Методика работы над басней.
Басня – одна из форм эпического жанра, где в аллегорической форме под видом зверей, птиц и различных предметов писатель подразумевает людей, осмеивая человеческие пороки. Форма стихотворная, хотя не является обязательной (например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе), имеет сатирический нравоучительный характер. Как жанр басня появилась задолго до нашей эры. В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И.А.Крылова. Для чтения в начальных классах отобраны басни, заключающие в себе житейскую мудрость, осуждающие пороки людей.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств:
1. Каждая басня – метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.
2. В басне всегда присутствует положительная направленность того или иного осуждения, которая при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками (Что осуждает басня? Чему она учит?).
3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.
4. Размер басни обычно не превышает 20 – 30 строк, но по содержанию это – пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.
5. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражений.
Обычно урок чтения басни содержит такие структурные компоненты:
1. Подготовительная работа к восприятию произведения. Она может включать такие виды работы: рассказ учителя об авторе басни, викторину по материалу прочитанных басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.
2. Чтение басни учителем, или прослушивание грамзаписи, или просмотр фильма. 3. Беседа эмоционально-оценочного характера.
4. Анализ конкретного содержания басни. 5. Анализ той части басни, в которой заключена мораль. 6. Аналогия из жизни. Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали(нравоучения) и аллегории (иносказания).Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль. Если главная мысль и мораль просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения, то более целесообразно сразу же после первичного восприятия басни, какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им задается второй вопрос: «Какова мораль басни?» После этого дети сами читают басню, а затем происходит краткий разбор речевых оборотов. Если сущность морали важна для учащихся (например, в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»), то при первичном чтении басни учитель опускает текстовое нравоучение.
Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР.
Особенности работы над басней с обучающимися с ТНР.
Введение
Методика работы с литературными произведениями на уроках чтения является одной из наиболее важных задач обучения младших школьников, входящих в изучение русского языка в начальных классах. Круг чтения младшего школьника охватывает достаточно большое число разнообразных жанров, в которые входят как стихотворные произведения, так и проза. Исходя из психологических особенностей развития детей данного возраста, можно сказать, что ими лучше воспринимаются произведения, несущие в своем содержании яркий и эмоциональный литературный или поэтический образ, чем строгие и наукообразные рассказы, лишенные авторского стиля и не активизирующие фантазию или мышление школьника.
Кроме того, школьники психологически более настроены воспринимать стихотворные произведения, поскольку внешнее строение, рифма и общий ритм стиха способствует созданию гармоничного стиля текста и улучшает его восприятие, что повышает интерес учеников к изучению данного литературно-поэтического произведения. Одной из задач на занятиях является обучение детей выразительному чтению, для чего наиболее удачно используются стихотворения, т.к. уже в самом тексте заложен определенный ритм чтения, темп, паузы, логические ударения и своеобразная мелодика устного воспроизведения. Ученик, читая стихотворение и правильно применяя средства выразительного чтения или воспринимая их на слух при чтении учителем, гораздо лучше проникается общим настроением стиха и способен создать в своем воображении личный, опосредованный в своем сознании художественный образ.Одним из видов художественного текста, изучаемых в начальной школе, является басня. Басня может быть как стихотворной, так и написанной в форме поучительного рассказа, но наиболее часто употребляемой является стихотворная басня. В начальной школе широко используются басни И.А.Крылова, как наиболее яркий образец русской поэзии данного жанра, а также басни Л.Н. Толстого и С.В. Михалкова.
Обучение чтению басен — вопрос в методике, который изучался многими специалистами. К нему обращались К.Д.Ушинский, Д.И.Тихомиров, В.Я .Стоюнин, В.П. Острогорский, В.П. Шереметьевский, Н.Н. Щепетова и другие. В России басня включается в учебные книги с 1699 года, и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения.
Специалисты утверждают, что в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, т.е. художественно оформленной поучительной литературы, которая излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи.
Обоснование необходимости использования басен в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования.
Классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Выдающийся русский литературовед А.А.Потебня, анализируя басню, писал: «Басня есть один из способов познания житейских отношений, характера человека, одним словом, всего, что относится к нравственной стороне жизни людей».
Теоретический раздел. Методика.
Методика работы над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведение. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания).
В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного, персонажами басни могут быть и люди. Также не обязательным для басни является стихотворная форма. Например, басни Л.Н.Толстого написаны в прозе.Методика работы над басней предполагает следующую работу:
— познакомить учащихся с понятием «Басня». Басня — это иносказательный, аллегорический рассказ, в котором есть нравоучение. Относится басня к животному эпосу.
— познакомить с происхождением басни. От какого слова произошло слово басня — баять — баян — говорить.
Для понимания учащимися басни учитель должен научить их:
— определять время написания (Крылов, Толстой -XIX век, Михалков — XX век)
— устанавливать структуру (2 части: повествование и мораль), выделять мораль.
— определять характер героев: через поступки, внешний облик, язык, оттенки речи.
— выявлять авторское и личностное отношение к героям; — подготовиться к выразительному чтению.
Учитель может применять такие приемы работы с басней, как определение структуры, определение характера героя, чтение по ролям (инсценировка), составление плана, «живые картинки», анализ композиции, сравнение басен, выразительное чтение.
Работу над басней следует построить следующим образом:
1. Работа над техникой речи.
2. Работа с текстом до чтения — подготовить учащихся к восприятию текста, т.к. много незнакомых, трудных слов.
3. Рассказ об авторе.
4. Чтение басни. Первый раз басню читает учитель.
Целесообразно начать урок с выполнения упражнений по технике речи, на которые отводится 4—5 минут.
Упражнения на постановку дыхания, голоса, дикции. Тренинг
A) Дыхание. Упр.1.
Встать прямо, на счет раз-два сделать вдох, на счет 3-4-5-6 — выдох. Упр-ие выполняем 5 раз, каждый раз увеличивая время выдоха.
Упр. 2.
На звуке п-фффф вдохнуть воздух, на выдохе произносим звук с прерывисто и медленно. Выполняем 5 раз
Б) Образование голоса
Упр.1.«Стон». Губы слегка сомкнуты, на звуке м тихо стонать. Затем произносим звукосочетания (ма-мо-му-мэ-ми-мы) (мам-мом-мум-мэм-мим-мым).
Произносим слоги с другими сонорными (лламм… и т.д. ннамм… ррамм…)
B) Дикция Упр. 1
Произнести следующие строчки в такт барабану: Пара барабанов — 3 р. Била бурю!
Пара барабанов — 3 раза Била бой! Упр.2.
Произнести чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, чисто артикулируя.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Добыл бобов бобыль.
Упражнение на дыхание: «задувание свечи».
Упражнение для дикции: произнесение скороговорок. «Шалунья мартышка сидит на вышке и швыряет оттуда шишки». Задание: произнести скороговорку с двумя намерениями.
1. Любуясь Мартышкой, хвалю ее действия: «Ловко у нее получается».
2. Жалуюсь на Мартышку: «Она в меня бросает шишки, мне больно», «На инструментах так играли, что с инструментов струны содрали». Произнести с намерением:
1. Объяснить, почему на музыкальных инструментах нет струн.
2. Выругать за то, что поломали инструменты.
Ряд следующих вопросов выводит учеников на характеристику героя, подготавливает к выразительному чтению:
«Кому вы сочувствовали, слушая басню?»
«Кто был вам симпатичен?»
«Чью роль вы хотели бы сыграть?»
5. Самостоятельное чтение басни учащимися. После прочтения учитель задает вопросы по тексту, которые помогают детям приготовится к выразительному чтению.
«Найдите слова, которые помогут нам увидеть этого героя.»
«Действительно ли животные могут действовать так как в басне или это качества кого-то другого?» (т.е. в басне действуют животные, а подразумеваются люди)
6. Составление плана. Выделяем смысловые части. Находим опорные слова для каждой смысловой части.
7. Басня имеет дидактический (научительный) характер, этим она близка пословице. Поэтому при работе с басней обращение к пословице очень логично.
(Может ли пословица быть моралью басни?»
8. Выразительное чтение (ударения, логические паузы, интонация).
9. Инсценировка. [1.]
Интонационные средства
Интонация — это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем почти весь комплекс интонационных элементов, каждый из сонорных определяет определенную функцию. Поэтому функции интонации очень разнообразны:
1. Членит речевой поток;
2. Оформляет высказывание в единое целое;
3. Различает коммуникативные типы высказывания;
4. Выделяет важное;
5. .Выражает эмоциональное состояние;
6. . Различает стили речи;
7. Характеризует личность говорящего.
Интонация описывается при помощи акустических параметров: интенсивности, длительности, частоты основного тона и спектра. Интонация должна быть живой, яркой.
Как уже говорилось, интонация — явление сложное. Чтобы представить себе ее более отчетливо, рассмотрим отдельные компоненты, составляющие интонацию:
1. Сила голоса — это степень его громкости, его усиления или ослабление. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.
2. Логическое ударение — это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, — писал К.С. Станиславский, — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!». Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических требует предварительного анализа текста.
3. Пауза — остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.
4. Темп и ритм — обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпоритм.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают.
Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
5. Мелодика речи — движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. 6. Тон голоса — это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.
7. Тембр — это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… Тембр в определенной степени можно менять.
8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Неязыковые средства выразительности органично связаны с интонацией, а их характер зависит от ситуации и содержания высказывания, поэтому их никогда не надо придумать. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанию, формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания. Педагогу целесообразно соблюдать правила использования неязыковых средств выразительности. Приведем здесь некоторые из них:
— на уроке лучше стоять. Такое положение помогает овладеть вниманием учащихся, дает возможность наблюдать за аудиторией, держать в поле зрения всех детей;
— не следует расхаживать по классу: хождение отвлекает внимание детей и утомляет их;
— учителю надо держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно;
— следует избегать механических жестов, не оправданных психологически;
— удобная поза, не мешающая дыханию и работе всего речевого аппарата, вызывают у исполнителя чувство уверенности, и помогает найти нужное для исполнения внутреннее состояние.
Важным компонентом исполнения является выразительная мимика. Следует помнить о том, что неточное, а также чрезмерное использования мимики затрудняет восприятие и раздражает зрителей. Поэтому при подготовке к исполнению рекомендуется начитывать текст перед зеркалом, анализируя и корректируя выражение лица.
Все перечисленные компоненты составляющие интонацию помогают в усвоение выразительного чтения.
Интонация — это ответ на ситуацию разговора. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней: она — проявление внутреннего его состояния, его мыслей, чувства.
Заключение
Художественная литература одно из важнейших средств гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека. Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме.
Великие русские педагоги в своих работах утверждают, что классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить. Изучение басен именно в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. В них содержится богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.
Современному учителю необходимо владеть методикой работы с литературными произведениями, в частности с басней, на уроках литературного чтения, т.к. систематическая работа над смыслом басен, ее анализ, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь.
Басня | Литературный жанр, характеристики и примеры
Aesop
Смотреть все медиа
Категория: Искусство и культура
- Ключевые люди:
- Жан де Лафонтен Макс Бирбом Игнаций Красицкий Акутагава Рюноскэ Эзоп
- Похожие темы:
- литература звериный эпос Исопет зверь басня
Просмотреть весь связанный контент →
басня , повествовательная форма, обычно с изображением животных, которые ведут себя и говорят как люди, рассказывается для того, чтобы подчеркнуть человеческие глупости и слабости. Мораль — или урок поведения — вплетена в историю и часто прямо формулируется в конце. ( См. также басня о звере.)
Западная традиция басни фактически начинается с Эзопа, вероятно легендарной фигуры, которой приписывают сборник древнегреческих басен. Современные издания содержат до 200 басен, но нет возможности проследить их истинное происхождение; самая ранняя известная коллекция, связанная с Эзопом, датируется 4 веком до нашей эры. Среди классических авторов, разработавших эзопову модель, были римский поэт Гораций, греческий биограф Плутарх и греческий сатирик Лукиан.
Еще из Британники
Иудаизм: басни и истории о животных
В Средние века процветали басни, как и все формы аллегории, а в конце 12 века Мария де Франс создала примечательную коллекцию басен. Средневековая басня породила расширенную форму, известную как эпос о зверях — длинную эпизодическую историю о животных, изобилующую героем, злодеем, жертвой и бесконечным потоком героических усилий, пародирующих эпическое величие. Самой известной из них является группа связанных сказок XII века под названием 9.0025 Роман де Ренар ; его герой — Лис Рейнард (нем. Reinhart Fuchs), символ хитрости. Два английских поэта переработали элементы эпоса о зверях в длинные поэмы: в «Прозоопойе» Эдмунда Спенсера «»; или в «Рассказе матушки Хабберд» (1591) лиса и обезьяна обнаруживают, что жизнь при дворе не лучше, чем в провинции, а в «Лань и пантера» (1687) Джон Драйден возродил эпос о зверях как аллегорическую основу для серьезный богословский спор.
Басня традиционно была скромной по объему, а своего апогея форма достигла во Франции 17-го века в творчестве Жана де Лафонтена, темой которого было безумие человеческого тщеславия. Его первая коллекция из Басни в 1668 г. следовали эзоповскому образцу, но его более поздние басни, накопленные в течение следующих 25 лет, высмеивали двор и его бюрократов, церковь, восходящую буржуазию — словом, всю человеческую сцену. Его влияние ощущалось во всей Европе, а в эпоху романтизма его выдающимся преемником был русский Иван Андреевич Крылов.
Басня нашла новую аудиторию в 19 веке с появлением детской литературы. Среди знаменитых авторов, использовавших эту форму, были Льюис Кэрролл, Кеннет Грэм, Редьярд Киплинг, Илер Беллок, Джоэл Чендлер Харрис и Беатрикс Поттер. Хотя Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Антуан де Сент-Экзюпери, Дж.Р.Р. Толкин и Джеймс Тербер также использовали эту форму. Отрезвляющее современное использование басни можно найти в романе Джорджа Оруэлла «9».0025 Скотный двор (1945), язвительный аллегорический портрет сталинской России.
Устная традиция басен в Индии восходит к 5 веку до н.э. Panchatantra , санскритский сборник басен о зверях, сохранился только в арабском переводе 8-го века, известном как Kalīlah wa Dimnah , названном в честь двух шакалов-советников (Kalīlah и Dimnah) короля льва. Он был переведен на многие языки, в том числе на иврит, с которого в 13 веке Иоанн Капуанский сделал латинскую версию. Между 4 и 6 веками китайские буддисты адаптировали басни из буддийской Индии как способ углубить понимание религиозных доктрин. Их сборник известен как Отверстие Цзин .
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасВ Японии истории 8-го века Кодзики («Записки о древних делах») и Нихон сёки («Хроники Японии») усеяны баснями, многие из которых посвящены маленьким, но разумным животным. одолеть больших и глупых. Форма достигла своего апогея в период Камакура (1192–1333). В 16 веке миссионеры-иезуиты принесли басни Эзопа в Японию, и их влияние сохранилось до наших дней.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Дж. Э. Люберингом.Что такое басня? | TheSchoolRun
Басни рассказывают нам историю и одновременно преподают нам урок, и мы слушаем их, пересказываем и сочиняем уже более двух тысяч лет. Мы объясняем, как дети младшего школьного возраста узнают о баснях и Эзопе, в нашем руководстве для родителей.
или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить к своим сохраненным ресурсам
Что такое басня?
Басня – это рассказ о животных, растениях или силах природы, которые антропоморфизированы (учитываются человеческие качества). Басня всегда заканчивается «моралью» . Это урок, который следует усвоить, читая историю.
Одна из самых известных басен Заяц и Черепаха . В этой басне оба животных антропоморфизированы в том смысле, что они могут говорить и соревнуются друг с другом в гонке. Высокомерный заяц останавливается, чтобы поспать в середине гонки, потому что он убежден, что у него достаточно времени, чтобы сделать это, а затем снова присоединиться к гонке и выиграть ее. Тем временем медленная, но решительная черепаха продолжает идти и побеждает, пока заяц спит.
Считается, что большинство наших самых известных басен были написаны человеком по имени Эзоп, который, как полагают, был рабом в Древней Греции около 550 г. до н.э.
Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ набор инструментов для творческого письма!
- Рабочие тетради KS1 и KS2
- Полное заполнений и вдохновляющих идей
- Советы по структуре рассказа, руководства по стилю и рекомендации по редактированию 901 07
Загрузите БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы сегодня
Чем отличаются традиционные сказки и басни?
Традиционная сказка — это история, которую рассказывали и пересказывали на протяжении многих лет, также известная как сказка (например, Золушка или Красная Шапочка ).
Чем отличаются басни и мифы?
И мифы, и басни — это истории, но мифы сосредоточены на богах и героях, а басни — это истории о животных, предметах и силах природы. Мифы были призваны объяснить мир, а басни — преподать моральный урок.
Басни в начальной школе
Если дети знакомятся с баснями в начальной школе, то, скорее всего, они находятся на ключевом этапе 2.
Они начинают с чтения ряда басен, чтобы дать им представление о жанре . Затем они могут выполнять различные действия, такие как запись в дневнике в качестве персонажа басни, разыгрывание басни в группе и пересказ истории в устной форме партнеру или перед классом. Затем дети сочиняли свою собственную басню (либо собственную версию басни, которую они прочитали, либо полностью свое творение), обращая внимание на условности написания басни (антропоморфные животные, мораль и т. д.)
Басни дома: как вы можете помочь своему ребенку
Вы можете помочь своему ребенку дома, читая с ним басни и побуждая их рассказывать о прочитанном . Бесплатные басни Эзопа для прослушивания доступны на сайте Storynory.
Благотворительная организация «Спасите корову» выпустила бесплатных сборника африканских басен для скачивания , в том числе «Почему Бородавочник стоит на коленях» (Зулу) и «Как возникла пустыня» (Гана).
Задавайте им множество вопросов о персонажах, чтобы помочь им в понимании прочитанного, в том числе вопросы, требующие извлечения информации («Кто еще участвовал в гонке?»), а также вопросы, основанные на умозаключениях («Сможете ли вы найти предложение, которое говорит нам, что заяц был слишком самоуверен?»), а также вопросы, основанные на дедукции («Как вы думаете, о чем думала черепаха, когда участвовала в забеге?»).
Aesopfables.com — это огромная и всеобъемлющая онлайн-коллекция из более чем 655 басен, проиндексированных в виде таблицы, с перечислением морали. Ресурс можно использовать бесплатно.
Также рекомендуется Садовая книга басен Эзопа (12,99 фунтов стерлингов, Садовые книги), новый пересказ Майкла Морпурго с иллюстрациями Эммы Чичестер Кларк.