Медосмотр детей: как пройти, для чего нужны, что входит

Содержание

когда пройти и что в нее входит?

08.07.2018

С 1 января 2018 года вступил в силу новый приказ Минздрава России «О проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н от 10 августа 2017 года. Профилактические осмотры несовершеннолетних – это и есть диспансеризация детей – проводятся бесплатно по полису ОМС.

Впервые ребенок попадает на врачебный осмотр еще будучи новорожденным, далее – каждый месяц до года. После года диспансеризация проводится ежегодно до достижения им совершеннолетия.

Для каждого возраста ребенка определен свой комплекс исследований и специалистов.

Перечень исследований при проведении

профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних

N п/п

Возрастные периоды, в которые проводятся профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних

Осмотры врачами-специалистами

Лабораторные, функциональные и иные исследования

1.

Новорожденный

Педиатр

Неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию

Аудиологический скрининг

2.

1 месяц

Педиатр
Невролог
Детский хирург
Офтальмолог
Детский стоматолог

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
Ультразвуковое исследование почек
Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
Эхокардиография
Нейросонография
Аудиологический скрининг

3.

2 месяца

Педиатр

Общий анализ крови
Общий анализ мочи

4.

3 месяца

Педиатр
Травматолог-ортопед

Аудиологический скрининг

5.

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 месяцев

Педиатр


6.

12 месяцев

Педиатр
Невролог
Детский хирург
Оториноларинголог
Травматолог-ортопед

Общий анализ крови
Общий анализ мочи
Электрокардиография

7.

1 год 3 месяца,

1 год 6 месяцев

Педиатр


8.

2 года

Педиатр
Детский стоматолог
Психиатр детский


9.

3 года

Педиатр
Невролог
Детский хирург
Детский стоматолог
Офтальмолог
Оториноларинголог
Акушер-гинеколог Детский уролог-андролог

Общий анализ крови
Общий анализ мочи

10.

4 года,

5 лет

Педиатр
Детский стоматолог


11.

6 лет

Педиатр
Невролог
Детский хирург
Детский стоматолог

Травматолог-ортопед
Офтальмолог
Оториноларинголог
Психиатр детский
Акушер-гинеколог
Детский уролог-андролог

Общий анализ крови
Общий анализ мочи
Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
Ультразвуковое исследование почек
Эхокардиография
Электрокардиография

12.

7 лет

Педиатр
Невролог
Детский стоматолог
Офтальмолог
Оториноларинголог

Общий анализ крови
Общий анализ мочи

13.

8 лет,

9 лет

Педиатр
Детский стоматолог


14.

10 лет

Педиатр
Невролог
Детский стоматолог
Детский эндокринолог
Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Общий анализ крови
Общий анализ мочи

15.

11 лет,

12 лет

Педиатр
Детский стоматолог


16.

13 лет

Педиатр
Детский стоматолог
Офтальмолог


17.

14 лет

Педиатр
Детский стоматолог
Детский уролог-андролог
Акушер-гинеколог
Психиатр подростковый


18.

15 лет

Педиатр
Детский хирург
Детский стоматолог
Детский уролог-андролог
Детский эндокринолог
Невролог
Травматолог-ортопед
Офтальмолог

Оториноларинголог
Акушер-гинеколог
Психиатр подростковый

Общий анализ крови
Общий анализ мочи
Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
Ультразвуковое исследование почек
Электрокардиография

19.

16 лет

Педиатр
Детский хирург
Детский стоматолог
Детский уролог-андролог
Детский эндокринолог
Невролог
Травматолог-ортопед
Офтальмолог
Оториноларинголог
Акушер-гинеколог
Психиатр подростковый

Общий анализ крови
Общий анализ мочи

20.

17 лет

Педиатр
Детский хирург
Детский стоматолог
Детский уролог-андролог
Детский эндокринолог
Невролог
Травматолог-ортопед
Офтальмолог
Оториноларинголог
Акушер-гинеколог
Психиатр подростковый

Общий анализ крови
Общий анализ мочи
Электрокардиография

Если у вас есть вопросы о профилактических осмотрах детей,
проконсультируйтесь со специалистами территориального фонда ОМС
по бесплатному номеру горячей линии:
8 800 100 56 03.

Детская городская поликлиника №39 — Диспансеризация

Диспансеризация — это профилактический медицинский осмотр. Он необходим для раннего выявления заболеваний и факторов их развития. Диспансеризация предусматривает осмотр у врачей-специалистов и ряд анализов и обследований. Она проводится в поликлинике по месту прикрепления ребенка.

Профилактические осмотры проводятся в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Что нужно, чтобы пройти диспансеризацию ребенку?

Чтобы пройти диспансеризацию, у ребенка должны быть:

  1. Полис обязательного медицинского страхования (ОМС).
  2. Прикрепление к поликлинике.
Как пройти диспансеризацию ребенку?

Чтобы провести медицинский осмотр ребенка, запишите его на прием к участковому врачу-педиатру в поликлинике по месту его прикрепления. На приеме будут даны все необходимые рекомендации, пояснения, а также направления на анализы и к врачам-специалистам. Объем и характер проведения диспансеризации зависят от возраста ребенка и делятся на группы.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку до 1 года?

В течение этого периода жизни ребенка — от рождения до 1 года — осмотры врачом-педиатром проводятся каждый месяц.

  • новорожденный (осмотр врачом-педиатром; исследования: неонатальный скрининг на врожденный гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, муковисцидоз и галактоземию, аудиологический скрининг)
  • в 1 месяц (осмотр врачами-специалистами: педиатр, невролог, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог; исследования: узи органов брюшной полости (комплексное), узи почек, узи тазобедренных суставов, эхокардиография, нейросонография, аудиологический скрининг в случае отсутствии сведений о проведении).
  • в 2 месяца (осмотр врачом-педиатром; исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи).
  • в 3 месяца (осмотр врачом-педиатром, травматологом-ортопедом; аудиологический скрининг в случае отсутствии сведений о проведении).
  • 4-11 месяцев (осмотр врачом-педиатром).
  • в 12 месяцев (осмотр врачом-педиатром, осмотр врачами-специалистами: невролог, детский хирург, оториноларинголог, травматолог-ортопед; исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография).
Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 1-3 года?
  • в 1 год и 3 месяца (осмотр врачом-педиатром).
  • в 1 год и 6 месяцев (осмотр врачом-педиатром).
  • в 2 года (осмотр врачом-педиатром, осмотр врачами-специалистами: детский стоматолог, психиатр детский).
  • в 3 года (осмотр врачом-педиатром, осмотр врачами-специалистами: невролог, детский хирург, детский стоматолог, офтальмолог, оториноларинголог, акушер-гинеколог, детский уролог-андролог, исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи).
Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 4-5 лет?

В медосмотрах, рекомендуемых для 4- и 5-летних детей, набор врачей совпадает. Необходимо пройти осмотры у врача-педиатра и детского стоматолога.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 6 лет?

В 6 лет ребенку необходимо пройти осмотры у врача-педиатра, невролога, детского хирурга, детского стоматолога, травматолога-ортопеда, офтальмолога, оториноларинголога, детского психиатра, акушера-гинеколога — девочкам, детского уролога-андролога — мальчикам. Исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ органов брюшной полости (комплексное), УЗИ почек, эхокардиография, электрокардиография.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 7 лет?

В 7 лет ребенку нужно пройти осмотры у врача-педиатра, невролога, детского стоматолога, офтальмолога, оториноларинголога.

Исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 8-9 лет?

В медосмотрах, рекомендуемых для 8- и 9-летних детей, набор врачей совпадает. В этом возрасте нужно пройти осмотры у врача-педиатра и детского стоматолога.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 10 лет?

В 10 лет ребенку необходимо пройти осмотры у врача-педиатра, невролога, детского стоматолога, детского эндокринолога, травматолога-ортопеда, офтальмолога.

Исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 11-12 лет?

В медосмотрах, рекомендуемых для 11- и 12-летних детей, набор врачей совпадает. В этом возрасте нужно пройти осмотры у врача-педиатра и детского стоматолога.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 13 лет?

В 13 лет ребенку нужно пройти осмотры у врача-педиатра, детского стоматолога, офтальмолога.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 14 лет?

В возрасте 14 лет необходимо пройти осмотры у врача-педиатра, детского стоматолога, подросткового психиатра, акушера-гинеколога — девочкам, детского уролога-андролога — мальчикам.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 15 лет?

Необходимо пройти осмотры у врача-педиатра, детского хирурга, детского стоматолога, детского эндокринолога, невролога, травматолога-ортопеда, офтальмолога, оториноларинголога, подросткового психиатра, акушера-гинеколога — девочкам, детского уролога-андролога — мальчикам.

Исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, УЗИ органов брюшной полости (комплексное), УЗИ почек, электрокардиография.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 16 лет?

Необходимо пройти осмотры у врача-педиатра, детского хирурга, детского стоматолога, детского эндокринолога, невролога, травматолога-ортопеда, офтальмолога, оториноларинголога, подросткового психиатра, акушера-гинеколога — девочкам, детского уролога-андролога — мальчикам.

Исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи.

Каких врачей и какие исследования нужно пройти ребенку в 17 лет?

Необходимо пройти осмотры у врача-педиатра, детского хирурга, детского стоматолога, детского эндокринолога, невролога, травматолога-ортопеда, офтальмолога, оториноларинголога, подросткового психиатра, акушера-гинеколога — девочкам, детского уролога-андролога — мальчикам.

Исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография.

Посещений здорового ребенка: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

URL этой страницы: //medlineplus. gov/ency/article/001928.htm

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

Детство — время быстрого роста и перемен. В младшем возрасте дети посещают детей чаще. Это связано с тем, что в эти годы развитие идет быстрее.

Каждое посещение включает полный медицинский осмотр. Во время этого осмотра поставщик медицинских услуг проверит рост и развитие ребенка, чтобы выявить или предотвратить проблемы.

Медицинский работник запишет рост, вес вашего ребенка и другую важную информацию. Слух, зрение и другие скрининговые тесты будут частью некоторых посещений. Как и прививки.

Даже если ваш ребенок здоров, профилактические осмотры — хорошее время, чтобы уделить внимание его здоровью. Разговоры о способах улучшения ухода и предотвращения проблем помогают сохранить здоровье вашего ребенка.

На приеме у ребенка вы получите информацию по таким темам, как:

  • Сон
  • Безопасность
  • Детские болезни
  • Чего ожидать по мере роста ребенка

Запишите свои вопросы и проблемы и возьмите их с собой. Это поможет вам получить максимум удовольствия от посещения.

Ваш врач будет уделять особое внимание тому, как растет ваш ребенок по сравнению с нормальными вехами развития. Рост, вес и окружность головы вашего ребенка записываются в диаграмму роста. Эта таблица остается частью медицинской карты вашего ребенка. Разговор о росте вашего ребенка — это хорошее место, чтобы начать разговор об общем состоянии здоровья вашего ребенка. Спросите своего врача о кривой индекса массы тела (ИМТ), которая является наиболее важным инструментом для выявления и предотвращения ожирения.

Ваш врач также расскажет о других темах, связанных с благополучием, таких как семейные отношения, школа и доступ к общественным услугам.

Существует несколько графиков плановых осмотров детей. Один график, рекомендованный Американской академией педиатрии, приведен ниже.

ПЛАН ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Посещение врача до рождения ребенка может быть особенно важным для:

  • Первородящих родителей.
  • Родители с беременностью высокого риска.
  • Любой родитель, у которого есть вопросы по таким вопросам, как кормление, обрезание и общие проблемы со здоровьем ребенка.

После рождения ребенка следующий визит должен состояться через 2–3 дня после принесения ребенка домой (для детей, находящихся на грудном вскармливании) или когда ребенку исполнится 2–4 дня (для всех детей, выписанных из больницы до того, как они им 2 дня). Некоторые поставщики медицинских услуг откладывают посещение до тех пор, пока ребенку не исполнится 1–2 недели, для родителей, у которых уже были дети.

После этого рекомендуется проводить посещения в следующем возрасте (ваш врач может попросить вас добавить или пропустить посещения в зависимости от состояния здоровья вашего ребенка или вашего опыта воспитания):

  • До 1 месяца
  • 2 месяца
  • 4 месяца
  • 6 месяцев
  • 9 месяцев
  • 12 месяцев
  • 15 месяцев
  • 18 месяцев
  • 2 года
  • 2 1/2 года
  • 900 17 3 года
  • Каждый год после этого до 21 года

Кроме того, вам следует звонить или навещать поставщика медицинских услуг каждый раз, когда ваш ребенок или ребенок кажутся больными или когда вы беспокоитесь о здоровье или развитии вашего ребенка.

СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ

Элементы медицинского осмотра:

  • Аускультация (выслушивание тонов сердца, дыхания и желудка)
  • Тоны сердца
  • Инфантильные рефлексы и глубокие сухожильные рефлексы по мере взросления ребенка
  • Желтуха новорожденных — только первые несколько посещений
  • Пальпация
  • Перкуссия
  • Стандартный офтальмологический осмотр
  • Измерение температуры (см. также нормальную температуру тела)

Информация о прививках:

  • Прививки – общий обзор
  • Младенцы и прививки 90 018
  • Иммунизация против дифтерии (вакцина)
  • Иммунизация АКДС ( вакцина)
  • Иммунизация против гепатита А (вакцина)
  • Иммунизация против гепатита В (вакцина)
  • Hib-иммунизация (вакцина)
  • Вирус папилломы человека (вакцина)
  • Иммунизация против гриппа (вакцина)
  • Иммунизация против менингококка (менингита) (вакцина)
  • Иммунизация MMR (вакцина)
  • Иммунизация против коклюша (вакцина) ine)
  • Иммунизация против полиомиелита (вакцина)
  • Иммунизация против ротавируса ( вакцина)
  • Прививка от столбняка (вакцина)
  • Прививка от TdaP (вакцина)
  • Прививка от ветряной оспы (вакцина)

Рекомендации по питанию:

  • Питание, соответствующее возрасту, сбалансированное питание
  • Грудное вскармливание
  • Питание и интеллектуальное развитие
  • Фтор в рационе
  • Детские смеси
  • Ожирение у детей
9 0006 Графики роста и развития:

  • Младенцы — развитие новорожденных
  • Развитие детей раннего возраста
  • Развитие дошкольников
  • Развитие детей школьного возраста
  • Развитие подростков
  • Вехи развития
  • Учет вех развития — 2 месяца
  • Учет вех развития — 4 месяца
  • Учет вех развития — 6 месяцев
  • Учет вех развития — 9 месяцев
  • Учет вех развития — 12 месяцев
  • Запись вех развития — 18 месяцев
  • Учет вех развития — 2 года
  • Учет вех развития — 3 года
  • Учет вех развития — 4 года
  • Запись основных этапов развития — 5 лет

Подготовка ребенка к посещению врача аналогична подготовке к анализу и процедуре.

Этапы подготовки различаются в зависимости от возраста ребенка:

  • Подготовка к тесту/процедуре для младенцев
  • Подготовка к тесту/процедуре для малышей
  • Подготовка к тесту/процедуре дошкольника
  • Подготовка к тесту/процедуре школьного возраста
  • 900 25
    • Детские визиты

    Hagan JF Jr, Navsaria D. Максимальное укрепление здоровья детей: скрининг, упреждающее руководство и консультирование. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник Нельсона по педиатрии . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 12.

    Келли Д.П., Натале М.Дж. Нервно-развивающая и исполнительная функция и дисфункция. В: Kliegman RM, St. Geme JW, Blum NJ, Shah SS, Tasker RC, Wilson KM, eds. Учебник педиатрии Нельсона . 21-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Elsevier; 2020: глава 48.

    Киммель С.Р., Ратлифф-Шауб К. Рост и развитие. В: Ракель Р.Э., Ракель Д.П. , ред. Учебник семейной медицины . 9-е изд. Филадельфия, Пенсильвания: Эльзевир Сондерс; 2016: глава 22.

    Обновлено: Neil K. Kaneshiro, MD, MHA, клинический профессор педиатрии, Медицинская школа Вашингтонского университета, Сиэтл, Вашингтон. Также рецензировали Дэвид С. Дагдейл, доктор медицинских наук, медицинский директор, Бренда Конауэй, главный редактор, и A.D.A.M. Редакционная коллегия.

    Детский осмотр. Узнайте о педиатрическом осмотре

    Педиатрическом осмотре
    В этой статье
    • Цели и задачи педиатрического осмотра
    • Общие положения
    • Рост и половое развитие
    • Измерение
    • Оценка развития
    • Обследование по системе
    • Обследование в разном возрасте

    См. также отдельную статью «История педиатрии».

    Хотя некоторые принципы обследования детей аналогичны принципам обследования взрослых, существуют важные различия как в общих чертах, так и в деталях. Дети – это не просто маленькие взрослые, и картина заболевания, подход к обследованию и содержание обследования у детей совсем другие.

    Обследование также меняется по мере развития и взросления детей. В конце концов, это похоже на обследование у взрослых. Следующий план направлен на то, чтобы выделить важные различия, дать некоторые общие принципы и дать схему экзамена в разных возрастных группах.

    Цели и задачи педиатрического обследования

    • Важно различать:
      • Рутинное обследование здоровых детей (в основном для выявления аномалий роста и развития).
      • Осмотр больных младенцев (для установления характера, причины и степени болезни или травмы) [1] .
      • Осмотр детей для других конкретных целей, таких как:
        • Для установления пригодности к обучению или определенной деятельности.
        • Для проверки на наличие признаков сексуального насилия в случаях защиты детей.
    • Однако это не абсолютное различие. Независимо от того, болен он или здоров, врач, проводящий осмотр, должен иметь хорошие практические знания о рутинных осмотрах и нормальных результатах у детей разного возраста.
    • Таким образом, проблемы с развитием, поведением и ростом могут быть выявлены оппортунистически при обследовании больного ребенка.
    • Врачи, работающие с детьми, должны хорошо знать вехи нормального развития, а также рутинное физическое развитие и данные о нем в разном возрасте.

    Общие моменты

    • При сборе анамнеза важно установить контакт с родителями и ребенком.
    • Подход к обследованию будет определяться возрастом, уровнем развития и уровнем понимания ребенка.
    • Осмотр и наблюдение являются наиболее важными частями обследования. Наблюдения могут быть сделаны во время сбора анамнеза и установления взаимопонимания. Например:
      • Наблюдайте за поведением и уровнем осведомленности ребенка и принимайте это во внимание в отчетах родителя или родителей.
      • Подумайте, необычна ли вообще внешность ребенка и в чем именно.
      • Обратите внимание на форму головы, форму ушей, положение глаз, пропорции тела, осанку.
      • Обратите внимание, похож ли ребенок на родителя/родителей.
      • Установите, есть ли какие-либо распознаваемые крупные или незначительные аномалии.
      • Запишите характер и распространение поражений кожи и сыпи.
      • Обратите внимание на цвет, форму и расположение синяков. Если они имеют подозрительный вид, рассмотрите возможность неслучайной травмы.
    • Не будите спящих детей.
    • Подходите к ребенку на его уровне; при необходимости встаньте на колени на пол. Может быть невозможно обследовать гипертермичных, раздражительных детей, не спровоцировав плач, и их следует тщательно наблюдать, прежде чем пытаться приступить к более тщательному обследованию.
    • Начните осмотр с периферии (руки и ноги), так как это менее опасно.
    • Сделайте экзамен интересным, чтобы помочь справиться с беспокойством. Иногда может помочь игрушка, которую ребенок принес с собой, или что-то в вашей консультационной комнате. Даже фонарь-ручка или ушной расширитель, дребезжащие в контейнере с мочой, могут быть полезным отвлечением.
    • Убедитесь, что ребенку удобно, а ваши руки, стетоскоп и другие инструменты теплые.
    • Попросите родителей помочь с одеванием или раздеванием детей и помните о деликатности по этому поводу.
    • По возможности избегать неприятных процедур (например, ректального исследования). Это редко бывает необходимо и может отложить обследование детей на всю жизнь.

    Рост и половое развитие

    Следует учитывать некоторые общие моменты:

    • Миелинизация нервной системы при рождении является неполной.
    • Половое созревание имеет важные последствия для роста. Оценка полового созревания важна при оценке роста.
    • Обследование детей должно включать точную оценку роста и полового развития.
    • Различают три фазы роста:
      • Младенческая фаза:
        • Быстрая в первый год жизни и замедленная на втором году жизни.
        • Хорошее питание важно для нормального роста.
        • Метаболические гормоны контролируют рост.
      • Детский период:
        • От второго до десятого года жизни.
        • Важными факторами являются гормоны гипофиза и гормон роста.
      • Пубертатная или подростковая фаза:
        • С начала полового созревания до достижения взрослого возраста.
        • Половые гормоны являются важными факторами.

    Измерение

    Различные измерения могут быть записаны и нанесены на график для точной оценки роста и полового развития.

    • Окружность головы обычно у детей в возрасте до 2 лет.
    • Длина тела (до года) или рост.
    • Вес.
    • График серийных измерений для определения характера и диапазона роста.
    • Использование соответствующих графиков роста — см. раздел «Дополнительная литература» ниже.
    • Толщина кожной складки, если указано.
    • Оцените и зарисуйте половое развитие, где это указано.

    Оценка развития

    • Все врачи, работающие с детьми, должны знать основные этапы развития.
    • Детальная оценка развития сложна, но полезные оценки в ходе рутинных осмотров и консультаций могут быть достигнуты с опытом и практикой.
    • Существуют большие отклонения в нормальном развитии.
    • Схемы для оценки центра развития по:
      • Двигательные навыки: крупная и мелкая моторика.
      • Особые чувства: зрение и слух.
      • Общение: понимание и выразительная речь.
      • Психосоциальные аспекты: социальные навыки и поведение.

    Обследование по системе

    Акцент обследования зависит от различных факторов (показания, возраст ребенка и т.д.). Перечислены некоторые важные компоненты педиатрического обследования в основных системах.

    Сердечно-сосудистая система

    Возможно, стоит начать обследование здесь, если ребенок спокоен и уравновешен. Позвольте ребенку сидеть/держать его на коленях у родителя или опекуна, чтобы успокоить его:

    • Начните с записи частоты пульса, ритма, силы и характера.
    • Проверка центральной перфузии; время наполнения капилляров должно быть менее двух секунд.
    • Пропальпируйте и перкутируйте переднюю грудную стенку для определения размера сердца, места и характера верхушечного толчка.
    • Также определите наличие острых ощущений.
    • Прослушайте первый тон сердца, затем второй тон сердца, затем тоны между ними и любые шумы между тонами сердца.
    • Обратите внимание на время, характер, громкость, место и распространение любого шума.
    • Проверьте, передается ли это на шею.
    • При подозрении на заболевание сердца или почек запишите артериальное давление.

    Дыхательная система

    Отметьте частоту дыхания и движения диафрагмы и грудной клетки при спокойном дыхании и более сильном дыхательном усилии (требуется у детей старшего возраста или при плаче у младенцев). Оцените работу дыхания — есть ли межреберные или подреберные рецессии, задействованы ли вспомогательные мышцы?

    Перкутируйте верхний край печени, чтобы определить, не передуто ли легкое.

    Дыхательные звуки и дополнительные шумы могут быть трудны для интерпретации у очень маленьких детей. Шумы варьируются от тонких высоких тонов до низких и грубых в зависимости от места и характера обструкции и узости апертуры.

    • Крепитации (тонкие потрескивания при вдохе) могут возникать у внешне здоровых детей при тщательной аускультации. Постоянные и двусторонние крепитации у проблемного малыша обычно указывают на бронхиолит или, реже, на левожелудочковую недостаточность.
    • Хрипы (прерывистые шумы во время вдоха и выдоха) обычно указывают на жидкие частицы в крупных дыхательных путях и могут передаваться из задней части глотки.
    • Хрипы (более стойкие резкие шумы, добавленные к звукам дыхания) реже встречаются у детей и указывают на более стойкую обструкцию.
    • Бронхиальное дыхание (непрерывные шумы, усиливающие и удлиняющие дыхательные шумы), слышимые над верхней частью спины ребенка, обычно передаются из основных дыхательных путей.
    • Стридор — это резкий шум, возникающий в верхних дыхательных путях, например, при крупе. Обычно это происходит во время вдоха.
    • Свистящее дыхание возникает при сужении средних дыхательных путей и может быть двусторонним при астме или вирусном хрипе или односторонним при обструкции дыхательных путей, например, инородным телом. Обычно он экспираторный.

    Обследование уха, горла и носа

    Вероятно, это наиболее часто обследуемая система.

    • Для осмотра ушей маленького ребенка лучше всего посадить его боком на колени родителя, при этом одна рука родителя держит обе руки ребенка, а другая прижимает голову ребенка одним ухом к плечу родителя. пока вы исследуете другой.
    • Чтобы увидеть горло дерзкого малыша, вставьте депрессор языка в зазор между сжатыми зубами и щекой, и зубы могут ненадолго открыться, позволяя ловко вставить депрессор языка.

    Желудочно-кишечная система

    Сначала осмотрите живот на наличие вздутий и движений.

    • Выясните, есть ли какая-либо болезненность, и, если возможно, следите за лицом ребенка во время пальпации живота. Если болезненность присутствует, а у ребенка системное недомогание, перед пальпацией попросите ребенка надуть живот («как воздушный шарик»). Это может вызвать отскок, не касаясь и непреднамеренно причиняя вред ребенку.
    • Пальпируйте четыре квадранта, чтобы систематически определить положение и размер печени, селезенки, почек и мочевого пузыря.
    • Обратите внимание на положение, размер, поверхность и текстуру любого увеличенного органа, характер края, если он есть, и болезненность органа.
    • Рассмотрите целесообразность пальцевого ректального исследования и объясните родителям.
    • Оцените гидратацию ребенка, особенно если в анамнезе была диарея или рвота. При развитии обезвоживания глаза могут выглядеть сухими и запавшими, губы сухими и потрескавшимися, у детей раннего возраста может быть вдавлен родничок и снижен тургор кожи.

    Опорно-двигательный аппарат

    • Обратите внимание на любое аномальное искривление или деформацию позвоночника, особенно в нижней части.
    • У маленьких детей обратите особое внимание на крестец и обратите внимание на любые пазухи или волосатые невусы.
    • Помните о нормальных вариациях походки («пальцы внутрь», антеверсия бедра, вальгусная деформация коленного сустава, варусная деформация коленного сустава и т. д.).
    • Специальные проверки бедер и стоп (см. ниже).

    Центральная нервная система

    Во время консультации определите, имеет ли ребенок нормальное развитие двигательных функций, речи и языка и социального взаимодействия. Обратите внимание, есть ли какие-либо конкретные опасения, высказанные родителем/родителями.

    Всегда пальпируйте передний родничок у младенцев и младенцев. Обратите внимание на пульсацию и ее нормальность.

    • Родничок должен закрыться к середине второго года жизни. Она должна быть полной или плоской.
    • Отметьте, слышит ли ребенок, видит, хорошо двигает глазами и головой во всех направлениях, двигает всеми конечностями и является ли это движение нормальным и полным.
    • Обратите внимание, нормальны ли контур и положение каждой конечности при хорошей мощности. Возьмитесь за ребенка и отметьте тонус движения конечности и есть ли какое-либо ограничение в этом.
    • Обратите внимание, если суставы чрезмерно расслаблены и чрезмерно растяжимы. Следите за лицом ребенка, пока вы двигаете конечностями.
    • Хотя это редко бывает полезно, вы можете вызывать рефлексы с помощью перкутирующего пальца вместо молоточка.

    Обследование в разном возрасте

    Обследование будет проводиться в разных возрастных группах. Они не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими контрольными списками, но направлены на то, чтобы выделить важные аспекты обследования в этих выбранных возрастных группах, особенно там, где есть заметные отличия от обследования взрослых. Акцент и детали любого экзамена будут определяться конкретными целями и задачами экзамена, изложенными выше.

    Для всех детей проводится проверка только новорожденных и шестинедельных детей — см. отдельную статью о программе «Здоровый ребенок».

    • Новорожденные (см. Скрининг новорожденных).
    • 6-недельные дети (см. Шестинедельный осмотр ребенка).
    • Дети в возрасте от 7 до 9 месяцев.
    • Малыши или дети в возрасте до 2 лет.
    • Дети дошкольного возраста.
    • Дети школьного возраста.
    • Подростки (см. Нормальное и ненормальное половое созревание).

    Нормальные значения

    Отличительной особенностью педиатрического обследования является то, что нормальные параметры изменяются по мере роста и развития [2] . Это показано в таблице ниже на примере пульса, артериального давления и частоты дыхания в разных возрастных группах.

    Нормальные значения пульса, артериального давления и частоты дыхания у детей младенцы и малыши Дошкольники Школьники Подростки
    Пульс (P): 110-1 60 ударов в минуту
    Тахикардия (Т): более 180 ударов в минуту
    P: 110 -160 ударов в минуту
    T: более 160 ударов в минуту
    P: 110-160 ударов в минуту
    T: более 160 ударов в минуту
    P: 80-120 ударов в минуту
    T: более 120 ударов в минуту
    П: 60-100 ударов в минуту
    T: более 100 ударов в минуту
    Систолическое артериальное давление (САД): вариабельно, но в пределах 50–85 мм рт. ст. САД: 80–95 мм рт. 61 сбн: 90-110 мм рт.ст. САД: 100-120 мм рт.ст.
    Частота дыхания (ЧД): 30-50 вдохов в минуту
    Тахипноэ (Т): более 60 вдохов в минуту
    ЧД: 25-35 вдохов за минута
    T: более 40 вдохов в минуту
    RR: 25-30 вдохов в минуту
    T: более 30 вдохов в минуту
    RR: 20-25 дыханий в минуту
    T: более 25 дыханий в минуту
    RR: 15-20 дыханий в минуту
    T: более 25 дыханий в минуту

    Новорожденные 9 0412

    Оценка и экспертиза новорождённых и новорождённых (в возрасте до 4 недель) часто требуют специальной и подробной серии проверок, наблюдений и измерений, дополненных подробным анамнезом от родителей. Детей регулярно проверяют и обследуют при рождении и в возрасте от 6 до 8 недель. Об этом рассказывается в отдельной статье Скрининг новорожденных .

    6-недельные младенцы

    Подробнее об этом рассказывается в отдельной 6-недельной статье о проверке ребенка.

    • Важные аспекты обследования:
      • Обследование аналогично обследованию новорожденных.
      • Следует обсудить ход кормления.
      • Привлеките родителей и узнайте их мнение и любые опасения.
    • Рост:
      • Вес, длина и окружность головы должны быть нанесены на график.
      • Отклонение от центилей следует обсудить и принять меры.
    • Развитие:
      • Вехи должны быть кратко рассмотрены у всех детей.
    • Общее обследование:
      • Параметры и методы те же, что и для детей раннего возраста и новорожденных.
      • Бедра могут быть обследованы повторно.

    дети в возрасте от 7 до 9 месяцев

    • Важные аспекты обследования:
      • Эта возрастная группа часто наблюдается у врачей.
      • В возрасте около 3 месяцев очень распространены вирусные заболевания.
      • Это период быстрого роста и развития.
      • В этой возрастной группе плановые проверки больше не проводятся.
      • Оценка роста и развития обычно проводится оппортунистически.
    • Рост:
      • Рост очень быстрый (с удвоением веса при рождении в среднем к 5 месяцам).
      • Длину и вес следует нанести на график и сравнить с предыдущими показаниями.
      • В этой возрастной группе может быть очень сложно определить точную длину.
    • Развитие:
      • Родители часто обращаются к детям, когда их беспокоит прогресс в развитии.
      • Это период быстрого развития.
      • Вехи развития следует пересматривать по возможности. Например:
        • Социальная улыбка должна появиться к 8 неделе.
        • Дети должны сидеть без поддержки к 8 месяцам.
        • Дети должны лепетать к 8 месяцам.
    • Общий осмотр:
      • Сыпь является обычным явлением и может быть вызвана вирусными инфекциями, а также кожными заболеваниями, такими как экзема.
      • Врачи должны быть знакомы с серьезными высыпаниями (такими как пурпурная сыпь при менингококковой септицемии, идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура и пурпура Шенлейна-Геноха).
    • Сердечно-сосудистое обследование:
      • Сердечный выброс регулируется главным образом изменениями частоты сердечных сокращений (как у новорожденных и детей младшего возраста). Тахикардия является важным признаком, который нуждается в объяснении.
    • Респираторное обследование:
      • Часто проводится в этой возрастной группе.
      • Наблюдение снова очень важно.
      • Важно отличать хрипы от стридора.
    • Желудочно-кишечный осмотр:
      • Наблюдение снова важно. Например, при перитоните ребенок лежит очень неподвижно с согнутыми коленями и поверхностным дыханием.
      • При необходимости осмотрите аногенитальную область. Это обследование становится все более сложным по мере взросления детей и требует деликатного обращения.
      • Для пальпации живота больного ребенка необходимы теплые руки и поддержка.
    • Неврологическое обследование и обследование развития:
      • Формальное обследование очень сложно. Часто требуется импровизация.
      • Черепные нервы исследуются путем наблюдения, например, за поведенческими и мимическими движениями. Аномалии черепных нервов в этой возрастной группе включают:
        • Паралич Белла.
        • Поражение восьмого черепного нерва (нейросенсорная глухота).
        • Дефицит шестого черепного нерва (сходящееся косоглазие) с повышенным внутричерепным давлением.

    Малыши

    • Важные аспекты обследования:
      • Малыши — это дети, которые ходят (обычно старше 1 года), но младше 2 лет.
      • Опять же, эта группа часто консультируется.
      • Посещаемость, скорее всего, будет распределена между различными учреждениями (например, больница, первичная медико-санитарная помощь, поликлиника, центры самообслуживания).
      • Хорошая коммуникация между этими различными агентствами важна.
      • Быстрый рост и развитие.
      • Проверки роста и развития часто приходится проводить оппортунистически.
      • Варус колена является физиологическим в этой возрастной группе.
    • Рост:
      • Рост замедляется с конца первого года.
      • Голова растет быстро, так как мозг растет с миелинизацией в областях коры.
    • Разработка:
      • Следует определить важные вехи. Кратко:
        • Ловкость рук улучшается вместе с остротой зрения от ладонного захвата до клешневого захвата в первый год жизни. Ко второму году можно построить башню из шести кирпичей.
        • Речь развивается от бормотания до шести или более слов в возрасте 18 месяцев и коротких фраз в течение второго года жизни.
        • Понимание позволяет выполнять простые инструкции около года.
        • Младенцы переходят от ползания к ползанию, а затем к ходьбе примерно к 1 году (до 18 месяцев).
    • Общий осмотр:
      • Обычно лучше всего осматривать младенцев на коленях у родителей и устанавливать непринужденный контакт.
      • Включите игру, чтобы облегчить обследование.
      • Может оказаться необходимым быть весьма избирательным и сначала изучить важные или важные системы.
      • Оставьте более навязчивые или неприятные осмотры на конец (например, осмотр горла).
    • Кардиологическое исследование:
      • См. нормальные значения.
      • Распознавание невинных шумов (часто слышимых).
    • Респираторное обследование:
      • Наблюдайте и определяйте нормальную частоту, звуки и характер дыхания.
    • Обследование желудочно-кишечного тракта, как указано выше.
    • Неврологическое обследование и обследование развития, как указано выше.

    Дети дошкольного возраста (от 2 до 5 лет)

    • Важные аспекты обследования:
      • Эта возрастная группа также часто посещает для получения медицинской помощи и консультации.
      • Болезни и, все чаще, несчастные случаи потребуют присутствия.
      • Опять же, для облегчения исследования необходимо установить и поддерживать взаимопонимание и доверие. Доверие может быть построено для будущих экзаменов.
      • Вальгусная деформация колена является физиологической в ​​этой возрастной группе.
    • Рост:
      • На данном этапе рост замедляется.
      • Необходимо использовать и проверять центильные диаграммы.
    • Развитие:
      • Наиболее заметные успехи в коммуникативных навыках и использовании языка.
      • Всем детям следует провести краткую оценку языковых навыков.
    • Общий осмотр:
      • Опять же, чаще всего проводится на коленях у родителей или рядом с ними.
      • Объясняйте и комментируйте процедуры по мере их выполнения. Отвечайте на вопросы — в этом возрасте они обычно очень любознательны.
    • Сердечно-сосудистое обследование:
      • В этой возрастной группе обследование проходит легче.
      • Опять же, невинный ропот является обычным явлением.
      • Сердечные тоны легче распознать при более низкой частоте сердечных сокращений.
    • Респираторное обследование:
      • Наблюдение снова является наиболее важным.
      • Измерение пикфлоуметрии ненадежно примерно до 5 лет (см. отдельную статью «Диагностика детской астмы в первичной медицинской помощи»).
    • Обследование желудочно-кишечного тракта:
      • Часто лучше проводить осмотр, стоя на коленях рядом с пациентом.
      • Дети могут предпочесть, чтобы пальпация проводилась под рукой исследователя.
    • Обследование тазобедренного и коленного суставов:
      • В этом возрасте может возникнуть раздражение тазобедренного сустава и другие заболевания тазобедренного сустава, требующие обследования.
      • Нормальный genu varus (физиологический у детей раннего возраста) и valgus (физиологический у дошкольников) в этом возрасте часто требуют успокоения.
    • Неврологическое обследование и обследование развития:
      • Это все больше приближается к тому, что возможно у взрослых.
      • Зрение можно проверить по форме или букве в возрасте 3 лет.
      • Круг будет копироваться к 3 годам, крест — к 4 годам, квадрат — к 4,5 годам и треугольники примерно к 5 годам.

    Дети школьного возраста (от 5 до 10 лет и старше)

    • Важные аспекты обследования:
      • Эта возрастная группа реже осматривается врачами.
      • Психологические факторы начинают играть большую роль в появлении проблем.
    • Рост:
      • Рост будет устойчивым вплоть до пубертатного всплеска роста.
      • Могут начать выражаться опасения по поводу роста и развития в связи с половым созреванием.
    • Развитие:
      • Социальные и поведенческие аспекты развития становятся все более важными.
      • Другие аспекты развития приближаются к таковым у взрослых.
    • Обследование:
      • В настоящее время мало отличий от обследования взрослых.

    Подростки (с начала полового созревания)

    • Важные аспекты обследования:
      • Подростки редко обращаются за медицинской консультацией.
      • Может быть трудно установить взаимопонимание и хорошее общение.
      • Психологические факторы могут быть очень важными [3] .
      • Большинство подростков очень застенчивы, и это может помешать адекватному обследованию.
      • Рекомендуется иметь сопровождающего.
      • Конфиденциальность и согласие становятся более важными вопросами [4] .
    • Рост:
      • Половое созревание инициирует период быстрого роста.
      • Следует распознавать нормальное и аномальное половое созревание.
    • Обследование:
      • Обследование очень похоже на обследование взрослых.
    • Обеспечение всем детям здорового начала жизни: политика; Департамент здравоохранения и Департамент образования, март 2013 г., последнее обновление – февраль 2014 г. GOV.UK

    • Таблица роста девочек Великобритании в возрасте от 2 до 18 лет; Королевский колледж педиатрии и детского здоровья

    • Мальчики, Великобритания Таблица роста 2–18 лет; Королевский колледж педиатрии и детского здоровья

    1. Обнаружение больного ребенка; Интерактивный инструмент, созданный по заказу Министерства здравоохранения для оказания помощи медицинским работникам в оценке тяжелобольного ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *