Индуктивные и дедуктивные методы обучения
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает вьибор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
(…) Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы при изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно когда учитель считает необходимым самостоятельно подвести учащихся к усвоению некоторой более обобщенной формулы. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
(…) Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление.
Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений. Например, таким образом могут быть изучены газовые законы Бойля—Мариотта и Гей-Люссака, которые являются следствием из общего уравнения состояния идеального газа. Таким же методом могут быть изучены следствия, вытекающие из молекулярно-кинетической, электронной и других теорий.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий. Так, для математических понятий всеобщей основой выступают общие отношения величины, для школьной грамматики роль такой всеобщей основы выполняют отношение формы и значения слова. Поскольку эти общие связи можно выразить в виде моделей (формул, графических схем), то школьников учат использовать эти модели. Такой подход позволяет ученикам раньше усваивать знания общего и абстрактного характера и уже из них выводить более частные и конкретные знания. Но это не означает, что необходимо перейти к дедуктивному изучению всего материала начальной школы. Должно быть найдено его рациональное сочетание с индуктивным подходом, так как без индуктивного подхода нельзя успешно подготовить школьников к трудовой деятельности, к проведению опытов, доступных исследований лабораторного типа.
Как видно из характеристики деятельности преподавателя и учеников, при использовании дедуктивного или индуктивного методов обучения применяются ранее описанные словесные, наглядные и практические методы, а также репродуктивные или проблемно-поисковые методы, но при этом содержание учебного материала раскрывается определенным логическим образом — индуктивно или дедуктивно. Поэтому можно говорить об индуктивно или дедуктивно построенной беседе, о репродуктив-но или поисково построенной практической работе, о проблемно и дедуктивно построенном рассказе и т. д. Здесь мы еще раз убеждаемся в том, что «метод обучения» — понятие многоаспектное. В реально используемой в данный момент системе методов обучения сочетаются несколько условно выделяемых в классификации методов. И то, что мы говорим о применении дедуктивного или индуктивного метода в данной ситуации, определяется ведущей дидактической задачей, поставленной педагогом на данном этапе обучения. Если, например, учитель решил сконцентрировать внимание на развитии дедуктивного мышления обобщенного характера, то он использует дедуктивный метод, сочетая его с проблемно-поисковым, реализуемым посредством специально построенной беседы.
Заметим, что мы ограничили перечень логических методов обучения двумя видами — дедуктивным и индуктивным. Сделано это лишь для большей доступности целостной классификации методов обучения. В принципе же к этой подгруппе методов организации учения относятся и методы учебного анализа, учебного синтеза, учебной аналогии, выявления причинно-следственных связей и др.
www.p-lib.ru
Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.
Главная>Книги по педагогике>Оглавление
Дедуктивный подход и методы обучения на уроках английского языка
Автор: Каленов Андрей Алексеевич
Рубрика: Педагогика
Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.
Дата публикации: 02.10.2021 2021-10-02
Статья просмотрена: 401 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 3 (pdf)
Библиографическое описание:Каленов, А.
В общепринятом смысле методом обучения можно назвать комплекс приёмов и способов преподнесения информации. Каждый педагог пользуется определённым набором методов для выстраивания собственной стратегии обучения. Что касается педагогических подходов, то это базисное понятие, которое включает в себя понятие метода.
Методы дедукции на уроках английского языка используются преимущественно при изучении грамматики. Можно говорить о двух способах проработки материала:
– дедуктивный
– индуктивный
Дедуктивный метод входит в категорию эксплицитных подходов к обучению, которые рассчитаны на освоение понятий и правил. Учащиеся усваивают информацию поступательно, двигаясь от общего к частному.
В этом случае педагог приступает к ознакомлению темы с рассмотрения правила, которое учащиеся далее закрепляют посредством коммуникативных актов.В противоположность дедуктивному методу обучения, когда ребёнок получает готовые знания и учится применять их, индуктивный подход рассчитан на эмпирическое восприятие и предполагает самостоятельное вычленение правил, исходя из языкового опыта. Дедуктивная работа с данными подразумевает приоритет информации о строении языка, его грамматике и лексике. Это консультативное обучение, характерное для структурного подхода.
Для дедуктивного способа преподавания свойственны чёткая постановка задач и вопросов по изучаемой теме. Выделяются такие этапы работы на занятии:
- Ознакомление.
- Тренировка.
- Практика.
Таким образом у детей формируются необходимые навыки и знание языка. Ребёнок сначала получает информацию о правилах и принципах грамматического устройства языка. Затем следует выполнение необходимого перечня заданий по полученным данным. На стадии речевой практики проигрываются разнообразные коммуникативные ситуации.
Стандартная схема обработки информации состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:
– изучение грамматических правил, понятий, конструкций;
– работа с текстом и поиск грамматических единиц по ранее изученному правилу;
– выполнение упражнений на заполнение пропусков и видоизменение исходного текста;
– переводы текстов.
Понимание грамматики изучаемого языка является основополагающим в образовательном процессе. Если ученик не постигнет грамматическую структуру языка, он не сможет осуществлять ни одного из основных видов речевой деятельности: письмо, говорение, чтение. Поэтому выбор и обоснование метода становится актуальным вопросом.
Отдельно следует отметить удобство применения метода дедукции в отношении учащихся среднего и старшего звена. Это связано со спецификой такого вида обучения: для успешной работы по изучению иностранного языка ребёнок в этом возрасте должен обладать высоким знанием грамматики. Это обеспечивается как раз через применение дедуктивных способов обучения.
Одним из существенных недостатков рассматриваемого метода обучения является отсутствие эмпирической составляющей и ориентация на механическое заучивание материала. Такой подход реализуется преимущественно в традиционной педагогике и, как отмечают специалисты, может привести к формализации обучения и утрате живого исследовательского интереса.
Индуктивные методы, по мнению педагогов, имеют ориентацию на учащихся и рассчитаны на естественное освоение языкового материала. Однако и методы дедукции обладают преимуществами. Например, удобство для учителя, нацеленность на результат, строгая дисциплина в последовательности изучения материала. Следовательно, в процессе изучения иностранного языка могут быть реализованы оба метода в зависимости от педагогической цели и уровня подготовленности учеников.
В педагогической практике чистое применение дедуктивного метода встретить сложно. Даже во время одного занятия учитель может совмещать различные приёмы, что позволяет делать уроки насыщенными и динамичными и сохранять интерес к изучению языка. Кроме того, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при составлении учебной программы, а также их возраст. При работе с младшими школьниками можно включать элементы эмпирического поиска и языковых открытий, тогда как в старших классах приветствуются схемы дедуктивного подхода.
Литература:
- Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. — Астрель. АСТ. ИЗДАТЕЛЬСТВО. Хранитель, 2007 г. — 752с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239с.
- Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. — СПб., 2001 г. — 425 с.
- Рогова Г. В.Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. — Изд-во “Просвещение”. — 1998.
- Harmer Jeremy. How to teach English. — Longman. — 1998. — 198 p.
- Thornbury Scott. How to teach grammar. — Longman. — 1999. — 182 p.
Основные термины (генерируются автоматически): метод дедукции, дедуктивный метод, иностранный язык.
Похожие статьи
Inductive vs deductive approach in teaching foreign languages
Здесь говорится о методах и технологиях, которые помогают студентам изучать английский язык. The main strategy of modern education should focus on the student’s independent activity… What are the 11th grade NIS Aktobe students’ experiences in learning…
Total Physical Response (TPR)- it works by making the learner…
Общелогические
методы научного познания | Статья в журнале…Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из общего правила мы получаем определенный частный
5) индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; 6) дедукция
Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из. ..
Обзор и сравнение эффективности
методов изучения…Сравнительно-сопоставительный метод при одновременном обучении нескольким иностранным языкам. Технология использования коммуникативных таблиц и схем в обучении иностранным языкам. Язык-посредник в преподавании иностранного языка.
С другой стороны, их ожидания грамматико-ориентированного обучения могут исходить…
Методики интенсивного обучения
иностранным языкамТакже рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, Интенсивное обучение, обучение, метод активизации, резервная возможность личности
Обучение иностранному языку, обучение, методика, интенсив, процесс обучения, метод погружения. ..
Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов…Метод управляемых открытий обычно используется для изучения определенных аспектов языка. И тогда степень руководства преподавателя в процессе может сильно варьироваться. Оно может принимать форму таких привлекающих внимание приемов, как повторение
иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, студент, ролевая…
Методы обучения иностранному как науки | Статья в журнале…Английское слово «метод» также используется для обозначения ветви исследования. Методы (методика) как наука – это наука о способах или манерах (методах) преподавания. Методы обучения иностранному языку — это наука методики преподавания иностранных языков.
Дистанционная форма обучения это является самой молодой среди остальных методов…
Жанрово-стилевая дифференциация научного функционального…
1) Дедуктивный и индуктивный методы — это основные общенаучные методы (или способы исследования экономической науки. 2) Дедукция — это логический метод, который предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью
4. Вы знаете, что определение предмета можно выразить разными способами…
К вопросу о лингводидактическом тестировании
Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на… самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность. Этапы процесса формирования учебных умений у
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает. ..
Использование
методов проблемного обучения иностранному…Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз
методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку…
Похожие статьи
Inductive vs deductive approach in teaching foreign languages
Здесь говорится о методах и технологиях, которые помогают студентам изучать английский язык. The main strategy of modern education should focus on the student’s independent activity. .. What are the 11th grade NIS Aktobe students’ experiences in learning…
Total Physical Response (TPR)- it works by making the learner…
Общелогические
методы научного познания | Статья в журнале…Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из общего правила мы получаем определенный частный
5) индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок; 6) дедукция
Согласно природе дедукции, дедуктивное умозаключение заключается в том, что из…
Обзор и сравнение эффективности
методов изучения…Сравнительно-сопоставительный метод при одновременном обучении нескольким иностранным языкам. Технология использования коммуникативных таблиц и схем в обучении иностранным языкам. Язык-посредник в преподавании иностранного языка.
С другой стороны, их ожидания грамматико-ориентированного обучения могут исходить…
Методики интенсивного обучения
иностранным языкамТакже рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, Интенсивное обучение, обучение, метод активизации, резервная возможность личности
Обучение иностранному языку, обучение, методика, интенсив, процесс обучения, метод погружения…
Метод «case study» в обучении иностранному языку студентов…Метод управляемых открытий обычно используется для изучения определенных аспектов языка. И тогда степень руководства преподавателя в процессе может сильно варьироваться. Оно может принимать форму таких привлекающих внимание приемов, как повторение
иностранный язык, учебный процесс, Английский язык, дискуссионный клуб, студент, ролевая…
Методы обучения иностранному как науки | Статья в журнале…Английское слово «метод» также используется для обозначения ветви исследования. Методы (методика) как наука – это наука о способах или манерах (методах) преподавания. Методы обучения иностранному языку — это наука методики преподавания иностранных языков.
Дистанционная форма обучения это является самой молодой среди остальных методов…
Жанрово-стилевая дифференциация научного функционального.
..1) Дедуктивный и индуктивный методы — это основные общенаучные методы (или способы исследования экономической науки. 2) Дедукция — это логический метод, который предполагает рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью
4. Вы знаете, что определение предмета можно выразить разными способами…
К вопросу о лингводидактическом тестировании
Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на… самостоятельная работа, задание, иностранный язык, группа, уровень овладения, умение, учебный процесс, работа, процесс обучения, речевая деятельность. Этапы процесса формирования учебных умений у
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает…
Использование
методов проблемного обучения иностранному. ..Методы проблемного обучения предлагаются как эффективное средство обучения иностранному языку в неязыковом вузе.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, проблемное обучение, метод кейсов, метод проектов, неязыковый вуз
методы проблемного обучения, метод проектов, метод кейсов, обучение иностранному языку…
Дедуктивный метод обучения | Методы обучения.
Дедуктивный метод обучения включает ориентированный на учителя подход к представлению нового содержания учащимся. Он начинается с предоставления учащимся правил вместе с примерами, за которыми следуют конкретные действия, чтобы они могли практиковаться. Этот метод подходит для медленно обучающихся, которым нужна четкая база для начала, а также они более привыкли к традиционному подходу. Читайте дальше, чтобы узнать больше о дедуктивных методологиях обучения.
Дедуктивный метод обучения
Этот метод обучения включает в себя три основных направления:
i. Планирование деятельности:
При этом учителя определяют концепцию, которую необходимо преподавать, чтобы обеспечить четкое понимание сути урока. Это поможет охватить все важные моменты, не упустив ни одного.
ii. Выполнение задания:
Это включает в себя установление связи между понятиями, которые преподавались на предыдущем занятии, и тем, что будет преподаваться сейчас. Учителя могут задавать учащимся вопросы, связанные с предыдущим уроком, чтобы оценить их понимание, прежде чем продолжить.
iii. Оценка деятельности:
Она включает в себя задавание вопросов, чтобы различать концепции и вопросы, относящиеся к отдельным темам, преподаваемым до сих пор. Это могут быть вопросы с несколькими вариантами ответов для проведения различия или вопросы с кратким ответом, которые следует объяснять соответствующими примерами. Это поможет учителям в оценке индивидуальных усилий учащихся. Любой, кто пропустил занятие, также может быть идентифицирован и ему/ей может быть уделено особое внимание.
Пример дедуктивного метода обучения:
Давайте рассмотрим ситуацию, когда в классе преподается новая грамматическая концепция. Во время обучения инструктор сначала объясняет концепцию и правила ее правильного использования. Затем используются различные способы, чтобы студенты могли практиковать эту концепцию. Например, учитель пишет простые предложения, чтобы объяснить правила употребления прошедшего и настоящего времени. После этого они раздают рабочие листы, в которых студентов просят преобразовать прошедшее время в настоящее время и наоборот.
Вот некоторые его недостатки:
i. Грамматика преподается изолированно.
ii. Меньше всего внимания уделяется смыслу.
iii. Практика этого вполне механическая.
Когда может быть полезен дедуктивный метод обучения?
Это может быть хорошей практикой обучения, когда:
i. Обучение сложному понятию.
ii. Студенты очень мотивированы.
iii. Студентов готовят к письменным экзаменам.
Преимущества дедуктивного метода обучения:
Преимущества дедуктивных методов обучения:
i. Студенты решают задачи быстрее и эффективнее.
ii. С помощью этого метода легко покрыть большинство материалов.
iii. Поощряется быстрое обучение, так как это короткий и экономящий время метод. При обучении математике решение задач требует меньше времени из-за заранее установленных формул.
iv. Это более эффективный метод в долгосрочной перспективе.
v. Поощряет студентов запоминать правила и полезен на этапе «практики и повторения».
VI. В этом методе обучения отсутствуют недостатки индуктивного подхода к обучению.
Недостатки дедуктивного метода обучения:
Вот некоторые недостатки этого метода:
i. Это не подходит для улучшения умственных способностей учащихся.
ii. Иногда новичкам может быть сложно понять абстрактную формулу из-за незнания различных конкретных примеров.
iii. Техника требует, чтобы учащиеся слепо запоминали множество формул, что может заставить их чувствовать себя перегруженными. Из-за этого они часто склонны забывать формулы. Неспособность вспомнить их во время экзамена делает все усилия тщетными.
iv. В конце концов, в этой технике память отдается приоритету над пониманием и интеллектом, что нецелесообразно с образовательной точки зрения.
Чем дедуктивный метод обучения отличается от индуктивного?
Индуктивный метод в основном включает обучение через наблюдение, в отличие от дедуктивного метода обучения, который включает в себя наблюдение за сделанными открытиями. В индуктивном обучении поток информации идет от частного к общему, но в случае дедуктивного обучения поток идет в обратном порядке (от общего к частному). Индуктивный метод более универсален, чем дедуктивный метод, который является более традиционным. В случае индуктивного обучения учащимся назначаются различные тесты и эксперименты, связанные с темами. На основании этого делаются наблюдения.
Метод дедуктивного обучения основан на точке зрения учителя, а индуктивное обучение основано на индивидуальной точке зрения. Для небольших групп подходит индуктивное обучение, но для больших групп лучше дедуктивное обучение.
Заключение
Обучение – это бесконечный процесс, и нужно всегда стремиться разучиться, научиться и переучиться новому со временем. Это обеспечит непрерывность процесса, но при этом учитель должен убедиться, что содержание донесено правильно и понятно. Учебные заведения по всему миру используют индуктивное и дедуктивное обучение, у которых есть свои преимущества и недостатки. Среди этих двух методов дедуктивный метод обучения лучше всего подходит для коротких уроков, поскольку он занимает меньше времени. Но участие студентов ограничено. Каким бы ни был метод, эффективное планирование и реализация должны быть главной целью достижения наилучших результатов.
Индуктивное VS Дедуктивное обучение | Изучение английского языка
Дедуктивный и индуктивный — два почти противоположных метода, когда дело доходит до обучения. Чтобы упростить определение различий и того, как они контрастируют по своей природе, в этой статье основное внимание будет уделено классной комнате, где грамматика преподается, чтобы найти понятные примеры. Основная природа двух обсуждаемых методов должна быть сначала описана в определениях, прежде чем углубляться в различия.
Что такое индуктивный метод:Индуктивный метод заключается в том, что сначала подаются примеры, а учащийся должен разобраться в правилах. Учитель действует как проводник, когда учащиеся находятся в самом центре процесса преподавания-обучения. Они начинают выяснять структуру или правило с примеров и сами находят ответы.
Что такое дедуктивный метод:Дедуктивный метод – это традиционный метод обучения языку и/или грамматике, при котором правила задаются учителем заранее, а затем следуют соответствующие примеры. Чтобы учащиеся сначала усвоили терминологию, а затем перешли к ее пониманию со ссылкой на приведенные примеры. Это означает, что учащимся нечего делать, так как все это делает учитель, отбрасывая правила, приводя примеры и затем объясняя правила со ссылкой на примеры.
Основные различия индуктивного и дедуктивного обучения:Основных различий, разделяющих эти два метода, довольно много, и они следующие: —
1. Роль учителяВ дедуктивном методе обучения роль учителя является главной и центральной в классе. Он/она делает всю работу здесь. Он/она планирует уроки, последовательно раздает правила и примеры, прежде чем все объяснить. Он/она также должен быть готов ответить на вопросы, чтобы развеять любые сомнения, которые могут возникнуть.
В методе индуктивного обучения роль учителя смещается на роль проводника. Он/она здесь, чтобы служить примерами и направлять мысли учащихся в правильном направлении. Поскольку волшебство происходит в мозгу учащихся, они становятся молчаливыми наблюдателями или, скорее, способными проводниками, ведущими их мысли домой.
2. Участие учащихсяУчастие учащихся в дедуктивном методе обучения довольно ограничено. В основном это молчаливые слушатели, которые задают несколько вопросов тут и там, когда не понимают часть объясненного. Слушать и делать заметки — две большие обязанности, которые они берут на себя в классе.
В методе индуктивного обучения учащимся отводится центральное место в надежде сделать процесс обучения более интерактивным и эффективным. Учащимся поручается охота за сокровищами, чтобы они сами разобрались в правилах. Это меняет химию в классе и позволяет учащимся выполнять некоторую работу, чтобы они чувствовали себя ее частью.
3. Правила и примерыОставаясь в ситуации класса грамматики, в сценарии дедуктивного обучения сначала идут правила или структуры, а затем следуют объяснения и несколько примеров, чтобы получить ясное представление о них. . В более удобоваримом смысле решение приходит до того, как возникнет какая-либо проблема, поэтому у учащихся меньше возможностей волновать мозги.
Наоборот, индуктивный метод призывает учащихся к изобретательности, сначала представляя примеры, а затем предлагая им выяснить правила или структуры из примеров. Поскольку примеры предоставляются первыми, учащиеся становятся активными и внимательными, как только примеры попадают в цель.
4. Открытие против объяснительногоДедуктивная модель обучения более объяснительна, чем основана на открытии. Учителя несут ответственность за объяснение правил до того, как учащиеся смогут вникнуть во все это. Может случиться так, что учащимся будет трудно удерживать внимание на протяжении всего занятия.
С другой стороны, индуктивный основан на открытии и выяснении вещей. Что-то, чем можно заняться индивидуально или в группе, должно немного повысить их интерес. Учителя могут запустить поиск сокровищ и быть самым молчаливым зрителем на протяжении всего процесса.
5. Как это запоминаетсяДедуктивный метод, как правило, менее эффективен, поскольку в нем отсутствует полное участие учащихся. Но это не может быть универсальным случаем со всеми типами классных комнат. Например, класс, состоящий из взрослых учащихся, которые использовали дедуктивный метод с самого начала своей учебной карьеры, может вас удивить.
В целом, учащимся должно быть легче запоминать и понимать то, чему обучают по индуктивному методу. Вещи, как правило, запоминаются хорошо и дольше, если их обучают этому методу. Хотя это требует больше времени , в конечном итоге классная комната приносит больше пользы.
6. Когда это действует?Дедуктивный метод обучения наиболее эффективен при использовании с учащимися, которые уже годами хорошо адаптировались к этому методу обучения. Поскольку всегда было известно, что они связаны с дедуктивным обучением, они наиболее восприимчивы к этому самому методу.
При знакомстве с новым набором учащихся, в основном с детьми, только начинающими свое образование, индуктивный метод, как правило, является наиболее эффективным, и учащиеся вырастают, чтобы оценить интерактивный характер учебного процесса и получить от него удовольствие.