Обучение детей счету
Наряду с такими навыками как чтение и письмо, умение считать является очень важным. Несмотря на это, многие родители предпочитают концентрировать свои усилия на обучении ребенка другим навыкам. Однако мы не советуем вам с этим затягивать, ибо раннее обучение счету сослужит вашему чаду отличную службу в будущем.
В пользу этого мы приведем несколько аргументов, и заодно ответим на вопрос: зачем вообще ребенку нужно уметь считать?
Содержание:
- Почему важно учить ребенка считать
- Особенности обучения детей счету
- Этапы обучения детей счету по А. М. Леушиной
- Когда приступать к обучению детей счету. Начальные методы обучения
- Как объяснить малышу понятие числа
- Цитаты известных людей об умении считать
Почему важно учить ребенка считать
О пользе чтения можно говорить бесконечно много, но мы укажем лишь на основные причины и преимущества обучения ребенка счету:
- Математические вычисления считаются одной из высших функций человеческого мозга.
- Освоение навыков счета развивает математическое мышление и мышление в целом.
- Обучение счету прививает интерес к математике, а это значит, что уже с малых лет можно готовить ребенка к обучению в математическом классе и участию в арифметических олимпиадах (если, конечно, со временем интерес будет поддерживаться и не пропадет).
- Освоение навыков счета способствует развитию памяти, логики и внимания.
- Умение считать всегда пригодится в жизни, ведь многие профессии, да и жизненные ситуации нередко требуют, чтобы человек умел считать.
Это список можно продолжать, но суть в том, что развитие умения считать представляет собой часть полноценного и гармоничного развития личности ребенка. Крайне важно, чтобы при воспитании родители развивали свое дитя в разных направлениях, и счет – одно из таковых.
Но как начать формировать у своего малыша первые умения считать? Существуют ли какие-то правила, которых нужно придерживаться? Ответы на эти вопросы мы представим в следующем блоке.
Особенности обучения детей счету
К сожалению, единого мнения по поводу обучения детей науке счета не существует. Например, известный педагог, доктор педагогических наук и признанный специалист по дошкольному обучению Анна Михайловна Леушина считала, что с обучением счету вообще не нужно сильно торопиться, и учить считать следует лишь после того как освоены простейшие операции над множествами.
Дело в том, что счет является такой деятельностью, которой присущи свои конкретные признаки, а именно: цель, средства, методы реализации и результаты, выражающиеся в форме итогового числа как показателя мощности множества.
Смысл счета как деятельности заключается в установлении взаимно-однозначного воздействия между элементами определенной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, где все эти числа отражают определенный класс множеств.
Огромное количество психологических и педагогических изысканий, проведенных в свое время такими специалистами как В. В. Данилова, Г. С. Костюк, А. М. Леушина и другие, показали, что дети начинают овладевать счетом постепенно, а сам этот процесс проходит ряд этапов.
Этапы обучения детей счету по А. М. Леушиной
Обучать детей считать всегда нужно с практических операций с множествами, их дробления на составляющие и сравнения смежных множеств. Деятельность по счету можно условно разделить на стадию счета и стадию итога. Исходя из этого, есть счет соотнесенный и счет итоговый. Соотнесенным счетом, т.е. процессом счета, выражающимся в назывании числа, детям овладеть значительно проще, а итогом счета овладеть сложнее.
Таким образом, А. М. Леушиной были определены шесть базовых этапов развития у детей навыков счета. Два первых этапа считаются подготовительными. Проходя их, дети осуществляют операции с множествами еще без использования чисел. Количество же оценивается посредством слов «ни одного» «один», «много», а также «больше», «меньше» и «поровну». Другими словами, первые два этапа – это дочисловые этапы, а остальные четыре – числовые. Давайте более подробно побеседуем о каждом из этапов.
Первый этап
Как правило, первый этап соотносится со вторым и третьим годами жизни ребенка.
Цель этапа состоит в ознакомлении со структурой множества.
Главными способами обучения являются выделение составляющих во множестве, а также составление множества из элементов. На этом этапе малыши сравнивают один и много.
Второй этап
Второй этап относится к тому же возрастному периоду. Но разница с первым в том, что малыши учатся счету, проходя специальные математические занятия.
Целью этапа является научить ребенка поэлементному сравнению смежных множеств – множеств, которые отличаются по количеству составляющих на одну единицу.
К основным способам обучения относятся сравнение, прикладывание и накладывание. Благодаря им ребенок овладевает навыком установления равенства из неравенства путем добавления или исключения одного элемента.
Третий этап
Трети этап соотносят с пятым годом жизни.
Цель выражается в ознакомлении ребенка с образованием числа.
На этом этапе дети учатся сравнивать смежные множества и устанавливать равенства, в результате чего овладевают итогом счета, обозначенным числом. Получается, что сначала малыш учится счету, а потом понимает его итог – число.
Четвертый этап
Четвертый этап реализуется на шестом году жизни.
Цель состоит в знакомстве ребенка с соотношением смежных чисел натурального ряда. В результате он приходит к пониманию основного принципа, согласно которому каждое число имеет свое место, каждое следующее число больше предыдущего на одну единицу, а каждое предыдущее – на единицу меньше следующего.
Пятый этап
Пятому этапу соответствует седьмой год жизни.
Целью является объяснение ребенку группового счета (счета группами по 2, 3 или 5). В итоге ребенок начинает осваивать десятичную систему исчисления.
В большинстве случаев на пятом этапе дошкольники заканчивают обучаться счету.
Шестой этап
Шестой этап также соответствует седьмому году жизни.
Направлен на улучшение у детей навыка владения десятичной системой исчисления. Ребенок узнает, как образуются числа второго десятка, начинает понимать, как образуется любое число, что в одном десятке десять единиц, что при прибавлении к одному десятку десяти единиц получается два десятка и т.д.
Таковы установленные А. М. Летушиной основные этапы обучения детей счету. Если вы возьмете эту информацию во внимание и будете выстраивать процесс обучения своего ребенка счету, руководствуясь ей, материал будет усваиваться намного эффективнее, а результаты будут радовать вас и ваше чадо.
Теперь же стоит поговорить о том, когда можно непосредственно приступать к практическим действиям, и какие методы наиболее эффективны в каждом возрасте.
Когда приступать к обучению детей счету. Начальные методы обучения
Как уже стало ясно, с обучением счету как таковому лучше не торопиться, однако понемногу готовить малыша к овладению счетом все-таки нужно. Вот такой системы можно придерживаться:
- Пока малышу нет года. Мозг ребенка еще не готов к полноценному восприятию информации, поэтому обучать счету нет никакого смысла. Однако можно начать его подготавливать.
- Период от 1 до 3 лет. Знакомьте малютку с тем, что такое мало и много. К примеру, одна игрушка – в ручке, а в коробе игрушек много. Используйте куклы, матрешки, машинки и другие игрушки, которые легко помещаются в детскую руку. Долго проводить занятия не нужно, иначе ребенок быстро утомится. Как только увидели, что интерес пропал, займитесь другим занятием.
- Период от 3 до 4 лет. Переходите к сравнению. В процессе можно использовать абсолютно все, что поддается сравнению. Предлагайте малышу объекты разного размера и в разных количествах.
- Период от 4 до 5 лет. Начинайте понемногу считать. Начинать удобно с карточек с картинками, чтобы ребенок научился соотношению понятия числа и количества предметов. Предоставляйте как можно больше визуальной информации – показывайте карточки с количеством объектов и называйте их число. Кроме того, знакомьте ребенка с цифрами, опять же показывая карточки. Загибая и разгибая пальцы, учите считать до десяти. Применяйте в работе «Стосчет Зайцевва». Объясняйте цифры образно: цифра «1» похожа на худого человечка, цифра «2» похожа на лебедя и т.д.
- Период от 5 до 6 лет. На этом этапе переходите к решению простых задач. Стремитесь донести до ребенка информацию о количественном значении числа, т.е. три – это три единички, четыре – это четыре единички и т.д. Приобретите в книжном магазине числовой ряд и показывайте, какие числа больше, какие – меньше, какие стоят впереди, какие – дальше и т.д. Обязательно уделяйте время решению задач наподобие «Сколько мишек?», «Чего больше: кубиков или шариков?» и т.д.
Помните, что обучать счету нужно исключительно поэтапно и планомерно. В дальнейших уроках мы поговорим о методиках обучения счету более подробно. Пока же наша задача – понять принцип будущих действий.
И подводя итог вступительному уроку, мы хотим рассказать вам о том, как можно объяснить ребенку, что такое число.
Как объяснить малышу понятие числа
Понятие числа можно смело назвать основой счета и математики. Но оно, как и любое понятие из области математики вообще, есть некая абстрактная категория. По этой причине часто возникают затруднения при объяснении ребенку сути числа.
Чтобы сделать это было проще, можно взять на вооружение несколько хороших приемов:
- Читайте детские стихи (некоторые можно заучивать). Более всего эффективны считалочки – они могут стать базой для понимания понятия числа. Считалочки предельно просты: «Один, два, три – на маму посмотри», «Раз, два – идем по дрова» и т.п. Еще до того момента, когда ребенок оповестит вас, что у него есть четыре кубика, он уже сможет проговаривать считалочки, тем самым изучая произношение чисел и узнавая их особенности.
- Сравнивайте картинки, где есть сходства и отличия в плане количества изображенных на них объектов. Интересуйтесь у ребенка, в чем разница между картинами, а также давайте ему задание самостоятельно рисовать на бумаге разное количество объектов – домов, животных, деревьев, людей и т. д.
- Используйте счетные палочки. Попросите малютку положить на стол три палочки, а затем спросите, сколько перед ним палочек. Можете разложить палочки по разным сторонам стола и поинтересоваться, сколько на какой стороне палочек. Проделывайте с этими палочками как можно большее количество манипуляций.
- Везде и всегда считайте: поднимаясь по ступенькам, кушая кашку ложками, собирая пирамидку из кубиков, сгибая и разгибая пальцы на ручках и ножках и т.д. Старайтесь обращать внимание своего чада на происходящее вокруг, где бы вы ни находились и что бы ни делали. И всегда интересуйтесь о том, сколько того или иного он видит рядом с собой.
- Даже в самом маленьком возрасте можно не просто называть числа, но внедрять элементы математических операций. К примеру, так: «Во дворе пять скамеек, мы с тобой посидели уже на трех. На скольких лавочках мы еще не сидели?», или «Смотри, всего десять ступенек, вот одну мы прошли. Сколько осталось ступенек» и т.п. Пусть малыш еще не понимает, чего вы от него хотите, зато он подсознательно будет воспринимать поступающую информацию, что непременно проявится в будущем.
Уясните для себя самое важное: обучение счету должно быть ребенку в радость, и он должен получать от него удовольствие. Поэтому ни в коем случае не заставляйте ребенка изучать счет и цифры. Лучше превращайте все занятия в игру. Также очень важно показать растущему человечку, почему считать нужно уметь и какая от этого польза. Впрочем, обо всем этом мы еще поговорим.
Во втором уроке вы познакомитесь с наиболее распространенными подходами к обучению счету, несколькими упражнениями и секретами успешного обучения.
Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счетуУмение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.
Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.
Урок 2. Преимущества и недостатки основных методик обучения детей счетуВо втором уроке мы говорили о самых распространенных методиках обучения детей счету. В этом же уроке мы более подробно разберем упомянутые нами ранее методы Николая Зайцева и Глена Домана, конкретнее побеседуем о счете на пальцах и устном счете, а также укажем на плюсы и минусы всех этих способов.
Мы уже поняли, что умение считать, вместе с умением читать и писать, относится к первой ступени в домашнем обучении. Вполне вероятно, вы уже попробовали свои силы в обучении счету ребенка, и, скорее всего, заметили, что успеха можно достичь, даже не имея специальных дидактических средств и педагогических навыков.
Урок 3. Подготовка к счету для самых маленьких: советы, занятия, игры, книгиНаучить считать можно любого ребенка. Вопрос лишь в том, как это сделать. Несмотря на то, что счет (в том числе и быстрые вычисления) не представляет собой серьезной сложности, одним детям он дается чуть ли не в мгновение ока, а другие понимают информацию с трудом. Не зная, как донести до малыша, казалось бы, элементарных вещей, некоторые родители прибегают к всевозможным ухищрениям, а другие и вовсе опускают руки. В вопросе полноценного воспитания и развития личности ни то, ни другое совершенно не годится, и выход из положения есть один – знать, как, когда и что нужно делать. Об этом мы и поговорим.
Урок 4. Изучение чиселЛюбое обучение счету и числам всегда должно начинаться с усвоения элементарных количественных понятий, таких как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну» и т.п. И дети легко уясняют их еще в ясельном возрасте. Ваша основная родительская задача – просто помочь им в этом. Формировать же навыки количественного сравнения можно в процессе каждодневной жизни. Так, вместе с малышом можно сравнивать количество конфет или бутербродов, квартир на площадках и ступенек на лесенках, косичек и бантиков у девчушек и т.д. Однако приниматься сразу за большие группы предметов не нужно, ведь все должно начинаться с малого.
После освоения количественных понятий наступает пора знакомства малыша с миром чисел. Как вам уже известно, происходить это должно в интересной и увлекательной для ребенка форме, для чего и следует применять методы, рассмотренные нами в первых уроках.
Урок 5. Принципы обучения счету. Счет до 10, до 20 и до 100. Счет столбикомКак только дети достигают возраста 2-3 лет, приходит время заниматься с ними счетом более серьезно, нежели просто рассказывать, что такое «мало» и «много», и сколько будет «2 + 2». Этот возрастной период характеризуется максимальной познавательной активностью, а когнитивные способности достигают своего пика. Поэтому-то и сами ребятишки отличаются любознательностью и желанием научиться чему-то, чего не умели раньше. В итоге поступающая информация ложится на благодатную почву, а затем начинает активно применяться детьми в их взаимодействии с окружающими предметами и людьми.
Но при обучении ребенка счету всегда следует иметь в виду, что некоторые данные могут усваиваться несколько проблематично. Ребенок может, например, упустить какие-то числа из числового ряда или вовсе изменить их очередность. Причиной этому служит избирательность детской памяти – по большей части в ней задерживается то, что вызвало в сознании эмоциональный отклик, в частности – интерес. Поэтому и обучение следует строить с основой на нескольких основополагающих принципах, с которыми вам обязательно нужно познакомиться.
Урок 6. Изучение таблицы умноженияЦифры изучены, основные математические понятия усвоены, ребенок свободно считает до сотни, складывает и вычитает – все это говорит о том, что пора приступать к изучению таблицы умножения.
Таблица умножения может даваться будущему школьнику сложнее, чем основы математики, и как родитель, заинтересованный в развитии своего чада, вы обязаны оказать ему в этом деле поддержку. Как и раньше, вам потребуется солидная доля терпения и настойчивости.
Урок 7. Устранение проблем с математикойВ этом уроке мы постараемся рассмотреть не столько проблемы с технической стороной усвоения математических знаний, сколько проблемы более глобального, можно сказать, психологического характера.
И причин тому несколько. О них вы узнаете в этом уроке.
Урок 8. Как влюбить ребенка в математикуМожно бесконечно заниматься с ребенком математикой, учить таблицу умножения, решать сотни примеров, но все равно так и не добиться того, чтобы он начал испытывать к этому предмету теплые чувства. Для множества детей математика представляет собой не только сложный, но и очень скучный предмет. В итоге числа, примеры и задачи и неинтересны детям, и даются им с большими трудностями. Многие родители в таких случаях приходят к выводу, что у их детей гуманитарный склад ума, однако далеко не всегда причина кроется в отсутствии способностей к техническим наукам и проведению всевозможных вычислений.
Как известно, отношение к чему-либо автоматически воздействует на желание иметь с этим дело. Вспомните себя: как часто бывает, что вам что-то не нравится, вследствие чего, даже если приходится с этим взаимодействовать (выполнять какие-то дела, решать какие-то задачи, общаться с конкретными людьми), вы не проявляется совершенно никакого энтузиазма. Точно так же обстоит ситуация и в контексте нашей темы. Вполне вероятно, неудачи ребенка в математике связаны с тем, что он просто не любит ее. И чтобы исправить ситуацию, нужно знать способы, посредством которых можно привить своему чаду любовь к математике. Помните, что в первую очередь ваша задача, как родителя-педагога – это донести до сознания дитя, что математика может быть и интересной, и полезной, да и вообще от нее можно получать удовольствие.
Урок 9. Простейшие математические приемыРассмотрев самые важные вопросы и наиболее трудоемкие моменты в процессе обучения детей счету, теперь мы можем позволить себе немного расслабиться. Сегодня мы познакомимся с десятью простейшими математическими приемами, которые, во-первых, помогут осознать вашему ребенку, что математика – это просто и интересно, а во-вторых, научат его получать удовольствие от вычислений. Впрочем, и вам самим, как родителям, будет полезно освежить в памяти арифметические знания и, быть может, открыть для себя нечто новое.
Представленные ниже математические приемы улучшат навыки вашего драгоценного чада и ускорят его выполнение математических приемов в уме.
- Во-первых, представленный раздел нашего курса посвящен обучению счету детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста.
- Во-вторых, о многих технических проблемах уже шла речь в первых уроках данного раздела, и мы дали предостаточно информации на тему того, как избежать самых распространенных ошибок, из-за которых и возникают технические проблемы.
- В-третьих, психологический аспект важен потому, что уже в младшем возрасте можно проследить, возникают ли у ребенка трудности с усвоением материала, испытывает ли он тягу к математическим знаниям, к чему больше тяготеет – к гуманитарным или точным наукам.
Далее предлагаем немного передохнуть и получить заряд дополнительной мотивации для прохождения курса.
Цитаты известных людей об умении считать
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об умении считать:
Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.
Пифагор
Ум сугубо математический будет правильно работать, только если ему заранее известны все определения и начала, в противном случае он сбивается с толку и становится невыносимым, ибо правильно работает лишь на основе четко сформулированных начал.
Блез Паскаль
Математика заключает в себе не только истину, но и высочайшую красоту – красоту холодную и строгую, подобную красоте скульптуры.
Бертран Рассел
Господь сотворил целые числа, остальное – дело рук человека.
Леопольд Кронекер
Математика – царица наук.
Карл Фридрих Гаусс
Книга природы написана на языке математики.
Галилео Галилей
Математика – это доказательство самых очевидных вещей наименее очевидным способом.
Джордж Пойа
Устройство нашего мира нeпостижимо без знания математики.
Роджер Бэкон
Всякий, кто не может разобраться в математике, – не вполне человек. В лучшем случае – безвредный недочеловек, научившийся носить обувь, мыться и не мусорить в доме.
Роберт Хайнлайн
Эта жизнь хороша лишь для двух вещей: узнать о математике и изучать математику.
Симон Пуассон
И теперь самое время перейти к первому занятию.
Кирилл
1 Методики обучения →
Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счету
Умение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.
Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.
Какие-то способы со временем канули в Лету, а какими-то люди продолжают пользоваться и сегодня. Давайте поговорим о тех, которые применяются современным родителями и педагогами.
Содержание:
- Самые распространенные методики обучения детей счету
- Методика Сергея Полякова для обучения детей счету
- Другие методики обучения детей счету
- Несколько вспомогательных хитростей
Самые распространенные методики обучения детей счету
Для начала заметим, что одной из самых распространенных методик во все времена считался и продолжает считаться счет на пальцах. Он считается классическим, но, конечно же, уже устаревает.
К этому же разряду относятся и счетные палочки. Используя специальные наборы с такими палочками, мамы и папы начинают давать своим детям простейшие задания, такие как, например, положить перед собой одну, две или три палочки, убрать четыре палочки и т.п.
Особого внимания (по причине своего широкого распространения и популярности) достойны следующие:
- Метод Николая Зайцева, где используются кубики всевозможных цветов, весов и размеров, а также таблицы и клетки, соответствующие этим кубикам
- Метод Глена Домана с применением карточек с точками
- Метод Сергея Полякова, в котором используют разноцветные кубики (интересно, что эти кубики можно самостоятельно склеить из цветной бумаги, а затем наполнить крупой)
О методах Зайцева и Домана (а также о некоторых других) и их преимуществах и недостатках мы подробно поговорим в третьем уроке, а сейчас, беря во внимание простоту и возможность самостоятельной подготовки дидактического материала, детальнее разберем метод Полякова.
Методика Сергея Полякова для обучения детей счету
Начинать занятия педагог советует в тот момент, когда ребенок впервые увидел и проявил интерес к цифрам, кубикам и книгам, т. к. в этот период познавательные способности находятся на своем пике.
Для начала вам понадобятся всего пять одинаковых кубиков и небольшая коробка, разделенная на пять отсеков. Также нужно написать на альбомных листах цифры от 1 до 5. По мере освоения игры количество кубиков будет увеличиваться (до 100), вследствие чего и коробку нужно будет смастерить большую.
Итак, все занятия носят форму игры. Первое занятие проходит с двумя кубиками. Один вы кладете в коробку и говорите малышу, что это один кубик. В это же время кладете перед ребенком лист с цифрой «1». Теперь прибавляете к первому кубику еще один, а лист с цифрой «1» заменяете на лист с цифрой «2». После этого просите свое чадо повторить эту же последовательность действий, но будьте готовы, что повторений будет немало.
На следующем этапе игру нужно усложнить. Скажете малышу, чтобы он представил, что коробка – это маленький домик, а кубики – это его жильцы – гномики. Покажите, что дома один гномик, но к нему в гости пришел второй. Попросите ребенка сказать, сколько теперь в домике гномиков.
Как только второй гномик несколько раз придет и уйдет, сделайте для домика крышу, накрыв коробку картоном или тканью. Проделайте те же самые манипуляции с кубиками, а ребенок пусть считает, сколько в домике гномиков, не смотря на них. В процессе кроху нужно всячески подбадривать, хвалить и говорить ему, что он все делает правильно. Это позволит подогреть интерес к игре.
Следующие занятия проводятся по такому же принципу с той лишь разницей, что увеличивается количество кубиков – сначала до трех, потом – до четырех, и так до десяти. После этого допускается начинать складывать и вычитать двухразрядные числа.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Сделайте несколько коробок для десяти кубиков, чтобы ваш ребетенок познакомился с понятием разряда числа. А наглядность выполняемых действий будет способствовать тому, что он научится считать даже достаточно большие по его меркам числа. Но имейте в виду, что сразу же сложные примеры давать не стоит – начните со сложения трех и восьми, двух и девяти, семи и пяти и т. д.
Помимо описанного выше метода Полякова есть и несколько других методик раннего развития, которые настолько же эффективны, просты и популярны.
Другие методики обучения детей счету
Методики, с которыми вы сейчас познакомитесь, не имеют авторских названий, но это нисколько не умаляет их достоинств. Напротив, все они по-своему интересны и оригинальны. Применять же им можно к детям от 1,5 до 3-4 лет.
1
Считать все подряд
Включите воображение и начинайте считать со своим ребеночком все подряд. За чаем посчитайте печеньки, у окна посчитайте цветы в вазе, во дворе – машины и подъезды, в маршрутке – людей и т.д. А для более лучшего запоминания чисел просто записывайте получившийся результат на отдельный листочек.
2
Пальчики
К категории игр с пальчиками относятся всевозможные фокусы. Например, один пальчик появляется, а другой исчезает; несколько пальчиков танцуют; два пальчика встречаются и т.п. В большинстве случаев детишки с большим энтузиазмом и радостью реагируют на такие пальчиковые манипуляции.
3
Игры с картинками, книгами, карточками
Яркие красивые картинки – страсть маленьких детей, а потому из этого нужно извлекать пользу. Если заметили, что ребенок увлеченно рассматривает какие-то картинки, посчитайте количество изображенных на них предметов и нарисуйте рядом соответствующую цифру. Начать можно с цифр «1», «2» и «3», а продолжить цифрами от «4» до «10» и даже больше.
4
Просмотр мультфильмов
Естественно, здесь годятся не все мультфильмы, которые сегодня выходят на экран, а только развивающие. В таких мультиках главный герой обычно учит маленьких телезрителей основам счета. Не стоит включать видео на 1,5 часа – вполне хватит 15-20 минут ежедневного просмотра. К тому же, испытывая интерес к мультикам, ребенок будет заниматься с еще большим энтузиазмом.
5
«Магазин»
Игра «Магазин» очень нравится малышам после двух лет. Для игры понадобится лишь договориться с ребенком, кто продавец, а кто покупатель, и придумать символическую валюту (подойдут бумажные деньги из игры «Монополия» или «Миллионер»). Продавая и покупая какие-то игровые товары (игрушки, сладости, карандаши и т.п.) малыш будет быстро осваивать счет до 10, а если числа даются легко, то и до 20 и больше.
6
Мамин помощник
Играть в эту игру можно на кухне, в комнате или на улице. Например, вы собираетесь накрыть на стол к обеду. Спросите ребенка, кто будет кушать, и попросите подсчитать количество человек, а затем подготовить соответствующее количество предметов. Аналогичные просьбы о «помощи» можно давать во время просмотра кино всей семьей, домашней уборки, игры в песочнице, похода по магазину и т.д.
7
Игра на счет
Вот один из вариантов такой игры: положите в коробку 15-20 (можно больше) конфет, шариков, карточек, кубиков или каких-то иных одинаковых предметов. Возьмите игральный кубик и начните по очереди бросать его с малышом. В зависимости от количества выпавших точек на кубике, нужно вытянуть соответствующее количество предметов. Побеждает в игре тот, кто соберет наибольшее количество объектов. Для усиления мотивации можно подобрать символический приз.
8
Знакомство с нулем
Очень часто родители допускают одно упущение – знакомя малыша с многообразием чисел, они совершенно забывают о нуле. А ведь это тоже цифра и ребенок должен знать ее. Исходя из этого, можно поиграть в такую игру: положите перед крохой два кубика и попросите его сосчитать их. Затем один кубик уберите и попросите сосчитать снова. Теперь уберите последний и посмотрите, что будет. Наверняка ребенок растеряется и не найдет, что ответить. Здесь-то вы и говорите ему, что когда кубиков нет, получается ноль.
И в заключение еще несколько интересных хитростей, которые помогут вам сделать обучение своего дитятки более эффективным.
Несколько вспомогательных хитростей
Вы, наверное, и сами прекрасно понимаете, что наилучшим образом информация усваивается, когда задействуется максимальное количество органов чувств. Вот и обучение счету будет намного проще и результативнее, если ваше чадо будет учиться считать не только одними глазами.
Чтобы активизировать незадействованные органы чувств, можно прибегнуть к следующим уловкам:
- Пусть малыш сам перекладывает предметы счета
- Пусть малыш всегда произносит числа на каждом этапе счета вслух
- Сделайте карточки, таблички и кубики для обучения счету в разных цветах, формах, размерах и весах (можно увеличивать пропорции объектов вместе с возрастанием чисел)
- Подключайте ассоциативное мышление: просите ребенка сравнивать предметы счета со сказочными персонажами, героями мультфильмов, любимыми киногероями и т.д.
- Подключайте к процессу вкус и обоняние ребенка: выкладывайте цифры овощами и фруктами, считайте цветы и наслаждайтесь их ароматом, считайте печенье и конфеты и съедайте их и т.д.
Знайте, что научить ребенка считать не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Основное здесь – это не торопиться, сохранять спокойствие и терпение, учитывать индивидуальные особенности малыша, не бояться неудач и верить в спех.
В третьем уроке мы расскажем о методиках обучения Домана и Зайцева, поговорим об устном счете, счете на пальцах и работе со счетным материалом, а также укажем на основные преимущества и недостатки этих методов.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Кирилл
← Как научить ребенка считать2 Преимущества и недостатки →
способов научить считать — PreKinders
Карен Кокс | Партнерское раскрытие информации | Filed Under: Numbers and Count
Вот 15 способов научить навыкам счета в Pre-K.
Наборы для изготовления
Используйте каталожные карточки для небольших счетных ковриков. Дети отсчитывают наборы на каждой каталожной карточке. (На этом фото дети считали наборы из 2 штук.)
Коробка для мусора Счет
Я использовала доски для сухого стирания в качестве счетного «коврика», на который дети могли класть свои жетоны. Я написал цифру на доске для сухого стирания каждого ребенка, затем попросил их определить цифру и отсчитать это количество фишек на своей доске. После того, как я проверил их работу, они смогли стереть номер, и я написал новый номер на их доске. Каждый ребенок мог работать в своем темпе и на своем уровне способностей. Одни дети работали с цифрами от 1 до 5, а другие считали больше 10.
Для математических счетчиков можно собирать множество интересных материалов. Некоторые идеи — пластиковые ящерицы или жуки из долларового магазина, пластиковые драгоценности, маленькие фигурки из пенопласта, ключи, морские ракушки.
Карточки с точками
Карточки с точками изготавливаются из учетных карточек и цветных наклеек с точками. Я сделал карточку для каждого числа от 1 до 10, написав числа рядом с точками. Дети считают вслух, помещая каждый математический счетчик на каждую точку. Они используют их, когда начинают учиться считать, чтобы помочь им разместить правильное количество математических жетонов на карточке. Загрузите распечатанные карточки с точками.
Подсчет фруктов
Я наклеил точки на одноразовые пластиковые тарелки и закрыл середину прозрачной контактной бумагой. Каждая пластина имеет разное количество точек. Дети считают точки на тарелке, называют число, затем отсчитывают количество фруктов, которое нужно положить на тарелку. Можно использовать любой тип прилавков, если прилавки для фруктов недоступны. Они похожи на карты с точками выше, за исключением того, что я не писал числа рядом с точками, потому что в этой игре целью был только подсчет и взаимное соответствие, а не определение числа.
Path Games
Дети бросают игровой кубик и подсчитывают количество ячеек, на которые нужно переместить свою игровую фишку. Игры с дорожками могут быть разработаны так, чтобы соответствовать разным уровням навыков, так же, как и игры с сеткой.
Игры «Считай и угадывай»
Я сделал этот набор из картона, автомобильных наклеек и прозрачной контактной бумаги. Есть две карты, представляющие каждое число. Дети считают автомобили на каждой карточке и сопоставляют карточки с одинаковым количеством машин. Я позаботился о том, чтобы разместить наклейки в разных местах, чтобы на первый взгляд они не казались одинаковыми (на самом деле их нужно считать).
Домино
Дети считают и сопоставляют количество точек на костяшках домино.
Штампы для пластилина
Дети нажимают штамп с числом на пластилин и отсчитывают количество шариков, которое нужно вдавить в пластилин. (Эти штампы из пластилина поступили из Лейкшор. )
Пронумерованные наборы для рисования
Дети рисуют простые картинки (радуги, цветы, солнца, воздушные шары, человечки из палочек и т. д.), чтобы представить число. Например, для числа 3 они могут нарисовать 3 солнца.
Fish Tumble
Дети используют навыки распознавания чисел и навыки счета, чтобы расположить рыбки по порядку на синем войлоке (пруд). Я сделал их, написав цифры на пенопластовой рыбке из магазина для рукоделия (вы можете использовать любую пенопластовую форму).
Игра «Божья коровка»
В этой игре 2 уровня. На одной стороне палочек написано число с соответствующим количеством божьих коровок, отштампованным на палочках. Дети определяют число, затем помещают каждую фишку божьей коровки на божью коровку на палочке, считая вслух. На оборотной стороне клюшки написана цифра, но она не проштампована. Более продвинутые дети могут использовать немаркированную сторону, а затем самостоятельно проверить свой ответ, проверив обратную сторону.
Подсчет самолетов
Каждый месяц мы отслеживали, сколько самолетов пролетало над нашей игровой площадкой, пока мы были на улице. Всякий раз, когда дети видели на улице самолеты, мы вели счет в уме (обычно пролетало не более 3-х). Затем, когда мы заходили внутрь, мы добавляли столько же самолетов на нашу карту. Дети часто были замечены на диаграмме, считая, сколько мы видели до сих пор.
Книга с числами
На фотографии показана сделанная нами книга для подсчета пауков. Дети определяли цифру, а затем отмечали это количество кружков на странице маркером бинго. Нарисовали ножки и глаза карандашом. Я всегда убеждаюсь, что детям удобно считать с помощью манипуляторов, прежде чем делать книгу с числами, чтобы они не расстраивались, пытаясь сделать книгу без ошибок.
Mystery Socks
Дети работают с партнером, чтобы играть в эту игру. Им понадобится один носок и 5 плоских цветочных шариков (плоские шарики отлично подходят для математических манипуляций, потому что они не укатятся). Один ребенок кладет в носок определенное количество шариков. Другой ребенок не глядя лезет в носок, считает шарики, ощупывая их, и называет число. Затем дети могут вынуть шарики из носка, чтобы проверить правильность ответа.
Нити с драгоценными камнями
Нити с драгоценными камнями представляют собой цепочки из цветных пластиковых драгоценных камней, которые разрезаны на сегменты: 1 драгоценный камень на цепочку, 2 драгоценных камня на нить, 3 драгоценных камня на нить и так далее (до 10). Каждому ребенку необходим один набор цепочек с камнями от 1 до 10 и набор карточек с цифрами от 1 до 10. Дети берут по одной цепочке драгоценностей из своего контейнера, пересчитывают драгоценности на цепочке и сопоставляют ее с правильной карточкой с цифрами.
Узнайте больше о способах обучения счету здесь.
О Карен Кокс
Карен является основателем PreKinders.com. Она также работает штатным учителем Pre-K в Джорджии. Подробнее…
ПОИСК
Обучение чувству чисел в дошкольных учреждениях
Будь то дома или в школе, Называние чисел и счет лежат в основе дошкольной математики. Это начало развития чувства числа. Предоставление вашим дошкольникам инструментов, необходимых им для достижения успеха в математике, имеет важное значение, и это ваше окончательное руководство по обучению чувству чисел в дошкольном возрасте!
Что нужно знать об обучении чтению чисел в дошкольных учреждениях
Развитие навыков восприятия чисел в дошкольных учреждениях является приоритетом для учителей и родителей.Обучение числам в дошкольных учреждениях требует тщательного планирования, и это ваше окончательное руководство , которое поможет вам стать успешным родителем-учителем в обучении вашего дошкольника чувству чисел.
Потому что дать дошкольнику прочную основу для понимания чисел — это больше, чем просто называть числа и считать.
Что такое числовой смысл?
Чувство числа охватывает широкое понимание концепции чисел. Это относится к подвижности ребенка в числах, в том числе:
- количественная оценка (знание конкретных величин)
- идентификация чисел (называние чисел)
- порядок и последовательность чисел
- счет с однозначным соответствием (каждое число соответствует одно конкретное количество)
- кардинальность числа (учитывая, что последнее число, произносимое при подсчете, – это общее количество объектов)
- сохранение числа r (понимание того, что количество объектов всегда одинаково, даже при перестановке)
- субитизация (автоматическое распознавание заданных величин)
- составление чисел (сложение)
- разложение чисел (вычитание)390 понимание математических символов ( +, -, ÷, x, = )
Вот это да! Это много!
Этот ребенок учится распознавать числа!
Хотя не все вышеперечисленное подходит для развития дошкольников, они все взаимосвязанные в соответствии с математической дисциплиной числового смысла.
А поскольку многие исследователи согласны с тем, что прочная основа в понимании чисел напрямую связана с общими успехами ребенка в математике, обучение дошкольников чувству чисел является более сложной задачей, чем некоторые могут подумать на первый взгляд.
Чувство чисел относится к пониманию того, как работают числа, а не только к простому счету. Детям потребуется некоторое время, чтобы овладеть этими важными навыками.
Чувство числа действительно важно, и вот почему
Восприятие чисел является ключом к успешным математическим навыкам для детей.
Это сильный показатель математических достижений.
Навыки восприятия чисел в раннем возрасте являются сильным индикатором общих математических достижений. Педагоги дошкольного возраста несут важную ответственность за создание фундаментальных математических знаний и навыков, которые потребуются дошкольникам для будущего обучения математике. И хотя это верно для всех детей, это особенно верно для детей из неблагополучных социально-экономических слоев. (Источник: Преподавание математики в раннем детстве)
Он показывает, насколько математика систематична и последовательна.
Прочная основа в числовом смысле также учит детей быть гибкими в решении проблем. При этом дети узнают, что числа имеют смысл и, несмотря на манипуляции, их результаты постоянны и разумны . (Источник: Преподавание математики в дошкольных и детских садах) С другой стороны, дети, которым не хватает навыков восприятия чисел, испытывают трудности с выполнением даже самых простых математических алгоритмов.
Математика просто невозможна без нее.
Помните, что чувство числа включает в себя захватывающее понимание того, КАК работают числа. Это не только гарантирует, что дошкольники смогут использовать сложение и вычитание через несколько лет, а также понимание того, как эти операции связаны друг с другом, но и чувство числа играет вспомогательную роль во всех математических дисциплинах.
Короче говоря, это важная часть раннего образования дошкольников, которая настраивает их с первого дня.
Как обучать чувству чисел в дошкольных учреждениях
Хотя развитие чувства чисел имеет широкую сферу применения, существует множество математических заданий для дошкольников, которые обучают целому ряду навыков восприятия чисел. При целенаправленном и частом обучении дети из дошкольных программ, которые последовательно учат этим компонентам, лучше подготовлены к изучению более сложной математики.
Давайте углубимся в каждый набор навыков в числовом смысле!
Навык Чувства Чисел – Количественная оценка
Количественная оценка – это способность распознавать, что все числа связаны с точным количеством, а также способность распознавать наборы объектов, таких как точки на игральных костях. Иногда это называют субитированием.
Субитация — это возможность автоматически распознавать количество без подсчета. Это похоже на чтение наборов объектов с листа. Вот несколько примеров из жизни:
- Обувь поставляется парами
- Трубки на кубике
- Кексы в коробке или на подносе
- Распознавание счетных точек
- Колеса трехколесного велосипеда 9030s
- Ноги животных на четвероногих
Все это примеры того, как квантификация или субитизация используются в реальной жизни. В некотором смысле, это распознавание шаблонов в наборах.
Когда вы субитируете, вы можете быстро сказать, что в этой коробке шесть кексов.Учащиеся могут использовать распознавание образов для обнаружения основных свойств чисел, таких как сохранение и компенсация. Они могут развивать такие способности, как объединение, подсчет, составление и разложение чисел, а также понимание арифметики и разрядного значения — всех ценных компонентов чувства числа.
ИсточникУпражнения для дошкольников
Педагоги, такие как Фитцхью, затем поняли, что, хотя некоторые дети не могут считать определенные единицы числа, они могут субитизировать единицы, составляющие небольшие наборы перед ними, тем самым поддерживая представление о том, что субитизация предшествует счету.
ИсточникСчет по яблокам учит дошкольников составлять десять, а также подсчитывать.
Субитизирующая и графическая игра ко Дню Святого Валентина всегда нравится публике. Он нацелен на субитизацию, но также включает в себя навыки идентификации чисел, подсчета и построения графиков.
Эта песня из детского сада Гарри учит субитировать веселой пиратской темой!
Навык Чувства Числа – механический счет
механический счет – это как первые шаги в мире чисел. Это часто делается уже в 2 года и практикуется на протяжении всей начальной школы.
Зубрёжка в умении считать вслух в последовательном порядке. Когда дети впервые учатся механическому счету, они копируют услышанные шаблоны — 1, 2, 3, 4 и т. д., но не обязательно присваивают числам значение или количество.
Занятия по механическому счету для дошкольников
Механический счет — это несложная практика, потому что существует так много веселых и увлекательных способов практиковаться, и они не требуют никакой подготовки!
- Тренируйте механический счет разными голосами и в разных местах. Потренируйтесь в машине глупым голосом или на горшке сварливым голосом и т. д.
- Пойте детские песенки со счетом или находите запоминающиеся песенки на YourTube. Вот один из наших любимых.
Навык восприятия чисел – представление числа
Представление числа – это способность идентифицировать число, соответствующее количеству. Это также называется идентификацией номера или распознаванием номера. Например, это способность определить, что символ 6 относится к слову «шесть» и тому же количеству.
«На самом базовом уровне цифровая идентификация является формой распознавания формы, которая может привести к простой ассоциации слова «два» с символом «2» без кардинального значения»
ИсточникЭто означает, что распознавание чисел может развиваться в другое время, чем значение числа.
Упражнения по распознаванию чисел для дошкольников
Навык восприятия чисел – соответствие один к одному
Счет – это умение сопоставлять набор предметов с соответствующим числовым названием. Это иногда называют перепиской один на один или перепиской 1:1. Это та способность считать 1, 2, 3, различая при этом, что действительно сосчитано три предмета, не больше и не меньше.
Это очень важно для развития чувства числа и даже математических навыков в уме.
Этап соответствия один на один — это первый шаг в обучении детей счету по отношению к количествам. В этот момент они начинают понимать, что каждое число представляет определенное количество, и распознают числа как символы, показывающие, сколько объектов присутствует.
Переписка один на один легко тренируется!Занятия по переписке один на один для дошкольников
Есть так много отличных способов научить дошкольников овладевать соответствием один к одному в счете. Вот несколько простых идей для начала, и они также не требуют никакой подготовки!
- Считайте лестницы, когда вы идете по ним.
- Считайте закуски на тарелке.
- Считайте вещи в машине, например, знаки остановки или автобусные остановки.
- Считайте игрушки, когда их убирают.
Кроме того, вам понравятся эти бесплатные распечатки для дошкольников. Они включают в себя отработку этих навыков переписки 1: 1, считая до десяти или даже до двадцати.
Навык Чувства Числа — Количество элементов
Количество элементов — это способность считать каждый объект по отдельности и правильно объявлять количество элементов в наборе. Это признание того, что последнее число, произнесенное при подсчете, — это общее количество объектов в группе.
И это большой шаг в развитии навыков восприятия чисел в дошкольных учреждениях.
На этом этапе учащиеся могут начать распознавать паттерны, такие как пять кадров, и знать, сколько объектов находится в поле зрения, не считая их. Помните, что это также относится к навыкам количественной оценки и называется утончением. Так, мастерская работа в переписке один на один одновременно развивает и утонченные навыки.
Навык восприятия чисел — сохранение числа
Сохранение числа показывает, что ребенок способен понять, что число предметов остается неизменным даже при перестановке. Объекты могут располагаться по прямой линии или разбросаны повсюду. Количество остается неизменным в зависимости от расположения.
Сохранение числа также включает в себя понимание того, что количество остается неизменным при замене одних и тех же объектов. Например, пять машин — это то же самое, что пять мелков, потому что количество пяти остается прежним. (Это также играет роль в переписке один на один.)
Навыки Чувства Чисел – Составление и Разложение Чисел
Разложение и составление чисел, короче говоря, это способность разбивать данное число на части и снова складывать его. Проще говоря, это базовые навыки вычитания и сложения.
Составление чисел состоит из двух частей и сложения их вместе, чтобы получить целое. Разложение чисел — это взятие целой части и разбиение ее на части.
Навыки сложения и вычитания можно легко освоить в дошкольных учреждениях, попрактиковавшись в составлении и разложении чисел. В дошкольном возрасте математические символы используются мало, если вообще используются.
Вот несколько практических занятий и математических игр, которые помогут вашему дошкольнику отработать навыки сложения и вычитания.
Десять кадров — отличный инструмент!- Изготовьте количества на пяти и десяти рамах. Начните с меньшего числа и заполните пятую или десятую рамку, чтобы завершить число.
- Считайте закуски. Например, дайте дошкольнику несколько крекеров, а затем попросите его взять еще несколько, пока он не наберет определенное количество.
- Выполните вышеуказанное задание в обратном порядке, попросив дошкольника разделить общее количество крекеров между двумя детьми.
- Используй музыку! Это одно из наших любимых видео на YouTube о составлении чисел.
Упражнения на сложение и вычитание для дошкольников
Слово мудрому о преподавании чувства чисел в дошкольных учреждениях
Если вы прочитали последние 1700 слов этого руководства, у вас могут возникнуть дополнительные вопросы. Помните, что обучение дошкольников чтению чисел — это поэтапный процесс, поэтому не переживайте.
Это как поднятие тяжестей.
Если вы хотите нарастить мышечную массу и силу, вам нужно так называемое «постепенное прогрессирование перегрузки». Это просто означает, что со временем вы постепенно увеличиваете вес, потому что ваше тело освоило более легкие подходы.
В некотором смысле то же самое верно и для обучения чувству чисел. По мере того как дошкольники осваивают различные навыки в числовом смысле, мы можем добавить немного больше сложности или добавить совершенно новый навык, основанный на старом.
Избавься от догадок!
Эта учебная программа по математике для дошкольников предназначена для обучения дошкольников всем пяти дисциплинам математики без скучных рабочих листов!
Учебная программа по математике для дошкольников, включающая девять отдельных математических разделов, разработана систематически. Не нужно задаваться вопросом, как подступиться к математике для дошкольников, эта учебная программа излагает ее для вас, но она достаточно гибкая, чтобы ее можно было настроить в соответствии с потребностями ваших учеников.
Включает 36 полных недель (скоро будет 40 недель) обучения математике, включая более 325 новых и уникальных практических занятий. И это даже не включает 72 распечатываемых и многоразовых центра для поддержки учебного подхода, основанного на игре.
Сара Панкони, MAT
Я Сара, педагог, ставшая домохозяйкой пятерых детей! Я владелец и создатель Stay At Home Educator, веб-сайта о преднамеренном обучении и целенаправленном обучении в раннем детстве.