Метод анкетирование в психологии: Анкетирование — Психологос

Анкетирование — Психологос

01 октября 2022 г., 21:24

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Общие сведения

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Виды анкетирования

По числу респондентов

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов)
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует)
  • Рассылка анкет по почте
  • Публикация анкет в прессе
  • Публикация анкет в интернете
  • Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т.
    д.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

  • Вербальное общение
  • Методология
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (2):

эвелина , 08 января 2015 г., 15:55

Тема анкеты: Как понять, что творится у друга на душе?

1

ответ

Гость, 28 октября 2021 г., 20:37

Надо познакомиться, подружиться и регулярно общаться с ним, чтобы понять, что у него на душе.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Метод опроса

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и интервьюирумемы посредством получения от субъекта ответов на зараенее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

1Подробнее

01 окт. 2022 г.

Вербально-коммуникативный метод

0Подробнее

Метод анкетирования

Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.

Виды анкетирования

Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.

По числу респондентов

  1. Индивидуальное анкетирование — опрашивается один человек.
  2. Групповое анкетирование — опрашиваются несколько человек.
  3. Аудиторное анкетирование — разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения .
  4. Массовое анкетирование — участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.

По типу контактов с респондентами

  1. Очное — опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
  2. Заочное — интервьюер отсутствует.
  3. Рассылка анкет по почте.
  4. Публикация анкет в прессе.
  5. Интернет анкетирование.
  6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  7. Онлайн-анкетирование.

Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.

Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.

Цель анкетирования

Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.

  1. Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
  2. Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
  3. Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.

После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.

Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий. В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.

С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.

Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из — за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.

 

Статьи по теме:

Тест на тревожность

Когда нас покидает чувство уверенности в себе, и появляются подозрения и страхи, мы редко обращаемся за помощью к психологам. Надеемся на то, что выспавшись раз в неделю, сможем избавиться от лишней тревожности. Но далеко не всегда мы можем сами поставить себе диагноз. Помочь в этой проблеме призван тест на тревожность.

Цветовой тест отношений

Насколько насыщен ваш мир? Насыщен отношениями с окружающими, с миром и в конце концов с самим собой? Раньше подобные вопросы было принято задавать в кресле психотерапевта. Теперь ответить на них и посмотреть со стороны на свое окружение можно попробовать самостоятельно.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

От погоды в коллективе зависит производительность труда и успех компании в целом. Но очень часто проблемой руководителей становится невозможность узнать каковы отношения между сотрудниками и насколько сплоченно работает коллектив. Для диагностики этих показателей и был создан следующий тест.

Тест юмористических фраз

Психология является уникальной наукой. С помощью простых и порой необычных способов она позволяет человеку узнать о себе новую информацию. Яркий тому пример — тест юмористических фраз. Казалось бы, как с помощью шуток узнать о своих мотивах? Оказывается это вполне реально. Что для этого нужно — расскажем далее.

 

Овладение сократовскими вопросами (Руководство) | Therapist Aid

Сократический опрос — это метод обучения, задающий вдумчивые вопросы. Учитель, использующий эту технику, задает вопросы из искреннего любопытства, побуждая ученика глубоко задуматься над своими ответами. Сократовские вопросы особенно полезны при изучении сложных идей и сложных предположений.

В психотерапии клиницисты используют вопросы Сократа, чтобы помочь своим клиентам исследовать доказательства и логику, лежащую в основе их убеждений. Это обследование побуждает клиентов выявлять и оспаривать мысли, которые являются иррациональными или вредными.

Сократический опрос — это общая техника, которую можно использовать во многих формах психотерапии. В этом руководстве мы сосредоточимся на его использовании в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Тем не менее, многие навыки применимы к другим терапевтическим подходам.

Определение мысли для цели

Во время терапии на поверхность могут всплывать различные тревожные или неадекватные мысли. Чтобы эффективно использовать сократовские вопросы, важно сосредотачиваться на одной мысли за раз, а не пытаться обращаться к нескольким мыслям одновременно.

Чтобы определить важную мысль, обратите внимание на изменения аффекта или спросите клиента, какая мысль для него наиболее важна.

Уведомление об изменениях эмоций

Внезапные изменения выражения лица, языка тела или тона голоса могут сигнализировать о важной мысли. Когда вы заметите изменение аффекта, приостановите разговор и копните глубже, чтобы узнать, что вызвало это изменение.

Психотерапевт: Я только что заметил внезапную перемену в вашем поведении. Минуту назад на твоем лице была широкая улыбка. Но потом, когда я спросил о школе, твое лицо помрачнело, и ты выглядел очень расстроенным. Какая мысль пронеслась у вас в голове в этот момент?

Спросите прямо

Вместо того, чтобы гадать, какая мысль важнее всего, или предполагать, что вы знаете… просто спросите! Может быть полезно предложить список мыслей, которыми поделился ваш клиент, и побудить их выбрать одну из них.

Терапевт: Мы говорили о том, как ваша депрессия приводит к таким мыслям, как «Я ничего не стою» и «Я никогда не смогу стать учителем». Какую мысль вы бы назвали наиболее мучительной для вас?

Исследуйте доказательства мысли

Прежде чем пытаться оспорить мысль, важно понять точку зрения вашего клиента. Насколько сильна их мысль? Какой опыт они считают доказательством? Во время исследования вы сосредоточитесь на проявлении эмпатии и непредвзятом слушании.

Совет: Может возникнуть соблазн сразу же начать оспаривать вредные убеждения, особенно если доказательства кажутся сомнительными. Однако целью на данном этапе является только понимание. Сосредоточьтесь на том, чтобы слушать без осуждения, проявлять сочувствие и подтверждать чувства, а не решать проблемы.

Следующим шагом после изучения свидетельств неадекватных мыслей является их оспаривание.

Бросьте вызов мысли

Используя вопросы Сократа, вы побудите своего клиента объективно взглянуть на свои мысли. Это достигается путем изучения доказательств убеждения, рассмотрения альтернативных объяснений и выявления необоснованных предположений.

Как клиницист, вашей целью остается понимание. Тем не менее, вы можете начать задавать вопросы, которые побудят вашего клиента более критически изучить свои доказательства или посмотреть на них с новой точки зрения. Всякий раз, когда ваш клиент представляет доказательства своей мысли, используйте вопросы Сократа, чтобы копнуть глубже. Влияют ли на эти доказательства когнитивные искажения? Основано ли это доказательство на фактах, с которыми согласится большинство людей?

В некоторых случаях ваш клиент представит веские доказательства, и вы сможете лучше понять его точку зрения. В других случаях ваш клиент может найти недостатки в своих доказательствах и начать смотреть на них с новой точки зрения.

Используйте приведенный ниже список, чтобы задать вопрос.

Совет: Когнитивные искажения — хорошая мишень для сократовских вопросов. Используйте список когнитивных искажений для справки.

Когнитивная реструктуризация: вопросы Сократа

рабочий лист

Помните, что мысль, которую вы исследуете, скорее всего, глубоко укоренилась в том, как ваш клиент видит себя или мир. Для сократовского вопрошания нормально быть постепенным процессом.

После успешной борьбы с мыслью следующим шагом будет создание новой, рациональной и адаптивной мысли, которая займет ее место.

Принятие новой мысли

По мере изучения и оспаривания старых доказательств начнет формироваться новая мысль. Цель на этом этапе — убедиться, что новая мысль адаптивна и рациональна. Это достигается путем рассмотрения достоверных доказательств и их обобщения в несколько предложений.

Часть 1: Обобщение фактов

Принятие нового честного и точного убеждения приведет к прочной мысли. Он будет противостоять новым доказательствам, а не быть подорванным будущим опытом.

Прежде чем принять новую мысль, полезно подытожить доказательства, обсуждавшиеся до этого момента. В ходе этого процесса вы и клиент должны проанализировать все доказательства, а не только положительные. Цель состоит в том, чтобы разработать точное и честное представление фактов, а не то, что все хорошо или плохо. Принятие нового убеждения, которое будет честным и точным, приведет к прочной мысли. Он будет противостоять новым доказательствам, а не быть подорванным будущим опытом.

Прежде чем двигаться дальше, клиент должен полностью принять новое убеждение и быть в состоянии обобщить информацию своими словами.

Часть 2: Синтез доказательств

После того, как доказательства обобщены, следующим шагом будет сведение их к одной мысли. Новая мысль должна быть рациональной, правдивой и состоять не более чем из нескольких предложений. Ваш клиент должен быть полностью согласен с новой мыслью, и она должна заменить старую неадекватную мысль.

Даже после завершения Сократовского опроса предстоит еще много работы. Ваш клиент может обнаружить, что старая неадекватная мысль все еще прокрадывается время от времени. Или новое адаптивное мышление может потребовать дальнейшего подкрепления, например, с помощью поведенческих экспериментов или других стратегий.

Некоторые инструменты, которые могут быть полезны после сократовского опроса, включают:

Поведенческий эксперимент

рабочий лист

Журнал мыслей

рабочий лист

Чтобы узнать больше о вопросах Сократа, ознакомьтесь с этим очень полезным ресурсом:

Сократовские вопросы для терапевтов и консультантов

книга

1. Кларк, Г. И., и Иган, С. Дж. (2018). Уточнение роли метода Сократа в когнитивно-поведенческой терапии: обзор мнений экспертов. Международный журнал когнитивной терапии, 11 (2), 184–19.

9.

2. Уолтман, С. Х., Кодд III, Р. Т., Макфарр, Л. М., и Мур, Б. А. (2020). Сократические вопросы для терапевтов и консультантов: научитесь думать и вмешиваться, как когнитивно-поведенческий терапевт. Рутледж.

Сократовские вопросы в КПТ | Доктор Джейсон Спенделоу

Сократ подчеркнул важность размышлений о своих мыслях, когда сказал: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить».

Почему мы верим в то, во что верим?

Соответствуют ли наши действия нашим ценностям?

Сократовские вопросы — мощный инструмент для самоанализа и самопознания. Он также может работать как эффективный катализатор для лечения психических заболеваний, таких как тревога и депрессия. Например, в когнитивно-поведенческой терапии или КПТ терапевт и клиент работают вместе, чтобы выявить негативные мысли и иррациональные убеждения.

Терапевты используют сократовские вопросы, чтобы помочь клиентам бросить вызов своим искаженным представлениям и получить больше ясности в своих мыслях, эмоциях и поведении. Эти вопросы предназначены для активизации продвинутых мыслительных навыков (например, абстрактного мышления) для выявления скрытых психологических процессов, вызывающих дистресс. Эта «общая картина» позволяет людям устранять коренные причины проблем.

Вот пример вопроса:

«Есть ли возможная связь между пребыванием дома всю неделю и чувством депрессии?»

Этот вопрос требует от респондента сделать шаг назад и подумать, может ли поведение влиять на настроение.

Человек часто будет описывать природу этой связи. Если нет, то следующий вопрос может подтолкнуть к этому процессу:

Как деятельность может повлиять на настроение?

Это расширенный вопрос, который может потребовать разбивки (например, какое поведение приводит к снижению настроения?). Но цель состоит в том, чтобы обнаружить элементы, изменяющие настроение (например, неактивные или активные действия), а не просто перечислить «положительные». » и «негативное» поведение.

 

Как сократовские вопросы используются в когнитивно-поведенческой терапии?

Сократический опрос — это метод задавания вопросов, который побуждает к размышлению и решению проблем. Это форма опроса, обычно используемая в когнитивно-поведенческой терапии как часть процесса управляемого исследования.

Это соответствует философии сотрудничества когнитивно-поведенческой терапии, которая включает работу с терапевтом для выявления и устранения негативных моделей мышления. Исследования также показали, что использование сократовских вопросов связано с улучшением результатов терапии и что люди более благосклонно относятся к терапевтам, использующим этот подход.

Вопросы Сократа могут помочь исследовать разные точки зрения, прояснить мысли и чувства и генерировать новые идеи.

 

Что делает вопрос сократическим?

Сократовские вопросы помогут вам глубже изучить предмет, выявить взаимосвязи и основные предположения, а также прояснить свое мышление.

Вот некоторые качества, которые образуют сократовские вопросы:

Краткость

Краткость — одно из основных качеств сократовского вопроса. Вопросы должны быть по существу и без профессионального жаргона. Сократовский вопрос не должен быть многословным или сложным; это должно быть ясно и ясно.

Краткий вопрос позволяет людям сосредоточиться.

Открытый

Открытые вопросы стимулируют обсуждение и заставляют людей думать более тщательно. В отличие от закрытых вопросов, открытые вопросы требуют обдумывания и обычно приводят к более длинным и подробным ответам. Открытые вопросы также имеют тенденцию быть менее конфронтационными, что повышает шансы на продуктивный диалог.

Целенаправленный

Конкретные, целенаправленные вопросы могут помочь в обучении. Они могут быть двигателем исследования, который побуждает нас узнавать о себе что-то новое.

Сократовский вопрос должен быть сосредоточен на конкретных предметах, вопросах или проблемах. Ориентируясь на проблему, сократовский вопрос помогает нам глубже понять наши мысли.

Нейтральный

Сократовский вопрос должен быть беспристрастным. Он должен поощрять критическое мышление и изучение различных точек зрения. По самой своей природе сократовский вопрос нейтрален, приглашая все стороны к уважительному и открытому диалогу.

Это одно из основных качеств, которое делает вопрос Сократа таким сильным. Избегая предвзятости, сократовский вопрос допускает различные варианты ответа.

 

Примеры сократовских вопросов

В современном обществе сократические вопросы часто используются в образовании и дискуссиях, чтобы помочь людям изучить разные стороны проблемы и достичь более глубокого понимания сложных концепций.

Например, в классе учитель может использовать вопросы Сократа, чтобы помочь учащимся критически осмыслить текст, который они изучают. Поощряя их рассматривать различные точки зрения и подвергать сомнению их убеждения, можно помочь учащимся развить более тонкое понимание предмета.

Точно так же в дебатах два оппонента могут использовать сократовские вопросы, чтобы изучить позиции друг друга и найти области согласия или несогласия. Углубляясь в поверхностный уровень своих аргументов, они могут лучше понять взгляды друг друга и, возможно, найти точки соприкосновения.

Используемые ли сократовские вопросы в классе, в дебатах или в повседневной жизни, они могут быть полезным инструментом для поощрения критического мышления и содействия пониманию. Вот несколько примеров сократовских вопросов: 

  • Почему вы могли так поступить в той ситуации?

  • Что это чувство говорит нам о ваших убеждениях в тот момент?

  • Что значит быть «некомпетентным»?

  • Есть ли другой способ увидеть эту ситуацию?

За пределами терапевтического кабинета

Хотя сократовские вопросы чаще всего ассоциируются с философией и терапией, вы можете применять их в различных условиях.

Учителя могут использовать его, чтобы помочь учащимся изучать новые концепции и развивать навыки критического мышления. Родители могут использовать его, чтобы побудить своих детей глубже задуматься об окружающем мире. Нерешительность и другие мыслительные блоки иногда можно смягчить с помощью сократовских вопросов.

Мы все можем больше узнать о себе, задавая открытые вопросы, ища доказательства и изучая различные точки зрения.

Резюме

Сократовские вопросы — эффективный способ способствовать изменению моделей мышления и поведения. Это ценный инструмент, который вы или терапевты можете использовать для преодоления трудностей и достижения целей.

Если вы боретесь с тревогой или депрессией, подумайте о том, чтобы обратиться к ближайшему терапевту КПТ. Вместе вы можете начать анализировать свои мысли и убеждения и вносить долгосрочные изменения в свою жизнь.

Я коучинг и клинический психолог с большим опытом работы и помощи людям в преодолении ряда проблем, связанных с благополучием и производительностью дома и на работе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *