализировав массив конфликтных обстоятельств, помогает спорным сторонам произвести их упорядоченность, а не искусственно упрощает ситуацию.
Медиация, призванная стать инструментом общественной толерантности, имеет преимущество над судебными способами разрешения конфликтов не по простоте процедуры и скорости разрешения спора, а по плодотворности результата.
Как предполагается, медиативное соглашение содействует поддержанию конструктивных партнерских отношений, именно поэтому медиация замещает судебное разбирательство, нацеленное на принуждение спорных сторон к выполнению предписаний, установленных законодательными нормативными актами. Однако есть опасение, что развитие медиации может пойти по пути жесткой регламентации методов и правил, и медиация станет аналогом судебной системы. Сохранение за медиацией статуса процедуры, альтернативной судебному разбирательству с преобладанием методов психологической помощи над стандартизированными методами, обеспечивается введением в программу подготовки профессиональных медиаторов пунктов, предусматривающих отработку навыков психологического консультирования, когда упор делается на достижение согласия и толерантности.Любой социум заинтересован в распространении толерантных отношений между своими членами, поскольку такие отношения не только служат основой конструктивного сотрудничества и создают предпосылку для нахождения взаимоприемлемых и взаимовыгодных разрешений конфликтов, но препятствуют возникновению конфликтов. В настоящее время, когда сложились десятки школ медиации, когда обозначились несовпадающие направления посредничества в разрешении споров, когда медиаторы неодинаково понимают суть конфликта, расходятся в методологических принципах и пользуются неоднозначной терминологией, особенно необходимы усилия по согласованию принципов медиации. Становление института медиации и преодоление разногласия профессиональных школ медиации обеспечивается благодаря теоретическим дискуссиям и обобщению накопленного практического опыта. Одни из медиаторов действуют как наставники, претендующие на роль «управляющего конфликтами» и предлагающие рекомендации по предотвращению и урегулированию конфликтов, другие – как консультанты и психотерапевты, помогающие противникам мобилизоваться для принятия взаимоприемлемого решения, третьи – как арбитры, указывающие направление выхода из конфликтной ситуации, четвертые – как организаторы переговоров, ограничивающие свое вмешательство формированием условий для плодотворного обмена информацией.
По всей видимости, не может быть «правильной» или «неправильной» медиации, а есть категории более и менее эффективной.Вместе с тем нельзя не признать, что отсутствие четкости в принципах препятствует развитию медиации, а профессиональный медиатор, лишенный надежных теоретических ориентиров, испытывает искусственные трудности при выборе рабочих методов из того арсенала, который предлагается разными школами. Трудности медиации усугубляются отсутствием общепризнанного понимания сути конфликта, а также сути соглашения, потому что для одних оно представляет собой формализованный мирный договор и гражданско-правовую сделку, для других – справедливое согласование интересов, для третьих – взаимоприемлемую интеграцию ожиданий, а для четвертых – позитивный результат психологического консультирования. Зачастую авторы, говоря о разрешении конфликта, не разделяют понятия «конфликт» и «столкновение противоречий», происходит извращение смысла медиации. Дело в том, что противоречия представляют собой атрибут любого взаимодействия людей.
Выяснение профессионального статуса медиатора подразумевает определение модели его компетенции, то есть тех личных качеств, знаний и навыков, без которых специалист не способен достигать поставленных целей. Важно отметить, что профессиональная подготовка медиатора, с одной стороны, дифференцирована в соответствии с направлением, то есть характером конфликта, спецификой сторон конфликта и той общественной сферой, в которой возник конфликт, но, с другой стороны, базируется на овладении универсальными навыками. К исполнению роли медиатора допускается любой взрослый дееспособный человек, однако это не значит, что его усилия по примирению сторон дадут положительный результат. И профессионал, и непрофессионал рискуют принести вред, если они не выработали модель своего поведения в рамках взаимодействия со спорными сторонами. Здесь нельзя не отметить характерную особенность профессиональной подготовки медиатора – она включает в себя не только знания и навыки, полученные в процессе профессионального обучения, но и тот опыт, который накоплен в процессе деятельности, совмещаемой с медиацией.
Рис. 1. Направления медиации, обусловленные особенностями конфликта, а также подготовкой медиатора.
Приведенный список направлений не исчерпывает всего многообразия. При составлении списка стремились выделить показательные моменты, чтобы продемонстрировать проведение планирования медиации по направлениям, по особенностям конфликта и по составу специалистов, привлекаемых по мере необходимости. Частный пример составления плана посредничества в конфликте, возникшем в стоматологической клинике и урегулированном сотрудниками ЦСКО «Synergia», иллюстрируется в нижней части рис. 1. В основе плана положена характеристика медиации, разработанная с учетом направлений, выделенных из списка.
Отмеченное многообразие направлений медиации указывает на сложность подготовки посредника. Причем проблема специализации медиатора не уступает по своей сложности задаче по формированию основополагающих исходных знаний и навыков, универсальных для всех медиаторов. Под универсальностью имеется в виду овладение компетенциями, общими для всех направлений медиации, включая знакомство с главными положениями наук о мозге и психике, а также обладание коммуникативными навыками, без которых невозможно оказывать помощь в принятии жизненно важных решений и осуществлять анализ доступной информации.
Несмотря на законодательное утверждение профессии медиации, процесс становления профессии не завершен. Для того чтобы оценивать потенциал медиатора, необходимо найти критерии, позволяющие оценивать уровень его подготовки. То есть надо ответить на вопрос, чем компетентность одного медиатора (и школы, в которой он прошел подготовку) отличается или превосходит умения коллег. Последний вопрос получает ответ после того, как развертывается детальный анализ особенностей посредничества с учетом разнообразия запросов людей, попавших в конфликтную ситуацию. Практика работы и, в частности, ЦСКО «Synergia» (руководитель Н. М. Лаврова) показывает, что существуют три типа медиации социальных противоречий и конфликтов, отличающихся по уровню посреднической помощи.
Рис. 2. Уровни медиации, производимой посредником с целью разрешения конфликта.
Первый типовой уровень – стандартный – самый простой, посредник действует по установленной схеме и считает свои действия результативными после того, как достигнуто формальное примирение сторон конфликта. Прежде всего, на этот уровень обучения ориентирована Программа подготовки медиаторов, разработанная по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 187 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 г. № 969 «О программе подготовки медиаторов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 50, ст. 6706). Второй тип посредничества, нестандартный/вероятностный, обеспечивается рассмотрением возможных вариантов мирового соглашения. Медиатор имеет в виду не только формальное примирение по актуальному конфликту, но и подведение сторон к сотрудничеству с рассмотрением перспективы будущих отношений. Наиболее сложным, налагающим повышенные требования к теоретической и практической подготовке медиатора и его умению мобилизовать свой интеллектуальный и эмоциональный ресурс, выступает третий тип посредничества – нестандартный креативный и эвристический.
Медиация не может обойтись без мобилизации интеллекта и творческих способностей сторон конфликта и медиатора, играющего ведущую роль в процессе согласования сторон. Здесь речь идет о мобилизации интеллектуального и творческого потенциала, а не о том, как оценивать этот потенциал и в какой степени он поддается изменению. Вопрос оценки и коррекции составляет предмет особого исследования. Стороны конфликта, выбирая посредника, самостоятельно решают, в какой мере медиатор соответствует решаемой проблеме. Мобилизация интеллекта обусловлена оптимизацией эмоционального состояния и формированием мотивации на выход из конфликта. Ранее проведенные исследования (Лавров и др., 2004-2010) показали, что мобилизация интеллекта для принятия правильных решений в условиях дефицита полезной информации определяется снижением тревожности, фобий и обретением уверенности в будущем. Существуют терапевтические и фармакологические методы снижения тревожности. Как минимум медиатор должен понимать, в какой степени негативное эмоциональное состояние препятствует работе интеллекта, и как максимум должен быть способен оценивать эмоциональность оппонентов и использовать известные методы коррекции. В качестве наиболее удобного инструмента для анализа эмоционального состояния рекомендуется компьютеризированный вариант интегративного теста тревожности (Бизюк и др., 1997). Показавший свою эффективность комплекс методов, оптимизирующих эмоциональное состояние, приводится в публикации (Лаврова, Лавров, 2009). Тренинг «Стрессменеджмент» формирует умение гармонизировать эмоциональное состояние.
Что касается креативности, то медиатор располагает способом ее активизации с помощью тренинга, который включает в себя мероприятия, направленные на преодоление инерции сознания и на включение творческого мышления. В процессе тренинга формируются навыки поиска креативных решений после анализа используемых поведенческих стратегий и знакомства с факторами, помогающими активизировать творческое мышление. Этот тренинг, как и другие, построен на индивидуальных и групповых упражнениях, разборе кейсов. В программе предусмотрено проведение ролевых игр с видеозаписью и последующим анализом. Краеугольный момент тренинга креативности заключается в обучении целеустроению и развертыванию перспективы настоящей и будущей жизненной ситуации. Приходит осознание того, что ситуация может измениться после так называемого креативного прыжка, если выбрать идею и найти пути ее реализации. Предлагается набор способов (в частности, «Мозговой штурм», Составление ментальных карт, Ментальная провокация, «Концептуальный веер») активизации творческого мышления, кроме того, участник получает возможность создать, воспроизвести и усвоить свой собственный, апробировав его в ходе тренинга.
Эвристический способ принятия решений тренируется параллельно с креативным. Тренинг мобилизации интуиции обеспечивает формирование навыков эвристического подхода к принятию жизненно важных решений. Эвристика основывается на «подсказках», которые готовит медиатор, производя анализ внешних влияний на стороны конфликта. Медиатор, не нарушая профессиональных предписаний, придерживаясь нормативной схемы действий и учитывая разнообразные варианты соглашения сторон, ведет поиск таких решений, которые способны удовлетворить оппонентов в эффективном разрешении конфронтационной проблемы, позволяя перейти к партнерским отношениям. Для того чтобы содействовать поиску креативного и эвристического решения, медиатор собирает сведения о каждой стороне конфликта. Креативность означает включение творчества для решения сугубо практической задачи по выходу из конфликтной ситуации. Смысл и польза эвристического решения заключается в сокращении количества гипотез, выстраиваемых сторонами конфликта. Такое сокращение обеспечивается благодаря дополнительной наводящей информации, которую сообщает медиатор. Что касается медиатора, то он собирает эту информацию за счет всестороннего анализа состояния социума, в котором возник конфликт. Если, к примеру, этим социумом является производственная или бизнес-организация, полезно подвергнуть анализу комплекс взаимоотношений сотрудников с оценкой состояния их информационно-эмоциональных связей. Кроме того, требуется сформировать представление о внешнем окружении организации и перспективе ее развития.
Сказанное выше проясняет особенности подготовки специалистов по медиации в соответствии с уровнем компетенции. Для компетенции первого типа достаточно усвоить алгоритмы действий по этапам медиации и ознакомиться с начальными представлениями конфликтологии, рассматривающей медиацию в качестве инструмента разрешения конфликта и достижения мирового соглашения. Медиатор с подготовкой второго типа должен обладать знаниями по системологии, психологии и нейроинформатике, а также умением синтезировать информацию по возникновению внутриличностных и межличностных противоречий, приводящих к возникновению конфликта. Необходимо постоянно находиться в профессиональной среде общения, получать личную терапию и проходить супервизию. Третий тип предполагает дополнительное наличие креативного и эвристического мышления, а также умения использовать интуицию, что обеспечивается соответствующими тренингами.
Медиатор, выполняя посредничество, находится в трудном положении, потому что ему самостоятельно, полагаясь на свой интеллектуальный и эмоциональный опыт, приходится определять суть конфликта и составлять план медиации, поскольку конфликтология не располагает общепринятыми однозначными формулировками. В свете представлений конфликтологии стороны конфликта, приступив к медиации, составляют коллегию спорщиков, добровольно пришедших к признанию необходимости примирения и собравшихся вместе с посредником на внесудебное обсуждение актуальных противоречий в поиске мирового соглашения. При этом остаются открытыми основополагающие вопросы. Что такое конфликт и на какой мир ориентировано обсуждение? Кто будет победителем, а кто проиграет и останется в ожидании будущей победы? Или это будет переход от конфронтации к сотрудничеству? Как помочь в осуществлении перехода?
Цель авторов – дать ответы на поставлены вопросы, опираясь на собственный и изложенный в литературе практический опыт посредничества, а также на теорию конфликтов и нейроинформационную модель принятия решений в результате взвешенного анализа доступной информации в соответствии с поведенческими установками и сложившейся жизненной ситуацией.
При определении сути конфликта исходили из представлений о континууме противоречий, присущих любому социуму. По мере возрастающего напряжения противоречий складывается конфликтная ситуация, характеризуемая разрушением структуры сотрудничества спорных сторон. Авторы направили свое внимание на рассмотрение принципов перехода от толерантных отношений к дискуссии, когда не нарушены основы конструктивного сотрудничества, затем к полемике и соперничеству, когда удается поддерживать элементы сотрудничества, и далее к открытой конфронтации, исключающей сотрудничество и адекватное восприятие противоположных мнений. Предполагается, что только после выяснения этих принципов придет понимание сути конфликта и удастся отработать теоретически обоснованные методы, содействующие преодолению внутриличностных, межличностных и групповых противоречий с последующим переходом к сотрудничеству и партнерству, то есть исчерпывающему разрешению конфликта.
Медиатор, совмещая в своей подготовке знания и профессиональные навыки специалистов ряда областей, и в особенности психологии, не может не учитывать достижений науки по изучению работы мозга в условиях принятия жизненно важных решений. Дело в том, что понимание принципов принятия решений и закономерностей обработки информации открывает перспективу реального содействия человеку в проблемной ситуации. Причем важно понимать, что именно на системности информационных процессов должно концентрироваться внимание медиатора, а состояние мозговых структур, как субстрата памяти и информации, определяет эффективность принятия решений. Обращаясь к интеллекту и к эмоциям людей, находящихся в проблемной ситуации, медиатор опирается на мобилизацию личностного потенциала. Элементы психологического консультирования и психотерапии неизбежно присутствуют в процедуре медиации, несмотря на то, что профессия медиатора имеет принципиальное отличие (см. перечень терминов). Стороны спора сначала осознают личную ответственность за свои действия и только потом обретают способность конструктивного взаимодействия с оппонентом.
Проект Н.Лавровой «»Карта медиации» (технология разрешения конфликтов)» в рамках XVIII Национального конкурса «Золотая Психея»
Коммуникация в медиации.
Основные техники- Публикации
Медиация является эффективным способом урегулирования конфликтов, при условии, что посредник, помогающий сторонам, умело выстраивает процесс коммуникации.
Иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда неточное или неполное понимание участников конфликта, неумелое построение диалога между ними, заводит медиатора и, как следствие, процедуру в тупик.
Так что же такое “правильная” коммуникация в медиации? Прежде всего, это широкий набор техник, которые дают посреднику возможность грамотно строить взаимодействие участников процедуры, налаживать между ними контакт, определять истинные потребности сторон.
К таким основным техникам относятся*:
- техники слушания
- техники задавания вопросов
* Более подробно с техниками коммуникации я знакомлю слушателей на своем курсе «Профессия — медиатор».
Техники слушания
Пассивное слушание
Это внимательное выслушивание человека почти без внешней реакции на его слова. Применяется при сильном эмоциональном возбуждении собеседника. Это дает ему возможность выговориться, а медиатору — показать, что вы его слушаете и понимаете. Сильное выражение эмоций — знак того, что предмет разговора для людей очень важен, что затронуты какие-то болезненные темы.
Активное слушание
Помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может направлять беседу в нужное русло и способствовать лучшему пониманию и верной интерпретации информации, полученной в ходе медиации.
К приемам активного слушания относят:
- Эхо-техника — это повторение отдельных слов или словосочетаний медиатором, без каких бы то ни было изменений.
- Уточнение — просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного участниками. Данный прием позволяет сохранить понимание мыслей и чувств конфликтующих сторон, уточнить и прояснить все подробности.
- Перефразирование – это переформулирование своими словами основной идеи сообщения с целью подтвердить либо уточнить свое понимание переданного сообщения (Как я понял, основной сложностью для вас является…; Больше всего вас волнует…; Самым важным для вас является…).
- Резюмирование — это прием, с помощью которого медиатор подводит итог значительной части рассказа собеседника (подведение итогов: фаза прошлого, настоящего и будущего) или всего разговора в целом. Основное правило формулировки резюме состоит в том, что оно должно быть предельно простым и понятным.
Техники активного слушания, помогающие в работе с эмоциями:
- «Я-высказывание» — умение говорить о своих чувствах, состояниях, опасениях от первого лица. Медиатор предлагает сторонам обращаться друг к другу в форме «я-высказывания», сообщать о своих чувствах и состоянии.
- Отражение чувств — этот прием позволяет прояснить, уточнить, либо опровергнуть восприятие эмоционального состояния участника программы на данный момент медиатором (Мне кажется, вас это очень огорчает…).
- Пауза молчания — задается важный вопрос, меняющий отношение, затрагивающий ценности, человеку требуется время на размышление. Часто пауза — это признак того, что участник программы задумался, размышляет, пытается понять свои чувства, переосмыслить произошедшее, то есть происходит процесс внутренних изменений. Молчание в работе медиатора — это приглашение участников конфликтной ситуации в пространство диалога.
Техники задавания вопросов
Часто за время разговора медиатор почти не произносит утвердительных предложений, а общается через точно сформулированные вопросы разных типов:
- Открытые вопросы: требуют развернутого ответа или объяснения. Обычно начинаются со слов: «Как.. ?», «Кто…?», «Почему…?», «Каково ваше мнение?», «Что бы вы хотели в результате этого?» и пр.
- Закрытые вопросы: предполагают однозначный ответ «да» или «нет», проясняют некоторые факты («Вас это расстроило?)
- Альтернативные вопросы: представляют собой нечто среднее между открытыми и закрытыми вопросами и предлагают несколько вариантов ответов. Такие вопросы дают возможность рассказывающему согласиться с каким-то из предложенных вариантов, и в то же время — оставляют вопрос «открытым»: «Вы почувствовали гнев? Обиду? Огорчение? Растерянность? Или что-то еще?»
Во время разрешения конфликтной ситуации медиатор пользуется несколькими техниками, в зависимости от ситуации и настроя сторон. Владение данными техниками требует подготовки и определенных знаний, поэтому посреднику важно обучиться и получить практический опыт применения данных техник до того момента, как использовать их в реальной процедуре медиации.
Автор: Е. А.Романова
Последние публикации
09 июня 2022 Коммуникация в медиации. Основные техники
16 мая 2022 Сферы применения медиации
03 апреля 2022 Модели медиации
17 декабря 2021 Психологические механизмы медиации
09 августа 2021 Эффективная жена
22 июля 2021 Семейные кризисы
06 июня 2021 Медиация, как помощник в вопросах разрешения конфликтных ситуаций
27 апреля 2021 Психолог для подростка: роскошь или необходимая реальность?
07 июня 2020 Зачем нужно обращаться к психологу?
02 июня 2019 Медиация как способ разрешения конфликтов
03 марта 2019 Основные виды и модели медиации
10 февраля 2019 Психологические особенности медиации
© 2013-2022 ООО «Студия инновационной психологии и медиации Эго», ИНН 5032272824
Политика конфиденциальности, Пользовательское соглашение
Разработка сайта webdesign19. ru
Какое отношение психология имеет к медиации?
На самом деле много …..
Многие из вас знают, что я изучал психологию до того, как стал изучать юриспруденцию. Я не психолог и не занимался психологической практикой, но меня всегда очень интересовало пересечение права и психологии. Это важная причина, по которой я сосредоточил свою практику посредничества на исках, связанных с очень эмоциональными и личными проблемами.
Как сказал Пол Рэндольф в своей основополагающей книге: « Психология конфликта », одной из основных целей медиатора является обеспечение изменения отношения со стороны спорящих, что может быть сделано только путем понимания человеческих характеристик и качеств, лежащих в основе многих конфликтных ситуаций. Хороший посредник, интуитивно или преднамеренно, выявит и распознает действующие психологические факторы и будет работать с ними, чтобы вызвать изменение отношения и сдвиг в восприятии исхода спора.
Этот пост является первым в серии, посвященной некоторым действующим психологическим факторам и роли, которую они играют в различных аспектах процесса посредничества.
Если вы помните из этой статьи только одну вещь – помните это – , то крайне маловероятно, что изменение отношения сторон в споре будет достигнуто исключительно за счет рациональной аргументации и логического убеждения. Это потому, что каждый аргумент будет иметь как рациональный, так и эмоциональный элемент – например,
«Я принимаю X$» рациональный : потому что мы понесли определенные экономические потери
эмоциональный : я злюсь и чувствую себя обманутым из-за того, что вы причинили мне убытки al : Мною манипулируют
Это эмоциональный элемент это превращает различие во мнениях в напряженный спор, особенно если эмоциональный элемент вызывает «захват миндалевидного тела» — адреналин и кортизол, высвобождаемые миндалевидным телом, отключают кору, часть мозга, которая обрабатывает логику и разум, заставляя его трудно мыслить ясно и рационально о ситуации.
Очевидно, что есть роль в изложении юридических аргументов и применении фактов, однако помните, что в подавляющем большинстве случаев юридически представлены стороны, которые уже рассмотрели сильные и слабые стороны дела своего клиента. Просто неоднократно заявлять, что другая сторона неправа, и предлагать ей принять это — не самый эффективный способ прийти к общему мнению в споре. другое), может быть воспринято как угроза, и миндалевидное тело сработает.
Честно говоря, как часто вы готовили подробный документ с изложением позиции или вступительное заявление, которое сродни представлениям, а другая сторона говорит: «Знаете что, вы правы, я никогда не смотрел на это так»?
Как говорится, есть много способов содрать шкуру с кота, сильные стороны позиции вашего клиента можно сформулировать таким образом, чтобы предотвратить захват миндалевидного тела и создать оптимальные условия для решения проблемы. Если ваша сила в состязательном подходе или ваш клиент хочет, чтобы вы приняли этот подход, тогда назначьте посредника, который, скорее всего, выявит и выявит действующие эмоции и поработает с ними.
В следующем посте будет рассмотрена роль самооценки каждого участника в посредничестве и то, как она может повлиять на переговоры.
Если вы хотите узнать больше о предложениях и подходе R3 Resolutions, подпишитесь на сайте www.r3resolutions.com.au; Подпишитесь на нас в Linkedin и напишите нашему директору Джули Сомервилл по адресу [email protected].
Предостережения медиации – психология в действии
Посредничество — широко используемый метод статистического анализа, особенно в психологических исследованиях. Медиатор — это механизм, который потенциально помогает объяснить взаимосвязь между двумя переменными, так что переменная-предиктор (X) влияет на переменную результата (Y) через посредника (M). Количество переменных-посредников не ограничено, но у исследователей должна быть веская причина для включения чего-то в качестве посредника. На рисунке показана эта связь для одной опосредующей переменной. Примером опосредованного процесса может быть то, как хорошие оценки (X) предсказывают счастье (Y), но косвенно через самооценку (M). Это означало бы, что чем лучше человек получает оценки, тем больше у него повышается самооценка, что, в свою очередь, повышает уровень счастья.
Примеры и более подробные сведения о посредничестве см. в следующих статьях:
Нужно ли мне знать статистику как психологу?
Объяснение посредничества и модерации переменных
Итак, теперь, когда вы решили, что посредничество является статистическим анализом, который вы хотите использовать, есть несколько вещей, которые вы должны рассмотреть. Во-первых, опосредование предполагает причинно-следственную связь. По сути, это означает, что мы должны верить, что X вызывает от Y до M, или, другими словами, вам нужно знать, что ваша предикторная переменная фактически вызывает результат через посредника, а не просто коррелирует с результатом.
Как мы можем быть уверены? Вот три критерия, которые должны быть соблюдены, чтобы показать причинно-следственную связь:
Ковариация . Вот как две переменные изменяются или изменяются вместе. Если мы исследуем взаимосвязь между двумя переменными, поскольку одна переменная увеличивается для некоторых людей, ковариация говорит нам, насколько мы должны ожидать, что другая переменная изменится в среднем для тех же самых людей. Это условие проще всего выполнить, поскольку все три общих метода исследования покрывают это требование. Сбор перекрестных данных анализируется с использованием линейной регрессии (сбор данных один раз), лонгитюдных исследований (слежение за людьми во времени и сбор данных в нескольких точках) и экспериментальных манипуляций (сбор данных только один раз, но случайным образом распределяющих участников по разным условиям для проверки вашей теории). все показывают корреляцию.
Временное упорядочение. Это причудливый способ сказать, что мы должны быть уверены, что знаем, что будет первым. Лонгитюдные исследования делают это хорошо, потому что если мы знаем, что что-то происходит во второй раз, мы собираем данные о тех же людях, которых не было в первый раз, мы знаем кое-что о порядке того, как это происходит. Экспериментальное манипулирование также делает то же самое, потому что, если мы видим изменение переменной результата для одной группы, но не для другой, мы можем предположить, что это произошло из-за нашей манипуляции. Другими словами, причина должна предшествовать следствию.
Устранение конкурирующих объяснений. Это самое сложное условие, и обычно оно происходит только при настоящей экспериментальной манипуляции. Но даже экспериментальное манипулирование нашей переменной X не всегда гарантирует избавление от этой проблемы в посредничестве, потому что мы также предполагаем, что наш посредник (M) вызывает результат (Y). Всегда существует вероятность так называемой ложной ассоциации, когда есть еще одна переменная, о которой мы не знаем, которая вызывает изменение как X, так и Y.
Могу ли я по-прежнему использовать анализ медиации, если я не соответствую всем трем вышеперечисленным условиям? Не обязательно, но важно помнить, что одним из основных предположений о посредничестве является причина, и у вас должна быть хорошая теория, подтверждающая порядок ваших переменных.