Методика воспитания детей марии монтессори: писатели и не только о том, что читают почему

Содержание

Система Монтессори – что это такое. Плюсы и минусы методики.

Как любые сознательные родители, мы с супругом вдумчиво подходили к подбору детского сада, а потом и школы для наших детей. За время беременности я стала настоящим экспертом в разнообразии возможностей дошкольного и школьного образования. Система Монтессори была одним из методов, заинтересовавших меня в наибольшей степени. И хотя в итоге мы остановились на кембриджской программе, долгое время сад Монтессори входил в наш приоритетный список.

Итак, с вами Mrs. Britain и мы обсуждаем одну из самых известных образовательных методик – Систему Монтессори.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Что такое система Монтессори
  • История создания
  • Основные принципы
  • Плюсы и минусы системы Монтессори
  • Кому подойдет система Монтессори

Что такое система Монтессори

Методика Монтессори – это педагогическая система, в которой ребенок самостоятельно развивается, опираясь при этом на дидактически подготовленную среду. Педагогика Монтессори строится на идеях свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка.

Основополагающий принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый выступает не в роли наставника, а в роли помощника. Задача педагога-воспитателя – выявить интересы ребенка и обеспечить ему благоприятную соответствующую среду для занятий и изучения сферы интереса.

Монтессори в первую очередь методика раннего развития. Наиболее распространены группы для детей 3-6 лет. Занятия проводятся в помещении, разделенном на зоны: область естествознания, область практических навыков для жизни, языковая, математическая и сенсорная зоны. Ребенок сам выбирает, что интересно ему в настоящий момент. Занятия проходят с максимальной вовлеченностью, дети учатся легко и с удовольствием. Единой обязательной для всех программы нет, как нет и оценки знаний или конкуренции со сверстниками.

История создания

Система Монтессори появилась на стыке 19-20 веков. Ее автором была итальянский врач и педагог Мария Монтессори.

Мария родилась в 1870 году. Девочка всегда хорошо училась и не готова была ограничиться традиционной для того времени женской карьерой. Сеньорита Монтессори стала первой в Италии женщиной, получившей квалификацию врача. На заре своей профессиональной деятельности Мария работала ассистентом в специализированной клинике для умственно отсталых детей. Именно там она начала применять педагогические принципы, которые впоследствии легли в основу системы Монтессори. Мария приносила заброшенным, одиноким детям «игрушки» – бусины, лоскутки, картонные коробки. Эти предметы пробуждали интерес юных пациентов, и дети буквально «оживали» на глазах. Большое влияние на Марию оказали труды Сегена и Итара, используя дидактические материалы именитых ученых на практике, она убеждалась в том, что детям нужна именно педагогическая, а не психологическая помощь.

В дальнейшем Мария возглавит Ортофренический институт, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе института она продолжит занятия с учениками, еще раз убедившись, что ее методы работают, а дети, обучающиеся по системе Монтессори, демонстрируют отличные результаты.

В 1907 году Марии предложат возглавить «Дом ребенка» – детский сад для здоровых детей, где она сможет в полной мере применить разработанные педагогические техники. Монтессори продолжит исследования и со временем откроет так называемые «сензитивные периоды» – отрезки жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к усвоению тех или иных знаний.

Методика Монтессори имела такой успех, что со временем «Дома ребенка» открылись в Милане, Женеве и Вене, а в швейцарском кантоне Тичино по новой системе начали работать все дошкольные учреждения.

В 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную Монтессори-Ассоциацию (Association Montessori International), в наши дни работающую в более чем в двадцати странах мира.

Основные принципы

  • Запрещены критика и запреты. Ребенок может допускать ошибки в обучении. На освоение навыков каждому ребенку требуется разное количество времени;
  • Обязательно придерживаться определенных правил поведения. Например, взяв какой-то предмет (книгу, игрушку и т.д.), ребенок должен положить его на место;
  • Дети сами выбирают виды деятельности и занимаются в той «зоне», где им интересно в текущий момент;
  • Все предметы в игровой комнате расположены так, чтобы дети могли до них дотянуться и взять самостоятельно. При этом каждый предмет есть только в одном экземпляре, с ним играет тот ребенок, который взял его первым, если малыши не договорились об ином. Детям позволяется передвигать мебель и выбирать себе удобное место, при этом важно стараться производить как можно меньше шума, чтобы не мешать другим;
  • Большинство занятий направлены на развитие мелкой моторики и чувств (обоняние, осязание, вкус, слух), так как Монтессори считала, что это способствует развитию интеллекта, речи, памяти и внимания. В некоторым садах Монтессори присутствует даже фарфоровая посуда, дающая навык обращения с хрупкими предметами и понимание ценности таковых;
  • Суть работы педагога второстепенная, его задача — заинтересовать ребенка и помочь ему развиваться, не навязывая при этом своего мнения;
  • Игровая комната разделена на зоны, формирующие специально подготовленную среду. По технологии Монтессори пространство играет очень важную роль. В помещении должно быть светло, просторно, оформление выдерживается в спокойных тонах. Каждая зона содержит материалы, необходимые для развития соответствующих навыков. Даже для самых маленьких ребят все предметы располагаются на уровне глаз, приглашая к действию.
  • Группы в садах Монтессори разновозрастные. Младшие и старшие ребята сосуществуют в одной среде, получая возможность как проявить лидерские качества, так и научиться заботе и взаимопомощи.

Плюсы и минусы системы Монтессори

Как любая педагогическая методика, система Монтессори имеет свои плюсы и минусы. Основное преимущество системы Монтессори в том, что дети учатся без принуждения, с удовольствием и интересом, ведь каждый занимается самостоятельно выбранным видом деятельности. Система эффективно работает: по результатам исследований (журнал Science, 2006 г.), ученики государственной школы Монтессори в Милуоки (Висконсин, США) продемонстрировали более высокие показатели по большинству познавательных, академических, социальных и поведенческих навыков по сравнению с ребятами из обычных общеобразовательных школ.

Воспитанники садов и школ Монтессори с уважением относятся к окружающим, умеют договариваться, самостоятельно могут занять себя и обладают хорошими практическими навыками.

Однако, для многих родителей критичными являются минусы методики Монтессори. Прежде всего, это недостаточное внимание формированию творческих навыков и физической активности. Основное в системе Монтессори – развитие интеллекта. Воспитание самостоятельности и восприятие учителя не как наставника и авторитет, а как помощника в дальнейшем может вызвать определенные сложности при переходе в обычную школу. Настораживает отсутствие ролевых игр: в садах Монтессори ребята учатся договариваться, но не играть совместно, каждый занимается самостоятельно. Также некоторые опасения у родителей вызывают отсутствие оценок и обязательной программы.

Кому подойдет система Монтессори

Система Монтессори, прежде всего, подойдет детям, для которых важен индивидуальный подход, для ребят, привыкших заниматься в своем ритме. Любознательным индивидуалистам, малышам с развитыми коммуникативными навыками, самостоятельным и вольнолюбивым мальчикам и девочкам, как правило, комфортно в среде Монтессори.

Довольно сложно может быть чрезмерно активным, неусидчивым детям. В большинстве случаев система Монтессори не показана детям с проблемами с социализацией. В виду того, что программа не предусматривает достаточного общения между собой, сложности во взаимодействии с окружающими у таких детей могут даже усилиться.

При всех минусах система Монтессори не теряет своей популярности на протяжении многих лет. На мой взгляд, плюсы методики значительно перевешивают минусы. Способность учиться и независимый взгляд на вещи – это те навыки, без которых невозможно преуспеть в современном мире.

Надеюсь, наш экскурс в систему Монтессори был вам полезен и поможет принять решение при выборе детского садика для вашего ребенка!

Всегда ваша,
Mrs. Britain

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Содержание

  1. Сущность методики: воспитание самостоятельности
  2. Периоды развития детей по методу Монтессори
  3. Домашнее воспитание по методу Монтессори

Полноценное развитие детей требует систематизированной и последовательной работы, которую необходимо начинать с самого раннего детства.

Есть множество авторских воспитательных методик, среди которых наиболее востребованной считается программа развития, разработанная Марией Монтессори.

 

Сущность методики: воспитание самостоятельности

 

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Организация детской деятельности по системе Монтессори способствует развитию уверенности, воспитанию у детей терпеливости и уважения.

 

Периоды развития детей по методу Монтессори

 

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Родители должны быть готовы к таким периодам в жизни малыша. Монтессори предлагает взрослым самим определять возрастные этапы развития своих детей, понаблюдав за их индивидуальными и уникальными особенностями развития.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать,  и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Дети спокойно развиваются в понятной и упорядоченной обстановке.

 

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

 

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Что такое Монтессори-стиль воспитания?

Монтессори больше не только для классной комнаты. Вполне возможно привнести в свой дом стиль воспитания Монтессори.

В этой статье вы узнаете, что такое Монтессори-воспитание, и 10 способов включить Монтессори в свое воспитание.

От уважения к дисциплине узнайте, как вы можете распространить семена Монтессори в мире, воспитывая своего ребенка по методу Монтессори.

Что такое Монтессори-стиль воспитания?

Воспитание по методу Монтессори — это стиль воспитания, при котором родители заботятся о своем ребенке, обеспечивают ему комфорт и свободу, сохраняя при этом здоровые ограничения и последовательные, разумные границы.

Монтессори-родители верят в теорию привязанности и позволяют детям свободно развиваться на своих условиях.

Существует распространенное заблуждение, что родители Монтессори — вседозволенные родители. Однако воспитание Монтессори более тесно связано с авторитетным воспитанием.

Как стать Монтессори-родителем

Возможно, вы слышали спор о том, что Монтессори — это просто образовательная педагогика, а Монтессори — это образ жизни. Это правда, что ваш дом никогда не будет работать как класс Монтессори, и не должен.

Есть много способов привнести философию Монтессори в свой дом и применить ее к воспитанию детей. Вот 10 отличных способов начать работу с Монтессори-стилем воспитания.

1- Следуйте примеру своего ребенка

«Следуйте за ребенком» — основной принцип Монтессори. Если вы не знакомы с этой фразой, это, по сути, означает позволить вашему ребенку показать вам, что ему нужно для его развития, а затем предоставить ему возможности для удовлетворения этих потребностей в развитии.

Следовать примеру ребенка может быть сложно. Однако в правильно подготовленной среде все намного проще.

Открытое и привлекательное игровое пространство; в чистоте и в комплекте с доступными игрушками, «рабочими» материалами, книгами и возможностями для крупной моторики, которые помогут вам получить хорошее представление о том, чем интересуется ваш ребенок, чтобы вы могли следовать его примеру.

2- Наблюдение за чувствительными периодами

В развитии вашего ребенка бывают периоды, когда он заинтересован в приобретении определенного навыка. Это так называемые чувствительные периоды.

Доктор Монтессори считала, что мы должны приложить усилия, чтобы приспособиться к потребностям детей, характерным для этих периодов, и облегчить их. Вот лишь несколько чувствительных периодов, за которыми следует наблюдать:

  • отлучение от груди
  • движение
  • язык
  • приучение к горшку

Для получения полного отчета о чувствительных периодах и их возрастных периодах нажмите здесь.

3- Наблюдение

Для того, чтобы эффективно следовать указаниям вашего ребенка и следить за чувствительными периодами в его развитии, наблюдение является ключевым.

В Монтессори наблюдение — это больше, чем просто наблюдение. Чтобы правильно наблюдать за своим ребенком, вам необходимо объективно наблюдать за его поведением.

Пример:

Если вы видите, что ваш ребенок кладет свою кукольную семью в корзину и таскает ее по дому, вы можете подумать, что ваш ребенок просто любит свою кукольную семью. И это может оказаться простой истиной.

Если вы действительно наблюдательны, вы можете заметить, что позже в тот же день ваш ребенок кладет некоторые из своих мягких игрушек в тележку и возит их по дому.

Ваш ребенок может глубоко погрузиться в транспортную схему. Объективно взглянув на их поведение, вы теперь лучше понимаете их поведение и можете следить за некоторыми их потребностями, которые в противном случае вы бы упустили из виду.

Считают ли они перевозимые предметы? Тогда у них также может быть чувствительный период для изучения математики.

Это всего лишь пример, но он должен дать вам представление о том, какую информацию можно получить из реальных наблюдений.

4- Монтессори-воспитание: Дисциплина

Слово «дисциплина» может вызвать неприятные чувства у тех, кто мягко воспитывает детей. Слово может породить мысль о различных формах наказания, так как это обычное употребление слова.

Впрочем, это неплохое слово. И это не обязательно означает наказания.

В Монтессори мы используем определение дисциплины, которое относится к упражнениям, конечной целью которых является самоконтроль.

При осуществлении воспитания Монтессори вы должны использовать сочетание естественных и логических последствий. Если вы перейдете по ссылке в предыдущем предложении, вы получите отличное объяснение.

Вкратце, вот пример как естественных, так и логических последствий:

Естественный

  • Ваш ребенок бросает свою тарелку с едой на пол. У них нет еды на столе, и они расстроены тем, что голодны. Они узнали, что если они бросят свою еду, то не смогут ее есть.

Логический

  • Ваш ребенок бросает тарелку с едой на пол. Вы предлагаете им собрать припасы и убрать беспорядок вместе с вами. Они узнали, что брошенную на пол еду нужно убирать.

Оба этих примера являются совершенно мягкими и Монтессори-ориентированными способами поддержания дисциплины в этой ситуации.

Помните, что конечной целью дисциплины при внедрении стиля воспитания Монтессори является развитие самодисциплины. Естественные и логические последствия работают на достижение этой цели; наказания нет.

5- Сделайте шаг назад

Безопасность наших детей всегда является главной заботой, но слишком частое пребывание слишком близко может лишить их действительно важного опыта обучения.

Разрешение вашему ребенку идти на риск, соответствующий его возрасту, помогает ему развить лучшие навыки решения проблем и, как было доказано, положительно влияет на психическое здоровье во взрослой жизни.

Помните пункт 4? Вашему ребенку нужно пространство, чтобы экспериментировать, рисковать и учиться на своих ошибках.

6- Используйте эффективную похвалу

Вероятно, вы слышали, что использование фразы «хорошая работа» может быть не лучшей идеей. Хотя почему это?

Идея отказа от «хорошей работы» и подобных форм похвалы заключается в том, что они фокусируются на продукте, а не на процессе. Восхваление конечного результата труда ребенка лишает его шансов на развитие внутренней мотивации.

Пример:

Ваш ребенок строит блочную башню. Вы говорите: « Удивительная башня! Ты так хорошо строишь!

В этом примере вы хвалили готовую башню и заканчивали ее, возлагая большие надежды на их будущую работу.

Альтернативный пример:

Ваш ребенок строит блочную башню. Вы говорите: « Я видел, как ты усердно работал над этим! Вы должны гордиться собой! ».

В этом примере вы похвалили их усилия и хорошее настроение, которое они получили от тяжелой работы.

Разница между этими двумя примерами должна дать вам некоторое представление, если вы хотите реализовать метод Монтессори в воспитании своего ребенка. Чтобы прочитать полную и подробную статью об эффективной похвале, нажмите здесь.

7- Обучение эмоциональному интеллекту

Монтессори очень интересна многим родителям благодаря своим академическим подходам. Однако эмоциональный интеллект одинаково важен и одинаково ценится в Монтессори.

Это один из самых важных и простых способов, с помощью которых родители и опекуны могут принести Монтессори в свой дом.

Вот несколько способов обучения эмоциональному интеллекту:

  • рассказывать о чувствах
  • признавать и обсуждать чувства
  • развивать эмпатию
  • совместно регулировать и давать стратегии саморегуляции для получения полной информации обучение эмоциональному интеллекту.

    8- Дайте свободу, сохраняя при этом ограничения

    Установка постоянных ограничений для вашего ребенка помогает ему чувствовать себя в безопасности, так как это показывает ему, что вы готовы взять ситуацию под контроль, когда это необходимо. Детям полезно испытывать последовательные и логические ограничения.

    В Монтессори мы предоставляем как можно больше свободы, обеспечивая при этом безопасность и эмоциональное благополучие детей.

    9- Уважайте своего ребенка

    Это сложная концепция для многих родителей и опекунов. Многие из нас выросли, когда говорили: « Детей надо видеть, а не слышать.

    Однако выяснилось, что этот старый тип мышления вреден. Как говорится, знай лучше, делай лучше.

    Уважение к детям — принцип Монтессори. Но как выглядит уважение к ребенку?

    Вот несколько способов проявить уважение к ребенку:

    • внимательно слушайте, что и как он говорит, цените его слова
    • вовлекайте его в повседневную деятельность и семейные разговоры
    • приобретайте мебель детского размера
    • не говорите о них так, как будто они вас не понимают/как будто их нет в комнате
    • спрашивайте их согласия
    • говорите и нежно прикасайтесь к ним
    • допускайте естественные последствия, когда это возможно – дайте им необходимое пространство учиться
    • выражайте признательность за хорошие вещи, которые они делают
    • не торопите их – ходите в их темпе, когда это возможно
    • принимайте их такими, какие они есть

    10- Моделируйте правильное поведение

    , а не как я » — это то, что просто не следует применять к воспитанию детей. Это потому, что дети запрограммированы подражать нам.

    Подражая взрослым, дети учатся практическим навыкам, социальным навыкам и методам эмоционального преодоления.

    Вы хотите, чтобы ваш ребенок делал несколько глубоких вдохов, когда чувствует разочарование или подавленность? Сделайте глубокий вдох, когда вы почувствуете эти вещи.

    Расскажите своему ребенку, как вы себя чувствуете и какие здоровые механизмы выживания вы используете, чтобы справиться с этими чувствами.

    Примените эту идею к вашему взаимодействию с вашим ребенком и другими людьми, вашему взаимодействию с окружающей средой и т. д., и вы хорошо послужите своему ребенку.


    Как видите, Монтессори подходит не только для классной комнаты. Если вы примените эти 10 пунктов к воспитанию детей, вы будете на пути к воспитанию в стиле Монтессори.

    Заметили ли вы изменения в своей семье после внедрения Монтессори-стиля воспитания?

    Удачи и не забудьте подписаться!

    Делиться заботой!

    51 акции

    • 44

    Воспитание Монтессори — Как стать Монтессори-родителем

    | Чем не является Монтессори-воспитание | Как быть родителем Монтессори | Как перенять этот стиль воспитания |

    Что такое Монтессори-воспитание?

    Воспитание детей Монтессори берет свое начало в учении доктора Марии Монтессори в 1900-х годах. Монтессори считала, что окружающая среда должна побуждать к исследованиям. Она считала, что образование должно основываться на опыте, а окружающая среда ребенка должна способствовать всестороннему развитию ребенка ​1​ .

    Монтессори-метод воспитания ребенка уникален тем, что в нем подчеркивается, что ребенок — это личность, и мы должны создавать среду с учетом его потребностей. Он делает упор на обучение через открытие.

    Другими словами, ребенку разрешено совершать ошибки, и он не наказывается за свои ошибки. Монтессори считала, что ребенку нужно дать возможность исследовать свой мир без контроля со стороны взрослых. У каждого ребенка есть свой уникальный дар, который необходимо развивать и развивать.

    Чем Монтессори-воспитание не является

    Благодаря успеху системы образования некоторые Монтессори-педагоги считают, что стабильная домашняя среда, в которой применяются схожие теории, пойдет на пользу маленьким детям.

    Родителям детей, которые ходят в школы Монтессори, рекомендуется использовать методы воспитания, основанные на принципах Монтессори, дома.

    Следовательно, метод воспитания Монтессори не был создан доктором Монтессори. Это не предписанный способ воспитания.

    Однако имейте в виду, что невозможно найти заслуживающих доверия исследований, подтверждающих или опровергающих преимущества этого современного подхода к воспитанию детей.

    Как быть родителем Монтессори

    Вот принципы Монтессори, которые повлияли на метод Монтессори воспитания.

    Создание благоприятной для детей среды для развития независимости

    Люди по своей природе хотят быть независимыми. Автономия – это общечеловеческая потребность.

    В школах класс Монтессори устроен так, что дети могут свободно ходить, получать учебные материалы на низких полках и возвращать их после этого без помощи взрослых ​2​ . Таким образом, подход Монтессори к воспитанию также поощряет свободу и независимость детей.

    Обеспечьте защищенную от детей и благоприятную для детей среду, чтобы дети не были заперты в детских кроватках или манежах. Даже в раннем возрасте младшим детям разрешается свободно исследовать. Дети старшего возраста несут ответственность за сохранение своего собственного пространства.

    Если небезопасно позволять вашему ребенку ходить по всему дому самостоятельно, используйте его собственную спальню или выберите для него специальное игровое пространство.

    Будьте образцом для подражания

    Согласно Монтессори, ум ребенка впитывающий. Дети быстро учатся у взрослых, бессознательно усваивая информацию из окружающей среды ​3​ .

    Каждый ранний жизненный опыт чрезвычайно важен. Впечатления, произведенные в сознании ребенка, формируют его личность. То есть ваше поведение повлияет на ваших детей либо в лучшую, либо в худшую сторону, в зависимости от того, что вы делаете. Если вы намеренно подходите к своей роли родителя, вы можете сильно изменить жизнь своего ребенка.

    Взаимное уважение и свобода выбора

    Взаимное уважение и вежливость также являются характеристиками философии Монтессори. Помимо развития академических и социальных навыков, метод обучения Монтессори также способствует развитию моральных и духовных ценностей. Он подчеркивает важность сотрудничества, сотрудничества, взаимного уважения, доверия и любви ​4​ .

    В доме Монтессори родители уважительно относятся ко всем, включая своих детей, чтобы показать истинное значение уважения.

    Уважение может проявляться в разных формах. Например, вы можете уважать предпочтения ребенка в отношении определенных вещей в повседневной жизни. Нам не нравится одно и то же. Если это не вопрос, который может навредить кому-либо, дайте ребенку выбор.

    Дисциплина в сочетании с логическими рассуждениями и решением проблем

    Дисциплинируйте детей, обучая их критическому мышлению и решению проблем, а не наказывая их. Это называется индуктивной дисциплиной ​5​ .

    Среди убеждений Монтессори было то, что образование может устранить войну за счет развития критического мышления, творческого решения проблем и моральных ценностей ответственности и уважения.

    Люди с независимым мышлением могут отличить правильное от неправильного путем анализа и рассуждений, поэтому они не следуют слепо желаниям других. Решение проблем учит их находить решения проблем, а не применять силу и запугивание.

    Получите максимум от сензитивных периодов

    Сенсорный период, открытый Монтессори и позже подтвержденный нейробиологами, — это время, когда дети чувствительны к раздражителям. Они более восприимчивы к приобретению определенных чувств или навыков.

    Родители могут извлечь максимальную пользу из этого периода, предоставив детям различный опыт и стимулы для обучения новым навыкам.

    Например, детство — лучшее время для ребенка, чтобы выучить новый язык ​6​ и освоить навыки эмоциональной регуляции ​7​ . Погружение детей в насыщенную речью среду знакомит их со звуком, ритмами и грамматикой нового языка. Создание позитивного семейного климата может помочь детям развить эмоциональную регуляцию.

    Пусть дети учатся, играя

    Монтессори считала, что дети учатся, делая и играя, а не получая инструкций.

    Для детей игра — это приятное, добровольное, целенаправленное и спонтанно выбранное занятие. Это отличный способ научиться решать проблемы, приобрести новые социальные навыки, новый язык и новые навыки мелкой моторики ​8​ .

    Игра также может принимать разные формы. Вещи повседневной жизни, такие как приготовление пищи и выбор одежды, дают возможность учиться и играть. Вместо обучения с помощью лекций или карточек родители могут использовать занятия в повседневной жизни для обучения практическим навыкам.

    Развивайте самомотивацию

    Дети от природы любознательны. Они хотят исследовать, открывать и узнавать о мире. Нет необходимости использовать стимулы, такие как награды или наказания, чтобы заставить их учиться. Процесс открытия и обучения сам по себе является наградой ​9​ .

    Лучший способ, с помощью которого родители могут заставить детей учиться, — это предоставить им возможности исследовать мир, чтобы они могли познакомиться с новыми вещами и идеями. Сделайте обучение веселым занятием, а не рутиной. Воспитывайте их внутреннюю любовь к обучению, чтобы они были мотивированы на успехи в школе.

    Как перенять этот стиль воспитания

    Детские психологи Диана Баумринд, Маккоби и Мартин обнаружили четыре стиля воспитания:

    • Авторитетное воспитание
    • Авторитарное воспитание
    • Снисходительное воспитание
    • Невовлеченное воспитание

    Среди этих четырех методов воспитания авторитетный стиль воспитания является лучшим.

    Монтессори-родители, как правило, гибкие и уважают автономию своих детей. Воспитание в стиле Монтессори – это авторитетный стиль воспитания.

    Согласно исследованиям, авторитарный стиль неизменно дает хорошие результаты у детей по всему миру ​10​ . Таким образом, принятие стиля воспитания Монтессори, вероятно, также принесет пользу развитию ребенка.

    Применяя этот стиль воспитания, помните следующее.

    Руководствуйтесь здравым смыслом

    Хотя Монтессори считала, что детям должна быть предоставлена ​​полная свобода выбора и передвижения, она не позволяла им делать это в неконтролируемой или небезопасной среде.

    Так что это не значит, что родители должны позволять детям бродить по кухне и свободно играть с ножами или огнем.

    Родители должны руководствоваться своим суждением и здравым смыслом при применении этих методов воспитания и создании безопасной среды Монтессори для детей.

    Дорогие игрушки не нужны

    Монтессори считала, что у детей должны быть развивающие игрушки, которые помогают им познавать мир. В конечном счете, она хотела научить детей практическим жизненным навыкам, которые позволили бы им стать независимыми.

    В качестве учебного пособия вы можете использовать любой инструмент, с которым ваш ребенок может безопасно обращаться. Вашему ребенку не нужны дорогие игрушки из натуральных материалов, чтобы воспользоваться этим подходом к воспитанию.


    Ссылки

    1. 1.

      Монтессори М. Расширенный метод Монтессори .

      Том 1. Компания Фредерика А. Стоукса; 1917.

    2. 2.

      Коссентино Дж. Практика ритуализации: немонтессорианский взгляд на метод Монтессори. Американский журнал образования . Опубликовано в Интернете в феврале 2005 г .: 211–244. дои: 10.1086/426838

    3. 3.

      Кундакович М, Шампань Ф.А. Ранний жизненный опыт, эпигенетика и развивающийся мозг. Нейропсихофармакол . Опубликовано в Интернете 11 июня 2014 г .: 141–153. doi:10.1038/npp.2014.140

    4. 4.

      Эдвардс С.П. Три подхода из Европы: Вальдорф, Монтессори и Реджо-Эмилия. 4 . 2002;1(1). https://eric.ed.gov/?id=ED464766

    5. 5.

      Креванс Дж., Гиббс Дж.К. Использование родителями индуктивной дисциплины: отношение к детской эмпатии и просоциальному поведению. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1996 г .: 3263. дои: 10.2307/1131778

    6. 6.

      Ояма С. Сензитивный период для приобретения неродной фонологической системы. J Психолингвист Res . Опубликовано в Интернете, июль 1976 г .: 261–283. дои: 10.1007/bf01067377

    7. 7.

      Луби Дж.Л., Белден А., Хармс М.П., ​​Тиллман Р., Барч Д.М. Дошкольный период является чувствительным периодом для влияния материнской поддержки на траекторию развития гиппокампа. Proc Natl Acad Sci USA . Опубликовано в сети 25 апреля 2016 г.: 5742-5747. doi:10.1073/pnas.1601443113

    8. 8.

      Бродхед П. Развитие понимания обучения детей младшего возраста через игру: место наблюдения, взаимодействия и размышлений. Британский журнал исследований в области образования . Опубликовано в Интернете в апреле 2006 г .: 191–207. дои: 10.1080/01411920600568976

    9. 9.

      Деси Э.Л., Кестнер Р., Райан Р.М. Внешние награды и внутренняя мотивация в образовании: еще раз переосмыслить. Обзор образовательных исследований . Опубликовано в Интернете в марте 2001 г.: 1-27. дои: 10.3102/00346543071001001

    10. 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *