Методы акмеологии: Применение акмеологических методов исследования в профессиональной подготовке бакалавров технологического образования

Применение акмеологических методов исследования в профессиональной подготовке бакалавров технологического образования

Современная профессиональная подготовка квалифицированных кадров требует активизации деятельности студентов, включение студентов в разнообразные виды деятельности, реализации в процессе высшего профессионального образования инновационных технологий обучения.

Одним из таких направлений деятельности, при обучении бакалавров технологического образования, выступает научная (учебно-исследовательская) деятельность, которая предполагает освоение целостной системы методов научного исследования, научного познания. Современная подготовка бакалавров технологического образования предполагает освоение акмеологических методов исследования.

Под акмеологическим методом следует понимать совокупность приемов, способов действия, не принадлежавших другим наукам, позволяющих эффективно решать акмеологические задачи, прежде всего, выявление уровня профессионально-личностного развития человека и содействие продуктивному профессионально-личностному росту человека до уровня профессионализма.

[2 с. 144]

В научной, методической литературе в настоящее время представлены разнообразные классификации (разновидности) акмеологических методов исследования.

Так, например, в работе [1 с. 10-11] представлена методическая система акмеологического исследования, в которую включены различные группы методов исследования:

  • Теоретические методы исследования. К этой группе относятся такие логические методы как: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент и др.

  • Инструментально-практические методы исследования, куда относятся такие общенаучные методы как: наблюдение и эксперимент.

  • Методы частных наук, куда относят психологические методы (беседа, тестирование, психологический эксперимент, самоотчет, самонаблюдение и др.), социологические методики (опрос, анкетирование, интервьюирование и др.), психофизиологические методики (электроэнцефалографичесий метод кожно-гальванических реакций и т.

    д.)

Кроме того, в работе [1 с. 5-10] рассматриваются наиболее общие методы познания, методы акмеологических исследований, к таким методам относятся: балансовый, генетический, правовой, нравственный, эстетический, диалектический и математические методы.

При обучении бакалавров технологического образования с этой точки зрения наиболее распространенными акмеологическими методами исследования выступают балансовый и генетический методы.

Основная цель применения балансового метода заключается в сравнении состояния системы, выявление происходящих изменений, изучение содержания и характера взаимосвязей между системами.

Применение в акмеологическом исследовании генетического метода, основанного на анализе возникновения и развития природных и социальных явлений, позволяет понять и раскрыть цепь процессов развития объекта, вычленить влияние среды на развитие объекта.

Содержание и методика, технологии подготовки бакалавров технологического образования предусматривают возможности для организации в рамках учебных дисциплин мини-исследований (генетических, балансовых), где студенты могут изучать изменения в профессиональной деятельности человека, определять динамику профессионального, личностного роста, определять различные ресурсы, необходимые для эффективной профессиональной деятельности (технологической, педагогической, просветительской и др. ).

В работе [2 с. 13-69] представлено несколько других описаний (классификаций) системы акмеологических методов исследования. Наиболее общее представление акмеологических методов исследования включает следующие группы методов:

  • Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, типологизация, моделирование и др.

  • Общие методы: эксперимент, математические методы.

  • Частные методы: наблюдение, беседа, выполнение заданий, тестирование, шкалирование и др.

  • Собственно акмеологические методы: акмеологическая диагностика, акмеологическая экспертиза, акмеологическая прогностика, профессиограммы, акмеограммы, акмеологические технологии и др.)

Профессиональная подготовка бакалавров технологического образования требует применения комплекса методов исследования как методов обучения исследовательской деятельности.

Очевидно, что такое обучение предполагает применения и общенаучных методов, и общих, и частных. Среди всего разнообразия акмеологических методов исследования, особое внимание при обучении бакалавров технологического образования уделяется собственно акмеологическим, раскроем сущность основных из них.

Одним из центральных акмеологических методов исследования является применение акмеологической диагностики, которая представляет собой целостную систему определения степени соответствия личностно-профессионального статуса человека некоторому эталону, идеальной модели условий наивысшего развития человека как профессионала и как личности. Достижение этого идеала зависит от внутренних человеческих ресурсов субъекта и от системы его профессионализации в целом; в систему входят функционально-личностные, эколого-эргономические, организационные и социальные условия, которые подвергаются диагностике, объективной и достоверной оценке, моделированию с целью их дальнейшего преобразования.

[4 с.60]

В работе [2 с. 119] указывается, что целью акмеологической диагностики выступает изучение психологических и акмеологических детерминант, способствующих прогресивному развитию зрелой личности, достижению ею высокого уровня профессионализма, самореализации в профессиональной деятельности.

В качестве объекта акмеологической диагностики выступают личностные потенциалы, способности, характеристики направленности личности, акмеологические инварианты профессионализма и др.

Акмеологическая диагностика предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, к которым можно отнести:

  • Анализ профессиональной деятельности и моделирование личностно-профессиональных требований к человеку;

  • Определение уровня и направления профессионализации людей с целью организации эффективной профессиональной деятельности работников;

  • Психологический мониторинг динамики профессионализации и личностного роста человека;

  • Выявление профессиональных, социальных, организационных и акмеологических факторов, влияющих на профессионализацию людей, анализ эффективной профессиональной деятельности работников;

  • Разработка, развитие инструментально-методических средств акмологического измерения. [4 с.60-61]

Акмологическая диагностика, как отмечено в работе [4 с.62], позволяет выявить основные тенденции, закономерности, механизмы, условия, факторы и особенности профессионализации работников, формирования и динамики личностного и социального статуса человека.

При обучении бакалавров технологического образования могут быть реализованы элементы акмеологической диагностики. Студентам целесообразно предлагать задания, на выявления профессиональных и личностных требований к человеку в рамках профессии, студенты могут разрабатывать проекты мониторинга профессионально-личностного роста специалиста, осуществлять дискуссионное обсуждение условий (факторов) способствующих или препятствующих достижению профессионализма в профессии и др.

При решении акмеологических задач применяются индивидуальные и групповые методы экспертной оценки (рейтинговые, проектного оценивания, парного сравнения, ролевого списка и др. ). Акмеологическая экспертиза представляет собой комплексную оценку субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов и траекторий личностного и личностно-профессионального развития. [2 с. 125]

Основным акмеологическим методом исследования выступает акмеограмма, представляющий сообой описание системы характеристик, требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Акмеограмма может описывать уровень профессиональной квалификации, профессиональные характеристики, общих акмеологических инвариантов профессионализма, направленность личности, способности личности, характеристику индивидуальности личности, характерологические особенности и нравственные качества, специфические акмеологические инварианты профессионализма. Кроме этого, в акмеолграмме могут быть представлены психологические факторы, способствующие или препятствующие продуктивному профессионально-личностному росту человека.

[2 с. 146-149]

В процессе подготовке бакалавров технологического образования наиболее эффективным может выступить метод акмеограммы, когда студенты в рамках учебных дисциплин подготавливают акмеограммы специалистов, с дальнейшим их обсуждением и определением общих и частных акмеологических инвариантов профессиональной деятельности. Также акмеограммы могут выступать составной частью творческих работ, зачетных работ, исследовательских работ и т.д.

Акмеограмма может выступать разновидностью (частным случаем) профессиограммы. Составление профессиограммы также следует отнести к акмеологическим методам исследования.

В работе [3 с. 98] профессиограмма определяется как научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять профессиональные задачи, также описание условий для развития человека.

Качественная подготовка бакалавров предполагает применение метода разработки профессиограмм. Применение этого метода при обучении бакалавров технологического образования представляется разработкой профессиограмм, где отражаются цель и задачи, объект и предмет профессиональной деятельности, профессиональные знания, умения и навыки, условия и средства труда, продукт труда, возможный карьерный рост, права и обязанности в профессии, позитивное и негативное влияние на человека в профессии. Также в профессиограмме студенты могут представить характеристику профессионально-значимых качеств личности, способностей специалиста и т.д. Все это позволяет целостно представить (смоделировать) будущую профессиональную деятельность.

Еще одним распространенным акмеологическим методом исследования выступает биографический метод, который базируется на анализе и интерпретации биографических данных, которые могут быть получены в ходе личной беседы, так и путем анализа биографических документов. Этот метод дает возможность дополнения информации, полученную при помощи других методик. [4 с.146]

Биографический метод может иметь качественный и количественный варианты. В качественном варианте он может применяться в рамках беседы, когда разговор идет об особенностях жизненного пути, развития личности, в рамках анализа результатов деятельности личности, в рамках анализа документов и в рамках других методов современной науки. [1 с. 35]

Биографический метод исследования является целесообразным при обучении бакалавров технологического образования, когда студенты знакомятся с биографиями видных представителей прошлого и настоящего в рамках предметной области.

Таким образом, можно сказать, что профессиональная подготовка бакалавров технологического образования, в условиях реализации личностно-деятельностного подхода, формирования целостного профессионального мировоззрения, значительная роль принадлежит акмеологическим методам исследования, которые позволят системно представить, изучить, смоделировать успешную профессиональную деятельность, выявить условия ее эффективной организации.


Литература:
  1. Анисимов, С.А., Деркач, А.А., Конюхов Н.И., Павлов, Б.С. Методы акмеологичесих исследований: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – 101 с.

  2. Деркач, А.А., Зазыкин В.Г. Методы акмеологических исследований: учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 166 с.

  3. Кузьмина, Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е. Паутова. — Санкт-Петербург; Коломна; Рязань: Изд-во Рязанского областного института развития образования, 2008. - 375 с.

  4. Суслова, Е.А. Методология и методы психолого-акмеологического исследования: Учебное пособие / Под общей редакцией А.А. Дергача. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): технологическое образование, обучение бакалавров, профессиональная деятельность, Биографический метод, диагностик, инвариант профессионализма, работа, эффективная профессиональная деятельность, генетический метод, продуктивный профессионально-личностный рост.

Карта сайта


Главная

Сведения об образовательной организации

Образование

Карта сайта

Информация об университете размещается в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. №1802, методическими рекомендациями представления информации об образовательной организации высшего образования в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования.

Донской государственный аграрный университет представляет собой крупный региональный центр аграрного образования, который осуществляет подготовку специалистов, ведет научные исследования, вносит весомый вклад в развитие экономики, науки, техники и технологии агропромышленного комплекса Ростовской области, Южного Федерального округа и Российской Федерации в целом. Подтверждением этому служат результаты национальных рейтингов образовательных организаций высшего образования: Донской ГАУ входит в число наиболее востребованных сельскохозяйственных вузов России.

Донской государственный аграрный университет позволяет получить качественное образование в соответствии с потребностями рынка труда, интересами и уровнем подготовки личности. На основании Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 10 ноября 2015 года, Свидетельства о государственной аккредитации №1922 от 06 мая 2016 года и Свидетельства о государственной аккредитации №3619 от 09 июля 2021 года университет реализует широкий спектр образовательных программ.

ФГБОУ ВО Донской ГАУ реализует следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Донской государственный аграрный университет большое внимание уделяет формированию в вузе безбарьерной архитектурной среды, организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, развитию и обслуживанию информационно-технологической базы обучения, развитию образовательных технологий, разработке образовательных программ и учебно-методического обеспечения, в том числе адаптационных, реализации мероприятий по социокультурной реабилитации, содействию трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

  • Главная

    Официальный сайт ДГАУ

    • Cведения об образовательной организации
    • Инклюзивное образование
    • Дополнительное профессиональное образование
      • Институт непрерывного образования (п.Персиановский)
      • Институт непрерывного образования (г.Новочеркасск)
      • Азово-Черноморский инженерный институт (г.Зерноград)
    • Новости и объявления
    • Вакансии
    • Федеральные и региональные целевые программы, государственная поддержка села
    • Информация работодателей
    • История университета в лицах
    • Перевод студентов на бюджетную форму обучения
  • Об университете

    Официальный сайт ДГАУ

    • Сведения об образовательной организации
    • История университета
    • Университет сегодня
    • Ректорат
    • Ученый совет
    • Административно-управленческий аппарат
    • Доска Почета
    • Партнеры университета
    • Информация Управления кадров
    • Противодействие коррупции
    • Защита персональных данных
    • Международное сотрудничество
    • Центр развития профессиональной карьеры
    • СМИ об университете
    • Полезные ссылки
  • Абитуриентам
    • Общая информация
    • Приемная кампания 2023
      • Бакалавриат
      • Специалитет
      • Магистратура
      • Аспирантура
      • Среднее профессиональное образование
    • Информация для иностранных абитуриентов/ Information for foreign applicants
    • Вступительные испытания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
    • Стоимость обучения
    • Целевое обучение
    • Образцы заявлений
    • Дни открытых дверей
    • Часто задаваемые вопросы
    • Приемная кампания 2022
      • Бакалавриат
      • Специалитет
      • Магистратура
      • Аспирантура
      • Среднее профессиональное образование
    • Информация о приеме 2021
      • Бакалавриат
      • Специалитет
      • Магистратура
      • Аспирантура
      • Средее профессиональное образование
    • Ответы на обращения абитуриентов
  • Обучение
    • Оценка качества образования
    • Факультеты
    • Кафедры
    • Среднее профессиональное образование
    • Библиотека
      • История библиотеки
      • Правила пользования библиотекой
      • Доступ к электронным образовательным ресурсам и базам данных
      • Электронная библиотека университета
      • Периодические издания
      • Вестник Донского ГАУ
      • Порядок проверки ВКР на объем заимствования и их размещения в ЭБС
      • Информация для пользователей
    • Электронная информационно-образовательная среда
      • Образовательные программы
      • Электронные образовательные ресурсы, базы данных
      • Портфолио студентов
      • Портфолио аспирантов
    • Расписание занятий
    • Аспирантура
      • Документы, регламентирующие образовательный процесс
      • Научное руководство аспирантами и соискателями
      • Образовательные программы
      • Федеральные государственные образовательные стандарты и требования
      • Портфолио аспирантов
      • Контактная информация
    • Платформа дистанционного обучения
    • Обучение иностранных граждан/for foreign students
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Заочное обучение
    • Музеи
    • Ответы на вопросы участников образовательного процесса
  • Наука и инновации
    • Национальный проект «Наука и университеты»
    • Инновационные разработки университета
    • Научно-исследовательская база
    • Докторантура
    • Совет молодых ученых и специалистов
      • Состав президиума
      • Документы
      • Новости студенческой науки
    • Защита диссертаций
    • Диссертационный совет 35. 2.014.01
    • Диссертационный совет Д 99.2.099.02
    • Диссертационный совет Д 99.0.104.02
    • Конференции, выставки, семинары, публикации
    • Научные конференции Донского ГАУ
    • Агропромышленный инновационно-консультационный комплекс
    • Вестник университета
    • Гуманитарный Вестник
  • Студенческая жизнь
    • Патриотическое воспитание, противодействие экстремизму и идеологии терроризма
    • Молодежные объединения университета
    • Студенческое самоуправление
    • Студенческий медиа-центр
    • Физкультура и спорт
    • Отдых и творчество
    • Общежития
    • Стипендиальное обеспечение и другие формы материальной поддержки
    • Плата за обучение
    • Социально-психологическая служба
    • Творческое объединение «Донской Пегас»
  • Контакты
  • Электронная информационно-образовательная среда

Акмеологический подход к формированию здорового образа жизни студентов вузов

Серия: Успехи исследований в области экономики, бизнеса и управления

Авторы

Баходир Мамуров, Абдухаким Маманазаров, Кобилжон Абдуллаев, Исмоил Давронов, Нурзод Давронов, Косимжон Кобилжонов

Автор, ответственный за переписку

Баходир Мамуров

Доступно онлайн 23 марта 2020 г.

DOI
10.2991/aebmr.k.200318.043Как использовать DOI?
Ключевые слова
акмеология, здоровый образ жизни, здравоохранение, профилактика, студенческая молодежь, формирование, воспитание, деятельность
Реферат

В статье представлен анализ формирования здорового образа жизни студентов в условиях системы высшего образования, дает педагогическую трактовку здорового образа жизни, формулирует условия использования акмеологического подхода к формированию здорового образа жизни студентов. Проведен анализ сущности здоровья как понятия и на основе этого показано, что здоровье есть: человеческая ценность; гармония психического и физического самочувствия; система установок и мотивов поведения человека в социальной среде; нормальное функционирование и активность организма; наличие стабильной психоэмоциональной сферы человека к жизни; физическая и умственная работоспособность человека; устойчивость к различным факторам жизнедеятельности. Показаны акмеологические условия, способствующие формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса.

Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы III Международного научного конгресса Society of Ambient Intelligence 2020 (ISC-SAI 2020)
Series
Достижения в области экономики, бизнеса и управления
Дата публикации
23 марта 2020 г.
ISBN
10.2991/aebmr.k.200318.043
ISSN
2352-5 428
DOI
10.2991/aebmr.k.200318.043Как использовать DOI?
Copyright
© 2020, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью

ризенвбиб

 TY - КОНФ
AU - Баходир Мамуров
AU - Абдухаким Маманазаров
AU - Кобилжон Абдуллаев
AU - Исмоил Давронов
AU - Нурзод Давронов
AU - Косимжон Кобилжонов
ПГ - 2020
ДА - 23.03.2020
ТИ - Акмеологический подход к формированию здорового образа жизни студентов вуза
BT - Материалы III Международного научного конгресса Society of Ambient Intelligence 2020 (ISC-SAI 2020)
ПБ - Атлантис Пресс
СП - 347
ЭП-353
СН - 2352-5428
УР - https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200318.043
ДО - 10.2991/аебмр.к.200318.043
ИД - Мамуров2020
Скорая помощь -
 

скачать .riscopy в буфер обмена

Верифицируемые модели формирования акмеологической компетентности специалистов физической культуры в процессе непрерывного профессионального образования | Дерека

Абдалина Л. В. (2008) Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога. Расширенный автореферат докторской диссертации. Тамбов. Тамбовский ГУ Г. Р. Державина.

Аркес Х.Р., Гарске Ю.П. (1982) Психологические теории мотивации. Монтерей.

Арзютов Г.Х. М. (2000) Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо) : Автореф. Киев. Национальный педагогический ун-т им. М. П. Драгоманова.

Бакшаева Н. А. (2006) Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва : Логос.

Быстрицкая Е. В. (2014) Дидактическое моделирование двигательных действий в психологии спорта. Дидактическое моделирование двигательных действий в спортивной психологии. Спортивный психолог. – Спортивный психолог,1 (32), 9-13.

Деминский О.С. (2003) Дидактические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса в системе подготовки спортсменов: Автореф. Киев. Ин-т педагогики АПН Украины.

Дерека Т.Г. (2016) Непрерывная профессиональная подготовка специалистов физической культуры: акмеологические засады. Киев : Выдавникво ВП «Эдельвейс».

Дерека Т. (2016) Формирование личностного компонента в структуре акмеологической компетентности специалистов физической культуры. Передовой научный журнал.

Дыба Т. (2015) Профессиональная подготовка специалистов физической культуры на компетентностной основе. Передовой научный журнал.

Федотова Е. В. (2001) Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. Москва : Компания Спутник.

Grabowski H. (2004) Uwagi krytyczne o wychowaniu fizycznym i ksztalceniu nauczycieli. Импульс, Краков.

Хекхаузен Дж., Хекхаузен Х. (2010) Motivation und Handeln Heckhausen.

Хозяйнов Г.И. (2007) Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Москва : Академия.

Юров И. А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. Москва : Сов. Спорт.

Ильин Дже. П. (2013) Мотивы и мотивации. Тернополь : Навчальная книга. Богдан.

Конох А.П. (2006) Профессиональная подготовка будущих специалистов спортивно-оздоровительного туризма в вузе: [монография]. Запорожье : ЗДУ.

Кошман Д.М. (2015) Образовательные возможности акмеологического подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста по физическому воспитанию и спорту. Ві–сник Черні–гівського національного педагогі–чного унці–верситету. SerÑ–ja – Вестник Черниговского национального педагогического университета.

Курамшин Ю. Ф. (2010) Теория и методика физической культуры. Москва : Советский спорт.

Ломов Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, Наука.

Начинская С. В. (2005) Спортивная метрология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия.

Платонов В. Н. (2003) A Preparacao Fisica. Рио-де-Жанейро: спринт.

Посохова А.В. (2014) Психолого-акмеологические основы проблемы поли профессионализма. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.

Квеннерштедт М., Ларссон Х. (2015) Обучение двигательным культурам в практике физического воспитания [Электронный ресурс] / М. Квеннерстедт, Х. Ларссон // Спорт, образование и общество. — Опубликовано в Интернете: 21 января 2015 г. — DOI: 10.1080/13573322.2014.994490. Режим доступа: http://www. tandfonline.com/doi/full/10.1080/13573322.2014.994490#

Сайганова Е. Г. (2009) Физическая культура как условие личностно-профессионального развития кадров государства ной гражданской службы [Физическая культура как условие личностного и профессионального развития государственных служащих. Расширенный автореферат докторской диссертации. Москва Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сущенко Л.П. (2003) Профессиональная подготовка специалистов физкультурного воспитания та спорта (теоретико-методологический аспект) : [монография]. Запорожье : Запорожский держ.ун-т.

Шыян Б.М. (1997) Теоретико-методические основы подготовки специалистов физкультурного воспитания в педагогических навч. Расширенный автореферат докторской диссертации. Киев. Институт педагогики и психологии профессионального образования.

Шкребтий Ю. М. (2006) Управление тренировочными и изменчивыми назначениями спортсменов высокого класса в умовах интенсивификаций процесса подготовкы: Автореф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *