Методика Монтессори для детей: суть метода и принципы
Одна из самых сильных сторон методики Монтессори — в системности и целостности. Это позволяет выстроить образовательный процесс от рождения до взрослости в единой логике, но затрудняет краткое изложение сути и принципов метода Монтессори. Просьба помочь составить общее представление равносильна просьбе коротенько обрисовать суть всей математики или психологии. Но я постараюсь сжато изложить большинство основополагающих идей.
Содержание
- Что такое метод Монтессори?
- Принципы адаптация ребёнка к жизни
- Суть человеческих тенденций в Монтессори
- Понятие впитывающего разума
- Сензитивные периоды
- Принципы уважения, наблюдения и самостоятельности в Монтессори
- Суть свободы и ответственности
Что такое метод Монтессори?
Мария Монтессори — итальянский врач и педагог, автор собственной педагогической системы. Её методика раннего развития проверена временем и признана во всём мире.
Метод Монтессори — это система раннего развития, суть которой заключается в организации дидактически подготовленной среды для детей, где они могут самостоятельно получать новые навыки и удовлетворять возрастные потребности развития во время подходящих занятий.
Впервые свои основные педагогические принципы, которые позже легли в основу знаменитой методики, Мария Монтессори опробовала при работе с умственно отсталыми детьми. Когда автор заметила прогресс, она адаптировала систему для развития здоровых детей.
Основной принцип методики раннего развития Монтессори отражает высказывание «Помоги мне сделать это самому». Суть этого принципа в том, чтобы родители и педагоги стали для детей помощниками и наблюдателями. Наблюдая за малышами, взрослые должны точно определять потребности развития и сферы интереса. Это необходимо, чтобы предлагать малышам подходящие занятия и направлять их энергию в нужное русло.
Принципы адаптация ребёнка к жизни
Начнём с фундаментальной для системы темы. Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.
Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается. Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий.
Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин. Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.
Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.
Животные приспосабливаются через процессы естественного отбора. Чем меньше индивидуальные качества организма полезны в условиях окружающей среды, тем больше вероятность, что он не оставит похожего на себя потомства.
Развитие зависит непосредственно от среды, а не от влияния других представителей вида.Забота и обучение потомства у животных со сложным поведением достаточно важны. Но всё-таки щенок вырастает более-менее собакой. Даже если его с детства воспитывают люди, или он выживает с раннего возраста в одиночку.
Сильная сторона биологической адаптации в том, что такой способ взросления сложно сломать. А слабая в том, что жёсткая программа подходит для очень ограниченного спектра условий.
Принципы адаптации человека устроены иначе. Малыш рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга. Но достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места.
Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам. Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.
Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.
Эти принципы определяют суть методики Монтессори:
- Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.
- Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.
- Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.
- Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.
- Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.
Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.
Суть человеческих тенденций в Монтессори
Установившееся в русском языке название этого понятия не совсем точно. Английское tendency обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.
Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
- ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
- имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
- почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
- обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.
Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.
В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.
Методика Монтессори использует столетний опыт практики своих принципов и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.
Бесплатный марафон от экспертов
Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике
Понятие впитывающего разума
В первые шесть лет жизни человек обладает рядом особенностей, чтобы не сказать — сверхспособностей. Он может вбирать огромное количество информации о культуре, человеческих взаимоотношениях и качествах, и буквально делает ранний опыт частью своего мозга.
Благодаря впитывающему разуму:
- ребёнок закладывает основы собственной личности;
- выучивает один или несколько языков любой сложности;
- овладевает собственным телом, превращаясь в умелого и ловкого деятеля.
Но у такого сверхинтесивного приобретения и сохранения навыков есть слабая сторона. То, что в раннем детстве любой повторяющийся опыт с такой лёгкостью впечатывается в мозг, делает невозможным его систематизацию, анализ, вычленение существенного и случайного, общего и частного.
Для этого хорош взрослый способ приобретения опыта и навыков.Подробная статья о принципах и сути впитывающего разума в методе Монтессори
Опыт раннего возраста нуждается в логичности, систематизированности, свободе от лишнего стресса и других помех. Воспитание по Марии Монтессори готовит взрослого к тому, как сделать обстановку вокруг ребёнка такой, чтобы впитывание всего и сразу было удобным и полезным.
Сензитивные периоды
Если человеческие тенденции присущи человеку в любом возрасте, то сензитивные периоды — временны. Мария Монтессори писала о них так: «Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает».
У сензитивного периода две стороны:
- Внутренняя проявляется в жизненном импульсе к какой-либо деятельности.
- Внешняя — это наблюдаемый интерес к действиям и занятиям, к получению опыта определенного рода: повторение, концентрация, и явное удовлетворение от работы вместо утомленности.
Родителям и педагогам важно знать виды сензитивных периодов и примерные сроки их наступления. Также, необходимо уметь распознавать моменты, когда ребёнок охвачен страстью и следует путём развития в собственном темпе. Монтессори готовит во взрослых деликатных помощников, способных вовремя предоставить необходимое и вовремя отстраниться, позволяя ребёнку действовать самостоятельно. Это развивает новые качества ребёнка и умение действовать вдумчиво и сосредоченно, формирует понимание себя как успешного человека.
Сензитивный период подобен лучу софита, приковывающему внимание зрителя и освещающему до мельчайших подробностей самое важное в этот момент спектакля.
Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены.
Неблагополучное прохождение сензитивных периодов не всегда даёт очевидную деформацию психической жизни. Но сильно сказывается на дальнейших возможностях и качестве взросления, и взрослому важно предотвратить такое развитие событий. В отношении некоторых фундаментальных вещей упущенное время может быть драматическим. Опыт детей-маугли показывает, что человек не способен полноценно овладеть речью после того, как сензитивный период развития речи завершён.
Подробная статья о сути сензитивных периодов до 3 лет с точки зрения методики Монтессори
Монтессори предлагает следование за ребёнком как универсальный способ индивидуализации личной образовательной траектории. Если мы позволяем ему самому выбирать, как долго и чем именно он будет заниматься в подготовленной среде, то он будет учиться всему в самый подходящий для себя момент. И доводить решение каждой задачи до конца, не оставляя непроработанных моментов.
Принципы уважения, наблюдения и самостоятельности в Монтессори
Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи. У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.
Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.
Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.
Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить. Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол. Если соорудить удобную детскую подставку-лесенку, малыши смогут участвовать в приготовлении пищи. Это развивает их функциональную независимость и позволяет учиться всему гораздо раньше.
Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок. Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов. Дидактические материалы сконструированы по определённым принципам, которые облегчают возможность ребёнку совершить самостоятельно маленькое открытие и самому научить себя чему-то.
Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. И это не про раннее развитие, а про своевременность. Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.
Суть свободы и ответственности
Не менее, чем предоставить свободу, важно, чтобы она была посильной. Свобода выбора есть у того, кто знает, из чего он выбирает. Чтобы обладать таким знанием, нужен жизненный опыт.
Монтессори-воспитание — это создание для ребёнка таких условий, где он может:
- исследовать,
- экспериментировать,
- совершать ошибки,
- замечать их,
- самостоятельно исправлять.
Это позволяет выстроить собственное поведение с опорой на честную обратную связь от среды. Среда сообщает, например, что вода из опрокинутого стакана разольётся, а небрежно проведённая линия неточно повторит обводимую фигуру из рамок и вкладышей.
Кроме того, среда помогает разобраться в том, какое поведение приводит к каким последствиям, и как лучше действовать, чтобы получить результат. Опыт исправления ошибок учит относиться к ним как к части обучения и тому, что ребёнок способен сам решать возникающие проблемы.
Всё сказанное касается не только манипуляций с неодушевленными объектами, но и взаимодействия с другими людьми. В семье и разновозрастных классах дети учатся помогать и принимать заботу, сотрудничать и работать самостоятельно.
В результате ребёнок начинает выбирать сам и осознанно правильное поведение, с пониманием пользы, которую это моральное поведение приносит ему самому. В этом случае мотивация совершения поступков становится внутренней, а не ориентированной на внешний страх наказания или похвалу.
Монтессори-дети живут для себя, учатся и развиваются для себя, и делают всё это вместе с другими или рядом с другими — тоже в своё удовольствие и учатся тому, как сделать это ко всеобщему благу.
Посильная ответственность учит быть ответственным, опыт решения проблем — решать проблемы, позитивный опыт взаимодействия с другими учит умению жить и добиваться своих целей сообща.
Инфографика Софии Шипиловской и Елены Юдиной
Фото Ольги Горевой
Система воспитания и обучения по методу М. Монтессори
Слово «Монтессори» уже давно укоренилось в словаре ответственных родителей, став олицетворением эксклюзивности и эффективности в вопросах развития детей. Однако далеко не все по-настоящему понимают, что означает «Монтессори», и как построена система воспитания и обучения детей по методу великого итальянского врача и педагога Марии Монтессори.
Что значит Монтессори?
Тысячи садиков и школ по всему миру гордо носят название «Монтессори», а само слово уже давно перестало быть просто итальянской фамилией, а превратилось в название подхода, который используют в своей работе специалисты и даже обычные родители. Давайте же разберемся в науке о детях под названием «Монтессори».
История системы Монтессори
В начале двадцатого века талантливая и целеустремленная выпускница Медицинской школы Римского университета Мария Монтессори поступила на работу ассистентом в детской психиатрической клинике. Она много времени проводила с детьми, которых общество того времени считало абсолютно безнадежными, и заметила, что более разнообразная среда и специально организованные занятия позволили детям если и не догнать сверстников, то точно значительно улучшить знания и навыки.
Результаты её работы не заставили себя ждать, непростые выпускники показывали невероятные результаты и даже сдавали экзамены общеобразовательной школы, а системой Марии Монтессори стали интересоваться и родители здоровых детей. В 1907 году был открыт «Дом детей», где Мария Монтессори начала разрабатывать собственную теорию обучения, развития и воспитания детей, а также вводить авторские методические материалы.
com/embed/EPXQQEU6Miw»>Уникальные способности видеть и слышать детей, а также хорошее образование и понимание принципов научного подхода, позволили Марии Монтессори создать собственную систему воспитания, суть которой сама Монтессори описала в знаменитой фразе «Помоги мне это сделать самому». Идеи настолько полно отвечали запросам родителей новой эпохи, что метод быстро приобрел всемирную популярность.
Работы М. Монтессори
К счастью для всех нас Мария Монтессори была не только блестящим педагогом, но и обладала талантом учёного и оставила после себя множество уникальных книг, в которых она предоставила развернутое описание теории Монтессори: тщательное описание этапов развития детей, идея Монтессори воспитания, цели и задачи деятельности Монтессори педагогов и любых взрослых, окружающих малыша, практическое руководство по Монтессори образованию.
Одной из самых объемных работ является двухтомник «Научная педагогика», который помогает читателю связать теорию и конкретные руководства по организации занятий для детей. В работе представлены выводы Марии Монтессори, полученные по результатам наблюдений за детьми с научным обоснованием результатов, а также описаны рекомендации и конкретные методы работы с детьми.
Наука, стоящая за формированием системы М. Монтессори подробно изложена в работе «Впитывающий разум ребенка», где автор объясняет принципы развития мышления, памяти, внимания и речи ребенка, а также затрагивает вопросы формирования характера человека, связывая свои идеи с психофизиологией детского возраста. Данная книга будет полезна тем, кто интересуется вопросами психологического развития детей и хочет лучше понимать его законы.
Проследить, как Мария Монтессори создавала свою систему обучения детей, понять суть и ценности Монтессори подхода, увидеть развитие ребенка глазами Монтессори специалиста, отметить главные особенности системы Монтессори можно в книге «Дети — другие», где автор объясняет, как она пришла к своей знаменитой системе, и что является самым важным в процессе воспитания детей. Эту книгу можно рекомендовать родителям, которые хотят глубже познакомиться с ценностями системы Монтессори.
Работы М. Монтессори различны по стилю написания, объему и широте темы, в переводах на русский язык можно найти сборники её статей и работ, написанных с коллегами по ассоциации, основополагающие теоретические разработки, обсуждения философских и моральных аспектов воспитания, описания принципов детского развития, практические рекомендации. Помимо этого в настоящее время существует и множество литературы от её последователей, которые кратко описывают саму систему Марии Монтессори, а также детально освещают реальный опыт современных родителей, дают рекомендации по решению проблем и разбирают конкретные вопросы детской психологии и воспитания.
Система образования Монтессори
Теперь, когда мы имеем общие представления об истории создания метода Монтессори, самое время вникнуть в суть подхода и представить себя на месте как педагога школы Монтессори, так и самого воспитанника.
Ребенок может больше, если среда даёт ему возможность делать больше
Попадая в Монтессори среду ребенок открывает для себя мир совершенно новых возможностей, становится уверенным, любознательным и целеустремленным, а иногда совершенно неожиданно для родителей приобретает такие качества как самообладание и терпение, которые, казалось, просто отсутствовали у малыша.
Секрет чудесных изменений прост: Монтессори класс полностью учитывает психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Вся мебель и предметы, с которыми контактирует ребенок подбирается по размеру и весу (включая такие простые предметы как кувшины, веники и столовые приборы), но в то же время являются «настоящими» (ножи могут разрезать еду, из стаканов выливается вода, а на занятиях кулинарией используются настоящие продукты, а не пластмассовые макеты и игрушечная кухня). Сами же занятия по системе М. Монтессори учитывают текущий уровень развития ребенка, его интересы, не требуют невозможного, но и не отстают от малыша.
Ребенок с удовольствием будет следовать правилам, если чувствует баланс между свободой и ограничениями
Мы слышали много мнений о системе воспитания Монтессори: одни говорят, что это сплошное поощрение вседозволенности, ребенок привыкает к тому, что всё подчиняется его желаниям, другие, наоборот, считают, что комплекс Монтессори — это слишком жесткая система.
Истина, разумеется, посередине. Для адекватного развития самостоятельности и мотивационной сферы малыша необходимо предоставлять ему свободу выбора уже с первых дней жизни. Среда развития по Монтессори подразумевает гибкий план занятий, дети свободно перемещаются между различными зонами, сами решают, с какими материалами они хотят взаимодействовать. В этом плане система Монтессори действительно позволяет ребенку гораздо больше свободы, чем расписание обычного детского сада.
Тем не менее, многие замечали, что при полном отсутствии правил дети не только не учатся жить в обществе, но и испытывают беспокойство, чаще бывают недовольны и напряжены. Секрет в том, что доверие к миру начинается с ощущения его предсказуемости, осознания того, что в мире в целом и обществе в частности есть определенные правила. Такие правила есть и в Монтессори среде: самостоятельно поддерживать порядок в классе, держать в чистоте рабочие зоны и аккуратно обращаться с материалами, мирно решать конфликты и приходить к компромиссам. Именно благодаря этим правилам Монтессори выпускники гораздо самостоятельнее, коммуникабельнее и аккуратнее своих сверстников, посещающих обычные сады и школы.
Баланс ограничений и свободы создается за счет правильно организованного Монтессори класса (достаточно пространства, удачное расположение материалов и их грамотная подборка, понятное деление класса на зоны), но гораздо более важно, что он достигается с помощью грамотного включения взрослого в деятельность детей. Слишком активная позиция взрослого заглушает чувство свободы ребёнка и не даёт ему встретиться с собственным жизненным опытом, полное же отсутствие контроля не позволит малышу усвоить базовые правила. Именно поэтому Монтессори педагоги проходят длительное обучение до получения заветной аттестации.
Деятельность ребенка должна быть наполнена смыслом: как и для чего используются пособия Монтессори?
Все Монтессори материалы — это единая система пособий, которые начинаются с формирования самых простых двигательных и мыслительных навыков малышей и заканчиваются глубоким изучением гуманитарных и естественных наук уже в школьном возрасте.
Каждый материал по методу Монтессори имеет свою обозначенную цель: цветные таблички для познания цвета, розовая башня для освоения понятия размера и так далее. К тому же материалы имеют своих предшественников и последователей, ведь знание развивается от простого к сложному, от частного к общему. Возьмём к примеру упражнения на сортировку, которые важны для развития навыка классификации в школе Монтессори. Сперва малышу предлагают предметы, различающиеся только одним признаком, например, красные и синие кубики. Это позволяет малышу ухватить идею классификации, а затем предлагаются и более сложные сортировки: несколько цветов, более сложные признаки и их сочетания. Так, через какое-то время ребенок с лёгкостью сортирует карточки с животными, в зависимости от их места жительства или способа питания.
В системе Марии Монтессори большое внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, поэтому среди пособий вы найдёте множество материалов на развитие зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и даже вкусовых анализаторов.
При создании методических материалов, используемых в системе обучения Монтессори, специалисты уделяли большое внимание и связи навыков, которые получает ребенок, с реальным миром: самостоятельность ребенка в быту, прочные основы для развития конкретного и абстрактного мышления, развитие речи и математических способностей на основе собственного опыта. Ребенок не должен верить взрослым, что пять больше четырёх — он должен прийти к этому сам. Это убеждение определяет и то, как используются пособия Монтессори: взрослый демонстрирует, как взаимодействовать с конкретным материалом, и наблюдает за малышом, все действия же ребенок должен осуществлять самостоятельно.
Организация среды, подготовка педагогов и предложенные наборы активностей формируют гибкую и эффективную систему детских садов и школ Монтессори, которая позволяет охватить весь период детства с особым упором на ранний возраст.
Кратко подведем итоги
-
Система Монтессори — это целое направление педагогики, имеющее свою теорию детского развития и обучения, практические рекомендации по работе с детьми, а также полный комплект пособий, охватывающий все стороны развития ребенка.
-
Кратко описать подход Монтессори можно так: ребенок хочет и будет развиваться и станет самостоятельным членом общества, если организовать среду, отвечающую его потребностям и возможностям. Среди этих потребностей в первую очередь выделяется потребность в свободе, порядке, самостоятельном познании мира.
-
Монтессори педагогика не накладывает ограничений на то, для каких детей подходят занятия: начиная свою карьеру с работы с самыми сложными малышами, Мария Монтессори разработала систему, которая одинаково подходит и вундеркиндам, и тем, у кого пока есть какие-то сложности со здоровьем, поведением или сообразительностью.
-
Учить детей по Монтессори самостоятельно возможно, но родители должны понимать, что это не просто купить ребенку пособия, но и самим пройти хотя бы базовый курс Монтессори педагогики, чтобы научиться правильно наблюдать за малышом, подбирать материал и взаимодействовать с ним. Система Монтессори — это не про супер-развивающие игрушки, а про организацию всей жизни малыша.
Если вы считаете, что мир Монтессори педагогики — это то, что подойдёт вашему ребенку, мы предлагаем вам записаться на бесплатное пробное занятие в детском Монтессори клубе «Созвездие», на котором вы сможете вживую увидеть саму Монтессори среду, познакомиться с нашими педагогами, а, главное, получить индивидуальные рекомендации по системе Монтессори. Мы ждём вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Воспитание всестороннего ребенка: 9 способов Монтессори-воспитания
Когда ребенок двух с половиной лет самостоятельно идет в свою комнату и подходит к комоду, он достает шорты , носки и майку сам. Он осторожно кладет их на кровать и начинает одеваться. Этот тип сценария является отличным примером воспитания Монтессори.
Монтессори воплощает идею о том, что с детьми нужно обращаться как со взрослыми в их надлежащем возрасте. Это означает предоставление им свободы и ответственности за принятие собственных решений и решение своих проблем — исследование развития показывает, что раннее детство имеет решающее значение для социального и когнитивного развития.
Знание Монтессори
Философия Монтессори первоначально была предложена итальянским врачом доктором Марией Монтессори. Метод Монтессори основан на принципе, что дети лучше всего учатся, работая руками. Он подчеркивает коммуникабельность, самодисциплину и ответственность. Метод Монтессори рассматривает детей как личностей, которые с рождения могут управлять своим процессом обучения. Это контрастирует с традиционными методами обучения, которые рассматривают детей как пассивных получателей знаний.
Поскольку методы Монтессори сосредоточены на развитии ребенка в целом, вполне логично, что многие семьи обращаются к этому методу и применяют его у себя дома, становясь эффективными родителями Монтессори. И для многих семей это выходит за рамки воспитания. Таким образом, философия Монтессори становится стилем жизни.
Что такое Монтессори-воспитание?
«Никогда не помогайте ребенку с задачей, в которой он чувствует, что может добиться успеха». доктора Марии Монтессори. Эта цитата резюмирует концепцию воспитания Монтессори. Это означает, что родители Монтессори дают своим детям свободу работать над задачами, которые они могут выполнять самостоятельно.
Дети с трудом справляются с новыми заданиями, и взрослые тоже. Однако часто взрослые спешат, а дети медлительны, поэтому родитель приходит на помощь, говоря: «Я сейчас сделаю это» или «Вот, дай я помогу». Это приводит к тому, что дети не учатся развивать свои способности. Более того, если детям давать ответы, они не учатся решать задачи самостоятельно.
Благодаря стилю воспитания Монтессори дети могут развивать навыки и практиковать их в своем собственном темпе, без перерыва. Родители не препятствуют желанию детей учиться и расти. Вместо этого детей заставляют выполнять свои задачи и учиться делать их самостоятельно, даже если это занимает немного больше времени.
Разрешение детям делать это не означает, что родители не учат своих детей. Точно так же, как в классе Монтессори, где учителя считаются проводниками, родитель Монтессори всегда готов помочь своим детям, став их проводником. Они помогают им, развивая способности своего ребенка и прививая чувство собственного достоинства.
9 способов Монтессори-воспитания
1. Уважайте своего ребенка
Уважение — один из столпов философии Монтессори. Уважение к себе, уважение к другим и уважение к миру, в котором они живут. Когда вы уважаете своего ребенка, вы позволяете ему расти, меняться и становиться независимым. Вы не навязываете ему свои ценности, но и не нарушаете его границ. Идея здесь в том, что детей нужно уважать, и они должны чувствовать себя уважаемыми.
Вы можете начать проявлять уважение к своему ребенку, прислушиваясь к его мнению и взглядам. Вы также можете попытаться ответить на его вопросы, не стремясь угодить ему. Малыш не всегда прав, но он всегда честен. Он говорит правду. Если ему что-то не нравится, то дайте ему почувствовать это, вместо того, чтобы отпустить это, сказав: «О, ты вырастешь до этого».
Также уважайте идеи своих детей. Это включает в себя их мечты и выбор карьеры. Даже если они не знают, кем хотят стать, когда вырастут, ваша работа как родителя состоит в том, чтобы поддержать их в их решениях и помочь им достичь этого. Не переживайте, если ваш ребенок хочет стать космонавтом, когда вырастет; по-прежнему уважаю его интерес к космосу.
2. Обеспечьте достаточно места и ослабьте границы
Предоставьте своим детям достаточно места, чтобы их движения и действия не были ограничены. Здесь главное не сдерживать своих детей. Предложите детям время и пространство для игр, исследований, открытий, воображения и творчества.
Вы можете сделать это следующим образом:
- Разместите книги, игрушки и другие важные материалы на нижних полках, чтобы дети могли достать их самостоятельно.
- Предоставьте детям свободу играть в игрушки или игры, которые они предпочитают, вместо того, чтобы участвовать в играх ваших детей. Когда вы играете с ними, позвольте им взять на себя инициативу.
- Когда ваш ребенок играет один, следите за ним, так как он постоянно нарушает границы. Если пренебречь, это может пойти в неправильном направлении, эмоционально или физически.
Ослабляя границы, вы позволяете своим детям быть активными, принимать собственные решения и расти. Это поможет им научиться контролировать импульсы, эмпатии и способности общаться с людьми.
3. Расскажите детям о причине и следствии
Обучение детей о причине и следствии никогда не было таким простым. Вы можете начать с ситуаций, в которых дети могут видеть, как их действия влияют на кого-то или что-то вокруг них. Как родитель, вы можете продемонстрировать это своим детям, сделав это для них.
Позвольте своим детям естественным образом узнать о причине и следствии. Наблюдая за тем, что они делают, спросите их, в чем смысл этого. Пусть они объяснят, почему, по их мнению, они что-то сделали, или почему кто-то другой сделал что-то. Вы можете подавать хороший пример, проявляя доброту к другим и щедрость, когда у вас есть такая возможность.
4. Наблюдайте и адаптируйтесь
Монтессори-метод воспитания ребенка заключается в том, чтобы позволить ребенку быть самим собой. Это позволит вашему ребенку развить уверенность в себе и независимость. Следя за своим ребенком, вы можете достичь только этих двух целей.
Если вы хотите сделать их независимыми, понаблюдайте за тем, как они что-то делают, и позвольте им делать что-то самостоятельно. Когда вы позволяете своему ребенку делать что-то самостоятельно и наблюдать за ним, у него больше шансов, что он будет больше полагаться на себя и станет независимым в более позднем возрасте. Когда вы наблюдаете за своим ребенком, вы увидите, нужна ему помощь или нет.
Вы также можете узнать о том, что ему больше всего нравится, и побудить его заниматься этим. Например, если вы дадите ему кубики Lego и обнаружите, что он больше интересуется игрой на гитаре, вы можете поощрять его больше практиковаться. Таким образом, вы позволяете ему заниматься тем, что ему нравится, и он делает шаг к независимости.
5. Приспособьте дом к вашим детям Монтессори
Чтобы использовать метод Монтессори дома, вам не нужно вносить какие-либо большие изменения. Крайне важно постепенно вносить небольшие изменения в свой дом. Каждое изменение, которое вы вносите, служит примером того, что ваши дети могут делать самостоятельно.
Вы можете начать с того, чтобы сделать свой дом удобным для детей:
- Предоставьте своим детям больше места
- Поднимите некоторые из их игрушек повыше
- Позволить им самим выбирать, чем заняться.
Вы также можете предоставить им новую мебель, чтобы они могли безопасно играть. Другая мебель, техника, одежда и даже еда тоже должны быть адаптированы. Если в шкафах недостаточно места для хранения детских тарелок или чашек, вы можете переместить их на верхнюю полку. Не бойтесь менять расстановку мебели в доме.
6. Привлекайте других членов вашей семьи
Чтобы сделать метод Монтессори более эффективным в жизни ребенка, важно вовлекать других членов семьи, особенно бабушек и дедушек. Держите их в курсе и предоставляйте им любую информацию, которая поможет вам в воспитании ваших детей.
Они могут помочь вам позаботиться о детях, когда вы заняты. Они также могут научить ваших детей всему, чему им захочется их научить. Например, они могут попросить их приготовить стол к обеду. Это помогает вашим детям учиться ответственности и независимости.
7. Будьте образцом хорошего поведения
Ваши дети с большей вероятностью станут всесторонне развитыми личностями благодаря вам. Если у вас нет правильных ценностей, у детей тоже не будет мотивации хорошо работать.
Точно так же, как дети учатся моделировать, они учатся, наблюдая за своими родителями и окружающими их людьми. Поэтому, подавая хороший пример и показывая своим детям, что вы цените и во что верите, вы побудите их следовать вашим ценностям и убеждениям.
8. Не вмешивайтесь в борьбу или конфликт
Хотя это кажется очевидным, многие родители склонны вмешиваться в борьбу своих детей. В большинстве случаев родители вмешиваются, потому что они хотят, чтобы их дети преуспели в чем-то, или просто потому, что они не могут видеть, как они борются.
Один из принципов метода Монтессори заключается в том, что дети должны развивать контроль над собой, а не полагаться на других. Конфликты и борьба помогают детям научиться решать проблемы самостоятельно.
Поэтому пусть ваши дети борются. Это поможет им научиться самоконтролю и ограничить свою зависимость от других. Это также поможет им развить хорошее поведение. Как родитель, вы всегда можете сказать слова поддержки, например: «Ты еще не знаешь» или «Ты можешь это сделать». И постарайтесь отойти в сторону и позволить ребенку решить проблему самостоятельно.
9. Запишите своего ребенка в дошкольное учреждение Монтессори
Если вы хотите внести еще несколько изменений дома, вы можете начать с ваших детей, записав их в дошкольное учреждение Монтессори. Отсюда они могут изучить все принципы Монтессори. Они не только научатся быть самостоятельными и независимыми, но и для чистого обучения. Зачисление вашего ребенка в дошкольное учреждение Монтессори поможет детям научиться перенаправлять себя и сосредотачиваться на том, чего они хотят.
Академия Монтессори — одно из ведущих дошкольных учреждений, предоставляющее всестороннее образование детям в возрасте от 18 месяцев до 6 лет. Они обеспечивают теплую и дружелюбную среду обучения, которая поможет вашему ребенку подготовиться к следующим шагам в жизни. Метод Монтессори и материалы для изучения и изучения различных концепций и материалов важны для программы Монтессори. Они обеспечивают развивающий подход к образованию и позволяют детям учиться в своем темпе.
Когда вы планируете записать своего ребенка в школу Монтессори, обязательно расскажите учителям о ваших успехах в воспитании детей с использованием метода Монтессори, чтобы учителя могли адаптировать свои методики обучения к уровню обучения ваших детей.
Академия Монтессори предоставляет все необходимое для того, чтобы ваш малыш добился успеха в этом занятом мире. Начните путь своих детей по правильному пути, записав их в Академию Монтессори. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, напишите нам по адресу [email protected] или запишитесь на экскурсию здесь.
Монтессори-воспитание — Как стать Монтессори-родителем
Что такое Монтессори-воспитание?
Монтессори-воспитание берет свое начало в учении доктора Марии Монтессори в 1900-х годах. Монтессори считала, что окружающая среда должна побуждать к исследованиям. Она считала, что образование должно основываться на опыте, а окружающая среда ребенка должна способствовать всестороннему развитию ребенка 1 .
Монтессори-метод воспитания ребенка уникален тем, что в нем подчеркивается, что ребенок — это личность, и мы должны создавать среду с учетом его потребностей. Он делает упор на обучение через открытие.
Другими словами, ребенку разрешено совершать ошибки, и он не наказывается за свои ошибки. Монтессори считала, что ребенку нужно дать возможность исследовать свой мир без контроля со стороны взрослых. У каждого ребенка есть свой уникальный дар, который необходимо развивать и развивать.
Чем Монтессори-воспитание не является
Благодаря успеху системы образования некоторые Монтессори-педагоги считают, что стабильная домашняя среда, в которой применяются схожие теории, пойдет на пользу маленьким детям.
Родителям детей, которые ходят в школы Монтессори, рекомендуется использовать методы воспитания, основанные на принципах Монтессори, дома.
Следовательно, метод воспитания Монтессори не был создан доктором Монтессори. Это не предписанный способ воспитания.
Однако имейте в виду, что невозможно найти заслуживающих доверия исследований, подтверждающих или опровергающих преимущества этого современного подхода к воспитанию детей.
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
Как стать Монтессори-родителем
Вот принципы Монтессори, которые повлияли на метод Монтессори-воспитания.
Создание благоприятной для детей среды для развития независимости
Люди по своей природе хотят быть независимыми. Автономия – это общечеловеческая потребность.
В школах Монтессори-класс устроен так, чтобы дети могли свободно ходить, доставать учебные материалы на низких полках и потом возвращать их без помощи взрослых 2 . Таким образом, подход Монтессори к воспитанию также поощряет свободу и независимость детей.
Обеспечьте защищенную от детей и благоприятную для детей среду, чтобы дети не были заперты в детских кроватках или манежах. Даже в раннем возрасте младшим детям разрешается свободно исследовать. Дети старшего возраста несут ответственность за сохранение своего собственного пространства.
Если небезопасно позволять вашему ребенку самостоятельно ходить по всему дому, используйте его собственную спальню или выберите для него специальное игровое пространство.
Будьте образцом для подражания
Согласно Монтессори, ум ребенка поглощающий. Дети быстро учатся у взрослых, бессознательно усваивая информацию из окружающей среды 3 .
Каждый ранний жизненный опыт чрезвычайно важен. Впечатления, произведенные в сознании ребенка, формируют его личность. То есть ваше поведение повлияет на ваших детей либо в лучшую, либо в худшую сторону, в зависимости от того, что вы делаете. Если вы намеренно подходите к своей роли родителя, вы можете сильно изменить жизнь своего ребенка.
Взаимное уважение и свобода выбора
Взаимное уважение и вежливость также являются характеристиками философии Монтессори. Помимо развития академических и социальных навыков, метод обучения Монтессори также способствует развитию моральных и духовных ценностей. Он подчеркивает важность сотрудничества, сотрудничества, взаимного уважения, доверия и любви 4 .
В доме Монтессори родители уважительно относятся ко всем, включая своих детей, чтобы показать истинное значение уважения.
Уважение может проявляться в разных формах. Например, вы можете уважать предпочтения ребенка в отношении определенных вещей в повседневной жизни. Нам не нравится одно и то же. Если это не вопрос, который может навредить кому-либо, дайте ребенку выбор.
Дисциплина в сочетании с логическим мышлением и решением проблем
Дисциплинируйте детей, обучая их критическому мышлению и решению проблем, вместо того, чтобы наказывать их. Это называется индуктивной дисциплиной 5 .
Среди убеждений Монтессори было то, что образование может устранить войну за счет развития критического мышления, творческого решения проблем и моральных ценностей ответственности и уважения.
Люди с независимым мышлением могут отличить правильное от неправильного путем анализа и рассуждений, поэтому они не следуют слепо желаниям других. Решение проблем учит их находить решения проблем, а не применять силу и запугивание.
Получите максимум от сензитивных периодов
Сенсорный период, обнаруженный Монтессори и позднее подтвержденный нейробиологами, — это время, когда дети чувствительны к раздражителям. Они более восприимчивы к приобретению определенных чувств или навыков.
Родители могут извлечь максимальную пользу из этого периода, предоставив детям различный опыт и стимулы для обучения новым навыкам.
Например, детство — лучшее время для ребенка, чтобы выучить новый язык 6 и освоить навыки эмоциональной регуляции 7 . Погружение детей в насыщенную речью среду знакомит их со звуком, ритмами и грамматикой нового языка. Создание позитивного семейного климата может помочь детям развить эмоциональную регуляцию.
Пусть дети учатся, играя
Монтессори считала, что дети учатся, делая и играя, а не получая инструкций.
Для детей игра — это приятное, добровольное, целенаправленное и спонтанно выбранное занятие. Это отличный способ научиться решать проблемы, приобрести новые социальные навыки, новый язык и новые навыки мелкой моторики 8 .
Игра также может принимать разные формы. Вещи повседневной жизни, такие как приготовление пищи и выбор одежды, дают возможность учиться и играть. Вместо обучения с помощью лекций или карточек родители могут использовать занятия в повседневной жизни для обучения практическим навыкам.
Развивайте самомотивацию
Дети от природы любознательны. Они хотят исследовать, открывать и узнавать о мире. Нет необходимости использовать стимулы, такие как награды или наказания, чтобы заставить их учиться. Процесс открытия и обучения сам по себе является наградой 9 .
Лучший способ, с помощью которого родители могут заставить детей учиться, — это предоставить им возможности исследовать мир, чтобы они могли познакомиться с новыми вещами и идеями. Сделайте обучение веселым занятием, а не рутиной. Воспитывайте их внутреннюю любовь к обучению, чтобы они были мотивированы на успехи в школе.
Как перенять этот стиль воспитания
Детские психологи Диана Баумринд, Маккоби и Мартин обнаружили четыре стиля воспитания:
- Авторитетное воспитание
- Авторитарное воспитание
- Снисходительное воспитание
- Невовлеченное воспитание
Среди этих четырех методов воспитания авторитетный стиль воспитания является лучшим.
Монтессори-родители, как правило, гибкие и уважают автономию своих детей. Воспитание в стиле Монтессори – это авторитетный стиль воспитания.
Согласно исследованиям, авторитарный стиль неизменно дает хорошие результаты у детей по всему миру 10 . Таким образом, принятие стиля воспитания Монтессори, вероятно, также принесет пользу развитию ребенка.
Применяя этот стиль воспитания, помните следующее.
Руководствуйтесь здравым смыслом
Хотя Монтессори считала, что детям должна быть предоставлена полная свобода выбора и передвижения, она не позволяла им делать это в неконтролируемой или небезопасной среде.
Так что это не значит, что родители должны позволять детям бродить по кухне и свободно играть с ножами или огнем.
Родители должны руководствоваться своим суждением и здравым смыслом при применении этих методов воспитания и создании безопасной среды Монтессори для детей.
Не нужны дорогие игрушки
Монтессори считала, что у детей должны быть развивающие игрушки, которые помогают им познавать мир. В конечном счете, она хотела научить детей практическим жизненным навыкам, которые позволили бы им стать независимыми.
В качестве учебного пособия вы можете использовать любой инструмент, с которым ваш ребенок может безопасно обращаться. Вашему ребенку не нужны дорогие игрушки из натуральных материалов, чтобы воспользоваться этим подходом к воспитанию.
Ссылки
1.
Монтессори М. Расширенный метод Монтессори . Том 1. Компания Фредерика А. Стоукса; 1917.
2.
Коссентино Дж. Практика ритуализации: немонтессорианский взгляд на метод Монтессори. Американский журнал образования . Опубликовано в Интернете в феврале 2005 г .: 211–244. дои: 10.1086/426838
3.
Кундакович М, Шампань Ф.А. Ранний жизненный опыт, эпигенетика и развивающийся мозг. Нейропсихофармакол . Опубликовано в Интернете 11 июня 2014 г .: 141–153. doi:10.1038/npp.2014.140
4.
Эдвардс С.П. Три подхода из Европы: Вальдорф, Монтессори и Реджо-Эмилия. 4 . 2002;1(1). https://eric.ed.gov/?id=ED464766
5.
Креванс Дж., Гиббс Дж.К. Использование родителями индуктивной дисциплины: отношение к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1996 г .: 3263. дои: 10.2307/1131778
6.
Ояма С. Сензитивный период для приобретения неродной фонологической системы. J Психолингвист Res . Опубликовано в Интернете, июль 1976 г .: 261–283. дои: 10.1007/bf01067377
7.
Луби Дж.Л., Белден А., Хармс М.П., Тиллман Р., Барч Д.М. Дошкольный период является чувствительным периодом для влияния материнской поддержки на траекторию развития гиппокампа. Proc Natl Acad Sci USA . Опубликовано в сети 25 апреля 2016 г.: 5742-5747. doi:10.1073/pnas.1601443113
8.
Бродхед П. Развитие понимания обучения детей младшего возраста через игру: место наблюдения, взаимодействия и размышлений. Британский журнал исследований в области образования . Опубликовано в Интернете в апреле 2006 г .: 191–207. дои: 10.1080/01411920600568976
9.
Деси Э.Л., Кестнер Р., Райан Р.М. Внешние награды и внутренняя мотивация в образовании: еще раз переосмыслить. Обзор образовательных исследований . Опубликовано в Интернете в марте 2001 г.: 1-27. дои: 10.3102/00346543071001001
10.