как метод исследования, виды экспериментов
Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования. Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.
Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.
Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.
Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных. Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности. Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.
Эксперимент, как метод исследования
При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).
Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп. По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи). Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.
Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.
Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных. Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.
Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е. тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы. Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.
Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты. Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами. Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.
Виды экспериментов
Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.
На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.
Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.
Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.
В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.
При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).
Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.
Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.
По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.
Психологические эксперименты
Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.
Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.
Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.
Этапы осуществления психологического эксперимента:
— постановка проблемы и выведение гипотезы;
— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;
— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;
— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;
— проведение экспериментальных опытов или диагностики;
— сбор и статистическая обработка данных;
— интерпретация результатов исследования, составление выводов.
Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого.
Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин. Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.
Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности. Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер).
Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи. Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом. Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.
«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения. В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи. В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.
Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.
Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
как метод исследования. Примеры. Модели.
Эксперимент является любым сложным процессом, в котором используется измерения и испытания проводятся для проверки и изучения процесса. В этот момент проводятся всевозможные исследования, чтобы проверить работоспособность исследуемого объекта. Теории и гипотезы рождаются из экспериментов, проводимых вокруг помещения.
Эксперименты имеют жизненно важное значение в научной сфере, они являются неотъемлемой частью исследований, проводимых в лаборатории.
Эксперимент — это процесс, с помощью которого одна или несколько независимых переменных, определенных как причины, намеренно управляются для последующего анализа последствий, которые они имеют для других переменных, определенных как эффекты.
Эксперимент определяется как такой вид научного опыта, в котором некоторые изменения вызываются преднамеренно, а их результаты наблюдаются или интерпретируются с познавательной целью.
Согласно Сампье, метод эксперимента – это намеренное манипулирование действием, которое задействовано для анализа его возможных последствий. То есть это исследование, в котором одна или несколько независимых переменных (предполагаемая причина) намеренно манипулируются для анализа действия. Последствия этой манипуляции с одной или несколькими зависимыми переменными, является предполагаемым эффектом в контрольной ситуации для исследователя.
Эксперимент как метод исследования
Эксперимент — один из основных методов эмпирических исследований из-за важности демонстрации причинно-следственных связей. Долгое время эксперимент известен и используется на практике на все стадии развития науки.
Однако его использование в качестве центрального метода научного познания появилось недавно.
В Средние века важность эксперимента уже была широко признана, однако именно во второй половине 16 века Галилео Галилей перешел от этого признания к поискам планирования и организации экспериментов.
Для Галилея экспериментирование было центральным пунктом научного метода начиная с теоретического подхода в подходе к методу и в разработке экспериментальных данных.
На самом деле, эксперимент с течением времени был тщательно изучен и вызвал много дискуссий.
Разные авторы интерпретировали его по-разному и поэтому пришли к разным определениям в отношении концепции, а иногда даже к противоречиям.
В настоящее время, когда научная деятельность обогатилась с разных сторон, экспериментирование продолжает приобретать трансцендентное значение, поскольку с его помощью могут использоваться механизмы, позволяющие изолировать изучаемое явление, многократно воспроизводить ход процесса при фиксированных условиях и подлежат контролю и, наконец, планомерно варьировать, искать разные комбинации, чтобы получить желаемый результат.
Понятие эксперимента включает в себя вопросы, которые задают, чтобы выявить то, что не является очевидным. Цель эксперимента — собрать достоверную информацию по какой-то специальной теме.
Другими словами, эксперимент устроен таким образом, что мы можем сделать открытие чего-то неизвестного или почувствовать ранее скрытые отношения, и его цель — увеличить объем данных, которые мы знаем об испытуемом предмете или явлении.
Эксперименты проводятся с помощью научных методов. Повышение уверенности в точности результатов важно для минимизации экспериментальных ошибок в смещении, и если эксперимент плохо спланирован, вы можно не получить правильный ответ. Можно даже не получить однозначного ответа!
Простым и адаптированным способом можно разделить научный метод на эти 5 шагов
Виды экспериментов
Эксперимент устроен таким образом, что мы можем сделать открытие чего-то неизвестного или почувствовать ранее скрытые отношения (взаимодействия), и его цель — увеличить объем данных, которые мы знаем о чем-либо. Для достижения лучших результатов классифицируют и используют различные виды эксперимента.
Классификация экспериментов
Что такое эксперимент в научном исследовании
Экспериментирование — это метод научного исследования, возможно, самый узнаваемый из ряда методов, который также включает описание, сравнение и моделирование. Хотя все эти методы используют общий научный подход, эксперимент уникален тем, что включает в себя манипулирование определенными аспектами системы, реальной жизнью объекта (или явления) и наблюдение за последствиями этой манипуляции.
Манипулирование и контроль переменных — ключевые аспекты, которые отделяют эксперимент от других методов научного исследования.
Положительные и отрицательные результаты экспериментов
Всем нравится получать положительные результаты экспериментов, но на самом деле их меньшинство, особенно когда речь идет о науке. Положительные результаты подтверждают исходную гипотезу. Отрицательные или «вторичные» результаты опровергают ее.
Эти отрицательные результаты ведут к следующему этапу исследования. Обнародование результатов в лучшую сторону сказывается на научном сообществе. Цель состоит в том, чтобы сделать эти эксперименты доступными для остальной части сообщества, избегая траты времени и денег для остальной части научного сообщества и способствуя гораздо более быстрому научному прогрессу.
Примеры экспериментов
Некоторые социологические эксперименты, которые сегодня даже близко не соответствуют этическим стандартам, стали отличными ориентирами для психологии.
Хоторнский эффект
Термин был придуман в середине прошлого века, истоки этого явления восходят к 20-м и 30-м годам 20-го века. В те годы американская Western Electric провела серию исследований производительности труда на своем заводе в Хоторне.
Исследователи пришли к выводу, что повышение производительности не было следствием изменений на рабочем месте, а было связано с их особой ролью в эксперименте, которая заставила рабочих поверить, что их заметили и оценили, поэтому они работали все больше и больше.
Со временем идея о том, что участие в эксперименте влияет на отношение человека, стала известна как эффект Хоторна, и именно эти эксперименты породили индустриальную психологию, которая, в свою очередь, превратилась в различные специализации, такие как профессиональная психология, психология здоровья и позитивная психология.
Эксперимент Милгрэма
Основная этическая проблема эксперимента Милгрэма — это чрезвычайный психологический стресс, который применялся к участникам эксперимента.
Главный вывод психолога заключался в том, что человек не считает себя ответственным за свои действия, а считает себя инструментом, исполняющим желание другого человека, в данном случае исследователя.
Из эксперимента напрашивается вывод, что человеку не нужно быть злом, чтобы участвовать в злой системе: обычные люди могут быть легко интегрированы в злонамеренные системы. Подчинение авторитету — принцип, объясняющий узаконенное насилие.
Эффект Рингельмана
Своим названием эффект обязан немецкому физиологу, продемонстрировавшему его в 1913 году в знаменитом эксперименте с веревкой. Для этого была изучена группа людей и групп, которые тянули веревку, соединенную с экстензометром.
Эффект Рингельмана, также называемый проблемой безбилетного пассажира, связан с тенденцией к снижению производительности при работе в группе, то есть по мере увеличения числа членов продуктивность группы снижается, поскольку усилия группы не равны сумма всех усилий индивидуально.
Чудовищный эксперимент
Этот эксперимент, проводимый в Давенпорте (американском штате Айова) в 1939 году, назвали – «Исследованием монстров». Он представлял собой группу исследований заикания, проведенных с участием 22 детей-сирот. Руководителем исследования был профессор психологии Венделл Джонсон из Университета штата Айова и ученица магистра Джонсона, Мэри Тюдор. Она и возглавила практику по реализации и проведения экспериментов. Дети-участники подвергались преследованиям в течение шести месяцев, а затем у некоторых из них были пожизненные последствия.
Только в 2001 году этот эксперимент придали огласки. А в 2007 году, оставшиеся в живых участники эксперимента получили компенсацию от штата Айова.
Модели эксперимента
На самом базовом уровне ученые используют множество моделей эксперимента таким же образом, как и люди используют детали при игре LEGO. Научные модели могут быть или не быть физическими объектами (виртуальные, концептуальные, математические и т. д.), но ученые конструируют их по тем же самым разнообразным причинам: для создания или воспроизведения систем, например, реального мира путем упрощения, для проведения эксперимента, который не может быть проведен в полевых условиях в реальном мире или для того, чтобы связать несколько известных идей во что-то единое, чтобы строить и проверять гипотезы.
Исследователи успешно включают различные модели эксперимента в ключевые процессы, чтобы лучше понять, как эти процессы взаимодействуют.
Экспериментальный метод — IResearchNet
Экспериментальный метод — это метод, в котором экспериментатор манипулирует переменной (независимая переменная, которая предполагается как причина; IV) и соответствующим изменением другой переменной (зависимой переменной, которая предполагается как следствие; ДВ) наблюдается. Для определения того, вызвано ли изменение ДВ влиянием ИВ, привлекаются как минимум две группы: контрольная и экспериментальная. Предполагается, что две группы идентичны во всех отношениях, за исключением того, что контрольная группа не получает лечение внутривенным введением, тогда как экспериментальная группа получает лечение. В действительности нет двух абсолютно идентичных групп. Поэтому, чтобы гарантировать, что обе группы идентичны, за исключением лечения или экспериментальных манипуляций с IV, все участники случайным образом распределяются либо в контрольную, либо в экспериментальную группу (группы). В результате любые врожденные различия между членами двух групп распределяются поровну.
В качестве примера рассмотрим гипотетическое исследование влияния телевизионных программ с насилием на поведение детей. Исследователь сначала случайным образом распределяет группу детей либо в экспериментальную, либо в контрольную группу, а затем показывает жестокую телепрограмму детям в экспериментальной группе и нейтральную программу детям в контрольной группе.
Экспериментальные методы облегчают вывод причинно-следственных связей. В хорошо спланированном эксперименте взаимосвязь между IV и DV очевидна. Экспериментальный метод может изолировать взаимосвязь между переменными, которая возникает в сложной среде и часто ненаблюдаема. Как и в примере, эффект жестоких телепередач нелегко наблюдать в реальных условиях. Контролируя все другие задействованные переменные, хорошо спланированный эксперимент позволяет выявить взаимосвязь между IV(s) и DV(s).
Таким образом, эксперименты могут дать основу для дальнейших научных исследований. В других ситуациях связь между любыми двумя переменными слабая. Поскольку экспериментаторы могут иметь большой контроль над экспериментом, они могут максимизировать масштаб манипуляции и, таким образом, иметь больше возможностей для обнаружения взаимосвязи. В этих сценариях главной заботой экспериментатора является наличие взаимосвязи. Подобные доказательства могут дать ключ к пониманию того, оправдано ли дальнейшее расследование, особенно на предварительном этапе.Экспериментальный метод не лишен недостатков. Во-первых, его главное преимущество часто может быть недостатком. Контроль экспериментатора над многими аспектами эксперимента часто затрудняет обобщение результатов на другие ситуации. Поэтому величина эффекта в эксперименте может не наблюдаться ни в реальности, ни в других исследованиях. Это усугубляется тем, что многие переменные переплетаются с другими переменными. В этом смысле эксперименты намного проще реальности.
Ссылки:
- Педхазур, Э. Дж., и Шмелкин, Л. П. (1991). Измерение, проектирование и анализ: комплексный подход Hillsdale, NJ: Erlbaum.
- Табачник, Б.Г., и Фиделл, Л.С. (2001). Разработка и анализ исследований с помощью компьютера . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn &
- Трохим, В. (2002). Экспериментальный образец . Получено с http://trochim.human.cornell.edu/kb/desexper.htm .
- Уитли, Б. Э., младший (1996). Принципы исследований в области поведенческих наук. Маунтин-Вью, Калифорния: Майф
- Wolfe, L. M. (nd). Исследовательские методы развития .
- Получено с http://www.webster.edu/~woolflm/methods/dehtml
Что такое экспериментальный метод в психологии? Made Simple
Содержание страницы
Экспериментальный метод: причинно-следственная связь
Наиболее научным методом, позволяющим довести психологию до уровня точной науки, является экспериментальный метод. В соответствии с этим методом переменные экспериментируют в лабораториях и с помощью других контролируемых методов, чтобы выяснить их причинно-следственную связь.
Вильгельм Вундт был пионером в этой области. Он основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии в 1879 году. Поэтому его считали «отцом экспериментальной психологии». Кроме того, Уильям Джеймс и Руч (1970) внесли свой вклад в этот метод.
В этом методе эксперименты или исследования проводятся в специальных лабораториях в искусственно контролируемых условиях. Обычно для этого требуется специальное оборудование и аппаратура, которая представляет собой свойство, установленное в фиксированном месте, которое может быть легко использовано разными учеными.
В экспериментальном методе все факторы поддерживаются постоянными, и только один фактор изменяется одновременно, чтобы определить влияние этой переменной на проблему исследования, чтобы выяснить причинно-следственную связь между двумя или более переменными. Таким образом, экспериментальный метод требует хорошо спланированной и оборудованной лаборатории, аппаратуры и оборудования, субъекта и экспериментатора, проблем, целей, гипотезы и дизайна для обработки и продвижения к научному исследованию.
Процесс экспериментального метода
Хорошо спланированный экспериментальный план должен состоять из ряда шагов. Вот они:
1. Постановка проблемы
Первым шагом в экспериментальном методе является постановка проблемы или просто поиск проблемы. В повседневной жизни на наше поведение влияет множество факторов. Иногда мы озадачены и задаем себе вопросы, почему люди ведут себя так, а не иначе. Эти вопросы заставляют нас ставить перед собой проблемы.
Например, почему люди курят? Почему мотивация влияет на учебу? Какие эффекты вызывает марихуана при воспоминании? Что влияет на интеллект? Эксперименты могут помочь найти ответы на эти вопросы. Эксперименты начинаются с проблемы, без ее наличия нет и речи об экспериментах. Он исследует, чтобы найти решение.
2. Формирование гипотезы
На втором этапе задача выдвигается в виде гипотезы. Гипотезы — это предположения, сделанные для проверки проблемы. Он может быть сформулирован положительно или отрицательно на основе доступной литературы в этой области. Гипотеза может быть доказана или опровергнута по результатам эксперимента.
В примере с мотивацией гипотезой может быть «мотивация повышает производительность». Точно так же в отношении проблемы курения может быть выдвинута гипотеза о том, что «курение вредно для физических и умственных способностей». Эти проверяемые предсказания позволяют нам проверять, отвергать или пересматривать теорию.
3. Различие между зависимой и независимой переменной
Переменная — это событие или условие, которое может иметь разные значения. Она может быть измерена и варьируется количественно. При организации эксперимента экспериментатор выбирает между зависимой и независимой переменными. Независимая переменная — это переменная стимула, которую он хочет изучить, чтобы найти влияние ее изменения на производительность.
Фактор в любом эксперименте, которым экспериментатор хочет управлять, чтобы изучить его влияние на результат, известен как независимая переменная. Зависимая переменная — это ответ, который экспериментатор намеревается выяснить, поэтому они являются эффектом. В примере с мотивацией мотивация является независимой переменной, а производительность — зависимой переменной.
4. Контроль среды или ситуации
Во время эксперимента экспериментатору необходимо контролировать посторонние переменные, отрицательно влияющие на эксперимент. Это помогает нам сосредоточиться на важных аспектах эксперимента и исключить ненужные аспекты. Для этого опыты делят на две контрольные группы и экспериментальные группы для сравнения результатов.
5. Анализ результата
Научное исследование требует надлежащего анализа результатов путем сравнения контролируемых условий, т. е. зависимой переменной, и экспериментальных условий, т. е. независимой переменной, друг с другом. Это делается с помощью статистических процедур, соответствующих данному экспериментальному плану.
Снова взяв пример с марихуаной, экспериментатор может использовать таблицы и графики, чтобы представить свои результаты, чтобы улучшить понимание и знания о предмете и снова сравнить с предыдущими результатами в этой области.
6. Проверка гипотезы по результатам эксперимента
Это последний шаг в процессе экспериментального метода. После анализа результатов необходимо проверить сделанные в эксперименте предположения, доказана ли гипотеза или опровергнута. Обычно, если гипотеза доказана, она добавит позитивизма и силы, усилив теоретический аспект преобладающей литературы, но если пойдет наоборот, она порождает сомнения и путаницу в предмете, создавая почву для дальнейших исследований.
Ограничения и преимущества экспериментального метода
Ограничения или недостатки экспериментального метода
Искусственная обстановка в лаборатории
Среда лабораторных условий искусственно создана и спроектирована, что может не дать того же результата, что и в естественной среде, затрудняя цель эксперимента. Для экспериментальной организации и установки требуется хорошо оборудованная лаборатория, что делает ее довольно дорогой и недоступной для заинтересованных людей. Субъект может чувствовать, что за ним наблюдают, нервничать и, как следствие, пренебрегать определенным поведением, которое создает сомнительные данные.
Трудности в достижении сотрудничества и отношение субъекта
Например, экспериментатор хочет изучить реакцию во время инъекции. Испытуемый думает, что будет плохо, если он будет демонстрировать негативные жесты, поэтому смеется во время инъекции, делая весь эксперимент фальшивым. При проведении опытов необходимо контролировать отношение испытуемого и добиваться его сотрудничества. Без сотрудничества испытуемого эксперимент будет невозможен, а полученные данные будут неверными.
Эффекты экспериментатора
Не только отношение субъекта влияет на эксперимент, но и отношение самого экспериментатора может неосознанно мешать всему эксперименту. Поведение, характеристики и ожидания экспериментатора могут влиять на результат его исследования без его ведома. Эти влияния называются предвзятостью экспериментатора или эффектами экспериментатора.
Ограниченное поле
Другое ограничение заключается в том, что экспериментальный метод ограничен в своем применении. Экспериментальный метод не предполагает изучения различных социальных проблем и поведения толпы, детей, ненормальных людей и т. д.
Преимущества экспериментального метода
Несмотря на ограничения, присущие экспериментальному методу, во многих отношениях это наиболее ценный метод сбора научной информации в психологии.