Методика обучения шахматам: Методы обучения в шахматах

Содержание

Методы обучения в шахматах

Встречайте, друзья, категория на нашем сайте, посвященная методам шахматного обучения! В данном разделе будут представлены лучшие авторские методы шахматной подготовки. Уверены, эти уроки понравятся Вам, и при помощи них Вы с легкостью откроете для себя увлекательный мир шахмат!

В этой категории вы узнаете: «основные правила эффективных шахматных тренировок», «что нужно делать в плохих позиция», «самые распространенные ошибки у новичков» и др.

Ответы на эти и многие другие вопросы Вы получите в представленных шахматных уроках. Не ждите, переходите на следующих шахматный уровень уже сегодня!


5 вещей, которым стоит научиться у Марка Дворецкого

5 вещей, которым стоит научиться у Марка Дворецкого Александр Шека

Дата публикации: 31/05/2023 г.

Марк Дворецкий известен как один из лучших тренеров современности. Его труды — богатый источник вдохновения для начинающих шахматистов.

Читая книги Дворецкого, новички могут быстро оптимизировать свою технику тренировок и совершить заветный рывок вперёд.

  • Просмотров: 544
  • Нет комментариев

10 методов обучения шахматам, которые работают

10 методов обучения шахматам, которые работают Александр Шека

Дата публикации: 24/05/2023 г.

Если у игрока есть хоть капля амбиций, то тренировки занимают значимое место в его жизни. Как в любом другом виде спорта, для результата в шахматах важны терпение, дисциплина и упорный труд.

  • Просмотров: 2876
  • Нет комментариев

5 способов начать думать как гроссмейстер

5 способов начать думать как гроссмейстер Александр Шека

Дата публикации: 17/05/2023 г.

Хочешь играть как гроссмейстер? Научись думать как он! Хорошая новость в том, что научиться мыслить как топовый шахматист может практически каждый, независимо от исходного уровня.

  • Просмотров: 1345
  • Нет комментариев

5 полезных шахматных навыков, в которых можно преуспеть за 5 дней

5 полезных шахматных навыков, в которых можно преуспеть за 5 дней Александр Шека

Дата публикации: 10/05/2023 г.

Хочешь серьёзно вырасти как шахматист? Придётся долго и упорно заниматься! Шахматы – целая Вселенная, и над десятками их тем можно трудиться ежедневно. Последовательность и систематичность тренировок — пожалуй, самый важный «рецепт» достижения успеха в этом виде спорта.

  • Просмотров: 4009
  • Нет комментариев

5 фишек для качественной подготовки к сопернику

5 фишек для качественной подготовки к сопернику Александр Шека

Дата публикации: 03/05/2023 г.

Качественная подготовка к оппоненту сегодня играет важнейшую роль в достижении успеха за доской.

  • Просмотров: 2079
  • Нет комментариев

5 правил мастерского счета в шахматах

5 правил мастерского счета в шахматах Александр Шека

Дата публикации: 19/04/2023 г.

Эффективный расчёт вариантов – животрепещущий вопрос, интересующий каждого шахматиста. Однако качественной литературы на эту тему, как ни странно, до сих пор мало.

  • Просмотров: 4769
  • Нет комментариев

9 вещей, которые стоит сделать после поражения

9 вещей, которые стоит сделать после поражения Александр Шека

Дата публикации: 05/04/2023 г.

Игра в шахматы эмоциональна. Мы выкладываемся по максимуму за доской, и стремимся к победе. Но, к сожалению, не всегда партия идёт по нашему плану. Особенно болезненно проиграть после долгих часов сильной игры.

  • Просмотров: 2813
  • Нет комментариев

Алгоритм эффективного анализа шахматных партий [+ чек-лист]

Алгоритм эффективного анализа шахматных партий [+ чек-лист] Александр Шека

Дата публикации: 15/03/2023 г.

Важнейшее условие для роста в шахматах – регулярный самоанализ и беспощадная самокритика при разборе собственных партий. Договоритесь с собой «на берегу», что каждая ваша игра априори может содержать ошибки. Их необходимо найти и устранить, независимо от результата поединка.

  • Просмотров: 4498
  • Нет комментариев

10 советов, как избежать шахматных зевков

10 советов, как избежать шахматных зевков Александр Шека

Дата публикации: 10/03/2023 г.

Ошибки совершают все – и новички, и гроссмейстеры. Возможно, от осознания этого факта кому-то станет легче, но тем не менее, все мы хотели бы максимально избегать ошибок. Порой нам кажется, что зевки необъяснимы. Просто мозг в какой-то момент перестает мыслить ясно.

  • Просмотров: 8003
  • Нет комментариев

Cоставляем программу шахматных тренировок

Cоставляем программу шахматных тренировок Александр Шека

+ схемы тренировочных таблиц

Дата публикации: 07/03/2023 г.

Мечтаете быстро расти в шахматах? Тогда желательно работать над большинством ключевых элементов игры одновременно. Многие новички и любители включают в свои тренировки всего 1-2 темы (в зависимости от собственного понимания своих «слабых зон»). Как результат — медленный прогресс или же полное его отсутствие.

  • Просмотров: 4827
  • Комментарии (2)

О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

   Важнейший вопрос о методах преподавания шахматной игры теоретически не разработан. Обмен опытом в этой области также ничтожен, и мне представляется своевременным поделиться некоторыми соображениями, которые могут послужить материалом для обсуждения вопроса.
Основной целью преподавателя научных дисциплин является усвоение учащимися определенных знаний. Приобретенные знания практически применяются обычно в спокойной, кабинетной обстановке. Их применение не представляет особого труда, если они восприняты сознательно и активно.
Иначе в шахматах. Шахматы — игра и объективные ценности ими не создаются. Здесь дистанция между знаниями и умением их использовать на практике весьма велика. Шахматные знания применяются не за письменным столом, а в соревнованиях. Во время турнирной партии шахматист помнит только то, что ярко запечатлелось в памяти. Яркость же впечатлений присуща в первую очередь пережитому в практической игре.
Приведу характерный случай. Мне пришлось вместе с Н. Н. Рюминым комментировать 20-ю партию первого матча Алехин — Боголюбов. Работа потребовала несколько недель ввиду сложности анализа решающих моментов партии. Примерно через год мне понадобилось восстановить критическую позицию из этой партии. Без обращения к книге я этого сделать не мог. Позицию же из практической партия, игранной с тем же Рюминым также год назад, я восстановил по памяти. Заинтересовавшись этим, я проделал над Рюминым аналогичный опыт, который дал тот же результат: положение из практической партии со мной он моментально расставил на доске, хотя на обдумывание его во время игры он потратил всего несколько минут, а позиции из матча Алехин — Боголюбов, над которой он работал много часов, восстановить не смог.

Если так бледно впечатление и недолговечны следы от самостоятельной теоретической работы по сравнению с практической игрой, то еще во много крат бледнее впечатление от воспринятого на занятиях. По моим наблюдениям и высказываниям отдельных товарищей, преподающих шахматы значительнейшая часть показанного и как будто хорошо понятого на занятиях материала не приносит пользы при турнирных выступлениях.
Методика должна быть тесно увязана со спецификой игры. Задача преподавателя шахмат заключается прежде всего в том, чтобы организовать накапливание опыта учащимися, помочь им извлечь максимум пользы из практической игры. Отсюда вытекает основная установка.Практика должна рассматриваться как исходный момент для всех методических указаний. Учиться и совершенствоваться надо в процессе игры.
 

Поэтому следует отвергнуть преподавание шахмат в виде систематического курса лекций или практических упражнений в различных стадиях партии по определенной программе.

 

СУЩЕСТВУЮТ следующие этапы творческого развития шахматиста:

A.   Безыдейная игра,   в которой    отдельные  ходы делаются    по   случайным мотивам.
Б. При выборе хода шахматист  учитывает только очевидный ответ противника и руководствуется слишком общими, элементарными соображениями с минимальной их конкретизацией.
B. Увлечение первой замеченной  комбинацией или ловушкой.
Г. Учет общей перспективы, однако без достаточной конкретизации.
Д. Детальный расчет важнейших вариантов, возможный, конечно, только при высоком уровне общего понимания.

Е. Экономное мышление, умение сочетать общие формулировки, достаточно убедительные в конкретной позиции, с расчетом вариантов до конца там, где это нужно.

 

Разумеется, переходных ступеней — бесконечное множество, и точной грани между ними провести нельзя, но в общих чертах наше деление соответствует основным этапам шахматного совершенствования.

Усилия преподавателя должны быть направлены к тому, чтобы его ученики постепенно, по мере накопления опыта, переходили от низших этапов к высшему, доступному им по их природным данным. Было бы грубой методической ошибкой стремиться искусственно перескочить через низшие ступени творчества.

Особо следует остановиться на значении общих формулировок. Они освобождают шахматиста от излишних расчетов за доской и облегчают нахождение конкретных возможностей. Но если общие соображения превращаются в догмы, то они вредны, ибо приучают к верхоглядству. Полезны только те общие формулировки, которые опираются на практический опыт шахматиста на определенной ступени его квалификации.

Переходим к конкретизации методов преподавания. Мне кажется, с самого начала надо исходить из установки на практические занятия. Ознакомлению с ходами фигур и основными правилами достаточно посвятить минут 15—20. После этого, не загромождая память начинающих различными упражнениями и шахматной нотацией, надо позволить им под наблюдением преподавателя немедленно приступить к игре. Никаких указаний, как целесообразно играть, на этой стадии    давать не нужно.

После того как начинающий освоился с доской, следует планомерно приучать его к мотивировке ходов, постепенно знакомя с азами во всех стадиях партии. Например, преподаватель предлагает ученику сыграть с ним. Новичок, естественно, развивает игру совершенно нелогичным образом: двигает крайние пешки и затем выводит ладьи, прыгает конями по доске в поисках добычи и т. п. Преподаватель тем временем систематически развивается и, скажем, объявляет мат на f7. Полученный мат запечатлевается,- и несравненно сильнее, чем продемонстрированный на занятиях. Или преподаватель, наблюдая за партией двух начинающих, указывает на простейшие упущенные возможности. Или в позиции, получившейся у двух учеников, преподаватель заменяет одного из них и легко выигрывает, а затем предлагает поменяться цветами и добивается ничьей.
Последний метод особенно рекомендуется в эндшпильных позициях, где изучающий обнаруживает беспомощность заматовать противника. Применимо это и в миттельшпиле. Скажем, у одного из играющих значительный материальный перевес. Преподаватель заменяет слабую сторону и планомерной атакой против неприятельского короля   выигрывает.

Уже на самых первых порах можно давать общие (доступные) формулировки. Например, после изучения на практике, как заматовать короля ладьей и королем, дается формула: мат достигается путем оттеснения неприятельского короля на край доски при противостоянии королей. Эта формула, данная как вывод из практики, наталкивает мысль на самостоятельное нахождение ходов, посредством которых достигается оттеснение короля и противостояние королей. Использовав случаи, когда у одного из противников остается одна пешка, можно пройти простейшие пешечные концы и объяснить значение темпа.

В области дебюта надо постепенно знакомить с основными принципами развития, воздерживаясь в течение определенного периода от объяснений значения центра. Разумеется, много внимания должно быть уделено элементарным комбинациям в дебюте, особенно в связи со слабостью пункта f7, диагоналей h5 — е8 и h5—el. В миттельшпиле следует сперва изучить несложные матовые атаки и типовые комбинации.

Показ коротких партий или отдельных позиций надо применять с соблюдением следующих непременных условий: должна существовать аналогия по идее с только что встретившимся за доской вариантом;  пример должен быть взят из какой-либо партии или из этюда, близкого по характеру к практической игре, должен быть ярок и доступен для данного уровня развития по идее и по вариантному оформлению.

На той же стадии усвоения минимума нужно изучить элементарные приемы, облегчающие технику расчета (правило квадрата и т. п.). Когда минимум усвоен — ознакомить  занимающихся с нотацией.

Очень полезен разбор партий после игры. Проигравший обычно стремится доказать, что он потерпел поражение вследствие случайной оплошности, а выигравший — что он победил благодаря хорошей игре. Этот естественный интерес к собственной партии, когда еще не успел остыть пыл борьбы, преподавателю следует максимально использовать. Разумеется, желательно присутствие и других членов кружка при таком коллективном анализе.

Очень полезны консультационные партии, во время которых происходит живой обмен опытом: здесь особенно важно, что каждый консультант должен обосновывать перед другим предложенный ход. Таким образом вырабатывается привычка к разумной мотивировке ходов. Надо широко использовать сеансы. Если преподаватель, давая сеанс, встретится с поучительной позицией или ошибкой, он должен предложить участнику записать положение, а затем по окончании сеанса в присутствии других участников разобрать пример.
Показ партий и отдельных позиций на этом этапе может применяться чаще.

Для шахматистов низших квалификаций весьма полезны партии Морфи, где его противники допускали типичные ошибки, которые эффектно и убедительно использовались. Когда происходит какое-либо выдающееся состязание, надо практиковать демонстрацию отдельных Партий, игранных в нем. Но при этом не нужно показывать сверхтонкостей, а обращать внимание на вполне понятные и поучительные моменты.

Лекционный метод, мне кажется, должен преследовать цель подведения итогов практических занятий и разработки таких тем, как «Основные понятия о дебюте», «Типы комбинаций», «Атака позиции рокировки» и других.

На занятиях с кружком высшей квалификации, примерно с третьей категорией, возможно еще большее разнообразие в методах преподавания. Чаще надо применять демонстрацию партий. Можно ввести совместную читку шахматной газеты с критическим подходом к помещенным в ней комментариям.

Чрезвычайно полезны письменные анализы отложенной партии с последующим сопоставлением и критической оценкой анализов обоих противников. Возможны тематические турниры по определенному дебюту, тематические сеансы с часами, доклады слушателей на заданную тему.

Шахматистам не ниже второй категории полезно поручать составление комментариев к партии с последующей критической их оценкой со стороны преподавателя.

В рамках настоящей статьи я лишен возможности подробно останавливаться на методических вопросах, касающихся изучения отдельных стадий игры. Ограничусь поэтому лишь краткими  замечаниями.

В области дебюта отнюдь не следует стремиться к ознакомлению со всеми началами. Бесполезно и даже вредно изучение дебютных вариантов оторванно от партии в целом и от практической игры. Значение центра нужно выявлять постепенно, по мере роста шахматиста. Доступнее и нагляднее всего роль подвижного центра; значение господства над центральными полями может быть изучено на обильном практическом материале. Представляется методической нелепостью распространенное во многих кружках преподавание современных дебютных вариантов шахматистам низшей и даже средней квалификации.

В области миттельшпиля. Главнейшая ошибка здесь заключается в раздельном преподавании тактики и стратегии, то есть комбинационных и позиционных принципов. Углубление позиционного понимания должно идти параллельно с развитием искусства комбинирования. В частности, такие важнейшие позиционные понятия, как открытые линии, слабые пункты, лучше всего первоначально изучать на примерах комбинаций.

Также на примере комбинаций может быть дана общая формулировка существеннейшего стратегического момента — значения превосходства сил на отдельном участке.

Надо приучать к оценке позиции в целом с учетом всех ее особенностей при выработке конкретного плана. Оценивать позицию необходимо по опре деленному методу, учитывая материал, положение королей, преимущество в центре, слабости, открытые линии, подвижность фигур, проходные пешки, конкретные возможности. Оценка позиции должна быть продумана до конца, с таким расчетом, чтобы все отмеченные в ней моменты выявились в дальнейшем    течении партии.

 

https://go.mywebinar.com/hmpc-znmv-zmfs-knvq

В области эндшпиля объем минимума знаний, обязательных для достижения средней силы в игре, сравнительно невелик. Тонкости эндшпиля доступны только сильным шахматистам и могут быть усвоены с пользой для практики лишь при повышенном интересе к ним, например при анализе собственной отложенной партии. Для правильного учета шансов в сложном эндшпиле, где у каждого из партнеров имеется более одной фигуры, важны общие формулировки с выводами по каждому типу простого эндшпиля.

Пошаговый метод обучения и преподавания шахмат

Шахматная федерация США попросила меня выступить с докладом о ступенчатом методе на Открытом чемпионате США по шахматам в Орландо в этом месяце. Презентация была разработана в сотрудничестве с IM Cor van Wijgerden. Если вас интересует копия, отправьте мне сообщение со своим адресом электронной почты.

Я являюсь сертифицированным тренером по методу шагов, но не имею коммерческого интереса к этому методу обучения. Метод распространяется в США компанией Chess Steps USA (Виктор Хендрикс из Амстердама).

Ступенчатый метод был разработан в 1987 году Робом Бруниа и И.М. Кор ван Вийгерден . Роб Бруния был педагогом, специализирующимся на развитии высокоодаренных детей. Я работал с Робом Брунией в Роттердаме, когда учился на магистра в области исследования операций. Роб умер слишком молодым в возрасте 57 лет в результате кровоизлияния в мозг.

ММ Кор ван Вийгерден также имеет образование, но большую часть своей жизни посвятил шахматам. Он был национальным тренером женской и молодежной сборной Нидерландов. Среди его самых известных учеников GM Люк ван Вели и GM Эрвин Л’Ами.

Метод шагов — это официальный метод Королевской голландской шахматной федерации , который широко используется по всей Европе и набирает популярность в Соединенных Штатах.

Учитывая предысторию двух разработчиков метода, неудивительно, что развитие ребенка является отправной точкой метода. Он основан на сильных дидактических принципах . Эта учебная программа следует материально-пространственно-временному развитию ребенка , уроки структурированы по небольшие строительные блоки  и основаны на концентрическом обучении  (явная проверка необходимых предварительных знаний). Игра и анализ игр являются неотъемлемой частью метода и необходимы для передачи знаний (переход от знания к пониманию к применению ). Метод шагов описывает, как лучше всего анализировать игры детей.

Весь курс состоит из 6 пособий специально для тренеров по шахматам (и родителей) и 27 рабочих тетрадей , которыми могут пользоваться сами студенты. Упражнения в рабочих тетрадях распределены по темам. Типичная страница имеет заголовок с указанием темы и 12 упражнений. Пособия содержат полные сценарии уроков для учителя, а также пособия, касающиеся этапов обучения и развития детей. В общей сложности более 14000 упражнений в 27 рабочих тетрадях. Это позволяет тренеру легко дифференцировать обучение между более слабыми и более сильными учениками.

Полный курс поднимет вас с  уровня новичка до уровня национального мастера . На шаге 1 учащийся изучает правила игры и такие основы, как мат, захват и защита. Шаг 6, первый шаг самостоятельного обучения, продолжается обучением атаке короля, тактике и эндшпилю, но содержит больше уроков по позиционным аспектам игры (повышение активности фигур / уменьшение уязвимости) и подготовке к дебюту. Многие ММ и ФМ используют Шаг 6 в качестве подготовки к турниру, чтобы снова отточить свои шахматные навыки.

Чтобы получить лучшее представление о методе, вы можете скачать материалы по каждому этапу здесь: Примеры методов по этапам. Позвольте мне показать несколько диаграмм, чтобы подчеркнуть некоторые аспекты метода шагов.

На первом этапе ученик учится играть в шахматы. Метод включает в себя множество мини-игр для тренировки движения фигур.

Шаг 1: Белые должны попытаться продвинуть пешку. Два черных коня должны попытаться захватить все пешки.

В пошаговом методе большое внимание уделяется видение доски . На шаге 1 это означает увидеть, что может сделать противник, и посмотреть, какие клетки «безопасны».

Шаг 1: белые делают 3 последовательных хода и передвигают своего слона с e1 на b2, не останавливаясь на небезопасном поле. (Небезопасное поле — это поле, на котором черные могли взять слона одной из своих фигур.)

Много внимания в методе шагов уделяется защите .

Пример из шага 1 (рейтинг до 800).

Ход черных

Черные должны остановить продвижение пешки белых на f7. Ученик должен выяснить, что отказ от коня ходом Ne6 с последующим Kg7 останавливает продвижение пешки белых и что будущее продвижение пешки h5 решит игру в пользу черных.

Ступенчатый метод учит детей Видеть (Видение доски/Ориентация) и Думать (Визуализация, расчет и применение шахматных концепций) . Видение доски означает поиск незащищенных фигур, уязвимого короля, фигур с ограниченной подвижностью, фигур на расстоянии коня, фигур на одной линии, фигур на батарее, связанных фигур, фигур с центральной задачей защиты, и т. д.

Следующий пример взят из шага 4 — Плюс.

Ход белых

Что мы Видим , когда смотрим на эту позицию? Многие дети отвечают движениями, когда вы задаете им этот вопрос, но это не то, к чему мы стремимся. Ищем позиционные характеристики.

У черных прямая угроза: Bxf3 (повреждая пешечную структуру белых и ослабляя защиту короля), а затем Nxd4, выигрывая пешку. У черных незащищенная пешка на f7, белые контролируют линию e своей ладьей, черный ферзь на d6 немного уязвим (может быть атакован ходом Nb5 и не имеет много полей для перехода). Король с8 и слон g4 находятся на одной диагонали. Оба короля выглядят относительно безопасными. Концепция Защита , как определено в методе шагов, приводит нас к следующим возможностям: Защита (Сe2), Взятие (невозможно), Вставка (невозможно), Уход (Кe5) и Контратака ( Кb5). Сe2 — пассивный ход: слон получает оборонительную задачу, и белые теряют контроль над е4 и линией е. После оценки позиции теперь мы можем работать со студентами над расчетом и визуализацией последствий Ne5 и Nb5.

Часто задаваемый вопрос: почему метод шагов не работает . Существует четкая философия работы с руководствами и рабочими тетрадями. Когда студенты работают в Интернете, они редко тратят время на просмотр и часто угадывают ответ на головоломку. Если учащийся угадывает неправильно, то ему часто предоставляется решение, и оно становится упражнением на «запоминание», а не на «Найти и решить». Кроме того, в онлайн-упражнениях головоломка часто становится упражнением «5 раз — однослойное» вместо упражнения «5 ходов», потому что контрход противника воспроизводится компьютером. Это серьезное ограничение для практики ваших навыков визуализации. Наконец, исправление ответов в рабочей тетради — это хороший способ для учителя увидеть, были ли усвоены знания, которые он преподавал, и способен ли ученик правильно их применять.

Ступенчатый метод — комплексный метод изучения и обучения игре в шахматы. Он помогает школьным учителям быть хорошими учителями шахмат, предоставляя хорошо структурированную программу обучения шахматам. Он помогает сильным игрокам, таким как международные и гроссмейстеры, стать лучшими учителями, предоставляя метод обучения шахматам, основанный на сильных дидактических принципах. Это помогает руководителям шахматных программ иметь проверенный единый метод обучения для всех учителей. Для них пошаговый метод — это способ гарантировать качество всей программы.

Если у вас есть ученик , который хочет учиться, и поддерживающие родители , которые тратят время и деньги на развитие своего ребенка в шахматы, и учитель , который использует проверенные методы обучения , тогда все может пойти быстро с шахматным развитием ребенка.

Ниже вы найдете график рейтинга одного из моих учеников, которого я начал тренировать за доской 2 месяца назад. Я тренирую его 2 раза в неделю по часу. Он набрал 1100 рейтинговых баллов за 8 месяцев!


Объяснение пошагового шахматного метода

Пошаговый шахматный метод — один из самых известных пошаговых методов обучения и изучения шахмат. В этой статье я объясню, что такое пошаговый метод, расскажу, стоит ли он того и как можно извлечь из него максимальную пользу.

От новичка до гроссмейстера благодаря шахматному пошаговому методу

Книги по пошаговому методу оказали большое влияние на мою шахматную карьеру. Я, наверное, решил около 5000 упражнений в книгах Chess Steps на разных уровнях. Будучи маленьким мальчиком, я каждую пятницу приносил в местный шахматный клуб свой собственный буклет «Шахматные шаги» и начинал решать упражнения. Всякий раз, когда я находил решение, мне приходилось поднимать руку, и учитель подходил, чтобы проверить, правильно ли я понял.

Затем я с гордостью отметил решенную головоломку и пошел дальше. Это был чрезвычайно удобный способ для нашего клуба, так как у нас было много заинтересованных детей, но очень мало (хороших) тренеров. Это также было хорошим кардио для тренеров, поскольку они ходили от одного ребенка к другому (около 20 максимум), пытаясь опровергнуть свои ответы.

Поскольку моя карьера сложилась не так уж и плохо, вполне логично, что я рекомендую учиться по методу Шагов.

Да, есть бесчисленное множество более «крутых» и, возможно, более увлекательных способов изучения шахмат. Но я по-прежнему придерживаюсь пошагового метода, потому что он делает именно то, на что можно было бы надеяться: улучшить свои шахматы!

Объяснение шахматного пошагового метода

«Chess-Steps был разработан в 1987 году Робом Брунией и Кором ван Вийгерденом для обучения детей игре в шахматы».

Цитата с официального сайта Chess-Steps.

Chess-Steps — это серия книг о шахматах, цель которых — помочь вам пройти путь от новичка до рейтинга 2100 Эло.
Шаг 1 начинается с правил, нескольких простых матов и шахматной нотации. Шаг 6 в основном содержит сложные головоломки без четких намеков на тактику или мотив спаривания, которые необходимо применить.

Вот официальные рейтинговые рекомендации для каждого шага (в них не указано, внештатный рейтинг или онлайн-рейтинг, но, поскольку они были основаны в 1987 году, я сильно подозреваю, что это внеплановые рейтинги).
Вы можете добавить к этому числу примерно 200 очков, чтобы получить рейтинг chess.com или lichess.

  • Шаг 1: Рейтинг до 800
  • Шаг 2: Рейтинг до 1400
  • Шаг 3: Рейтинг до 1600
  • Шаг 4: Рейтинг до 1750
  • Шаг 5: Рейтинг до 1900
  • Шаг 6: Рейтинг до 2100

Вы можете видеть, что интервалы рейтинга становятся меньше. Это имеет смысл, так как легче перейти от рейтинга 800 к 900, чем от 1500 к 1600.

Что делает метод шахматных шагов таким интересным, так это то, что они предлагают как руководство (предназначенное для тренеров), так и рабочую тетрадь (предназначенную для студенты). Это позволяет даже неопытным игрокам обучать шахматам кого-то другого, так как каждый урок будет структурирован в Руководстве.

У каждого уровня есть разные книги:

  • Руководство
  • Рабочая тетрадь
  • Рабочая тетрадь плюс
  • Дополнительная рабочая тетрадь
  • Микс рабочей тетради

Пособие

Пособия по степ-шахматам от 1 до 6

Как объяснялось ранее, руководство в основном предназначено для учителей. В нашем шахматном клубе мы учебниками практически не пользовались. Поскольку тренеры были немного сильнее учеников, они сами структурировали уроки.

Если вы впервые преподаете шахматы и хотите, чтобы вам что-то помогло, эти пособия просто великолепны!

Для Улучшающих шахматы стремящихся совершенствоваться с помощью самообучения, я думаю, что есть лучшие ресурсы для получения знаний. Например, курс Tactic Ninja от Chessmood или «Всеобщая первая шахматная рабочая тетрадь» на Chessable.
Что вам действительно нужно, так это рабочая тетрадь!

Рабочая тетрадь

Первоначально метод шахматных шагов основывался только на Руководстве и Рабочей тетради. Рабочая тетрадь представляет собой очень простую книгу (размер А4) с большим количеством упражнений, соответствующих Урокам, описанным в Руководстве.

Это отличный способ проверить свои знания в области шахмат с помощью проверенных упражнений. Особенность в том, что нигде в книге вы не найдете решения головоломок! Вам нужно загрузить PDF-файл онлайн
. Это немного неудобно, но имеет большое преимущество: у вас нет соблазна «быстро проверить решение», когда вы застряли.

Решите целую страницу, запишите решение для каждой отдельной позиции, а затем проверьте свои решения с помощью PDF-файла. Таким образом, вы также случайно не увидите решение предстоящей головоломки.

Workbook Extra

Как следует из названия, это для всех, кто хочет решить еще несколько упражнений. Он работает точно так же, как рабочая тетрадь, только с новыми упражнениями.

Если вы правильно решите около 70% упражнений в рабочей тетради, я рекомендую пропустить дополнительную рабочую тетрадь. Вместо этого перейдите к следующему шагу.
С другой стороны, если вы испытываете трудности с выполнением упражнений и чувствуете, что вам нужно еще немного потренироваться, эти дополнительные рабочие тетради помогут вам в этом.

Рабочая тетрадь Mix

Опять та же система с небольшой изюминкой: никаких подсказок здесь нет! В то время как в других рабочих тетрадях вы можете знать, какой шаблон мата применить, здесь вам просто нужно сделать наилучший возможный ход.
Это обеспечивает обучение, которое ближе к реальной игре. Упражнения по-прежнему находятся в пределах того, что преподается в соответствующем Руководстве, но просто не упорядочены.

Если вы легко решаете головоломки, но не можете найти тактику в реальной игре, эти упражнения идеально вам подойдут.

Итак, стоит ли вам пользоваться книгами по методу шахматных шагов?

Черт возьми!

На самом деле, я рекомендую метод Chess-Steps в моем курсе Next Level Training для игроков с рейтингом ниже 2000.
Метод шахматных шагов не является блестящим и не доступен в цифровом виде. Но это проверенный и очень хорошо структурированный метод.

И это то, что вам нужно, если вы хотите совершенствоваться в шахматах:

Простой и проверенный способ!

Поскольку сейчас у них много разных книг, многие из моих студентов запутались. С чего мне нужно начать? Какая книга подходит для моего уровня?
Позвольте мне помочь вам найти правильную отправную точку.

Какой учебник по шахматам мне подойдет?

Первый вопрос, на который нужно ответить, чтобы найти оптимальную книгу: я учитель или ученик?

Учителя

Если вы учитель, то Руководства для вас. Информируйте себя о рейтинге студента (ов) и получите соответствующие книги.

Хорошим способом работы может быть еженедельный урок с использованием вашего руководства, а затем домашнее задание из Рабочей тетради для ваших учеников. Это гарантирует, что ученики не только слушают и усваивают новые мотивы и идеи, но и сразу же применяют их сами.

Студенты

Если вы хотите улучшить свою игру в шахматы, я рекомендую пропустить Учебники и сосредоточиться на Рабочих тетрадях.

Но перед этим позвольте спросить вас: вы когда-нибудь изучали основы тактики? Это нужно сделать перед тем, как пытаться решить подобные головоломки. Потому что вы не сможете решить позицию с вилкой, если даже не знаете, что такое вилка (надеюсь, вы сталкивались с ней вживую, а может и не на шахматной доске :)).

Если у вас нет этих основ, обязательно ознакомьтесь с бесплатным руководством Lichess или получите потрясающий курс «Tactic Ninja» от Chessmood. Воспользовавшись моей партнерской ссылкой для Chessmood, вы получите скидку 20% на первое ежемесячное членство. Получите ваши основы правильно, а затем начните решать.

Вот как (вы можете совершенствоваться в шахматах с помощью рабочих тетрадей):

  • Ознакомьтесь с рекомендациями по рейтингу сверху и получите рабочую тетрадь, наиболее близкую к вашему текущему рейтингу. Не забудьте добавить 200 баллов к рекомендациям, если вы играете только онлайн.
  • Тогда проверь себя и начни решать эти упражнения. Мне нравится делать их блоками по 30-60 минут. Записывайте ответы на каждое упражнение, которое вам удалось решить, и проверяйте ответы только после того, как вы закончите решение за день.

Есть три варианта:

Упражнения слишком легкие

Если вы быстро выполняете все упражнения и делаете их буквально на 100% правильно, значит, книга слишком проста для вас. Решать все — это весело и полезно для повышения уверенности, но на самом деле не улучшит ваши навыки. Так что соберитесь с духом и переходите к следующему шагу.

Слишком сложные упражнения

Это может случиться с каждым. Если вы не можете получить хотя бы 60% правильных решений за разумное время, то книга слишком сложна (на данный момент!). Это может привести к потере уверенности и разочарованию, а это не то, чего вы хотите!

Возможны две причины: либо вам не хватает основ, либо упражнения слишком сложны.
Ознакомьтесь с ресурсами для изучения основ, если вам их не хватает. И проглотите свою гордость и спуститесь на один шаг вниз, если упражнения слишком сложны.

Приложив немного терпения и усердной работы, вы сможете вернуться к этому этапу достаточно хорошо подготовленным!

Упражнения оптимальны

Лучшее место для упражнений — это когда вам действительно нужно сосредоточиться на 110% и получить от 60 до 80% правильных решений за разумное время. Здесь вы сохраняете свою уверенность в себе, но достаточно напрягаетесь, чтобы действительно добиться улучшений.

Я уверен, что из всего многообразия книг по степ-шахматам вы сможете найти то, что нужно.

Что делать после прочтения книги?

Решать все задачи по книге — это прекрасное чувство. Гордиться собой! Но не отдыхайте слишком долго, потому что конкуренция не дремлет. Так что ваш вопрос может быть: что дальше? Что ж, это может быть не самый причудливый ответ, но решение примерно такое же. Продолжайте проверять себя с помощью еще одной пошаговой рабочей тетради. Стремитесь достичь этого порога в 60-80% и в своей следующей книге.

Так что, если вы все еще находитесь в нижних 60% при завершении, возможно, будет разумнее продолжить работу на том же уровне с другой рабочей тетрадью (дополнительной или смешанной).
Если все идет гладко и вы приближаетесь к 100%, перейдите на один уровень выше и оставьте рабочие тетради Extra & Mix. Помните: цель не в том, чтобы решить как можно больше головоломок.

Цель состоит в том, чтобы улучшить как можно больше за ограниченный период времени!

Резюме

Шахматный пошаговый метод — отличный способ улучшить свои шахматы. Одна только эта серия может оказать огромное влияние на ваши шахматные результаты, потенциально пройдя путь от новичка до рейтинга ФИДЕ 2100!

Не красиво, но работает!

Вот как в двух словах:

  • Найдите подходящий Уровень для вашего текущего рейтинга
  • Решите задание этого уровня
  • Двигайтесь дальше, если вы процветаете, сделайте несколько дополнительных повторений, если вы все еще боретесь
  • Продемонстрируйте свои новые навыки в играх и посмотрите, как улучшится ваш рейтинг

Хотите получить собственные книги по методу шахматных шагов? Загляните на официальную страницу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *