Методика ценностные ориентации м рокича: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Ценностные ориентации юношей и девушек, потенциальных абитуриентов высшего учебного заведения

%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Ценностные ориентации юношей и девушек, потенциальных абитуриентов высшего учебного заведения
  • Авдюкова А. Е. endstream endobj 5 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /Annots [24 0 R 25 0 R] /MediaBox [0 0 595.
    32 842.04] /Contents [26 0 R 27 0 R 28 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 149 >> endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 30 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 151 >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /ExtGState > >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 37 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 152 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 38 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 153 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 842.04] /Contents 39 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 154 >> endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj > endobj 22 0 obj > endobj 23 0 obj > stream x

    Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы

    Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенной совокупностью причин. Основываясь на них и их значениях, человек совершает действие. Исследование ценностей каждого человека — очень увлекательный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.

    Что такое ценности?

    Ценности – это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На совокупности ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные значения, влияющие на поведение. Но эти приоритетные взгляды сохраняются на подсознательном уровне. Их трудно объяснить и понять объективно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методом изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

    Изучение ценностных ориентаций

    Поскольку речь шла о ценностях каждого человека, следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Изучением этой сферы занимался известный американский психолог Милтон Рокич. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его увлекла сфера социальных отношений и ценностей. Главным достижением является разработанный метод Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

    Методика

    Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.

    Респонденту дается два списка значений по 18 баллов в каждом. Они могут быть на листах или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждого поставить свой порядковый номер, в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение — тем выше его ранг.

    Стоит отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 элементов. Это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карта — это список терминальных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый проставил порядковый номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей для него важнее.

    Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не берите сразу результаты – дайте время прочитать и обдумать написанное. Считается, что последний вариант самый точный.

    Тестовый материал

    Первая карта — терминальное значение. Ознакомимся с ними:

    1. Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
    2. Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
    3. Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
    4. Увлекательная работа.
    5. Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
    6. Любимый человек, полный понимания и любви.
    7. Финансовая независимость и предоставление денежных средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
    8. Долгая и верная дружба.
    9. Признание общества, всеобщее уважение.
    10. Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
    11. Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
    12. Полное и всестороннее развитие.
    13. Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
    14. Независимость и свобода в поступках и мыслях.
    15. Дом, семья.
    16. Добро для других, самопожертвование.
    17. Возможность творческой самореализации.
    18. Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное спокойствие и умиротворенность.

    Рассмотрим инструментальные значения:

    1. Порядок и аккуратность во всем.
    2. Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
    3. Амбициозность, большие запросы.
    4. Способность радоваться жизни.
    5. Ответственность и оперативность.
    6. Способность принимать самостоятельные решения.
    7. Жажда постоянного совершенствования себя и окружающих.
    8. Широкий кругозор, образование, интеллект.
    9. Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
    10. Логика, рационализм, здравый смысл.
    11. Способность подчиниться воле.
    12. Храбрость.
    13. Уверенность в сложных ситуациях.
    14. Терпимость, терпимость к другим, умение прощать.
    15. Способность принимать точку зрения другого человека.
    16. Искренность и честность.
    17. Способность продуктивно работать.
    18. Умение заботиться.

    Ответ на тест

    Очень проста в анализе «Ценностные ориентации» Рокича. Интерпретация результатов теста означает выявление факторов, которые заставили человека рассортировать значения таким образом. После этого главная задача понять, по каким причинам он сделал именно так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.

    Анализ результатов


    Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна быть постепенной. Специалист должен уловить в своих ответах индивидуализм человека. Для этого следует провести вдумчивый, неторопливый анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.

    Особые случаи

    Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, то дело в другом. Аналогичная ситуация при анализе результатов тестирования может свидетельствовать о том, что респондент является несформированной личностью. Это может быть ребенок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает множество изменений, она только формируется. Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они определятся, они достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неверные результаты, о которых никому не скажешь. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только к сформировавшимся личностям.

    Еще одной причиной невозможности анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый — закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришел на тестирование, если он отвечает неправду. Скорее всего, у него есть какие-то предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то еще, что психология не заслуживает уделяемого ей внимания. Жаль, что вместе, чтобы развиваться и совершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.

    Преимущества методики

    Главным достоинством метода Рокича «Ценностные ориентации» является его универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Еще это очень удобно — материал для теста готов, нужно только раздать его респондентам, а потом провести тщательный анализ. Важным показателем является экономия в процессе проведения, обработки и анализа результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, потому что для этого нужно найти спонсоров. А методика изучения ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

    Методика очень гибкая. Списки значений и инструкции для теста могут быть изменены. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек зрения.

    Недостатки методики

    Основным и весьма существенным недостатком данной методики является ее открытость. Человек понимает, что его будут проверять. И, к сожалению, многие респонденты реагируют не на то, что они думают на самом деле, а на то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Это парализует возможность анализа каждого человека как отдельного и неповторимого. Образ человека общий, неточный и расплывчатый. Это очень существенный недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на тестирование. Перед тем, как начать говорить с аудиторией, стараясь донести до нее важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают на правду. Но все равно остается определенный процент тех, кто проходит тестирование, кто хочет казаться «правым» в глазах общественности.

    Есть также люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они реагируют на неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

    Общее впечатление

    Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест добровольный и мотивированный. Кроме того, необходим установленный контакт между психологом и респондентом. Это не должны быть деловые или официальные отношения.

    Чтобы хоть как-то снизить влияние негативных сторон техники, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому раскрыться. Это поможет психологу сделать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.

    Методика изучения ценностных ориентаций Рокича неприменима к отбору людей ни в какую систему, ни при обследовании. Однако проба Рокича остается актуальной и на сегодняшний день.

    Подводя итоги, можно сказать, что описанный метод Рокича «Ценностные ориентации» имеет существенные достоинства и недостатки. Его активно используют в различных сферах. Ценности каждого человека являются важным критерием при приеме на работу или в других ситуациях.

    Название статьи (используйте стиль: название статьи)

    %PDF-1.5 % 1 0 объект >

    >>]/ON[72 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[72 0 R 135 0 R]>>/Страницы 2 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 134 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 1390 Р>> эндообъект 71 0 объект >поток приложение/pdf
  • IEEE
  • Название статьи (стиль использования: название статьи)
  • 2019-07-10T19:12:30+07:00Microsoft® Word 20162019-07-17T20:27:33+02:002019-07-17T20:27:33+02:00Microsoft® Word 2016uuid:76292bdf-fce0-42fd- 8459-184af9660497uuid:474d6bdb-7499-4814-8001-4fe94eeba376 конечный поток эндообъект 2 0 объект >
    эндообъект 3 0 объект >/MediaBox[0 0 595.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *